^ входит в перечень территорий, относящихся Край-^ нему Северу и местностей, приравненных к районам х Крайнего Севера и на территории проживают сойоты, ш которые отнесены к коренным малочисленным на-х родам России.
^ Таким образом, классифицируя территории и тер-
2 риториально-пространственные образования по сдерживающим факторам, можно сделать следующие вы-
^ воды:
к • разработка программы социально-экономического развития должна учитывать специфику территории < и муниципального образования; ^Е • территория является базовой основой стратеги-¡^ ческого планирования развития территориально-^ пространственного образования;
3 • развитие территориально-пространственного об-
разования предусматривает преодоление проблем ограничения и ограниченности. В заключение отметим, что современная реформа местного самоуправления, начало которой положено Федеральным законом, внесла большие изменения в систему структуризации местного самоуправления. Следствием этого закона явилось выделение различных типов муниципальных образований, что усложнило
планирование развития муниципальных образований с учетом нормативно-правовых актов, поскольку районы имеют определенный статус. Все это надо учитывать при дальнейшем стратегическом планировании развития территориально-пространственных образований Республики Бурятии.
Литература
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3.
2. Алисов Н. В., Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира (Общий обзор). М., 2000. 704 с.
3. Вильсон В. Государство: Прошлое и настоящее конституционных учреждений / Пер. с англ.; Под ред. А. С. Ященко. М., 1905. 800 с.
4. Сергеевич В. И. Древности русского права: В 3 т. Т. 1: Территория и население. М., 2006. 256 с.
5. Бахов А. С. и др. Курс международного права: В 6 т. Т. 2. М.: 1967. 331 с.
6. Общая теория государства и права: В 2 т. / Отв. ред.: Д. А. Керимов, В. С. Петров. Т. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 304 с.
7. О государственной границе Российской Федерации: Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-I.
Основные направления развития АПК Красноярского края на основе интенсивного использования земельных ресурсов
Rationale for State Direction of Agricultural Development in the Krasnoyarsk Region: Expanding the Land Area
УДК 332.3(571.51
Зеньков Игорь Владимирович
старший научный сотрудник специального конструкторско-технологического бюро «Наука» КНЦ СО РАН (г Красноярск), доктор технических наук, доцент 660049, г. Красноярск, пр. Мира, д. 53
Zen'kov Igor' Vladimirovich
Mira Ave 53, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
В последние годы происходит снижение государственной поддержки в развитии аграрного сектора. Состояние агропромышленного комплекса Красноярского края и социальное положение сельского производителя в последнее время оценивается как критическое, что вызвано обострением вопросов продовольственной безопасности и конкурентоспособности производства в связи со вступлением России в ВТО. В работе авторы кратко представляют характеристику основных направлений хозяйственной деятельности
Кардашова
Екатерина Викторовна
аспирант Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск)
660049, г Красноярск, пр. Мира, д. 82
Kardashova Ekaterina Viktorovna
Mira Ave 82, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
агропромышленного комплекса Красноярского края, анализируя структуру инвестиций и субсидий в сельскохозяйственный сектор региона.
Несмотря на трудность развития сектора данного края, авторы отмечают, что в хозяйствах всех категорий произошло увеличение объема производства продукции животноводства. В ходе анализы авторами установлено, что изменение площади сельскохозяйственных земель влияет на поголовье продуктивного скота. В связи с этим в статье обосновываются
приоритетные направления развития АПК Красноярского края, предполагающие расширение площади продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, приводящие к адекватному развитию животноводческого сектора агропромышленного комплекса Красноярского края.
The article states that in recent years Russia has diminished state support for development of the agricultural sector. It has conducted this policy even though the state of agriculture and the situation of agricultural produce in Krasnoyarsk Krai region are now considered as being critical. The paper postulates that this dire situation has been caused by worsening food security and competitiveness in agricultural production since Russia became a member of the World Trade Organization (WTO). Subsequently, this document presents a brief description of the major areas of economic activity within the Krasnoyarsk agro-industrial infrastructure, analyzing the subsidies and investments in that region's agricultural sector. It notes that despite the region's difficulties, all types of farms have raised their output of livestock and livestock-related products. The analysis demonstrates how land policy changes have affected the number of heads of livestock produced. In conclusion, the review enumerates the priorities for agricultural development of the Krasnoyarsk region. Moreover, it even postulates how that this region could expand its livestock sector by increasing the overall land area available for agricultural purposes.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, земельные ресурсы, животноводство, субсидирование, инвестиции
Keywords: agro-industrial complex, land resources, livestock breeding, subsidies, investments
Российские властные структуры широко используют опыт развитых стран Европы по поддержке развития аграрного сектора. Однако в последние годы роль государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) снизилась, что было обусловлено низкой эффективностью громоздкого бюрократического механизма выделения бюджетных средств, перегруженностью излишними согласованиями, необходимостью подготовки огромного количества документов и проведения сложных расчетов, а также ущемлением реальных полномочий органов власти местного управления. Все это никак не способствовало результативности использования земель.
Росстат ежегодно сообщает о падении доли сельскохозяйственной продукции в ВВП России, снижении численности поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, сокращении площади пахотных земель и эффективных земель сельхозназначения, износе техники, уменьшении численности трудоспособного населения на селе. Указанные обстоятельства порождают недостатки в регулировании межотраслевых пропорций и обуславливают увеличение затрат на производство продукции, рост цен и тарифов. В результате в агрокомплексе постоянно сокращается количество хозяйств, занимающихся производством животноводческой продукции.
Что касается состояния АПК Красноярского края и социального положения сельского производителя, то в целом в последние годы оно оценивается как критическое. В связи со вступлением России в ВТО особенно обострились вопросы продовольственной безопасности и конкурентоспособности производства продукции. Проблемы роста объемов производства в сельском хозяйстве страны вызывают пристальное внимание со стороны государства. Развитие АПК рассматривается как один из приоритетных национальных проектов, призванные обеспечить рост объемов сельскохозяйственного производства и всего аграрного сектора российской экономики.
Несмотря на имеющиеся трудности, объем произ- ^ водства в хозяйствах всех категорий Красноярского =п края уже в I квартале 2012 г. в действующих ценах х достиг 6493,8 млн руб., что составляет 113,1% к I квар- ш талу 2011 г. [1]. Характерно то, что основную долю х сельскохозяйственной продукции производят несколь- ^ ко крупных и эффективных предприятий региона, такие ^ как ЗАО «Назаровское» и СЗАО «Краснополянское» Назаровского района, птицефабрики ООО «Сибирская ^ губерния» и ГУП «Бархатовская» Березовского района, к 4 сельхозпредприятия Ужурского района (ЗАО «Ис- =Ц кра», ЗАО «Солгонское», СПК «Андроновское» и ЗАО < «Локшинское»), а также хозяйства Канского, Сухобу- ^ зимского и Шарыповского районов (ОАО «Племзавод ^ „Красный Маяк"», СПК «Шилинское» и ЗАО «Авангард» ^ соответственно). 2
В 2011 г. производство мяса скота и птицы в сельхозпредприятиях края, по сравнению с 2010 г., увеличилось на 9,02 тыс. т [1]. Увеличился и объем производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий:
• скота и птицы (в живом весе) со 174,9 тыс. т в 2007 г. до 190,0 тыс. т в 2011 г.;
• молока с 661,5 тыс. т в 2007 г. до 730,0 тыс. т в 2011 г.;
• яиц с 686,9 млн шт. в 2007 г. до 714,2 млн шт. в 2011 г.
К сожалению, в 2010-2011 гг. рост объемов производства мяса (скота и птицы на убой в живом весе) был отмечен в сельскохозяйственных организациях 7 районов края, молока — 18 районов, на долю которых приходилось соответственно 54,8% и 74,1% общего объема их производства в регионе.
Эти показатели достигнуты в итоге перехода сельского хозяйства к рыночному регулированию производства. За указанный период в хозяйствах всех категорий края выбыло 844,9 тыс. голов крупного рогатого скота (КРС), на 578,9 тыс. голов сократилось поголовье свиней и на 670,6 тыс. голов — овец. Столь масштабное снижение поголовья сельскохозяйственных животных привело к падению производства основных видов продукции, несмотря на рост продуктивности животноводства.
За кризисные годы, несмотря на прибыльность производства молока, в целом по краю предпочтение было отдано производству более качественного зерна в связи с быстрой отдачей от вложенных средств и государственной поддержкой (кредитование сезонных затрат, обеспечение нефтепродуктами, субсидирование части затрат на страхование и приобретение элитных семян и пестицидов).
В то же время изменение соотношения отраслей производства в сторону растениеводства в связи с ликвидацией поголовья скота и птицы лишает хозяйства стабильного источника дохода, возможности сглаживания влияния погодных условий, а также покрытия убытков, полученных в одном из направлений за счет более высокой рентабельности других. Снижение производства сельскохозяйственной продукции влечет за собой уменьшение потребления полноценных продуктов питания населением и росту спроса на импортные продукты питания. И все же потребление продукции АПК изменилось незначительно (рис. 1). Усиливается тенденция к замене дорогих продуктов (мяса) более дешевыми (картофель). Так, если в 2000 г. по данным Красноярскстата потребление мяса населением составляло в среднем 65 кг в год, то в 2011 г. — только 23,5 кг. В то же время возросло потребление овощей (на 36,8%) и картофеля (на 8%).
<
о
ч
£_ 400
Еч
И Св
§ 350 о
ч
щ И1
и 300 я
0
1
§ 250 а
н
«
3 200
4 ю
03
а
К 150
100
50
ф — молоко и молочные продукты х — овощи и бахчевые □ — хлебопродукты д — картофель
О — сахар и кондитерские изделия ж — фрукты и ягоды о — мясо, включая субпродукты ■ — рыба и рыбопродукты
д
'«»Г
°о0оооо
Л А Д
$ ф ♦ « * $* *
-т, .7. м/ м/ м/ м/ V У "Ж Ж ж ж ж ж
О О
аэ о>
м о> о>
ю о>
О)
ь-
а> о>
а> а> о>
о о
од
со о о
<м
ю о о
N
Ь-©
о
<м
аз о о
<м
«н ео ю Год
о
<м
о
<м
о
N
Рис. 1. Изменение потребления продуктов питания в Красноярском крае в 1991-2015 гг.
С уменьшением за 2011 г. объемов производства скота и птицы на убой (в живом весе) уменьшилось и потребление. Регион вынужден ввозить аграрную продукцию из других областей. Так, по данным службы ветеринарного надзора администрации Красноярского края в 2009 г. в регион было завезено 16 тыс. т мяса всех видов, включая 8,7 тыс. т по импорту. В 2010 г. завоз мяса в край увеличился до 24,1 тыс. т, а импорт составил 12,7 тыс. т.
По данным сводной бухгалтерской отчетности в 2011 г. 58% чистой прибыли пришлось на долю всего 4 сельскохозяйственных организаций, в то время как остальные 388 организаций получили 42% так называемой «свернутой» прибыли (прибыль на 0,8 млрд руб. превысила суммарные убытки). Успешные показатели 2011 г. были обусловлены в основном высокой урожайностью зерновых культур, ростом производства мяса птицы, а также удачной конъюнктурой цен на зерно [1]. Согласно сводной отчетности, размер обязательств хозяйств, включая кредиторскую задолженность, значительно превысил задолженность перед хозяйствами, а чистая прибыль или убыток определяются не столько объемом средств, вложенных в производство продукции, сколько сложившейся ценовой конъюнктурой.
Из-за недостатка оборотных средств, необходимых для обеспечения сезонных полевых работ, в 2011 г. объем привлекаемых сельскохозяйственными организациям заемных средств составил более 2 млрд руб., что в 3 раза больше, чем в предшествовавшем периоде. Задолженность по оплате за пользование заемными средствами возросла в 3 раза, что почти в 1,4 раза превышает объем средств краевого бюджета, выделенных на государственную поддержку растениеводства на безвозвратной основе.
Дальнейшее повышение стоимости ГСМ, электроэнергии, семян, удобрений и кормов неизбежно приведет к замещению собственных источников на заемные
средства, продолжится «вымывание» в другие отрасли производства полученных субсидий и собственных средств хозяйств, не возобновляемых в цене на сельскохозяйственную продукцию. В данном случае сказываются недостатки в распределении средств на производство сельхозпродукции.
Несмотря на заявленный при реформировании органов государственной службы переход к системной оценке планов и показателей работы всех органов исполнительной власти, полномочия и функции, а также их разграничение между органами управления АПК региона четко не прописаны [3]. В силу этого, в целях повышения роли государственной поддержки в развитии АПК и обеспечения продовольственной безопасности Красноярского края следует обратить внимание на следующие вопросы:
• регулирование цен на топливо и электроэнергию за счет выделения субсидий в необходимых размерах и по ставкам субсидирования, способных обеспечить рентабельное производство продукции в заданных объемах на основании общекраевого мониторинга цен;
• формирование программ развития сельского хозяйства, направленных на коренное изменение эффективности использования бюджетных средств для достижения заданных результатов с объединением всех источников финансирования и закреплением роли и ответственности руководителей;
• упрощение процесса предоставления средств государственной поддержки в целях сокращения излишнего бюрократизма, обеспечения прозрачности, доступности, справедливости и гарантированности получения средств, а также передачи полномочий по расходованию части средств краевого бюджета на местный уровень;
• создание механизма страхования в сельском хозяйстве в целях обеспечения безусловного возме-
Растениеводство, 1%
Общее техническое оснащение
Молочная промышленность,
8%
Перерабатывающая промышленность, 1%
Животноводство, 89%
Рис. 2. Структура инвестиций в АПК на территории Красноярского края
<
щения потерь и повышения эффективности и соблюдения законности в использовании бюджетных средств;
• разработка системы стимулирования дополнительного расширения производства за счет повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку АПК и определение круга лиц, несущих ответственность за их выполнение;
• разработка системы мониторинга состояния продуктивных земель АПК, а также внедрение программ по их восстановлению и введению в целевую эксплуатацию.
Несмотря на административные препоны, в последние годы в Красноярском крае благодаря государственной поддержке и реализации национальных и региональных проектов началось динамичное развитие АПК. Сегодня в регионе осуществляется 45 сельскохозяйственных инвестиционных проектов общей стоимостью почти в 2 млн руб., что составляет 89% от стоимости всех реализуемых проектов (рис. 2).
Государственные субсидии, предназначенные для АПК Красноярского края, используются по многим направлениям. Субсидии на общее техническое оснащение включают расходы на закупку техники, в том числе комбайнов, проведение исследований в области АПК, информационное обеспечение работников сельского хозяйства, энергетическое обеспечение, компенсации и помощь в погашении кредитов, а также разработку целевых региональных программ. В целом на это направление приходится около 2% инвестиций.
Поддержка растениеводства включает расходы на подготовку чистых паров к посевной, страхование урожая, субсидирование закупки элитных семян, субсидии на закупку минеральных удобрений и средств химической защиты растений. Всего в это направление вкладывается около 1% выделяемых средств.
В крае, по инициативе министерства сельского хозяйства и продовольственной политики, реализуется программа по развитию животноводства, в которое вложено 89% от всех инвестиционных проектов АПК, а строительство, реконструкция и модернизация предприятий в регионе позволила уже в текущем году увеличить производство свинины и мяса. Уже по результатам десяти месяцев текущего года сельскохозяйственными предприятиями края произведено 85,2 тыс.т мяса в живом весе (101,5% к уровню прошлого года), свинины — 11,6 тыс.т (110,3%), мяса птицы — 48,8 тыс.т (102,9%).
Для развития свиноводства в крае были осуществлены строительство, реконструкция и модернизация таких сельскохозяйственных предприятий, как плем-завод «Шуваевский» в Емельяновском районе, «На-заровское» и «Ададымское» в Назаровском районе, а также «Агрохолдинга „Восток"» в Манском районе.
Производство мяса птицы увеличилось за счет реконструкции птицефабрик «Шушенская» в Шушенском районе, «Канская» в Канском районе и «Енисейская» в Сухобузимском районе.
Несмотря на государственную поддержку производства мяса, в последние годы в крае несколько снизилось производство говядины. В 2000-2010 гг. поголовье КРС в регионе снизилось с 660,1 тыс. голов до 434,5 тыс. голов (см. табл. 1). Региональные производители получают краевые субсидии на покрытие расходов по закупке племенного скота и проведение противоэпидемических мероприятий. Однако значительная их часть расходуется неэффективно. Согласно имеющимся данным, в животноводческом секторе их доля достигает 49%, в то время как в растениеводстве — 5,5%.
В 2007-2010 гг. инвестиционные проекты предусматривали развитие материальной базы животноводческого сектора за счет инвестиций. На реконструкцию было направлено 83% всех капиталовложений, а на создание основных фондов — только 17%. Таким образом, инвестиции в животноводческом секторе носят в основном восстановительный характер (табл. 2) [1].
Ежегодные объемы заготовки кормов на одну голову должны составлять для коров с удоем 3000 кг молока — 39-40 ц корм. ед., с удоем 4000 кг — 48-50 ц и с удоем 5000 кг молока — до 55 ц корм. ед. Основными кормами для коров являются сено, сенаж и зеленый корм. Концентраты в рационах коров должны составлять, в зависимости от продуктивности, 18-40% общей питательности рациона (7-22 ц) и нормироваться по 100-дневным периодам лактации [4].
Увеличение производства объемистых кормов (корма грубой и сочной консистенции) должно стать первостепенной задачей в создании стабильной кормовой базы. Оно невозможно без улучшения природных сенокосов и пастбищ, которые при сохранении тенденции выбывания пахотных земель значительно ограничивают рост данного сектора АПК (рис. 3).
Отрезок АВ на кривой «Посевная площадь» отражает тенденцию выбытия пахотных земель из оборота в долгосрочном периоде. Отрезок ВС показывает ввод земель из резервного фонда в сельскохозяйственный оборот. Существующие тенденции прямо влияют на обеспечение КРС кормами, а значит, обеспечивают рост его численности. Отрезки DE и GH отображают динамику фактического и возможного поголовья КРС. В работе под фактическим поголовьем КРС понимается его численность, которая содержится за счет всех источников кормов, в том числе ввозимых из других регионов. Под возможным поголовьем КРС понимается только то число голов, которое возможно прокормить за счет рациона обеспеченного земельными ресурсами Красноярского края. При этом отрезок HI имеет явно выраженную положительную тенденцию, которая соот-
о
о о
о о со
<
о
Таблица 1
Поголовье скота в хозяйствах всех категорий Красноярского края, тыс. голов
Год Крупный рогатый скот Коровы Свиньи
2000 660,1 295,0 487,1
2001 626,7 265,7 477,4
2002 609,0 247,9 507,2
2003 567,4 222,1 511,9
2004 512,5 200,1 422,4
2005 475,8 180,8 396,4
2006 444,6 167,1 388,3
2007 449,6 175,9 395,6
2008 450,6 173,9 391,1
2009 442,1 173,2 403,3
2010 434,5 173,3 424,1
2011 434,48 173,27 424,09
Таблица 2
Направления инвестирования в животноводческий сектор Красноярского края
Направление инвестиций Сумма инвестиций, тыс. руб. Район реализации
Наращивание кормовой базы 59 946 Ужурский
Реконструкция животноводческих помещений 450154 Назаровский, Шушенский, Ужурский
Строительство новых животноводческих комплексов 216000 Назаровский
Ц о
а ^
* «5
в £ 0) .
Я О ¡КРн
2000
Оптимистический прогноз
1500
>> ч « 3 о я Л?
н л
3
о
4 И
1000
500
0
• • •. N3 Пессимистический прогноз
д — посевная площадь
□ — возможная численность КРС
о — фактическое поголовье КРС
..... — стабилизационный
--экспоненциальная
(возможная численность КРС)
Оптимистический прогноз
Пессимистический прогноз
2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014
Год
Рис. 3. Изменение площади продуктивных земель и их влияние на возможную численность крупного рогатого скота
Примечание: пунктиром показано предлагаемое направление развития АПК.
Земельные ресурсы
о и
et m ен о
iS ^ га
о В
о 5
м &
о о
л к
ч ч
а) 3
s §
s *
$ S
га «
* S
3 И
в Я
8 ш
.
л
Ен
К
>>
Ч R О ^
. в Ä =в к
I 4) I-
3 ff
о
4 р
а 3
нч 03
С
« И
s 9
Sra
я &
1 § 5 а
£ х
а Ен аз S1 и
CÖ
со оj н
о _ а о о m
_ н
о о
§ *
ш 3
и щ
js а
4) о
ч h
2 'S
в к
В а
s 2
О Ен
О S
в а
и &
в ®
Н Ен
к и
>>
ч о а в
Щ
о
ч
и
В 3
В
о
Ен
в ч
О)
а
к ш в в
аз
В
s
Ен О В
в в в ч в
и
ю
>>
о
в в sr
и >.
ч о ft в >в о в
И1
о §
s в й и о ч о Sä
cd н
Ен и ш
£ и Di
в
ЕС
о ч
03
4
и о
в
cd В
в в ч в
и
ю
>»
о
<
о
Рис. 4. Субсидии в АПК Красноярского края
ветствует увеличению численности КРС, связанному с расширением посевных площадей (отрезок BC).
С учетом сложившихся тенденций развития АПК края нам представляются возможными три основных направления использования земельных ресурсов края (см. рис. 3).
1. Оптимистическая (PN1). Предполагает расширение площади пахотных земель и ввод их в сельскохозяйственный оборот, что влечет за собой адекватное увеличение численности КРС, представленное отрезком (QM1).
2. Стабилизационная ^N2). Предполагает стабилизацию достигнутых показателей в использовании земельных ресурсов, что обусловливает сохранение численности КРС на прежнем уровне, представленном отрезком QM2.
3. Пессимистическая (PN3). Предполагает наметившуюся траекторию сокращения площади земель в долгосрочном периоде, что уже привело к снижению численности КРС, представленного отрезком QM3. Анализ направлений развития АПК Красноярского края указывает на недостаток продуктивных земель, необходимых для развития животноводства, птицеводства и растениеводства. Решить проблему
их расширения позволит увеличение государственного субсидирования, а также привлечение частных инвесторов (рис. 4).
Решение задач повышения уровня экономической безопасности РФ, в том числе за счет увеличения формата собственной продовольственной базы на территории Сибири, может быть достигнуто за счет расширения площадей высокопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что станет импульсом для развития животноводческого сектора АПК.
Литература
1. Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края: Инвестиционный паспорт АПК Красноярского края. Красноярск, 2010.
2. О развитии сельского хозяйства: Закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 № N 264-ФЗ.
3. Васильцов В.С. Инновационная динамика российской экономики // Известия Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2011. № 5. С. 15-19.
4. Основные показатели АПК Красноярского края // http:// www.krasstat.gks.ru/digital/region13/default.aspx; http://www. krasstat.gks.ru/digital/region13/DocLib/pokazatel.pdf. (Дата обращения: 20.01.2012.)