Научная статья на тему 'Основные направления при создании модели выбора амплуа на начальном этапе обучения волейболу'

Основные направления при создании модели выбора амплуа на начальном этапе обучения волейболу Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1494
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Бегметова М. Х., Деманов А. В., Ленская Н. П.

В статье даются краткие характеристики психологических и конституциональных особенностей влияющих на выбор амплуа в волейболе на начальной стадии обучения игроков. Делается попытка создания модели для более успешного выбора амплуа в волейболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления при создании модели выбора амплуа на начальном этапе обучения волейболу»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ МОДЕЛИ ВЫБОРА АМПЛУА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ

М.Х. Бегметова, A.B. Деманов, Н.П. Ленская

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

В статье даются краткие характеристики психологических и конституциональных особенностей влияющих на выбор амплуа в волейболе на начальной стадии обучения игроков. Делается попытка создания модели для более успешного выбора амплуа в волейболе.

Введение

Уровень существующей сегодня методики практической подготовки волейболистов таков, что тренеры ДЮСШ больше надеются на удачный поиск юных талантов высокого роста, чем на собственно спортивную подготовку. А тренеры команд мастеров больше рассчитывают на покупку высококлассных игроков со стороны, чем на воспитание их своими силами.

К одной из важных проблем можно отнести то, что при наборе новичков и отборе игроков не учитываются психологические характеристики и конституциональные типы личности; та же практика при выборе амплуа для игроков. Отбор лучших игроков в каждую очередную команду осуществляется по эффективности их игры с учетом физических данных молодых волейболистов. Удовлетворительное решение этих проблем может в значительной мере увеличить эффективность учебно-тренировочного процесса.

Конституция человека - это совокупность особенностей строения тела и внутренних органов, настройки нервных регуляторных процессов, гормонального профиля, темперамента и других свойств, обусловленных наследственностью и составляющих его индивидуальность. Доказано, что в норме сочетания этих свойств не бывают случайными, а складываются в определенные типы.

Как различить людей разных типов конституции: широкие или узкие плечи, удлиненная или бочкообразная грудная клетка, длинные или короткие конечности - все это признаки пропорций тела, передающиеся по наследству и мало связанные с внешними причинами. Вот из этих признаков в целом складывается некий обобщенный облик человека, который называют телосложением. В зависимости от пропорций тела каждого человека можно отнести к одному из четырех конституциональных типов:

1. Представители торакального типа телосложения - мышцы, относительно небольшие по объему, продольные размеры тела преобладают над поперечными. Подкожного жира мало. Кости могут быть достаточно широкими, но при этом относительно длинными. Грудная клетка - цилиндрическая, сильно развита. Плечи могут быть относительно широкими, иногда покатыми. Угол между нижними ребрами - острый.

2.Представители дигестивного типа телосложения, обладают широкой грудной клеткой с большими внутренними органами, круглыми толстыми мышцами, мощным скелетом, способным поддерживать эту тяжелую конструкцию. Руки более длинные по сравнению с ногами. Поперечные размеры тела преобладают над продольными. Мускулатура развита, но ее рельеф не выражен, так как скрыт под значительным слоем подкожного жира. Кости широкие и относительно короткие. Плечи обычно широкие и прямые. Угол между нижними ребрами - тупой.

3.Представители мышечного телосложения, пропорционально сложенные и двигательно одаренные, им легче всех удаются разнообразные сложные физические упражнения. Продольные и поперечные размеры их тела находятся в наилучшей пропорции. Мускулатура сильно развита ее рельеф отчетливо выражен. Подкожный жир имеется в умеренных количествах. Кости - широкие, недлинные. Грудная клетка - трапециевидная, расширяющаяся книзу. Плечи широкие, прямые. Угол между нижними ребрами - прямой.

4.Астенический тип - узкая грудная клетка, продольные размеры преобладают над поперечными. Непропорциональное телосложение. Ростовые параметры преобладают над весовьми. Маленькая ЖЕЛ, угол между нижними ребрами -острый. Подкожный и мышечный слой мало выражены.

Определив в группе конституциональные типы юных спортсменов, тренер имеет возможность, подбирая определенный перечень упражнений развивать слабейшие стороны того или иного типа и сообразуясь с требованиями к амплуа направлять подготовку в определенное русло. Тем самым, предугадывая в юном возрасте развитие конституционального типа, мы специализируем развитие и подготовку определенного игрового амплуа в волейболе.

В спорте соперничество всё больше перемещается в сферу противоборства характеров. Многие тренеры считают, что главное в игроке - это характер! Помимо характера успешность решения задач учебно-тренировочного и соревновательного процесса определяются целым рядом других психологических и социально-психологических осо-

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

бенностей личности игроков. Свойства нервной системы человека имеют врожденный характер и не поддаются переделке, поэтому часть проблем подготовки игроков надо решать уже на стадии отбора детей для занятий волейболом. Различают 4 типа темперамента: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.

Флегматик. (Тип сильный, инертный). Уравновешенный. Выраженный флегматик несколько заторможен. После некоторого периода врабаты-вания флегматик способен выполнять основную деятельность долго и без спадов. Сильная нервная система, слабая чувствительность делают флегматиков самьми помехоустойчивыми игроками, способными без спадов длительно выполнять тренировочную работу. Устойчивость проявляется и в стрессовых ситуациях - флегматики самые резистентные игроки.

Холерик. (Сильный, неуравновешенный, безудержный тип). Легко возбудим, неуравновешен, вспыльчив и быстро отходчив. У холериков ярко выражена цикличность в работе; периоды необычайной активности сменяются спадами вследствие утомления или потери интереса. Холерики отличаются общей моторной подвижностью, быстрыми движениями. Агрессивны, хуже приспосабливаются к меняющимся игровым условиям.

Сангвиник. (Сильный, уравновешенный, подвижный тип). Сильная нервная система. Уравновешенность, низкая чувствительность делают сангвиников помехо- и стрессоустойчивыми. Подвижность нервных процессов обеспечивает отличную приспосабливаемость к быстро меняющимся условиям игры. Сангвиники обычно очень реактивны, активны, работоспособны. Быстро обучаются, но образуют в процессе обучения некрепкие навыки.

Степень выраженности темперамента обычно бывает разной. Однако игроки с неярко выраженными или промежуточным типом темперамента в игре могут более однозначно проявлять некоторые черты личности.

Психологические особенности игроков различных амплуа. Именно свойства нервной системы, темперамента и характера, более всего определяют успешность игровой деятельности. Ввиду особой важности вопроса остановимся подробнее на проблеме выбора амплуа дня игроков.

Амплуа нападающего второго темпа. Игро-вые характеристики:

- устойчивость в стрессовых ситуациях, агрессивное и эффективное нападение с передач второго темпа, сложная подача стабильный прием подач;

- ответственные игры проводят, как правило, с большой самоотдачей, старанием и самоотверженностью;

- отличаются хорошими физическими данными: ростом, силой, прыгучестью, прыжковой выносливостью;

- являются хорошими исполнителями и инструментальными лидерами звена, или команды.

Нападающий второго темпа - флегматик. Флегматики хорошо подходят для этого амплуа. Особенности их нервной системы и темперамента позволяет успешно решать игровые задачи нападающего второго темпа.

Флегматики почти безошибочно действуют в концовках партий и игр, но для них игровая ситуация должна быть понятной, ожидаемой, знакомой, в которой не требуется быстроты решений.

Нападающий второго темпа - сангвиник. Неплохой случай, если нападающий высокий и обладает сильным ударом. Нападающие - сангвиники более разнообразны в атаке, тяготеют к быстрой игре в атаке и могут нападать с передач первого темпа, «завязывая» комбинации команды в нападении. Они хорошо переключаются за счет подвижности нервной системы, поэтому имеют хорошую общую игру и успешно действуют в нестандартных ситуациях.

Нападающий второго темпа - холерик. Холерик в роле нападающего второго темпа - самый нежелательный вариант. Играют такие нападающие неровно, «взлёты» чередуются со спадами; наблюдается и цикличность от игры к игре -это обусловлено особенностями их нервной системы. Холерики часто неэффективно действуют в концовках, особенно когда в игре есть паузы, однако вполне способны собраться, стать ситуативными лидерами.

Амплуа нападающего первого темпа. Игро-вые характеристики:

- физически одаренные: высокорослые, прыгучие, ловкие, быстрые, обладают хорошей прыжковой выносливостью;

- игроки решительные, предприимчивые, сообразительные, с развитой интуицией, играющие с энтузиазмом и самоотдачей;

- умеют эффективно и разнообразно атаковать из различных положений с прострельных и коротких передач, хорошо блокируют;

- игроки с хорошей общей игрой. Расчетливо и эффективно действуют в условиях быстрой смены игровых ситуаций.

Нападающие первого темпа - флегматик. Самый худший вариант. Флегматику в силу особенностей нервной системы и темперамента трудно справиться с игровыми требованиями к нападающему этого амплуа. Имеет агрессивную подачу. Хорошо действует в стрессовых ситуациях.

Нападающие первого темпа - сангвиник. Хороший вариант. Подвижность нервных процессов сангвиника позволяет быстро и точно оценивать ситуацию и принимать своевременные адекватные решения. Уравновешенность же обеспечивает «трезвый» игровой расчет и стабильность в исполнении задуманного. Аккуратист, любит четкость, определенность.

Бегметова М.Х., Деманов А.В., Ленская Н.П.

Основные направления при создании модели выбора амплуа...

Нападающие первого темпа - холерик.

Лучший вариант. Их энергичность, безудержность, мобильность, самоотдача, эмоциональный подъем, которые во многом определят успешность действий нападающего первого темпа. Холерики обычно быстро мыслят, принимают решения, часто с азартом, действуют. Не всегда безошибочно -эмоции и неуравновешенность тому виной.

Амплуа связующего игрока. Связующий игрок должен обладать порой взаимоисключающими личностными качествами: быть чётким, аккуратным, с одной стороны, и творческим - с другой, обладать устойчивой психикой - и быть чувствительным, обладать холодным расчетом - и умением эмоционально «завести» команду. Связующий игрок, по определению М. Винера, - это игрок с быстрыми ногами, холодной головой и золотыми руками. Умеет «вести» игру. Подсказывает игрокам во время игры.

Связующий игрок - флегматик. Нежелательный вариант. Прежде всего, потому, что флегматик - интроверт. Это мешает выполнять с высокой эффективностью функции связующего игрока

- обеспечивать игровые и эмоциональные связи. Хорошо действует в стрессовых ситуациях, помехоустойчив. Проявляет мало инициативы, неэмоционален, инертен.

Связующий игрок - холерик. Не лучший вариант. Холерик повышает тревожность нападающих. Необуздан, нетерпелив, бывает несдержанным. Команда со связующим - холериком играют неровно. Связующий - холерик может «ударно» выходить на замену.

Связующий игрок - сангвиник. Сангвиник подходит на роль связующего, но не идеальный вариант. Сангвиники помехоустойчивы, подвижны, хорошо переключаются, адекватны ситуации. Идеальными связующими сангвиникам мешают стать поверхностные отношения с партнерами.

Амплуа диагонального нападающего. Диагональный нападающий - игрок с сильной и подвижной нервной системой. Последнее обстоятель-

ство обеспечивает умение быстро переключаться в меняющихся игровых ситуациях. Сильная нервная система позволяет стабильно действовать в завершении атак, приёме подач, выполнять стабильные подачи и участвовать в приёме.

Диагональный нападающий - флегматик. Не лучший вариант в силу невысокой скорости переключения, что ведёт к неадекватности реакций в быстро меняющихся игровых ситуациях. Флегматик может быть хорошим «доигровщи-ком». Стабильно принимать подачу и подавать.

Диагональный нападающий - холерик. У такого нападающего значительно лучше обстоит дело в быстро меняющихся игровых ситуациях. Он быстр, энергичен, легче переходит от атаки к защитным действиям и наоборот. Холерики чаще ошибаются в стрессовых и психологически напряжённых ситуациях.

Диагональный нападающий - сангвиник. Хороший вариант. Нападающий - сангвиник отличается быстротой мышления и действий, лёгок на подъём, при этом делает мало ошибок, даже в стрессовых ситуациях. Любит быструю игру, где выше элемент творчества. Аккуратен, элегантен, чёток, выдержан, бывает артистичен.

Амплуа либеро. В роли либеро оказываются волейболисты с очень хорошей игрой на задней линии. Либеро надежно действует в психологически напряжённых ситуациях, мало ошибаются, обладают хорошей интуицией.

Либеро - флегматик. Отличается ровной, надёжной игрой, что обеспечивается его сильной нервной системой и уравновешенностью. Имеет стабильный приём подач с хорошей доводкой. Хорошо принимает мячи в защите, если сумеет предугадать.

Либеро - холерик. Играет, как правило, неровно, чередуя блестящие выходы на площадку с посредственными, или даже провальными, прежде всего, из-за ошибок в приёме подачи. Традиционно высокая самоотдача.

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

Либеро - сангвиник. Хороший вариант. Сангвиники способны обеспечить игровую стабильность и в нестандартных ситуациях. Адекватны, хорошо действуют в сумбуре и игровой сутолоке.

Методы исследования Анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение.

Результаты: создание спортограммы, то есть идеальной модели с определением конституционального типа, темперамента характера и соответственно выбор амплуа в волейболе.

Выводы

Если при отборе детей правильно определить конституциональный тип телосложения, темперамент и психологические особенности характера личности, то при целенаправленной работе можно выработать соответствующий механизм воздействия и определить ещё в группе начальной подготовки амплуа игроков в волейболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.