Научная статья на тему 'Основные направления макроэкономического регулирования на пути к валютному Союзу (на примере республики Азербайджан)'

Основные направления макроэкономического регулирования на пути к валютному Союзу (на примере республики Азербайджан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмудова Т.А.

В статье рассматриваются проблемы макроэкономического регулирования. Анализируются трудности, связанные с переходом к валютному союзу, и преимущества, которые влечет за собой данный процесс. Валютная интеграция в данном контексте рассматривается как инструмент защиты экономических интересов стран-участниц в условиях разрушительного воздействия глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления макроэкономического регулирования на пути к валютному Союзу (на примере республики Азербайджан)»

Валютная интеграция

УДК 336.08.01

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

НА ПУТИ К ВАЛЮТНОМУ СОЮЗУ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН)

Т. А. МАХМУДОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Е-mail: taira. mahmudova@yandex. ru Азербайджанская академия труда и социальных отношений

В статье рассматриваются проблемы макроэкономического регулирования. Анализируются трудности, связанные с переходом к валютному союзу, и преимущества, которые влечет за собой данный процесс. Валютная интеграция в данном контексте рассматривается как инструмент защиты экономических интересов стран-участниц в условиях разрушительного воздействия глобализации.

Ключевые слова: финансовый кризис, интеграция, регулирование, центральный банк, финансовая система.

Глобализация предъявляет новые требования к совместным действиям национальных правительств, взаимоотношениям между государственным и частным сектором, мобильности рабочей силы. Сочетание мер по координации экономической политики с внешними партнерами и усилий, направленных на достижение конкурентных преимуществ на мировой арене, стало ключевой задачей для всех стран в глобализирующемся мире.

Следует отметить, что, если либерализация внешней торговли, как правило, оценивается экспертами положительно, эффект либерализации финансовых рынков оценивается неоднозначно. В настоящее время за финансовую либерализацию высказываются, в частности, С. Фишер и Л. Саммерс. Так, Фишер предложил включить в число задач

МВФ постепенную либерализацию движения капитала в мире. С другой стороны, такие экономисты, как Д. Стиглиц, П. Кругман, Д. Родрик, скептически оценивают ее выгоды. В условиях глобализации международная финансовая стабильность выступает важнейшим общественным благом, выходящим за рамки национальных целей и интересов.

Таким образом, оценка последствий, степени и факторов финансовой либерализации становится ответственной задачей для каждой страны.

Процесс международной финансовой интеграции предполагает широкомасштабное открытие национальных финансовых рынков для иностранных участников и предоставление права местным банкам и компаниям инвестировать за рубеж. На деле это означает:

- отсутствие барьеров для трансграничных потоков капитала и финансовых услуг в форме контроля за капиталом и налоговыми мерами;

- свободный вход иностранных кредитных организаций на национальный рынок;

- плавающий валютный курс;

- применение единых стандартов регулирования банковской деятельности.

Азербайджанская экономика в 2000-2008 гг. характеризовалась высоким динамизмом, а также ярко выраженными позитивными качественными

изменениями. Но успехи были достигнуты на фоне высокоспециализированной структуры экономики. Так, доля добывающих отраслей (в первую очередь нефте- и газодобыча) в промышленности составляла более 70 %.

Объединение в рамках единого валютного союза не только положительно влияет на экономику стран-участниц, но и повышает их ответственность. Наиболее значимый посыл состоит в том, что финансовая интеграция ужесточает требования к качеству общественных институтов. Особенно важны в такой ситуации:

- ответственная макроэкономическая политика;

- здоровая финансовая система.

В качестве примера можно отметить, что доступ на мировые рынки капитала, не подкрепленный жесткой бюджетной дисциплиной, нередко приводит к избыточным заимствованиям, наращиванию бюджетного дефицита и дефицита по счету текущих операций при низкой продуктивности государственных расходов. Большой объем краткосрочного долга, номинированный в иностранной валюте, делает страну уязвимой к внешним шокам и меняет настроения инвесторов. Опыт множества стран с высокой степенью финансовой интеграции, которые пострадали от такого накопления внешнего долга, указывает на усилившиеся риски низкой бюджетной дисциплины в условиях открытого счета движения капитала. Подобная проблема характерна для некоторых стран Евросоюза (Греция, Ирландия и Португалия). Следует отметить, что ее решение подрывает благосостояние сильных партнеров -Германии и Франции.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Азербайджана и промежуточными целями денежной политики первоначально являлись:

- обеспечение необходимого уровня предложения денег (таргеттирование денежной массы);

- поддержание стабильности маната (таргетти-рование валютного курса).

Таргеттирование предложения денег основано на определении целевых ориентиров роста агрегата М2, а таргеттирование валютного курса - на режиме управляемого плавания [5, 7]. При этом целевой ориентир валютного курса, как правило, устанавливается как конкретная величина среднегодового номинального курса маната по отношению к доллару. Начиная с 2001 г. Национальный банк Азербайджана одновременно с целевыми ориентирами предложения денег и валютного курса стал

публиковать и прогнозные ориентиры инфляции. Причем сначала это были показатели общей инфляции, а затем - базовой инфляции.

Повышение темпов инфляции в Азербайджане не привело к изменениям в денежной политике. Для ее сдерживания по-прежнему предполагается использовать одновременно два инструмента: тар-геттирование денежной массы и таргеттирование валютного курса. При этом высказывается уверенность, что все меры по совершенствованию денежной политики должны стать основой для перехода к таргеттированию инфляции [10].

Кризисные явления вынудили денежные власти Азербайджана уделять больше внимания финансовой стабильности. В связи с этим были внесены изменения в правила таргеттирования валютного курса: вместо привязки к доллару США манат был привязан к бивалютной корзине, состоящей из доллара США и евро.

В официальных сообщениях и выступлениях руководства Центрального банка Азербайджана было заявлено о проведении подготовительных мер к переходу на режим таргеттирования инфляции в ближайшие годы. В Центральном банке Азербайджана в 2007 г. разработали Стратегию применения режима таргеттирование инфляции.

Таким образом, можно отметить, что Азербайджан постепенно переходит к формированию единых правил игры при проведении денежной политики со странами СНГ. Это делает значительно более реалистичным его участие в создании валютного союза на постсоветском пространстве.

Обеспечение независимости центральных банков. Независимость различается на уровне целей и на уровне инструментов. Как правило, целевые показатели инфляции устанавливаются вместе с правительствами при подготовке бюджетов на очередной срок. При значимости неценовых факторов инфляции, потребительских паник такое соглашение с правительством является правомерным. Полностью независимыми в выборе целей центральные банки стран СНГ вряд ли смогут стать.

Важнее операционная независимость центральных банков. И здесь между исследователями существует полный консенсус. Наличие полной операционной независимости центрального банка делает возможным осуществлять гибкий выбор инструментов денежно-кредитной политики, а возможность оперативного выбора как раз и составляет одно из основных достоинств исследуемой стратегии.

Таким образом, предполагается, что независимость центрального банка (по крайней мере на уровне выбора инструментов денежно-кредитной политики) является одним из основных требований для успешного таргеттирования инфляции [11].

Значимость операционной независимости центрального банка как одного из ключевых факторов обеспечения макроэкономической стабильности проявилась и в ходе финансового кризиса 2007-2009 гг.

Независимость центрального банка может носить как формальный, так и реальный характер. Исследователи различают два вида независимости центральных банков:

1) юридически зафиксированную;

2) реально существующую.

Первая определяется, исходя из анализа полномочий и ограничений деятельности центрального банка, предусмотренных законодательством той или иной страны.

Вторая, как правило, оценивается по косвенным показателям. Для этого используется, в частности, показатель частоты смены председателей центрального банка, а также показатель политической уязвимости центрального банка, который измеряется частотой замены председателей центрального банка в случаях, когда эта замена происходит в течение небольшого периода после смены политического руководства страны.

Исследование независимости де-юре центральных банков СНГ позволило получить определенные результаты (табл. 1).

С обеспечением независимости центрального банка денежно-кредитная политика оказывается защищенной от возможных сторонних «воздействий», устраняется проблема, называемая time inconsistency (противоречие времени). С этой точки зрения для успешной реализации режима таргеттирования инфляции должна быть законодательно закреплена независимость центрального банка и определены конкретные условия для обеспечения этой независимости [8].

В соответствии со ст. 6 закона Азербайджанской Республики от 10.12.2004 № 802 «О Центральном банке Азербайджанской Республики» Центральный банк республики независим. Органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица не имеют права непосредственно или косвенно по какой бы то ни было причине вмешиваться в его деятельность или оказывать влияние в какой-либо форме, противоречащей законодательству [2].

В соответствии со ст. 7 данного закона Центральный банк республики представляет отчеты о своей деятельности только президенту Азербайджанской Республики, что предотвращает возможное вмешательство в его деятельность и оказание влияния на его решения со стороны различных государственных органов, юридических и физических лиц.

Сравнение характеристик Центрального банка Азербайджана с аналогичными оценками банков стран СНГ показывает, что в условиях действующего законодательства он обладает одним из са-

Таблица 1

Индексы независимости центрального банка для государств СНГ [3, 4]

Страна Год приятия закона о центральном банке Год отказа от рубля LVAW LVES LVESX

Азербайджан 1992 (2004) 1992 0,42 0,85 - -

Беларусь 1992 - 0,73 0,75 0,67

Казахстан 1993 1993 0,32 0,63 0,56

(1995) 0,44 0,92 0,79

Кыргызстан 1992 1993 0,52 0,55 0,55

Молдова 1991 1993 0,38 0,84 0,54

(1995) 0,73 0,96 0,94

Россия 1995 - 0,49 0,47 0,38

Таджикистан 1993 1995 0,36 - 0,29

Туркменистан 1992 1993 0,26 0,25 0,19

Узбекистан 1991 (1995) 1994 0,41 0,56 0,92 0,71 0,92

Украина 1991 1993 0,42 - -

Примечание. В скобках указан год принятия нового закона или серьезного обновления действующего.

мых высоких уровней независимости. Это делает возможным переход к политике таргеттирования инфляции и упрощает процедуру гармонизации банковского законодательства в рамках интеграционных процессов.

Важнейшее значение для успешного функционирования единого валютного пространства имеет бюджетно-налоговая политика. Мировой финансовый кризис существенным образом изменил представления о роли и значимости различных инструментов макроэкономической политики. В условиях кризиса именно фискальная политика выполняла ведущую роль, поскольку, с одной стороны, антикризисные мероприятия проводились за счет бюджетных ресурсов, с другой, - страны, имеющие огромные бюджетные дефициты являются угрозой стабильности как для государств, входящих в валютные объединения, так и для самих этих объединений. Данный вывод подтверждается сложностями, возникшими в Евросоюзе в связи с бюджетными дефицитами Греции, Испании и Португалии.

Представление о масштабах этих мер дают сведения, представленные в табл. 2.

Для Азербайджана наиболее важный вывод из сложившейся ситуации состоит в том, что обеспечение макроэкономической безопасности требует сохранения значительного «запаса прочности» фискальной политики в виде сбалансированного бюджета и умеренного государственного долга, т. е. пересмотра бюджетных правил в сторону ужесточения количественных ограничений. Еще один, более частный, урок состоит в необходимости усилить действие встроенных бюджетных стабилизаторов:

Таблица 2

некоторые показатели бюджетной политики ведущих стран ОЭср в 2009 г., в процентах к ВВП

- эластичная налоговая система;

- эластичная система социальных трансфертов;

- бюджетирование, ориентированное на результат;

- планирование расходов в строгой увязке с национальными приоритетами;

- внедрение системы стратегического планирования в бюджетных организациях и др.

Внедрение в практику фискальной политики встроенных стабилизаторов крайне важно, поскольку дискреционные меры нередко принимаются правительственными институтами со значительным опозданием.

Макропруденциальная политика, направленная на контрциклическое регулирование. Денежно-кредитная политика должна носить более комплексный характер:

- наряду с решением традиционных задач необходимо учитывать возможные отдаленные последствия кредитных бумов;

- нельзя допускать появления «пузырей» на финансовых рынках;

- следует предотвращать накопление системных рисков.

Вопрос о том, какими средствами должно осуществляться макропруденциальное регулирование, остается дискуссионным (табл. 3).

По мнению автора, для проведения финансовой стабилизации Центральному банку Азербайджана

Таблица 3 классификация инструментов макропруденциальной политики Группы тридцати [9, 12]

Страна Сальдо госбюджета Государственный долг Снижение производства*

Германия -3,4 73,1 -6,7

Испания -11,2 54,3 -9,8

Франция -8,3 76,1 -6,2

Италия -5,3 114,6 -9,2

Нидерланды -4,7 59,8 -6,5

Зона евро -6,4 78,2 -7,4

Великобри- -12,1 68,5 -9,8

тания

Япония -8,7 189,8 -9,4

США -14,2 83,1 -8,6

Объект регулирования инструмент

Финансовый леверидж Повышенный коэффициент взвешивания риска в нормативе достаточности капитала по торговому портфелю ценных бумаг

Контрциклический буфер капитала

Стресс-тестирование для оценки достаточности капитала

Коэффициент валового левереджа (простое соотношение капитала и активов)

Ликвидность Дополнительный буфер ликвидности

Норматив соотношения долгосрочных активов и долгосрочных обязательств

Норматив соотношения краткосрочных активов и краткосрочных обязательств

Кредитная экспансия Динамический норматив соотношения объема кредита и стоимости залога

*По сравнению с докризисным уровнем производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предпочтительно использовать активное и гибкое регулирование пруденциальных нормативов. Чтобы снизить леверидж, следует повысить требования к капиталу. Увеличить ликвидность можно, снизив резервные требования и т. д.

Необходимо прежде всего изменить общую идеологию регулирования: оно должно основываться не на оценке текущей ситуации, а на ожидаемых условиях на протяжении всего делового цикла. То есть подход к макропруденциальному регулированию обязан быть аналогичным рекомендациям МВФ в области бюджетной политики: поддерживать стабильную величину структурного фискального баланса.

Учитывая процессы финансовой интеграции на территории СНГ, необходимо создать орган наднационального регулирования и надзора за финансовыми игроками по аналогии с панъевропейской надстройкой в ЕС над национальными регуляторами [6]. В Европейском Союзе в результате переговоров между Еврокомиссией, Европарламентом и представителями правительств стран - членов ЕС с 2011 г.

была учреждена Европейская система финансового надзора (European System of Financial Supervisors, ESFS). В нее вошли профильные агентства:

- для банков (European Banking Authority, EBA);

- для страховщиков (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA);

- для участников рынка ценных бумаг (European Securities and Markets Authority, ESMA)

А также Европейский совет по мониторингу системных рисков (European Systemic Risk Board, ESRB).

Основными партнерами в торговых сделках Азербайджана несырьевого характера являются государства СНГ. Всего же внешнеторговые связи с Азербайджаном осуществляют 138 стран мира (табл. 4).

Основными экспортерами продукции в Азербайджан являются:

- Россия - 17,5 % всего экспорта;

- Турция - 14,8 %;

- Германия - 9 %;

Таблица 4

Внешнеторговые связи Азербайджана со странами -основными торговыми партнерами в 2009 г., тыс. долл.

Страна Импорт В процентах к импорту Экспорт В процентах к экспорту Торговый оборот В процен- тиах к торговому обороту Сальдо

Россия 1 070 946,70 17,5 744 952,50 5,1 1 815 899,20 8,70 -325 994,20

Украина 511 654,90 8,4 184 042,60 1,3 695 697,50 3,30 -327 612,30

Беларусь 136 757,50 2,2 5 170,50 0 141 928,00 0,70 -131 587,00

Итого по СНГ 1 825 920,10 29,8 1 135 959,40 7,7 2 961 879,50 14,20 -689 960,70

Италия 127 725,80 2,1 3 788 439,40 25,8 3 916 165,20 18,80 3 660 713,60

США 264 227,80 4,3 1 746 805,20 11,9 2 011 033,00 9,70 1 482 577,40

Франция 142 119,90 2,3 1 326 111,50 9 1 468 231,40 7,10 1 183 991,60

Израиль 80 876,80 1,3 1 236 197,30 8,4 1 317 074,10 6,30 1 155 320,50

Турция 906 072,00 14,8 107 587,60 0,7 1 013 659,60 4,90 -798 484,40

Индонезия 3 839,80 0,1 660 653,10 4,5 664 492,90 3,20 656 813,30

Германия 551 462,50 9 86 747,60 0,6 638 210,10 3,10 -464 714,90

Китай 484 822,80 7,9 129 873,40 0,9 614 696,20 3,00 -354 949,40

Канада 9 153,60 0,1 587 482,30 4 596 635,90 2,90 578 328,70

Великобритания 274 771,90 4,5 196 882,70 1,3 471 654,60 2,30 -77 889,20

Грузия 59 883,80 1 395 007,60 2,7 454 891,40 2,20 335 123,80

Малайзия 41 375,00 0,7 387 557,10 2,6 428 932,10 2,10 346 182,10

Испания 14 857,30 0,2 316 597,60 2,2 331 454,90 1,60 301 740,30

Индия 54 694,30 0,9 266 870,00 1,8 321 564,30 1,50 212 175,70

Республика Корея 124 919,60 2 148 203,30 1 273 122,90 1,30 23 283,70

Япония 146 208,70 2,4 84,4 0 146 293,10 0,70 -146 124,30

Нидерланды 54 532,10 0,9 66 098,70 0,4 120 630,80 0,60 11 566,60

Итого по дальнему зарубежью 4 293 804,60 70,2 13 562 537,10 92,3 17 856 341,70 85,80 9 268 732,50

Всего... 6119 724,70 100 14 698 496,50 100 20 818 221,20 100,00 8 578 771,80

- Украина - 8,4 %;

- Китай - 7,9 %.

В операциях по импорту:

- 33,1 % приходится на долю госсектора;

- 62 % - на долю частного бизнеса;

- 4,9 % - на долю физических лиц.

Из стран СНГ в Азербайджан в основном завозятся зерно, транспортные средства, энергетическое и прочее оборудование. Основу продукции азербайджанского экспорта традиционно составляют топливо, нефтепродукты, битум, животные и растительные жиры и т. д.

В число ведущих потребителей продукции из Азербайджана (в основном - нефть и нефтепродукты) входят:

- Италия - 25,8 % всего азербайджанского экспорта;

- США - 11,9 %;

- Франция - 9 %;

- Израиль - 8,4 %;

- Россия - 5,1 %.

Мировой финансовый кризис сказался на уровне взаимной торговли с Россией: в 2009 г. торговый оборот снизился по сравнению с 2008 г. В то же время российским и азербайджанским партнерам удалось не только сохранить сложившиеся традиционные деловые связи, но и заложить основу для сотрудничества в новых сферах. РФ по-прежнему остается ведущим экспортером товаров в Азербайджан (табл. 5).

Сложившаяся под воздействием кризисных явлений ситуация в национальных экономиках (снижение в России производства продукции машиностроения, черной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности;

Таблица 5 Торговля России с Азербайджаном в 2008-2009 гг., млн долл.

Показатель 2008 2009 2009 к 2008, %

По данным ФТС России

Товарооборот 2 378,5 1 779,5 74,8

Экспорт 1 966,2 1 468,3 74,7

Импорт 412,3 311,2 75,5

Сальдо 1 553,9 1 157,1 -

По данным Госкомстата Азербайджанской Республики

Товарооборот 1 932,61 1 815,88 94,0

Импорт 1 349,74 1 070,93 79,3

Экспорт 582,87 744,95 127,8

Сальдо -766,87 -325,98 -

оптимизация государственных инвестиционных программ, сокращение потребительского кредитования в Азербайджане), а также усиление конкуренции за товарные рынки со стороны третьих стран оказали существенное влияние не только на количественные, но и на качественные характеристики взаимной торговли.

В валютном союзе СНГ роль наднационального макрорегулятора финансовых рынков может выполнять Межгосударственный банк, учрежденный в 1993 г. десятью государствами СНГ. Его деятельность регулируется двусторонними договорами и соглашениями с правительствами и центральными (национальными) банками стран - членов Содружества.

Эффективное использование преимуществ Межгосударственного банка как международной финансовой организации, несомненно, будет способствовать:

- социально-экономическому развитию стран, участвующих в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве;

- увеличению товарооборота;

- усилению роли национальных валют.

В том числе этим банком может быть создан механизм прямой котировки национальных валют. Функциями Межгосударственного банка как надстранового регулятора финансовых рынков станут:

1) мониторинг, идентификация и определение приоритетов системных рисков финансовой стабильности. Для выполнения этой задачи он будет участвовать в диалоге с финансовым сообществом для сбора и обработки рыночной информации, поддерживать контакты с другими партнерами за пределами СНГ, обмениваться идеями с академическим сообществом;

2) разработка предложений для регулирующих органов с учетом оценки системных рисков (накопление долговременных финансовых дисбалансов, распространение «эпидемии» кризиса и шоки финансового сектора, приводящие к макроэкономической нестабильности);

- предоставление площадок для организации диалога между центральными банками, банковскими объединениями, союзами и органами финансового надзора; организация научных исследований в области контрциклического регулирования и преодоления регулятивного арбитража.

Таким образом, по мнению автора, можно обеспечить взаимодействие между микро- и мак-

ропруденциальной политикой в рамках валютного объединения.

В последние годы в Республике Азербайджан реализованы важнейшие реформы, направленные на интеграцию ее экономики в мировую глобальную экономическую систему. Азербайджан превратился в крупнейшего экспортера нефтяных ресурсов. Поэтому экономическая система республики является ресурсозависимой (нефтезависимой) и содержит в себе повышенные риски «голландской болезни». Созданные в стране валютные резервы и поступающая выручка от продажи сырьевых ресурсов требуют повышенного внимания монетарных властей с точки зрения инфляционной угрозы и формирования финансовых «пузырей».

Осознавая проблемы рисков сырьевого развития, правительство Азербайджана укрепило стремление к построению новой диверсифицированной экономики, базирующейся на знаниях и способной эффективно заменять государственные расходы по решению инвестиционных и социальных задач. Для этого нужно добиться переключения нефтяных доходов на финансирование развития ненефтяного сектора. Решение этой непростой задачи связано как с институциональной реформой внутри страны, так и с восстановлением механизма разделения труда, сформированного на протяжении всего ХХ в.

В настоящее время Республика Азербайджан входит в интеграционную группировку Содружество независимых государств, но не участвует в Ев-рАзЭс. Участие в валютном союзе на постсоветском пространстве в условиях посткризисного развития мировой экономики могло бы дать некоторый стимул к реализации стратегии диверсификации национальной экономики и обеспечить дополнительную защиту от внешних финансовых шоков и потрясений мирового рынка.

Из возможных направлений координации макроэкономической политики в данном аспекте наиболее важными являются следующие:

- согласование целей денежно-кредитной политики и переход к режиму инфляционного тар-геттирования;

- обеспечение операционной независимости центральных банков;

- согласование бюджетно-налоговой политики;

- применение инструментов макропруденци-альной политики, направленных на контрциклическое регулирование [1].

Список литературы

1. Моисеев С. Р. Макропруденциальная политика: цели, инструменты и применение в России // Банковское дело. 2011. № 3.

2. О Центральном банке Азербайджанской Республики: закон Азербайджанской Республики от 10.12.2004 № 802.

3. Рустамов Э. Проблемы реформирования макроэкономических институтов в посткризисный период // Деньги и кредит. 2010. № 9.

4. Рустамов Э. Экономическая модернизация Азербайджана: вызовы и решения. М.: Эконом-Ин-форм. 2010.

5. Хандруев А. А., Левченко Д. В. Таргеттиро-вание инфляции: международный опыт и Россия. М. 2000.

6. Шахнович Р. М. Развитие межгосударственной интеграции в СНГ и ЕврАзЭс. URL: http://www. m-economy. ru/art. php3?artid=26009.

7. Filho I. Inflation Targeting and the Crisis: An Empirical Assessment // IMF Working Paper WP/10/45. 2010.

8. Debelle G. How independence Should a Central Bank be? Federal Reserve Bank of Boston. Conference series/1994/38. URL: http://www. federalreserve. gov.

9. Enhancing Financial Stability and Resilience: Macroprudential Policy, Tools, and Systems for the Future. Group of Thirty. 2010.

10. The Statement of the National Bank of the Azerbaijan Republic, on main directions of the monetary policy in 2006. URL: http://www. nba. az.

11. Guy Debelle, PaulMasson, Miguel Savastano, Sunil Sharma. Inflation Targeting as a Framework for Monetary Policy. IMF. 1998.

12. Guidance to assess the systemic importance of financial institutions, markets and instruments: initial considerations. International Monetary Fund. Bank for International Settlements. Financial Stability Board. November 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.