Научная статья на тему 'Основные направления интеграции академического и вузовского секторов науки и образования как фактор его обновления'

Основные направления интеграции академического и вузовского секторов науки и образования как фактор его обновления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления интеграции академического и вузовского секторов науки и образования как фактор его обновления»

Основные направления модернизации профессионального образования

Основные направления интеграции академического и вузовского секторов науки и образования как перспективный фактор его обновления (модельная задача)

Л.А.Волович,член-корр. РАО, доктор философских наук

Проблема интеграции двух базовых секторов интеллектуальной политики на нынешнем этапе возрождения Российского социально-исторического потенциала чрезвычайно актуальна. По сути дела, это новый этап научно-технической революции, не имеющий аналогов в мире. Мы не должны быть настроены на заимствование зарубежного опыта, ибо в нем очень хорошо просматриваются наши достоинства и достижения как на автономном уровне каждой из компонент альянса, так и в их интегративном контексте.

Наша базовая отечественная платформа развития состоит в тройственной прерогативе развития и непрерывного обновления производства как материального, так и духовного. Его смысловая целостность и ценность заложена в органичной триаде: наукоемкость, культуро-емкость и кадровая стратоемкость. Здесь выражено и проявляется сочетание, гармонизация интересов всех субъектов триады, их мотивов, стимулов, гражданской ответственности. И, именно в этом контексте, открыта маршрутная линия формирования нового поколения лидеров отечественного производства. Здесь совершенно ясно очерчена полисубъект-ность государственной научно-технической политики. Наша задача во всей ее интегративной полисубъектности как раз и состоит в вычленении ряда опорных критериев эффективности этой политики на уровне интеграции всех феноменологических версий, факторов, реальных и потенциальных оснований, стратегических перспектив. Они таковы: Казанский педагс

во-первых, личностно-социально-профессиональный статус и ресурс интеграции;

во-вторых, взаимопроникновение содержательных и процессуальных нюансов научной и образовательной деятельности на межпредметном и межнаучном уровне через прямую и обратную связь;

в-третьих, взаимное опережение как механизм творческой энергетики специалиста на основе эрудиции и творческой интуиции;

в-четвертых, интегративный выход на перевод исследовательского стиля научно-образовательных составных частей субъект - объектных связей и целей, механизмов, результатов;

в-пятых, взаимная провокация в хорошем творческом смысле идей, концептуальных версий, внедренческих установок и внедренческих функционально-ролевых процедур;

в-шестых, учет динамического зеркального отражения в научно-образовательной палитре как производства, так и кадровой политики с их интегра-тивной логикой.

Чрезвычайно важным фактором интеграционной логики является внимание к изучению и научно-теоретико-прикладному исследованию трудностей разного рода. Это трудности объективного, субъективного порядка, процедурного, имущественного и эмпатийного характера. Задача состоит как в том, чтобы эти трудности снять, преодолеть, так и в том, чтобы их упредить. Именно это, последнее, и есть тот генеральный критерий

ш журнал 2'2006 9

обновления системы профессионального звена образования, о котором сегодня идет речь.

В числе упреждающих действий и целей следует выделить, как минимум, четыре группы традиций, сложившихся и продолжающих свое приоритетное существование в опыте России.

Первая группа - это этнокультурные традиции, их знание, понимание, учет, опора на них в индивидуальной, групповой, общностной жизни.

Вторая группа - традиции коммуникативного ресурса российского образа жизни и его заимствование практически во всем мире. Его коренная база - этическая чистота.

Третья группа - здоровое и компетентное общественное мнение с его мобилизационным и, опять таки, интегра-тивным приоритетом.

Четвертая группа - это в новом и углубленном контексте опережающая логика производственной карьеры и судьбы специалиста.

Итак, целевая прерогатива врастания субъектов всех рангов в непрерывный режим обновления профессионального образования совершенно очевидна. Ее интеграционная, стратегическая и, есте-

ственно, многотактическая возможность может и должна быть выстроена на трех уровнях:

первый - строгая и безупречная гражданственность всех категорий участников. Это и студенты, и преподаватели, и педагоги-ученые, и производственники, и социологи, и психологи, и массмедийные субъекты;

второй - отражение, учет и опора на гармоничность сырьевого и перерабатывающего производства с выходом на потребительскую встревоженность. От тревоги - к убеждениям;

третий - динамика всех звеньев профессиональной карьеры, судьбы с опорой на глубокие знания, корректность взаимосвязи науки и образования, народа и власти, детей и взрослых, денег и совести.

Все обозначенные направления интеграции в ее разнокомпетентной увлекательности и заразительности, и это совершенно очевидно, помогут нашему коллективу справиться с решением той интегративной задачи непрерывного профессионального образования, чего мы ждали долго и к чему наш коллектив уже давно готов.

Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия

П.Н.Осипов, доктор педагогических наук, профессор

В своем выступлении на встрече с предпринимателями (март 2006) В.В. Путин отметил, что «потребности предприятий в современных и квалифицированных специалистах не удовлетворяются». Причем «растет потребность в рабочих высокой квалификации, в мастерах производства, в специалистах среднего звена. Их в

стране не хватает, и надо в сжатые сроки готовить их для самых разных сфер».

По данным мониторинга, проводимого республиканской службой занятости, потребность в подготовке специалистов на 2005-2009 гг. по всем уровням образования составляет 137 тысяч человек, в том числе с высшим образованием - 27 тыс. или 19% от общей потребности, со

10

Казанский педагогический журнал 2'2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.