Научная статья на тему 'Основные направления международно-правовой охраны культурных ценностей'

Основные направления международно-правовой охраны культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2067
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления международно-правовой охраны культурных ценностей»

Николаев Б.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Международная охрана памятников культуры - это одна из тех острых проблем, которая все в большей степени волнует человечество. Культурная среда, созданная талантом, вкусом и умением

всего человечества стала для нас, в определенном смысле, не менее «естественной», необходимой и значимой, чем природа. Современный мир, мир глобализации, универсального общения и сотрудничества, но одновременно мир трансграничной преступности, разрушительных международных и внутригосударственных вооруженных конфликтов побуждает государства обеспечить международный уровень охраны культурных ценностей. Сам термин «международная охрана культурных ценностей» понимается как совокупность международно-правовых норм, предусматривающих сотрудничество государств в деле сохранения и использования этих ценностей; международные меры, призванные уберечь памятники от разрушения, гибели и грабежа как в дни войны, так и в мирные дни; создание благоприятных условий для обмена культурными ценностями разных народов [1].

Международное сообщество определило ряд основных направлений нормативного и организационного обеспечения охраны культурных ценностей. Первым направлением стало определение основных стандартов государственной политики направленной на сохранение культурных ценностей для будущих поколений. Основную роль в развитии данного направления играет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности, способствуя сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии» (п. 1 ст. 1)[2]. Наиболее важными актами,

носящими общий характер, являются Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятые на 17-й сессии ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года. Другие рекомендации, принятые ЮНЕСКО имеют более специальный характер: о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате

проведения общественных или частных работ (1968г.), о принципах международной регламентации археологических раскопок (1956г.), о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей, о сохранении и современной роли исторических ансамблей (1976г.).

Основное содержание Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года составляют меры по оказанию международной помощи [3]. Международная помощь, согласно конвенции, должна оказываться с целью охраны, сохранения, популяризации или восстановления культурных ценностей. Она может касаться и выявления культурного наследия в том случае, если предварительные исследования показали, что будут оправданы дальнейшие запросы в отношении помощи (ст. 13). В соответствии с положениями раздела III конвенции было предусмотрено создание при ЮНЕСКО Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия. Комитет на основе перечней ценностей культурного и природного наследия, представляемых государствами, составляет «Список всемирного наследия», а также «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой». Конвенция 1972 года внесла значительный вклад в развитие международно-правовых норм об охране культурных ценностей в мирное время. В то же время, конвенция мало внимания уделила ответственности государств за причинение ущерба культурному достоянию других народов, а также обязательствам, которые могли бы принять на себя государства для предотвращения разрушения культурных ценностей, устранения грозящих им опасностей.

Вопросами охраны культурных ценностей занимаются также различные международные неправительственные организации, осуществляющие тесное сотрудничество с ЮНЕСКО. Среди них следует назвать Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Международный совет музеев (ИКОМ), Международный союз архитекторов (МСА), Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО).

Большое значение в деле обеспечения общей охраны культурных ценностей имеет деятельность Совета Европы, в рамках которого были приняты Европейская культурная конвенция 1954 г., Конвенция об охране археологического наследия 1992 г., Конвенция об охране архитектурного наследия Европы 1985 г. и другие важнейшие международные документы.

Другим направлением международного сотрудничества является противодействие преступной деятельности, направленной против культурных ценностей. К международным документам этой группы следует отнести, прежде всего, Парижскую конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Римскую конвенцию УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям

1995 г., Европейскую конвенцию о правонарушениях в отношении культурных ценностей 1985 г., а

также принятые в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей 2001 г. и Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей 1994 г. Еще в апреле 1970 года были разработаны «этические правила приобретения» экспонатов, известные как «Этический кодекс ИКОМ», который содержит ряд рекомендаций, направленных на предупреждение незаконной торговли произведениями искусства, но он не носит обязательного характера. Журнал «Новости ИКОМ» публикует подробные сведения об украденных ценностях и адреса, куда их следует возвратить в случае обнаружения. Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Гаване в 1990 г. был принят Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей.

Наибольшей опасности культурные ценности подвергаются в условиях вооруженного конфликта. Уже в ходе кодификации законов и обычаев сухопутной войны на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. (созванных по инициативе российского императора Николая II), было определено, что «всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение ... исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию» (ст. 56 Конвенции 1907 г.), а также установлена обязанность воюющих принять все необходимые меры к тому, чтобы «щадить, насколько это возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники ., под условием, чтобы такие здания и места не служили одновременно военным целям» (ст. 27)[4]. Первым международным соглашением универсального характера, в котором объединены многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного

конфликтов, стала Гаагская конвенция 1954 года [5]. Впоследствии ее положения были дополнены двумя протоколами. Кроме того, вопросы защиты культурных ценностей регламентируются и Дополнительными протоколами I и II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны.

Специальным вопросом защиты культурных ценностей в связи с вооруженным конфликтом является проблема возвращения культурных ценностей, перемещенных в ходе войны и, в частности, после Второй мировой войны. 5 января 1943г правительства СССР, США, Великобритании и пятнадцати других государств-членов антигитлеровской коалиции выразили в специальной декларации намерение «сделать все возможное для ликвидации методов лишения собственности, практикуемых правительствами, с которыми они находятся в состоянии войны, в отношении стран и народов, подвергшихся без всякой причины нападению и разграблению». Принципы этой декларации нашли свое отражение в мирных договорах, заключенных в Париже 10 февраля 1947 г. в соответствующих положениях о реституции. Вопросы реституции были предметом рассмотрения на Гаагской конференции 1954 года, в результате чего был принят Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

В целом, человечество достигло очевидного прогресса за последние 50 лет в деле международноправовой охраны культурных ценностей: приняты многочисленные международные документы,

определяющие обязанности государств по охране культурных ценностей; функционируют многочисленные международные межгосударственные и неправительственные организации и фонды, основной задачей которых является сохранение культурных достижений и обеспечение культурного обмена. В то же время отсутствует четкий контрольный механизм, действующий на межгосударственном уровне и эффективно решающий вопросы ответственности государств и конкретных лиц; недостаточно обеспечено взаимодействие международного и национального организационно-правового уровня в деле охраны культурных достижений человечества; конъюнктурные политические и военные интересы и цели нередко доминируют над гуманитарными, что приводит к варварским действиям в отношении культурных ценностей даже со стороны развитых «цивилизованных» государств. Все это должно служить стимулом для дальнейшего развития международного сотрудничества в деле охраны культурных ценностей на благо всего человечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М., 1979.

2. Устав Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры 16 ноября 1945 г. // Действующее международное право. - Т. 3. - С. 674.

3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М, 1991 г. - вып. ХЬУ.

4. Вторая Гаагская конференция мира 1907 г. - СПб., 1908. - С. 149.

5. Действующее международное право. - Т. 2. - М.: Изд-во МНИМП, 1997. - С. 803-821.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.