ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ Е.А. Рябовол, студент
Научный руководитель: Г.Г. Вукович, д-р экон. наук, профессор Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. В настоящее время экономические процессы, происходящие в мире, затрагивают все страны, в том числе и Россию. Огромное влияние на нашу страну оказал мировой экономический кризис, затронув все хозяйственные отрасли. Введение санкций против нашей страны тоже оказало воздействие на изменение в структуре нашей экономики. В результате чего в сельскохозяйственной отрасли потребовался переход к им-портозамещению. Однако на данный момент отрасль не обладает достаточными средствами, чтобы производить все большее количество продукции, заменяя им импорт. Именно поэтому в настоящее время большое значение для сельскохозяйственной отрасли имеет инвестиционная политика государства, без формирования приоритетов которой вряд ли возможно дальнейшее благополучное развитие отрасли сельского хозяйства. В данной статье рассмотрены цели государства по развитию в агропромышленной сфере, предполагаемые инвестиции и ожидаемые результаты.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, импортозамещение, инввестиции, инвестиционная аграрная политика.
Агропромышленный комплекс (АПК) -одна из важных составляющих экономики страны. Для его успешного развития требуются огромные инвестиционные ресурсы, однако АПК, зачастую, является высокорисковым и поэтому малопривлекательным направлением для частных инвесторов. В тоже время государство, заинтересованное в сильной и стабильной экономике, должно брать на себя ответственность за регулирование инвестиционной политики и привлечения инвестиций в сельское хозяйство [1].
В последние годы государство проводило целый ряд национальных проектов в области сельского хозяйства. Они позволили добиться положительной динамики производства в сельском хозяйстве. Однако помимо осуществления проектов в АПК, государству стоит уделить внимание регулированию инвестиционных потоков на федеральном и региональном уровнях, направляемых на финансирование проектов в области сельского хозяйства. Это связано с тем, что получению положительного эффекта от осуществления государственных проектов может помешать перенасыщенность внутреннего рынка импортными продуктами [1].
Для успешного развития АПК требуются значительные инвестиционные ресурсы. Интенсивность их привлечения в сельское хозяйство зависит, прежде всего, от инвестиционной привлекательности отрасли и инвестиционного и инновационного потенциала территории в целом [2].
Инвестиционная привлекательность отрасли зависит от ряда факторов, а на макро-уровне обусловлена она обусловлена политической стабильностью, показателями СНС, правовой и налоговой системами и степенью инвестиционного риска [3].
В настоящее время АПК России испытывает существенный приток инвестиций. Это связано, в первую очередь, с санкци-онным режимом и переходом России к импортозамещению.
По Федеральной Целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», основными целями которой являются улучшение условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в АПК, создание рабочих мест на селе и др., бюджетом предусмотрено увеличение ассигнований в 2016 году - на 7,6 млрд. руб, в 2017 году -на 8,3 млрд. руб [4].
В связи с необходимостью реализации программы импортозамещения и обеспечения продуктовой безопасности в Госпрограмму внесены изменения, и к 2020 году правительство поставило цель увели-
чить производство различных продуктов АПК и сократить импортные поставки этих продуктов. Визуально это отражено в таблице 1.
Таблица 1. Государственные цели в условиях импортозамещения
Продукт Увеличение производства, млн. тн. Уменьшение импортных
поставок, %
мясо скота и птицы 10 67,8
молоко 33.5 29,9
плодово-ягодная про- 3,8 20,0
дукция (без винограда)
овощи 16,5 70,3
картофель 31 100,0
виноград 0,7 54,6
Согласно расчетам Минсельхоза России, для реализации данных мероприятий, направленных на ускорение импортоза-мещения необходимо будет выделить из бюджета дополнительных ассигнований на 2015-2020 г. в размере 568,2 млрд. рублей. За счет этих средств будет осуществлять поддержка АПК, а также будет производиться укрепление материально-технической базы всего комплекса [5].
Помимо этого, 28.03.15 Министерство сельского хозяйства России утвердило перечень инвестиционных проектов, выполнение которых поспособствует импорто-замещению по приоритетным направления Госпрограммы. Данный перечень содержит 464 проекта, а сумма привлеченных кредитных средств превышает 265 млрд. руб. Распределение проектов по направлениям представлено на рисунке 1.
.65
53
.49
.48
строительство и модернизация теплиц
строительство и
модернизация
овощехранилиц
переработка плодов и ягод
79 .
166 /
молочное скотоводство и переработка молочной продукции
свиноводство
4
■ птицеводство
Рисунок 1. Распределение проектов по направлениям Госпрограммы
При этом осуществление данных инвестиционных проектов позволит обеспечить прирост мощностей в 2015-2016 гг. на:
1. 344,6 га. площадей, отведенных под теплицы;
2. 857, 4 тыс. тонн одновременного хранения овощей;
3. 22,4 тыс. тонн переработанных плодов и ягод;
4. 291,1 тыс. тонн произведенного и переработанного молока;
5. 612, 5 тыс. тонн произведенной свинины;
6. 455,4 тыс. тонн произведенной птицы;
7. 24,1 тыс. тонн произведенного мяса крупного рогатого скота [4].
Также, в связи с постановлением Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» и приказа Минсельхоза России «О порядке отбора инвестиционных проектов» была создана Комиссия, целью которой является проведение отбора инвестиционных проектов, которым будут предоставлены субсидии из государственного бюджета на покрытие части затрат по уплате процентов. Таким образом, государство осуществляет активную поддержку отечественных сельхоз производителей.
Библиографический список
1. Михалев А. Регулирование инвестиционной деятельности и инвестиционная политика государства в сельском хозяйстве // Биотика. - Т.5, №4. - 2015.
2. Мамий Е.А., Тавадьян А.С. Практические аспекты анализа инновационной активности регионов в ЮФО и СКФО // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - №82. - С. 991-1002.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/
4. Головецкий Н.Я. Инвестиционная привлекательность аграрного сектора экономики в условиях испортозамещения // Науковедение. - Т.7, №5. - 2015.
5. Гравшина И.Н., Котеев С.В. К вопросы о развитии аграрного сектора в условиях международных санкций // Агропродовольственная Россия. - №4. - 2015.
MAIN DIRECTIONS OF INVESTMENT OF AGRARIAN POLICY E.A. Riabovol, student
Supervisor: G.G. Vukovich, doctor of economic sciences, professor Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The economic processes taking place in the world, affect all countries, including Russia now. The huge impact on our country had the world economic crisis, affecting all economic sectors. The imposition of sanctions against our country, too, had an impact on the change in the structure of our economy. As a result, in the agricultural sector needed a transition to import substitution. However, at the moment the industry does not have sufficient funds to produce more and more products, replacing them imports. That is why at the moment of great importance for the agricultural sector has an investment policy of the state, without the formation of a priority it is hardly possible to further successful development of the agricultural sector. This article describes the purpose of the state on the development of agro-industrial sector, proposed investments and the expected results.
Keywords: agricultural sector, import substitution, investments, state investment policy.