Научная статья на тему 'Основные направления и проблемы развития промышленно-производственного комплекса республики Дагестан'

Основные направления и проблемы развития промышленно-производственного комплекса республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилова Фатима Нурудиновна

В статье раскрываются основные направления и проблемы развития промышленно-производственного комплекса региона. Описывается состояние и выделяются пути развития промышленно-производственного комплекса Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления и проблемы развития промышленно-производственного комплекса республики Дагестан»

УДК 338.45

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН THE MAIN TRENDS AND ROBLEMS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT

COMPLEXES OF DAGHESTAN

Исмаилова Фатима Нурудиновна доцент кафедры организации перевозок и дорожного движения Махачкалинского филиала Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), г. Махачкала

fatima09ismailova@mail.ru

F.N. Ismailova

Assistant Professor, Department of Automobile transportation

Makhachkala branch of MADI.

Аннотация

В статье раскрываются основные направления и проблемы развития промышленно-производственного комплекса региона. Описывается состояние и выделяются пути развития промышленно-производственного комплекса Республики Дагестан.

Annotation

The article describes the main trends and problems of development of industrial complex in the region. It describes the state and highlights the development of industrial complex of Daghestan.

Ключевые слова: промышленность, регион, направления и проблемы развития.

Keywords: Industry, district, direction, and development issues.

Введение

Промышленность - важная составная часть единого хозяйственного комплекса Российской Федерации. На ее долю приходится около 1/5 валового внутреннего продукта. Ведущая роль промышленности в экономике России определяется, прежде всего, тем, что, снабжая все отрасли народного хозяйства орудиями труда и новыми материалами, она служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексо- и районообразующими функциями.

Темпы роста, уровень развития и структура промышленности — важнейшие показатели не только количественной, но и качественной характеристики народного хозяйства и жизненного уровня населения. От степени развития промышленности зависят технический уровень производств, структура хозяйства, территориальная организация. За годы советской власти опережающее развитие отраслей тяжелой индустрии определило уровень экономического и военного потенциала страны. Тяжелая индустрия была ориентирована на развитие военно-промышленного комплекса, а не на подъем экономики отраслей, производящих предметы потребления. Это привело к коренным изменениям в структуре промышленного производства. Удельный вес отраслей тяжелой индустрии превышает 2/3 объема промышленного производства. За прошедшие годы реформ существенных изменений в отраслевой структуре промышленного комплекса не отмечается. Следовательно, промышленный спад в России носит структурный характер и ведет к дальнейшему утяжелению положения промышленного комплекса.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности.

Отраслевая структура промышленности определяется многими общественными и экономическими факторами, основными из которых являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Наиболее существенным фактором, определяющим изменения отраслевой структуры промышленности, выступают научно-технический прогресс и его основные направления — автоматизация и механизация производства, совершенствование технологий, специализация и кооперирование производства. Изменение и совершенствование отраслевой структуры промышленности под воздействием научно-технического прогресса происходит непрерывно. [2]

В настоящее время промышленность насчитывает свыше 134 подотраслей. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей.

Рост объемов промышленного производства, повышение качества промышленной продукции, рост конкурентоспособности региональной промышленности и т.д. являются основными задачами региональной промышленной политики, решение которых невозможно без стимулирования вовлечения все большего объема ресурсов в промышленное производство и постоянного роста эффективности использования ресурсов в процессе промышленного производства.

Наличие развитой инфраструктуры (транспорт, связь, страхование и т.д.) является необходимым условием эффективного функционирования промышленности в современных условиях.

Структура промышленно-производственного комплекса республики Дагестан На сегодняшний день в структуре валового регионального продукта республики Дагестан на промышленное производство приходится 7,8 % при численности занятых в отрасли не многим менее 30 тыс. человек. Структура

промышленно-производственного комплекса республики Дагестан отражена в таблице 1.

Таблица 1

Структура объема производства товаров в промышленности РД

(в процентах к итогу)[11]

Показатели 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Добыча полезных ископаемых 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 83,7 76,6 82,1 73,8 76,2 76,4 75,5

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-

энергетических 16,3 23,4 17,9 26,2 23,8 23,6 24,5

Обрабатывающие производства 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 33,0 48,9 50,6 47,0 45,6 43,2 36,3

текстильное и швейное производство 2,6 1,1 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,3

обработка древесины и производство изделий из дерева 2,9 0,2 1,0 0,0 0,0 0,0 0,0

издательская и полиграфическая деятельность 4,2 1,8 1,8 2,1 1,5 1,1 0,6

производство кокса и нефтепродуктов 10,6 7,8 5,4 7,0 7,8 5,7 7,6

химическое производство 0,3 0,3 0,2 0,3 0,2 0,5 0,3

производство резиновых и пластмассовых изделий 1,9 0,7 5,9 7,3 11,4 8,3 8,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 12,5 11,1 6,0 8,3 6,9 6,7 5,6

производство готовых металлических изделий 1,0 1,0 1,3 0,5 0,6 0,5 0,4

производство машин и оборудования 2,8 2,2 0,8 0,8 0,9 0,6 0,5

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 7,3 11,7 13,0 15,2 6,8 4,6 2,9

производство транспортных средств и оборудования 3,6 4,3 2,8 3,0 5,8 7,3 4,5

прочие производства 17,2 8,9 10,9 8,2 12,2 21,3 32,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 91,7 94,3 93,1 93,8 91,7 92,0 92,6

из них:

производство и распределение электроэнергии 84,5 83,3 90,7 91,1 90,2 87,5 89,8

производство и распределение газообразного топлива 1,3 7,2 1,1 1,1 0,3 0,6 0,5

производство, передача и распределение пара и горячей воды 14,2 9,5 8,2 7,8 9,5 11,9 9,7

сбор, очистка и распределение воды 8,3 5,7 6,9 6,2 8,3 8,0 7,4

Как видно из таблицы 1, ведущими отраслями промышленности Дагестана являются пищевая промышленность, электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность. [11]

Машиностроение - это одно из ключевых обрабатывающих производств. В настоящее время оно представлено в республике производством оборудования для авиа- и судостроения, радиоэлектронной промышленностью, энергетическим машиностроением и электротехнической промышленностью. В последние годы в республике получило развитие производство автомобильных компонентов.

Машиностроение насчитывает более 30 действующих предприятий, обеспечивающих республике около 11 тыс. рабочих мест. Развитие машиностроительного комплекса республики связано с расширением кооперации и интеграции с крупными российскими компаниями, корпорациями, холдингами, концернами, сотрудничества с промышленно развитыми регионами России. Среди партнеров дагестанских машиностроительных предприятий - «АвтоВАЗ», «КамАЗ», АХК «Сухой», Федеральная аэронавигационная служба, Корпорация «Ростехнологии», Концерн «Гидроприбор», «Газпром», НК «Лукойл» и другие предприятия и научно-исследовательские организации.

Химическую и стекольную промышленность представляют 8 предприятий, расположенные в разных городах республики. Численность персонала составляет около 2 тыс. человек. Предприятия производят стекло, изделия из стекла и стекловолокна, фосфорсодержащую и лакокрасочную продукцию, полипропиленовые трубы. В отрасли значительным производственным потенциалом обладают ООО «Дагестан Стекло Тара», ОАО «Дагфос», «Завод Стекловолокна», «Каспийский завод листового стекла».

«Каспийский завод листового стекла» - это предприятие по производству листового стекла мощностью выпуска 600 тонн в сутки, применяющего самые современные технологии стекольной индустрии. Завод выпускает как тонированые в массе, так и рефлективные виды стекол.

Промышленность республики обладает самым высоким потенциалом роста среди других отраслей народного хозяйства. Здесь сконцентрирован значительный научно-производственный потенциал. В условиях республики этот сектор экономики является одним из самых социально эффективных, так как обеспечивает занятостью существенную численность трудоспособного населения.При этом за последние несколько лет налоговые поступления от промышленных предприятий удвоились.

На крупных промышленных предприятиях имеются незагруженные мощности и свободные производственные площади, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой, которые необходимо использовать как инвестиционные площадки. Уровень использования производственных мощностей в промышленности республики отражен в данных таблицы 2. При этом практически на каждом предприятии республики имеются инвестиционные проекты, направленные на модернизацию производства, выпуск конкурентоспособной гражданской продукции, в том числе взамен нестабильного оборонного заказа.

Таблица 2

Уровень использования среднегодовой производственной мощности

промышленных предприятий в РД(в процентах)

Показатели 2010 2011 2012 2013

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

материалы строительные нерудные 33,7 31,5 38,5 36,8

пески природные - 25,8 - -

галька, гравий, щебень - 32,8 - -

Химическое производство

удобрения минеральные (в пересчете на 100% питательных веществ) - - - 0,7

Производство резиновых и пластмассовых изделий

трубы, трубки, шланги, рукава и их фитинги полимерные 32,0 38,1 19,3 12,5

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

котлы водогрейные центрального отопления - 1,5 0,1 0,2

изделия столовые, кухонные и бытовые и их части из черных металлов, меди или алюминия 81,9

конструкции строительные из стали - - 8,0 49,1

Производство машин и оборудования

насосы центробежные для перекачки жидкостей, прочие насосы, подъемники жидкостей 1,2 2,5 4,5 4,0

плиты газовые бытовые 10,3 - - -

печи хлебопекарные 1,3 - - -

Показатели 2010 2011 2012 2013

лифты - - 68,6 70,1

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

электродвигатели мощностью не более 37,5 Вт, прочие

электродвигатели и генераторы постоянного тока 80,6 75,6 75,6 98,4

Обработка древесины и производство изделий из дерева

блоки оконные в сборе 0,4 - - -

тетради школьные - - 85,5 -

Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

бутылки из стекла для напитков и пищевых продуктов - 98,6 77,3 61,7

Текстильное и швейное производство

ковры и ковровые изделия 4,2 13,5 11,7 11,8

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

плодоовощные консервы 7,9 4,0 - 86,5

кондитерские изделия 1,9 2,2 4,0 3,3

водка 1,5 1,9 1,5 2,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коньяк 21,5 23,3 26,1 25,2

вина столовые 7,8 2,9 4,9 3,2

вина игристые и газированные 53,5 53,4 33,8 42,0

спирт этиловый из пищевого сырья 0,5 - - 13,3

безалкогольные напитки 93,4 94,1 86,6 85,5

воды минеральные 79,7 83,2 81,3 73,0

хлеб и хлебобулочные изделия 15,4 19,4 9,4 8,9

мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них 11,3 15,7 2,7 1,9

мясо, всего 16,9 7,8 - -

изделия колбасные 7,9 7,6 34,6 3,8

масла сливочные 49,3 72,1 82,0 55,8

цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 45,5 39,5 80,3 72,0

сыры и продукты сырные 70,9 52,7 58,1 16,6

рыба мороженая (без сельди) 10,5 3,7 5,0 15,2

комбикорма и добавки белково-витаминные 4,9 3,5 7,1 6,7

Таблица 3

Основные показателифункционирования промышленности РД

Показатели | 2005 | 2009 | 2010 | 2011 2012 2013 2014

Число действующих организаций (на конец года)

1502 1721 1112 1008 1140 1246

добыча полезных ископаемых 40 45 43 48 77 88

обрабатывающие производства 1365 1537 947 846 964 1040

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

97 139 122 114 99 118

Объем отгруженных товаров собственного производства, млн. рублей:

17637,1 27533,1 33461,7 33068,3 41778,0 43107,7 49117,0

добыча полезных ископаемых 2680,2 2235,3 2068,0 2346,8 2898,3 3447,3 3598,7

обрабатывающие производства 10545,9 16949,0 19991,8 17031,6 24808,1 27508,3 30945,9

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4411,0 8348,8 11401,9 13689,9 14071,6 12152,1 14572,4

Индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году

136,3 104,1 103,2 88,8 103,2 114,3 142,4

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек

83,5 86,9 85,3 88,8 92,4 93,0

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций, млн. рублей

1273,2 -1108,3 3559,8 -485,3 -2552,5 -3583,2 3261,5

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций, %

30,7 -16,2 9,4 5,5 26,3 18,0 4,1

В целях обеспечения эффективного использования научно-технического потенциала, в республике принят ряд нормативных правовых актов, в том числе законы Республики Дагестан: «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан», «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан», «О технопарках в Республике Дагестан». Вместе с тем, республиканское законодательство в этой области не лишено недостатков, которые начинают выявляться при переходе к стадии реализации практических мероприятий, необходимо его дальнейшее совершенствование.

[9]

Для координации и сотрудничества учреждений науки и образования с промышленными предприятиями по реализации инновационных проектов при Правительстве РД функционируют Научно-технический совет и Экспертный совет, как составляющие элементы инновационной инфраструктуры. В настоящее время в республике насчитывается около 280 научно-технических и инновационных разработок изобретателей, НИИ и ВУЗов республики, связанных с производством новых или усовершенствованных видов продукции и услуг. В ДНЦ РАН, ДГУ, ДГТУ имеется определенный научный и практический потенциал в сфере нанотехнологий. Необходимо развивать взаимодействие между ОАО «РОСНАНО» и организациями республики, имеющими проекты в сфере нанотехнологий. [4]

Совокупность этих факторов позволяет сделать вывод о том, что сегодня промышленность и инновационная деятельность должна быть в числе приоритетов республики, и необходимо добиваться такого уровня их развития, который бы стал одним из конкурентных преимуществ Дагестана.

В то же время, следует отметить и ряд проблем, связанных с развитием промышленно-производственного комплекса в регионе. В первую очередь

следует отметить сравнительно низкую эффективность мер государственной поддержки развития промышленности в регионе.

Данная проблема в частности, обусловлена некоторой оторванностью мер государственной поддержки промышленности от реального положения дел в промышленно-производственном комплексе региона. В частности, остаются совершенно непонятными критерии отбора данных мероприятий в условиях отсутствия представления о реальном положении дел, как на отдельных предприятиях, так и в промышленности республики в целом. Во всяком случае, при обосновании выбранных мер поддержки в официальных документах отсутствуютобоснования, основанные на реальных показателях эффективности функционирования производств, на которые данные меры направлены. Во всяком случае, в открытомдоступе отсутствуют какие-либо данные о характере и эффективности использования активов функционирующих сегодня в регионе производств, отсутствует информация о характере используемых технологий и соответствии их передовым мировым образцам, о реальных производственных мощностях и возможностях расширения существующих производств. Обо всем этом если и можно судить, то только лишь по косвенным данным,имеющимся в открытом доступе. А следовательно, судить об обоснованности мер поддержки промышленности региона не представляется возможным.

Между тем, разработка мер государственной поддержки промышленности региона и отдельных предприятий промышленно-производственного комплекса в немалой (если не в первой) степени должны основываться именно на анализе этих показателей, характеризующих состояние и перспективы развития промышленных производств.

Другим вопросом является уже набившая оскомину проблема гарантии прав инвесторов. К сожалению, на сегодняшний день в республике единственным обеспечением прав средних и крупных инвесторов является лишь наличие серьезной поддержки на уровне политической элиты

республики, способной лоббировать интересы данных инвесторов непосредственно на высшем уровне руководства республики, что влечет за собой аффилированность данных политических лоббистов в соответствующих инвестиционных проектах. Притом, что лоббирование интересов крупных инвесторов в политическом руководстве республики само по себе не является чем-то не хорошим, проблема состоит в том, что инвесторы, не обладающие подобными возможностями, гарантий своих прав на территории республики практически не имеют, что, соответственно, существенно снижает возможности республики по привлечению инвестиций. Причем, к сожалению, даже наличие отдельных законодательных и подзаконных актов в этой области не гарантируют нормальные условия работы инвесторам в регионе. Представляется необходимым комплексный анализ существующей системы законодательных и подзаконных актов в ключе гарантий прав инвесторов и преобразование данной системы в ключе гарантии прав инвесторов.

Мероприятия по формированию и развитию регионального промышленно-производственного кластера

В этой связи представляется целесообразной выработка ряда рекомендаций региональным органам власти, реализация которых позволит в некоторой степени сориентировать региональный промышленный комплекс на развитие в сторону формирования регионального промышленно-производственного кластера. В частности, на наш взгляд, необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Проведение анализа и оценки объемов основных товаропотоков, как экспорта и импорта, так и основных генераторов и потребителей внутри республики.

2. Проведение оценки сравнительных преимуществ функционирующих в РД отраслей и производств с соседними регионами (как

по доступу к ресурсам, так и по внутреннему потенциалу, мощностям, кадрам и т.д.)

3. Формирование списка отраслей и конкретных производств, приоритетных для целей государственной поддержки с точки зрения формирования региональных кластеров. Выбор каждой конкретной отрасли или производства необходимо четко обосновать в первую очередь с экономической точки зрения.

4. Оценка эффективности функционирования производств на основании частных показателей эффективности использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов. Прогнозные оценки изменения приведенных частных показателей эффективности в случае формирования кластерной структуры.

5. Формирование программы создания кластерной структуры в составе промышленного комплекса региона, предусматривающей мониторинг текущих и конечных экономических результатов реализации программы.

6. Привлечение к обсуждению мер, предусмотренных программой, всех заинтересованных структур, как то: предприниматели и частные инвесторы, специализирующиеся в сфере промышленного производства, представители органов государственной власти, представители общественных организаций, научная общественность.

7. Создание максимально прозрачного регламента реализации программы с публикацией результатов реализации программы в открытой печати.

Приведенные рекомендации могут быть сформулированы в виде дорожной карты, программы с подробным раскрытием содержания каждой конкретной рекомендации.

Выводы

В конечном итоге, хотелось бы отметить следующее. Возможность реализации кластерной структуры в системе промышленно-производственного комплекса региона способна обеспечить решение целого ряда задач, стоящих перед региональным руководством, не только экономического, но и социально-политического характера. Однако следует помнить, что формирование эффективной кластерной структуры возможно только при условии реализации экономической составляющей данного процесса. В первую очередь следует реализовать вопросы формирования экономически эффективного промышленно-производственного кластера, что, как следствие, и обеспечит решение других проблем неэкономического характера, стоящих перед регионом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусев А., Юревич М.Торгово-промышленная интеграция регионов России: оценка прочности и возможности укрепления. // Вопросы экономики. 2014г. № 10.

2. Джазовская И.Н., Хохлова И.Г. Преобразование мер государственной поддержки технического перевооружения в условиях вступления России в ВТО. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 41 (5). С. 13.

3. Джазовская И.Н. Стратегия повышения восприимчивости предприятий к инновациям. Монография; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Пензенский гос. ун-т" (ПГУ). - Пенза, 2009.

4. Курбанбаева Д.Ф., Шматко А.Д. Разработка механизма государственногостратегического управления социально-экономическим развитием страны // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 4. С. 22-27.

5. Маммаев Р.А. Анализ влияния эффективности использования ресурсов на развитие промышленности региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. 1 (63)., с. 63-67

6. Пуряев А.С. Грахов В.П. Об оценке эффективности инвестиционных проектов глобального значения. // Вестник Ижевского государственного технического университета, 2012. № 2 С. 67 - 70

7. Пуряев А.С. Компромиссная оценка эффективности инвестиционных проектов. Исследование и разработка - LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2011. - 276 с.

8. Фальцман В.К. Приоритеты структурной политики: импортозависимость, импортозамещение, возможности экспорта инновационной продукции. // ЭКО 2014г. № 5.

9. Шматко А.Д. Использование интеллектуального капитала для инновационного развития компаний // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 12. С. 100-103.

10. http://www.promweekly.ru/

11. http://www.dagstat.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.