Научная статья на тему 'Основные направления подготовки кадров для сферы туризма'

Основные направления подготовки кадров для сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления подготовки кадров для сферы туризма»

Основные направления подготовки кадров для сферы туризма

нована на современных молодежных клубных интересах.

Особую роль может выполнить инновационный проект РГУТиС «Живая карта России», в основе которого лежит крупный мультимедийный ресурс (портал), способный объединить идеей изучения туристских ресурсов России разные социальные группы россиян и вызвать интерес молодежи к изучению истории и географии России.

Совершенно особым аспектом в системе формирования общегражданской идентичности является ускоренная информатизация российского общества, требующая незамедлительной реакции со стороны государства и его важнейших общественных институтов.

Фронт глобальной конкуренции в век информационных технологий проходит именно через воспитание. К великому сожалению «воспитателями» в информационном обществе являются не учителя, родители или наставники, а безликие режиссеры электронных масс-медиа, фокусирующие свои действия

на внесение раскола между всеми социальными группами общества и воздействующие, прежде всего, на молодежь. Негативное воздействие на массовое сознание ставит своей целью отказ от исторических ценностей, чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, веры в ее будущее. Кроме того, новые современные социальные интернеттехнологий нередко направлены на принижение патриотических чувств молодежи и поощрение индивидуализма, что, несомненно, разобщает и дезорганизует современное российское общество.

Вместе с тем, интеллектуальный ресурс модернизации может позволить России стать участником новой глобальной информационной сети и рынка сетевых услуг, но при отсутствии продуманной системы дополнительного образования, обогащенного воспитательной составляющей, способной сформировать полноценную духовную среду, всерьез рассчитывать на решение поставленных проблем практически невозможно.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Татьяна Николаевна Ананьева,

доктор социологических наук, профессор, проректор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Туризм в большинстве развитых стран мира является одной из наиболее эффективных отраслей экономики, основные виды деятельности которой обеспечивают значительные доходы государству. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том

числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

По данным Минэкономразвития России, удельный вес туризма в структуре ВВП Российской Федерации в 2010 году составил 6,7%. Одновременно наблюдается увеличение объема платных услуг населению, оказанных предприятиями туриндустрии.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), объем туристских услуг за 2010 год составил 82 млрд рублей, обеспечив индекс роста к 2009 году 109,8%; объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за 2010 год составил 112 млрд рублей, обеспечив индекс роста к 2009 году 102,7%.

41

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ...

Туристская деятельность в Российской Федерации регламентирована Федеральным законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ, где туристская индустрия представлена как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурноспортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Одновременно развитие туризма влияет на состояние и развитие смежных сфер экономической деятельности (транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции и др.).

В последние годы наблюдается интенсивный рост гостиниц и аналогичных средств размещения, число которых в 2010 году составило 7410, что на 636 больше в сравнение со значениями 2009 года.

Объем услуг физической культуры и спорта за 2010 год составил 28 млрд рублей, обеспечив индекс роста к 2009 году 100,4%.

Объем санаторно-оздоровительных услуг за 2010 год составил 61 млрд рублей, при этом за последний период наблюдается снижение объема санаторно-оздоровительных услуг на 2,1 млрд рублей, или 3,3%, в сравнении со значениями 2009 года.

Наиболее востребованным видом туризма на сегодняшний день является пляжный туризм. В структуре услуг туристской индустрии по итогам 2011 года доля услуг по видам туризма составляет:

• пляжный туризм — 31%;

• культурно-познавательный туризм — 22%;

• деловой туризм — 19%;

• оздоровительный, спортивный, экстремальный — 16%;

• событийный, паломнический, экологический — 12%.

Бюджетному типу отдыха отдает предпочтение большинство российских граждан, отдыхающих на территории Российской Федерации. Структура граждан по видам отдыха и раз-

мещения распределяется следующим образом:

• 40% отдыхают в домах и на базах отдыха, в пансионатах;

• 50% отдыхают в гостиницах разной категории сертификации;

• 7% отдыхают по путевкам в санаториях;

• 3% путешествуют на автомобилях и других видах транспорта и размещаются в частном секторе.

Динамика показателей въездного и выездного туризма на основе значений показателей поездки иностранных граждан в Россию и российских граждан за границу с целью туризма свидетельствует о том, что значительный туристский потенциал Российской Федерации используется не полностью. По итогам 2010 года с целями туризма из Российской Федерации выехали более 12,3 млн человек, в то время как въезд иностранных туристов в Россию составил более 2-х млн человек. В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла лишь 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на 5 месте, а объекты культурного наследия — на 9.

Несмотря на то, что вопросы состояния внутреннего туризма в Российской Федерации неоднократно становились предметом обсуждения, тем не менее, многие из них остались не разрешенными. Эксперты выделяют следующие основные проблемы развития внутреннего и въездного туризма в России:

• отсутствие механизмов привлечения частных инвестиций в сферу туристской деятельности;

• недостаточно развитая туристская инфраструктура;

• невысокое качество обслуживания на предприятиях туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

• недостаточно эффективное продвижение туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках.

В целом туризм играет важную роль в решении социальных и экономических проблем: 1) способствует повышению комфортности жизни, 2) повышает общее благосостояние страны, 3) стимулирует граждан к росту материальных благ, 4) обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, 5) увеличивает занятость населения и т. п.

42 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Основные направления подготовки кадров для сферы туризма

В целях повышения конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011— 2018 годы)».

Основными задачами программы определены

развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; повышение качества туристских услуг; продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются следующие показатели и параметры социально-экономической эффективности:

• интегральный общественный эффект от реализации мероприятий Программы прогнозируется в сумме 980,3 млрд рублей;

• интегральный коммерческий эффект от реализации мероприятий Программы прогнозируется в сумме 231,3 млрд рублей;

• индекс прибыльности мероприятий Программы прогнозируется 1,1;

• период окупаемости частных инвестиций прогнозируется 13 лет;

• интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы прогнозируется в сумме 574,4 млрд рублей;

• расчетный срок окупаемости бюджетных инвестиций (период возврата средств федерального бюджета) составляет 6 лет;

• доля бюджетных ассигнований (коэффициент участия государства) составляет 0,26. В результате реализации Программы прогнозируется:

• создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом);

• удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укре-

плении здоровья, приобщении к культурным ценностям (рост численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом);

• повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма (увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 41% и работающих в туристских фирмах на 51% по сравнению с базовым уровнем 2010 года);

• увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,7 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 4,3 раза по сравнению с 2010 годом);

• рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 6,4 раза по сравнению с 2010 годом).

В качестве основных направлений повышения эффективности туристской деятельности можно выделить следующие:

• создание условий для развития внутреннего и въездного туризма;

• развитие и совершенствование нормативно-правового регулирования туристской деятельности;

• повышение качества и безопасности туристских услуг;

• внедрение инновационных технологий в туристской деятельности, широкое использование информационных технологий при взаимодействии с потребителями;

• повышение качества обслуживания в условиях формирования клиентурных отношений;

• обеспечение эффективности проведения крупномасштабных международных спортивных мероприятий;

• расширение зон международного сотрудничества по продвижению туристских продуктов на внутренних и международных рынках;

• проведение мониторинга состояния рынка туристских услуг, поиск и внедрение новых видов услуг, туристских продуктов, форм обслуживания;

43

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ...

• развитие взаимодействия представителей туристской индустрии с представителями образовательных учреждений;

• повышение качества подготовки конкурентоспособных кадров, востребованных в туристской индустрии;

• разработка и внедрение механизмов сертификации квалификаций работников туристской индустрии.

В соответствии с поручением Правительства РФ в мае 2008 года утверждена Стратегия развития туризма в российской федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. Реализация стратегии направлена на решение общенациональных задач создания условий для динамичного и устойчивого экономического роста, сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, повышение привлекательности России как объекта туризма, повышения качества жизни, конкурентоспособности туристских услуг, увеличения занятости населения за счет создания новых рабочих мест. Определены задачи совершенствования подготовки кадров для туристской индустрии.

В настоящее время подготовка кадров для предприятий туристской индустрии в системе профессионального образования Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных (государственных) образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям и профессиям высшего, среднего, начального профессионального образования и по программам дополнительного профессионального образования.

В системе высшего профессионального образования (ВПО) — по направлениям подготовки и специальностям: Сервис, Туризм, Гостиничное дело, Социально-культурный сервис и туризм.

В системе среднего профессионального образования (СПО) — по специальностям: Туризм, Гостиничный сервис; Организация обслуживания в общественном питании; Сервис на транспорте (по видам транспорта).

В системе начального профессионального образования (НПО) — по профессиям: официант, бармен; бортпроводник судовой; проводник на железнодорожном транспорте.

В системе дополнительного профессионального образования (ДПО) в соответствии со ст. 26. Федерального закона РФ «Об образовании»

дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, отрасли. Это позволяет формировать образовательные программы таким образом, чтобы максимально наполнить содержание дисциплин и компетенций в соответствии с требованиями работодателей. Актуальным является то, что образовательными стандартами нового поколения предусмотрено участие представителей работодателей в разработке образовательных программ, в организации и реализации учебного процесса, оценке качества подготовки выпускников, государственной аттестации. Такое взаимодействие эффективно влияет на уровень подготовленности будущих специалистов, способствует их трудоустройству в секторах сферы туризма.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в рамках направлений подготовки ВПО формируются основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров по следующим профилям.

По направлению подготовки 100400 Туризм перечень профилей представлен следующим образом:

• Технология и организация туроператорских и турагентских услуг;

• Технология и организация экскурсионных услуг;

• Технология и организация транспортных услуг;

• Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг;

• Технология и организация развлечений. По направлению подготовки 101100 Гостиничное дело перечень профилей представлен следующим образом:

• Гостиничная деятельность;

• Ресторанная деятельность;

• Санаторно-курортная деятельность. Число образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для туристской индустрии по основным образовательным программам ВПО, СПО, НПО в Российской Федерации составляет более 400, в том числе:

• в Центральном федеральном округе РФ — 130;

• в Северо-Западном федеральном округе РФ — 49;

• в Приволжском федеральном округе РФ —63;

44 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Модернизация системы образования в сфере туризма как фактор решения...

• в Южном федеральном округе РФ — 40;

• в Уральском федеральном округе РФ — 23;

• в Сибирском федеральном округе РФ — 59;

• в Дальневосточном федеральном округе РФ — 25;

• в Северо-Кавказском федеральном округе РФ — 32.

Вопросам подготовки кадров для сферы туризма было посвящено заседание круглого стола на тему: «Внутренний туризм как форма сохранения этнокультурного развития народов России: задачи и перспективы». По результатам работы круглого стола были приняты рекомендации, направленные на совершенствование подготовки кадров для сферы туризма. Достичь положительных результатов возможно на основе оперативного взаимодействия образовательных учреждений и представителей работодателей по следующим направлениям:

• координация действий научно-педагогической общественности учебных заведений, представителей предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в обеспечении качества и развития содержания туристского образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие связей и механизмов взаимодействия институциональных структур, в том числе и международных, способствующих совершенствованию подготовки

кадров для туристской индустрии;

• прогнозирование потребности в кадрах с учетом тенденций и перспектив развития сферы туризма и на его основе регулирование приема и выпуска специалистов для реальных секторов туристской индустрии;

• создание с привлечением заинтересованных институциональных структур действенной системы опережающей подготовки кадров для туристской индустрии;

• привлечение к преподаванию дисциплин представителей ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений работодателей туристской индустрии с учетом профиля образовательной программы;

• использование имеющегося производственного потенциала предприятий, ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений работодателей туристской индустрии в качестве баз практик.

• проведение работ по сертификации выпускников и содействие в их трудоустройстве на предприятиях туристской индустрии. Реализация предложенных направлений

и других мероприятий будет способствовать интеграции академической общественности и представителей работодателей туристской индустрии в целях совершенствования подготовки кадров для сферы туризма.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Ж Александр Николаевич Яндовский,

кандидат социологических наук, ректор ГАОУ ВПО «Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича»

Российская система образования в сфере туризма, при условии модернизации и перехода на принципы эффективности, рационального сочетания общегуманитарного и профессионального компонентов образования с последовательным формированием общекультурных и профессиональных компетенций выпускников вполне способна разрешить множество

проблем современного общества — как внутренних (социокультурных и экономических), так и внешних (геополитических и глобализационных). В решении внутренних (российских) проблем усовершенствованное вузовское образование не только снимет остроту кадровой проблемы в индустрии гостеприимства, но и на основе компетентностного подхода

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.