Научная статья на тему 'Основные направления консервативного протестантизма в современной Германии'

Основные направления консервативного протестантизма в современной Германии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
717
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЕВАНГЕЛИКАНЕ / ПРОТЕСТАНТСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / КОНСЕРВАТИВНОЕ ХРИСТИАНСТВО / НЕМЕЦКИЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ДВИЖЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ / ДВИЖЕНИЕ ХАРИЗМАТИКОВ / EVANGELICAL MOVEMENT / EVANGELICAL / PROTESTANT FUNDAMENTALISM / CONSERVATIVE CHRISTIANITY / THE GERMAN EVANGELICAL ALLIANCE / THE PENTECOSTAL MOVEMENT / THE CHARISMATIC MOVEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левит И. В.

Консервативный протестантизм представлен в современной Германии прежде всего Евангелическим движением. Евангелическое движение объединяет многочисленные динамично развивающиеся религиозные организации и группы в рамках реформатской традиции, которые играют все более заметную роль в религиозной жизни страны. В статье рассмотрены течения внутри консервативного протестантизма и проанализированы типологии этих течений, существующих в немецкоязычной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTION OF CONSERVATIVE PROTESTANTISM IN MODERN GERMANY

Evangelical movement in Germany is a group of dynamically developing religious organizations that play a considerable role within the protestant tradition and significantly influence German religious life. The diversity of evangelical associations deserve a most thorough analysis. The paper deals with the diversity of evangelical associations and the analysis of the Evangelical movement typology in Germanlanguage literature.

Текст научной работы на тему «Основные направления консервативного протестантизма в современной Германии»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

И.В. ЛЕВИТ, Ka^^am фuлocoфcкux наук, дoкmopaнm кaфeдpы фuлocoфuu pen^uu u peлuгuoвeдeнuя Caнкm-Пemepбypгcкoгo гocyдapcmвeннoгo ynueepcumema

ingalevit@gmail.com

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСЕРВАТИВНОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Консервативный протестантизм представлен в современной Германии прежде всего Евангелическим движением. Евангелическое движение объединяет многочисленные динамично развивающиеся религиозные организации и группы в рамках реформатской традиции, которые играют все более заметную роль в религиозной жизни страны. В статье рассмотрены течения внутри консервативного протестантизма и проанализированы типологии этих течений, существующих в немецкоязычной литературе.

Ключевые слова: Евангелическое движение, евангеликане, протестантский фундаментализм, консервативное христианство, Немецкий Евангелический Союз, движение пятидесятников, движение харизматиков.

Консервативный протестантизм представлен в современной Германии Евангелическим движением1. Несмотря на его малочисленность в сравнении с традиционными церквами, число сторонников Евангелического движения (ЕД) активно растет, тогда как традиционные церкви вынуждены констатировать сокращение своих рядов. Евангелическое движение - сложный и многогранный феномен, привлекающий к себе внимание как специалистов, так и средств массовой информации. Практики экзорциз-ма, глоссолалии, прорицания и сеансы массовых исцелений, борьба с преподаванием теории эволюции в школах и с историко-критическим методом исследования Библии, осуждение гомосексуализма, феминизма, абортов приводят к тому, что для части немецкого общества и некоторых исследователей евангеликане2 представляются единой массой, неотличимой от фундаменталистов [13].

Несмотря на значительную «серую зону», где фундаментализм пересекается с консерватизмом, ЕД как исторически, так и по сути (теологические воззрения, политические амбиции и т.д. [5; 6]) не является фундаментализмом3.

Для понимания сути ЕД и его научной оценки принципиальное значение имеет кон -статация его разнородности. Теолог евангеликанен Ст. Хольтхаус подчеркивает, что состав движения так разнообразен, что часто нелегко поверить, что речь идет о направления внутри одного движения [8, 44].

В современной немецкоязычной литературе (англоязычная литература о ЕД в Гер -мании малочисленна) существует несколько типологий ЕД4.

Первая типология, на которой мы остановимся, принадлежит евангеликанину по исповеданию, пастору и теологу Фридхельму Юнгу (Dr.Friedhelm Jung). В его книге «Немецкое Евангелическое движение» [9] предложен «взгляд изнутри» на ЕД. Эта книга на настоящий момент является наиболее полной и подробной работой, посвященной ЕД. Ф. Юнг выделяет четыре течения внутри ЕД, каждое из которых имеет собственные исторические корни. Первое течение - Евангеликане, связанные с Евангелическим Союзом Германии (Deutsche Evangelische Allianz (DEA)) (Alianz-

© И.В. Левит

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Escs

Evangelikale). Они берут свое начало в пиетистс-ких традициях свободных (Freikirchen)5 и традиционных церквей Германии, также течение вобрало в себя элементы англосаксонского ЕД. Евангелический Союз (DEA) позиционирует себя как объединение (сеть) христиан различных протестантских церквей. DEA входит во Всемирный Евангелический Союз (World Evangelical Alliance (WEA)). Евангелический Союз - самая старая, представительная и многочисленная организация евангеликан в Германии (1,3 мил. человек, 1100 организаций на местах [13,11 ]). Датой основания DEA можно считать 1 846 год, когда Евангелический Союз (Evangelischer Bund) севера Германии принял теологическую базу и вступил в WEA. Начиная с середины 60-х годов прошлого века, можно говорить о расцвете ЕД в Германии. В рамках DEA или в тесной связи с ним работает целый ряд организаций (320 организаций в разной степени сотрудничают с Союзом) от Евангелического радио (с 1959 г., цель радиовещания - проповедь Евангелия) и миссионерской организация «Hilfe fur Bruder» («Братская помощь», цель организации -помощь в финансировании евангелического образования в странах Третьего мира) до объединений по профессиям («Christliche Fachkra fte International», «Konferenz evangelikaler Publizisten») и молодежных объединений («Studentenmission in Deutschland». [3; 5, 380-382; 9].

Второе течение, выделяемое Ф. Юнгом, - Движение Приверженцев (Bekenntnis Bewegung6). Несмотря на меньшую в сравнении с первым течением численность, это движение характеризует большая активность, как теологическая, так и общественная. Возникновение этого движения стало реакцией на опубликование работы Рудольфа Карла Бультмана (нем. Rudolf Karl Bultmann) «Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия» («Neues Testament und Mythologie», 1941). Работа Бультмана вызвала множество протестов среди консервативных теологов, которые в 1 966 году организовали движение «Kein anderes Evangelium» (Нет другому Евангелию). Характерной чертой этого движения является концентрация на изучении и следовании вероучению. Они являются активными участниками дебатов с либеральными теологами по вопросам историко-критического метода в библе-истике, экуменического движения, теории эволюции, морали, биоэтики и современного стиля жиз-

ни. Перу евангеликан-приверженцев принадлежит целый ряд деклараций, носящих ярко выраженный консервативный характер. Напр., Du sseldorf Eklerung, направленная против историко-критического метода в библеистике, Berliner Okumene Eklarung, выражающее критическое отношению к экуменическому движению, и т.д. Также получили широкую известность многочисленные акции приверженцев, например, против изменений в законах (против смягчения закона «О распространении порнографии», против расширения легальных оснований для абортов) или против новых учебников по религиоведению для школ. Успехов акции не имели [5; 8; 9; 15]. Последние 15 лет в движении приверженцев ведутся дебаты о создании отдельной церкви. Пока вопрос остается открытым. Евангеликане-приверженцы активно сотрудничают с Евангелическим Союзом [9].

Третье течение - Евангеликане-пятидесятни-ки (Pfingst-Evangelikale), к ним Юнг относит и ха-ризматиков. Вместе они являются второй по численности группой в ЕД. Они стали особо заметным явлением с конца ХХ века. Положение пятидесятников и харизматиков в евангелическом движении Германии принципиально отличается от ситуации в других странах. Движение Приверженцев категорически не принимает пятидесятничес-кие и харизматические общины, общение между представителями Евангелического Союза и пятидесятниками также не имеет регулярного характера. Эта ситуация имеет свои исторические причины. Появившись в США в начале ХХ века преимущественно в общинах чернокожих американцев, практика «крещение Святым Духом» и следовавшие за ней экстатические явления, такие как глоссолалии, пророчества, исцеления и видения, быстро оформилась в движение, которое молниеносно получило распространение в США, Англии и Скандинавии, затем в Германии. Рост пятиде-сятнических общин в начале ХХ века в Германии вызвал волнение среди представителей традиционных церквей, и в 1909 году была принята Берлинская декларация, которая определила природу происхождения экстатических явлений у пятидесятников «не сверху, а снизу», т.е. не от Св. Духа, а от демонов [2, 20]. Движение было приравнено к оккультизму. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения. Для многих евангеликан это решение не потеряло силу и сегодня.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Харизматики отделились от пятидесятников в 60-х годах ХХ века и первоначально оставались в рамках традиционных деноминаций. Были и по сей день существуют харизматики среди лютеран, кальвинистов, баптистов, методистов и т.д., большая группа харизматиков есть в католической церкви [ 17]. С 90-х годов прошлого века начали основываться отдельные церкви харизматиков, т.е. начался процесс «воцерковления» новой деноминации. Общее число пятидесятников и харизмати-ков посчитать сложно, однако известно, что «Союз пятидесятнических общин» объединяет 35 тыс. членов. Число харизматических групп и организаций внутри традиционных церквей и свободных церквей, самостоятельно практикующие исцелителей, пророков и визионеров фактически не подается учету [8, 48]. Несмотря на теологические расхождения и расхождения в богослужении, все исследователи относят пятидесятников и харизма-тиков к ЕД [8; 9; 17]

Четвертый тип. Независимые евангеликане. Большую группу независимых евангеликан составляют этнические немцы, переселившиеся в Германию с территорий, входивших в состав Советского Союза. Находящиеся под влиянием пиетизма баптисты и менониты составляют сплоченные общины, которые характеризуются высокой вовлеченностью прихожан в жизнь общин, набожностью и религиозностью. Посещение богослужений в этих общинах одно из самых высоких в Герма -нии. Эти общины не чувствуют себя связанными ни с одним из современных течений внутри ЕД. Они решительно отвергают пятидесятников и харизматиков, с Движением Приверженцев они не имеют исторических связей, с Евангелическим Союзом они идут лишь на осторожные контакты, считая их разновидностью экуменического движения. Независимые евангеликане организовали целый ряд собственных миссионерских центров, ко -торые готовят миссионеров для территории бывшего Советского Союза (Friedensstime, Friedens-bote, LOGOS, и т.д.) [9]. Отдельно Ф. Юнг говорит о фундаментализме среди немецкоязычных евангеликан, связывая его только с теологическими вопросами и в первую очередь с отношением к Святому Писанию. Евангеликан, разделяющих в теологических вопросах фундаменталистские позиции, можно найти во всех течениях ЕД [9]. Юнг утверждает, что фундаментализм немецких еван-геликан не имеет политических амбиций. Если по

поводу политических амбиций евангеликан на настоящий момент с позицией Юнга можно согласиться7, то ограничить фундаментализм лишь кругом теологических проблем невозможно.

Типология течений внутри ЕД, предложенная Юнгом, аргументированна и достоверна, в ней прослеживаются корни возникновения течений и указаны существующие противоречия внутри ЕД. Также представляется оправданным выделение фундаменталистских настроений внутри существующих течений (на основе теологических воззрений). Это позволяет избежать ложных ассоциаций, возникающих при попытках вывести фундаменталистов в самостоятельное течение внутри ЕД.

Следующая типология, которую мы рассмотрим, также принадлежит перу теолога-евангеликанина Стефана Холтхауса, она дана в работе «Евангеликане. Факты и перспективы» [8]. Ст. Хольтхаус выделяет три течения внутри ЕД:

- Евангеликан, связанных с Евангелическим Союзом (БЕЛ) (АНап2-Еуа^еНка1е).

- Евангеликан-харизматиков. К ним он относят членов общин пятидесятников и харизматиков. Давая название течению, он сделал акцент не на исторической преемственности, а на современном положении вещей. Харизматическое движение растет более интенсивно и, как следствие, вызывает больший общественный резонанс.

- Движение Приверженцев (Векепп1ш8 Bewegung). Холтхаус указывает, что их часто называют фундаменталистами, он отстаивает для них название «Движение Приверженцев», считая его «лучшим и более полным» [8, 44-57]. Так как типология и оценка течений Хольтхауса в целом совпадают с типологией и оценкой Юнга, книгу которого он цитирует, мы не будем говорить о ней подробно. Обратим внимание на два момента: Хольтхаус не пишет о «независимых еванге-ликанах» как об отдельной группе, хотя и упоминает в книге об их существовании. Также он говорит в основном об американском фун -даментализме [8, 39], не заостряя внимания на фундаментализме внутри немецкого ЕД. Большинство авторов, пишущих о ЕД, повторяют типологию, предложенную Ф. Юнгом, выделяя евангеликан, связанных с Альянсом, Движение Приверженцев, Движения пятидесятников и харизматиков [ напр., 14, 23-26].

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Escs

Несколько иначе расставляет акценты в своей типологии Райнер Хемпельман [5; 6; 7] (Бг. ЯетИагё Нетре1тапп). Он выделяет следующие типы евангеликан в немецком языковом пространстве:

- Классический тип, связанный с Евангелическим Союзом, а также с традиционными и свободными церквами. Они являются основным течением среди евангеликан и связаны с «дофундаменталистским» движением Евангелического Союза.

- Фундаменталистский тип. Им присуще представление о непогрешимости Библии, они разделяют позиции Чикагской декларации и находятся в резкой оппозиции к либеральной теологии, особенно к историко-критическому методу библеистики, а также отвергают эволюционное учение.

- Тип, ориентированный на вопросы исповедания (Бег ЬекепптзопепйеЛе Тур). В основном это теологи, которые хотят продолжить традиции вероисповедания ранней церкви и реформации, и разделяющие их взгляды миряне. Все одни объединены вокруг «Кет апёегез Evange1ium» ипё ёег «КопГегеп2 Векеппепёег ОететзсИайеп».

- Миссионерско-диаконический тип. Приверженцы миссионерской работы и социальной ответственности христиан, считающих, что проповедь и диакония неразрывно связаны. Этот тип мало представлен в немецкоязычном пространстве.

- Тип пятидесятников и харизматиков. Их отличительным признаком является набожность (религиозность), основанная на крещении Святым Духом и даруемым им (согласно их представлениям) дарах. При этом он подчеркивает, что в рамках этих типов существует множество «надконфессиональ-ных» и «межконфессиональных» движений. Здесь очень важно не ошибиться, возможны ложные ассоциации с экуменическим движением. Все «межконфессиональные» связи происходят внутри ЕД [6, 8].

Типология, предложенная Хемпельманном, сохранила достоинства типологии, сформированной на основании исторической преемственности и используемой Юнгом и др. Можно оспорить фундаменталистский тип, выделенный у него в отдельное течение, т.к. он не существует как отдельное направление ЕД, а рассеян внутри других. Пользу-

ясь предложенными Хемпельманном критериями, можно произвольно причислять к фундаменталистскому крылу фактически любое течение внутри ЕД, против чего выступает сам исследователь [7, 243]. Отдельно остановимся на книге журналистов Оды Ламберехет (Oda Lamberecht) и Кристиана Баарса (Christiana Baarsa) «Миссия Царство Божье. Христианские фундаменталисты в Германии» [13]. В ней журналисты относят всех еванге-ликан к фундаменталистам, выделяя в отдельное течение пятидесятников и харизматиков на основании отличий в формах богослужения. Авторы пишут: «...мы причисляем большинство евангеликан к христианским фундаменталистам» [13, 15]. Необходимо отметить, что мнение журналистов во многом отражает распространенное в немецком обществе мнение о евангеликанах. На формирование общественного мнения влияют освещаемые в средствах массовой информации факты борьбы евангеликан против эволюционной теории (например, дискуссии вокруг учебника, написанного с креационистских позиции [ 10; 11; 12], сеансы массовых исцелений8 и массовые акции, подобные Christenval в Бремене9). Эта типология слишком категорична даже для журналистского расследования: она не принимает во внимание сложность и многосторонность изучаемого явления.

Подводя итоги, можно сказать, что фактически мы имеем дело с двумя основными подходами к типологии евангеликан. В одном ЕД полностью приравнивают к фундаментализму. Этот подход не подходит для научного исследования, т.к. не отражает ни исторических, ни фактических реалий, хотя и заслуживает внимания и анализа сам по себе как отражение существующих в обществе настроений.

Второй вид типологии ЕД (проиллюстрированный на примере работ Юнга и Хемпельманном) позволяет понять теологическую и мировоззренческую специфику течений, которые задают формы их сегодняшней социальной активности и т.д. Конфессионально ангажированным в работе Юнга надо признать сведение фундаментализма среди евангеликан лишь к теологической проблеме. Несомненно, имеющий теологические корни фундаментализм охватывает гораздо более широкие области онтологических, антропологических, социальных и проч. воззрений евангеликан. Проиллюстрированное на примере работ Хемпельмана

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

выделение фундаментализма в отдельное течение кие корни в Германии, также может привести к

в ряду остальных течений, имеющих историчес- необъективности оценки ситуации в ЕД.

Примечания

1 Статья написана при поддержке программы «Partnerschaft mit Hochschulen in Mittel- Ost- und Sudosteuropa sowie den Landern der GUS“ Deutschen Akademischen Austauschdienst (DAAD) в Friedrich-Schiller-Universitat Jena, AG Biologiedidaktik.

2 В немецком языковом пространстве по отношению к членам евангелического движения употребляется термин «evangelikal», в отличие от «evangelist», - термина, традиционно входящего в название различных лютеранских церквей (например, Евангелическая церковь Германии (Evangelische Kirche in Deutschland). В русскоязычной литературе термин «евангелический» употребляется для обоих направлений [1], также наименование «евангельские христиане» используется для деноминаций, традиционно относящихся к ЕД (напр., Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов), также в публицистике употребляют термин «евангелики» (напр., http://news.invictory.org/ issue10650.html). В этой работе используется термин «евангеликане».

3 Приравнивание евангеликализма к фундаментализму исторически неверно. Корни евангеликализма уходят в пиетизм, методизм и Движение пробуждение. Его предшественники - библейские и миссионерские общества, объединившиеся в 1846 году в Лондоне во Всемирный Евангелический Альянс (WEA). С точки зрения исторического развития евангеликализм может быть оценен как «дофундаменталистское движение», включающее в себя самый широкий спектр форм благочестия. Фундаменталистское движение является не продолжением евангелического, а новым современным феноменом, возникшим из «сужения» евангелического наследия [7, 243].

4 Для англосаксонского ЕД существуют другие типологии. Напр., для ЕД в США [4], для УД в Великобритании [ 16].

5 Свободные церкви (Freikirchen) - независимая от государства христианская церковь. Основным признаком является полная независимость от государства и свободное членство в общине. Например, баптистские или менонитские церкви.

6 Das Bekenntnis переводится с немецкого языка как исповедание, вероисповедание, вероучение, исповедь (есть и другие значения). В русском языке термин «исповедник» имеет устоявшееся значение. Термин «ортодоксальное» отражает суть этого течения, но также имеет устоявшиеся ассоциации в русском языке. Во избежание путаницы и ложных ассоциаций название движения перевели как «Движение Приверженцев».

7 Существующая политическая партия «Partei Bibeltreuer Christen» (Партия Верных Библии Христиан»), которая не обладает политическим весом и не пользуется особой поддержкой среди евангеликан [8, 84-86].

8 http://www.heilingrooms.de/ на сайте предлагается помощь в исцелении от различных болезней с помощью молитвы, медицинскую помощь создатели сайта не отвергают. Сайт полон историй об исцелениях.

http://www.christival.de/ на сайте расположены информация и фотоотчет с прошедших фестивалей.

Библиографический список

Гомес Алан. Евангелические христиане и отрицание ада (часть 1) [Текст] // [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа http://www.apologetika.ru/pdfs/c035a.pdf свободный. - Загл. с экрана.

Beyer, Werner. Nach 100 Jahren: Versohnung unter Evangelikalen. [Текст] \\ ideaSpektrum. № 3, 2009. С. 20. Cochlovius, Joachim. Evangelische Allianz. С. 650-656. [Текст] // Theologische Realenzyklopadie, Bn. 10, Berlin, De Gruyter, 1982. - 813 c.

Green, J. The American Religious Landscape and Political Attitudes: A Baseline for 2004 (Akron, OH: University of Akron’s Ray C. Bliss Institute of Applied Politics) [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: https:// www.uakron.edu/pages/bliss/docs/Religious_Landscape_2004.pdf свободный. - Загл. с экрана.

Hempelmann, Reinhard. (Hrsg.) Handbuch der evangelisch -missionarischen Werke, Einrichtungen und Gemeinden. Stuttgart: Christliches Verlagshaus, 1997. - 416 c.

Hempelmann, R. Evangelikale Bewegungen. Beitrage zur Resonaz des konservativen Protestantismus. [Текст] // EZW-Texten, N206, 2009.

Hempelmann, R. Evangelikalismus ist nicht Fundamentalismus [Текст] // Materialdienst Jahresverzeichnis № 7, 2008. С. 243-245.

Holthaus, S. Die Evangelikalen. Fakten und Perspektiven. St. Johannis -Druckerei, 2007. - 108 c.

Jung; F. Die deutsche Evangelikale Bewegung. Grundlinien ihrer Geschichte und Theologie. [Текст] // [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.evangelikale-bewegung.de/ свободный. - Загл. с экрана.

10. Junker R., Scherer S. Evolution. Ein kritisches Lehrbuch. Giessen: Weyel Lehrmitelverlag, 6 Изд., 2006. - 328 c.

11. Kutschera, U. Evolutionsbiologie. Stuttgart: Verlag Eugen Ulmer. 3 Aufl., 2008. - 312 c.

9

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Ейсш

12. Kutschera, U. (Hg) Kreationismus in Deutschland. Fakten und Analysen. Munster: Lit-Verlag, 2007. - 345 c.

13. Lambrecht, O., Baars, Ch. Mission Gottesreich - Fundamentalistische Christen in Deutschland. Berlin: Ch. Links Verlag,

2009. - 245 с.

14. Sackmann, D. „Ware Jesus ein Evangelikaler...“ С. 23-3б. [Текст] // Tidball D. Reizwort evangelikal: Entwicklung einer Frommigkeitsbewegung. Stuttgart: Edition Ruprecht, 1999. - 400 c.

15. Scheerer Reinhard. Bekennende Christen in den evangelischen Kirchen Deutschlands 19бб-1991. Geschichte und

Gestalt eines konservativ-evangelikalen Aufbruchs. - Frankfurt am Main: Haag und Herchen, 1997. - 17б c.

16. Tidball D. Reizwort evangelikal: Entwicklung einer Frommigkeitsbewegung. Stuttgart: Edition Ruprecht, 1999. - 400 c.

17. Zimmerling P., Charismatische Bewegungen. Gottingen: UTB GmbH / Vandenhoeck Ruprecht Gm, 2009. - 293 c.

I.V. LEVIT

THE MAIN DIRECTION OF CONSERVATIVE PROTESTANTISM IN MODERN GERMANY

Evangelical movement in Germany is a group of dynamically developing religious organizations that play a considerable role within the protestant tradition and significantly influence German religious life. The diversity of evangelical associations deserve a most thorough analysis. The paper deals with the diversity of evangelical associations and the analysis of the Evangelical movement typology in German-language literature.

Key words: Evangelical movement, evangelical, protestant fundamentalism, conservative christianity, The German Evangelical Alliance, The Pentecostal Movement, The Charismatic movement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.