ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И.К. ШЕВЧЕНКО, кандидат экономических наук,доцент
Технологический институт Южного федерального университета, г. Таганрог
Представлена компаративистика основных направлений информационного взаимодействия в процессе регионального управления, системные принципы и структурно-функциональные особенности информационного обеспечения процесса принятия управленческий решений в рамках федеративной иерархии регионального управления. Сформулированы особенности, характеристики и принципы региональной информатизации, сопряженной с проблемами безопасности, с одной стороны, и внедрения в систему регионального управления технологий и инструментов общественного контроля.
Ключевые слова: информационное взаимодействие, информационная технология, региональное управление, информационно-коммуникационное пространство.
Переход к информационному обществу связан с необходимостью системного формирования и использования программно-информационных средств, обеспечивающих процесс принятия решений в экономических системах. Это обусловлено прежде всего увеличением объемов информации, скоростью информационного обмена, что требует внедрения современных методов, форм, технологий, программно-аппаратных средств в процесс управления.
Рассматривая информацию как фундаментальное свойство самоуправляющихся и самоорганизующихся систем, способное отражать состояние системы как внутри, так и вовне в виде логико-лингвистических моделей, информационное обеспечение процесса принятия решений определяется как структурированная совокупность баз знаний, поддерживающая единую систему и технологию сбора, обработки и использования данных, их классификации и кодирования, защищенность от несанкционированного доступа, автоматический контроль целостности, сохранности и согласо-
ванности информации, используемой в процессе управления.
В современных условиях использование информации в организационно-экономическом управлении регионом базируется на следующих особенностях:
• современная постиндустриальная парадигма развития производительных сил, предполагающая доминантность информационных ресурсов в экономическом развитии, приводит к существенному снижению роли локальных границ в развитии рынка;
• внедрение современных и информационных систем и технологий, ограниченных в своем использовании экономической эффективностью, а также параметрами и структурными особенностями процесса управления экономическими системами, инициирует изменение контуров и содержания экономического пространства территорий за счет расширения сферы и возможностей взаимодействия экономических субъектов;
• информация, являясь на сегодняшний момент детерминантным ресурсом и ядром научно-технического процесса, обусловливает изменения структуры производства на микроуровне и модернизацию отраслевой структуры на мезо- и макроуровне;
• наряду с тесной сопряженностью информации со структурой производства, можно идентифицировать определенную корреляцию между структурой процесса управления и программно-информационными средствами, ее обеспечивающими.
Внедрение информационных технологий в экономическое пространство территорий невоз-
можно без учета особенностей принятия решений [1] в процессе регионального управления, которые сводятся к следующему:
• необходим учет территориально-пространственной специфики управляемого объекта;
• степень восприятия регионального управленческого решения субъектами управления и объектами управления дифференцирована как внутри объектно-субъектных групп, так и между ними;
• характер управляемой экономической системы региона более открыт по сравнению с ее элементами;
• принятое решение носит преимущественно косвенный характер, с опосредованным влиянием на развитие структурных элементов региональной системы;
• координационные и контрольно-организационные функции имеют преимущество в процессе управления региональными системами. Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации невозможно без формирования системы информационного обеспечения, структура которой должна, с одной стороны, соответствовать структуре принятия решений, а с другой — обеспечивать уровни управления количественно определенным, достоверным и достаточным массивом данных. В этом контексте возникает проблема обеспечения информацией органов управления для принятия решений в том смысле, что, представляя форму общественного управления, информационные массивы данных должны быть доступны населению и экономическим субъектам для их эффективного вовлечения в процесс решения социально-экономических задач.
Обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет повысить эффективность управления социально-экономическим развитием территории посредством:
• участия в процессе общественной экспертизы проектов и решений в реализации социальной, структурной, инновационно-инвестиционной и промышленной политики;
• улучшения качества регионального регулирования и администрирования за счет повышения прозрачности и гласности принимаемых решений и применяемых механизмов. Создание условий для развития информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов
и объектов управления в плоскости социально-экономического развития территорий предполагает формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности участников в информации, а также потребности органов управления территориями в информации и информационном взаимодействии, в том числе с позиций информационной и экономической безопасности принятия решений.
Обеспечение информационной безопасности в процессе принятия решений на региональном уровне базируется на применении современных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации, программно-аппаратных комплексов и процедур ранжированного доступа к информационным массивам данных в зависимости от круга решаемых социально-экономических задач.
Вопросы экономической безопасности в информационном формате сводятся к применению формализованных процедур и регламентов работы с информацией, технологий, методов и инструментов использования в процессе принятия решений качественной информации, организации адаптивных баз и хранилищ данных, использования первичной информации за счет проведения мониторинга различных аспектов социально-экономического развития региона.
Конструирование информационно-коммуникационного пространства, обеспечивающего процесс принятия решений на региональном уровне, может рассматриваться в трех взаимосвязанных плоскостях:
• информационное обеспечение оперативных решений;
• формирование механизма информационного обмена в субъектно-объектной структуре принятия решений в процессе регионального управления;
• интеграция потенциалов стратегического развития экономических субъектов и территории их локализации в процессе информационного обеспечения реализации экономической политики. В рамках описанного механизма к основным
принципам формирования эффективной системы информационного обеспечения принятия и реализации решений в процессе регионального управления относятся:
• использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития регионов;
• совершенствование системы регионального управления, обеспечение прав и свобод граждан, эффективная реализация процесса общественного управления;
• доступность для широких слоев населения и экономических субъектов информации, направленной на вовлечение указанных лиц в комплексное социально-экономическое развитие территории;
• концентрация информационных ресурсов и технологий на решение важнейших задач региональной социально-экономической политики;
• управление региональными информационными ресурсами экономического и социального характера на основе программно-целевого метода;
• информационная открытость программ и проектов региональной политики и стратегии развития для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;
• реализация комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение после-
довательности и информационной согласованности в реализации проектов и региональных программ;
• стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных программно-информационных решений в рамках технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры;
• гармонизация нормативной, правовой и экономической информации, баз данных, регламентирующих процессы регионального развития, а также процедур хранения, обработки и использования комплексных данных в процессе принятия решений;
• обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;
• обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору и хранению информации, а также по организации доступа к ней. Основные перспективные направления региональной информатизации представлены в таблице.
Направления региональной информатизации в процессе управления
Направление Уровень управления Уровень информационного взаимодействия Характер обеспечения
Создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку принятия решений в процессе регионального управления Стратегический Субъектное взаимодействие на уровне принятия решений Программно-аппаратный, информационно-институциональный
Формирование информационно-технологической инфраструктуры региона Тактический Субъектно-объектное взаимодействие Программно-аппаратный с учетом уровней доступа информации, обеспечения ее полноты и достоверности
Интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня Стратегический Иерархическое взаимодействие, отражающее системные характеристики структуры регионального управления Программно-аппаратный, информационно-институциональный
Интеграция структуры информационного обеспечения с иерархической структурой процесса регионального управления Тактический, оперативный Иерархическое взаимодействие, отражающее системные характеристики структуры регионального управления Информационно-технологический
Интеграция структуры информационного обеспечения с функциональной структурой процесса регионального управления Стратегический, оперативный в зависимости от функционала принятия решений Иерархическое взаимодействие, отражающее функциональные характеристики структуры регионального управления Структурно-функциональный, информационно-технологический
Совершенствование нормативно-правовой базы, включая разработку стандартов, создание типовых решений и регламентов Стратегический Субъектно-объектное взаимодействие Информационно-институциональный
Система информационной поддержки принятия и реализации управленческих решений должна быть скоординирована во внешней среде с пользователями, а также оперировать большими объемами информации, поэтому наиболее удобной формой организации хранения и доступа к информации являются базы данных.
В этом контексте программно-аппаратные и технологические средства, инфраструктурно обеспечивающие информационный обмен в процессе принятия и реализации управленческих решений на региональном уровне, должны обладать следующими свойствами:
• адаптируемость для широкого класса показателей, каждый из которых имеет свой массив информации количественного и качественного характера;
• универсальность обработки экономической информации о состоянии региональных социально-экономических систем и их структурных элементов;
• полная информационная совместимость с информационными системами различных уровней управления по вертикали и горизонтали;
• преемственность новых информационных технологий с используемыми в существующей информационной системе платформами;
• автоматизация значительного числа функций, осуществляемых при оценке экономического развития и управления региональными системами.
Проектирование информационной системы производится в рамках динамической внешней среды, с учетом технического прогресса, сокращения срока жизни технических новшеств, поэтому информационная модель, поддерживаемая в информационной системе на всех уровнях регионального управления, должна быть динамичной.
Технология обработки информации в информационной системе составляет организационную основу процесса принятия управленческих решений, когда в качестве формализованной обратной используется информация, полученная после обработки первичныхданных заинтересованными лицами.
Рационально сформированная и адаптированная к организационным, институциональным и структурным особенностям процесса управления
в рамках локализованной территории, технология информационного взаимодействия позволяет:
• дать комплексную оценку уровня социально-экономического развития региональной системы;
• улучшить региональную политику посредством оптимизации процессов планирования, организации и контроля, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между структурными элементами системы;
• обеспечить ситуационное управление состоянием региональной хозяйственной системы в зависимости от направлений и уровня ее развития;
• снять ряд негативных явлений, связанных с достоверностью оценки, учета и состояния системы, определения их влияния наконечные показатели развития региональной социально-экономической системы;
• объективно и в короткие сроки провести оценку эффективности принятия решений на любом иерархическом уровне региональной системы;
• создать совершенную и хорошо инструментально оснащенную технологию сбора, хранения и переработки информации с представлением ее пользователям в максимально удобном для восприятия виде.
Таким образом, применение информационных технологий в процессе регионального управления позволяет объективно и в соответствии с иерархическим уровнем обеспечить эффективность принятия решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аралбаева Ф. 3. Формирование управленческих решений обеспечения устойчивого развития региона как совокупности локальных территориально-хозяйственных систем. // Региональная экономика: теория и практика. № 21(78). 2008.
2. Мишенин А. И. Теория экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика. 2002.
3. Нисневич Ю. Информационная политика России: проблемы и перспективы. — М. 1999.