Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Генеральная схема организации территории Республики Казахстан / загрязнение / «зеленая» экономика / окружающая среда / природно-экологический каркас / экологические проблемы. Аннотация. / General Scheme of the organization of territories of Kazakhstan / pollution / green economy / environment / natural ecological framework / ecological problems.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Мусабаев Т. Т., Ахметов К. М.

Рассмотрены вопросы текущего экологического состояния и основные направления охраны окружающей среды на территории Казахстана, разработанные в рамках Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Мусабаев Т. Т., Ахметов К. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN FRAMEWORK OF THE GENERAL SCHEME OF THE ORGANIZATION OF TERRITORIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

In article questions of the current ecological state and the main directions of environmental protection on the territories of the Republic of Kazakhstan developed within the General scheme of the organization of the territory of the Republic of Kazakhstan are considered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

Рациональное природопользование

УДК 504.06

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Т. Т. Мусабаев1, К. М. Ахметов2

Доктор технических наук, профессор (АО «КазНИИСА», Астана, Казахстан) 2Начальник отдела экологии и чрезвычайных ситуаций (Научно-аналитическое управление территориального планирования Астанинского филиала АО «КазНИИСА», Алматы, Казахстан)

Ключевые слова: Генеральная схема организации территории Республики Казахстан, загрязнение, «зеленая» экономика, окружающая среда, природно-экологический каркас, экологические проблемы.

Аннотация. Рассмотрены вопросы текущего экологического состояния и основные направления охраны окружающей среды на территории Казахстана, разработанные в рамках Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан.

В 2013 году приказом министра регионального развития Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года, № 403ЮД была утверждена Генеральная схема организации территории Республики Казахстан - основной градостроительный проект, содержащий видение долгосрочного территориального развития и систему рациональной организации территории, разработанной с учетом региональных и мировых процессов, роли регионов в социально-экономическом развитии страны [3].

Основной целью создания Генеральной схемы явились повышение качества жизнедеятельности населения и устойчивое пространственное развитие территории Казахстана в условиях интеграции и глобализации мировых экономических процессов, которого невозможно достичь без рассмотрения вопросов гармонизации экономики и экологии.

Анализ текущего экологического состояния территории республики в рамках проведенной работы позволил выявить следующие ключевые проблемы:

проблемы глобального уровня - изменение климата, опустынивание, сокращение биоразнообразия, сокращение озонового слоя Земли;

проблемы национального уровня - зоны экологического бедствия, интенсивное освоение ресурсов Каспийского моря, загрязнение и истощение водных ресурсов, исторические загрязнения, трансграничные проблемы и проблемы полигонов военно-космического комплекса;

проблемы локального уровня - загрязнение воздушного бассейна, радиоактивное загрязнение, бактериологическое и химическое загрязнение, бытовые и промышленные отходы, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Изменение климата за счет «парникового эффекта» является проблемой общемирового масштаба и представляет серьезную потенциальную угрозу для состояния окружающей среды Казахстана. Так, с 80-х годов прошлого века в республике преобладают положительные аномалии температуры приземного воздуха и потепление идет более высокими темпами.

Разрушение озонового слоя Земли является потенциальной угрозой для здоровья человека, животных, растительности и микроорганизмов. По данным озонометрической сети республиканского государственного предприятия «Казгидромет» над Казахстаном, где наблюдения ведутся с 1973-1975 годов, толщина озонового слоя сократилась на 5-7 %.

Значительной экологической проблемой республики по-прежнему остается опустынивание. Процессам опустынивания и деградации подвержены в разной степени земли 70 % территории, что во многом обусловлено природными особенностями страны.

Острыми экологическими проблемами, связанными с использованием земельных ресурсов, остаются загрязнение земель, которое вызывает ухудшение условий проживания населения, изменение экологического состояния почв, снижение качества сельскохозяйственной продукции.

По данным Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства регионального развития РК в Казахстане числится более 90 млн га эродированных и эрозионно опасных земель, из них фактически эродированных - 29,3 млн га.

По данным земельного баланса по состоянию на 1 ноября 2012 года в республике числилось 245,6 тыс. га нарушенных земель, на которых размещались отвалы вскрышных и горных пород, хвостохранилища, золоотвалы, карьеры угольных и горных разработок, нефтяные поля и амбары. Из них только 53,2 тыс. га отработаны и подлежат рекультивации. Наибольшее количество нарушенных земель находится в Карагандинской, Костанайской, Мангистауской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской областях.

Экосистемы Казахстана отличаются уникальностью биологического разнообразия в Центральной Азии и на континенте в целом, при этом наиболее эффективной мерой сохранения биоразнообразия является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

По данным Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК, общая площадь ООПТ республики на 1 января 2013 года составляла 23 734,6 тыс. га, или 8,7 % от площади страны, из них ООПТ со статусом юридического лица занимают 6295,7 тыс. га, или 2,3 % от площади республики, и представлены заповедниками, национальнымии региональными природными парками, государственными природными резерватами, заказниками, памятниками природы, зоологическими парками, ботаническими садами, заповедными зонами.

Республика Казахстан относится к малолесным, лесодефицитным регионам. Его леса имеют большую экологическую, защитную, научную и иную ценность.

Общая площадь государственного лесного фонда страны на 1 января 2012 года составляла 28 786,7 тыс. га, или 10,6 % территории республики. Покрытые лесом угодья занимают 12 452,0 тыс. га, или 43,3 % общей площади лесного фонда.

Леса распределены по территории республики крайне неравномерно, лесистость отдельных административных областей колеблется от 0,1 до 15,4 %.

Несмотря на то, что леса Казахстана занимают всего 4,57 % территории страны (которая по отдельным областям колеблется от 15,4 до 0,1 %), в них наблюдается наибольшая концентрация биологического разнообразия - около 70 % всех видов высших растений Казахстана.

Реальную угрозу внутренней безопасности страны представляют Аральская и Семипалатинская зоны экологического бедствия, где произошли разрушение естественных экологических систем, деградация флоры и фауны, вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения.

К экологическим проблемам, связанным с интенсивным освоением ресурсов шельфа Каспийского моря, относятся последствия подъема уровня моря, нерешенные проблемы загрязнения окружающей среды прошлых лет и текущих загрязнений, продолжающаяся деградация экосистем, катастрофическое сокращение запасов биологического разнообразия и другие факторы.

Так, согласно отраслевой программе «Жасыл даму», утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан № 924 от 10 сентября 2010 года, в зоне затопления и подтопления нагонными водами Каспийского моря находятся 19 нефтяных месторождений с 1485 скважинами, в том числе в зоне постоянного затопления - 90, которые представляют наибольшую опасность для загрязнения моря.

По данным Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК, качественное состояние практически всех поверхностных водных объектов республики неудовлетворительное. Наиболее загрязнены реки Жайык, Ертис, Нура, Сырдария. К загрязнителям относятся химические нефтеперерабатывающие предприятия, цветная металлургия, сбросы коммунального хозяйства и коллекторно-дренажные воды.

Актуальным для республики является вопрос интенсивной эксплуатации подземных вод, сопровождающейся их загрязнением.

Наиболее острыми экологическими проблемами являются «исторические загрязнения». К ним относятся загрязнение реки Нуры ртутью, загрязнение подземных вод реки Илек бором и шестивалетным хромом в Актюбинской области, загрязнение свинцом в городе Шымкенте; загрязненные стойкими органическими загрязнителями территории и СОЗ-содержащие отходы, хвостохранилище Кошкар-Ата в Мангистауской области, отвалы и хвостохранилища в Восточном регионе республики, замазученные территории на западе, объекты комплекса «Байконур», территории военных и испытательных полигонов, промышленные и бытовые отходы и другие.

Потенциальную угрозу для окружающей среды и здоровья населения представляет бактериологическое и химическое загрязнение.

К трансграничным экологическим проблемам относятся вопросы вододеления, загрязнения трансграничных водных объектов (реки Иле, Ертис, Жайык), атмосферного воздуха и почвы, перемещения опасных технологий, веществ и отходов, разработки приграничных месторождений полезных ископаемых, сохранения уникальных природных комплексов.

В Казахстане функционируют четыре военно-испытательных полигона и научно-исследовательский комплекс «Байконур». Реальную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживающее в непосредственной близости население.

В настоящее время качество атмосферного воздуха в крупных городах остается неудовлетворительным. На режим загрязнения в таких местах оказывает большое влияние скопление промышленных предприятий, большое количество автомобилей и чадящий частный сектор в период отопительного сезона. В городах Казахстана режим загрязнения зависит во многом от орографических условий. Это относится к таким городам, как Алматы, Шымкент, Усть-Каменогорск и др.

Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2012 году основные объемы загрязняющих веществ были сформированы в Павлодарской (675,9 тыс. т), Карагандинской (641,4 тыс. т), Восточно-Казахстанской (140,0 тыс. т), Атырауской (133,1 тыс. т) и Акмолинской (105,7 тыс. т) областях [4].

Одной из актуальных экологических проблем в республике остается ситуация с отходами производства и потребления.

По данным отраслевой программы «Жасыл даму» в стане к настоящему времени накоплено более 43 млрд т отходов, в том числе на территории предприятий - 23 млрд т [5].

Как правило, вторичная переработка отходов производства, в том числе токсичных, не практикуется. Отходы складируются на специальных полигонах, в накопителях и хвостохрани-лищах, постоянно формируя растущие в объеме техногенные интенсивно пылящие ландшафты.

Помимо проблем, связанных с промышленными и токсичными отходами, практически во всех населенных пунктах, а особенно в крупных городах остро стоит вопрос хранения и переработки все возрастающих объемов твердых бытовых отходов (ТБО), а также раздельного сбора, утилизации и переработки коммунальных отходов. Общий объем накопленных ТБО в Казахстане составляет более 100 млн т. Ежегодно образуется порядка 4-5 млн т ТБО. При этом эксплуатация большинства полигонов и свалок ТБО в стране не соответствует нормативным критериям.

В проектных планах по охране окружающей среды и улучшению экологической обстановки, разработанных в рамках Генеральной схемы, предлагаются разные варианты решений по проблемным зонам, градостроительным ограничениям, улучшению экологической обстановки, системе управления охраной окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Предлагаемые проектные решения в рамках Генеральной схемы определены принятыми государственными и отраслевыми программами и их программными показателями. В качестве целевых показателей установлены международные обязательства Казахстана и нормативные индексы состояния окружающей среды.

В ходе их разработки решались три основные задачи: 1) определение территориальных ограничений для стратегического и отраслевого планирования организации территории (выделение

- 12 -

территорий и объектов особого регулирования и градостроительной регламентации); 2) оценка степени экологической напряженности и определение мероприятий, необходимых для ее ликвидации; 3) выбор вариантов проектных решений и схем охраны окружающей среды для улучшения экологического состояния территории.

Решение первой задачи было достигнуто посредством разработки природно-экологического каркаса территории Республики Казахстан - основы Генеральной схемы, который определяет важнейшие зоны экологически обусловленных градостроительных ограничений и особого режима природопользования.

Решение второй задачи осуществлялось путем анализа экологической ситуации и выявления экологических проблем, а также прогноза их развития на обозримое будущее. Также проводилось сравнение качества окружающей среды с нормативными параметрами (оценка) и выбирался комплекс мероприятий и технических средств для достижения этих нормативных показателей. В рамках решения такой задачи выполнялись экологическое зонирование территории и определение приоритетных зон для первоочередной ликвидации экологических проблем.

Третья задача решалась путем анализа приоритетных направлений действующих стратегических и программных документов и дополнительного выбора конкретных проектных решений для улучшения экологического состояния территории и населенных пунктов по инерционному и инновационному сценариям развития на выбранные временные промежутки. Также на данном этапе определялись основные индикаторы и показатели с учетом этапности их достижения.

В настоящее время важной задачей для Казахстана является сокращение выбросов парниковых газов. При этом важнейшим рыночным инструментом достижения национальных целевых показателей должна стать система квотирования их выбросов.

Проектными предложениями предлагается снизить выбросы парниковых газов на 15 % к 2020 году и на 25 % к 2050 году от базового 1990 года. Выработка электроэнергии возобновляемыми источниками энергии должна быть к 2015 году на уровне 1,5 и 3 % к 2020 году от всего объема по республике.

В части регулирования использования веществ, разрушающих озоновый слой, предложено сократить их использование и изъять их из обращения, внедрить новые технологии с применением веществ, не разрушающих озоновый слой, а также провести научные исследования в этой сфере.

Для улучшения состояния атмосферного воздуха предлагается установить более жесткие стандарты по выбросам пыли, диоксида серы и оксида азота с доведением их к 2030 году до европейских нормативов.

Для снижения выбросов от автотранспорта предлагается законодательное поэтапное внедрение экологических стандартов Евро-5 с постепенным доведением их к 2030 году до уровня стран Европейского союза.

В целях улучшения и стабилизации радиационной обстановки и снижения радиационного риска предложено провести постоянный радиационный мониторинг как на государственном уровне, так и на уровне предприятий, имеющих радиоактивные объекты.

Существует необходимость проведения полной инвентаризации радиоактивного загрязнения на территории республики с созданием единой базы данных по радиоактивности природных сред, рекультивации нарушенных земель и подземных горизонтов в соответствии с производственными программами и проектами отработки месторождений урана.

Предлагаются меры по снижению сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Ожидается, что объемы нормируемых сбросов загрязняющих веществ к 2020 году не превысят 5,0 млн т в год, а к 2030 году - 4,75 млн т в год. Будут внедрены современные технологии по улавливанию вредных веществ и оборотного водопользования, что позволит снизить уровень загрязнения поверхностных вод на 60-75 % к 2030 году. Также к 2030 году прогнозируется полная нормализация экологической обстановки на крупных водных объектах.

Для решения проблем опустынивания и деградации земель предложено активизировать работу по предотвращению и сокращению масштабов опустынивания, восстановлению деградированных земель. Рекультивация нарушенных земель должна быть проведена на площади 25,0 тыс. га к 2020 году и еще на 26,0 тыс. га к 2030 году. В республике должен быть создан Национальный центр по борьбе с опустыниванием.

В целях определения территориальных ограничений для стратегического и отраслевого планирования, а также сохранения и эффективного управления экосистемами в рамках Генеральной схемы впервые разработан природно-экологический каркас территории страны, который является основным проектным предложением в области охраны окружающей среды.

В состав природно-экологического каркаса включены все основные территории с особым статусом градостроительного регулирования по экологическому признаку и прогнозом их изменения. Выделены три основных элемента природного экологического каркаса: экологические ядра, экологические коридоры и буферные зоны. Определены следующие категории территорий: ключевые природные, транзитные природные и буферные.

В перспективе природно-экологический каркас должен стать основой экологически устойчивой пространственной организации территории республики.

Для развития природно-экологического каркаса и в целях сохранения естественных экосистем и биоразнообразия на расчетный срок проектирования Генеральной схемой предусмотрены создание 5 новых государственных природных заповедников, 8 государственных национальных природных парков, 14 государственных природных резерватов, 130 государственных природных заказников и расширение территорий 8 существующих особо охраняемых природных территорий. Это позволит довести к 2020 году площадь ООПТ до 10,7 % от площади республики (29,1 млн га), а к 2030 году до 15,3 % (41,6 млн га).

Запланированы создание экокоридоров для охраны мигрирующих млекопитающих и строительство экодуков для миграции сайгаков.

В рамках проведения государственной лесной политики республики предлагается ежегодные объемы покрытых лесом угодий довести до 10 тыс. га к 2020 году и до15 тыс. га к 2030 году.

В зоне экологического бедствия Приаралья предложена дальнейшая реализация ПБАМ-3 и РРССАМ-2, осуществлено нормирование экологических и санитарных попусков воды в Арало-Сырдариинском бассейне, проведено наращивание плотины Малого Арала для доведения абсолютной отметки его уровня до 48 м, реализованы проекты по управлению орошаемыми экосистемами, проведены фитомелиоративные работы по предотвращению деградации и восстановлению земель в бассейне Аральского моря, создана информационная система по Аральскому морю.

Планируется расширить площадь зеркала Малого Арала до города Аральска, восстановить экосистему дельты реки Сырдария, сократить соле- и пылеперенос в казахстанском секторе Большого Арала.

На бывшем Семипалатинском испытательном ядерном полигоне предлагается провести комплекс реабилитационных мер, включающих биоремедиацию (очистку).

Необходима модернизация системы управления отходами. В ближайшие 20 лет в стране должно быть минимизировано накопление промышленных и бытовых отходов, внедрена система раздельного сбора отходов, создан комплекс предприятий по их переработке.

Проектными решениями предлагаются разработка и внедрение Программы модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами в целях обеспечения управления ТБО в регионах Казахстана в соответствии с международными стандартами.

В целях решения проблемы «исторических загрязнений» планируется до 2015 года провести полную инвентаризацию всех объектов «исторических загрязнений» с оценкой их воздействия на окружающую среду. До 2015 года планируется ликвидация не менее 5 крупных очагов «исторических загрязнений» в регионах республики, не менее 15 - к 2020 году, а к 2030 году - их полная ликвидация либо рекультивация. Согласно требованиям Стокгольмской конвенции до 2028 года необходимо уничтожить все стойкие органические загрязнители, включая содержащие их отходы. Для реализации этой цели рекомендуется строительство завода по уничтожению опасных отходов, включая стойкие органические загрязнители.

В целях улучшения экологической обстановки территорий, подверженных воздействию ракетно-космической и военной деятельности, необходимо обеспечить постоянный мониторинг их экологического состояния, в первую очередь на территории комплекса «Байконур». Должны быть ликвидированы площадные загрязнения на полигонах Азгир и Капустин Яр.

Реализация предусмотренных в Генеральной схеме мер будет способствовать существенному улучшению экологической обстановки и сохранению биологического разнообразия природной

среды на территории Казахстана. Это соответствует долгосрочной цели экологической политики, определенной Конституцией Республики Казахстан и «Стратегией "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства», которые ставят четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития [1] и должно обеспечить благоприятную для жизни и здоровья граждан окружающую среду и достижение нормативного уровня экологической ситуации на всей территории республики [2].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

[2] Указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013, года № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».

[3] Генеральная схема организации территории Республики Казахстан / Утверждена приказом министра регионального развития республики Казахстан №403ЮД от 31 декабря 2013 года.

[4] Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Казахстана: Статистический сборник / Агентство Республики Казахстан по статистике. - Астана, 2013.

[5] Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2010 года, № 924 «Об утверждении отраслевой Программы «Жасыл даму» на 2010-2014 годы».

REFERENCES

[1] Address by the President of the Republic of Kazakhstan, Leader of the Nation, N. Nazarbayev "Strategy Kazakhstan-2050": new political course of the established state.

[2] Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated May, 30, 2013, № 577 "Concept of transition of the Republic of Kazakhstan to "green economy" General Scheme of the organization of territories of Kazakhstan until 2030 / approved by the Minister of Regional Development of the Republic of Kazakhstan dated December, 31, 2013 № 403.

[3] Environmental Protections and Sustainable Development of Kazakhstan. Statistical Compendium. Statistics Agency of the Republic of Kazakhstan. Astana, 2013.

[4] Resolution of the Government of RK dated September 10, 2010, № 924 "Approval of the industry program "Zhasyl Damu" for 2010-2014".

ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ АУМА^ТАРЫН ¥ЙЫМДАСТЫРУДЬЩ БАСТЫ С¥ЛБА АЯСЫНДАГЫ ЦОРШАГАН ОРТАНЫ ЦОРГАУДЫЦ НЕГ1ЗГ1 БАГЫТЫ

Т. Т. Мусабаев1, К. М. Ахметов2

\<^a3^AF3№> А^ Астанальщ филиалыньщ директоры, техника гылымдарыныц докторы, профессор 2«^a3^AF3№> А^ Астанальщ филиалыныц экология жэне тетенше жагдайлардагы FbrabiMH-TaTOay баскармасын аумактык жоспарлау белiмi бастыгы

^рек сездер: ^азакстан Республикасыныц аумактарындагы уйымдардыц Басты сулбасы, ластану, жасыл экономика, коршаган орта, табиги-экологиялык кацка, экологиялык мэселелер.

Аннотация. Макалада ^азакстан Республикасыныц аумактарындагы уйымдардыц Басты сулбасы аясында жасалган ^азакстан Республикасыныц аумактарында коршаган ортаны коргаудыц ^risi багыты мен экологиялык жагдайы карастырылган.

MAIN AREAS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN FRAMEWORK OF THE GENERAL SCHEME OF THE ORGANIZATION OF TERRITORIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

T. T. Musabaev1, K.M. Akhmetov2

1Director of Astana branch JSC KAZNIISA, Doctor of Technical Sciences, Professor 2Head of the Department of Ecology and Emergency Situation of Scientific Analytical management of territorial planning Astana branch of JSC KAZNIISA

Keywords: General Scheme of the organization of territories of Kazakhstan, pollution, green economy, environment, natural ecological framework, ecological problems.

Abstract. In article questions of the current ecological state and the main directions of environmental protection on the territories of the Republic of Kazakhstan developed within the General scheme of the organization of the territory of the Republic of Kazakhstan are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.