13. Товпинец, И.П. К дидактической характеристике функций учебника: сб. науч. трудов / отв. редакторы: И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989.
14. Гура, З.И. Разработка информационно-методической базы для проектирования конструкций из дерева и пластмасс // Информационные технологии обучения в условиях реформы высшей школы. Материалы научно-методической конференции. - Братск: БрИИ, 1998.
15. Бердоносов, В.Д. Концепция компьютерного учебника и «теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) // Проблемы и пути развития и внедрения новых образовательных технологий. Материалы научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 21-26 сент. 1998 г.) Редкол.: Ю.Г. Кабалдин (отв. ред.) и др. - Комсомольск-на-Амуре: Гос. тех. универ., 1999.
16. Бабина, Н.Г. Качество российского высшего образования: социологический анализ. / Н.Г. Бабина, Л.С. Онокой // Педагогические науки. -М.: Изд-во ООО «Компания Спутник», 2004. - №1.
17. Казакова, Р.А. Современные проблемы обеспечения вузов учебной литературой // Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: НИИВО, 2001. - Вып. 10.
18. Грузов, В. Л. Проблемы учебника в региональном техническом вузе в условиях рыночной экономики // Проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Вологда: ВОПИ, 1997.
19. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987.
20. Горбунова, Л. Л. Информационные технологии образования взрослых / Образование в жизни взрослого человека. Материалы научно-практической конференции. Часть 1 под ред. Онушкина и др. - СПб: Изд-во Российской Академии образования, 1997.
21. Косолапов, А.М. Пути повышения эффективности управления процессом обучения / А.М. Косолапов // Актуальные проблемы университетского образования. Материалы межвузовской научно-методической конференции 5 февраля 2003 г. - Самара: СамГТУ, 2003.
22. Долинер, Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
Статья поступила в редакцию 11.12.09
УДК 616.89+159.923
М.Г. Чухрова, д-р. мед. наук, профессор НГПУ, г. Новосибирск; И.О. Бадыргы, главный врач Реснаркодиспансера; Ударцева Т.Л., психолог Реснаркодиспансера, соискатель НГПУ; Ч.К. Монгуш, зам. гл.врача Реснаркодиспансера, г.
Кызыл; В.В. Гафаров, д-р. мед. наук, профессор МЛЭ ССЗ СО РАМН, ГУ НИИ терапии СО РАМН E-mail:valery.gafarov@gmail. сот
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ КУЛЬТУРАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Излагаются основные принципы профилактической работы по предупреждению пьянства и алкоголизма среди коренного населения Восточного, Северного и приравненных к ним регионов России. Принципы профилактики основаны на результатах многолетних психофизиологических, психологических и медико-биологических исследований коренных малочисленных народов.
Ключевые слова: алкоголизм, психологические факторы алкоголизма, профилактика алкоголизма у коренного населения.
Проблема алкоголизма в современной России не теряет своей актуальности, несмотря на многочисленные научные исследования, направленные на ее решение, и заинтересованное участие различных социальных институтов. Особую значимость проблема алкоголизма приобретает среди коренных малочисленных народов России и приравненных к ним, становясь в ряде случаев депопуляционным фактором. Многолетними исследованиями, проведенными на базах научноисследовательских институтов Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук, в частности, НИИПЗ СО РАМН, НИИ физиологии, НИИ терапии, были определены специфические особенности формирования и клинического течения алкоголизма у тувинцев, ненцев, бурят, чукчей, коряков, ительменов, хантов, манси, селькупов, удегэ-нанайцев и других коренных жителей Восточного региона России [1; 2;
3].
Обобщающий социально-психологический анализ употребления алкоголя коренными малочисленными народами России показал, что до 80% мужчин и до 50% женщин имеют проблемы, связанные с употреблением алкоголя, при этом алкоголь играет универсальную роль в качестве группообразующего и транквилизирующего средства, несмотря на то, что лица, систематически употребляющие алкоголь, отмечают ряд неприятных психосоматических последствий после его приема. Выявлены сниженные адаптационные возможности коренных народностей в плане употребления алкоголя, по сравнению с русскими. Основные симптомы алкоголизма - абстинентный синдром и симптомы утраты количественного и ситуационного контроля формируются у них в среднем в 2-3 раза быстрее, чем у русских. Большинство среди обследованных представителей коренных народностей не знакомы с национальными ограничительными традициями в отношении употребления алкоголя или не придерживаются их. Стереотипы алкоголизации формируются у них в основном с помощью ближайшего окружения, чаще всего русских. Несмотря
на некоторые представления о вреде употребления алкоголя, их фактическая алкоголизация свидетельствует о полной безграмотности по этому вопросу.
Облегченное формирование алкогольной физической зависимости у коренного населения обусловлено нейрофизиологическими особенностями. Психофизиологические и элек-трофизиологические исследования свидетельствуют о преимущественной дезорганизации правого полушария и изменении межполушарных функциональных соотношений при злоупотреблении алкоголем. При изучении функциональной сен-сомоторной асимметрии выявилось, что среди коренного населения Сибири и Севера достоверно чаще, чем среди русских, обнаруживаются левши и амбидекстры. Так, в популяции тувинцев более 70% синистралов (т.е. правополушарных личностей) и лиц со склонностью к синистрии, среди русских таких в том же регионе не больше 14%. Аналогичная картина на Чукотке, таймыре, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском национальных округах. У синистралов представительство большинства вегетативных функций расположено в правом полушарии мозга. В этом случае алкогольная интокси-
кация у синистральных личностей в большей степени сможет затрагивать функциональную активность дофаминэргической системы, что приводит к ускоренному формированию алкогольной зависимости.
Нейропсихологические особенности синистральных личностей сами по себе предрасполагают к повышенной готовности к различного рода поведенческим девиациям, в том числе к потребности в измененном состоянии сознания, и они же способствуют ускоренному формированию различного рода аддикций.
Личностные особенности представителей коренного населения, связанные с их правополушарностью, чаще всего благоприятствуют быстрому формированию алкогольной зависимости. Прежде всего, это антиципационная несостоятельность, или прогностическая некомпетентность: отсутст-
вие будущной ориентации, неспособность прогнозировать и планировать собственное будущее, неспособность учиться на своих и чужих ошибках, учитывать чужой и свой собственный опыт; это снижение мотиваций достижения и нарушение осознания значения собственной жизни. Для них свойственно образно-чувственное восприятие мира, более половины из них могут быть отнесены к "художественному" типу личности. На первый план выходят следующие психологические особенности: склонность к интровертированности, сопротивляемости, отгороженности, при наличии конформных установок, которые выражены настолько сильно, что подавляют положительные стремления; эмоциональная незрелость, ориентированность на чувственность и интуицию, отсутствие четких целей и активной реализации их. Созерцательный, пассивный подход к действительности. Потеря преемственности поколений, незнание этнокультуральных традиций своего народа. Неадекватная самооценка, затруднения адаптации, наличие высокого уровня тревожности у каждого третьего в ситуации фрустрации. Стремление к уходу от активных позиций, состояние «обученной беспомощности», неуверенности в себе. Выявленные психологические качества формируют психологический профиль личности, склонной к развитию зависимого поведения, поиску аддиктивной реализации, самая доступная из которых - алкоголь. Эти личностные особенности являются прогностически неблагоприятными и способствуют формированию алкогольных аддикций.
Таким образом, по ряду психологических и этнокуль-туральных предпосылок малочисленные народности оказываются предрасположенными к алкогольной зависимости и ускоренному формированию алкогольной аддикции. Потеря культурно-экологических основ вызывает существенный сдвиг в состоянии психического здоровья. Наиболее патогенными факторами, определяющими дисбаланс психического здоровья, является потеря духовной независимости в масштабах целого народа, лишение возможности и права на привычный образ жизни, засилье массовой культуры. Ломка сложившегося жизненного стереотипа, утрата привычных социокультурных традиций способствует развитию эмоциональных нарушений у коренных жителей. В связи с этим, профилактические мероприятия у них должны быть сугубо специфичными, конкретно направленными и отличаться от общепринятых в европейской популяции.
Профилактика алкоголизма, как следует из определения ВОЗ, - это преимущественно социальная политика, направленная на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, включая пропаганду здорового образа жизни, предупреждение неблагоприятных воздействий социальной и природной среды. Первичная профилактика алкоголизма среди малочисленных народностей должна состоять в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микро-социальной среды, формировании у населения (в первую очередь у подрастающего поколения) таких нравственных и гигиенических убеждений, которые исключали бы и вытесняли саму возможность любых форм употребления и злоупотребления спиртными напитками и наркотиками. Этот раздел профилактики может осуществиться только через духовное возрождение народа, этническое оживление; это может быть движение в сторону развития и реализации духовных потенций народа, в сторону формирования этнической гордости, осознания этнических интересов; это движение в сторону формирования менталитета, предполагающего самодостаточность национальной культуры. Необходимость этнического возрождения коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Северо-Востока России порождена распространением среди них национального нигилизма - отрицательного отношения к своему этносу, языку, культуре, что происходит вследствие незнания истории и культуры своего народа. Возникает стремление примкнуть к "более развитому" этносу, отказаться от своей национальной принадлежности, традиций, обычаев, обрядов, ритуалов. Алкоголь и алкогольное потребление рассматривается как признак доблести, принадлежности к силь-
ной и независимой группе, как иллюзорный признак могущества.
Отсутствие научно обоснованной программы этнического возрождения коренных народов может привести к их полной ассимиляции и деградации. Тенденция к ассимиляции их все более и более усиливается, в оставшихся национальных поселках преобладает психология социального иждивенчества. Большинство утратили склонность "вести свое дело". Правда, после более чем полувековой принудительной европеизации образа жизни, традиций и нравственных установок национальный характер большинства народностей стал распадаться. Однако этот процесс можно остановить.
Первичная профилактика пьянства и алкоголизма у коренных малочисленных народностей определяется преимущественно немедицинскими мероприятиями, направленными на возрождение национального самосознания, оздоровление общей социальной среды. При этом немаловажным и эффективным является разъяснение и взрослому, и детскому населению, начиная с младших классов общеобразовательных школ всей опасности употребления ими спиртного вследствие особой предрасположенности их к алкогольной болезни. Как показывают исследования среди чукчей, тувинцев, хантов, манси, ненцев и других народностей, грамотность в отношение вреда спиртного у них чрезвычайно низкая. Наблюдается уважительно-почтительное отношение к алкоголю, преобладают субмиссивные мотивации потребления алкоголя (невозможность отказаться от выпивки, если предлагают). Учитывая тотальность алкоголизации коренного населения, неплохо было бы в школе с 10-летнего возраста втолковывать ученикам о вреде спиртного. Информация о вредном влиянии алкоголя на здоровье должна быть доступной, также как пропаганда норм и моральных ценностей, сдерживающих социально безответственное поведение.
Необходимо обеспечение возможности активного отдыха без употребления алкоголя.
Изучив типологию потребления алкоголя малочисленными народностями, можно поставить вопрос о дифференцированной адресности антиалкогольной пропаганды. Пропаганда, основанная на лозунге "Пьянству - бой" ведет к активному или пассивному сопротивлению аудитории, которая к тому же десятилетиями была свидетелем расхождения между словом и делом. Агрессивность антиалкогольной пропаганды, проявляющаяся в вырождении идеи преимуществ трезвого образа жизни в идею "борьбы" за трезвость с поиском предполагаемого самой логикой такой борьбы "врага", привела к тому, что этим врагом стал человек, во имя которого борьба и ведется. Для гуманизации антиалкогольной пропаганды необходима глубокая психологическая обоснованность: ориентация на реальные запросы людей и методы, позволяющие довести информацию до подсознания, перевести ее в личностные, мотивирующие поведение убеждения и установки. Акцент антиалкогольной пропаганды должен быть сделан на лозунг "Трезвость - норма жизни".
Эффективность первичной профилактики алкоголизма будет зависеть от их включения в четкую позицию органов власти, скоординированности усилий всех заинтересованных общественных институтов и широты санитарно-просветительной работы среди населения.
Вторичная профилактика алкоголизма состоит в выявлении групп населения, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, и больных; максимально раннем, полном и комплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной почвы, применении системы воспитательного воздействия в коллективе и семье.
Наибольшую тревогу вызывает подрастающее поколение. Известна огромная роль микросреды в формировании личности. Поэтому необходимым направлением вторичной профилактики алкоголизма является оздоровление микросреды, противостояние пьяному быту, вплоть до экстренных мер - изъятия из него ребенка. Алкоголизм - неспецифический индикатор порочности микросреды и маркер социальнопсихологической несостоятельности личности. Негативные
факторы, связанные с процессами социально-психологической дезадаптации, искажают нормальные, здоровые пути жизнедеятельности и самоутверждения личности, толкая ее на путь аномального развития. Родители неправильным воспитанием предопределяют будущую декомпенсацию детей, общество своими непродуманными требованиями в сочетании с равнодушием к судьбе отдельного человека этому способствует.
Ведущими направлениями вторичной профилактики алкоголизма в группах риска у детей и подростков будут следующие: 1) гармонизация режима учебы и отдыха; 2) психологическая коррекция привычек и навыков поведения; 3) перестройка системы личностных оценок; 4) усиление внимания и конструктивной помощи; 5) улучшение психологической атмосферы в семье; 6) перестройка ролевых отношений в детском микроколлективе; 7) поиск продуктивного и доступного пути самоутверждения подростка.
Как показывают наши исследования, наиболее общей и ранней характеристикой группы подростков с риском развития алкоголизации является школьная дезадаптация, связанная с отрывом от семьи и учебой в интернате. Это может быть конфликтность со сверстниками, недостаток социальной нормативности, неугомонность, проявления эмоционального напряжения, неприятие взрослых, уход в себя, астения, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это недостаточная занятость ребенка, непривычность окружения и ситуации, неумение себя занять в новых условиях, неуверенность в себе, «потеря себя». Таких детей необходимо, помимо психогигиенической работы, вовлекать в различного рода деятельность, в которой они могут проявить свои способности, душевные качества, получить одобрение, знаки внимания, уважение окружающих. Желательно, чтобы это была деятельность с этнографическим уклоном. В воспитательной работе должна быть исключена связь между оценками успеваемости и оценками личности. Необходимо корректировать учебные программы для детей коренных национальностей с учетом их правополушарности, художественного склада ума и затруднений в усвоении точных наук, требующих логического мышления. Внешкольная деятельность, особенно возрождающая национальное самосознание и национальную гордость, является важнейшим элементом психопрофилактики раннего алкоголизма, причем особенно возрастает ее значение на роковом подростковом рубеже, когда она может сыграть роль последнего шанса избежать падения по наклонной плоскости пьянства и алкоголизма.
В последнее время в образовании наблюдается сугубо прикладной уклон, что способствует засилью политической и экономической мотивации поведения. Народные массы, не ведавшие утонченного ритма живой природы, воспитанные на африканизированных музыкальных ритмах, становятся чересчур восприимчивы к упрощенным тоталитарным лозунгам и рекламному жаргону. Такое воспитание, особенно в условиях мегаполисов, создает граждан, не способных использовать возможности своего мозга полностью, всесторонне и гармонично, не умеющих соединить рассудок и трезвый расчет с устремлением к духовным ценностям и идеалам. Представления о высших человеческих ценностях, и когнитивные способности, необходимые для процессов распознавания образов и обобщения, и положительные эмоции (например, любовь и умиротворенность), и даже утонченное чувство пространства и времени - все это складывается у ребенка не без участия окружающих его звуков, их ритмов, энергии. Как показали наши исследования [1], африканизированные ритмы, резко отличающиеся от звуков родной природы, снижают когнитивные функции и приводят работу мозга в состояние примитивного транса. Это состояние является причиной дезадаптации и нарушений поведения, и облегчает формирование патологических связей по типу сверхценных идей, что предрасполагает к аддиктивному поведению. Культура, навязанная извне, не соответствующая архетипу, лишенная своих корней, не может соответствовать психофизиологическим паттернам, обеспечивающим соматическое и душевное здоровье. Мир
звуков связан с физиологическим функционированием организма более тесно, чем мы привыкли предполагать. Предпочтения тех или иных ритмов - это не только связанные с архе-типической памятью образования, но и вытекающие из особенностей функционирования полушарий мозга императивы, обусловленные внутренними биологическими ритмами. При этом эстетические суждения о приятности того или иного ритма или музыкального произведения не зависят от степени понимания или осознания его, а как правило, неосознанны. Традиционная культура ориентирует человека на сохранение исторически выработанного порядка в межгрупповых, межпо-коленных, межличностных отношениях. Перспективы развития этноса почти в полной мере зависят от сохранности традиционной культуры и возможности ее возрождения.
Имеются примеры эффективной работы по профилактике алкоголизма, начиная с детского и подросткового возраста. У психологов Республики Тыва, г. Кызыл, есть опыт приобщения подростков из группы риска к традиционному тувинскому творчеству - горловому пению хоомею. Это совершенно самостоятельный жанр народной музыки, которым с удовольствием увлекаются сегодня в Туве многие дети. Издавна в Туве виртуозное исполнение хоомея было в большом почете. Тувинское горловое пение можно исполнять без слов и с текстом, текст может быть традиционным или современным; с музыкальными инструментами и без, инструменты могут быть самыми различными, при этом достигается удивительная слитность голоса и инструмента. Звуки хоомея адресуются исключительно в правое полушарие - это звуки природы, но не цивилизации - и, скорее всего, создают оптимум его активации, нормализуя регуляцию.
Интересно, что тувинцы, приняв буддизм и соответствующую ему культуру, не прибегали к практике медитации, как специальным упражнениям очищения сознания. Причины кроются, по-видимому, в том, что сам образ традиционной жизни, ее ритмы были во многом медитативны. Тувинец в норме постоянно находится в неком медитативном состоянии, поэтому европейские городские ритмы глубоко ему чужды и способны вызвать нарушения психической адаптации. Хоомей - концентрированное, эстетически оформленное проявление этого естественного медитативного состояния, архаичный культурный пласт, который, к счастью, сохранился в Туве. Приобщение к хоомею, учитывая его физиологический смысл, стало мощным методом профилактики аддиктивных состояний у тувинцев и нарушений у них психосоциальной адаптации.
Подобного рода этнокультуральные занятия, способы и активности существуют практически у каждого народа, сохраняющего традиционную культуру, и возвращение к ним, возрождение их может явиться «экологичным» способом превенции алкогольного потребления и других чуждых и опасных занятий.
При психологической работе с пациентами, страдающими алкоголизмом, необходимо уделять пристальное внимание их религиозным верованиям, и строить профилактическую работу с их учетом. Не исключено, что религиозные воззрения могут оказать существенную помощь при психотерапевтической поддержке пациента. Психологическое консультирование коренного населения предъявляет к психологу-европейцу особые требования. Незнание психологом-консуль-тантом религиозно-мифологических представлений приводит к формализации контакта, нарастанию чувства недоверия клиента к специалисту, неадекватности восприятия ситуации. Если пациент «отгораживается» от психолога в связи с культуральными несовпадениями, это может быть воспринято как проявление негативизма. Диагностика психологического состояния у клиента коренной национальности психологом-ев-ропейцем представляет собой сложный, динамический процесс, на который оказывают существенное влияние социо-культуральные факторы, касающиеся как клиента, так и специалиста.
Профилактика и лечение алкоголизма у малочисленных народностей Севера и приравненных к ним территорий -
сложная задача, и терапевтические подходы должны быть в значительной степени этнокультуральными. Это должен быть синтез европейской и национальной парадигмы, в основе которого лежит принцип самообеспечения психического здоровья коренного этноса как залог эффективности. Профилактика алкоголизма среди коренного населения труднодоступных регионов России - это, в первую очередь, изменение внутреннего мира индивида, формирование национального достоинства, повышение национального самосознания, создание условий для самореализации личности, а также изменение факторов внешнего порядка: воспроизводство традиционной культуры, этнокультурной природной среды.
Предлагаются следующие практические рекомендации, которые помогут наладить эффективную работу по предотвращению алкоголизма и других аддиктивных расстройств у коренного населения северных и приравненных к ним регионов России:
1. Рекомендуется создание отделений транскультуральной психологии для обучения психологов этнокультуральным особенностям коренного этноса, целью которых будет являться разработка новых реабилитационных программ для них с соблюдением этических норм психологии, наркологии и профилактики алкоголизма. Знакомство психологов с основами религиозных представлений, характерных для традиционных религий, шаманизма, буддизма, ламаизма поможет в выработке стратегии превентивных и лечебно-реабилитационных программ зависимых расстройств.
Библиографический список
2. Целесообразно вступить в конструктивный диалог со служителями традиционных религий, предоставление пациентам права выбора лечения традиционного и нетрадиционного, не исключая возможное сочетание этих двух форм.
3. Методы психотренинга и психической саморегуляции, выработанные в традиционных религиях, могут послужить основой для разработки новых психотерапевтических методов лечения для коренных народностей. Шаманские техники и практики также могут быть адаптированы с целью улучшения результатов психологического воздействия при алкоголизме.
4. Профилактика алкоголизма у малочисленных народностей должна начинаться раньше, чем в европейской популяции, носить предметный характер и ориентировать на полный и безоговорочный отказ от алкоголя как чуждого и крайне опасного агента.
5. При формировании профилактических программ следует в обязательном порядке учитывать преимущественную правополушарность коренного населения, ориентированность не на словесно-логические умозаключения, а на чувственнообразные впечатления, с подключением большинства анализаторов (слух, зрение, осязание, обоняние), с применением эмоционально-стрессорных воздействий.
6. Профилактические антиалкогольные мероприятия должны строиться на этнокультуральных основах и носить характер психологически приятного действия, возрождающего национальную гордость и национальное самосознание.
1. Чухрова, М.Г. Патофизиологические и психосоматические аспекты потребления алкоголя в Туве / М.Г. Чухрова, С.А. Курилович, В.П. Ле-утин. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1999.
2. Семке, В.Я. Транскультуральная аддиктология / В.Я. Семке, Н.А. Бохан. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008.
3. Семке, В.Я. Психическое здоровье коренного населения Восточного региона России / В.Я. Семке, М.Г. Чухрова, Н.А. Бохан [и др.]. - Томск; Новосибирск: ООО «Альфа Виста», 2009.
Статья поступила в редакцию 18.12.09
УДК 371.9-80.1
К.Н. Яворович, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ ИМАГОТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Социальная адаптация детей с нарушенями слуха является актуальной проблемой сурдопедагогики и сурдопсихологии. Применение метода имаготерапии целесообразно в коррекции адаптационной сферы младших школьников с нарушениями слуха.
Ключевые слова: социальная адаптация, имаготерапия, сенсоневральная тугоухость.
Актуальность исследования социальной адаптации детей с нарушениями слуха на сегодняшний день определяется двумя основными группами причин. С одной стороны, это рост теоретического интереса к изучению различных факторов, влияющих на адаптированность и социализацию детей с различными нарушениями, в том числе активного использования средств и приёмов арттерапии как альтернативного традиционному терапевтическому подходу способа коррекции психологического состояния подростков. С другой стороны, это необходимость обновления имеющихся средств педагогического воздействия на детей с различными нарушениями развития в современной образовательной системе.
Психологический аспект адаптации являет собой приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [1]. Особые трудности в адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушений способствует компенсации отсутствующих функций. В последние годы взоры многих исследователей всё больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, кор-
рекционных средств. Среди прочих средств можно выделить большую группу методов под названием «Арттерапия». Основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.
Целью настоящего исследования явилась апробация метода имаготерапии, как способствующего повышению уровня социальной адаптации детей с нарушениями слуха. Основу гипотетической позиции составило предположение о том, что использование имаготерапевтических технологий в работе с младшими школьниками с нарушениями слуха, включающих интеллектуально-познавательный, предметно-практический, коммуникативный виды деятельности, способствует формированию качеств личности, влияющих на становление личностных параметров социального поведения, что повышает уровень адаптивности личности к социальной среде.
Материалы и методы исследования. Базой для проведения эксперимента по развитию адаптивности младших школьников с нарушениями слуха явилась специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №12 II вида города Искитима. В исследовании приняли участие 28 детей в возрасте 10-12 лет с сенсоневральной тугоухостью II и III степени, 10 мальчиков и 18 девочек. Были сформированы