Научная статья на тему 'Основные направления и перспективы развития национальной стандартизации угольной продукции'

Основные направления и перспективы развития национальной стандартизации угольной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEAM COAL / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / РЫНОК УГЛЯ / COAL MARKET / КАЧЕСТВО / QUALITY / УГОЛЬНОЕ ТОПЛИВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Сергей Михайлович, Эпштейн Светлана Абрамовна

Проведен анализ причин, сдерживающих развитие производства и потребления высококачественных углей и продуктов их глубокой переработки на внутреннем рынке, а также оценку перспектив развития национальной стандартизации угольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF NATIONAL STANDARDIZATION OF COAL PRODUCTS

The article contains an analysis of the reasons hampering the development of the production and consumption of high-quality coal and products of their processing on the domestic market, and overview of prospects for the development of national standardization of coal products.

Текст научной работы на тему «Основные направления и перспективы развития национальной стандартизации угольной продукции»

© С.М. Романов, С.А. Эпштейн, 2013

С.М. Романов, С.А. Эпштейн

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Н ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Проведен анализ причин, сдерживающих развитие производства и потребления высококачественных углей и продуктов их глубокой переработки на внутреннем рынке, а также оценку перспектив развития национальной стандартизации угольной продукции. Ключевые слова: угольное топливо, стандартизация, рынок угля, качество.

В настоящее время угольная промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей топливно-энергетического комплекса России. Отрасль успешно прошла период реструктуризации и разгосударствления и перешла к устойчивому рентабельному развитию. По сравнению с 2000 г. добыча угля в стране выросла в 1,3 раза, производительность труда в 1,7 раз. Но, несмотря на достигнутые успехи, в отрасли накопился ряд серьезных проблем, которые необходимо решить в среднесрочной перспективе.

Основополагающим документом, определяющим стратегические перспективы угольной промышленности, является «Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ № 14-р от 24.01.2012 г. Одной из центральных задач, поставленных в Долгосрочной программе, является развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля. Именно неготовность рынка и отставание внутреннего спроса от темпов роста добычи угля являются одним из наиболее угрожающих и дестабилизирующих факторов риска для угольной отрасли.

В условиях роста конкуренции на внутреннем и внешних рынках угля, основными требованиями к перспективному развитию угольной промышленности, в частности, становятся:

- снижение издержек в производстве и транспортировании угля;

- максимальное использование резервов повышения качества поставляемой продукции;

- переход от торговли на внешнем и внутреннем рынках рядовым углем к торговле высокотехнологичным «энергопродуктом», обеспечивающим (в том числе на основе глубокой переработки угля) увеличение эффективности его использования конечным потребителем.

По мере отработки наиболее благоприятных запасов угля действующих месторождений в добычу вовлекаются угли, расположенные на больших глубинах и в маломощных пластах, характеризующиеся высоким содержанием вредных и балластных примесей, а также находящиеся в малоосвоенных районах с неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой. Кроме того, усиливающаяся концентрация добычи угля в Кузбассе, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создает крайне неблагоприятную логистическую ситуацию, при которой потребители европейской части страны и Урала оказываются практически оторванными от угледобывающей базы. При этом дальнейший прогноз развития ситуации с дальними перевозками угля — негативный.

В условиях, когда снижение издержек в добыче и транспорте угля, представляется проблематичным, возможными решениями являются:

- локализация потребления рядовых углей в местах их добычи, с преобразованием в продукты высокой добавленной стоимости, малочувствительные к транспортным затратам (электроэнергия, продукты углехимии и т.п.);

- переход от перевозки рядовых высокозольных углей к торговле высокотехнологичным «энергопродуктом» — угольным топливом нового технологического уровня.

С учетом существующей загрузки угольных электростанций и регионального распределения спроса на электроэнергию и продукты углехимии, именно второе направление представляется наиболее перспективным, т.к. в тех регионах, где электроэнергии не хватает — нет существенного резерва мощностей и на угольных ТЭС, а в регионах, где угольные

электростанции существенно недозагружены — потребность в электроэнергии растет существенно медленнее, чем в целом по стране.

Почему же повышение качества и глубокая переработка угля, а также получение новых видов угольной продукции сейчас не востребованы на внутреннем рынке?

Затраты на создание технологии и оборудования для получения высокотехнологичных «энергопродуктов» из угля весьма существенны, также как и технологические риски таких проектов, поэтому окупаемость разработок возможна только при условии их повторяемости и массовости использования.

В настоящее время широкое распространение получил только один тип «энергопродукта» — обогащенный энергетический уголь, поставляемый на экспорт (зольность не выше 15 %, содержание серы менее 1 %, теплотворная способность на рабочее состояние не ниже 6000 ккал/кг). Большой рынок сбыта (более 100 млн т в год) позволяет угледобывающим компаниям использовать тиражируемые решения по обогащению угля с минимальной адаптацией для каждого конкретного предприятия.

На внутрироссийском рынке ситуация иная. Электростанции по прежнему ориентируются на «проектные» угли, калорийность которых часто не превышает 2000 ккал/кг, в то время как на зарубежных электростанциях уголь с калорийностью ниже 5800 ккал/кг не используется. Практически для каждой электростанции проектное топливо имеет свои уникальные параметры, что существенно сужает круг поставщиков, которые могут поставлять топливо на ТЭС. Аналогичная ситуация наблюдается и с котлоагрегатами угольных ТЭС, массовое производство которых в России отсутствует. Каждый котел оптимизируется под свое топливо и поэтому получается дороже в изготовлении и эксплуатации, чем энергооборудование зарубежных конкурентов (например, китайское).

Еще более сложная ситуация на рынке коммунально-бытового топлива. Отсутствие внятного нормативного обеспечения, регламентирующего требования к единству маркировки и показателям качества приводит к тому, что потребитель зачастую получает совсем не то топливо, на которое рассчиты-

вал. Ситуация осложняется еще и тем, что в малой энергетике оборудование зачастую представлено котлами, построенными в 60-х, а иногда в 30—40-х годах XX века, эффективность, надежность и удобство работы которых не выдерживает никакой критики.

Развитие технологий газификации углей и производства синтетического жидкого топлива на внутрироссийском рынке сдерживается опять-таки ориентацией на конкретные угли, т.к. технологические параметры синтеза, идеально подобранные для углей одного участка месторождения, могут не работать или быть малоэффективными на соседнем участке. Зарубежный опыт создания таких производств ориентируется на достаточно большие объемы производства и, соответственно, большие запасы углей с приблизительно одинаковыми качественными характеристиками. Однако специфика нашей страны, а именно — большие собственные ресурсы природного газа и нефти, приводит к тому, что газификация и производство синтетического жидкого топлива оказывается востребовано только в локально изолированных районах (например, Крайний Север), где нет газораспределительных магистралей и куда дорого завозить нефтепродукты, но где есть собственные запасы угля, пригодные для глубокой переработки. Однако даже создание экономически эффективных опытных установок газификации или ожижения углей малой единичной мощности, не дает решения проблемы, ибо такие установки должны модифицироваться под угли каждого конкретного участка. Это не позволяет тиражировать технологический опыт и использовать массовое производство оборудования.

Все это сдерживает развитие цивилизованной конкуренции на внутреннем рынке угля, а в конечном счете — тормозит развитие угольной промышленности: производители, внедряющие современные методы добычи и обогащения угля и выпускающие продукцию мирового уровня, в условиях размытости терминов и определений на рынке оказываются незащищенными перед недобросовестными компаниями, поставляющими некачественный уголь; наращивание экспортного потенциала угольной отрасли не обеспечивает повышение надежности внутренних поставок угля, так как переброска части экс-

портных потоков на внутренний рынок фактически невозможна по причине технологической неготовности потребителей использовать более качественное топливо; энергетики не знают, на какой уголь ориентироваться в перспективе, и инвестируют в угольные энергоблоки в последнюю очередь; коммунально-бытовые потребители, устав от бесконечных проблем с некачественным топливом, повсеместно переходят на газ.

Поэтому обязательным условием перехода к торговле высокотехнологичным «энергопродуктом» является выработка стандартов в отрасли, регулирующих качество угольной продукции на внутреннем рынке, на которые будут ориентироваться и потребители, и производители. В частности, это предусмотрено в «Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 г.» в подпрограмме «Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля» (далее Подпрограмма).

С целью совершенствования технического регулирования в Подпрограмме предусмотрена разработка национальных стандартов (сводов правил) в угольной промышленности, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, а также других нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности, безопасности ведения горных работ, охраны труда и экологической безопасности. За счет разработки новых технических стандартов на угольную продукцию предлагается стимулирование потребления высококачественных энергетических углей в отечественной электро- и теплоэнергетике.

Организационные мероприятия Подпрограммы предусматривают:

- организацию биржевой торговли стандартизованным угольным топливом на основе спотовых, форвардных и фьючерсных контрактов;

- формирование программы реализации демонстрационных проектов производства и транспортировки стандартизованного угольного топлива, а также реализации демонстрационных проектов создания угольных энергоблоков с циркулирующим кипящим слоем мощностью до 330 МВт и мощностью

660 МВт с пылеугольным сжиганием на суперсверхкритиче-ские параметры.

В дальнейшем (после 2020 года) предусматривается промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).

Использование в энергетике стандартизированного угольного топлива с высокой теплотворной способностью и низким содержанием балластных и вредных примесей позволит:

- снизить стоимость транспортировки в расчете на 1 т.ут.;

- снизить затраты электростанций на золошлакоудаление, и другие экологические платежи;

- повысить конкуренцию среди поставщиков угля за счет применения стандартов качества;

- повысить гибкость угольного рынка за счет свободного перемещения объемов между экспортными и внутренними поставками.

В этой связи повышается роль технического регулирования на угольном рынке. Основной задачей технического регулирования качества продукции является создание системы нормативных документов, регламентирующих терминологию, классификацию, технические требования и методы испытания сырья и продукции. В условиях создания Таможенного союза (ТС) и вступления России в ВТО все элементы системы технического регулирования должны быть приведены в соответствие с нормами международных стандартов.

За последнее десятилетие в рамках Национальной стандартизации были проведены работы по совершенствованию нормативной базы в области твердого минерального топлива. Было разработано более 80 национальных стандартов (Рисунок 1). Из них:

- технические условия на угли разных бассейнов по видам использования — 39;

- методы анализа — 40;

- отбор и подготовка проб — 2.

При разработке стандартов особое внимание уделялось вопросам гармонизации отечественной базы стандартов с международными аналогами. В качестве основы международной стандартизации принята система ISO (International Organization

о

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 1. Динамика разработки национальных стандартов в области твердого минерального топлива

for Standardization). Постоянное сотрудничество с профильными комитетами ISO позволило провести гармонизацию большинства отечественных стандартов по твердому топливу и ввести новые стандарты. В работе по гармонизации стандартов особое внимание уделяли методам анализа, основанных на применении современных аналитических приборов, а также методам отбора и подготовки проб. Помимо стандартов ISO большой интерес представляют стандарты ASTM (American Society for Testing and Materials) и CEN (European Committee for Standardization). В этом направлении. В настоящий момент на основе стандартов ASTM и CEN разработаны отечественные стандарты по методам анализа твердого топлива, твердого биотоплива и активированных углей.

В 2011—2012 гг. велась активная работа, связанная с Проектом Технического Регламента Таможенного Союза (TP ТС) «Требования к углям и продуктам переработки». Этот проект был разработан и представлен Республикой Казахстан. Широкое обсуждение Проекта TP ТС выявило ряд существенных недостатков, что позволило России при поддержке Республики Беларусь выступить с предложением о снятии этого

документа с рассмотрения и инициировании разработки нового Проекта TP ТС.

Предлагаемый проект TP устанавливает требования к угольной продукции в целях охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, для обеспечения единства измерений, терминологии и номенклатуры показателей качества и безопасности, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. Основные положения Проекта TP относятся: к правилам обращения на рынке, идентификации и подтверждения соответствия угольной продукции, номенклатуре показателей качества, к требованиям безопасности (радиационной, пожарной и взрыво-), транспортировке и хранения.

В связи с разработкой TP для обеспечения единства измерений в плане национальной стандартизации на 2013 год предусмотрена разработка следующих национальных стандартов:

— Топливо минеральное твердое. Словарь. Часть 1. Термины, относящиеся к обогащению угля (гармонизация с ИСО);

— Топливо минеральное твердое. Словарь. Часть 2. Термины, относящиеся к отбору, испытаниям и анализу (гармонизация с ИСО);

— Угли бурые, каменные и антрацит. Номенклатура показателей качества. Разработка ГОСТ.

Российский Технический комитет по стандартизации «Твердое минеральное топливо» (ТК 179) проводит активную работу по межгосударственной стандартизации и гармонизации стандартов со стандартами ISO, ASTM и CEN. Это существенно облегчит задачи функционирования разрабатываемого ТР и интеграции отрасли в ВТО.

К сожалению, открытыми остаются вопросы обеспечения стандартами нетрадиционных технологий переработки углей (газификация, получение синтетического топлива, сорбентов, фильтрантов, стимуляторов роста растений и др.), а также технологий извлечения метана и захоронения углекислого газа. Разработка стандартов в этих направлениях связана с необходимостью проведением прикладных НИР как в рамках отраслевых программ, так и в рамках ФЦП. При разработке этих стандартов следует учитывать научные разработки Российских и зарубежных специалистов, а также нормативную базу не

только ICO, но и стран-производителей угольной продукции (США, Австралии, Германии).

В заключение хочется отметить, что рынок угля в России имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Однако для реализации этого потенциала, помимо рыночных механизмов, должны быть использованы инструменты государственного регулирования, в том числе развитие стандартизации. Это позволит создать предпосылки для роста спроса на угольную продукцию на внутреннем рынке, улучшит позиции угля в межтопливной конкуренции в электроэнергетике, в том числе за счет увеличения потребления качественных углей и продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулирует развития глубокой переработки угля (полукоксование, газификация, синтетическое жидкое топливо).

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Долгосрочная программа развития угольной промышленности на период до 2030 года ( утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24.01.2012 года № 14-р)

2. Романов С.М. Российский угольный экспорт и факторы, определяющие его перспективы. // Горная промышленность. — 2009. — № 2 (84). — C. 10—12.

3. Эпштейн С.А., Романов С.М., Широчин Д.Л., Лактионов-Мандельштам Е.А. Современное состояние нормативно-технического обеспечения рынка энергетических углей. // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2011. — № 8. — С. 339—342.

4. Романов С.М., Лактионов-Мандельштам Е.А. Развитие системы технического регулирования качества углей для повышения их конкурентоспособности на рынке. // Научный вестник МГГУ. - 2012. - № 9 (30). — C.46—50.

5. Проект Технического регламента Таможенного союза «Требования к углям и продуктам их переработки».

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ-

Романов Сергей Михайлович — доктор экономических наук, профессор, проректор, [email protected],

Эпштейн Светлана Абрамовна — доктор технических наук, профессор, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.