Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / трудовая миграция / миграционные процессы / международное сотрудничество / migration / labor migration / migration processes / international cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.К. Кубатов, А.К. Чекирова

В статье рассмотрены основные направления международного сотрудничества в сфере миграции Кыргызской Республики. Были изучены различные аспекты миграционных процессов, в частности, состояние и перспективы реализации миграционной политики страны, опыт нормативно-правовой базы. Проанализированы основные правовые источники сотрудничества государств-участников СНГ по вопросам миграции. В ходе исследования изучено влияние изменений, внесенных в миграционное законодательство после вступления Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз, на потоки трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE FIELD OF MIGRATION AT THE PRESENT STAGE: STATUS AND PROSPECTS

The article examines the main areas of international cooperation in the field of migration of the Kyrgyz Republic. Various aspects of migration processes were studied, in particular, the state and prospects for the implementation of the country's migration policy, the experience of the regulatory framework. The main legal sources of cooperation of the CIS member states on migration issues were analyzed. The study examined the impact of changes made to migration legislation after the accession of the Kyrgyz Republic to the Eurasian Economic Union on labor migration flows.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И.К. Кубатов, канд. юрид. наук, доцент А.К. Чекирова, старший преподаватель

Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-173-177

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления международного сотрудничества в сфере миграции Кыргызской Республики. Были изучены различные аспекты миграционных процессов, в частности, состояние и перспективы реализации миграционной политики страны, опыт нормативно-правовой базы. Проанализированы основные правовые источники сотрудничества государств-участников СНГ по вопросам миграции. В ходе исследования изучено влияние изменений, внесенных в миграционное законодательство после вступления Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз, на потоки трудовой миграции.

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, миграционные процессы, международное сотрудничество.

Существует множество внешних и внутренних геополитических факторов, влияющих на миграционные тенденции и развитие миграционной политики в центрально азиатском регионе. Кыргызская Республика является государством-членом Евразийского экономического союза, широкого регионального союза, нацеленного на глобализацию. Именно поэтому сложно оценить влияние ЕАЭС на миграционные процессы в регионе.

Одной из важных особенностей этого союза является свободное перемещение рабочей силы между странами ЕАЭС, предоставляющее трудовым мигрантам доступ к обширному рынку труда государств-членов ЕАЭС Белоруссии, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Более того, в рамках этого союза трудовые права трудовых мигрантов стран-членов ЕАЭС будут такими же, как и трудовые права граждан страны назначения, что, несомненно, будет способствовать увеличению миграции из Кыргызстана в Россию и Казахстан.

После вступления Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз в 2015 году законодательство Кыргызской Республики в сфере трудовой миграции и миграционной политики было приведено в

соответствие с нормами Договора в рамках Союза. Соглашение о ЕАЭС обеспечивает свободу трудовой миграции и обязывает государства-члены сотрудничать в целях облегчения организации занятости и привлечения работников. Одной из основных целей создания ЕАЭС является обеспечение свободы передвижения товаров, услуг и рабочей силы.

Соглашение регулирует разработку единой политики в сфере трудовой миграции, создает общий рынок труда на территории государств-членов, равные трудовые права работников стран назначения с трудовыми мигрантами, включая социальное обеспечение, медицинское обслуживание, трудовые права мигрантов.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 2021 года № 191 принята Концепция миграционной политики на 2021-2030 годы, направленная на стабилизацию миграционных процессов, предусматривающая смягчение и минимизацию неблагоприятных факторов, вызывающих и сопровождающих миграцию, с учетом текущих и предстоящих социальных, демографических и экономических вызовов [1].

Данная концепция будет реализовы-ваться в 2 этапа: 1 этап - 2022-2025 годы, 2

этап - 2025-2030 годы. План мероприятий по реализации 1 этапа концепции утвержден распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 13 апреля 2022 года № 191. Также принята Матрица индикаторов мониторинга и оценки реализации Плана мероприятий. В нем подробно описаны задачи и мероприятия, включая механизмы обеспечения гендерного равенства, интеграции иностранных мигрантов и реинтеграции возвращающихся мигрантов.

Согласно этому документу приоритетными направлениями международного сотрудничества являются:

- выполнение международных обязательств Кыргызской Республики;

- заключение международных соглашений в соответствии с приоритетами, целями и задачами государственной миграционной политики, реализуемой на национальном уровне, при необходимости;

- участие в деятельности международных организаций с целью создания более совершенных механизмов регулирования миграционных потоков;

- обмен опытом реализации миграционной политики и управления миграционными процессами;

- повысить эффективность борьбы с нелегальной миграцией и разработать современные пути решения проблем;

- совершенствование механизмов обмена информацией и механизмов трансграничной передачи о людях, находящихся в государствах и т.д.

Предлагаемые направления сформулированы в Концепции миграционной политики КР на 2020-2030 годы, следует отметить, что данные направления, безусловно, являются приоритетными и важными.

9 августа 2023 года при Президенте Кыргызской Республики был создан Совет по связям с соотечественниками за рубежом, на который возложена задача обеспечить принятие согласованных решений по разработке и реализации мер по усилению взаимодействия с соотечественниками в страна [2]. Совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, обеспечивающим принятие согласованных решений по разработке и

реализации мер по поддержке прав и интересов соотечественников за рубежом в сфере миграции и укреплению сотрудничества между государствами.

По мнению А.В. Краюшкина, взаимодействие с компетентными органами зарубежных стран является необходимым условием эффективного решения глобальных проблем, происходящих в мире. Ранее говорилось, что процессы трудовой миграции активизируются и приведут к увеличению числа нелегальных мигрантов [3, с. 5].

Следует отметить, что международное сотрудничество в сфере миграции происходит в рамках работы Координационного совета, созданного государствами-участниками СНГ. Однако, несмотря на понимание важности международного сотрудничества, многие страны сталкиваются с трудностями в его налаживании из-за внешнеполитических разногласий. Тем не менее, стороны понимают важность регулирования правоотношений и активно сотрудничают в рамках проблемы нелегальной миграции. Таким образом, Кыргызская Республика участвует в межгосударственном сотрудничестве между государствами по широкому спектру вопросов, связанных с миграционным регулированием, созданием основ миграционной политики в странах-участницах и выработкой единого подхода к проблеме нелегальной миграции.

Кыргызская Республика также активно ведет работу по расширению международной договорной базы и сотрудничества в области миграции. Кыргызская Республика продолжает сотрудничать с международным сообществом в рамках глобального и регионального сотрудничества (ЕАЭС, СНГ, ШОС, ТМСС), а также международными институтами и организациями (Миграционная сеть ООН, ОБСЕ, МККК). Кыргызская Республика является участником нескольких региональных консультативных процессов, таких как Алматинский процесс, Будапештский процесс и Пражский процесс.

Значительная часть наших соотечественников, работающих за рубежом, трудятся на территории государств-членов

ЕАЭС. При этом основная часть работает в РФ, более 80%. Трудоустройство в Южной Корее и Турции также востребовано среди наших граждан. В последнее время увеличивается количество граждан КР, работающих в странах Европы.

По официальным и расчетным данным к 2024 году за рубежом временно и постоянно будут находиться следующее количество граждан Кыргызской Республики: в Российской Федерации - 680599 граждан; в Республике Корея - более 6400; в Турецкой Республике - 35000; в Республике Казахстан - 35000; в Республике Узбекистан - не более 5000; в США и Канаде - более 26000; в Австрийской Республике - более 5000; в ОАЭ - более 5000; в ФРГ - 9000; в Италии - 6000; в Великобритании - более 3000. По оценкам, подавляющее большинство граждан, примерно 90-95%, уезжают на заработки.

Следует отметить, что международное сотрудничество следует рассматривать как один из путей совершенствования механизмов борьбы с проблемой нелегальной миграции. Нестабильная геополитическая ситуация в отдельных государствах или регионах, внутриполитические проблемы, приобретающие глобальный характер, а также ряд факторов, приводящих к переносу многих встреч и мероприятий, осложняют международное сотрудничество. Например, безудержные боевые действия и пандемия коронавируса негативно повлияли на возможность установления новых связей в рамках международного сотрудничества.

Кроме того, следует отметить, что действующие национальные законы не в полной мере отвечают текущим и перспективным потребностям экономического, социального и демографического развития, а также интересам государства.

Официальной статистики и информации о качестве международного сотрудничества, мерах, принятых в результате его реализации, результатах, которых стремятся достичь страны, нет. Один из видов нелегальной миграции - трудовая миграция - остается актуальной в мировом масштабе. Оно имеет отличительные особенности и является наиболее опасным явле-

нием для экономики государства, особенно в странах с большим притоком нелегальных иммигрантов.

Такая ситуация увеличивает предложение на рынке труда, поэтому граждане государства не всегда могут найти работу. Таким образом, в рамках международного сотрудничества не существует единого механизма привлечения иностранной рабочей силы на определенный период, не определен перечень мер, которые необходимо предпринять для адаптации и интеграции трудовых мигрантов.

Далее, несовершенство системы управления и контроля происходящих миграционных процессов является следствием постоянного роста числа мигрантов, что приводит к насыщению экономики государства рабочей силой в виде нелегальных трудовых мигрантов. Как правило, это усиливает теневую экономику государства, которая по многим причинам оценивается учеными крайне негативно.

Конечно, необходимо развивать международное сотрудничество в этом направлении, чтобы привлечь новые высококвалифицированные кадры для устойчивой жизни, обеспечить их социальную адаптацию и интеграцию в современное общество. Такие программы должны быть призваны облегчить процесс получения документов, необходимых для легализации профессиональной деятельности гражданина на территории иностранного государства.

В современной реальности международное сотрудничество государств в сфере миграции определяется конфликтом общечеловеческих ценностей и национальных интересов. Потому что промышленно развитые страны выражают идею глобальной ответственности за неконтролируемые миграционные процессы. Они не только ухудшают ситуацию в странах, где проживают нелегальные мигранты, но и ставят под сомнение права беженцев.

Сегодня идея глобальной ответственности активно развивается мировым сообществом, одним из таких предложений стало подписание глобального соглашения, направленного на решение проблем беженцев. Однако все сводится к вопросу о

распределении ответственности, который остается открытым [4, с. 317].

Следует отметить, что во многих работах специалистов по международно-правовому регулированию миграции упоминается весь перечень источников международного права, которые должны соблюдаться государствами и имплементи-роваться в их национальные правовые системы.

Определены следующие нормы международного права, которые должны использоваться при регулировании миграционных правоотношений: международное право прав человека; право беженцев; трудовое право; торговое право; морское и воздушное право; уголовное право; консульское и дипломатическое право [5, с. 77].

Путем реализации международно-правового регулирования миграции можно сделать вывод, что международное сотрудничество государств по вопросам, связанным с миграцией в договорной форме, является незавершенным не только на политико-правовом уровне, но и на теоретическом уровне. Формы сотрудничества между государствами по вопросам миграции разнообразны, но это разнообразие не ново.

Эффективность сотрудничества должна определяться современными подходами к

миграционным проблемам, обеспечивать стабильное взаимодействие государств и четкое разделение задач.

Очень важно снизить роль политических и экономических отношений между государствами, поскольку подобные ситуации не всегда позволяют установить необходимые отношения между государствами, а также препятствуют заключению двусторонних соглашений об оказании правовой помощи и подписанию международных соглашений.

Пока рано говорить о создании единого глобального соглашения, которое будет регулировать фундаментальные вопросы миграционных проблем, контролировать международные миграционные потоки и способствовать решению проблемы нелегальной миграции, а также минимизировать ее негативные последствия.

Несмотря на то, что международное сотрудничество является актуальным направлением работы правоохранительных органов, оно определяется Концепцией, которая предусматривает лишь общие положения международного сотрудничества в сфере миграции. Следует отметить, что отсутствие конкретных планов действий и четких механизмов международного сотрудничества приводит к существенному снижению эффективности рассматриваемого института.

Библиографический список

1. Концепция миграционной политики Кыргызской Республики на 2020-2030 годы. Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 2021 года № 191.

2. Указ Президента Кыргызской Республики от 9 августа 2023 года уп № 186. «О совете по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики».

3. Краюшкин, А.В. К вопросу о концепции регулирования миграционных процессов / А.В. Краюшкин // Российская юстиция. - 2019. - № 12. - С. 5.

4. Федорова, И.В. Взаимодействие Главного управления по вопросам миграции МВД России с институтами гражданского общества по вопросам миграционной политики / И.В. Федорова // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 2. - С. 317.

5. Киселева, Е.В. Международно-правовое регулирование миграции: история и современность. Монография. - М.: РУДН, 2015. - 77 с.

MAIN DIRECTIONS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE FIELD OF MIGRATION AT THE PRESENT

STAGE: STATUS AND PROSPECTS

I.K. Kubatov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor A.K. Chekirova, Senior Lecturer Zhusup Balasagyn Kyrgyz National University (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article examines the main areas of international cooperation in the field of migration of the Kyrgyz Republic. Various aspects of migration processes were studied, in particular, the state and prospects for the implementation of the country's migration policy, the experience of the regulatory framework. The main legal sources of cooperation of the CIS member states on migration issues were analyzed. The study examined the impact of changes made to migration legislation after the accession of the Kyrgyz Republic to the Eurasian Economic Union on labor migration flows.

Keywords: migration, labor migration, migration processes, international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.