КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14707 УДК 81:373.3
Жажева Д. Д., Жажева С. А. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 16. - ART 14707. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14707.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Жажева Дариет Долетчериевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп [email protected]
Жажева Саида Аслановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп [email protected]
Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об основных направлениях и приёмах работы по лексике в начальной школе. Обогащение словаря - усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в их словарном запасе.
Ключевые слова: система начального образования, лексика, начальная школа, лингвистическая терминология, активизация словаря.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь учащимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
На уроках русского языка учащиеся получают как языковые, так и внеязыковые знания. Знания о языке дети приобретают в процессе его изучения, и вместе с ними они пополняют свой словарный запас, усваивая лингвистическую терминологию. Внеязыковые (экстралингвистические) знания (об окружающем мире) учащиеся на уроках русского языка черпают частично из текстов упражнений, а также на экскурсиях, в результате знакомства с произведениями искусства, участия в спорте, посещения театров, музеев, производственных объектов и т. д., где они вместе с новыми знаниями усваивают новые слова. Задача учителя - использовать новые слова в учебном процессе при изучении грамматики и в работе по развитию речи детей [5].
Знания учащихся о мире, как известно, пополняются на всех учебных предметах, поэтому важным источником расширения словарного запаса на уроках русского языка является использование межпредметного учебно-дидактического материала, который бывает не контекстным и контекстным. В первом случае используются отдельные слова или тематические группы слов, словосочетания, предложения, отражающие содержание того или иного школьного предмета, во втором - тексты, содержащие отдельные сведения из других школьных предметов.
Словарная работа в школе - область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и знаний, оттенков значений, эмоциональноэкспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных
г\л Л г\л
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14707 УДК 81:373.3
Жажева Д. Д., Жажева С. А. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 16. - ART 14707. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14707.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
значении, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, то есть устранение из активного словаря учащегося диалектных, просторечных, вульгарных слов [3].
Словарная работа в школе включает в себя четыре направления: обогащение словаря, уточнение словаря, активизация словаря и устранение нелитературных слов. Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Все направления словарной работы ведутся в начальных классах лишь на практическои основе, главным образом с опорои на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов [3; 4; 5].
Обогащение словаря - усвоение новых, раннее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в их словарном запасе. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.
Необходимо уже в начальной школе познакомить детей с понятием «богатая -бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно проводить практическую работу по обогащению речи учащихся [6]. Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря [3].
Превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, которое производит учитель с помощью специальных методических средств, есть его семантизация. Семантизация незнакомых слов является одной из задач обогащения словарного запаса учащихся. С нее начинается этот процесс на уроках по всем школьным дисциплинам, в том числе на уроках русского языка. Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом. В методике преподавания русского языка были выработаны специальные методы разъяснения лексического значения отдельного слова. Они разнообразны. Это обеспечивает интерес учащихся к словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее рациональным для каждого случая способом.
Прием семантизации слова - это метод превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак, т. е. закрепление в сознании учащихся звучания и значения в единое целое - слово. Приемы семантизации предназначены, во-первых, для соединения в сознании ученика слова и реалии, в результате чего слово в языке ученика выполняет назывную функцию, во-вторых, раскрытия семантических множителей, составляющих смысловую структуру слова. С учетом этих двух функций приемами семантизации являются семантическое определение, структурносемантическая мотивация, сопоставление с известным учащимся словом, наглядность, контекст [4].
В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для него способом. Рассмотрим основные приемы, расположив по степени их развивающего потенциала, которые мы использовали в экспериментальной работе.
1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14707 УДК 81:373.3
Жажева Д. Д., Жажева С. А. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 16. - ART 14707. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14707.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
какого слова образовано это слово?» или «Почему так назвали: подосиновик, леденец, односельчане?». Данный способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.
2. Сопоставление слов в целях выявления различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка, серебряный и серебристый.
3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость, выразительность.
4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми. Задание является вариантом предыдущего. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.
5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, то есть по сноскам и словарю в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.
6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия. Это средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали либо нарисовали сами, то их познавательная активность достаточно высока.
7. Способ подбора синонимов. Это один из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят - ухаживают, окружают заботой, нарекся -назвался, витязь - воин. Но при использовании данного приема довольно часто возникает ошибка: разбирая, например, значение слов хорош и прекрасен, дети в обоих случаях заменяют их нейтральным красивый, выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.
8. Прием подбора антонимической пары: старт - финиш, хорошо - плохо.
9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений. Данный прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.
10. Способ логического определения. Этот прием нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер - «военный корабль».
Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах.
Необходимо использовать данные приемы семантизации в комплексе. Но это не означает, что каждое слово следует вводить в словарь учащихся на основе использования всех приемов. Здесь имеется в виду прежде всего обеспечение разнообразия приемов работы, введение нового слова наиболее рациональным для него способом.
- Уточнение словаря - это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает [6]:
- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14707 УДК 81:373.3
Жажева Д. Д., Жажева С. А. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 16. - ART 14707. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14707.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
- усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
- усвоение лексической синонимии и тех оттенков значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
- Активизация словаря - перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, сочинениях. Владение словом подразумевает значение его семантики, сочетаемости и сферы употребления [3].
Введение новых слов в личные словарные запасы учащихся после семантизации - вторая важнейшая область словарной работы. Анализируя слово как единицу языка, необходимо иметь в виду следующие его особенности: непосредственную связь слова с предметным миром, смысловые (семантические) связи слова с другими словами, проявляемость лексического значения слова в зависимости от других слов, связь употребления слова с задачами его выбора в разных стилях речи.
М. Р Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования [2].
С целью активизации словарного запаса работу можно представить в виде следующих основных этапов.
1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями). Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.
4. Работа над семантическими связями слова. Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
5. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Этапы словарной работы можно представить так: 1) семантизация слова; 2) актуализация слова; 3) использование слова в речи [2].
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14707 УДК 81:373.3
Жажева Д. Д., Жажева С. А. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 16. - ART 14707. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14707.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», то есть вошло в активный словарь, нужна большая, последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок. Далее мы представим систему работу по обогащению словаря младших школьников, которая включает в себя разнообразные приемы работы, способствующие количественно-качественному совершенствованию словарного запаса учащихся, речевые ошибки, допускаемые учащимися начальной школы.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается учениками. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Таким образом, целью использования рассмотренных выше методов и приёмов освоения лексики русского языка является достижение младшими школьниками планируемых предметных результатов по лексике русского языка.
Ссылки на источники
1. Бобровская Г. В. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. - 2003. - № 4.
2. Львов М. Р Работа учащихся над значением слова. // Начальная школа. - 1988. - № 1. - С. 45-46.
3. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.
4. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
6. Чижова Т. И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // Русский язык в школе. - 2012. - № 4. - С. 37-40.
Dariet Zhazheva,
Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian language and methods of teaching, Adyghe State University, Maikop [email protected] Saida Zhazheva,
Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian language and methods of teaching, Adyghe State University, Maikop [email protected]
The main directions and methods of work on vocabulary in elementary school
Abstract. This article considers the question about the main directions and methods of work on vocabulary in primary school. Enrichment dictionary - mastering of new, earlier unknown to the students of words, but also new values of those words that you already have in their vocabulary.
Key words: the system of primary education, vocabulary, elementary school, linguistic terminology and to activate the dictionary.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 5
5