Научная статья на тему 'Основные направления использования возобновляемых источников энергии в Удмуртской Республике'

Основные направления использования возобновляемых источников энергии в Удмуртской Республике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
873
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY CONSERVATION / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / RENEWABLE ENERGY / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ALTERNATIVE ENERGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сергеев Николай Никифорович

Рассмотрены основные направления использования возобновляемых источников энергии. В качестве возможных для использования рассмотрены следующие возобновляемые источники энергии: использование мини-ГЭС, аграрная биоэнергетика, отходы древесины, твердые бытовые отходы, канализационные стоки очистных сооружений водоканалов. Определены основные проблемы и перспективы развития данной отрасли в Удмуртской Республике. К основным проблемам можно отнести: несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей производство и реализацию энергии; отсутствие льгот и помощи со стороны государства; высокая стоимость энергетических установок, вырабатывающих альтернативную энергию. В последние годы все более явной становится тенденция роста применения возобновляемых источников энергии. Однако развитию данного вида энергетики препятствует высокая стоимость и большой период окупаемости подобных проектов. Решение данной проблемы позволит повысить энергетическую эффективность народного хозяйства и снизить экологическую нагрузку в Удмуртской Республике. Данное обстоятельство должно стать основой развития энергетической системы ближайшего будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FIELDS OF APPLICATION OF RENEWABLE ENERGY SOURCES IN THE UDMURT REPUBLIC

The article considers main directions of the use of renewable energy sources. The following renewable energy sources are considered as those which can be used: mini hydropower stations, agricultural bioenergy, wood waste, municipal solid waste, waste outlets of sewage disposable plants. Main problems and prospects of development of renewable energy sources in the Udmurt Republic are defined. The main problems include inadequate legal and regulatory framework governing the production and sale of energy, lack of benefits and assistance from the state: the high cost of power plants that produce alternative energy. In recent years, greater use of renewable energy sources becomes apparent. However, high costs and a long payback period of such projects prevent this type of energy from fast development. The solution to this problem will improve the energy efficiency of the economy and reduce the environmental load in the Udmurt Republic. This fact should be the basis for the development of energy system of the near future.

Текст научной работы на тему «Основные направления использования возобновляемых источников энергии в Удмуртской Республике»

92

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338.2 Н.Н. Сергеев

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рассмотрены основные направления использования возобновляемых источников энергии. В качестве возможных для использования рассмотрены следующие возобновляемые источники энергии: использование мини-ГЭС, аграрная биоэнергетика, отходы древесины, твердые бытовые отходы, канализационные стоки очистных сооружений водоканалов. Определены основные проблемы и перспективы развития данной отрасли в Удмуртской Республике. К основным проблемам можно отнести: несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей производство и реализацию энергии; отсутствие льгот и помощи со стороны государства; высокая стоимость энергетических установок, вырабатывающих альтернативную энергию. В последние годы все более явной становится тенденция роста применения возобновляемых источников энергии. Однако развитию данного вида энергетики препятствует высокая стоимость и большой период окупаемости подобных проектов. Решение данной проблемы позволит повысить энергетическую эффективность народного хозяйства и снизить экологическую нагрузку в Удмуртской Республике. Данное обстоятельство должно стать основой развития энергетической системы ближайшего будущего.

Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, возобновляемые источники энергии, альтернативные источники энергии.

Возобновляемым источникам энергии в нашей стране всегда уделялось мало внимания - прежде всего ввиду наличия огромных запасов традиционных энергетических ресурсов и их невысокой стоимости. Затраты на разработку и промышленное применение возобновляемых энергетических ресурсов значительно превышали затраты на добычу традиционных ресурсов. Кроме того, всегда считалось, что эффективность использования таких ресурсов недостаточна для их промышленного применения. Однако снижение запасов традиционных источников, повышение стоимости их добычи и транспортировки, загрязнение окружающей среды и другие причины способствовали активизации усилий государства по созданию так называемой зеленой энергетики, развитию низкоуглеродной экономики.

В настоящее время в Удмуртской Республике, как и в Российской Федерации, можно констатировать невысокие темпы развития возобновляемых источников энергии. Удмуртская Республика имеет возможность развивать следующие возобновляемые источники энергии: использование мини-ГЭС, аграрная биоэнергетика, отходы древесины, твердые бытовые отходы, канализационные стоки очистных сооружений водоканалов.

Общий годовой возобновляемый потенциал местных видов топлива Удмуртской Республики равен около 400 тыс. тонн условного топлива, что составляет примерно 6 % от годовых потребностей республики в энергоресурсах. Общий запас древесины на землях лесного фонда Удмуртской Республики в 2010 г. составлял 320,6 млн м3. Ежегодный допустимый объем заготовки древесины в Удмуртской Республике составляет 3,2 млн м3. Отходы древесины на этапе лесозаготовки составляют приблизительно 307,5 тыс. м3. Суммарный энергетический потенциал древесных отходов оценивается в размере 160,82 тыс. тонн условного топлива.

По данным Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, объем канализационных стоков в республике на очистных сооружениях водоканалов составляет 138,6 млн м3 в год. Энергетический потенциал канализационных стоков составляет 4,9 тыс. тонн условного топлива.

Функционирование отрасли животноводства приводит к образованию и накоплению биологических отходов производства. Общий ежегодный объем органических отходов животноводства составляет около 3,6 млн тонн. Суммарный энергетический потенциал отходов животноводства оценивается в размере 187,1 тыс. тонн условного топлива.

По данным Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, ежегодно в республике образуется около 1,7 млн м3 твердых бытовых отходов. Объемы отходов весьма значительны, и в настоящее время наблюдается острая нехватка полигонов по захоронению данного вида отходов. Суммарный энергетический потенциал твердых бытовых отходов оценивается в размере 13,06 тыс. тонн условного топлива.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2014. Вып. 2

Общий энергетический потенциал возобновляемых источников энергии Удмуртской Республики составляет более 360 тыс. тонн условного топлива (табл. 1) [1].

Низкая эффективность использования данных источников энергии позволяет судить о высоком потенциале их применения на исследуемой территории. Кроме того, опыт других регионов дает право говорить о возможности решения данной проблемы, что помимо повышения энергетической эффективности народного хозяйства позволит стабилизировать экологическую ситуацию в республике.

Основным направлением использования отходов деревоперерабатывающей промышленности является производство брикетов. Брикеты из отходов применяются в качестве топлива в частных хозяйствах и на производстве и достаточно востребованы как доступное и экологически чистое топливо.

Таблица 1

Общий энергетический потенциал возобновляемых источников энергии Удмуртской Республики (данные 2013 г.)

Вид возобновляемого ис- Объем отходов, млн м3 Энергетический потенциал, %

точника энергии тыс. т.у.т.

Древесные отходы 307,5 160,82 44,1

Стоки 138,6 4,9 1,3

Отходы животноводств 4,7 187,08 51,1

Твердые бытовые отходы 1,7 13,06 3,5

ИТОГО 365,86 100

Решение проблемы аграрных отходов и канализационных стоков очистных сооружений водоканалов возможно за счет преобразования данных отходов в биогаз. Из общего объема биологических отходов, образующихся в результате выращивания животных, возможна суточная выработка биогаза в количестве около 700 тыс. м3 в сутки. При использовании всего биогаза может быть получено до 560 млн кВтч в год электрической энергии и около 550 тыс. Гкал тепловой энергии. Подобное использование биологических энергетических ресурсов возможно в первую очередь в сельской местности - основной задачей является обеспечение хозяйств собственными источниками энергии, а уже затем отпуск энергетических ресурсов на сторону. Основная проблема - высокая стоимость установок по генерации биогаза и несовершенство законодательства, регулирующего производство энергоресурсов.

Основным действующим методом получения энергетических ресурсов из твердых бытовых отходов является их сжигание на специальных мусоросжигательных установках с получением тепловой и электрической энергии. Объемы отходов, находящиеся на территории Удмуртской Республики, при эффективном их использовании в качестве энергетических ресурсов способны частично, а в некоторых случаях и полностью обеспечить энергией предприятия, источники таких отходов [2].

Использование установок по применению возобновляемых источников энергии затрудняется вследствие высокой их стоимости, что ведет к повышению конечной стоимости энергии и значительному увеличению сроков окупаемости данных объектов.

К основным проблемам, препятствующим использованию возобновляемых источников энергии, прежде всего относятся следующие.

1. Несовершенство нормативно-правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики. Существующее законодательство не стимулирует хозяйствующие субъекты использовать возобновляемые источники энергии. Кроме того, законодатель не делает различия в источнике получения энергии и устанавливает единые тарифы на все виды энергетических ресурсов. Для совершенствования нормативно-правовой базы необходимо:

- изменить систему целевых показателей потребления и производства возобновляемых источников энергии;

- разработать схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии;

- разработать программу мер, направленных на привлечение внебюджетных средств для создания действующих генерирующих объектов, использующих возобновляемые источники энергии;

- разработать мероприятия по содействию развития предприятий, функционирующих на рынке энергетического сервиса в сфере электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии.

2. Отсутствие льгот по уплате налога на имущество в отношении хозяйствующих субъектов, которые вводят объекты генерации на основе возобновляемых источников энергии. Снижение налогового бремени позволит предприятиям внедрять объекты генерации, тем самым обеспечивать энергетическими ресурсами собственный производственный процесс.

3. Отсутствие прямой государственной поддержки, реализуемой за счет предоставления субсидий организациям на возмещение затрат на уплату процентов за пользование кредитами, полученными на строительство новых или модернизацию существующих установок, использующих для выработки энергии возобновляемые источники энергии.

4. Отсутствие установок и генерирующих объектов, работающих на основе альтернативных источников энергии. Основной причиной является высокая стоимость подобных объектов и высокие эксплуатационные затраты. Кроме того, у предприятий отсутствуют свободные финансовые ресурсы, а также нет возможности привлекать инвестиционные кредиты.

В настоящее время в рамках Федеральных целевых программ «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» осуществляется участие бизнеса в софинансировании работ, направленных на разработку и внедрение высокоэффективных, ресурсосберегающих технологий и новых видов энергии; реализуются 18 проектов по коммерциализации указанных технологий на основе привлечения внебюджетных средств с объемом финансирования более 10 млрд рублей.

В настоящее время в Удмуртской Республике принята государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике (2014-2020 годы)» которая, в частности, направлена на повышение эффективности использования возобновляемых источников энергии. Основными целями данной программы являются увеличение доли возобновляемых источников энергии в топливно-энергетическом балансе Удмуртской Республики, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, а также повышение энергетической безопасности. Программой предусмотрены следующие объемы финансирования развития возобновляемых источников энергии в Удмуртской Республике (табл. 2) [1].

Таблица 2

Динамика финансирования развития использования возобновляемых источников энергии

в Удмуртской Республике

Источник финансирования 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Средства бюджета Удмуртской Республики, тыс. руб. 14450 15450 127150 75000 - - -

Субсидии из федерального бюджета, тыс. руб. - - 75000 75000 - - -

Иные источники, тыс. руб. 122050 87050 1387150 1547150 247150 247150 327200

ИТОГО 136500 102500 1589300 1697150 247150 247150 327200

Из представленной выше таблицы видна положительная динамика привлечения финансовых ресурсов, используемых для развития возобновляемых источников в Удмуртской Республике. Кроме того, основным видом финансирования является частно-государственное партнерство, что позволит значительно снизить нагрузку на федеральный и республиканский бюджеты. Не исключен вариант финансирования программы за счет средств местных бюджетов в том случае, если местные органы власти разработают муниципальные программы использования возобновляемых источников энергии, являющиеся составной частью региональной программы.

Результатом реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике (2014-2020 годы)» в области повышения эффективности использования возобновляемых источников энергии должно стать следующее:

1) увеличение доли выработки энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии к 2020 г. до 4 % от общего объема использования энергетических ресурсов;

2) увеличение суммарной тепловой и электрической мощности установок и оборудования, использующих возобновляемые источники энергии;

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2014. Вып. 2

3) увеличение объема выработки тепловой и электрической энергии установками и оборудованием, использующими возобновляемые источники энергии;

4) вовлечение в последующую переработку более 25 % образующихся отходов животноводства;

5) снижение общей экологической нагрузки.

Хозяйствующие субъекты при использовании альтернативных источников энергии имеют возможность снизить объемы закупок со стороны энергетических ресурсов, при этом заменить их собственными топливно-энергетическими ресурсами, полученными с использованием возобновляемых источников энергии. Так, например, применение энергетического потенциала отходов животноводства способно снизить потребность народного хозяйства Удмуртской Республики в покупных энергетических ресурсах на 6 % [1].

В качестве основных целевых индикаторов реализации программы законодателем предложено использовать два показателя: уровень рециклинга отходов отрасли животноводства с использованием биогазовых станций и долю объема производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии [1]. Однако данные показатели не учитывают экономической эффективности выработки энергии за счет использования возобновляемых источников энергии. Кроме того, данные показатели рассчитывают лишь производство электрической энергии, при этом выработка тепловой энергии не учитывается.

Основными мерами государственного регулирования в области использования возобновляемых источников энергии являются:

1) корректировка нормативно-правовых актов, направленная на реализацию государственной программы использования возобновляемых источников энергии, снижение административных барьеров, а также искусственное создание ценовых или неценовых конкурентных преимуществ для производителей энергии, использующих в своей деятельности возобновляемые источники энергии [3];

2) реализация и развитие частно-государственного партнерства для развития альтернативной энергетики;

3) предоставление субсидий хозяйствующим субъектам на возмещение части затрат на подключение установок и объектов, работающих на основе возобновляемых источников энергии;

4) государственная пропаганда и информационная поддержка использования возобновляемых источников энергии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последние годы все более явной становится тенденция роста применения возобновляемых источников энергии. Однако развитию данного вида энергетики препятствует высокая стоимость и большой период окупаемости подобных проектов. Связанные с использованием подобных ресурсов социальные и экологические последствия рассматривались лишь как сопутствующие, и их роль в принятии решений была незначительной. При этом возобновляемые источники энергии рассматривались лишь как энергетические ресурсы будущего, когда будут исчерпаны традиционные источники энергии или когда их добыча станет затратной и трудоемкой. Ситуация резко изменилась с осознанием человечеством экологических пределов роста. Импульсом для интенсивного развития возобновляемых источников энергии впервые стали не перспективные экономические выкладки, а общественное мнение, основанное на экологических требованиях. Экономический потенциал возобновляемых источников энергии в мире и в России в настоящее время в два раза превышает объем годовой добычи всех видов ископаемого топлива. И это обстоятельство должно стать основой развития энергетики ближайшего будущего.

* * *

1. Государственная программа Удмуртской Республики «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике (2014-2020 годы)»: Постановление Правительства Удмуртской Республики от 7 ноября 2013 г. № 498 // СПС «Консультант Плюс».

2. Сергеев Н.Н. Основные направления повышения энергетической эффективности экономики Удмуртской Республики // Вестн. Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. 2013. № 1 (27). С. 34-39.

3. Концепция энергетической стратегии России на период до 2030 г. // Приложение к научному, общественно-деловому журналу «Энергетическая политика». М.: ГУ ИЭС, 2007. 116 с.

Поступила в редакцию 18.02.14

N.N. Sergeev

MAIN FIELDS OF APPLICATION OF RENEWABLE ENERGY SOURCES IN THE UDMURT REPUBLIC

The article considers main directions of the use of renewable energy sources. The following renewable energy sources are considered as those which can be used: mini hydropower stations, agricultural bioenergy, wood waste, municipal solid waste, waste outlets of sewage disposable plants. Main problems and prospects of development of renewable energy sources in the Udmurt Republic are defined. The main problems include inadequate legal and regulatory framework governing the production and sale of energy, lack of benefits and assistance from the state: the high cost of power plants that produce alternative energy. In recent years, greater use of renewable energy sources becomes apparent. However, high costs and a long payback period of such projects prevent this type of energy from fast development. The solution to this problem will improve the energy efficiency of the economy and reduce the environmental load in the Udmurt Republic. This fact should be the basis for the development of energy system of the near future.

Keywords: energy conservation, energy efficiency, renewable energy, alternative energy.

Сергеев Николай Никифорович, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: sergeev-11@mail.ru

Sergeev N.N.,

Candidate of Economics, Associate Professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: sergeev-11@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.