Научная статья на тему 'Основные направления информационного взаимодействия в процессе регионального управления'

Основные направления информационного взаимодействия в процессе регионального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И.К.

Представлена компаративистика основных направлений информационного взаимодействия в процессе регионального управления, системные принципы и структурно-функциональные особенности информационного обеспечения процесса принятия управленческий решений в рамках федеративной иерархии регионального управления. Сформулированы особенности, характеристики и принципы региональной информатизации, сопряженной с проблемами безопасности с одной стороны, и внедрения в систему регионального управления технологий и инструментов общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления информационного взаимодействия в процессе регионального управления»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И.К. ШЕВЧЕНКО, кандидат экономических наук,доцент

Технологический институт Южного федерального университета, г. Таганрог

Представлена компаративистика основных направлений информационного взаимодействия в процессе регионального управления, системные принципы и структурно-функциональные особенности информационного обеспечения процесса принятия управленческий решений в рамках федеративной иерархии регионального управления. Сформулированы особенности, характеристики и принципы региональной информатизации, сопряженной с проблемами безопасности, с одной стороны, и внедрения в систему регионального управления технологий и инструментов общественного контроля.

Ключевые слова: информационное взаимодействие, информационная технология, региональное управление, информационно-коммуникационное пространство.

Переход к информационному обществу связан с необходимостью системного формирования и использования программно-информационных средств, обеспечивающих процесс принятия решений в экономических системах. Это обусловлено прежде всего увеличением объемов информации, скоростью информационного обмена, что требует внедрения современных методов, форм, технологий, программно-аппаратных средств в процесс управления.

Рассматривая информацию как фундаментальное свойство самоуправляющихся и самоорганизующихся систем, способное отражать состояние системы как внутри, так и вовне в виде логико-лингвистических моделей, информационное обеспечение процесса принятия решений определяется как структурированная совокупность баз знаний, поддерживающая единую систему и технологию сбора, обработки и использования данных, их классификации и кодирования, защищенность от несанкционированного доступа, автоматический контроль целостности, сохранности и согласо-

ванности информации, используемой в процессе управления.

В современных условиях использование информации в организационно-экономическом управлении регионом базируется на следующих особенностях:

• современная постиндустриальная парадигма развития производительных сил, предполагающая доминантность информационных ресурсов в экономическом развитии, приводит к существенному снижению роли локальных границ в развитии рынка;

• внедрение современных и информационных систем и технологий, ограниченных в своем использовании экономической эффективностью, а также параметрами и структурными особенностями процесса управления экономическими системами, инициирует изменение контуров и содержания экономического пространства территорий за счет расширения сферы и возможностей взаимодействия экономических субъектов;

• информация, являясь на сегодняшний момент детерминантным ресурсом и ядром научно-технического процесса, обусловливает изменения структуры производства на микроуровне и модернизацию отраслевой структуры на мезо- и макроуровне;

• наряду с тесной сопряженностью информации со структурой производства, можно идентифицировать определенную корреляцию между структурой процесса управления и программно-информационными средствами, ее обеспечивающими.

Внедрение информационных технологий в экономическое пространство территорий невоз-

можно без учета особенностей принятия решений [1] в процессе регионального управления, которые сводятся к следующему:

• необходим учет территориально-пространственной специфики управляемого объекта;

• степень восприятия регионального управленческого решения субъектами управления и объектами управления дифференцирована как внутри объектно-субъектных групп, так и между ними;

• характер управляемой экономической системы региона более открыт по сравнению с ее элементами;

• принятое решение носит преимущественно косвенный характер, с опосредованным влиянием на развитие структурных элементов региональной системы;

• координационные и контрольно-организационные функции имеют преимущество в процессе управления региональными системами. Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации невозможно без формирования системы информационного обеспечения, структура которой должна, с одной стороны, соответствовать структуре принятия решений, а с другой — обеспечивать уровни управления количественно определенным, достоверным и достаточным массивом данных. В этом контексте возникает проблема обеспечения информацией органов управления для принятия решений в том смысле, что, представляя форму общественного управления, информационные массивы данных должны быть доступны населению и экономическим субъектам для их эффективного вовлечения в процесс решения социально-экономических задач.

Обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет повысить эффективность управления социально-экономическим развитием территории посредством:

• участия в процессе общественной экспертизы проектов и решений в реализации социальной, структурной, инновационно-инвестиционной и промышленной политики;

• улучшения качества регионального регулирования и администрирования за счет повышения прозрачности и гласности принимаемых решений и применяемых механизмов. Создание условий для развития информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов

и объектов управления в плоскости социально-экономического развития территорий предполагает формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности участников в информации, а также потребности органов управления территориями в информации и информационном взаимодействии, в том числе с позиций информационной и экономической безопасности принятия решений.

Обеспечение информационной безопасности в процессе принятия решений на региональном уровне базируется на применении современных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации, программно-аппаратных комплексов и процедур ранжированного доступа к информационным массивам данных в зависимости от круга решаемых социально-экономических задач.

Вопросы экономической безопасности в информационном формате сводятся к применению формализованных процедур и регламентов работы с информацией, технологий, методов и инструментов использования в процессе принятия решений качественной информации, организации адаптивных баз и хранилищ данных, использования первичной информации за счет проведения мониторинга различных аспектов социально-экономического развития региона.

Конструирование информационно-коммуникационного пространства, обеспечивающего процесс принятия решений на региональном уровне, может рассматриваться в трех взаимосвязанных плоскостях:

• информационное обеспечение оперативных решений;

• формирование механизма информационного обмена в субъектно-объектной структуре принятия решений в процессе регионального управления;

• интеграция потенциалов стратегического развития экономических субъектов и территории их локализации в процессе информационного обеспечения реализации экономической политики. В рамках описанного механизма к основным

принципам формирования эффективной системы информационного обеспечения принятия и реализации решений в процессе регионального управления относятся:

• использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития регионов;

• совершенствование системы регионального управления, обеспечение прав и свобод граждан, эффективная реализация процесса общественного управления;

• доступность для широких слоев населения и экономических субъектов информации, направленной на вовлечение указанных лиц в комплексное социально-экономическое развитие территории;

• концентрация информационных ресурсов и технологий на решение важнейших задач региональной социально-экономической политики;

• управление региональными информационными ресурсами экономического и социального характера на основе программно-целевого метода;

• информационная открытость программ и проектов региональной политики и стратегии развития для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;

• реализация комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение после-

довательности и информационной согласованности в реализации проектов и региональных программ;

• стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных программно-информационных решений в рамках технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры;

• гармонизация нормативной, правовой и экономической информации, баз данных, регламентирующих процессы регионального развития, а также процедур хранения, обработки и использования комплексных данных в процессе принятия решений;

• обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;

• обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору и хранению информации, а также по организации доступа к ней. Основные перспективные направления региональной информатизации представлены в таблице.

Направления региональной информатизации в процессе управления

Направление Уровень управления Уровень информационного взаимодействия Характер обеспечения

Создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку принятия решений в процессе регионального управления Стратегический Субъектное взаимодействие на уровне принятия решений Программно-аппаратный, информационно-институциональный

Формирование информационно-технологической инфраструктуры региона Тактический Субъектно-объектное взаимодействие Программно-аппаратный с учетом уровней доступа информации, обеспечения ее полноты и достоверности

Интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня Стратегический Иерархическое взаимодействие, отражающее системные характеристики структуры регионального управления Программно-аппаратный, информационно-институциональный

Интеграция структуры информационного обеспечения с иерархической структурой процесса регионального управления Тактический, оперативный Иерархическое взаимодействие, отражающее системные характеристики структуры регионального управления Информационно-технологический

Интеграция структуры информационного обеспечения с функциональной структурой процесса регионального управления Стратегический, оперативный в зависимости от функционала принятия решений Иерархическое взаимодействие, отражающее функциональные характеристики структуры регионального управления Структурно-функциональный, информационно-технологический

Совершенствование нормативно-правовой базы, включая разработку стандартов, создание типовых решений и регламентов Стратегический Субъектно-объектное взаимодействие Информационно-институциональный

Система информационной поддержки принятия и реализации управленческих решений должна быть скоординирована во внешней среде с пользователями, а также оперировать большими объемами информации, поэтому наиболее удобной формой организации хранения и доступа к информации являются базы данных.

В этом контексте программно-аппаратные и технологические средства, инфраструктурно обеспечивающие информационный обмен в процессе принятия и реализации управленческих решений на региональном уровне, должны обладать следующими свойствами:

• адаптируемость для широкого класса показателей, каждый из которых имеет свой массив информации количественного и качественного характера;

• универсальность обработки экономической информации о состоянии региональных социально-экономических систем и их структурных элементов;

• полная информационная совместимость с информационными системами различных уровней управления по вертикали и горизонтали;

• преемственность новых информационных технологий с используемыми в существующей информационной системе платформами;

• автоматизация значительного числа функций, осуществляемых при оценке экономического развития и управления региональными системами.

Проектирование информационной системы производится в рамках динамической внешней среды, с учетом технического прогресса, сокращения срока жизни технических новшеств, поэтому информационная модель, поддерживаемая в информационной системе на всех уровнях регионального управления, должна быть динамичной.

Технология обработки информации в информационной системе составляет организационную основу процесса принятия управленческих решений, когда в качестве формализованной обратной используется информация, полученная после обработки первичныхданных заинтересованными лицами.

Рационально сформированная и адаптированная к организационным, институциональным и структурным особенностям процесса управления

в рамках локализованной территории, технология информационного взаимодействия позволяет:

• дать комплексную оценку уровня социально-экономического развития региональной системы;

• улучшить региональную политику посредством оптимизации процессов планирования, организации и контроля, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между структурными элементами системы;

• обеспечить ситуационное управление состоянием региональной хозяйственной системы в зависимости от направлений и уровня ее развития;

• снять ряд негативных явлений, связанных с достоверностью оценки, учета и состояния системы, определения их влияния наконечные показатели развития региональной социально-экономической системы;

• объективно и в короткие сроки провести оценку эффективности принятия решений на любом иерархическом уровне региональной системы;

• создать совершенную и хорошо инструментально оснащенную технологию сбора, хранения и переработки информации с представлением ее пользователям в максимально удобном для восприятия виде.

Таким образом, применение информационных технологий в процессе регионального управления позволяет объективно и в соответствии с иерархическим уровнем обеспечить эффективность принятия решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аралбаева Ф. 3. Формирование управленческих решений обеспечения устойчивого развития региона как совокупности локальных территориально-хозяйственных систем. // Региональная экономика: теория и практика. № 21(78). 2008.

2. Мишенин А. И. Теория экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика. 2002.

3. Нисневич Ю. Информационная политика России: проблемы и перспективы. — М. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.