Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3248
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОВЕРШАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОНННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CYBERCRIME / CYBERSPACE CRIME / INFORMATION TECHNOLOGY CRIMES / CRIMES COMMITTED USING INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTERNATIONAL COOPERATION IN COMBATING CRIME / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чепрасова Юлия Владимировна, Шмарион Полина Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности киберпреступлений и основные направления противодействия им как на международном, так и на национальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF COUNTERACTION TO CYBERCRIME

The article discusses the features of cybercrime and the main directions of countering it both at the international and national levels.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ»

Ю. В. Чепрасова,

кандидат юридических наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тянь-Шанского

П. В. Шмарион,

кандидат юридических наук, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ

THE MAIN DIRECTIONS OF COUNTERACTION TO CYBERCRIME

В статье рассматриваются особенности киберпреступлений и основные направления противодействия им как на международном, так и на национальном уровнях.

The article discusses the features of cybercrime and the main directions of countering it both at the international and national levels.

Киберпреступность является феноменом, сформированным в процессе научно-технического и технологического прогресса. Сегодня мы живем во время становления и развития виртуального мира, который в перспективе будет также насыщен событиями, как и мир материальный. Человечество доверяет все больше информации (а значит, и секретов) и передает все больше функций (в том числе управления и контроля) информационным системам.

Цифровые сервисы поменяли государственные услуги, образовательные и медицинские возможности. Чем более развитым является государство, тем активнее в нем идет процесс циф-ровизации, использования мобильной связи и развития электронных услуг, а стоимость этих услуг дешевеет. Однако цифровизация, бурный рост технологий, инновационные достижения, как известно, создают дополнительные риски и угрозы, в том числе криминогенного характера.

Преступники быстрее легитимных структур адаптируются к меняющимся условиям, быстрее осваивают новые технологии и используют их в противоправных целях. Преступный мир всегда на шаг впереди правоохранительной системы, а стремительный прогресс и процессы глобализации еще больше усложняют проблемы, связанные с противодействием преступности.

Отсутствие границ в киберпространстве обусловливает международный характер киберпре-ступности. Кроме того, отсутствие единых для всего мирового сообщества подходов к определению круга преступных деяний и доступность компьютерных сетей, средств телекоммуникационной связи приводит к тому, что преступники могут беспрепятственно выбирать правовую того государства, которая наиболее соответствует их преступным целям и сводит к минимуму риски привлечения к ответственности. Поэтому кибер-преступность представляет собой серьезную

проблему, решение которой предполагает развитие государственно-частного партнерства. Сотрудничать должны не только правительства, но и правоохранительные органы разных стран. Например, судам по всему миру нужна помощь в формировании понятных, открытых стандартов оценки электронных доказательств и борьбе с их фальсификацией.

Руководители транснациональных технологических корпораций призывают государства и международные организации активнее участвовать в управлении глобальным киберпростран-ством, так как последние годы злоумышленники все чаще производят кибератаки не только на корпорации и физических лиц, но и на социально значимые объекты. Борьба с «интернет-офшорами» также требует совместных усилий: преступники должны понимать, что, сменив домен, они не уйдут от ответственности, так как нарушают международные правила. Поэтому необходимо как можно быстрее выработать международные правила и стандарты противодействия киберпреступности, создать международный профильный орган регулирования данной деятельности. На основе имеющегося опыта следует осуществлять прогнозирование развития имеющихся в информационном пространстве тенденций и возникновения новых угроз, а также разработать и внедрить единую систему обеспечения кибербезопасности.

На современном этапе созданы и действуют международные организации, основной целью которых является обеспечение кибербезопасно-сти и противодействие киберпреступности.

Международное многостороннее партнерство против киберугроз (IMPACT) является исполнительным органом в области кибербезопасности специализированного учреждения ООН по вопросам информационно-телекоммуникационных технологий — Международного союза электросвязи (МСЭ).

IMPACT является первым в мире всесторонним альянсом против киберугроз, объединяющим правительства, академические организации и ведущих экспертов отрасли для повышения эффективности обеспечения информационной безопасности. IMPACT обеспечивает государствам, которые являются его членами, доступ к специальным знаниям, средствам и ресурсам для эффективного устранения киберугроз, а также оказывает учреждениям Организации Объединенных Наций помощь в защите их инфраструктур информационно-телекоммуникационных технологий.

Международный альянс обеспечения ки-бербезопасности (ICSPA) объединяет правительства, международный бизнес и правоохранительные органы (включая Европол) для борьбы с киберпреступностью в международном

масштабе, а также обеспечения международного обмена опытом.

Будучи крупнейшей международной полицейской организацией, Интерпол также предпринял шаги по оказанию практического содействия правоохранительным органам государств-членов в выявлении и раскрытии трансграничных преступлений, совершаемых в сфере использования информационно-телекоммуникационных технологий. Создан Международный центр Интерпола по инновациям в Сингапуре, разработаны и внедрены новые сервисы, утверждена Стратегия противодействия киберпреступности.

Деятельность данных международных организаций направлена на решение следующих задач:

1) выработка единых международных стандартов кибердеяний, подлежащих криминализации;

2) формирование единой терминологии и понятийного аппарата;

3) оказание консультационной помощи при принятии соответствующих уголовно-правовых норм на национальном уровне [1].

В конце 2019 года Генассамблея ООН приняла российскую резолюцию о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях и создании рабочей группы по международной информационной безопасности.

Тем не менее, несмотря на всю важность этого процесса, уровень участия государств в международном правотворчестве по вопросам ки-бербезопасности и противодействию киберпре-ступности остается низким.

Указом Президента РФ от 12.12.2014 № К 1274 была принята Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, в которой представлена государственная Система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (СОПКА) [2]. Эта система представляет собой единый централизованный, территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (подразделения ФСБ России). Кроме того, Концепция предполагает создание системы защиты от киберугроз органов государственной власти и финансовых учреждений.

В целях повышения качества жизни и работы граждан, улучшения условий деятельности организаций, развития экономического потенциала

страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий в 2010 году в Российской Федерации была разработана государственная программа «Информационное общество (2011—2020)». Одной из задач данной программы является предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства [3].

В 2015 г. Центральным банком РФ по поручению Совета Безопасности РФ был организован Центр борьбы с киберугрозами финансового характера, задачами которого является сбор сведений о кибератаках на банки и их клиентов, о потенциальных киберугрозах, а также передача этой информации финансовым учреждениям.

В результате банки совместно анализируют сценарии кибератак, обмениваются индикаторами компрометации, телефонами и номерами карт злоумышленников — на региональном, федеральном и отраслевом уровнях. Это помогает в том числе выявить и пресечь такие высоколатентные преступления, как мелкие хищения денежных средств, совершаемые посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий. Жертвы преступлений в случае хищений небольших сумм денег, как правило, не сообщают о таких фактах правоохранительным органам, чем преступники активно пользуются, преследуя цель получения значительных сумм денег путем совершения мелких хищений у большого количества лиц.

Деятельность органов внутренних дел также направлена на выявление, раскрытие и расследование преступлений, совершаемых в киберсреде. В оперативных подразделениях, а также в следствии и дознании как на федеральном, так и региональном уровне созданы специализированные подразделения по борьбе с киберпреступностью. При этом трудности процесса становления данных подразделений связаны не только с организационно-штатным, кадровым и материально-техническим обеспечением их деятельности, но и со спецификой раскрытия и расследования преступлений в киберсреде, в том числе недостаточным нормативно правовым регулированием данной сферы.

На заседании коллегии МВД России в ноябре 2019 года совместно с представителями Центрального Банка (России), Росфинмониторинга, Роском-надзора, а также крупнейших банковских структур были обсуждены и намечены конкретные меры по совместному противодействию преступным деяниям в данной сфере.

Профилактический эффект может иметь внедрение в иные финансово-кредитные органи-

зации опыта ПАО «Сбербанк», которое использует систему «Антифрод», обеспечивающую временную блокировку счета в случае возникновения сомнений у специалиста в правомерности перевода денежных средств до момента подтверждения собственником.

Анализ выявленных проблем позволяет сформулировать следующие предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по направлению противодействия киберпре-ступности:

1. Необходимо рекомендовать государству включить общественные отношения, возникающие и развивающиеся в виртуальном пространстве, в сферу правового регулирования.

2. Следует производить мониторинг интернета с целью выявления и своевременной блокировки контента, представляющего опасность (интернет-пирамид (хайп-проектов), фишинговых сайтов, сайтов, размещающих экстремистские, порнографические материалы, онлайн казино и т.п.).

3. В целях оперативной блокировки сайтов, мошеннических колл-центров, номеров телефонов, с использованием которых осуществляются мошеннические действия, необходимо разработать и внедрить механизмы взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, органами государственной власти и коммерческими организациями по обмену такой информацией. При этом целесообразно предусмотреть проведение Роскомнадзором систематического мониторинга интернет-ресурсов на предмет обнаружения сведений о торговле персональными данными пользователей. Кроме того, следует ужесточить контроль Роскомнадзора за деятельностью провайдеров, предоставляющих услуги сети Интернет в целях недопущения ано-нимизации киберпреступников при использовании виртуальных частных сетей (VPN), прокси-серверов и TOR-браузера.

4. Рассмотреть вопрос об ужесточении законодательства, которое регулирует сферу предоставления услуг IP-телефонии (отказ в регистрации пользователей с иностранными IP-адресами, расширение перечня предоставляемых документов при регистрации, введение голосовой биометрии для идентификации пользователя в момент регистрации).

5. На основе анализа следственной и судебной практики подготовить методические рекомендации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в сфере компьютерной информации и преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

6. Во взаимодействии со средствами массовой информации следует информировать населе-

ние о способах совершения преступлений в сфере компьютерной информации и преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, посредством электронных средств платежа и т.п., ответственности за их совершение, а также о способах защиты от таких посягательств; формировать в обществе культуру личной информационной безопасности посредством просвещения населения (правила хранения данных, периодичность и случаи смены паролей, программы родительского контроля за виртуальной деятельностью несовершеннолетних и т.п.)

7. В целях увеличения количества сотрудников органов внутренних дел, обладающих специальными знаниями и навыками для организации эффективной работы по противодействию преступлениям рассматриваемого вида, необходимо привлекать на службу в органы внутренних дел лиц, обладающих профильным образованием, полученным в гражданских вузах. Также следует осуществлять подготовку таких специалистов в образовательных организациях системы МВД России, а также переподготовку и повышение квалификации работающих сотрудников органов внутренних дел по проблемам противодействия преступности в киберсреде.

8. В рамках развития международного сотрудничества в процессе предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации и преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, необходимо разработать и закрепить в соответствующих документах механизм взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными органами иностранных государств при осуществлении данной деятельности.

9. С привлечением коммерческих организаций и 1Т-компаний необходимо совершенствовать систему защиты каналов передачи информации и баз данных от несанкционированного доступа.

10. Рассмотреть возможность подготовки предложений, направленных на ужесточение ответственности за незаконное разглашение или использование личных данных без согласия их владельца, совершенное лицом, которому эта информация была доверена или стала известна по службе или работе.

11. Повысить техническую оснащённость органов внутренних дел, что позволит своевременно реагировать на сообщения об информационных угрозах, пресекать незаконные действия, выявлять их источник и обеспечивать привлечение к ответственности виновных.

12. Усилить борьбу с видами преступности, тесно связанными с преступлениями в сфере компьютерной информации и совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (организованная преступность, экстремистская деятельность, незаконный оборот наркотиков, изготовление порнографических материалов, сексуальная эксплуатация и т.д.).

13. Для приведения к единообразию правоприменительной практики, повышения качества предварительного расследования преступлений в сфере компьютерной информации и преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, рассмотреть вопрос об обращении с предложением о закреплении Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснений, касающихся особенностей толкования и применения правовых норм, предусматривающих ответственность за их совершение.

14. Рассмотреть возможность расширения полномочий оперативных подразделений органов внутренних дел путем предоставления доступа к СОРМ-3 (система технических средств для обеспечения функций ОРМ). В настоящее время такие полномочия есть только у ФСБ.

15. Обмен информацией и организация работы подразделений УФСИН России и ФСБ России в местах отбывания наказания на региональном и федеральном уровне по выявлению лиц, совершающих мошеннические или иные противоправные действия, связанные с информационно-телекоммуникационной сферой. Установление технических средств противодействия сигналами сотовой связи (организация технической блокады).

16. Требуется переработка системы предоставления статической отчетности, в том числе после проведения заинтересованными подразделениями МВД России мониторинга и анализа формирования и применения сведений о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

17. ПДН во взаимодействии с образовательными организациями и СМИ необходимо побуждать родителей проявлять бдительность в отношении контента, доступного несовершеннолетним, оберегать детей от информации, которая может причинить им вред, негативно повлиять на их развитие.

18. Необходимо активизировать проведение углубленных виктимологических и криминологических исследований киберпреступности, направленных на выявление ее особенностей, закономерностей и детерминантов, криминологической характеристики личности киберпреступников, а также на

повышение эффективности деятельности по обеспечению кибербезопасности.

Успех в борьбе с киберпреступлениями во многом зависит от возможности быстро идентифицировать кибератаку. Поэтому нужны технологии, в том числе с использованием искусственного интеллекта, которые помогут быстро зафиксировать взлом и отреагировать на внедрение.

Пользователь информационно-телекоммуникационных технологий — это самое слабое звено в цепочке обеспечения киберзащиты организации и ее клиентов. В последнее время принципиально изменился вектор кибератак: если раньше они были нацелены на банки и коммерческие организации, то теперь — на физических лиц. В 2019 году более 80% атак на клиентов банков совершалось с помощью социальной инженерии (об-звоны, опросы, мошенничество в программах лояльности). Если раньше преступники выбирали в качестве мишени в основном пожилых людей, то в 2019 году фокус атак сместился на 25— 30-летних лиц.

Для защиты сотрудников банков и других организаций, использующих информационно-телекоммуникационные технологии, следует информировать их об ответственности, своевременно повышать уровень квалификации в вопросах обеспечения кибербезопасности, анализировать данные о цифровых следах и окружении в привязке к активности на устройствах.

При этом очевидно, что человек не может справиться с анализом растущего объема кибе-ругроз, которые обычно предшествуют совершению киберпреступлений. Постепенно для этих целей происходит внедрение искусственного интеллекта. Области применения искусственного интеллекта в обеспечении кибербезопасности и борьбе с киберпреступностью связаны с анализом поведения пользователей или систем и выявлением отклонений от заданного образца. Например, искусственный интеллект используется в системах фрод-мониторинга, позволяющих отслеживать и блокировать мошеннические транзакции на основе данных подобного анализа. При этом в руках злоумышленника искусственный интеллект может стать средством совершения преступлений, поэтому широкое распространение данных технологий несет в себе потенциальные риски, которые необходимо учитывать.

Следует обеспечить более широкое освещение вопросов предупреждения преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо издавать больше материалов, направленных на виктимо-логическую профилактику данных преступлений

и повышение информационной грамотности населения. Надо активно использовать такие формы подачи информации, как наружная реклама, трансляция видеороликов профилактической направленности, изготовление буклетов, памяток, другой печатной продукции, в том числе ориентированной на разные группы населения: детей; пенсионеров; лиц, имеющих разный уровень и профиль образования и т.п. Информацию можно размещать в интернете (например, на ведомственных ресурсах МВД России, Генеральной Прокуратуры РФ, а также сайте Госуслуг, Пенсионного фонда и т.д.), транспорте, в банках, органах социальной защиты населения, учреждениях здравоохранения, органах внутренних дел, других общественных местах).

Во время встреч с населением участковые уполномоченные полиции должны предупреждать об опасности киберпреступлений, информировать о наиболее распространённых способах совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а также о способах защиты от них.

В целях предупреждения преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, МВД России необходимо проанализировать правомерность и актуальность использования рассылки писем гражданам с официального почтового ящика МВД России с предупреждением о данных угрозах, в которых наглядно бы демонстрировались материалы о современных тенденциях и видах мошенничества, совершаемых злоумышленниками.

Кроме того, целесообразно в образовательных организациях ввести уроки информационной грамотности, а также в интернете — для населения старшего возраста. К этой деятельности можно привлекать IT-компании. Так, например, компания Group-IB, специалисты которой привлекаются к расследованию киберпреступле-ний, разработала и распространяет памятки для пользователей с рекомендациями о том, как предотвратить возможность использования информации кибермошенниками. «Лаборатория Касперского» — международная компания, работающая в сфере информационной безопасности с 1997 года — не только производит и распространяет продукты для обеспечения безопасности бизнеса, критически важной инфраструктуры, государственных органов и рядовых пользователей, но и предоставляет информационные материалы о существующих угрозах в киберсре-де и рекомендации по защите от них.

Повышение степени защищенности сетей и устройств, информационно-телекоммуникационных

технологий неизбежно приведет и к увеличению стоимости кибератак, что сделает их невыгодными для преступников. Добиться этого можно следующими способами:

- сканировать клиентские устройства и требовать улучшения их безопасности;

- отправлять уведомления хостингам, которые используют киберпреступники;

- распространять доказательства атрибуции атак;

- блокировать трафик, идущий от атакующего.

Наиболее перспективным направлением

повышения защищенности информационно-телекоммуникационных устройств является использование биометрии, что получит дальнейшее распространение по следующим направлениям:

- идентификация и аутентификация при доступе к определенным системам;

- идентификация сотрудников (сбор информации, поиск инсайдеров, верификация нарушений со стороны персонала).

Итак, киберпреступность является одной из наиболее серьезных угроз нашего века. Решить эту проблему на уровне отдельных стран не получится: географически распределенные преступные группы порой располагаются на разных континентах и подпадают под юрисдикцию целого ряда государств, которые имеют разный уровень технологического развития, зрелости правовой базы в этой области. Кроме того, необходимо совершенствование организации деятельности российских правоохранительных органов, а также объединение усилий всех участников, заинтересованных в противодействии киберугрозам и на национальном уровне: правоохранительных органов, предпринимательской среды, общественных организаций, исследовательских структур и граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мороз Н. О. Деятельность Интерпола по координации сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. — 2011. — № 14. — С. 147.

2. Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.12.2014 № К 1274 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71127868 (дата обращения: 10.05.2020).

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.

№ 313 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/ 70644220/#block_3000 (дата обращения: 10.05.2020).

4. Всестороннее исследование проблемы ки-берпреступности / Организация Объединенных Наций. — Нью-Йорк, 2013 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.unodc.org/documents/orga-nized-crime/cybercrime/Cybercrime_Study_Russian.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

5. Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях: доклад Генерального секретаря ООН, подготовленный в соответствии с Резолюцией 73/187 Генеральной Ассамблеи ООН 03.07.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.unodc.org/documents/Cybercrime/SG_r eport/V 1908184_R.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

REFERENCES

1. Moroz N. O. Deyatelnost Interpola po koordi-natsii sotrudnichestva v borbe s prestupnostyu v sfere vyisokih tehnologiy // Vestnik Polotskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya D: Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. — 2011. — # 14. — S. 147.

2. Kontseptsiya gosudarstvennoy sistemyi ob-naruzheniya, preduprezhdeniya i likvidatsii posledstviy kompyuternyih atak na informatsionnyie resursyi Ros-siyskoy Federatsii: utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.2014 # K 1274 [El-ektronnyiy resurs]. URL: https://base.garant.ru/71127868 (data obrascheniya: 10.05.2020).

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy program-myi Rossiyskoy Federatsii «Informatsionnoe obsch-estvo» postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. # 313. (s izmeneniyami i

dopolneniyami) [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://base.garant.ru/70644220/#block_3000 (data obrascheniya: 10.05.2020).

4. Vsestoronnee issledovanie problemyi kiber-prestupnosti / Organizatsiya Ob'edinennyih Natsiy. — Nyu-York, 2013 [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://www.unodc.org/documents/organized-crime/ cybercrime/Cybercrime_Study_Russianpdf (data obrascheniya: 10.05.2020).

5. Protivodeystvie ispolzovaniyu informatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy v prestupnyih tselyah: doklad Generalnogo sekretarya OON, podgotovlennyiy v sootvetstvii s Rezolyutsiey 73/187 Generalnoy As-samblei OON 03.07.2019 [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://www.unodc.org/documents/Cyberctime/ SG_report/V 1908184_R.pdf (data obrascheniya: 10.05.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Чепрасова Юлия Владимировна. Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин. Кандидат юридических наук.

Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского.

E-mail: cheylia@mail.ru

Россия, 398020, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42. Тел. (4742) 32-83-37.

Шмарион Полина Вячеславовна. Доцент кафедры криминологии. Кандидат юридических наук.

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя.

E-mail: polina_shmarion@mail.ru

Россия, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12. Тел. (965) 346-69-61.

Cheprasova Yulia Vladimirovna. Associate Professor of the chair of State and Legal Disciplines. Candidate of Law.

Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: cheylia@mail.ru

Work address: Russia, 398020, Lipetsk, Lenina Str., 42. Tel. (4742) 32-83-37.

Shmarion Polina Vyatcheslavovna. Associate Professor of the chair of Criminology. Candidate of Law.

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot.

E-mail: polina_shmarion@mail.ru

Work address: Russia, 117437, Moscow, Academician Volgin Str., 12. Tel. (965) 346-69-61.

Ключевые слова: киберпреступность; преступность в киберпространстве; преступления в сфере информационных технологий; преступления, совершаемые с использованием информационных и теле-коммуникационнных технологий; международное сотрудничество в противодействии преступности; предупреждение преступности.

Key words: cybercrime; cyberspace crime; information technology crimes; crimes committed using information and telecommunication technologies; international cooperation in combating crime; crime prevention.

УДК 343.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.