УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
И.В. ЛЕВИТ, Ka^^am фuлocoфcкux наук, дoкmopaнm кaфeдpы фuлocoфuu pen^uu u peлuгuoвeдeнuя Caнкm-Пemepбypгcкoгo гocyдapcmвeннoгo ynueepcumema
ingalevit@gmail.com
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСЕРВАТИВНОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Консервативный протестантизм представлен в современной Германии прежде всего Евангелическим движением. Евангелическое движение объединяет многочисленные динамично развивающиеся религиозные организации и группы в рамках реформатской традиции, которые играют все более заметную роль в религиозной жизни страны. В статье рассмотрены течения внутри консервативного протестантизма и проанализированы типологии этих течений, существующих в немецкоязычной литературе.
Ключевые слова: Евангелическое движение, евангеликане, протестантский фундаментализм, консервативное христианство, Немецкий Евангелический Союз, движение пятидесятников, движение харизматиков.
Консервативный протестантизм представлен в современной Германии Евангелическим движением1. Несмотря на его малочисленность в сравнении с традиционными церквами, число сторонников Евангелического движения (ЕД) активно растет, тогда как традиционные церкви вынуждены констатировать сокращение своих рядов. Евангелическое движение - сложный и многогранный феномен, привлекающий к себе внимание как специалистов, так и средств массовой информации. Практики экзорциз-ма, глоссолалии, прорицания и сеансы массовых исцелений, борьба с преподаванием теории эволюции в школах и с историко-критическим методом исследования Библии, осуждение гомосексуализма, феминизма, абортов приводят к тому, что для части немецкого общества и некоторых исследователей евангеликане2 представляются единой массой, неотличимой от фундаменталистов [13].
Несмотря на значительную «серую зону», где фундаментализм пересекается с консерватизмом, ЕД как исторически, так и по сути (теологические воззрения, политические амбиции и т.д. [5; 6]) не является фундаментализмом3.
Для понимания сути ЕД и его научной оценки принципиальное значение имеет кон -статация его разнородности. Теолог евангеликанен Ст. Хольтхаус подчеркивает, что состав движения так разнообразен, что часто нелегко поверить, что речь идет о направления внутри одного движения [8, 44].
В современной немецкоязычной литературе (англоязычная литература о ЕД в Гер -мании малочисленна) существует несколько типологий ЕД4.
Первая типология, на которой мы остановимся, принадлежит евангеликанину по исповеданию, пастору и теологу Фридхельму Юнгу (Dr.Friedhelm Jung). В его книге «Немецкое Евангелическое движение» [9] предложен «взгляд изнутри» на ЕД. Эта книга на настоящий момент является наиболее полной и подробной работой, посвященной ЕД. Ф. Юнг выделяет четыре течения внутри ЕД, каждое из которых имеет собственные исторические корни. Первое течение - Евангеликане, связанные с Евангелическим Союзом Германии (Deutsche Evangelische Allianz (DEA)) (Alianz-
© И.В. Левит
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Escs
Evangelikale). Они берут свое начало в пиетистс-ких традициях свободных (Freikirchen)5 и традиционных церквей Германии, также течение вобрало в себя элементы англосаксонского ЕД. Евангелический Союз (DEA) позиционирует себя как объединение (сеть) христиан различных протестантских церквей. DEA входит во Всемирный Евангелический Союз (World Evangelical Alliance (WEA)). Евангелический Союз - самая старая, представительная и многочисленная организация евангеликан в Германии (1,3 мил. человек, 1100 организаций на местах [13,11 ]). Датой основания DEA можно считать 1 846 год, когда Евангелический Союз (Evangelischer Bund) севера Германии принял теологическую базу и вступил в WEA. Начиная с середины 60-х годов прошлого века, можно говорить о расцвете ЕД в Германии. В рамках DEA или в тесной связи с ним работает целый ряд организаций (320 организаций в разной степени сотрудничают с Союзом) от Евангелического радио (с 1959 г., цель радиовещания - проповедь Евангелия) и миссионерской организация «Hilfe fur Bruder» («Братская помощь», цель организации -помощь в финансировании евангелического образования в странах Третьего мира) до объединений по профессиям («Christliche Fachkra fte International», «Konferenz evangelikaler Publizisten») и молодежных объединений («Studentenmission in Deutschland». [3; 5, 380-382; 9].
Второе течение, выделяемое Ф. Юнгом, - Движение Приверженцев (Bekenntnis Bewegung6). Несмотря на меньшую в сравнении с первым течением численность, это движение характеризует большая активность, как теологическая, так и общественная. Возникновение этого движения стало реакцией на опубликование работы Рудольфа Карла Бультмана (нем. Rudolf Karl Bultmann) «Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия» («Neues Testament und Mythologie», 1941). Работа Бультмана вызвала множество протестов среди консервативных теологов, которые в 1 966 году организовали движение «Kein anderes Evangelium» (Нет другому Евангелию). Характерной чертой этого движения является концентрация на изучении и следовании вероучению. Они являются активными участниками дебатов с либеральными теологами по вопросам историко-критического метода в библе-истике, экуменического движения, теории эволюции, морали, биоэтики и современного стиля жиз-
ни. Перу евангеликан-приверженцев принадлежит целый ряд деклараций, носящих ярко выраженный консервативный характер. Напр., Du sseldorf Eklerung, направленная против историко-критического метода в библеистике, Berliner Okumene Eklarung, выражающее критическое отношению к экуменическому движению, и т.д. Также получили широкую известность многочисленные акции приверженцев, например, против изменений в законах (против смягчения закона «О распространении порнографии», против расширения легальных оснований для абортов) или против новых учебников по религиоведению для школ. Успехов акции не имели [5; 8; 9; 15]. Последние 15 лет в движении приверженцев ведутся дебаты о создании отдельной церкви. Пока вопрос остается открытым. Евангеликане-приверженцы активно сотрудничают с Евангелическим Союзом [9].
Третье течение - Евангеликане-пятидесятни-ки (Pfingst-Evangelikale), к ним Юнг относит и ха-ризматиков. Вместе они являются второй по численности группой в ЕД. Они стали особо заметным явлением с конца ХХ века. Положение пятидесятников и харизматиков в евангелическом движении Германии принципиально отличается от ситуации в других странах. Движение Приверженцев категорически не принимает пятидесятничес-кие и харизматические общины, общение между представителями Евангелического Союза и пятидесятниками также не имеет регулярного характера. Эта ситуация имеет свои исторические причины. Появившись в США в начале ХХ века преимущественно в общинах чернокожих американцев, практика «крещение Святым Духом» и следовавшие за ней экстатические явления, такие как глоссолалии, пророчества, исцеления и видения, быстро оформилась в движение, которое молниеносно получило распространение в США, Англии и Скандинавии, затем в Германии. Рост пятиде-сятнических общин в начале ХХ века в Германии вызвал волнение среди представителей традиционных церквей, и в 1909 году была принята Берлинская декларация, которая определила природу происхождения экстатических явлений у пятидесятников «не сверху, а снизу», т.е. не от Св. Духа, а от демонов [2, 20]. Движение было приравнено к оккультизму. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения. Для многих евангеликан это решение не потеряло силу и сегодня.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Харизматики отделились от пятидесятников в 60-х годах ХХ века и первоначально оставались в рамках традиционных деноминаций. Были и по сей день существуют харизматики среди лютеран, кальвинистов, баптистов, методистов и т.д., большая группа харизматиков есть в католической церкви [ 17]. С 90-х годов прошлого века начали основываться отдельные церкви харизматиков, т.е. начался процесс «воцерковления» новой деноминации. Общее число пятидесятников и харизмати-ков посчитать сложно, однако известно, что «Союз пятидесятнических общин» объединяет 35 тыс. членов. Число харизматических групп и организаций внутри традиционных церквей и свободных церквей, самостоятельно практикующие исцелителей, пророков и визионеров фактически не подается учету [8, 48]. Несмотря на теологические расхождения и расхождения в богослужении, все исследователи относят пятидесятников и харизма-тиков к ЕД [8; 9; 17]
Четвертый тип. Независимые евангеликане. Большую группу независимых евангеликан составляют этнические немцы, переселившиеся в Германию с территорий, входивших в состав Советского Союза. Находящиеся под влиянием пиетизма баптисты и менониты составляют сплоченные общины, которые характеризуются высокой вовлеченностью прихожан в жизнь общин, набожностью и религиозностью. Посещение богослужений в этих общинах одно из самых высоких в Герма -нии. Эти общины не чувствуют себя связанными ни с одним из современных течений внутри ЕД. Они решительно отвергают пятидесятников и харизматиков, с Движением Приверженцев они не имеют исторических связей, с Евангелическим Союзом они идут лишь на осторожные контакты, считая их разновидностью экуменического движения. Независимые евангеликане организовали целый ряд собственных миссионерских центров, ко -торые готовят миссионеров для территории бывшего Советского Союза (Friedensstime, Friedens-bote, LOGOS, и т.д.) [9]. Отдельно Ф. Юнг говорит о фундаментализме среди немецкоязычных евангеликан, связывая его только с теологическими вопросами и в первую очередь с отношением к Святому Писанию. Евангеликан, разделяющих в теологических вопросах фундаменталистские позиции, можно найти во всех течениях ЕД [9]. Юнг утверждает, что фундаментализм немецких еван-геликан не имеет политических амбиций. Если по
поводу политических амбиций евангеликан на настоящий момент с позицией Юнга можно согласиться7, то ограничить фундаментализм лишь кругом теологических проблем невозможно.
Типология течений внутри ЕД, предложенная Юнгом, аргументированна и достоверна, в ней прослеживаются корни возникновения течений и указаны существующие противоречия внутри ЕД. Также представляется оправданным выделение фундаменталистских настроений внутри существующих течений (на основе теологических воззрений). Это позволяет избежать ложных ассоциаций, возникающих при попытках вывести фундаменталистов в самостоятельное течение внутри ЕД.
Следующая типология, которую мы рассмотрим, также принадлежит перу теолога-евангеликанина Стефана Холтхауса, она дана в работе «Евангеликане. Факты и перспективы» [8]. Ст. Хольтхаус выделяет три течения внутри ЕД:
- Евангеликан, связанных с Евангелическим Союзом (БЕЛ) (АНап2-Еуа^еНка1е).
- Евангеликан-харизматиков. К ним он относят членов общин пятидесятников и харизматиков. Давая название течению, он сделал акцент не на исторической преемственности, а на современном положении вещей. Харизматическое движение растет более интенсивно и, как следствие, вызывает больший общественный резонанс.
- Движение Приверженцев (Векепп1ш8 Bewegung). Холтхаус указывает, что их часто называют фундаменталистами, он отстаивает для них название «Движение Приверженцев», считая его «лучшим и более полным» [8, 44-57]. Так как типология и оценка течений Хольтхауса в целом совпадают с типологией и оценкой Юнга, книгу которого он цитирует, мы не будем говорить о ней подробно. Обратим внимание на два момента: Хольтхаус не пишет о «независимых еванге-ликанах» как об отдельной группе, хотя и упоминает в книге об их существовании. Также он говорит в основном об американском фун -даментализме [8, 39], не заостряя внимания на фундаментализме внутри немецкого ЕД. Большинство авторов, пишущих о ЕД, повторяют типологию, предложенную Ф. Юнгом, выделяя евангеликан, связанных с Альянсом, Движение Приверженцев, Движения пятидесятников и харизматиков [ напр., 14, 23-26].
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Escs
Несколько иначе расставляет акценты в своей типологии Райнер Хемпельман [5; 6; 7] (Бг. ЯетИагё Нетре1тапп). Он выделяет следующие типы евангеликан в немецком языковом пространстве:
- Классический тип, связанный с Евангелическим Союзом, а также с традиционными и свободными церквами. Они являются основным течением среди евангеликан и связаны с «дофундаменталистским» движением Евангелического Союза.
- Фундаменталистский тип. Им присуще представление о непогрешимости Библии, они разделяют позиции Чикагской декларации и находятся в резкой оппозиции к либеральной теологии, особенно к историко-критическому методу библеистики, а также отвергают эволюционное учение.
- Тип, ориентированный на вопросы исповедания (Бег ЬекепптзопепйеЛе Тур). В основном это теологи, которые хотят продолжить традиции вероисповедания ранней церкви и реформации, и разделяющие их взгляды миряне. Все одни объединены вокруг «Кет апёегез Evange1ium» ипё ёег «КопГегеп2 Векеппепёег ОететзсИайеп».
- Миссионерско-диаконический тип. Приверженцы миссионерской работы и социальной ответственности христиан, считающих, что проповедь и диакония неразрывно связаны. Этот тип мало представлен в немецкоязычном пространстве.
- Тип пятидесятников и харизматиков. Их отличительным признаком является набожность (религиозность), основанная на крещении Святым Духом и даруемым им (согласно их представлениям) дарах. При этом он подчеркивает, что в рамках этих типов существует множество «надконфессиональ-ных» и «межконфессиональных» движений. Здесь очень важно не ошибиться, возможны ложные ассоциации с экуменическим движением. Все «межконфессиональные» связи происходят внутри ЕД [6, 8].
Типология, предложенная Хемпельманном, сохранила достоинства типологии, сформированной на основании исторической преемственности и используемой Юнгом и др. Можно оспорить фундаменталистский тип, выделенный у него в отдельное течение, т.к. он не существует как отдельное направление ЕД, а рассеян внутри других. Пользу-
ясь предложенными Хемпельманном критериями, можно произвольно причислять к фундаменталистскому крылу фактически любое течение внутри ЕД, против чего выступает сам исследователь [7, 243]. Отдельно остановимся на книге журналистов Оды Ламберехет (Oda Lamberecht) и Кристиана Баарса (Christiana Baarsa) «Миссия Царство Божье. Христианские фундаменталисты в Германии» [13]. В ней журналисты относят всех еванге-ликан к фундаменталистам, выделяя в отдельное течение пятидесятников и харизматиков на основании отличий в формах богослужения. Авторы пишут: «...мы причисляем большинство евангеликан к христианским фундаменталистам» [13, 15]. Необходимо отметить, что мнение журналистов во многом отражает распространенное в немецком обществе мнение о евангеликанах. На формирование общественного мнения влияют освещаемые в средствах массовой информации факты борьбы евангеликан против эволюционной теории (например, дискуссии вокруг учебника, написанного с креационистских позиции [ 10; 11; 12], сеансы массовых исцелений8 и массовые акции, подобные Christenval в Бремене9). Эта типология слишком категорична даже для журналистского расследования: она не принимает во внимание сложность и многосторонность изучаемого явления.
Подводя итоги, можно сказать, что фактически мы имеем дело с двумя основными подходами к типологии евангеликан. В одном ЕД полностью приравнивают к фундаментализму. Этот подход не подходит для научного исследования, т.к. не отражает ни исторических, ни фактических реалий, хотя и заслуживает внимания и анализа сам по себе как отражение существующих в обществе настроений.
Второй вид типологии ЕД (проиллюстрированный на примере работ Юнга и Хемпельманном) позволяет понять теологическую и мировоззренческую специфику течений, которые задают формы их сегодняшней социальной активности и т.д. Конфессионально ангажированным в работе Юнга надо признать сведение фундаментализма среди евангеликан лишь к теологической проблеме. Несомненно, имеющий теологические корни фундаментализм охватывает гораздо более широкие области онтологических, антропологических, социальных и проч. воззрений евангеликан. Проиллюстрированное на примере работ Хемпельмана
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
выделение фундаментализма в отдельное течение кие корни в Германии, также может привести к
в ряду остальных течений, имеющих историчес- необъективности оценки ситуации в ЕД.
Примечания
1 Статья написана при поддержке программы «Partnerschaft mit Hochschulen in Mittel- Ost- und Sudosteuropa sowie den Landern der GUS“ Deutschen Akademischen Austauschdienst (DAAD) в Friedrich-Schiller-Universitat Jena, AG Biologiedidaktik.
2 В немецком языковом пространстве по отношению к членам евангелического движения употребляется термин «evangelikal», в отличие от «evangelist», - термина, традиционно входящего в название различных лютеранских церквей (например, Евангелическая церковь Германии (Evangelische Kirche in Deutschland). В русскоязычной литературе термин «евангелический» употребляется для обоих направлений [1], также наименование «евангельские христиане» используется для деноминаций, традиционно относящихся к ЕД (напр., Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов), также в публицистике употребляют термин «евангелики» (напр., http://news.invictory.org/ issue10650.html). В этой работе используется термин «евангеликане».
3 Приравнивание евангеликализма к фундаментализму исторически неверно. Корни евангеликализма уходят в пиетизм, методизм и Движение пробуждение. Его предшественники - библейские и миссионерские общества, объединившиеся в 1846 году в Лондоне во Всемирный Евангелический Альянс (WEA). С точки зрения исторического развития евангеликализм может быть оценен как «дофундаменталистское движение», включающее в себя самый широкий спектр форм благочестия. Фундаменталистское движение является не продолжением евангелического, а новым современным феноменом, возникшим из «сужения» евангелического наследия [7, 243].
4 Для англосаксонского ЕД существуют другие типологии. Напр., для ЕД в США [4], для УД в Великобритании [ 16].
5 Свободные церкви (Freikirchen) - независимая от государства христианская церковь. Основным признаком является полная независимость от государства и свободное членство в общине. Например, баптистские или менонитские церкви.
6 Das Bekenntnis переводится с немецкого языка как исповедание, вероисповедание, вероучение, исповедь (есть и другие значения). В русском языке термин «исповедник» имеет устоявшееся значение. Термин «ортодоксальное» отражает суть этого течения, но также имеет устоявшиеся ассоциации в русском языке. Во избежание путаницы и ложных ассоциаций название движения перевели как «Движение Приверженцев».
7 Существующая политическая партия «Partei Bibeltreuer Christen» (Партия Верных Библии Христиан»), которая не обладает политическим весом и не пользуется особой поддержкой среди евангеликан [8, 84-86].
8 http://www.heilingrooms.de/ на сайте предлагается помощь в исцелении от различных болезней с помощью молитвы, медицинскую помощь создатели сайта не отвергают. Сайт полон историй об исцелениях.
http://www.christival.de/ на сайте расположены информация и фотоотчет с прошедших фестивалей.
Библиографический список
Гомес Алан. Евангелические христиане и отрицание ада (часть 1) [Текст] // [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа http://www.apologetika.ru/pdfs/c035a.pdf свободный. - Загл. с экрана.
Beyer, Werner. Nach 100 Jahren: Versohnung unter Evangelikalen. [Текст] \\ ideaSpektrum. № 3, 2009. С. 20. Cochlovius, Joachim. Evangelische Allianz. С. 650-656. [Текст] // Theologische Realenzyklopadie, Bn. 10, Berlin, De Gruyter, 1982. - 813 c.
Green, J. The American Religious Landscape and Political Attitudes: A Baseline for 2004 (Akron, OH: University of Akron’s Ray C. Bliss Institute of Applied Politics) [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: https:// www.uakron.edu/pages/bliss/docs/Religious_Landscape_2004.pdf свободный. - Загл. с экрана.
Hempelmann, Reinhard. (Hrsg.) Handbuch der evangelisch -missionarischen Werke, Einrichtungen und Gemeinden. Stuttgart: Christliches Verlagshaus, 1997. - 416 c.
Hempelmann, R. Evangelikale Bewegungen. Beitrage zur Resonaz des konservativen Protestantismus. [Текст] // EZW-Texten, N206, 2009.
Hempelmann, R. Evangelikalismus ist nicht Fundamentalismus [Текст] // Materialdienst Jahresverzeichnis № 7, 2008. С. 243-245.
Holthaus, S. Die Evangelikalen. Fakten und Perspektiven. St. Johannis -Druckerei, 2007. - 108 c.
Jung; F. Die deutsche Evangelikale Bewegung. Grundlinien ihrer Geschichte und Theologie. [Текст] // [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.evangelikale-bewegung.de/ свободный. - Загл. с экрана.
10. Junker R., Scherer S. Evolution. Ein kritisches Lehrbuch. Giessen: Weyel Lehrmitelverlag, 6 Изд., 2006. - 328 c.
11. Kutschera, U. Evolutionsbiologie. Stuttgart: Verlag Eugen Ulmer. 3 Aufl., 2008. - 312 c.
9
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Ейсш
12. Kutschera, U. (Hg) Kreationismus in Deutschland. Fakten und Analysen. Munster: Lit-Verlag, 2007. - 345 c.
13. Lambrecht, O., Baars, Ch. Mission Gottesreich - Fundamentalistische Christen in Deutschland. Berlin: Ch. Links Verlag,
2009. - 245 с.
14. Sackmann, D. „Ware Jesus ein Evangelikaler...“ С. 23-3б. [Текст] // Tidball D. Reizwort evangelikal: Entwicklung einer Frommigkeitsbewegung. Stuttgart: Edition Ruprecht, 1999. - 400 c.
15. Scheerer Reinhard. Bekennende Christen in den evangelischen Kirchen Deutschlands 19бб-1991. Geschichte und
Gestalt eines konservativ-evangelikalen Aufbruchs. - Frankfurt am Main: Haag und Herchen, 1997. - 17б c.
16. Tidball D. Reizwort evangelikal: Entwicklung einer Frommigkeitsbewegung. Stuttgart: Edition Ruprecht, 1999. - 400 c.
17. Zimmerling P., Charismatische Bewegungen. Gottingen: UTB GmbH / Vandenhoeck Ruprecht Gm, 2009. - 293 c.
I.V. LEVIT
THE MAIN DIRECTION OF CONSERVATIVE PROTESTANTISM IN MODERN GERMANY
Evangelical movement in Germany is a group of dynamically developing religious organizations that play a considerable role within the protestant tradition and significantly influence German religious life. The diversity of evangelical associations deserve a most thorough analysis. The paper deals with the diversity of evangelical associations and the analysis of the Evangelical movement typology in German-language literature.
Key words: Evangelical movement, evangelical, protestant fundamentalism, conservative christianity, The German Evangelical Alliance, The Pentecostal Movement, The Charismatic movement.