Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ШКОЛА / ПЕРВОКЛАССНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна

В статье обосновывается необходимость педагогического сопровождения адаптации первоклассников с позиции значимости ее успешности для дальнейшей жизнедеятельности ребенка, а также особенностей современного поколения детей, осложняющих протекание адаптационных процессов. На основе анализа актуальной психолого-педагогической литературы определяются основные направления и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников, включающие в себя: организационно-управленческую деятельность по установлению режима школьной жизни обучающихся, оздоровительно-профилактическую работу, организацию учебно-познавательной и внеурочной деятельности первоклассников, мониторинг протекания адаптационных процессов, а также организацию эффективного взаимодействия с семьей обучающегося. Доказывается, что сложность и многогранность содержания деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников определяет его полисубъектный характер. Тесное взаимодействие участников образовательного сообщества рассматривается в качестве одного из важнейших условий эффективной адаптации первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS AND CONTENT OF ACTIVITIES ON PEDAGOGICAL SUPPORT OF FIRST GRADERS’ ADAPTATION

The article substantiates the need for pedagogical support for the first-graders' adaptation from the standpoint of the significance of its success for the further child's life, as well as the characteristics of the modern generation of children, which complicate the course of adaptation processes. Based on the analysis of modern psychological and pedagogical literature, the main directions and content of activities on pedagogical support of the adaptation of first graders are determined. They include organizational and managerial activities of establishing the schedule of school life for students, health-improving and preventive work, the organization of educational, cognitive and extracurricular activities of first graders, monitoring the course of adaptation processes, as well as organizing effective interaction with the student's family. It is proved that the complexity and versatility of the content of the activity on the pedagogical support of the first-graders' adaptation determines its poly-subject nature. Close interaction of members of the educational community is considered as one of the most essential conditions for the effective adaptation of first-graders.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 142-146. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 142-146.

Научная статья УДК 373.31

https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.23

Основные направления и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников

Ольга Александровна Воскрекасенко

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия, voskr99@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5174-729X

Аннотация. В статье обосновывается необходимость педагогического сопровождения адаптации первоклассников с позиции значимости ее успешности для дальнейшей жизнедеятельности ребенка, а также особенностей современного поколения детей, осложняющих протекание адаптационных процессов. На основе анализа актуальной психолого-педагогической литературы определяются основные направления и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников, включающие в себя: организационно-управленческую деятельность по установлению режима школьной жизни обучающихся, оздоровительно-профилактическую работу, организацию учебно-познавательной и внеурочной деятельности первоклассников, мониторинг протекания адаптационных процессов, а также организацию эффективного взаимодействия с семьей обучающегося. Доказывается, что сложность и многогранность содержания деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников определяет его полисубъектный характер. Тесное взаимодействие участников образовательного сообщества рассматривается в качестве одного из важнейших условий эффективной адаптации первоклассников.

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, школа, первоклассники, педагогическое сопровождение, образовательный процесс, направления деятельности, содержание деятельности

Для цитирования: Воскрекасенко О.А. Основные направления и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 142-146. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.23.

Original article

Main directions and content of activities on pedagogical support of first graders' adaptation

Olga A. Voskrekasenko

Penza State University, Penza, Russia, voskr99@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5174-729X

Abstract. The article substantiates the need for pedagogical support for the first-graders' adaptation from the standpoint of the significance of its success for the further child's life, as well as the characteristics of the modern generation of children, which complicate the course of adaptation processes. Based on the analysis of modern psychological and pedagogical literature, the main directions and content of activities on pedagogical support of the adaptation of first graders are determined. They include organizational and managerial activities of establishing the schedule of school life for students, health-improving and preventive work, the organization of educational, cognitive and extracurricular activities of first graders, monitoring the course of adaptation processes, as well as organizing effective interaction with the student's family. It is proved that the complexity and versatility of the content of the activity on the pedagogical support of the first-graders' adaptation determines its poly-subject nature. Close interaction of members of the educational community is considered as one of the most essential conditions for the effective adaptation of first-graders.

Keywords: adaptation, adaptability, school, first graders, pedagogical support, educational process, directions of activity, content of activity

For citation: Voskrekasenko O.A. The main directions and content of activities on pedagogical support of adaptation of first-graders // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 142-146. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.23.

Поступление ребенка в первый класс является одним из наиболее ответственных моментов в жизни будущего школьника и серьезной закалкой формируемого адаптационного потенциала личности. Успешность прохождения периода адаптации к новой ситуации социального развития во многом определяет дальнейшую академическую успешность, положение среди сверстников, психологическое самочувствие и физическое здоровье ребенка.

Протекание адаптационных процессов у современных первоклассников осложняется особенностями цифрового поколения, оказывающими влияние на характер их адаптации к школе. К таким особенностям исследователи относят: обширную информированность в сочетании с полной бессистемностью имеющихся знаний, клиповое мышление; развитые навыки общения в виртуальной реальности и трудности в осуществлении коммуникации со сверстниками и взрослыми в реальной жизни; более сильное ощущение своего «Я» и более свободное поведение по сравнению с предшествующими поколениями младших школьников; критичность в отношении педагогов и родителей, отсутствие авторитета статуса взрослых; более слабое относительно предшествующих поколений состояние физического и психического здоровья; существенные различия паспортного и физиологического развития и, как следствие, неравномерность контингента обучающихся в одном классе и др. [1].

Значимость результативной адаптации для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка актуализирует задачу организации и осуществления педагогического сопровождения адаптации первоклассников к образовательному процессу школы с учетом особенностей современных младших школьников. В этой связи цель статьи заключается в определении и общей характеристике основных направлений и содержания деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников. В качестве методов исследования использовались: анализ научной психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация имеющихся в ней данных.

Проведенный анализ современной научной психолого-педагогической литературы свидетельствует о достаточно частом обращении исследователей к рассмотрению широкого круга вопросов, связанных с проблемой педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Учеными анализируются аспекты данной проблемы, связанные с:

- общей характеристикой адаптации первоклассников (Л.Б. Абдуллина, С.Н. Васюк, Ю.А. Гнездилова, М.А. Донецкая, А.М. Емельянова, Н.Б. Жураева, И.А. Иванова, С.А. Круглова, Е. Мицукова, Т.Н. Петрова, Е.В. Сидорина, О.Н. Сонина, И.И. Толстолуцкая, И.Ю. Троицкая и др.);

- особенностями протекания адаптационных процессов у первоклассников (И.Н. Бойко, А.М. Горбатова, В.А. Королева, К.В. Котова, М.А. Кувырталова, О.В. Лебедева, Е.А. Мурунова, С.С. Петрова, И.А. Радаева, М.А. Фадина, С.В. Шаповалова и др.);

- проблемами адаптационного периода, типичными затруднениями, испытываемыми первоклассниками в период адаптации (С.К. Баланина, И.В. Белова, Ж.А. Васильева, А.В. Касья-ненко, К.В. Котова, С.А. Котова, Т.Н. Кочеткова, О.В. Лебедева, С.С. Петрова, О.В. Самойлюк, М.Т. Темирханова, К.С. Шалагинова, В.В. Шерстнева и др.);

- формированием готовности к школе (Е.В. Былина, Ю.В. Васильева, Л.А. Венгер, Л.И. Гай-сина, В.О. Журинская, Е.В. Казакова, О.Ю. Колесникова, Е.А. Мазова, Ч.К. Рыспаева, М.Е. Селихова, Л.В. Соколова, Е.А. Сорокоумова, О.А. Сычева, С.Н. Федорова, Д.Б. Эльконин);

- взаимодействием семьи и школы в процессе адаптации первоклассников (Е.В. Бобрешева, Ю.А. Говенко, Е.А. Егорова, О.А. Карабанова, Е.Н. Корнеева, М.А. Куделенко, Д.Н. Куркова, Н.В. Око-нешникова, А.В. Петрова, Ю.В. Рыбникова, О.А. Сидорова, Э.С. Таболова, А.Н. Фадеева и др.);

- составляющими адаптационного процесса (М.В. Аборина, Е.В. Быстрицкая, Е.Л. Григорьева, М.В. Лебедкина, Л.В. Радионова, О.В. Реутова, Н.В. Савик, И.А. Седов, Е.Г. Фильштинская и др.);

- организационно-педагогическими и психолого-педагогическими условиями успешной адаптации (Ф.Б. Балкизова, Л.Н. Пузняк, Ж.Х. Тхагапсова, М.Т. Унежева, Т.С. Хазыкова, Н.А. Шин-карёва и др.);

- психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с ограниченными возможностями развития (Г.А. Виленская, Л.М. Воробьева, Л.К. Гайфуллина, Е.В. Грекова, С.Г. Гусейнова, Е.В. За-машнюк, Н.В. Карпушкина, Е.А. Кузьменко, Я.И. Морозова, А.В. Никитина, И.Ю. Ренгач и др.);

- характеристикой отдельных методов, средств и технологий психолого-педагогического обеспечения успешной адаптации первоклассников (В.Л. Бажанова, С.А. Болоховцева, М.А. Ге-раськина, В.Г. Клонова, Т.Ю. Мельникова, Е.П. Павлова, С.В. Пимкина, А.Г. Рязанцева, Л.С. Силь-ченкова, Ю.В. Смык, Р.В. Храмов, Т.Н. Черняева, М.А. Шелаев, А.А. Шипкова и др.) и т. д.

Изучение вышеназванных аспектов проблемы адаптации первоклассников позволяет определить основные направления и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации обучающихся первого класса. Остановимся подробнее на характеристике данных направлений.

Значимое место в ряду деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников занимает организационно-управленческая деятельность, реализуемая администрацией школы и связанная с организацией режима школьной жизни обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями [2]. Содержание данной деятельности направлено на сохранение физического и психического здоровья детей и способствует в первую очередь успешной психофизиологической адаптации первоклассников. В качестве соответствующих мер можно выделить:

- разработку годового календарного графика, позволяющего равномерно чередовать учебную деятельность и отдых обучающихся;

- организацию процесса обучения первоклассников строго в первую смену;

- предоставление первоклассникам дополнительных недельных каникул в третьей четверти;

- проведение учебных занятий по 5-дневной учебной неделе;

- ограничение количества уроков в день (сентябрь - октябрь - 3 урока, ноябрь - май - 4 урока) и их длительности (первое полугодие - 35 минут, второе - 40 минут);

- проведение облегченного учебного дня (среда/четверг) как средства профилактики переутомления;

- организацию в середине учебного дня динамической паузы (не менее 40 минут) и др.

В тесной взаимосвязи с организацией режима школьной жизни первоклассников находится оздоровительно-профилактическая работа, реализуемая усилиями всех субъектов образовательного процесса (администрацией, учителями начальных классов и физической культуры, воспитателями группы продленного дня, школьным психологом и др.). Особое звучание и актуальность данное направление приобретает в связи с особенностями поколения «рожденного со смартфоном в руке», снижение здоровья которого отмечают современные исследователи (Т.С. Автомонова, Р.И. Айзман, С.В. Коцарева, И.А. Леонова, О.И. Попова, С.С. Сидоров, А.С. Симаходский, Е.А. Чан-чаева и др.) [3]. Главное назначение оздоровительно-профилактической работы в процессе педагогического сопровождения адаптации первоклассников заключается в создании условий для сохранения физического и психического здоровья первоклассников, выступающего важнейшим фактором их успешной психофизиологической, учебной и социально-психологической адаптации.

Оздоровительно-профилактическая работа как направление педагогического сопровождения адаптации первоклассников включает в себя:

- использование учителем начальных классов на уроках здоровьесберегающих технологий;

- удовлетворение потребности первоклассников в двигательной активности (динамические паузы на уроке, подвижные игры, физкультурно-спортивные мероприятия, прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня и др.);

- формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни, а также практических умений и навыков его ведения;

- психогигиену и профилактику риска нервно-психических срывов у обучающихся;

- осуществление профилактической работы по предупреждению заболеваний среди школьников (вакцинопрофилактика, недопущение к занятиям детей с признаками вирусных инфекций, влажная уборка, проветривание помещений, правильное освещение, соразмерная возрасту школьная мебель и др.);

- организацию правильного питания в школьной столовой и оптимизацию пищевого поведения обучающихся и др.

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период также занимает важное место в системе педагогического сопровождения, способствуя их успешной учебной адаптации и создавая фундамент для дальнейшей академической успешности школьников [4]. Содержание деятельности в рамках данного направления включает в себя:

- разработку и внедрение вводных курсов («Введение в школьную жизнь», «Я - школьник»

и др.);

- уменьшение учебной нагрузки на первом этапе обучения;

- отсутствие обязательных домашних заданий, контрольных работ в течение первого полугодия;

- использование развернутой системы приемов и способов безотметочного оценивания результатов учебной деятельности;

- применение на уроках форм индивидуальной дифференцированной работы (заданий с разной степенью сложности, возможностей парной и микрогрупповой работы);

- организацию индивидуальной работы с отстающими или проявляющими признаки одаренности первоклассниками;

- подбор специальных общеразвивающих упражнений на развитие психических процессов (речи, памяти, мышления, внимания и т.д.);

- использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся;

- учет в процессе организации учебно-познавательной деятельности клипового мышления современных детей, использование его достоинств и компенсация недостатков;

- использование потенциала ИКТ с учетом требований к их применению в младшем школьном возрасте и др.

Наряду с организацией учебно-познавательной деятельности важное место в педагогическом сопровождении адаптации первоклассников занимает внеучебная деятельность. Ее правильная организация способствует успешной социально-психологической адаптации обучающихся, быстрому усвоению ими школьных норм и традиций, формированию коммуникативных умений и навыков, развитие которых так важно для полноценной социализации современного цифрового поколения [5].

Главная роль в организации внеучебной жизни первоклассников отводится как самому учителю начальных классов, так и воспитателям группы продленного дня, педагогам дополнительного образования, руководителям внутришкольных кружков и секций. Данное направление деятельности включает в себя:

- приобщение первоклассников к школьным традициям через систему классных и общешкольных мероприятий и творческих дел;

- организацию работы группы продленного дня;

- привлечение первоклассников к участию в школьных кружках и секциях в зависимости от их интересов и способностей;

- стимулирование группообразующей деятельности, формирование коллектива, развитие умений и навыков эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми;

- включение обучающихся в соответствующую их возрастным возможностям общественно полезную деятельность, социальные проекты и др.

В качестве направления педагогического сопровождения адаптации первоклассников и одновременно важного условия эффективной реализации всей системы педагогического сопровождения выступает мониторинг протекания адаптационных процессов у первоклассников [6]. Его осуществление направленно на определение: трудностей и факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассников (И.В. Белова, Ж.А. Васильева, А.В. Касьяненко, К.В. Котова, С.А. Ко-това, О.В. Лебедева, С.С. Петрова, К.С. Шалагинова, В.В. Шерстнева и др.); уровня готовности ребенка к школьному обучению (Ю.А. Алехина, М.М. Безруких, А.С. Верба, М.В. Землянская, В.В. Назаренко, Т.С. Семенова, Н.А. Степанова, Т.А. Филиппова и др.); уровня адаптированности первоклассников и сформированности у них отдельных качеств и свойств, оказывающих влияние на эффективность адаптации (Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова, К.А. Каширина, О.М. Мишагина, А.В. Федорова и др.).

Мониторинг, как правило, в рамках своей компетенции осуществляют школьные психологи, социальные педагоги и учителя начальных классов. В качестве основных способов получения информации о протекании адаптационных процессов и психолого-педагогическом статусе первоклассника ими используются: опросы педагогов и родителей; психологическая диагностика самих обучающихся (например, при помощи методик определения мотивов учения М.Р. Гинзбург, методик: «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн, «Беседа о школе» Л.Г. Лускановой, «Рукавички» Г.А. Цукерман, «Домики» О.А. Ореховой и др.); анализ документации (классного журнала, тетрадей и творческих работ школьников, медицинских карт). Использование совокупности психодиагностики и собственно педагогических методов на протяжении первого года обучения позволяет отслеживать динамику процесса, составлять адресные программы коррекционной работы с группой риска, оказывать помощь и поддержку дезадаптированным первоклассникам.

В качестве отдельного направления педагогического сопровождения адаптации первоклассников выделяется система работы с их родителями [7]. Так, на роль и значение семьи в успешной адаптации обучающихся к школе указывают многочисленные исследования (Ю.А. Го-венко, О.А. Карабанова, Е.Н. Корнеева, М.А. Куделенко, Д.Н. Куркова, Н.В. Оконешникова, А.В. Петрова, Ю.В. Рыбникова, О.А. Сидорова и др.). В построении взаимодействия с семьями первоклассников участвуют все субъекты образовательного процесса, но главная роль в установлении отношений доверия и сотрудничества принадлежит учителю начальных классов [8].

Выстраиваемая система работы с родителями первоклассников в период адаптации включает в себя:

- проведение классных родительских собраний («Трудности адаптации и пути их преодоления», «Как помочь ребенку-первокласснику», «Как научить ребенка учиться самостоятельно» и др.);

- проведение общешкольных родительских собраний как формы сотрудничества семьи и образовательной организации;

- психолого-педагогическое просвещение родителей (ознакомление родителей с возрастными особенностями младших школьников и особенностями современного «цифрового поколения», основными закономерностями адаптации первоклассников, особенностями организации образовательного процесса в начальной школе);

- вовлечение родителей в образовательный процесс (работа родительского комитета, организация и проведение различных классных и общешкольных мероприятий, творческих дел и проектов);

- осуществление контактов с родителями первоклассников на регулярной основе в онлайн-и офлайн-формате;

- создание для родителей на сайте общеобразовательной организации блока информации рекомендательного характера по адаптации первоклассников к школе;

- психологическое сопровождение семьи с нарушением детско-родительских отношений;

- психолого-педагогическую помощь и поддержку семьям в решении актуальных для них проблем обучения, воспитания и развития ребенка и др.

Грамотно выстроенное, партнерское взаимодействие педагогов и родителей первоклассников позволяет им выработать совместную стратегию и тактику, способствующую минимизации негативных последствий для адаптации первоклассников такой особенности их поколения, как критичность в отношении педагогов и родителей, отсутствие авторитета статуса взрослых.

Таким образом, педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе носит комплексный характер и включает в себя организационно-управленческую деятельность по установлению режима школьной жизни обучающихся, оздоровительно-профилактическую работу, организацию учебно-познавательной и внеурочной деятельности, мониторинг протекания адаптационных процессов, а также организацию эффективного взаимодействия с семьей первоклассника. Сложность и многогранность содержания деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников определяет его полисубъектный характер. В нем участвуют как учителя начальных классов, так и другие специалисты - психологи, социальные педагоги, воспитатели, администрация образовательной организации, а также родители обучающихся. Тесное взаимодействие участников образовательного сообщества выступает в качестве одного из важнейших условий эффективной адаптации первоклассников.

Список источников:

1. Бесчасная А.А. Поколение «Дельта»: в поисках характеристик российского поколения настоящего-будущего // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23, № 4. С. 7-39. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.1 ; Кочеткова Т.Н. Аспекты проблемы адаптации первоклассников к школе // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 32-37.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122 (дата обращения: 13.09.2021).

3. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы) / Е.А. Чанчаева [и др.] // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal). 2019. Т. 4, № 1. С. 59-65. https://doi.org/10.29413/ABS.2019-4.1.9 ; Характеристика физического развития детей в начале систематического обучения в начальной школе / С.В. Коцарева [и др.] // University Therapeutic Journal. 2020. Т. 2, № 2. С. 13-17.

4. Пожидаева О.И., Селюкова Е.А. Адаптация детей к учебному процессу в первом классе // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 375-381.

5. Баранова О.Г. Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеучебной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 566-569.

6. Магомедова К.А. Диагностика уровня адаптации первоклассников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 235-240.

7. Куркова Д.Н. Организация работы с родителями первоклассников как условие успешной адаптации в образовательной среде // Преемственность в образовании. 2020. № 25 (03). С. 196-204.

8. Уварова Л.Н., Тимофеева В.Н. Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе // Аллея науки. 2018. Т. 7, № 11 (27). С. 832-834.

Информация об авторе

О.А. Воскрекасенко - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный университет, Пенза, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=549121.

Information about the author

O.A. Voskrekasenko - D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Penza State University, Penza, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=549121.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.08.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.