УДК 378.1
Д.Г. Рыжаков
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НОВЕЙШИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ)
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Представлена попытка осмысления основных направлений изучения различных аспектов инновационной деятельности на страницах современной отечественной научной периодики. Приводится обзор различных подходов к инновациям в системе высшего образования Российской Федерации.
Ключевые слова: инновация, высшее образование, научная периодика.
В отечественной науке изучению различных аспектов инновационной деятельности в образовании в последнее время уделяется весьма значительное внимание. Следствием этого постоянно растущего интереса является разнообразный по направлениям поток литературы [1]. На наш взгляд, можно выделить три основные тенденции в изучении инновационных процессов в образовании. Во-первых, издание многочисленных работ учебно-методического и монографического характера. Во-вторых, проведение конференций по актуальным вопросам инновационной деятельности в образовании [2]. В- третьих, сегодня наблюдается усиление исследовательской активности и на страницах периодической печати. Мы сосредоточим наши усилия именно на специализированных научных журналах, поскольку до сих пор нет обобщающих публикаций, отражающих состояние данного направления исследований.
Солидный задел в изучении общих вопросов инновационной деятельности в образовании был сделан В.Г. Халиным в первой половине 2000-х гг. [3]. Затронуты вопросы, прежде всего, модернизации системы высшего профессионального образования. Отмечается роль технопарков в структуре современного высшего образования, которые должны способствовать инновационной деятельности вузов путем создания малых инновационных фирм для коммерциализации достижений университетов. Анализируя опыт функционирования университетских технопарков, автор приходит к выводу, что свою целевую функцию они не выполняют. По оценке экспертов, только 10-12 инновационных комплексов действительно соответствуют международным стандартам [3, с. 16]. Главная причина такого положения, по мнению ученого, заключается в отсутствии продуманной государственной инновационной политики в системе высшего образования современной России.
В несколько ином ключе написано исследование Е.И. Муратовой [4], посвященное особенностям повышения эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности (на примере Тамбовского государственного технического университета). В статье подробное освещение получили разнообразные стороны трансформации классической магистерской подготовки в инновационно ориентированную. Особую роль, по словам Е.И. Муратовой, в инновационной деятельности магистров играют научно -образовательные центры, организованные при ТГТУ, где учащиеся магистратуры выполняют инновационные проекты [4, с. 83].
Развернутые суждения об особенностях становления инновационной деятельности в образовании содержит статья В.А. Адольфа [5]. Основное внимание исследователь уделил проблеме подготовки педагога к инновационной деятельности и развитию творческого потенциала его личности. Обратил он внимание и на само понятие "инновация", причем рассматривал его в историческом контексте, опираясь на отечественную и иностранную литературу. Рассматривая работу педагогических учебных заведений (на примере Красноярского края), автор пришел к неутешительному выводу, что подготовкой педагога к инновационной
© Рыжаков Д.Г., 2018.
деятельности педагогические учебные заведения практически не занимаются. Внедрение информационных технологий по масштабу невелико (8,7 % от существующих школ края) [5, с. 84]. В ходе анализа различных подходов к проблеме профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность, выделен ряд факторов, необходимых для успешного решения данной задачи. Суть процесса профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью, заключается в необходимости расширения индивидуальных образовательных горизонтов и решением разноуровневых задач, присущих данному виду деятельности (освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов, решение профессиональных задач на основе моделирования инновационной образовательной среды, выстраивание собственной траектории профессионального движения на основе проектирования деятельности, индивидуальных образовательных задач и программы по их реализации) [5, с. 86].
Любопытный ракурс в изучении интересующей нас проблемы предложила М.И. Гомбое-ва [6, 7], которая раскрывает инновационную деятельность в образовании через призму управления эффективностью научно-исследовательской деятельности в региональном вузе. Ученый не ограничивается только подробным и компетентным разбором основных направлений научно-исследовательской работы в региональном вузе на примере Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, но анализирует её инновационную составляющую. Заслуживает поддержки высказанная М.С. Гомбоевой мысль о необходимости создания системы показателей эффективности инновационной деятельности для университета.
Определились также некоторые новые подходы к проблемам инновационной деятельности региональных вузов в целом. Здесь прежде всего следует отметить статью А.В. Шкур-ко [8]. Нижегородский социолог акцентировал проблему низкой конкурентоспособности отечественной науки, связав её с высоким уровнем централизации и низким уровнем вовлеченности вузов в научно-техническую и инновационную деятельность. Интерес представляет вывод автора о неспособности современной модели образования обеспечить массовое производство инноваций [8, с. 65]. Второй темой, разрабатываемой А.В. Шкурко, является реализация научного и инновационного потенциала вузов посредством переосмысления их социальных функций, объединения вузов в исследовательские консорциумы, перехода на международные стандарты оценки эффективности научно-технической работы. Третья тема - это то, что принято называть рефрейминг (переформатирование) образовательных учреждений, предполагающее изменение идеологии и психологии как руководства, так и персонала. По мнению исследователя, необходим сдвиг в восприятии вузов как научно-образовательных, а не только учебных заведений. Наконец, подчеркивается особый роль кафедр как исследовательских центров, поскольку именно они являются основной структурной единицей, обеспечивающей организацию и проведение исследовательской работы. Значительный вклад в исследование инновационной составляющей региональных университетов внесла Е.В. Горю-нова [9]. Она, в частности, предприняла попытку проанализировать подходы к формированию стратегий, обеспечивающих рост качества образования и снижение инвестиционных рисков, что создает возможность более активного привлечения внебюджетных средств. Е.В. Горюнова отстаивает идею "института вузовского резерва" [9, с. 33], которая подразумевает, что право посещать учебные занятия в вузе имеют не только студенты, но и "резервисты" - не прошедшие по конкурсу абитуриенты, ориентированные на обязательное получение образования в конкретном вузе. Их "задача" состоит в том, чтобы "вытеснить" с бюджетных мест "отстающих" студентов. "Двоечники" уступают свои места наиболее успешным "резервистам", а сами могут продолжить обучение на коммерческой основе [9, с. 33]. Отмечается, что "институт вузовского резерва" обеспечивает решение проблемы качества образования, повышает эффективность расходования бюджетных средств, а также способствует привлечению дополнительных финансовых ресурсов за счет роста платных образовательных услуг [9, с. 33]. В этом же направлении - изучение различных аспектов инновационной дея-
тельности региональных вузов - написана статья Р.И. Азаровой [10]. Интересную трактовку получил сам термин "инновационная деятельность" применительно к региональному вузу как "процесс создания условий для наиболее полного достижения целей, ориентированных на совершенствование качества образования в условиях современных реформ" [10, с. 3]. Не были обделены вниманием и различные подходы к моделям инновационной деятельности в вузе. Перу А.Н. Ковтуновой принадлежит статья, рассматривающая практику инноваций в одном отдельно взятом региональном вузе (Институт социального образования Уральского государственного педагогического университета) [11]. Обозначаются цели, задачи и направления инновационной образовательной деятельности, определяются её основные участники в вузе.
Важной темой в последнее время стало изучение экономической составляющей различных сторон инновационной деятельности в вузе. Этой теме посвящено немало страниц специализированных периодических изданий [12, 13, 14, 15,]. Подробнее остановимся на исследованиях К.И. Софроновой [16, 17], где специально показывается место и роль вуза в системе хозяйствующих субъектов экономики. Сделанные наблюдения и выводы позволяют говорить о том, что вузы перестают быть только хозяйствующими субъектами, производящими и предоставляющими потребителям образовательные услуги, а выходят на рынки интеллектуальной продукции в качестве производителей наукоемких товаров и услуг.
Под иным углом зрения инновационная деятельность в университетах рассмотрена в концептуальной статье М.С. Чвановой [18]. Исходным пунктом её размышлений является социальное партнерство в сфере профессионального образования как средство решения социальных и экономических проблем. Существенное внимание М.С. Чванова сосредотачивает на совершенствовании социально-инновационной деятельности. Ставится вопрос о необходимости создания ассоциации социального партнерства в вузах. Основной формой социального партнерства, по мнению автора, является проектная деятельность сотрудников, аспирантов и студентов, которая создает социально значимые инновационные проекты в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями и пр. Характер социального партнерства определяется многообразием направления его развития. Социальное партнерство вуза можно рассматривать как социальный ресурс образовательного учреждения; как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности; как институт разработки механизмов научно-исследовательского и профессионального сотрудничества на основе договоров [18, с. 584]. Подверглись анализу механизмы, критерии и показатели оценки социально-инновационных процессов в вузе. Подробно описывается процедура экспертизы проектов, солидную разработку получила проблема гуманитарности проекта (отражение в проекте гуманистического мировоззрения) и пр.
В русле повышенного внимания к особенностям финансирования университетских инновационных программ в условиях экономического кризиса и ограниченного бюджета написана работа О. А. Латухи [19]. Автор анализирует два основных подхода к развитию вузов. Во-первых, создание так называемых исследовательских университетов. Во-вторых, разработка концепции "ведущего вуза". Подчеркивая необходимость сохранения культурного наследия высшей школы как фактора инновационного развития, исследователь указывает на необходимость совмещения модели исследовательского вуза и ведущего вуза следующим образом: во-первых, выбрать приоритетные направления развития отечественной экономики; во-вторых, включить в государственную рейтинговую оценку вузов международные показатели; в-третьих, протестировать по ней все российские вузы и выделить лидеров, которым предоставлять целевое финансирование [19, с. 49].
Пристальное внимание к инновационной деятельности в контексте информационной безопасности является характерной приметой текущего этапа развития науки [20, 21, 22, 23]. Поднимаются такие проблемы, как, например, влияние конкуренции в научной работе на информационную безопасность, анализ состава рисков, связанных с информационной без-
опасностью научной деятельности [21, с. 113]. Следует отметить обоснованное стремление выявить "информационную опасность", возникающую в процессе обработки больших объемов персональных данных физических лиц, "коммерчески значимой" для вуза информации [21, с. 114]. Интересные обобщения делает Ю.М. Брумштейн, анализируя структуру рисков информационной безопасности, "для региональных вузов в целом", которая включает в себя: несвоевременное и неполное получение информации, значимой для научной деятельности региональных вузов; слабую координацию действий преподавателей и сотрудников администрации вузов и, как следствие, возникновение неуправляемой внутренней конкуренции за тематику научных исследований, гранты и пр.; неэффективность затрат ресурсов на разработку тем с низкой научной и практической значимостью; потерю приоритета региональных вузов на результаты научных исследований из-за несвоевременной их публикации; несанкционированные утечки информации о предполагаемых к проведению в региональных вузах перспективных исследованиях и разработках; слабое "продвижение" в информационном пространстве результатов научной деятельности, снижающее его "научную репутацию"; выявление плагиата сотрудников (преподавателей) региональных вузов; потерю накопленной и передаваемой информации в региональных вузах; потерю региональными вузами имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Необходимо указать и на неутешительные выводы, к которым пришел Ю.М. Брумштейн, он, в частности, констатировал тот факт, что научная деятельность в региональных вузах осуществляется в условиях жесткой конкуренции за весьма ограниченные ресурсы, а недостаточное информационное обеспечение научной деятельности - один из важнейших факторов снижения ее результативности и повышения информационных рисков [21, с. 119].
Информационно-правовые и этические аспекты стали предметом статьи К.Е. Миронова [23]. Немаловажным достоинством предлагаемого автором подхода является то, что инновационная деятельность рассматривается в свете необходимости оградить студентов от "информационного мусора", научить их использовать только достоверные источники информации [23, с. 63]. Обратил внимание исследователь и на современный рынок образовательных услуг с точки зрения инноваций (как конкретных нововведений) и информационной безопасности. По мнению К.Е. Миронова, в современных условиях конкурентоспособным окажется тот вуз, который предложит качественно новые решения в сфере образовательных услуг и сможет охранять их содержание от конкурентов [23, с. 63]. Не обошел стороной исследователь стратегию инновационного развития нашей страны на период до 2020 г. В выводах констатируется необходимость дальнейшей серьезной работы на законодательном уровне, которая позволила бы сделать инновационную деятельность более свободной от государственного регулирования и бюрократических проволочек.
Интерес для нашей темы представляют наблюдения, сделанные В.М. Володиным [24], который, среди прочего, исследовал механизмы совершенствования управления процессами менеджмента инновационно ориентированных вузов и интеграцию университетов в систему национальной экономики. Отмечено, что зарубежные страны существенно обгоняют российские вузы в этом вопросе. Подобное положение, как указывает исследователь, объясняется недостаточным использованием отечественного научного потенциала [24, с. 155]. Важным представляется тезис В.М. Володина о необходимости развития инновационной деятельности вузов на уровне региональных органов власти на основе комплексного планирования и реализации программ социально-экономического развития области. Например, снижение совокупной налоговой нагрузки на региональный сектор экономики, участвующий в процессе интеграции научной деятельности совместно с региональными вузами, законодательно закрепленное налоговое стимулирование всех участников национальной системы инноваций [24, с. 159].
На важный аспект коммерциализации научных разработок как результата инноваци-
онной деятельности обратил внимание А.А. Владыкин [25], который сосредоточился на исследовании процесса практического использования результатов научных исследований и разработок с целью вывода их на рынок и получения коммерческого эффекта.
Система образования как составная часть экономики стала предметом исследования в работе Л.Ф. Голубевой [26]. Инновационная деятельность представлена важнейшим условием подъема качества образования.
Статистическому анализу и мониторингу опыта инновационной деятельности в регионах России на примере работы Федеральных инновационных площадок (ФИП) посвящена статья Е.А. Осиповой [27]. Для нас особо ценны ее выводы о необходимости финансовой и административной поддержки инновационных проектов, заинтересованности органов исполнительной власти в развитии образования как на федеральном, так и на региональном уровне.
Подводя итог, необходимо констатировать, что в современной российской науке, несмотря на ряд весомых достижений, исследование различных аспектов инновационной деятельности только становится одним из важнейших направлений работы ученых, а проблемы, связанные, например, с вопросами законодательного и информационно-методического обеспечения инновационного потенциала регионального вуза пока, еще остаются на периферии научного интереса.
Библиографический список
1. Журавлевская, Н.Т. Методология, теория и практика системного управления развитием инновационной деятельности в высшем образовании. - Томск: Томский гос. у-нт, 2007. - 293 с.
2. Гарайбех, Ю.А. Организация инновационной деятельности в системе высшего образования России / Ю.А. Гарайбех. - Астрахань: Нова, 2007. - 307 с.
3. Федоров, О.В. Инновационная деятельность / О.В. Федоров. - М.: Инфра-М, 2007. - 514 с.
4. Старжинский, В.П. Методология науки и инновационная деятельность / В.П. Старжинский.
- М.: Инфра-М, 2013. - 326 с.
5. Антонец, В.А. Основы инновационной деятельности / В.А. Антонец. - Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2014. - 303 с.
6. Куликова, Ю.П. Управление инновационным развитием образовательных учреждений высшего профессионального образования на основе интеграции учебного процесса, научной деятельности и бизнеса / Ю.П. Куликова. - М.: АПИИТ "ГИРОМ", 2012. - 92 с.
7. Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование - наука - инновационная деятельность: труды II Международной научно-практической конференции 26 - 28 октября 2011 года / под ред. Л.В. Кожитова. - М.: Изд-во МГИУ, 2011.
- 830 с.
8. Инновации в системе высшего образования: материалы III-й Всероссийской научно-методической конференции / отв. ред. А.В. Федоров. - Челябинск: НОУ ВПО "Челябинский ин-т экономики и права им. М.В. Ладошина, 2012. - 114 с.
9. Образовательное пространство вуза: состояние, тенденции инновационный потенциал: материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов, г. Новороссийск, 16 - 18 февраля 2015 г. / отв ред. С.Е. Ратенко. - Новороссийск: Кубанский гос. ун-т, 2015. - 148 с.
10.Халин, В.Г. Инновационная деятельность в университетах современной России [Текст] / В.Г. Халин // Интеграция образования. 2006. № 1. С. 13-22.
11.Муратова, Е.И. Дедуктивные условия повышения эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности в условиях регионального технического вуза // Инновация. -2006. - № 9. - С. 82-83.
12.Адольф, В.А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 81-87.
13.Гомбоева, М.И. Корпоративная культура и управление эффективностью научно-исследовательской деятельности в региональном вузе // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 1. - С. 205-217.
14.Гомбоева, М.И. Управление эффективностью НИР в региональном вузе: публицистическая активность и грантовая деятельность ППС // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2012.- № 1.- С. 172-178.
15.Шкурко, А.В. Развитие научного потенциала региональных вузов как способ преодоления проблем анклавной модели инновационной системы // Инновации. - 2010. - № 2. - С. 65 - 72.
16.Горюнова, Е.В. Инновационная деятельность региональных вузов и некоторые возможности её финансирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Экономика. -2010. - № 3. - С. 31-36.
17.Азарова, Р.И. Подходы к организации инновационной деятельности в вузе как условие совершенствования качества образования (на примере регионального вуза) // Экономика, Статистика и Информатика. - 2011. - № 1. - С. 3-7.
18.Ковтунова, А.Н. Организация инновационной деятельности в вузе // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. - С. 164-169.
19.Ерыгина, Л.В. Возможности коммерциализации инновационных разработок в вузе // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетникова. - 2011. - № 6. - С. 195-200.
20.Митрофанова, Т.Ю. Выбор конкурентной стратегии вуза на основе анализа капитализации бренда // Проблемы науки и образования. - 2010. - № 15. - С. 398-401.
21.Жданов, С.А. Высшие учебные заведения России и инновационная экономика // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 29-33.
22.Яненко, М.Б. Маркетинговые инновации в экономике знаний: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2015. - № 2.
- С. 88-95.
23.Софронова, К.И. Роль и место вуза в современной экономической, национальной и региональной инновационных системах // Экономика образования. - 2011. - № 2. - С. 24-30.
24.Софронова, К.И. Интеграция региональной инновационной инфраструктуры с научно-инновационной деятельностью вуза // Экономические науки. - 2009. - № 10. - С. 16-22.
25.Чванова, М.С. Социальное партнерство - один из механизмов совершенствования социально-инновационной деятельности вуза // Образовательные технологии и общество. - 2012.
- № 3. - С. 581 - 601.
26.Латуха, О.А. Иннавационная деятельность современного вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 44 - 51.
27.Садердинов, А.А. Информационная безопасность предприятия / А.А. Садердинов. - М.: Из-дательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004. - 336 с.
28.Брумштейн, Ю.М. Научная деятельность в региональных вузах: анализ вопросов информационной безопасности // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - № 5. - С. 113 - 120.
29. Шевко, Н.Р. Актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности современного общества // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2012. - № 8.
- С. 16-28.
30.Миронов, К.Е. Информационная безопасность в инновационной деятельности образовательных учреждений // Вестник Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 60-65.
31. Володин, В.М. Некоторые аспекты современного видения инновационной работы в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2013. - № 2. - С. 155-163.
32.Владыкин, А.А. Коммерциализация научных разработок как результат инновационной деятельности и способ дополнительного финансирования высшего учебного заведения // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С. 219-223.
33.Голубева, Л.Ф. Инновационная деятельность в высшем образовании // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 7. - С. 35-40.
34.Осипова, Е.А. Инновационная деятельность в образовании: актуальные проблемы и направления развития // Успехи современной науки. - 2016. - Т.1. - № 9. - С. 55-58.
Дата поступления в редакцию 04.02.2018
D.G. Ryzhakov
THE MAIN DIRECTIONS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SYSTEM
OF HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE MATIRIALS OF THE LATESTPEREODICIAL PUBLICATIONS)
Nizhny Novgorod state technical university n.a. R.E. Alekseev
Purpose: The main directions of innovative activity in the system of higher education of the Russian Federation are considered. An attempt is made to analyze the most important tendencies of contemporary scientific discussions on various aspects of innovative activity in the Russian higher education.
Design/methodology/approach: The article uses a comparative analysis of numerous publications devoted to innovation in the system of national higher education.
Findings: The conclusion is made about the need for further study of various aspects of innovations in higher education, for example, legislative and information-methodological support of innovations in higher education. Originality/value: The overview of opinions presented in this article can be useful in developing further problems of innovation in higher education.
Key words: innovation, higher education, scientific periodicals.