В. ГРАНКИН,
кандидат экономических наук
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Рассматриваются вопросы развития банковского финансирования инвестиций, в частности, причины недостаточного объема долгосрочного банковского кредитования реальных инвестиций в основной капитал. Раскрываются основные направления увеличения ресурсной базы банков, сущность и значение синдицированных кредитов, анализируется новое валютное законодательство.
Ключевые слова: инвестиции, банковское кредитование, рынок синдицированных кредитов, долгосрочные кредитные ресурсы, проектное финансирование.
Вопреки финансовому кризису, существуют факторы, указывающие на возможный рост банковского кредитования инвестиций в ближайшие годы. Расширение и интенсификация финансирования инвестиций в основной капитал посредством долгосрочного банковского кредитования и лизинговых операций возможны лишь при совершенствовании денежно-кредитной политики и других мер на государственном, макроэкономическом уровне. Однако эти общеэкономические меры есть необходимое, но недостаточное условие роста инвестиций.
Помимо этого требуется совершенствование работы на уровне отдельных банков и лизинговых компаний, в том числе за счет развития новых и малоиспользуемых инструментов кредитования, (включая проектное финансирование) и расширения таких видов лизинга, как лизинг недвижимости и возвратный лизинг.
Основные причины явно недостаточного объема долгосрочного банковского кредитования реальных инвестиций в основной капитал (в отличие от инвестиций в финансовые активы) состоят в следующем:
- высокий уровень инфляции;
- недостаточно благоприятный инвестиционный климат в стране;
-низкая капитализация и хронический дефицит долгосрочных пассивов в общей ресурсной базе банков;
- высокая задолженность предприятий и организаций (на сегодняшний день, по данным Федеральной службы статистики России, около половины из них убыточны), что обусловлено низкой их конкурентоспособностью;
- отсутствие достаточных активов предприятий, которые могли бы быть использованы в качестве обеспечения, и высокая (практически недоступная) стоимость банковских гарантий по долгосрочным кредитам.
Среди макроэкономических проблем, сдерживающих развитие долгосрочного инвестиционного кредитования, доминирует высокий уровень инфляции. Считается, что нынешний уровень инфляции не мешает процессу кредитования в долларах и евро. Но здесь есть другие препятствия, обусловленные нерешенными проблемами валютного законодательства (необходимость разрешения на валютные операции не только для кредитора, но и для заемщика) и дополнительными валютными рисками.
В ближайшей перспективе предстоят значительные изменения в области либерализации валютных отношений: введено новое валютное законодательство. Российские банки и бизнес заинтересованы в свободной миграции капиталов и международных операциях. Мы считаем, что либерализация валютных отношений -очень тонкий механизм «экономической настройки», и здесь должна быть взвешенная
последовательность. При этом одним из главных условий валютной либерализации должно быть создание равных условий конкуренции российских банков с иностранными.
Новое валютное законодательство основывается на концепции, предусматривающей избирательную либерализацию внешнеэкономических отношений, в частности, снятие ограничений на трансграничное оказание банковских услуг без адекватной либерализации внутреннего финансового рынка. По нашему мнению, это может привести к негативным последствиям для российской экономики, что было подчеркнуто на XXVI съезде Ассоциации российских банков (АРБ).
Ассоциация российских банков, в состав которой входит 90% отечественных коммерческих банков, высказывает мнение, что после вступления в силу 18 июня 2005 г. нормы, предоставляющей юридическим лицам резидентам право свободного открытия счетов в зарубежных банках и распоряжения зачисленными на них средствами, произошли следующие отрицательные последствия для развития российской банковской системы:
1) переход наиболее надежных и кредитоспособных клиентов на обслуживание в иностранные банки;
2) резкое уменьшение трансграничных денежных потоков вследствие перевода их за рубеж;
3) уменьшение объемов пассивов (особенно краткосрочных ресурсов на счетах юридических лиц;
4) сокращение ресурсной базы российских банков и объемов кредитования (особенно долгосрочного).
Увеличение ресурсной базы банков, по нашему мнению, будет наращиваться по следующим основным направлениям:
1. Рост вкладов населения.
В банках западных стран вклады населения составляют 35-55% общей суммы привлеченных средств и являются важнейшим источником кредитных ресурсов. В России вклады населения составляют до 25% привлеченных средств.
Принятый в 2004 г. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» усилил государственную защиту интересов вкладчиков. Следует отметить, что указанный закон не решает проблему «удлинения» ресурсной базы банков, так как депозиты физических лиц вне зависимости от установленных договорами сроков по существу являются средствами «до востребования». В этой связи с целью расширения спектра вкладных операций необходимо пересмотреть положения ст. 837 Гражданского кодекса РФ и внести изменения, предоставляющие сторонам право предусматривать в договоре банковского вклада иные, чем по первому требованию, условия досрочного возврата вклада.
2. Ускорение процессов вовлечения в банковский оборот самых «длинных» ресурсов экономики
- пенсионных и бюджетных средств. В соответствии с действующим российским законодательством, управляющие компании могут размещать на счетах в кредитных организациях до 20% аккумулированных ими пенсионных накоплений. В условиях, когда на эти компании приходится всего около 4% накопительной части пенсии (около 2 млрд. руб.), объемы долгосрочных ресурсов, которые могут быть привлечены в банки, являются мизерными (около 400 млн. руб., или 0,8% от общего объема накопительной части пенсии граждан).
При этом Внешэкономбанк, который в качестве государственной управляющей компании также может размещать до 20% средств накопительной части пенсии в банки
(более 10 млрд. руб.), инвестирует все средства в государственные ценные бумаги и еврооблигации.
Вовлечение данных ресурсов в оборот коммерческих банков может быть реализовано посредством следующих мероприятий:
- разрешение Пенсионному Фонду РФ размещать пенсионные накопления не только во Внешэкономбанке РФ, но и в других управляющих компаниях;
- введение практики размещения части пенсионных накоплений на счетах в российских коммерческих банках;
- увеличение квот на инвестирование средств пенсионной системы в банковские депозиты;
- внесение дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью предоставления субъектам РФ, а также органам местного самоуправления права открытия счетов бюджетов в кредитных организациях;
- разрешение банкам совмещать банковскую деятельность и деятельность по управлению инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;
3. Одним из дополнительных финансовых инструментов привлечения долгосрочных ресурсов является эмиссия банковских облигаций.
Ускорению развития рынка облигаций коммерческих банков, по нашему мнению, будет способствовать снятие законодательных ограничений на объем эмиссии облигаций. Целесообразно ограничивать размер необеспеченной залогом собственного имущества или третьими лицами эмиссии облигаций банков не величиной уставного капитала, а размером собственных средств банка-эмитента.
В целях расширения кредитных ресурсов следует ускорить создание полноценной правовой базы по секьюритизации активов. Целесообразно подготовить специальный закон о секьюритизации активов, который будет регулировать выпуск обеспеченных активами ценных бумаг посредством создания специализированных инвестиционных фондов. Увеличение ресурсной базы коммерческих банков прямо связано с повышением капитализации банков и ростом их рентабельности. Важнейший путь повышения капитализации банков - увеличение инвестиционной привлекательности банковского капитала. Этого можно добиться прежде всего через улучшение показателей рентабельности деятельности банков, обеспечение обязательной выплаты дивидендов. Именно на этой основе можно активно вовлечь в банки капиталы из других отраслей экономики.
Наряду с этим повышение уровня рентабельности банков сдерживает чрезмерный объем затрат, характерный для российских банков, с различным уровнем банковского капитала. Он не позволяет кредитным организациям снижать процентные ставки и расширять доступ предприятий и населения к банковским кредитам.
Для решения проблем повышения рентабельности деятельности банковской системы целесообразно в ближайшей перспективе предпринять следующие меры по снижению затрат банков: уменьшить расходы на составление отчетности; предоставить кредитным организациям право самостоятельно находить рациональный баланс между расходами на открытие подразделений, снизить издержки банков по осуществлению вмененных функций контроля.
Одним из перспективных направлений развития долгосрочного банковского кредитования является проектное финансирование (ПФ).
Мы можем выделить несколько причин, обусловливающих необходимость использования проектного финансирования как дополнения традиционного банковского кредитования:
- потребность значительного количества предприятий в получении инвестиционных кредитов, причем во многих случаях эти потребности намного превышают ресурсные возможности отдельных банков;
- неудовлетворительное финансовое положение большей части предприятий (убытки, угроза банкротства, наличие непогашенных задолженностей по ранее полученным кредитам, займам и ссудам; просроченная кредиторская задолженность во взаимоотношениях со смежниками и т.д.);
- исчерпанность у многих российских предприятий традиционных форм обеспечения (их имущество в ряде случаев сильно обесценилось; многие активы уже реализованы в погашение ранее полученных кредитов и ссуд; часть активов в настоящее время находится под залогом или арестом; в результате многочисленных реорганизаций имущественноправовой статус многих активов стал крайне неопределенным и т.д.).
Вместе с тем проектное финансирование имеет и ряд недостатков: повышенный процент по кредиту в связи со значительными рисками, высокие затраты по предпроектным работам, достаточно длительный период времени от подачи заявки до принятия решения о финансировании. Однако указанные недостатки не уменьшают значимость этого вида кредитования.
Определенная работа по подготовке ведущих российских банков к кредитным операциям по схеме ПФ началась в середине 1990-х годов. В это время в России, в частности, началась реализация двух совместных проектов МБРР и ЕБРР — Проекта развития финансовых учреждений (ПРФУ) и Проекта поддержки предприятий (ППП). Одна из основных целей указанных проектов - формирование в России сети банков, способных профессионально осуществлять кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.
Финансовые кризисы 1998 г. и нынешний кризис фактически заморозили дальнейшую деятельность российских банков в рамках ПРФУ и ППП (более того, несколько участвующих банков обанкротились, в связи с чем Минфин России понес существенные убытки). После упомянутых кризисов даже в тех немногих банках, которые имели структурные подразделения ПФ, деятельность в области долгосрочного инвестиционного кредитования была резко свернута. Единственным банком, который не сократил, а даже продолжал наращивать масштабы кредитования реального сектора экономики, был «Сбербанк» (в структуре этого банка существует достаточно крупный департамент ПФ).
Исходя из специфики сложившейся общеэкономической и отраслевой ситуации, сегодня временные перспективы использования ПФ как инструмента привлечения инвестиций имеют те отрасли российской экономики, которые ориентированы на экспорт, - нефтяная, газовая, металлургическая, а также предприятия
лесоперерабатывающего комплекса и отдельные предприятия пищевой промышленности.
По нашему мнению, учитывая масштабность инвестиционных проектов в этих отраслях и ограниченность долгосрочной ресурсной базы даже крупных российских банков, сделки ПФ в большинстве случаев могут быть организованы только на базе банковских синдикатов и консорциумов. Указанные банковские объединения могут формироваться из российских банков или иметь смешанный состав (российские и иностранные банки).
В отдельных случаях возможен вариант 100%-ого участия в сделках ПФ иностранного банковского капитала. Это можно реализовать при условии, что проектная компания (получатель кредита) будет сформирована при участии иностранных спонсоров и владении ими контрольного пакета акций. Но такая схема, разумеется, может быть использована далеко не во всех отраслях российской экономики. Например, применительно к газовой промышленности и другим отраслям, имеющим стратегическое значение для российской экономики, вариант создания проектных компаний, фактически управляемых иностранным капиталом, вряд ли приемлем.
Синдицированные кредиты являются наиболее дешевым способом привлечения средств от западных банков, но доступен этот механизм только тем кредитным организациям, на которых у зарубежных партнеров открыты лимиты. Этот инструмент подходит для крупных российских банков с уже сложившейся кредитной историей, которые могут рассчитывать на большое число желающих участвовать в синдикате.
При этом участники синдиката редко соглашаются брать на себя риск процентной ставки, и поэтому предоставление средств в виде синдицированных кредитов часто предполагает плавающую ставку, но она не является помехой, поскольку срочность привлекаемых кредитов соответствует срочности банковских активов, поэтому риск процентной ставки по привлечению соответствует риску при размещении. Кроме того, у банков есть возможности при желании хеджировать риски колебания ставок на мировых рынках.
В России рынок синдицированных кредитов, когда участвуют только отечественные банки, находится на низком уровне, и случаи таких синдикаций единичны (в то же время в развитых странах до 80 % крупных кредитов выдается на условиях синдикации).
Развитию синдикации в отечественной практике с участием российских банков и в рамках российского права препятствуют следующие обстоятельства:
- во-первых, в качестве экономических проблем при организации синдицированного кредита следует отметить необходимость согласования подходов банков-участников синдицированного кредита к оценке заемщика. Если в отношении крупного заемщика прийти к консенсусу достаточно просто, то в отношении многих средних предприятий это сделать сложно, а в ряде случаев невозможно раскрыть конфиденциальную информацию о заемщике;
- во-вторых, трудности существуют и при определении условий кредитования. Источники кредитных ресурсов, процентные ставки, срочность имеющихся ресурсов у всех банков разные. Поэтому необходима долгая процедура поиска подходящих друг другу кредиторов, что затрудняет процесс организации кредита. Кроме того, для среднего банка существует значительный риск потери клиента, если в их кредитовании будут принимать участие другие кредитные организации;
- в-третьих, отсутствует и единая нормативно-правовая база синдицированного кредитования, и в случае возникновения споров между банками-кредиторами единственной возможностью разрешить конфликт остается арбитражный суд, который не имеет практического опыта решения подобных вопросов. Существующая нормативная база, регулирующая предоставление российскими банками синдицированных кредитов, несовершенна. Незначительная регламентация этого вида кредитования оговорена только несколькими фразами в двух Инструкциях Банка России. На практике организация банком синдицированного кредита по описанной Банком России схеме приведет к тому, что банк-организатор будет вынужден создать за счет собственных средств резерв в размере 20% на сумму, привлеченную для синдицированного кредита. Это значительно удорожает стоимость кредита;
- в-четвертых, данные о размере синдицированных (и аналогичных им) кредитов частично используются банками при расчете двух обязательных экономических нормативов: достаточности капитала (Н1) и общей ликвидности (Н5). В то же время такие данные не принимаются во внимание при расчете других обязательных нормативов (например, максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)), что не вполне оправданно. Это тоже усложняет практику синдицированного кредита.
Все перечисленное выше препятствует расширению практики синдицированного кредита в нашей стране.
Актуальность синдицирования кредитов российскими банками крайне высока. Во-первых, подавляющее большинство банков в России слишком малы для кредитования многих важных объектов. Во-вторых, дополнительным осложняющим моментом являются строгие ограничения по размерам кредитования одного заемщика. Эти ограничения не позволяют удовлетворять в полной мере потребности не только крупных, но даже средних корпоративных клиентов. Учитывая эти обстоятельства, можно утверждать: синдицирование кредитов в России - потенциально важная сфера
деятельности для крупных, средних и мелких банков.
Можно предположить, что механизм синдикации кредитов в ближайшее время будет отрабатываться применительно к проектам строительства жилищных объектов, имеющим срок реализации 1 - 1,5 года. Что касается других проектов (прежде всего промышленных), то сроки их реализации существенно больше, что резко повышает уровень риска синдицированных кредитов.
Наряду с этим, в одобренной Правительством России и Банком России Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации особое внимание уделяется процессам укрупнения кредитных организаций через их консолидацию, слияние и присоединение, но ничего не сказано о стимулировании развития синдицированных кредитов.
Мы считаем это существенным упущением. В связи с этим представляется целесообразным российским банковским ассоциациям (прежде всего Ассоциации российских банков и Ассоциации региональных банков России) при содействии Банка России создать рабочую группу для разработки нормативно-методических документов, регулирующих деятельность банков, объединившихся для финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.
Дополнительно можно рассмотреть возможность создания «кредитного клуба» (с учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой в данной области) из числа заинтересованных банков, ориентированных на кредитование инвестиций в реальном секторе экономики.
Развитию инвестиционного кредитования (в т.ч. в форме синдицированных кредитов) должно способствовать создание эффективной системы страхования (защиты) банковских депозитов, что в свою очередь должно привести к изменению структуры пассивов кредитных организаций в части увеличения долгосрочных ресурсов. Закон о кредитных историях принят и с сентября 2005 г. вступил в действие.
Изучение различных аспектов функционирования финансовых институтов свидетельствует, что у российских банков отсутствует стимул делиться информацией о своих заемщиках с конкурентами. Есть данные, что ряд банков создает собственные кредитные бюро. Цены на их услуги в законе не регулируются, и, установив высокие тарифы, такие бюро смогут лишить конкурентов доступа к своей информации.
Объявлено, что свое кредитное бюро будет создавать и самый крупный российский банк
- Сбербанк.
Сегодня российские компании, в том числе мелкие и средние, ведут бизнес со многими странами мира. Для того чтобы снизить риски неплатежей и неисполнения обязательств, а также получить доступ к дешевому и долгосрочному зарубежному финансированию, фирмы переходят на документарную форму расчетов с использованием аккредитивов, гарантий и других инструментов торгового финансирования.
Мы считаем, что необходимо более широкое использование современных механизмов торгового финансирования, создающих для компании дополнительные преимущества, прежде всего высокую рентабельность внешнеторговой сделки за счет существенного снижения затрат на кредитование в иностранной валюте по ставке не выше 10% годовых и дополнительную экономию оборотных средств, необходимую для финансирования сделки.
У. GRANKIN, candidate of economic sciences
THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF BANK FINANCING OF INVESTMENTS
The paper is considered the development of bank financing of investments, in particular, the causes of insufficient long-term bank lending to real investment in fixed assets. It exposes the main directions toward increasing the resource base of banks, the nature and importance of syndicated loans, examines the new currency laws.
Keywords: investment, bank lending, the market for syndicated loans, long-term credit resources, project financing.