Научная статья на тему 'Основные направления и особенности государственно-религиозных отношений в современной России'

Основные направления и особенности государственно-религиозных отношений в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
323
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ДУХОВНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CHURCH / STATE / SECULAR POWER / SPIRITUAL AUTHORITY / STATE AND CHURCH RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Камалова Аида Армаисовна

В статье рассматриваются основные направления и особенности развития государственно-религиозных отношений в современной России, дискуссии по поводу сложившейся модели государственно-религиозных отношений в нашей стране. Обоснован вывод о том, что в обществе сложился баланс во взаимодействии светской и духовной властей, основанный на диалоге и сотрудничестве, который представляется важнейшим залогом социальной и политической стабильности и обеспечения надлежащих условий для государственного строительства. Подчеркивается, что сложившаяся модель государственно-религиозных отношений в современной России является кооперационной, в рамках которой государство и церковь рассматриваются как равноправные партнеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions and Features of State and Church Relationsin Modern Russia

The article deals with the main features of the development of state and church relations in modern Russia, discussions about the current model of state and church relations in our country. It is concluded that modern society has worked out a balance in the communication of secular and spiritual power, based on dialogue and cooperation, which is the most important guarantee of social and political stability and the provision of proper conditions for state building. It is emphasized that the established model of state and church relations in modern Russia is cooperative, within which the state and the church are treated as equal partners.

Текст научной работы на тему «Основные направления и особенности государственно-религиозных отношений в современной России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 6

Аида Армаисовна Камалова,

соискатель кафедры российской политики факультета политологии МГУ

имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: kamalova.aida@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются основные направления и особенности развития государственно-религиозных отношений в современной России, дискуссии по поводу сложившейся модели государственно-религиозных отношений в нашей стране. Обоснован вывод о том, что в обществе сложился баланс во взаимодействии светской и духовной властей, основанный на диалоге и сотрудничестве, который представляется важнейшим залогом социальной и политической стабильности и обеспечения надлежащих условий для государственного строительства. Подчеркивается, что сложившаяся модель государственно-религиозных отношений в современной России является кооперационной, в рамках которой государство и церковь рассматриваются как равноправные партнеры.

Ключевые слова: церковь, государство, светская власть, духовная власть, государственно-религиозные отношения.

Aida Armaisovna Kamalova,

Graduate student, Russian Politics Program, Political Science Department,

Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: kamalova.aida@mail.ru

THE MAIN DIRECTIONS AND FEATURES OF STATE AND CHURCH RELATIONS IN MODERN RUSSIA

The article deals with the main features of the development of state and church relations in modern Russia, discussions about the current model of state and church relations in our country. It is concluded that modern society has worked out a balance in the communication of secular and spiritual power, based on dialogue and cooperation, which is the most important guarantee of social and political stability and the provision of proper conditions for state building. It is emphasized that the established model of state and church relations in modern Russia is cooperative, within which the state and the church are treated as equal partners.

Key words: church, state, secular power, spiritual authority, state and church reIations.

В современной России основные направления взаимодействия государства и церкви определяются Конституцией Российской Федерации и сложившимися традициями, в соответствии с которыми можно выделить несколько ключевых принципов государственно-религиозных отношений.

1. Светский характер и нейтральность государства. В соответствии со ст. 14 Конституции Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1). Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2). Отношения между религиозными организациями различных конфессий и государством регулируются законодательством, сформировавшимся после принятия Конституции в 1993 г. Важнейшим законодательным актом в этой сфере, помимо Конституции и Гражданского кодекса, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Равное и уважительное отношение государства к традиционным конфессиям. В соответствии с Федеральным законом № 125-Ф «О свободе совести и о религиозных объединениях» приоритетом государства во взаимоотношениях с религиозными организациями является признание особой роли православия в истории нашей страны, становлении и развитии ее духовности и культуры; уважение христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других традиционных религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России (преамбула).

3. Обеспечение взаимного уважения и веротерпимости. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство считает важной задачей содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания (преамбула). Как отмечал В.В. Путин, «государство с уважением относится ко всем традиционным и иным религиям, являющимся для многих наших граждан духовной опорой. И потому крайне важно, чтобы в обществе сохранялись межрелигиозный мир и согласие»1.

Религиозная многоконфессиональность народа является неоспоримым духовным и политическим богатством России. Хочется подчеркнуть, что сегодня немалое количество актуальных политических задач поддержания авторитета государственных институтов

1 Путин В.В. Выступление Президента России 19 ноября 2007 г. в Кремле на встрече с иерархами Русской православной церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества // Президент России. 2007. 19 ноября. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/43263

и системы нравственных ценностей общества может быть решено с участием церкви. Роль символического капитала отечественной культуры в общественном сознании во многом укрепляет именно церковь, подчеркивая особое значение нравственных ценностей в развитии общества2. Так, Русская православная церковь (РПЦ) призывает общество и государство «ревностно, не только на словах, но и на деле» заботиться о сохранении ценностей достоинства, свободы и прав человека, называя их в качестве приоритетных областей своего влияния3.

Сегодня все конфессии уделяют значительное внимание укреплению ценностных основ российского общества. Как отмечает в этой связи председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), «в современном обществе церковь является единственным социальным институтом, который не подвержен кризису, не теряет доверия людей, потому что созидает свое бытие на основе братской любви и бескорыстного служения людям». Митрополит Иларион считает, что церковь должна «вдохновлять молодежь, ориентировать ее на следование библейским нравственным идеалам», причем делать это «всеми доступными средствами — через проповедь в храмах, через выступления в средствах массовой информации, через произведения искусства, через школьные программы и систему образования в целом»4.

Многие отечественные политологи отмечают сегодня особую роль традиционных конфессий в укреплении нравственных основ российского общества5. Значительным событием в российской общественной и религиозной жизни последних лет стало принятие крупнейшими религиозными конфессиями доктринальных документов, где сформулированы их позиции по отношению к наиболее важным проблемам жизни современного общества и человека, а также их видение собственных возможностей в решении этих проблем. Начало этому процессу положила РПЦ, Архиерейский собор которой в 2000 г. утвердил «Основы социальной концепции Русской право-

2 Василенко И.А. Роль символического капитала культуры в информационном обществе // Власть. 2017. № 7. С. 79.

3 Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека // Русская православная церковь: Официальный сайт Московского патриархата. 2008. 26 июня. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616

4 Иларион (Алфеев), митр. «Семья, христианство, общество: православный взгляд»: Доклад... на конференции «Православные и католики вместе в защиту семьи» // Русская православная церковь. Отдел внешних церковных связей. 2013. 13 ноября. URL: https://mospat.ru/ru/2013/11/13/news94252/

5 Подробнее см.: Василенко И.А. Современная российская политика. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2018. С. 114.

славной церкви»6. Через год Совет муфтиев России опубликовал документ «Основные положения социальной программы российских мусульман»7.

Затем свои социальные концепции приняли остальные религиозные организации (за исключением буддийских). Так, Российский объединенный союз христиан веры евангельской сформулировал «Основы социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской», Евро-азиатское отделение Церкви христиан адвентистов седьмого дня опубликовало «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня России». Кроме того, этими организациями с участием Российского союза евангельских христиан-баптистов и Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в России был выработан совместный документ — «Социальная позиция протестантских церквей России». Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России опубликовал «Основы социальной концепции иудаизма в России».

А.В. Пчелинцев справедливо отмечает, что такая активная публикация социальных доктрин религиозными организациями России — событие беспрецедентное за всю историю: по существу, это изъявление их позиций по вопросам общественного развития, политических процессов в стране, отношений с властью8. Многие исследователи подчеркивают близость или даже практически полное совпадение названий документов большинства религиозных конфессий с документом РПЦ, а также некоторые совпадения структуры этих доктрин, что подтверждает высокий авторитет РПЦ среди отечественных конфессиональных организаций.

Формулировка ключевых принципов государственно-религиозных отношений в рамках светского государства включена в «Основы социальной концепции РПЦ» и нашла отражение в аналогичных актах остальных конфессий. Интерпретация этих взаимоотношений со стороны традиционных конфессий в целом соответствует их трактовке нормами Конституции Российской Федерации и других основополагающих законодательных актов. Показательно, что в своей социальной концепции РПЦ призывает не рассматривать принцип светского государства исключительно в контексте «радикального

6 Основы социальной концепции Русской православной церкви [13-16 августа 2000 г.] // Русская православная церковь. Отдел внешних церковных связей. URL: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/

7 Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. М.: Духовное управление мусульман Европейской части России, 2001.

8 Пчелинцев А.В. Право на свободу совести и вероисповедания в социальных концепциях религиозных объединений России // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8. С. 9-10.

вытеснения религии из всех сфер жизни народа, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишения их права давать оценку действиям властей». Напротив, этот принцип трактуется ею как «известное разделение сфер компетенции церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга», что вполне соответствует конституционным нормам. Церкви, как справедливо указывается в концепции РПЦ, не следует претендовать на выполнение тех функций, которые принадлежат государству («противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение»). В то же время, отмечается далее, Церковь может обращаться к государственным институтам «с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения остается за государством»9.

В развитие этой мысли в социальной концепции РПЦ, в частности, подчеркивается: «В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии церкви»10.

В «Основах социальной концепции РПЦ» особо подчеркивается, что современное светское государство не должно вмешиваться в церковную жизнь, в вопросы ее управления, вероучения, литургическую и духовническую практику и пр. Государственные институты, по мнению РПЦ, вообще не должны вторгаться «в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами». Подчеркивается, что церковь ожидает от государства уважения ее канонических норм и иных внутренних установлений11.

Государство, со своей стороны, также уделяет сегодня значительное внимание государственно-религиозным отношениям,

9 Основы социальной концепции Русской православной церкви [13-16 августа 2000 г.]. П. III. 3.

10 Там же.

11 Там же.

подчеркивая особую роль традиционных конфессий в укреплении нравственных ценностей в обществе. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации12, принятой в 2015 г., отмечено значение укрепления роли традиционных ценностей для обеспечения стабильности общества. Этот важный политический документ формулирует стратегические национальные приоритеты России — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности страны. В частности, для предотвращения угроз национальной безопасности предусматривается необходимость сосредоточить усилия на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия

13

и веротерпимости13.

Стратегия национальной безопасности констатирует консолидацию гражданского общества вокруг традиционных ценностей, формирующих фундамент российской государственности, таких как свобода и независимость страны, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа России, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм14.

Таким образом, в настоящее время и государство, и церковь уделяют внимание выстраиванию государственно-религиозных отношений, чтобы укреплять традиционные ценности и совместно решать сложные проблемы духовного развития российского общества в целях обеспечения социально-политической стабильности страны. Однако несмотря на эти позитивные тенденции, среди отечественных политологов в настоящее время нет единства в понимании характера сложившейся модели государственно-религиозных отношений. Современные дискуссии о модели государственно-религиозных отношений в России обозначили несколько основных позиций.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях достаточно часто называет такие отношения партнерством15. Это отражает общую позицию РПЦ, выраженную в «Основах социальной концепции РПЦ»16, где присутствуют термины «соработничество» и «симфония». Отметим, что многие российские политики, в свою очередь, тоже часто используют такие термины, как «партнерство»

12 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

13 Там же. Разд. II.

14 Там же. Разд. IV.

15 Яковлева Е. Патриарх Кирилл рассказал об отношениях церкви и государства в России // Российская газета. 2016. 3 декабря. URL: https://rg.ru/2016/12/03/patriarh-kirill-rasskazal-ob-otnosheniiah-cerkvi-i-gosudarstva-v-rossii.html

16 Основы социальной концепции Русской православной церкви [13-16 августа 2000 г.].

и «симфония»17. Среди российских политологов данную позицию разделяют А.В. Исаев, М.О. Шахов и многие другие исследователи, которые полагают, что в нашей стране складывается кооперационная модель государственно-религиозных отношений, в рамках которой государство и церковь рассматриваются как равноправные партнеры18.

С критикой подобной точки зрения выступает А.В. Алексеев, который называет государственно-религиозные отношения в России «гибридными», соединяющими как демократические признаки, заложенные в основополагающих законодательных актах, регулирующих конфессиональную сферу, так и авторитарные характе-ристики19. К последним автор относит государственно-церковный бюрократизм, протекционизм в отношении главной традиционной конфессии, политизацию РПЦ. Все отмеченные тенденции можно обнаружить в любом светском государстве, в том числе в Европе, но при этом такие государства не называют авторитарными, поскольку и бюрократизация, и протекционизм еще не являются авторитаризмом. Соглашаясь в целом с тем, что отдельные признаки бюрократизации и протекционизма присутствуют, все же нельзя считать эти тенденции магистральными и определяющими.

Среди либеральных авторов достаточно часто высказывается мнение о том, что российская модель все больше тяготеет к государственной церкви20, с чем также трудно согласиться. Мы уже отмечали, что современное российское государство является светским, где подчеркивается уважительное отношение государства к традиционным конфессиям, соблюдается принцип веротерпимости.

Наиболее обоснованной представляется характеристика государственно-религиозных отношений как партнерских или кооперационных, в которых государство и церковь выступают как равноправные партнеры (к этому стремятся и государство, и церковь). Безусловно, не стоит идеализировать современные практики партнерских государственно-религиозных отношений. Тем не менее кооперационную модель вполне можно обозначить как современную

17 См., например: Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации // Русская православная церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. 2018. 1 февраля. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/5140132.html

18 Исаев А.В. Роль и место Русской православной церкви в развитии государства: история и современность // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 1. С. 138-148; Шахов М.О. Государственно-религиозные отношения: анализ типологий и «силовая модель» // Полития. 2003. № 3. С. 158-179.

19 Алексеев А.В. Гибридная модель государственно-церковных отношений в России // Власть. 2018. № 4. С. 25-26.

20ДесницкийА.С. Русская православная церковь и национализм // Контрапункт. 2015. № 2. URL: http://www.counter-point.org/wp-content/uploads/2015/12/desnitsky_ counterpoint2.pdf

позитивную форму государственно-религиозных отношений в России, которую необходимо продолжать развивать и совершенствовать.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.В. Гибридная модель государственно-церковных отношений в России // Власть. 2018. № 4. С. 25-28.

Василенко И.А. Роль символического капитала культуры в информационном обществе // Власть. 2017. № 7. С. 75-79.

Василенко И.А. Современная российская политика. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2018.

Десницкий А. С. Русская православная церковь и национализм // Контрапункт. 2015. № 2. URL: http://www.counter-point.org/wp-content/uploads/2015/12/ desnitsky_counterpoint2.pdf

Иларион (Алфеев), митр. «Семья, христианство, общество: православный взгляд»: Доклад... на конференции «Православные и католики вместе в защиту семьи» // Русская православная церковь. Отдел внешних церковных связей. 2013. 13 ноября. URL: https://mospat.ru/ru/2013/11/13/news94252/

Исаев А.В. Роль и место Русской православной церкви в развитии государства: история и современность // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 1. С. 138-148.

Пчелинцев А.В. Право на свободу совести и вероисповедания в социальных концепциях религиозных объединений России // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8. С. 9-14.

Шахов М.О. Государственно-религиозные отношения: анализ типологий и «силовая модель» // Полития. 2003. № 3. С. 158-179.

REFERENCES

Alekseev, A. V. "Gibridnaia model' gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii v Ros-sii," Vlast', No. 4, 2018, pp. 25-28.

Desnitskii, A. S. "Russkaia pravoslavnaia tserkov' i natsionalizm," Kontrapunkt, No. 2, 2015, URL: http://www.counter-point.org/wp-content/uploads/2015/12/desn-itsky_counterpoint2.pdf

Ilarion (Alfeev), mitropolit. "Sem'ia, khristianstvo, obshchestvo: pravoslavnyi vzgliad: Doklad... na konferentsii «Pravoslavnye i katoliki vmeste v zashchitu sem'I," Russkaia pravoslavnaia tserkov'. Otdel vneshnikh tserkovnykh sviazei, November 13, 2013, URL: https://mospat.ru/ru/2013/11/13/news94252/

Isaev, A. V. "Rol' i mesto Russkoi pravoslavnoi tserkvi v razvitii gosudarstva: istoriia i sovremennost'," Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, No. 1, 2010, pp. 138-148.

Pchelintsev, A. V. "Pravo na svobodu sovesti i veroispovedaniia v sotsial'nykh kontseptsiiakh religioznykh ob»edinenii Rossii," Konstitutsionnoe i munitsipal'noe parvo, No. 8, 2009, pp. 9-14.

Shakhov, M. O. "Gosudarstvenno-religioznye otnosheniia: analiz tipologii i 'silovaia model''," Politiia, No. 3, 2003, pp. 158-179.

Vasilenko, I. A. "Rol' simvolicheskogo kapitala kul'tury v informatsionnom ob-shchestve," Vlast', No. 7, 2017, pp. 75-79.

Vasilenko, I. A. Sovremennaia rossiiskaia politika. 2nd ed. Moscow: Mezhdu-narodnye otnosheniia, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.