Научная статья на тему 'Основные направления педагогического руководства самостоятельной работе курсантов в вузе'

Основные направления педагогического руководства самостоятельной работе курсантов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления педагогического руководства самостоятельной работе курсантов в вузе»

УДК 37.05/34

С. Л. Куценко

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ КУРСАНТОВ В ВВУЗЕ

Важнейшее направление интенсификации учебного процесса в высшей школе - поиск новых форм организации самостоятельной работы студентов.

Личностный смысл самостоятельной работы заключается не столько в усвоении учебной информации как абстрактной знаковой системы, сколько в формировании через нее целостной структуры будущей профессиональной деятельности в ее предметном и социальном аспектах. Знания, умения, навыки должны выступать для студента не самоцелью, а одним из важнейших средств и условий развития его как личности, профессионала. Степень включенности студента в самостоятельную работу определяется тем, насколько широкие возможности предоставляет ему дидактическая система для проявления своей личностной активности в плане целеобразования и целеосуществления, для самоорганизации, самовоспитания, саморазвития.

Опыт, накопленный вузами страны, показывает, что задачи оптимизации учебного процесса требуют систематического формирования творческого мышления студентов, направленного на мобилизацию их умственных способностей, выработку навыков самостоятельного пополнения и обновления знаний.

Самостоятельная работа студентов, составляя важнейшую часть учебного процесса, привлекает пристальное внимание и педагогов-исследовате-лей и практических работников вузов.

Самостоятельная работа в высшей тттколе является специфическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студента в учебном процессе. Она рассматривается как средство обучения, как форма учебно-научного познания, как метод творческого мышления. Самостоятельная работа является средством самоорганизации и самодисциплины студента в овладении методами профессиональной деятельности.

Основными направлениями педагогического руководства самостоятельной работой студентов являются:

1. Планирование СРС.

2. Организация.

3. Контроль и самоконтроль.

4. Анализ (самоанализ).

5. Интенсификация и стимулирование качества СРС.

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений:

Диагностика готовности к самостоятельной работе:

1) наличие общеучебных умений;

2) установки и мотивы СР;

3) умения и навыки СР.

Уровни готовности студентов к самостоятельной работе:

Высший; навыки и умения СР высоко развиты. Задания выполняются правильно, рационально и творчески.

Высокий: учебные навыки и умения развиты хорошо, но задание выполняется не всегда рационально и творчески.

Средний: навыки и умения развиты недостаточно хорошо, наблюдаются трудности в выполнении заданий, большие затраты времени на СР.

Низкий: навыки и умения СР не развиты. Студент не в состоянии выполнить задание.

Переориентация учебного процесса на увеличение объема СРС поставила ряд задач, требующих немедленного решения.

Оптимальная организация СРС возможна лишь в том случае, если имеется научно обоснованное нормирование объема обязательных заданий, разработаны рациональные графики самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов, техническое и методическое обеспечение заданий, инструкций и методических указаний по выполнению каждого из этих заданий.

Первая из этих задач - решение организационных проблем. Правильное, педагогически грамотное планирование СРС невозможно без точного ее нормирования в целом по семестрам, по каждой дисциплине в отдельности, по каждому виду и каждому занятию. Объем, содержание, организационные формы и сроки выполнения индивидуальных заданий, виды и сроки контроля этой работы по учебной дисциплине планируются кафедрами с учетом состава и уровня квалификации преподавателей и материально-технической базы (см. Приложение 1).

Планируя СРС, необходимо помнить, что определенная ее часть должна выполняться на аудиторных занятиях. Аудиторная СРС должна планироваться за счет замены части лекционных и практических занятий. Внеаудиторная СР по дисциплине должна выломиться студентами в соответствии с планом-графиком на основе определения трудоемкое™ всех требуемых видов работ, которому должно предшествовать уточнение номенклатуры, объема и содержания самостоятельных работ, их соответствие бюджету времени студентов. В настоящее время наиболее рациональным является экспериментально-нормативный метод определения трудоемкости самостоятельных работ, автором которого является М. И. Ерецкий, В рамках этого метода используется методика сбора информации пугем анкетирования и обработки данных по загруженности студентов по дням недели и по отдельным предметам.

При планировании времени на аудиторную СР определяют; Удельный вес каждой дисциплины в % от общего числа часов обязательных аудиторных занятий и лимит времени на самостоятельную работу по каждой из них:

А = (Б-В)*г, где А - лимит времени на самостоятельную работу по данной дисциплине; Б - общее число часов учебной работы студента в неделю; В - число аудиторных часов в неделю; г - удельный вес дисциплины в % от общего числа аудиторных часов на все предметы.

Трудозатраты на внеаудиторное самостоятельное изучение учебного предмета характеризуются коэффициентом, численно равным отношению времени внеаудиторной самостоятельной работы к времени аудиторных занятий по расписанию по данной дисциплине. Этот коэффициент можно использовать для характеристики фактических трудозатрат и планируемых. Планируемый коэффициент вычисляется по формуле:

__ t пл

I з.р.

где / -- планируемое время внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине; t - время занятий по расписанию.

3,р,

Фактически коэффициент трудозатрат на внеаудиторную СР:

а факт.= \°Р > где t - среднее время, вычисляемое по формуле:

I с.р. °'р'

• 1с

------5/______.

где п - число студентов, проходивших учет; х - время затраченное ьм студентом; п.~ частота повторения времени, затраченного 1-м студентом; к— число выборок.

Сопоставление а, и а позволяет сделать вывод как о сложности

факт, шганир. "

и трудоемкости изучаемой дисциплины, так и об эффективности занятий по расписанию и требовательности к текущей работе студентов. Если а(|1ает > агшанир, то имеет место либо чрезмерный объем или усложнение учебного материала, либо недостаточная эффективность аудиторных занятий. Если афакг < ап.|Янир:, то, значит, не используется резерв времени, отводимый на внеаудиторную СРС, или не предъявляется достаточных требований к текущей работе студентов.

По результатам обработки заполненных анкет строят графики распределения времени загруженности заданиями по СР. На основе определения трудоемкости всех видов СРС по каждому учебному предмету деканат определяет суммарную трудоемкость по всем предметам на каждую неделю и за семестр и оставляет ее с допустимой нагрузкой студентов. Если суммарная трудоемкость самостоятельной работы по предметам на семестр превышает ее норму, деканат устанавливает плановые показатели, в соответствии с которыми кафедры пересматривают номенклатуру, содержание и объем СР по предметам. Деканат разрабатывает план-график работы студентов на семестр, в котором указываются виды самостоятельной работы, их трудоемкость, сроки их поэтапного выполнения, консультирование и контроль со стороны преподавателей. Наличие у студента плана-графика облегчает их работу, делает ее более организованной и продуктивной.

Преподаватели должны не только помогать студенту учиться, но и создавать необходимые условия для его активной самостоятельной работы. Для этого каждого студента по каждой учебной дисциплине нужно снабдить комплексом учебно-методической литературы, в который входят: рабочая программа учебной дисциплины с обоснованным пояснением того, что и почему должен усвоить студент; тематический план, отражающий объем затрат времени на изучение разделов дисциплин с указанием количества часов, отводимых на СР по разделам и темам программы; варианты заданий на СР по курсу с методическими указаниями по изучению разделов учебной дисциплины с пояснением того, как следует самостоятельно работать над усвоением и какие требования будут предъявлены к качеству приобретаемых знаний; контроль и самоконтроль за ходом и результатами самостоятельной работы. Программа должна быть ориентирована на достижение конечной цели обучения, т. е. профессионально направлена, и содержать: обоснование изучения дисциплины, написанное в убедительной и понятной для

студентов форме; четкую формулировку цели изучения и задач, которые должны быть решены для достижения общей цели; последовательность тем и разделов курса, перечень видов деятельности, которые должен освоить студент, выполняя задания по дисциплине; перечень знаний и умений, которыми необходимо овладеть в результате изучения данной дисциплины; сроки и способы промежуточного, рубежного и итогового контроля уровня усвоения знаний и сформированности умений.

Учебная литература по содержанию и последовательности представления материала должна соответствовать программе. Объем, научный уровень и стиль изложения должны позволять каждому студенту самостоятельно усвоить приведенный в ней материал за время, отведенное на изучение, и овладеть знаниями, видами деятельности и умениями, перечисленными в программе.

Методические указания по самостоятельному изучению различных разделов (тем) курса должны концентрировать внимание студентов на узловых учебных элементах содержания изучаемого раздела, показывать их значение не только для изучения данног о раздела, но и всего курса в целом. В них должны быть раскрыты рациональные способы работы с изучаемым материалом, разъяснены требования к необходимому качеству усвоения учебного материала каждого раздела.

Тематический план занятий разрабатывается на основе рабочей программы курса и расписаний занятий.

При разработке вариантов заданий на СР по курсу следует иметь в виду; что они должны быть составлены как задания к выполнению самостоятельных работ различных типов. Материал должен содержать пояснения по рациональному выполнению заданий.

Методические указания по выполнению СР должны отвечать единым требованиям. Наряду с лаконичностью, четкостью, последовательностью и ясностью они должны предусматривать ликвидацию затрат времени студентов на проведение непродуктивных операций, при выподнении которых у студентов теряется осознание сущности дела. В указаниях должны быть:

- рекомендации по определению конкретного (необходимого и достаточного) объема всей работы;

- описание учебного материала, отсутствующего в основной литературе, рекомендации по их использованию;

- перечень учебных пособий с указанием страниц и др., использование которых необходимо для выполнения каждого этапа самостоятельной работы;

- рекомендации по оформлению самостоятельной работы.

Основное назначение методических указаний - дать возможность каждому студенту перейти от деятельности, выполняемой под руководством

преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к полной замене контроля со стороны преподавателя самоконтролем.

Организация контроля знаний студентов является важным этапом в деятельности преподавателя, направленной на совершенствование самостоятельной работы студентов. Проблема оценки знаний студентов является предметом дискуссий. Однако большинство предлагаемых критериев оценки знаний имеют общий недостаток: преподаватель выступает в роли контролера, отыскивающего слабые места в знаниях студента. При этом преподаватель и студент выступают как противники, а не как единомышленники.

Вся система контроля должна быть связана с организацией и управлением СРС. Контролировать и оценивать желательно не столько объем воспроизводимого материала, сколько связи (ассоциации) данного элемента знания со всеми другими, осознание места и назначения этого элемента в изучаемой системе. Проверяться знания должны в процессе разрешения противоречий в ситуациях, ранее студенту не встречавшихся. Но процесс развития мышления требует времени, специальных упражнений, поэтапности. Поэтому контроль необходим не только на конечном этапе изучения предмета (экзамен), но и текущий, рубежный, регулирующий процесс развития мышления, творческих способностей студентов.

Несмотря на то, что методика организации и проведения контрольных процедур при самостоятельной работе специфична, она Должна базироваться на необходимости реализации ряда психолого-педагогических положений, лежащих в основе построения общей системы контроля знаний в учебно-воспитательном процессе. Контроль за результатами СРС - это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, имеющая целью обеспечение обратной связи» «студент - преподаватель» и выявление за счет этого правильности ее организации. Цель контроля - помочь студентам методически правильно, с минимальными затратами времени (с использованием средств интенсификации обучения), самостоятельно осваивать теоретический материал и приобретать навыки решения определенного класса задач по учебным дисциплинам. Организуя и проводя контроль, преподавателю необходимо иметь в виду что в этом случае его задачами являются:

- актуализация, проверка и оценка усвоенных студентами знаний в ходе или после изучения определенного учебного материала;

- создание психологической установки на усвоение нового материала, закрепление усвоенного содержания;

- выявление возможностей и способностей студентов, причин их затруднений и ошибок;

- определение эффективности видов, организационных форм и средств самостоятельной работы, выделение тех из них, которые требуют коррекции.

Решение этих задач достигается за счет реализации оценочной и обуча-

юще-воспитывающей функций контроля. Оценочная функция контроля заключается в определении результата сравнения качества усвоенных знаний с требуемым; обучающе-воспитывающая в организации процесса повторения определенным образом направленной деятельности студента. Повторение организуется таким образом, чтобы осуществлялось не только механическое воспроизведение усвоенных знаний, но и активная их переработка, систематизация, образование новых, способствующих развитию мышления и памяти, ассоциативных связей, формирование нравственно-этических норм поведения.

С учетом вышеизложенного мы попытались осуществлять контроль за результатами обучения в течение семестра. В связи с этим курс разбили на отдельные блоки (модули), для каждого модуля определили конечный результат, на который необходимо ориентироваться студентам в ходе его усвоения, а также определили форму занятий, на которых этот модуль будет изучаться, а результаты - оцениваться преподавателем. Модули были построены концентрически, т. е. содержание каждого предыдущего являлось базой для рассмотрения вопросов в последующем модуле на более высоком уровне. Так, в первом модуле раскрывалась содержательная сторона понятий, составляющих курс. Конечным результатом изучения первого модуля было знание целей, задач курса, его предмета, содержания основных понятий. Если первый модуль носил преимущественно информационный характер, то в последующих возрастал объем познавательной деятельности студентов, требующий анализа изучаемого материала, выдвижения собственных суждений и их зашцты.

Во втором модуле анализировались возможности развития мышления учащихся через использование различных приемов обучения, форм и средств. Изменился характер лекций, семинарских занятий. Например, предлагалась тема семинарского занятия «Система контроля и оценки знаний школьников». Студент должен был из пособий выбрать наиболее, на его взгляд, подходящую совокупность приемов контроля и оценки знаний, проанализировать ее достоинства и на материале конкретной темы спланировать систему контроля знаний с учетом целей изучения темы, возрастных особенностей учащихся, наполняемости классов и др. Конечно, при подготовке к такому семинарскому занятию необходимо было ограничиться одним — двумя источниками информации. Студент ставился в условия выбора своего выступления (какую систему предложить, на какой теме рассмотреть, какие конкретные приемы использовать), поиска необходимой литературы, ее анализа в контексте выбранного предмета рассуждения.

Кроме рекомендаций по подготовке к семинарскому занятию, нужно было определить мотив знания, который бы заставил всех студентов активно работать. И таким стимулом явилась балльная (рейтинговая) система, достаточно хорошо зарекомендовавшая себя во многих отечественных и зарубеж-

ных вузах. В ее основе лежит индивидуально-модульный подход к организации учебной деятельности курсантов.

Информация о содержании самостоятельной работы курсантов, условиях и формах проведения текущего и итогового контроля отражена в «Карте самостоятельной работы курсантов». «Карта» сугубо индивидуальна для каждого студента и ориентирует его на развитие оценочно-результативной составляющей учебной деятельности. «Карта» - одна из единиц фонда комплексных контрольных заданий для оценки качества подготовки будущего учителя. «Карта для СРК» начинается инструкцией для студента. В ней фиксируются: основные цели обучения на данном этапе; система контроля и оценки; рекомендуемая литература; тема для самостоятельного изучения; проверка усвоения студентами необходимого материала и др. В «Карте» работа каждого курсанта по теоретической и практической частям курса оценивается в течение семестра преподавателем по следующим направлениям:

-работа на лекции (задания для самостоятельной работы на лекциях зависят от типа ее: лекция-диалог, лекция-пресс-конференция, лекция на опережающей основе, лекция-провокация, суггестивная лекция и др.);

-регулярная работа на практическом, лабораторном занятии. Студентам предлагается анализ конкретных, нестандартных педагогических ситуаций и задач; составление самим педагошчески-проблемных ситуаций; деятельность по образцу и др.;

~ выполнение индивидуальных заданий. Данное направление может включать в себя составление студентом с последующим выступлением на семинаре реферата по любой самостоятельно выбранной теме курса; разработку рекомендованных преподавателем нескольких тем, которые не будут рассматриваться на лекционном и семинарском занятии; собеседование со студентом по самостоятельно найденной, прочитанной, отреферированной специальной литературе.

—работа студентов на педагогической практике в базовых школах. Студенты проводят по данному направлению уроки, внеклассные воспитательные мероприятия, поощряя оригинальные и правильно реализованные идеи в решении педагогических ситуаций, встречающихся в классе.

Выполнение заданий по каждому направлению оценивается в баллах. Все баллы, набранные студентом в течение семестра, суммируются и составляется «индивидуальный индекс знаний». Студент, набравший максимальное количество баллов, имеет право на отличную экзаменационную отметку по результатам текущей работы. При этом следует заметить, что студентам заранее в «Карте» фиксируется количество баллов, которое он может набрать по результатам выполнения заданий каждого конкретного направления. Студент, желающий увеличить сумму баллов, берет дополнительное самостоятельное задание по какому-либо направлению.

Студент по данной методике работает в течение семестра достаточно ритмично и систематически, он на каждом этапе знает свой рейтинг и может’ относительно объективно оценить ситуацию.

Преподавателя данная система оценки знаний переориентирует от работы с группой в целом к управлению учебной работы каждого студента. Преподаватель, имеющий возможность встречаться с каждым студентом, может к концу семестра определить уровень его теоретико-практической подготовки.

Применение рейтинговой системы, «Карты самостоятельной работы курсантов» позволило изменить взаимоотношения курсанта и преподавателя на качественно новом уровне - с акцентом на самостоятельную работу курсантов, индивидуальные консультации и собеседования.

После завершения курса было проведено анкетирование курсантов по оценке ими рейтинговой системы контроля. Опрошены были 90 студентов 2-го курса (или 90% от числа вех студентов этого курса).

Как можно заключить из анализа данных, работать в условиях регулярной, систематической оценки их знаний, умений творчески решать некоторые задачи, связанные с будущей профессией, сложнее, но интереснее. Студенты осознавали большую эффективность предложенной системы контроля по сравнению с традиционной. Поставив студентов в условия творческой работы и оценивая эту работу на всех этапах обучения, удалось в значительной мере активизировать познавательную деятельность студентов и не только передавать им определенный объем информации, но и обучать тем методам умственной работы, которые необходимы на современном этапе профессиональной подготовки учителей.

В настоящее время в некоторых учебных заведениях начинает действовать новая программа индивидуального обучения, направленная на то, чтобы как можно раньше выявлять среди студентов талантливых людей и стимулировать их активную творческую деятельность. Программа индивидуальной подготовки студентов представляет собой новую и действительно комплексную форму научно-исследовательской работы студентов и вместе с тем может трактоваться как новый вид проблемного обучения.

Программа индивидуальной подготовки студентов (ПИПС) имеет две конкретные цели: 1) формирование в университете целостной, в принципе саморегулирующейся системы эффективной подготовки «молодых научных работников»; 2) стимулирование дополнительной состязательности в процессе обучения, в результате чего у более широкого круга студентов повысился интерес к учебе.

Первоначальный контингент участников программы формируется по итогам 6-го семестра с учетом всех результатов в учебе, научной работе за три года пребывания в институте. Отбор ведут заинтересованные кафедры

с обсуждением кандидатуры в академических группах. После зачисления в программу индивидуального обучения каждый ее участник остается в своей академической группе и сохраняет перед коллективом все свои обязанности.

Индивидуальная подготовка студентов предусматривает обучение по индивидуальным графикам с предоставлением права на досрочную и экстерном сдачу экзамена и зачета; обязательное выделение каждому студенту научного руководителя из числа опытных преподавателей; эффективное использование при подготовке специалистов всех форм и методов научной работы; обязательное составление для каждого студента индивидуального плана на текущий учебный год. Индивидуальный план студента, утвержденный на кафедре и согласованный в деканате, содержит индивидуальный график учебной работы, план учебно-исследовательской работы (УИР) с указанием ожидаемых конкретных результатов. При этом график индивидуализации учебной работы студента строится таким образом, чтобы выполнялись все требования учебного плана по данной специальности.

Переход на балльную систему оценки знаний способствует: да нет не знаю

более глубокой профессиональной подготовке 91,5 - 8,5

более рациональному распределению времени на усвоение изучаемой дисциплины 3 88,5 8,5

более прочному и долговременному усвоению знаний 85,7 3 11,3

уменьшению трудностей в овладении материалом - 91,5 8,5

получению большего удовлетворения от учения 86 3 11

улучшению отношения к изучаемой дисциплине 74 6 20

Ин диви дуальный план органично объединяет решение задач как учебной, так и научно-практической работы студентов. Допускается замена дисциплин или введение в них дополнительных разделов (при этом суммарная трудоемкость обязательной учебной работы не должна превышать установленных нормативов). Возможна замена любых дисциплин, кроме некоторых обязательных, которые оговариваются особо.

Студенты-участники программы имеют индивидуальный режим выполнения и сдачи заданий, могут факультативно посещать занятия по другим дисциплинам, читаемым как в университете, где обучается студент, так и в других вузах. Перечень этих дисциплин определяется научным руководителем студента, и они также вносятся в индивидуальный график.

Научный руководитель несет персональную ответственность перед кафедрой за качество руководства УИРС. Он контролирует выполнение студентом всех позиций индивидуального плана. При этом определяется нагрузка в часах научному руководителю.

Для систематического гласного контроля за ходом индивидуальной подготовки студентов ежегодно, в течение десяти дней после окончания весенней сессии, проводится конкурсная аттестация. Каждый студент

готовит и читает научный доклад и представляет отчет о своей работе, учитывается мнение академической группы. Если студент не справился с заданиями индивидуального плана (а этот факт устанавливается в ходе аттестации), то он переводится на общий режим обучения. Кстати, вопрос об отзыве студента-участника программы имеет право поставить перед кафедрой и коллектив группы.

Программа повышает требования к преподавателям, служит тестом на выявление способных инициативных студентов. У них резко усиливается мотивация обучения, они осознают, что «работают» на свое будущее.

УДК 732.54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. А. Петухова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Понятие «условие» позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо (в нашем случае - реализация процесса формирования ценностного отношения к учению студентов первокурсников) и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется (в частности, сам процесс формирования ценностного отношения к учению первокурсников) [9]. С позиций философии данный термин отражает отношение предмета (явления) к окружающим явлениям, процессам. «Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются», которая может быть раскрыта в терминах конкретной сферы жизнедеятельности и которую возможно целенаправленно конструировать [4]. Таким образом, педагогические условия представляют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности [3], совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде, и обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи [6; 7; 8], комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса. Цель, с которой создаются педагогичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.