ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ МОДЕЛИ ВЫБОРА АМПЛУА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ
М.Х. Бегметова, A.B. Деманов, Н.П. Ленская
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
В статье даются краткие характеристики психологических и конституциональных особенностей влияющих на выбор амплуа в волейболе на начальной стадии обучения игроков. Делается попытка создания модели для более успешного выбора амплуа в волейболе.
Введение
Уровень существующей сегодня методики практической подготовки волейболистов таков, что тренеры ДЮСШ больше надеются на удачный поиск юных талантов высокого роста, чем на собственно спортивную подготовку. А тренеры команд мастеров больше рассчитывают на покупку высококлассных игроков со стороны, чем на воспитание их своими силами.
К одной из важных проблем можно отнести то, что при наборе новичков и отборе игроков не учитываются психологические характеристики и конституциональные типы личности; та же практика при выборе амплуа для игроков. Отбор лучших игроков в каждую очередную команду осуществляется по эффективности их игры с учетом физических данных молодых волейболистов. Удовлетворительное решение этих проблем может в значительной мере увеличить эффективность учебно-тренировочного процесса.
Конституция человека - это совокупность особенностей строения тела и внутренних органов, настройки нервных регуляторных процессов, гормонального профиля, темперамента и других свойств, обусловленных наследственностью и составляющих его индивидуальность. Доказано, что в норме сочетания этих свойств не бывают случайными, а складываются в определенные типы.
Как различить людей разных типов конституции: широкие или узкие плечи, удлиненная или бочкообразная грудная клетка, длинные или короткие конечности - все это признаки пропорций тела, передающиеся по наследству и мало связанные с внешними причинами. Вот из этих признаков в целом складывается некий обобщенный облик человека, который называют телосложением. В зависимости от пропорций тела каждого человека можно отнести к одному из четырех конституциональных типов:
1. Представители торакального типа телосложения - мышцы, относительно небольшие по объему, продольные размеры тела преобладают над поперечными. Подкожного жира мало. Кости могут быть достаточно широкими, но при этом относительно длинными. Грудная клетка - цилиндрическая, сильно развита. Плечи могут быть относительно широкими, иногда покатыми. Угол между нижними ребрами - острый.
2.Представители дигестивного типа телосложения, обладают широкой грудной клеткой с большими внутренними органами, круглыми толстыми мышцами, мощным скелетом, способным поддерживать эту тяжелую конструкцию. Руки более длинные по сравнению с ногами. Поперечные размеры тела преобладают над продольными. Мускулатура развита, но ее рельеф не выражен, так как скрыт под значительным слоем подкожного жира. Кости широкие и относительно короткие. Плечи обычно широкие и прямые. Угол между нижними ребрами - тупой.
3.Представители мышечного телосложения, пропорционально сложенные и двигательно одаренные, им легче всех удаются разнообразные сложные физические упражнения. Продольные и поперечные размеры их тела находятся в наилучшей пропорции. Мускулатура сильно развита ее рельеф отчетливо выражен. Подкожный жир имеется в умеренных количествах. Кости - широкие, недлинные. Грудная клетка - трапециевидная, расширяющаяся книзу. Плечи широкие, прямые. Угол между нижними ребрами - прямой.
4.Астенический тип - узкая грудная клетка, продольные размеры преобладают над поперечными. Непропорциональное телосложение. Ростовые параметры преобладают над весовьми. Маленькая ЖЕЛ, угол между нижними ребрами -острый. Подкожный и мышечный слой мало выражены.
Определив в группе конституциональные типы юных спортсменов, тренер имеет возможность, подбирая определенный перечень упражнений развивать слабейшие стороны того или иного типа и сообразуясь с требованиями к амплуа направлять подготовку в определенное русло. Тем самым, предугадывая в юном возрасте развитие конституционального типа, мы специализируем развитие и подготовку определенного игрового амплуа в волейболе.
В спорте соперничество всё больше перемещается в сферу противоборства характеров. Многие тренеры считают, что главное в игроке - это характер! Помимо характера успешность решения задач учебно-тренировочного и соревновательного процесса определяются целым рядом других психологических и социально-психологических осо-
Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта
бенностей личности игроков. Свойства нервной системы человека имеют врожденный характер и не поддаются переделке, поэтому часть проблем подготовки игроков надо решать уже на стадии отбора детей для занятий волейболом. Различают 4 типа темперамента: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Флегматик. (Тип сильный, инертный). Уравновешенный. Выраженный флегматик несколько заторможен. После некоторого периода врабаты-вания флегматик способен выполнять основную деятельность долго и без спадов. Сильная нервная система, слабая чувствительность делают флегматиков самьми помехоустойчивыми игроками, способными без спадов длительно выполнять тренировочную работу. Устойчивость проявляется и в стрессовых ситуациях - флегматики самые резистентные игроки.
Холерик. (Сильный, неуравновешенный, безудержный тип). Легко возбудим, неуравновешен, вспыльчив и быстро отходчив. У холериков ярко выражена цикличность в работе; периоды необычайной активности сменяются спадами вследствие утомления или потери интереса. Холерики отличаются общей моторной подвижностью, быстрыми движениями. Агрессивны, хуже приспосабливаются к меняющимся игровым условиям.
Сангвиник. (Сильный, уравновешенный, подвижный тип). Сильная нервная система. Уравновешенность, низкая чувствительность делают сангвиников помехо- и стрессоустойчивыми. Подвижность нервных процессов обеспечивает отличную приспосабливаемость к быстро меняющимся условиям игры. Сангвиники обычно очень реактивны, активны, работоспособны. Быстро обучаются, но образуют в процессе обучения некрепкие навыки.
Степень выраженности темперамента обычно бывает разной. Однако игроки с неярко выраженными или промежуточным типом темперамента в игре могут более однозначно проявлять некоторые черты личности.
Психологические особенности игроков различных амплуа. Именно свойства нервной системы, темперамента и характера, более всего определяют успешность игровой деятельности. Ввиду особой важности вопроса остановимся подробнее на проблеме выбора амплуа дня игроков.
Амплуа нападающего второго темпа. Игро-вые характеристики:
- устойчивость в стрессовых ситуациях, агрессивное и эффективное нападение с передач второго темпа, сложная подача стабильный прием подач;
- ответственные игры проводят, как правило, с большой самоотдачей, старанием и самоотверженностью;
- отличаются хорошими физическими данными: ростом, силой, прыгучестью, прыжковой выносливостью;
- являются хорошими исполнителями и инструментальными лидерами звена, или команды.
Нападающий второго темпа - флегматик. Флегматики хорошо подходят для этого амплуа. Особенности их нервной системы и темперамента позволяет успешно решать игровые задачи нападающего второго темпа.
Флегматики почти безошибочно действуют в концовках партий и игр, но для них игровая ситуация должна быть понятной, ожидаемой, знакомой, в которой не требуется быстроты решений.
Нападающий второго темпа - сангвиник. Неплохой случай, если нападающий высокий и обладает сильным ударом. Нападающие - сангвиники более разнообразны в атаке, тяготеют к быстрой игре в атаке и могут нападать с передач первого темпа, «завязывая» комбинации команды в нападении. Они хорошо переключаются за счет подвижности нервной системы, поэтому имеют хорошую общую игру и успешно действуют в нестандартных ситуациях.
Нападающий второго темпа - холерик. Холерик в роле нападающего второго темпа - самый нежелательный вариант. Играют такие нападающие неровно, «взлёты» чередуются со спадами; наблюдается и цикличность от игры к игре -это обусловлено особенностями их нервной системы. Холерики часто неэффективно действуют в концовках, особенно когда в игре есть паузы, однако вполне способны собраться, стать ситуативными лидерами.
Амплуа нападающего первого темпа. Игро-вые характеристики:
- физически одаренные: высокорослые, прыгучие, ловкие, быстрые, обладают хорошей прыжковой выносливостью;
- игроки решительные, предприимчивые, сообразительные, с развитой интуицией, играющие с энтузиазмом и самоотдачей;
- умеют эффективно и разнообразно атаковать из различных положений с прострельных и коротких передач, хорошо блокируют;
- игроки с хорошей общей игрой. Расчетливо и эффективно действуют в условиях быстрой смены игровых ситуаций.
Нападающие первого темпа - флегматик. Самый худший вариант. Флегматику в силу особенностей нервной системы и темперамента трудно справиться с игровыми требованиями к нападающему этого амплуа. Имеет агрессивную подачу. Хорошо действует в стрессовых ситуациях.
Нападающие первого темпа - сангвиник. Хороший вариант. Подвижность нервных процессов сангвиника позволяет быстро и точно оценивать ситуацию и принимать своевременные адекватные решения. Уравновешенность же обеспечивает «трезвый» игровой расчет и стабильность в исполнении задуманного. Аккуратист, любит четкость, определенность.
Бегметова М.Х., Деманов А.В., Ленская Н.П.
Основные направления при создании модели выбора амплуа...
Нападающие первого темпа - холерик.
Лучший вариант. Их энергичность, безудержность, мобильность, самоотдача, эмоциональный подъем, которые во многом определят успешность действий нападающего первого темпа. Холерики обычно быстро мыслят, принимают решения, часто с азартом, действуют. Не всегда безошибочно -эмоции и неуравновешенность тому виной.
Амплуа связующего игрока. Связующий игрок должен обладать порой взаимоисключающими личностными качествами: быть чётким, аккуратным, с одной стороны, и творческим - с другой, обладать устойчивой психикой - и быть чувствительным, обладать холодным расчетом - и умением эмоционально «завести» команду. Связующий игрок, по определению М. Винера, - это игрок с быстрыми ногами, холодной головой и золотыми руками. Умеет «вести» игру. Подсказывает игрокам во время игры.
Связующий игрок - флегматик. Нежелательный вариант. Прежде всего, потому, что флегматик - интроверт. Это мешает выполнять с высокой эффективностью функции связующего игрока
- обеспечивать игровые и эмоциональные связи. Хорошо действует в стрессовых ситуациях, помехоустойчив. Проявляет мало инициативы, неэмоционален, инертен.
Связующий игрок - холерик. Не лучший вариант. Холерик повышает тревожность нападающих. Необуздан, нетерпелив, бывает несдержанным. Команда со связующим - холериком играют неровно. Связующий - холерик может «ударно» выходить на замену.
Связующий игрок - сангвиник. Сангвиник подходит на роль связующего, но не идеальный вариант. Сангвиники помехоустойчивы, подвижны, хорошо переключаются, адекватны ситуации. Идеальными связующими сангвиникам мешают стать поверхностные отношения с партнерами.
Амплуа диагонального нападающего. Диагональный нападающий - игрок с сильной и подвижной нервной системой. Последнее обстоятель-
ство обеспечивает умение быстро переключаться в меняющихся игровых ситуациях. Сильная нервная система позволяет стабильно действовать в завершении атак, приёме подач, выполнять стабильные подачи и участвовать в приёме.
Диагональный нападающий - флегматик. Не лучший вариант в силу невысокой скорости переключения, что ведёт к неадекватности реакций в быстро меняющихся игровых ситуациях. Флегматик может быть хорошим «доигровщи-ком». Стабильно принимать подачу и подавать.
Диагональный нападающий - холерик. У такого нападающего значительно лучше обстоит дело в быстро меняющихся игровых ситуациях. Он быстр, энергичен, легче переходит от атаки к защитным действиям и наоборот. Холерики чаще ошибаются в стрессовых и психологически напряжённых ситуациях.
Диагональный нападающий - сангвиник. Хороший вариант. Нападающий - сангвиник отличается быстротой мышления и действий, лёгок на подъём, при этом делает мало ошибок, даже в стрессовых ситуациях. Любит быструю игру, где выше элемент творчества. Аккуратен, элегантен, чёток, выдержан, бывает артистичен.
Амплуа либеро. В роли либеро оказываются волейболисты с очень хорошей игрой на задней линии. Либеро надежно действует в психологически напряжённых ситуациях, мало ошибаются, обладают хорошей интуицией.
Либеро - флегматик. Отличается ровной, надёжной игрой, что обеспечивается его сильной нервной системой и уравновешенностью. Имеет стабильный приём подач с хорошей доводкой. Хорошо принимает мячи в защите, если сумеет предугадать.
Либеро - холерик. Играет, как правило, неровно, чередуя блестящие выходы на площадку с посредственными, или даже провальными, прежде всего, из-за ошибок в приёме подачи. Традиционно высокая самоотдача.
Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта
Либеро - сангвиник. Хороший вариант. Сангвиники способны обеспечить игровую стабильность и в нестандартных ситуациях. Адекватны, хорошо действуют в сумбуре и игровой сутолоке.
Методы исследования Анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение.
Результаты: создание спортограммы, то есть идеальной модели с определением конституционального типа, темперамента характера и соответственно выбор амплуа в волейболе.
Выводы
Если при отборе детей правильно определить конституциональный тип телосложения, темперамент и психологические особенности характера личности, то при целенаправленной работе можно выработать соответствующий механизм воздействия и определить ещё в группе начальной подготовки амплуа игроков в волейболе.