Научная статья на тему 'Основные направления повышения эффективности антиинфляционной политики в РФ'

Основные направления повышения эффективности антиинфляционной политики в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3584
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-INFLATION POLICY / ТАРГЕТИРОВАНИЕ / TARGETING / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONEY-CREDIT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Десятниченко Д.Ю.

В статье исследуются основные направления антиинфляционной политики в РФ, анализируются реализуемые и планируемые мероприятия, дается прогноз уровня инфляции до конца 2017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF ANTI-INFLATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the main directions of anti-inflationary policy in the Russian Federation, analyzes current and planned activities, provides a forecast of the level of inflation until the end of 2017.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения эффективности антиинфляционной политики в РФ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

Д.Ю. Десятниченко, канд. экон. наук, доцент

Северо-Западный институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье исследуются основные направления антиинфляционной политики в РФ, анализируются реализуемые и планируемые мероприятия, дается прогноз уровня инфляции до конца 2017 года.

Ключевые слова: инфляция, антиинфляционная политика, таргетирование, денежно-кредитная политика.

В настоящее время антиинфляционная политика РФ направлена на проведение монетарной политики. Основные меры денежно-кредитной политики РФ представлены на рисунке 1. В соответствии с проектом основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2016-

2018 гг., Банк России считает необходимой мерой снижения инфляции с помощью проведения жесткой денежно-кредитной политики, планируя поддерживать высокие ставки и снижать их по мере уменьшения темпов роста цен в экономике [1].

Рис. 1 Денежно-кредитная политика РФ

В настоящее время монетарная политика РФ направлена на сжатие денежной массы и приводит к демонетизации экономики. Существует прямая взаимосвязь между ухудшением макроэкономической ситуации и демонетизацией, что находило неоднократное подтверждение не только в российской, но и в мировой экономической истории. Например, попытка преодолеть инфляцию 1990-х гг. в российской экономике при помощи сжатия денежной массы привела к кризису 1998 г. Во второй половине 1920-х годов аналогичные ошибки были в политике ФРС, централь-

ных банков Франции и других европейских стран во второй половине, которые считаются одной из основных причин возникновения Великой депрессии 1930-х гг. [2].

В упомянутом раннее проекте основных направлений денежно-кредитной политики, базовый сценарий сокращения денежной базы в 2014-2017 гг. должен составить около 30%, а сокращение денежной массы в сопоставимых ценах на 17,2%. Отталкиваясь от эмпирической зависимости между динамикой массы денег и совокупного выпуска и инвестиций в России, скорее всего,

это будет подразумевать последующее ухудшение макроэкономической динамики в экономике Российской Федерации.

Инфляционное таргетирование можно считать вполне рациональным элементом экономической политики (естественно, если при таргетировании инфляции поставлены реалистичные цели). Для сниже-

ния и стабилизации уровня инфляции необходимо выбрать основные направления совершенствования антиинфляционной политики в РФ. На рисунке 2 представлены основные направления повышения эффективности антиинфляционной политики в РФ.

Ограничительная политика

Переход к неинфляционному заимствованию на внутреннем рынке с ориентацией на привлечение денежных средств населения

Региональный механизм рефинансирования

Снижение ставки рефинасирования

Повышение доступности кредитов для сельского хозяйства и промышленности

Другие меры

Дисциплина как в государственных, так и в частных финансах

Смягчение бюджетной политики

Уменьшение налоговой нагрузки на бизнес

\

Совместные действия всех экономических регуляторов, включая антимонопольную службу, Минэнерго, Минсельхоз, Минтранс, Минстрой и др

Активная информационная политика

Поддержка экспорта российской продукции

Снижение налоговых нагрузок

Преобразование российского бизнеса

Перекрытие незаконного оттока капитала

Снижение внутренних цен на энергоресурсы

Рис. 2. Основные направления совершенствования антиинфляционной политики в РФ

В данной экономической ситуации следует проводить ограничительную политику, которая направлена на снижение инфляции и спроса на иностранную валюту -в том числе при помощи роста ставок про-

цента денежного рынка, ограничения роста заработных плат и субсидирования реального сектора через механизмы налогово-бюджетной политики [3]. При этом предполагается, что «рыночные силы»

приведут к ликвидации неэффективного производства, за счет роста курса произойдет ограничение импорта, отрасли, направленные на экспорт продукции, а также отечественные производители получат дополнительные конкурентные преимущества, а рост процентных ставок снизит активность валютных спекулянтов.

Международный валютный фонд рекомендует такой набор мер и именно этой позиции придерживаются и Банк России, и Министерство Финансов Российской Федерации [4]. В ближайшее время планируется данные подходы к проведению политики, несмотря на критику со стороны многих экономистов.

Альтернативными вариантами, направленными на стимулирование экономического роста, являются некоторые меры кейнсианской экономической школы, которые доказали успешность на практике, например - в послевоенной Японии и Западной Европе, в современной экономке Китая [5].

Суть данных мер заключается в том, что с целью восстановления производственного роста, снижения безработицы и инфляции, а также стабилизации ситуации в денежно-кредитной сфере государству необходимо поддерживать не просто экономику через банки, а стимулировать конкретные отрасли, которые обеспечивают реальную модернизацию экономики, ее выход на новейший научно-технический уклад и обеспечить экономический рост.

Абсолютно необходимым условием для снижения инфляции является дисциплина как в государственных, так и в частных финансах. Просто «накачать» экономику деньгами и предоставить бизнесу дешевых кредитов (в конечном итоге за счет населения) приведет к неминуемому созданию противоречий между борьбой с инфляцией и экономическим ростом [6].

Одновременно нельзя абсолютизировать темпы экономического роста. Ускоренный рост, стремление увеличить темпы, не решив базисные проблемы, может привести к негативным последствиям, особенно если риски за инвестиции берет на себя не бизнес, а государство. Некачественный экономический рост и низкая

эффективность капитальных вложений приведут к усугублению экономической ситуации, а также к возрастанию инфляционных рисков [7].

Общий подход и Банка России, и экономического блока Правительства сводится к следующему: снизить инфляцию, что приведет к понижению стоимости кредита для бизнеса, появятся денежные средства для долгосрочных инвестиций, начнется устойчивый экономический рост.

Применяя политику инфляционного таргетирования целесообразно было бы не обналичивать Резервный фонд, а перейти к неинфляционному заимствованию на внутреннем рынке с ориентацией на привлечение денежных средств населения. Естественно, ставка процента по таким облигациям государственных займов, должна быть выгодна для населения, и необходимо максимально обеспечить доступ к их покупке. Минфин, в свою очередь, против увеличения внутреннего долга, так как это усложнит работу ведомства.

Таким образом, целью проведения инфляционного таргетирования является экономический рост, однако в реальности между инфляцией и ростом существует более сложная взаимосвязь. Во-первых, произойдет снижение только номинального процента по кредитам. Банк России будет сохранять реальную процентную ставку (разницу между номинальной ставкой и инфляцией) выше равновесного уровня (2,5-3%). Поэтому снижение реального процента произойдет только в случае сужения разницы между процентами по привлекаемым банками ресурсам и по банковским кредитам. Во-вторых, без развитого финансового рынка не появятся «длинные». В-третьих, снижение инфляции автоматически не приведет к росту инвестиций, на что действует множество факторов.

С помощью сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики можно пойти на смягчение бюджетной политики и уменьшение налоговой нагрузки на бизнес. По подсчетам экономиста Я.М. Миркина, в России данный показатель составляет 43%, а в ведущих странах мира достигает всего 36%. С учетом раз-

ницы в эффективности налоговая нагрузка на бизнес в России должна быть ниже, чем в среднем по миру. Но дополнительных источников доходов, существующих на данном этапе, не достаточно для сохранения дефицита бюджета в пределах 3% ВВП. Хотя цель Минфина - довести этот показатель за три года до 1,5%.

Увеличение дефицита бюджета создает дополнительные инфляционные риски. Но снижение налоговой нагрузки для бизнеса способствует повышению стимулов для инвестиций в основной капитал [8], т. е. увеличит неинфляционный инвестиционный спрос на деньги, позволит уменьшить издержки бизнеса (дефляционный эффект), а также повысить собираемость налогов.

Естественно, необходимо рассчитывать данный налоговый маневр, но целесообразность и реалистичность жесткой бюджетной политики в условиях сохранения внешних ограничений вызывает сомнения. Вряд ли фискальное ведомств России пойдет на радикальный налоговый маневр, предложит существенно сократить налоги для бизнеса и пойдет на временное увеличение дефицита бюджета.

Конечно, это приведет к повышению инфляционных рисков, но сокращение налогов позволит повысить конкурентоспособный спрос на деньги и расширить налоговую базу в перспективе. Налоговое снижение является более рациональным решением, чем дотации бизнесу посредством льготного кредитования [9]. Снижение налогов является выгодным только для рабо-

тающих предприятий, а при выборе объектов поддержки за счет государственного бюджета появляется высокий риск дорогостоящих ошибок.

Для обеспечения экономического роста в РФ необходимо создавать условия, которые подразумевают то, что коммерческие риски этого роста должен нести бизнес, а не государство и население. Что касается действий регуляторов, с целью исключения противоречий между антиинфляционной политикой и экономическим ростом, необходимы определенные коррективы.

Для финансовых регуляторов (Банка России и Минфина необходимо учесть хозяйственную ситуацию в России. Продолжая умеренно жесткую денежно-кредитную политику, Центральный банк должен принять региональный механизм рефинансирования, стимулировать формирование системы местных банков муниципального уровня, работа которых ориентирована не на финансовый рынок, а с местный малый бизнес (фермеры, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, местными промыслами), на участие в снабженческой и сбытовой кооперации и т. д. Таким банкам также могут содействовать отделения Почтового банка и Рос-сельхозбанка. Банк России не должен брать на себя помощь бизнесу, так как это является прерогативой Минфина России, прежде всего в плане сокращения.

Для реализации антиинфляционной политики необходимо учитывать тот факт, что необходимы преобразования и для бизнеса в России (рис. 3).

Расширить линейку с помощью продуктов импортозамеще ния

Меры для преобразования бизнеса в России

i i i

Найти новые ниши сбыта прежде всего в регионах России

Переориентировать

доходность из краткосрочной на долгосрочную

ш

Использовать долгосрочные контракты с поставщиками транспортных услуг и

энергоресурсов и

др.

Рис. 3. Необходимые меры для преобразования бизнеса в России

В современных условиях активная информационная политика является главным инструментом борьбы с проблемой инфляционных ожиданий, целью которой является повышение результативности проводимых мер в сфере денежно-кредитной политики [10].

Следует своевременно и исчерпывающе раскрыть данные о мерах, предпринимаемых Центральным Банком для достижения установленных целей, объяснить широкому кругу населения характер инфляционных процессов в нашей стране и результаты денежно-кредитной политики, способствовать повышению доверия к действиям власти, и снижать инфляционный ажиотаж в общественности.

В свою очередь, кредитные учреждения предоставляют денежные средства на длительный период под меньшие ставки, так как уверены, что инфляция не обесценит предоставленные деньги. Но необходимо учитывать, что для замедления ценового роста и удержания цен на потребительском рынке требуют время и чётко струк-

турированная антиинфляционная

политика [11].

Если конкретизировать данные меры с точки зрения сегодняшней экономической ситуации, то для реализации развития экономики в краткосрочном и среднесрочном периоде необходимо снижать ключевую ставку Центрального Банка России и повышать доступность кредитов для сельского хозяйства и промышленности, снижать налоговые нагрузки, поддерживать экспорт российской продукции, а также снижать внутренние цены на энергоресурсы, что позволит не только справиться с кризисом, но и запустить механизмы экономического развития. Также необходимо перекрыть незаконный отток капитала, установить налог на вывод денежных средств заграницу и навести порядок на бирже, которая оказывает немаловажное значение в повышении рубля.

На основе месячных данных уровня инфляции в период с января 2016 по апрель 2017 был произведен прогноз на конец 2017 года, который представлен на рисунке 4.

дек-17 ноя-17 сен-17 июл-17 май-17 мар-17 янв-17 ноя-1б сен-1б июл-1б май-1б мар-1б янв-1б

■1,5

-1

-0,5

0,08 0,11

0,13

0,1б

0,18

0,2б

0,28

0,33 0,13

0,4

0,б2

0,44

П 1 ^

0,17 0,01

0,43

0,3б

0,54

0,4б

0,б3

0

0,5

0,9б

1

1,5

н Прогноз(Значение показателя инфляции) н Значение показателя инфляции Рис. 4. Прогноз уровня инфляции в России с мая по декабрь 2017 г.

Можно сделать вывод, что в период с гнозах 4%. Из приведенных нами расчетов июня по декабрь 2017 года показатель ин- следует, что годовой уровень инфляции в фляции будет снижаться. По экспертной 2017 г. составит 2,99%, что также ниже оценке доцента кафедры экономики и фи- прогнозируемого уровня инфляции Цен-нансов Северо-Западного института тральным Банком РФ на 1,01%. Применяя управления - филиала РАНХиГС рациональные антиинфляционные меры, О.Ю. Десятниченко официальный уровень правительство РФ сможет достичь данного инфляция по итогам 2017 г. составит ме- показателя и сохранить умеренный уро-нее указанных ранее в официальных про- вень инфляции.

Библиографический список

1. Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 гг. [эл. ресурс, сайт Банка России] // Режим доступа: http://www.cbr.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций в регионе. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, Изд-во Астерион, 2014. - 171 с.

3. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости использования дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов // Управленческое консультирование. - 2015. - №10 (82). - С. 126-132.

4. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Статистика. Учебно-методическое пособие. ФГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сосновоборский филиал. Санкт-Петербург, 2015. -248 с.

5. Десятниченко Д.Ю., Федорков А.И. Микроэкономика: технология эффективного изучения. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, 2012. - 130 с.

6. Десятниченко Д.Ю. Развитие налогооблагаемой базы Санкт-Петербурга как источник доходов бюджета города // Управленческое консультирование. - 2014. - №2 (62). -С. 124-130.

7. Десятниченко Д.Ю. Расширение сети платных стоянок как фактор роста доходов бюджета г. Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. - 2014. №3 (63). С. 118-125.

8. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе // Управленческое консультирование. - 2016. - №4 (88). - С. 150-157.

9. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. Туристско-рекреационные зоны как объект управления пространственным развитием и субъект инновационной инфраструктуры региональной экономики. // Экономика и предпринимательство. - 2016. -№ 3-2 (68-2). - С. 328-332.

10. Десятниченко О.Ю. Формирование инновационной среды как фактор модернизации экономики регионов. // Общество. Среда. Развитие. 2013. - № 2 (27). - С. 16-20.

11. Десятниченко О.Ю. Управление инвестиционными процессами и инвестиционным потенциалом региона // Экономика и управление. - 2009. - №7. С. 51-55.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF ANTI-INFLATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

D.Yu. Desyatnichenko, candidate of economic sciences, associate professor North-West management institute (branch) of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article examines the main directions of anti-inflationary policy in the Russian Federation, analyzes current and planned activities, provides a forecast of the level of inflation until the end of 2017.

Keywords: Inflation, anti-inflation policy, targeting, money-credit policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.