Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ УЗБЕКИСТАНА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
11
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексное социально-экономическое развитие / стратегия / малый бизнес и частное предпринимательство / занятость населения / диверсификация / производственная инфраструктура / транспортная инфраструктура / социальная инфраструктура / экологическая ситуация / comprehensive socio-economic development / strategy / small business and private entrepreneurship / employment / diversification / production infrastructure / transport infrastructure / social infrastructure / environmental situation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Раджабов Ф.Т., Исматов Ж.А.

В статье акцентируется внимание на актуальности создания комплексной стратегии социально-экономического развития моногородов Узбекистана и анализируются ее основные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF COMPREHENSIVE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT MONO-TOWNS OF UZBEKISTAN

The article focuses on the relevance of creating a comprehensive strategy for the socio-economic development of single-industry towns in Uzbekistan and analyzes its main directions.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ УЗБЕКИСТАНА»

Раджабов Ф.Т., доктор философии по географии,

доцент декан

факультет туризма Чирчикский государственный педагогический университет

Исматов Ж.А. независимый научный исследователь

кафедра географии

Чирчикский государственный педагогический университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. В статье акцентируется внимание на актуальности создания комплексной стратегии социально-экономического развития моногородов Узбекистана и анализируются ее основные направления.

Ключевые слова: комплексное социально-экономическое развитие, стратегия, малый бизнес и частное предпринимательство, занятость населения, диверсификация, производственная инфраструктура, транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура, экологическая ситуация.

Radjabov F. T., doctor of philosophy in geography

associate professor Dean of the Faculty of Tourism Chirchik State Pedagogical University

Ismatov J.A. independent scientific researcher Department of Geography Chirchik State Pedagogical University

MAIN DIRECTIONS OF COMPREHENSIVE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT MONO-TOWNS OF UZBEKISTAN

Abstract.The article focuses on the relevance of creating a comprehensive strategy for the socio-economic development of single-industry towns in Uzbekistan and analyzes its main directions.

Key words: comprehensive socio-economic development, strategy, small business and private entrepreneurship, employment, diversification, production infrastructure, transport infrastructure, social infrastructure, environmental situation.

Введение. Моногороды отличаются от других типов городских поселений тем, что их экономика сильно привязана к одному предприятию или конкретной отрасли, многие другие отрасли недостаточно развиты, в результате чего формируются специфические социально-экономические проблемы. Социально-экономическая ситуация очень сложная, особенно в моногородах, где градообразующее предприятие находится в кризисе, и обеспечение занятости населения за счет развития производства в этих поселениях является одной из актуальных задач. Кроме того, высок риск узкой специализации в моногородах, где градостроительное предприятие работает стабильно, а сокращение или полная остановка производства под воздействием ряда факторов приведет к увеличению числа безработных и обострение связанных с этим социально-экономических проблем. Поэтому во многих зарубежных странах вопросу устойчивого развития моногородов уделяется особое внимание на государственном уровне, о чем свидетельствует принятие в Республике Казахстан «Программы развития моногородов на 2012-2020 годы». 2012 г. [1], постановление Правительства РФ 2014 г. «Муниципалитеты Российской Федерации, специализирующиеся на одной отрасли» (Примером является принятие решения об утверждении перечня моногородов [2] и создании «Проекта развития моногородов». Фонд». Поэтому сегодня в Узбекистане одной из важных задач считается разработка стратегии, направленной на обеспечение стабильного социально-экономического развития моногородов и снижение риска узкой специализации в этих поселениях.

Цель и задачи работы. Цель работы - разработка научно обоснованных предложений по созданию комплексной стратегии социально-экономического развития моногородов Узбекистана. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- разделение моногородов республики на группы по факторам формирования;

- определение основных направлений устойчивого социально-экономического развития моногородов;

- анализ особенностей социально-экономического развития моногородов с различным факторным составом.

Основная часть. Пути устойчивого развития узкоспециализированных городов такие зарубежные учёные, как Г. Б. Дугарова, В. Н. Богданов [3], В. Я. Любовный [5], Н. П. Мыцких [6], Н. Н. Киселова [4] рассматривают в своих работах. Следует отметить, что современное социально-экономическое положение и перспективы развития моногородов во многом зависят от факторов их формирования, поэтому эти факторы необходимо учитывать при разработке нормативно-правовых документов, направленных на устойчивое развитие узкоспециализированных городов.

Следовательно, в настоящее время 14 городов и 51 населенных пунктов Узбекистана имеют узкую специализацию, а по факторам формирования эти моногорода можно разделить на следующие группы:

1. Моногорода, образовавшиеся в результате эксплуатации месторождений полезных ископаемых, в том числе:

а) по базам добычи руды - Зарафшан, Учкудук, Янгиабад, Мурунтав, Зафарабад (Конимехский район), Марджанбулок, Олтинкон, Чоркесар, Красногорск, Учкулоч, Койташ, Ингичка, Лангар (Хатырчинский район) и другие.

б) на базе добычи и переработки нефти и газа - Тинчлик, Мубарак, Газли, Гаровулбазар, Полвонтош, Андижан (Булокбашинский район), Южный Оламушук, Какайди, Кыргыз и др.

в) на базе угледобычи - Шаргун.

г) по итогам раскопок - Кувасой, Гозгон, Каратов, Жумиртов, Шорсув.

2. Моногорода, созданные на базе строительства крупных теплоэлектростанций - Ширин, Нурабад, Нуристан.

3. В результате запуска крупных предприятий автомобильной промышленности города с узкоспециализированной экономикой - Асака, Питнак.

4. Моногорода, образовавшиеся в результате строительства гидротехнических сооружений - Ханабад, Водоем, Хишрав, Чорвок, Ходжакент.

5. Моногорода, образовавшиеся в результате строительства железных дорог - Каракалпакстан, Кашкадарья, Тинчлик (город Навои), Навбахор (Попский район) и др.

6. Моногорода, образовавшиеся на базе рекреационных ресурсов -Чимён и другие.

7. Моногорода, возникшие в результате строительства воинских частей и других объектов - Ханабад (Каршинский район), Гурумсарай, Чегарачи (Термезский район), Чегарачи (Музработский район).

8. Моногорода образовались на основе создания научно-исследовательских учреждений - Улугбек, Вс.

На основании полученной информации о проблемах, вызванных узкой специализацией в этих поселениях, и мерах по их устранению в ходе социально-демографических исследований, проводимых в моногородах, отличающихся друг от друга по формированию, рекомендуются следующие основные направления устойчивого развития моногородов. факторов, экономико-географического положения и современного состояния социально-экономического развития (рис. 1).

Повышение уровня

занятости населения и набор структур диверсификации

Улучшение транспортной инфраструктуры

Модернизация производственной инфраструктуры

Социально-

экономическое развитие моногородов

Повышение качества коммунальных услуг

Повышение качества социальной инфраструктуры

Улучшение экологической ситуации

Рисунок 1. Основные направления устойчивого социально-экономического развития моногородов Узбекистана

Поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства.

Малый бизнес и частное предпринимательство играют важную роль в развитии производства и увеличении рабочих мест в условиях рыночной экономики, а развитие этого сектора следует рассматривать как важный фактор социально-экономического развития узкоспециализированных городов. Следовательно, расширение возможностей ведения бизнеса в моногородах имеет особое значение для обеспечения занятости населения, диверсификации экономики и снижения риска узкой специализации.

Из анализа мнений респондентов, собранных в ходе социально-демографического исследования о возможностях ведения бизнеса в моногороде, где они проживают, и мерах, которые необходимо реализовать для дальнейшего развития предпринимательства, можно сделать вывод, что практически во всех моногородах существуют возможности для развития одной или нескольких отраслей производства и сферы услуг, и при разработке механизма поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства в узкоспециализированных городах необходимо учитывать современное состояние социально- экономическое развитие этих поселений и факторы, влияющие на него.

Следует отметить, что большинство респондентов, проживающих в моногородах, основными факторами развития предпринимательства считают льготное, низкопроцентное кредитование бизнеса, освобождение от налогов и других платежей. При этом следует отметить, что моногорода, где проводились социологические исследования, в определенной степени отличаются друг от друга по условиям улучшения бизнес-среды. Например, по мнению респондентов, проживающих в городе Питнак, улучшение транспортной инфраструктуры и привлечение дополнительных инвестиций считаются основными способами развития предпринимательства, тогда как в городах Газгон, Ширин, Кувасой поддержка молодежного предпринимательства и обучение их бизнесу, а в городе Янгиабаде предоставление особых льгот предпринимателям, работающим в сфере туризма. Отмечается, что подобные меры также важны в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства.

Повышение уровня занятости населения и диверсификация структуры сети. На основании опыта зарубежных стран по исследованию узкоспециализированных городов и результатов социологических исследований, проведенных в ряде моногородов республики, можно сделать вывод, что повышение уровня занятости населения и диверсификация структуры сети является основным фактором устойчивого развития сети. социально-экономическое развитие моногородов. Следовательно, рост уровня безработицы приводит к тому, что значительная часть населения не имеет надежного источника дохода и, как следствие, не может приобретать необходимые для проживания товары и услуги в необходимом количестве, возникают проблемы, связанные с к невозможности своевременно оплачивать коммунальные и другие платежи, и в конечном итоге уровень жизни снижается. Следовательно, безработица является основной причиной всех социально-экономических проблем в моногородах, и данная ситуация показывает, насколько важно разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению занятости населения в узкоспециализированных городах.

Следует отметить, что проблема безработицы не имеет актуального значения даже во всех узкоспециализированных городах республики, а моногорода с разными факторами формирования и современным состоянием развития отличаются друг от друга. Например, такие города, как Коровулбазар (только 8% респондентов в этом городе оценили безработицу как одну из основных социально-экономических проблем), Асака, Зарафшан имеют очень мощный экономический потенциал, а предприятие, создающее город, обеспечивает занятость не только для местного населения, но и для жителей соседних районов. В то же время в таких городах, как Красногорск, Койташ, Лангар (Хатырчинский район), Южный Оламушук, ставших реликтовым городом в результате прекращения деятельности градостроительного предприятия, безработицы и связанных с ней социально-экономических проблем стоят достаточно остро, и меры по

устойчивому развитию моногородов, в частности, обеспечению занятости населения, должны осуществляться, прежде всего, в этих поселениях.

В устойчивом социально-экономическом развитии моногородов наряду с повышением уровня занятости населения важна и диверсификация его сетевой структуры. Следует отметить, что не только в моногородах, где обострилась проблема безработицы, но и в стабильно развивающихся моногородах, наблюдается однородность профессиональной структуры населения, особенно в городах на базе горнодобывающей промышленности, отсутствие подходящих рабочих мест для женщин. считается одной из основных проблем. Поэтому необходима организация деятельности различных отраслей производства и услуг в узкоспециализированных городах, чего можно добиться только за счет развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Модернизация производственной инфраструктуры. Одним из главных условий развития предпринимательства в моногородах, привлечения отечественных и иностранных инвестиций, является модернизация производственной инфраструктуры. Помимо рассмотренной выше коммунальной и транспортной инфраструктуры, к производственной инфраструктуре относятся здания и другие виды инженерных сооружений, при этом следует отметить, что неиспользуемые здания предприятий в большинстве узкоспециализированных городов играют важную роль в создании промышленных объектов производства.

Практически во всех моногородах, где проводились социологические исследования, сравнительно небольшое количество респондентов считало старость производственной инфраструктуры одной из основных социально-экономических проблем, относительно высок этот показатель в некоторых узкоспециализированных городах, образованных на базе добычи руды. и тепловые электростанции. Например, в городе Красногорске плохое качество дорог, соединяющих центр с населенными пунктами, перебои в предоставлении коммунальных услуг отрицательно сказываются на производственной инфраструктуре, в городе Нурабад наблюдается отсутствие бесплатного земли и постройки для развития предпринимательства, а в городе Янгиабад актуальны проблемы теплоснабжения. Следует отметить, что важно, что в нормативном правовом документе, направленном на социально-экономическом развитии узкоспециализированных городов.

Улучшение транспортной инфраструктуры. Известно, что транспортная система считается «кровеносным сосудом» экономики, а этот сектор, в свою очередь, важен в развитии других отраслей, в частности, в организации деятельности промышленных предприятий и учреждений сферы услуг. Эффективное использование временных и финансовых ресурсов при доставке необходимого сырья для промышленных предприятий и доставке готовой продукции потребителю во многом зависит

от качества дорог, которые являются основными составляющими транспортной инфраструктуры. Следовательно, поскольку большинство узкоспециализированных городов расположены вдали от крупных населенных пунктов, качество дорог имеет особое значение в повышении инвестиционной привлекательности этих городов и развитии производственных связей.

Следует отметить, что узкоспециализированные города республики отличаются друг от друга по состоянию транспортной инфраструктуры, и меры по улучшению качества дорог должны реализовываться, прежде всего, в моногородах, где проходят автомагистрали, соединяющие центр с регионом. Например, в ходе социально-демографического исследования выяснилось, что качество дорог, связывающих город Красногорск со столицей, а также город Ширин с центром региона, достаточно низкое. Особенно если учесть, что сегодня большое количество женщин, проживающих в городе Красногорске, едут в Ташкент и работают на расположенных здесь предприятиях легкой промышленности, становится понятно, насколько актуально улучшение качества дорог.

Поэтому соединение моногородов с крупными городами ровными дорогами, помимо повышения эффективности транспортировки сырья и продукции, позволяет безработным, проживающим в узкоспециализированных городах, трудоустроиться на предприятиях и организациях крупных городов, расположенных в относительно близкие территории из-за маятниковой миграции. Поэтому в стратегии устойчивого социально-экономического развития моногородов необходимо уделять особое внимание разработке мер по совершенствованию транспортной инфраструктуры узкоспециализированных городов.

Повышение качества коммунальных услуг. Предоставление коммунальных услуг является одним из основных факторов, влияющих на уровень жизни населения, и, в свою очередь, имеет большое значение в размещении и развитии отраслей экономики. На основе анализа данных, собранных по узкоспециализированным городам, можно сделать вывод, что коммунальное хозяйство хорошо развито в моногородах на базе автомобильной промышленности, производства строительных материалов, переработки нефти и газа, тепловых электростанций, а в городах, созданных в результате добычи руды и там, где сейчас прекратилось градостроительное предприятие, качество этих услуг очень низкое. Например, из социологических исследований известно, что среди респондентов, проживающих в таких моногородах, как Янгиабад и Красногорск, немало людей, считающих качество коммунальных услуг неудовлетворительным. Следовательно, в таких реликтовых городах часто случаются перебои с подачей электроэнергии, природного газа, горячей воды, особенно необходимой в отопительный сезон, и даже питьевой воды. Поэтому для повышения привлекательности городов данной категории с

точки зрения проживания и размещения различных производств и сфер услуг необходимо, прежде всего, повысить качество общественных услуг, которые рассматриваются как первоочередные потребности людей, за счет капитальный ремонт водопроводов, газопроводов и линий электропередач, пришедших в негодность и негодных к эксплуатации, необходимо разработать целевые мероприятия.

Повышение качества социальной инфраструктуры. Одним из важных направлений социально-экономического развития моногородов является повышение качества социальной инфраструктуры, что достигается за счет обеспечения общего среднего образования и дошкольных образовательных учреждений, развития физической культуры и спорта, совершенствования медицинского и бытового обслуживания. Поэтому предоставление качественных социальных услуг имеет важное значение для повышения уровня жизни жителей моногородов и привлечения предпринимателей, желающих начать собственное дело, проживая постоянно или временно в узкоспециализированных городах.

По данным социально-демографических исследований, в реликтовых городах, сформированных на базе горнодобывающих предприятий (Янгиабад, Красногорск), качество социальной инфраструктуры, в частности уровень оказания медицинских услуг и учреждений общего среднего образования и дошкольных образовательных учреждений, оценивается неудовлетворительно, а также производства строительных материалов (Горатов, Газгон) и в некоторых моногородах (Нурабад), образованных на базе КЭС, она значительно ниже. Поэтому при разработке стратегии социально-экономического развития узкоспециализированных городов необходимо учитывать вопросы повышения качества социальной инфраструктуры, в частности, обеспечения территорий, входящих в ее состав, квалифицированными специалистами.

Улучшение экологической ситуации. В связи с тем, что большинство моногородов республики образовалось на базе горнодобывающей промышленности и в результате переработки большого количества сырья на городских предприятиях в течение многих лет изменилась окружающая среда, разработка мероприятий по решению экологических проблем проблемы как одно из основных направлений социально-экономического развития узкоспециализированных городов, выпуск продукции является одной из актуальных задач. В большинстве моногородов, где проводились социально-демографические исследования, основная часть населения считает плохую экологическую ситуацию одной из основных проблем города, где они проживают, и оценивает существующую экологическую ситуацию как неудовлетворительную.

Следует подчеркнуть, что возникновение экологических проблем в узкоспециализированных городах, их виды и масштабы во многом зависят от производственной сферы градообразующего предприятия. Например, в

моногородах, образованных на базе рудных полезных ископаемых (Красногорск, Янгиабад, Заркент (Кошработский район) и др.), основной экологической проблемой считается накопление твердых отходов, а производство строительных материалов (Кувасой, Газгон, Каратов и др.) и нефть и газ загрязнение воздуха в горнодобывающих и перерабатывающих городах (Каровулбазар, Мубарак и др.) считается неотложным. С учетом этого следует определить меры, направленные на улучшение экологической ситуации в узкоспециализированных промышленных городах. Следует отметить, что важно стимулировать внедрение новых инноваций и безотходных технологий в области охраны окружающей среды в моногородах, и это направление часто встречается в опыте зарубежных стран.

Следует отметить, что некоторые экологические проблемы возникли не только в «шахтерских городах», но и в моногородах, образовавшихся под воздействием других факторов, и необходимо принимать соответствующие меры по их устранению и охране окружающей среды. Например, важное значение в предотвращении возникновения различных экологических проблем имеют рациональная организация отдыха в городах, специализирующихся на рекреации и туризме, предотвращение загрязнения окружающей среды различными отходами, сохранение и приумножение существующих рекреационных ресурсов.

Содержание. Разработка и реализация стратегии социально-экономического развития моногородов республики, прежде всего, в устранении существующих проблем в узкоспециализированных городах, впавших в депрессивное состояние, одновременно снижая риск узкоспециализированных городов. важна специализация, с которой, вероятно, придется столкнуться стабильно развивающимся моногородам путем диверсификации экономики. Следует отметить, что для создания данной стратегии, прежде всего, необходимо провести масштабные исследования в городах с признаками моногорода, выявить города и поселки, соответствующие критериям узкой специализации, и сформировать их официальный список. Кроме того, необходимо определить регулярный мониторинг социально-экономического развития моногородов, включенных в соответствующий перечень в стратегии, а также сбор отдельных, масштабных статистических материалов по этим городам.

Использованные источники:

1. Закон Республики Казахстан «Об утверждении программы развития моногородов на 2012-2020 годы». 25 мая 2012 г. https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000683.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1398 «Об утверждении перечня муниципальных образований (монгородов)

Российской Федерации, специализирующихся на одной отрасли». 29 июля 2014 г. http://government.ru/docs/14051/.

3. Дугарова Г.Б., Богданов В.Н. Моноспециализированные поселения: процесс диверсификации или постепенная деградация / Г.Б. Дугарова, В.Н. Богданов // Трансформация социально-экономического пространства Евразии в постсоветское время: сборник статей / отв. ред. Н.И. Быков, Д.А. Дирин. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - Том 1. - с. 312-318.

4. Киселева Н.Н. Государственная политика поддержки промышленных моногородов / Н.Н. Киселева, А.А. Орлянская, Г.А. Гуров // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1.

5. Любовный, В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации / В.Я. Любовный, - Москва: ЗАО «Дортранспечать», 2009. - 110 с.

6. Мыцких, Н.П. Монопрофильные поселения: проблемы трансформации и развития / Н.П. Мыцких // Наука и инновации. - 2012. - № 4. - С. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.