Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА НАЛОГОВ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / ПОДХОДЫ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федосимов Борис Александрович

В статье рассмотрены основные направления трансформации налоговой системы РФ в условиях возникающих рисков, обусловленных переходом к цифровой экономике. Автором осуществлена систематизация основных аспектов, оказывающих влияние на налоговую систему страны в условиях цифровизации экономики. Выделены два основных подхода к трансформации налоговой системы в исследуемом контексте: предусматривающий теоретико-методологические поиски решения вопроса оптимизации системы налогообложения, включая элементы налогов, и направленный на разработку подходов по минимизации рисков государства и соответственно повышения качества налогового администрирования, в том числе посредством изменения самой модели взаимоотношений участников налоговых отношений и повышению их социального эффекта. Достоинства и недостатки данных подходов проанализированы автором через призму актуальной дискуссии в современной экономической науке. Автором аргументируется вывод о том, что в условиях санкций и вызовов цифровой экономики система налогов в РФ должна быть адаптирована к стрессовым и кризисным сценариям развития, что в целом соответствует неокейнсианским подходам. В то же время, трансформация системы налогов должна обеспечить равенство, нейтральность и прозрачность их распределения, что будет способствовать обеспечению стабильности налоговых поступлений в рамах основных принципов теории «экономики предложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF NEW APPROACHES TO OPERATION OF TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY

The article discusses the main directions of transformation of the tax system of the Russian Federation under the conditions of emerging risks caused by the transition to the digital economy. The author systematized the main aspects affecting the tax system of the country in the conditions of digitalization of the economy. Two main approaches to the transformation of the tax system in the context under study have been identified: a theoretical and methodological search for a solution to the issue of optimization of the tax system, including elements of taxes, and aimed at developing approaches to minimize the risks of the state and accordingly improvement of the quality of tax administration, including by changing the model of relations between participants in tax relations and improving their social effect. The advantages and disadvantages of these approaches were analyzed by the author through the lens of topical discussion in modern economic science. The author argues the conclusion that in the face of sanctions and challenges of the digital economy, the tax system in the Russian Federation should be adapted to stressful and crisis development scenarios, which is generally in line with Neoceinsian approaches. At the same time, the transformation of the tax system should ensure the equality, neutrality and transparency of its distribution, which would help to ensure the stability of tax revenues within the framework of the basic principles of the theory of "supply economy".

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

VTTk" "¡48 9 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

-'A14 JJO.Z. |(сс) VXJ С5У Tbs is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anie-2021 -1004-0066 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1640-4717 AuthorlD: 363258 ORCID: 0000-0002-1087-7645 ФЕДОСИМОВ Борис Александрович, кандидат экономических наук, председатель комиссии по аудиту, бухгалтерскому учёту и налогово-финансовому консультированию «ОПОРА РОССИИ»

(127473, Россия, Москва, 2-й Самотёчный пер., 7, e-mail: BorisFedosimov@gmail.com) Аннотация. В статье рассмотрены основные направления трансформации налоговой системы РФ в условиях возникающих рисков, обусловленных переходом к цифровой экономике. Автором осуществлена систематизация основных аспектов, оказывающих влияние на налоговую систему страны в условиях цифровизации экономики. Выделены два основных подхода к трансформации налоговой системы в исследуемом контексте: предусматривающий теоретико-методологические поиски решения вопроса оптимизации системы налогообложения, включая элементы налогов, и направленный на разработку подходов по минимизации рисков государства и соответственно повышения качества налогового администрирования, в том числе посредством изменения самой модели взаимоотношений участников налоговых отношений и повышению их социального эффекта. Достоинства и недостатки данных подходов проанализированы автором через призму актуальной дискуссии в современной экономической науке. Автором аргументируется вывод о том, что в условиях санкций и вызовов цифровой экономики система налогов в РФ должна быть адаптирована к стрессовым и кризисным сценариям развития, что в целом соответствует неокейнсианским подходам. В то же время, трансформация системы налогов должна обеспечить равенство, нейтральность и прозрачность их распределения, что будет способствовать обеспечению стабильности налоговых поступлений в рамах основных принципов теории «экономики предложения

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, налоговая система, система налогов, налоговая политика, налоговое администрирование, налоговые риски, подходы к функционированию налоговой системы

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF NEW APPROACHES TO OPERATION OF TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY

© The Author(s) 2021

FEDOSIMOv Boris Alexandrovich, candidate of economic sciences, chairman of the commission on audit,

accounting and tax and financial consulting "SUPPORT OF RUSSIA" (127473, Russia, Moscow, Second Samotechny Lane, 49, 7, e-mail: BorisFedosimov@gmail.com) Abstract. The article discusses the main directions of transformation of the tax system of the Russian Federation under the conditions of emerging risks caused by the transition to the digital economy. The author systematized the main aspects affecting the tax system of the country in the conditions of digitalization of the economy. Two main approaches to the transformation of the tax system in the context under study have been identified: a theoretical and methodological search for a solution to the issue of optimization of the tax system, including elements of taxes, and aimed at developing approaches to minimize the risks of the state and accordingly improvement of the quality of tax administration, including by changing the model of relations between participants in tax relations and improving their social effect. The advantages and disadvantages of these approaches were analyzed by the author through the lens of topical discussion in modern economic science. The author argues the conclusion that in the face of sanctions and challenges of the digital economy, the tax system in the Russian Federation should be adapted to stressful and crisis development scenarios, which is generally in line with Neoceinsian approaches. At the same time, the transformation of the tax system should ensure the equality, neutrality and transparency of its distribution, which would help to ensure the stability of tax revenues within the framework of the basic principles of the theory of "supply economy".

Keywords: digital economy, digitalization, tax system, system of taxes, tax policy, tax administration, tax risks, approaches to functioning of a tax system.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Стабильность и устойчивость системы налогообложения выступает одной из важнейших составляющих экономической системы современного государства, играя основополагающую роль в регулировании экономики и финансовом обеспечении, напрямую коррелируя с обеспечением процессов и условий социальной стабильности. В связи с этим любое государство в актуальных условиях стоит перед необходимостью оптимизации налоговой системы, поиска ее наиболее эффективных моделей функционирования и оптимальной структуры. Как известно, построение оптимальной налоговой системы одномоментно, с практической точки зрения, является невыполнимой задачей, так как изменение ее структуры, трансформации в любом из ее элементов, как и в многочисленном числе воздействующих на нее факторов внутреннего и внешнего порядка, может повлечь за собой совершенно различные последствия. На фоне непрерывного развития

государства и экономики налоговая система страны не может носить статический характер, она должна совершенствоваться и постоянно доводиться до уровня экономики, а также способствовать ее дальнейшему развитию и совершенствованию, что ставит на повестку дня в современных условиях необходимость непрерывной модернизации и оптимизации налоговых систем стран мира. В условиях глобального перехода к информационной экономике (текущим этапом развития которой выступает стадия цифровой экономики -в связи с чем мы далее будем также оперировать в статье термином «цифровая экономика») темпы данных процессов заметно нарастают. Цифровая (информационная) экономика представляет собой «результат трансформационных эффектов новых цифровых технологий в области информации и коммуникации» [1]

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Следует

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ФЕДОСИМОВ Борис Александрович ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ...

подчеркнуть тот факт, что информационная экономика, что стало в особенности остро проявилось на цифровом этапе ее развития, не вписывается в рамки устаревающей налоговой системы. И эта проблема затронула сегодня не только нашу страну. В контексте цифровой экономики трансформируется понимание сущности экономической эффективности национального хозяйства, растет число видов электронного бизнеса, которые с учетом сложившихся национальных норм, правил и стандартов налогообложения достаточно затруднительно привлекать к уплате налогов, с учетом влияния процессов цифровизации изменяются традиционные виды бизнеса и формы хозяйствования, появляются новые предприятия и рынки, транформируются традиционные услуги и продукция, в цифровой экономике начинают превалировать другие бизнес-модели, затрудняется само понимание существа modus operandi (способа действия) того или иного вида бизнеса. Внедрение информационных технологий ведет к размыванию географических и физических границ и открывает новые перспективы для экономического сотрудничества, а также для роста региональной и глобальной конкурентоспособности.

Симбиоз цифровизации и налоговой сферы стимулирует появление ряда новых преимуществ и возможностей для каждого участника налоговых правоотношений, а также для национальной экономики в целом. Так, для налоговых органов - это возможность повышения качества налогового администрирования и т.д. В то же время наблюдается появление глубинных трансформаций в системе налоговых отношений между государством и экономическими субъектами, размывание границ налогообложения и налоговой базы (в т.ч. по причине отсутствия методологического инструментария для определения экономически обоснованной стоимости новых товаров и услуг, формирования таких параметров налогооблагаемой базы, которые не поддаются оценке в традиционных методах анализа и выстраивания налоговой политики). Появляются новые проблемы, связанные со взиманием налога на прибыль организаций и НДС из-за необходимости одновременного администрирования большого числа резидентов различных юрисдикций - как поставщиков, так и потребителей продукции и услуг, испытывающих влияние процессов цифровизации, растущей мобильности, гибкости бизнеса, трансфертного ценообразования, появления уникальной продукции и услуг и др. И данные проблемы не носят единичный характер.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Как отмечают исследователи, в научно-методологических и практических дискуссиях о цифровой экономике в настоящее время все еще доминируют представители в области информационно-коммуникационных наук, специалисты в области экономической деятельности еще не в полной мере готовы комплексно и углубленно обсуждать данную тему на профессиональном уровне [2].

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Во многом это связано с трудностями применения привычного для экономистов каузального подхода к понятию стоимости в условиях цифровизации бизнеса. Однако основная проблема носит методологический характер и заключается в том, что подходов и стратегий к реализации концепции цифровой экономики существует достаточно большое количество [3]. В связи с этим для всех стран мира сегодня остро встает вопрос разработки и изменения подходов к функционированию всей налоговой системы в контексте приоритетов развития и в то же время с учетом глобальных вызовов информационной, цифровой экономики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с

полным обоснованием полученных научных результатов. О глобальном внимании к данной проблеме и ее остроте свидетельствует тот факт, что в разработанном в 2013 г. и внедряемом с 2014 г. «Плане действий по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением прибыли» (План BEPS) - совместном проекте ОЭСР и «Группы двадцати» [4], включающем обязательство по принятию необходимых для реализации как на национальном, так и на международном уровне, разработка мероприятий по решению проблем в сфере налогообложения информационной (цифровой) экономики занимает первостепенное место. Следует также отметить, что в настоящее время Еврокомиссия ведет речь о создании единой системы налогообложения для компаний, активно интегрирующих в свою деятельность разработки цифровых технологий (при этом компаний, не участвующих в данных процессах с каждым годом остается все меньше), в связи с чем странам рекомендуется изучать существующие бизнес-модели цифровой экономики, цепочки создания стоимости и соответствующим образом непрерывно корректировать национальные налоговые правила и систему налогообложения [5]. Для России, где индекс внедрения цифровых технологий компаниями международному рейтингу ICT Development Index (IDI) за последние 3 года вырос на 5 пунктов, [6] эти тенденции более, чем актуальны.

Необходимость совершенствования системы налогов под воздействием процессов цифровизации экономики актуализирована для нашей страны и тем фактом, что в российских экономических условиях сохраняется и растет дефицит федерального бюджета: в 2020 г. эта цифра планируется на уровне суммы 869 млрд. руб. (для сравнения - 819,1 млрд. руб. в 2019 г.) [7]. В то время как совокупный индекс налогов в России превышает мировой (47,4 % и 41 % соответственно^. Сегодня, по оценкам специалистов, в российской практике не вполне удовлетворительно разрешён вопрос оценки корреляции величины налогов и объемов теневой экономики, объемы которой находятся в обратной зависимости от величины налоговой нагрузки [8]. Вести речь о вхождении в цифровую экономику и оперативной оптимизации налоговой системы страны с учетом влияния происходящих в ее рамках процессов и наблюдающихся рисков в таких условиях достаточно затруднительно.

С точки зрения российского контекста в проблеме разработки и изменения подходов к функционированию всей налоговой системы в условиях цифровой экономики, на наш взгляд, можно выделить два ключевых направления:

- теоретико-методологические поиски решения вопроса оптимизации системы налогообложения, включая элементы налогов, действующих и предлагаемых в условиях цифровой экономики и процессов глобализации;

- разработка направлений по минимизации рисков государства и соответственно повышения качества налогового администрирования, в том числе посредством изменения самой модели взаимоотношений участников налоговых отношений и повышению их социального эффекта.

Обращаясь к проблеме научной разработки исследуемой в настоящей статье проблемы, следует отметить, что вопросы оптимизации систем налогообложения в современных экономических условиях находятся в центре внимания научного сообщества, практиков налогового дела, экономистов и гражданского общества уже многие десятилетия. Актуальность решения этой проблемы не ослабевает, так как она напрямую затрагивает интересы всего населения. В числе актуальных исследований в данной области, которые носят как комплексный характер, так и определенную видо-отраслевую

специфику, следует отметить работы Р.Е.Адушкина, Л.Ю.Багдасаряна, Д.А.Барышева, Ю.Н.Денисенко,

A.В.Заздравных, В.И.Звонова, И.С.Землянской,

B.С.Колчина, С.П.Колчина, В.Н.Лалина, Д.А.Матвеева, И.А.Перонко, Н.С.Сапуновой, Н.Ф.Самсонова,

C.В.Селезнева, С.В.Силова, О.В.Ситниковой, А.А.Цуканова и др. Анализ теоретических источников данных авторов свидетельствует, что существенные расхождения в позициях научных школ в разработке проблемы совершенствования систем налогообложения объясняются отличиями в национальных налоговых институтах, расхождениям традиционных научных направлений и современного неоклассического мейнстрима, спорами о сущности и значении искажений, которые вносит налогообложение в любую рыночную систему, тем более функционирующую в условиях цифровой экономики.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Автор настоящей статьи исходит из тезиса о том, что теория и методология налогов, развития налоговых систем и систем налогов является одновременно и теорией и методологией их совершенствования, так как теоретико-методологический анализ, как показывает исторический опыт в этой сфере, всегда направлен на выявления причин проблем, на которые указывает общество и налоговая практика и поиск путей их решения в процессе совершения.

Надо отметить, что отдельным направлением научной дискуссии в современных условиях является сопоставление категорий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов». Здесь мы наблюдаем вариативность теоретических воззрений множества авторов, в числе которых, в частности, следует отметить работы А.В.Брызгалина, О.В.Гордеевой, Н.Б.Грибковой, А.Ю.Ильина, Е.А.Лопатниковой, Д.Г. Черника и ряда других.

Оценка различных методологий налогообложения и обоснования проектов и моделей реформирования системы российских налогов в настоящее время изложена в трудах Н.С.Абашевой, А.Г.Аганбегяна, П.В.Акинина, И.М.Александрова, М.В.Аликаевой, И.В.Гарахина,

A.А.Колосова, Е.Ю.Колосовой, М.Б.Местоева,

B.Г.Панскова, О.С.Семеровой и др., предлагающих различные направления оптимизации действующей в текущих экономических условиях отечественной системы налогообложения с учетом различных факторов внешнего и внутреннего порядка.

В то же время надо отметить, что вопрос выработки направлений оптимизации российской налоговой системы и разработки предложений по ее реформированию с учетом влияния тенденций информационной экономики и сопровождающих ее развитие глобальных и национальных рисков разработан в отечественной экономической науке пока еще в незначительном числе научных работ, среди которых необходимо отметить исследования А.С.Адвокатовой. Л.И.Гончаренко, Е.Л.Гульковой, Т.В.Зверевой, М.В.Карп, Ю.В.Малковой, Т.Рамазанова, М.В.Типалиной и ряда других авторов.

Критическийанализсовременной структурыи степени работоспособности российской системы налогов, а также имеющихся концептуальных и методологических подходов к ее совершенствованию вывел автора настоящей статьи на уровень теоретического обобщения и предположения о возможности обоснования замены действующей громоздкой, затратной и неэффективной системы налогов в условиях развития цифровой экономики, требующей кардинальной трансформации национальных налоговых систем в новых условиях в максимально оперативные сроки (с учетом растущих вызовов и рисков информационной экономики), на более организационно упрощенную, менее затратную в администрировании, прозрачную и понятную

для субъектов экономики систему, включающую интегрированный единый налог.

Изучение охарактеризованных нами выше типов источников показывает, что, исходя из устоявшегося признания дифференциации понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов» [9], но, при этом, отсутствия ясности в определении «фундаментальных понятий» институтов налогообложения, вопрос о научном обосновании дефиниции система налогов в практической плоскости (предлагаемый автором в данной статье), её существенного упрощения, представляется не решенным. Попытки объяснить такое положение «проблемами экономического, организационного и правового отражения» и «отграничения налоговых отношений» от иных [10], представляются нам узкими и фрагментарными. Мы исходим из того, что система налогов и сборов остается неотъемлемой частью российской налоговой системы [11], но строится во многом по своим законам, имеет свои особенности, требующие, в плане оптимизации, специального детального обоснования.

На этапе социально-экономической стабилизации, на рубеже 1990-2000 годов, «налоговая реформа», стояла в числе главных задач экономической политики, что должно было (в совокупности с комплексом других факторов), обеспечить благоприятные условия производства, инвестиций и благосостояния населения. Затем, в условиях уже преодоления последствий мирового финансового кризиса, должны были сформироваться объективные предпосылки перехода к модернизационно-инновационной модели развития, в которой главным «фактором экономического роста», а также достижения «цивилизованного уровня жизни», ряд авторов называли формирование «эффективно работающей налоговой системы» [12]. Обрушившиеся на экономическую систему страны, до сих пор находящуюся в переходном состоянии и перманентном кризисе, стремительные трансформации в виде «инновационной экономики», «экономики знаний», «цифровой экономики» как неизбежные этапы эволюционного развития диктуют сегодня российской налоговой системе повышенные требования ускоренной трансформации и обновления.

В целом можно систематизировать следующие аспекты, в рамках которых осуществляется влияние цифровой экономики на налоговую систему нашей страны [13, 14]:

- внедрение и оказание цифровых государственных услуг ФНС России;

- автоматизация системы налогового контроля;

- создание благоприятных налоговых условий для стимулирования инвестиций в цифровые технологии;

- вовлечение огромного объема новых объектов налогообложения в бизнес-процессы, неуклонный рост связанных с ними бизнес-моделей, требующих разработки новых механизмов налогообложения продуктов, операций, возникших в условиях применения цифровых технологий;

- возникающие сложности в определении юрисдикцию, с которой связано получение налогооблагаемого дохода;

- появившаяся возможность у бизнес-субъектов иметь on-line присутствие без адекватной налоговой нагрузки;

- растущая мобильность покупателя и бизнес-функций свидетельствующая об утрате определения покупателя как субъекта налогообложения через гражданство увеличивает возросшие налоговые риски, связанные с уклонением от уплаты налогов;

- отсутствие прозрачности цифровой хозяйственной деятельности и проблемы ее налогового контроля.

В этих условиях возрастает объем государственных услуг, которые оказывает ФНС России, в том числе в электронном формате, с учетом, что каждому

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; в-КВЫ: 2712-8482

ФЕДОСИМОВ Борис Александрович ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ...

налогоплательщику - как физическому, так и юридическому лицу - должен быть предоставлен доступ к личной налоговой информации. Растет число различных электронных сервисов: «Личный кабинет юридического лица», «Личный кабинет физического лица», «Государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей», «НДС-офис интернет-компании» и т.д., которые должны иметь интеграцию с Единым государственным реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, федеральной информационной адресной системой, реестром арбитражных управляющих и т. д. Кроме того, введены в действие многочисленные электронные сервисы ФНС России: «риски бизнеса», «обратиться в ФНС России», «узнать о жалобе», «представление отчетности в электронном виде» и т.д. [14]

Закономерно, что в ближайшей перспективе классические понятия обязательных элементов налога, таких как «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговые ставки» и т.п. должны претерпеть изменения в связи с тем, что механизм их формирования трансформируется под влиянием цифровой реальности. Глубоких преобразований требует и налоговое администрирование, пока еще слабо адаптированное в нашей стране к условиям цифровой экономики. Для этого понадобятся новые специальные технологии налогового администрирования, способные пресекать уклонения от уплаты налогов и тем самым снижать налоговые риски государства.

Таким образом, наблюдающийся разрыв между требованиями реалий и текущим состоянием функционирования и без того в значительной степени перегруженной, комплексной налоговой системы страны, очевиден. Между тем, протекающий процесс цифровизации как на глобальном, так и на национальном и региональных уровнях является неизбежным и в ближайшей перспективе он продолжит свое распространение, предъявляя все новые вызовы действующей налоговой системе. Если раньше информационные решения затрагивали вопросы сервисного характера: рост числа электронных сервисов в налоговой сфере и выполняемых ими задач и т.п., то сейчас трансформация налоговой системы должна охватывать максимально все процессы, которые происходят в цифровой экономике. Поэтому сегодня необходима трансформация налоговой системы в условиях цифровой реальности, осуществляемая в соответствии с продуманной, взвешенной и эффективной налоговой политикой, которая должна быть реализована в максимально оперативные сроки.

Однако следует отметить, что утвержденная в 2019 г. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [15] во многом пока еще остается документом теоретического уровня. До настоящего момента в российских условиях не выработана целенаправленная политика в цифровой сфере в целом, в том числе не определены ключевые направления развития налоговой политики, направленные на поддержку цифровой экономики, не сформирован их устойчивых правовой базис, отражающий роль государства в этой сфере и его поддержку необходимых цифровых трансформаций. Расширение практики применения процессуальных норм Налогового кодекса РФ без установленных регламентов их применения в условиях цифровой среды формирует новую налоговую реальность. Не определенными в этой ситуации остаются как стратегии и модели контроля, так и защиты налогоплательщиков в текущих реалиях налогового администрирования.

В то же время, нужно заметить, что до сих пор бизнес, экспертное и научное сообщество и институты гражданского общества, констатируя, что система налогов в текущих условиях работает неудовлетворительно, не отвечает растущим вызовам цифровой экономики,

также не предлагают какого-то концептуально и методологически единого, относительно простого, не частного (фрагментарного) средства её оптимизации.

В частности, А.Г.Аганбегян прямо указывает и на «несостоятельность» всей современной российской налоговой системы, на «её неспособность выполнять свои основные функции», имея в виду обеспечение роста падающих доходов бюджета, стимулирование экономики, справедливое перераспределение доходов [16]. Исследователь обосновано исходит из того, что общий показатель налоговой нагрузки России (33-35% ВВП) примерно равен средним показателям по развитым странам, но требует снижения, так как современная Россия все же менее развита [16]. Этот уровень развития требует больше средств оставлять субъектам экономики и населению, для обеспечения источников развития. Ученый апеллирует к тому, что сегодня налоговая нагрузка не должна превышать 30% ВВП, а в связи с этим, на его взгляд, необходимо существенно облегчить налоговую нагрузку на бизнес, в частности, в сфере оплаты труда. Также вся налоговая система должна стимулировать не уклонения от уплаты налогов, как это происходит сейчас, а деловую активность, экономический рост и приток инвестиций. Для этого предлагается «упорядочить» фискальные льготы, сделав их более адресными. Кроме того, А.Г.Аганбегян предлагает (что также широко обсуждается в научной литературе) с помощью налогов сократить «огромную разницу в доходах богатых и бедных». Таким образом, автором обосновывается традиционный (обсуждаемый в России последние 200 лет) подход: снизить налогообложение «бедных» и повысить - «богатых», применяя прямые налоги на доходы, недвижимость, наследование и косвенные (акцизы) на предметы роскоши [16].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Указанные выше проблемы известны давно, как и предложенные меры, попытки реализации которых уже многократно терпели неудачи, причина которых, на наш взгляд, заключается в фрагментарном подходе, когда множество задач (проблем) решаются большим числом методов, которые крайне сложно систематизировать и синхронизировать для обеспечения системного эффекта, тем более в стремительно трансформирующихся экономических условиях под воздействием процессов цифровизации и глобализации в экономической плоскости, несущих новые вызовы и риски для системы налогообложения РФ. С точки зрения автора настоящего исследования, актуальный путь оптимизации налоговой системы призван реализовывать сегодня комплексный, системный подход. В данном случае, с методологической точки зрения, нецелесообразно вести речь исключительно об «упорядочении» [17], «упрощении», «унификации» действующей системы налогов, как и от предложений полной ревизии самих принципов построения их системы [18] или решения вопросов лишь оптимизации администрирования [19].

Следует также обратить внимание на тот факт, что в современной экономической литературе, как показывает анализ указанных выше источников, приоритет отдается трансформации систем налогов в сторону расширения спектра льгот, что, как считают некоторые авторы, будет «поощрять инвестиции и технический прогресс», в сравнении со снижением налоговых ставок при одновременной отмене льгот [20]. Данный подход в условиях цифровой экономики выглядит достаточно привлекательным для бизнеса. Однако при этом он ставит субъектов экономики в неравное положение. В то же время, необходимо учитывать тот факт, что российские учёные и практики активно ищут пути совершенствования налоговой доктрины в сфере налогового стимулирования, чтобы применить их для решения задач повышения инвестиционной активности субъектов российской экономики, приведения их в рамки

«законной налоговой оптимизации» [21].

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. В целом можно констатировать, что направления трансформации действующей системы налогов визуализируются в современной научной дискуссии достаточно четко. Это активизация налоговых рычагов для стимулирования модернизации российской экономики, что теоретически укладывается в рамки кейнсианских подходов. Сегодня, в условиях санкций и вызовов цифровой экономики, система налогов должна быть адаптирована к стрессовым и кризисным сценариям развития, что в целом соответствует неокейнсианским подходам. В то же время, трансформация системы налогов должна обеспечить равенство, нейтральность и прозрачность их распределения, что будет способствовать обеспечению стабильности налоговых поступлений в рамах основных принципов теории «экономики предложения». В данном случае налоги должны стать «инструментом перераспределения финансовых ресурсов и одновременно средством регулирования различных экономических и социальных процессов» [22]. На взгляд автора исследования, в первую очередь, необходимо на каждом из уровней систематизировать актуальные проблемы функционирования российской системы налогов, реализации их регулирующей функции, а именно критически оценить практику налогового льготирования и налоговой минимизации, применения различных налоговых инструментов: амортизационных премий, повышающих коэффициентов, «переносов на будущее убытков», налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков и т.п., что затем на данной основе позволит определить направления совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации с учетом ее текущего переходного состояния, влияния глобальных вызовов информационной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Добрынин А.П., Черных К.Ю. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий //International Journal of OIT. 2016. Vol. 4. N1. Рр.4-10

2. Рамазанов Т. Некоторые аспекты налогообложения в цифровой экономике//Вестник Ун-та им.О.Е. Кутафина. 2016. № 6. С.137-141

3. Гончаренко Л.И., Малкова Ю.В., Адвокатова А.С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики //Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. С. 166-172.

4. OECD Presents Outputs of 0ECD/G20 BEPS Project for Discussion at G20 Finance Ministers Meeting [Электронный источник]// OECD. org. URL: http://www.oecd.org/ctp/oecd-presents-outputs-of-oecd-g20-beps-project-fordiscussion-at-g20-finance-ministers-meeting.htm (дата обращения: 16.10.2020)

5. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Обзор [Электронный ресурс] //Группа Всемирного банка. URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/ curated/ru/ 413921522436739705/pdf/EAEU-Overview-Full-RUS-Final. pdf (дата обращения: 16.10.2020)

6. ICT Development Index (IDI) 2019 [Электронный источник]. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/statistics/ ITU_ ICT%20 Development%20Index.pdf (дата обращения: 16.10.2020)

7. Федеральный закон от 05.12.2017 г. N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»//Российская газета. 2017. N279. С.10

8. Вачугов И.В. Повышать налоги или бороться с теневой экономикой в налоговой сфере?// Современная система налогообложения в России: проблемы и перспективы: Мат-лы науч.-практ. конф. 2017. С. 45-50.

9. Колодина М. В. Система налогов субъекта Российской Федерации как часть налоговой системы РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 200 с.

10. Борисов А.М. «Налоговая система», «Система налогообложения» или «Система налогов и сборов»?// Налоги и налогообложение. 2010. № 3. С. 66-75.

11. Брякина А.В., Ремизов Д.Г. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы// Вестник Воронежского инта экономики и соц. управления. 2017. № 3. С. 57-61.

12. Местоев М. Б. Совершенствование российской налоговой системы в рамках теории переложения налогов : Дисс... канд. экон. наук. Р-н/Д, 2013. 190 с.

13. Зверева Т.В. Возможности налогового администрирования по минимизации налоговых рисков цифровой экономики// Инновационное развитие экономики. 2017. № 5. С.86-90

14. Гулькова Е. Л., Карп М. В., Типалина М. В. Налоговые вызовы цифровой экономики// Вестник Государственного университета управления. 2019. № 4. С. 89-95. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-4-89-95

15. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратег. развитию и нац. проектам от 04.06.2019 г. № 7) [Электронный источник] //Правительство России. URL: http:// government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения: 16.10.2020)

16. Аганбегян А. Г. О налоговой реформе// Экономическая политика. 2017. №1. С. 114-133.

17. Семерова О.С. Пути совершенствования системы прямого и косвенного налогообложения// Инновационное развитие экономики: реалии и перспективы: мат-лы межд. науч.-практ. конф. Белгород, 2015. С. 230-233.

18. Пансков В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 1. С. 112-119.

19. Гарахина И.В., Колосов А.А. Некоторые аспекты налогового администрирования в Российской Федерации// Вестник ВГАВТ. 2013. № 35. С. 224-230.

20. Колосова Е.Ю. Совершенствование системы налогов России в соответствии с международным опытом: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. 189 с.

21. Абашева Н.С. Налоговое стимулирование как приоритет налоговой политики государства//Вестник Марийского гос. ун-та. 2015. № 4. С.59-64.

22. Печенкина А. А. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога (финансово-правовой аспект): Дисс... канд. юрид. наук. Саратов, 2018. 212 с.

Статья поступила в редакцию 02.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.