Научная статья на тему 'Основные направления и методы совершенствования поддерживающих конструкций контактной сети железных дорог'

Основные направления и методы совершенствования поддерживающих конструкций контактной сети железных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
361
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТАКТНАЯ СЕТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / КОНСОЛИ / ИЗОЛЯТОРЫ / ОТКАЗЫ / ПОЛИМЕРНЫЕ КОМПОЗИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СТЕКЛОПЛАСТИК / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ / МЕХАНИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / RAILROAD CATENARY SYSTEM / CONSOLES / INSULATORS / REJECTION / POLYMER COMPOSITE MATERIALS / GLASS FIBER REINFORCED PLASTIC / ELECTRIC STRENGTH / MECHANICAL STRENGTH / MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кочунов Ю. А., Волгин Е. С.

Цель: Оценить существующие и перспективные направления по усовершенствованию и увеличению надежности поддерживающих конструкций контактной сети железных дорог, возможность применения полимерных композитных материалов при изготовлении консолей, а также их работоспособность. Методы: Проведен анализ статистических данных состояния поддерживающих устройств контактной подвески. Результаты: Проанализировано состояние консолей, находящихся в распоряжении «Трансэнерго» филиала ОАО «РЖД», рассмотрены причины нарушения нормальной работы поддерживающих конструкций. Описаны консоли, выполненные из полимерных композитных материалов отечественных производителей, определены их достоинства и недостатки, а также выявлены перспективы применения таких конструкций на контактной сети железных дорог России. Практическая значимость: Результаты работы могут быть использованы при разработке консолей из полимерных композитных материалов для контактной сети железных дорог, а также в качестве теоретического материала для студентов высших учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кочунов Ю. А., Волгин Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic trends and methods of improvement for supporting structures of the railroad catenary system

Objective: To evaluate current and perspective trends on safety improvement of supporting structures for the railroad catenary system, applicability of polymer composite materials in the production of consoles as well as their efficiency. Methods: Statistical data analysis of the catenary supporting structures was carried out. Results: The condition of consoles available to “Transenergo” the subsidiary of OAO “Russian Railways” was analyzed, reasons for correct operation failures were considered. Consoles produced from domestic polymer composite materials were described. Their strengths and weaknesses were determined. Application prospects of the above-mentioned structures for the Russian railroad catenary system were pointed out. Practical importance: The obtained results might be used in elaboration of consoles produced from polymer composite materials for the railroad catenary system and as theoretical material for students of higher educational institutions

Текст научной работы на тему «Основные направления и методы совершенствования поддерживающих конструкций контактной сети железных дорог»

УДК 621.332:3(07)

Основные направления и методы совершенствования поддерживающих конструкций контактной сети железных дорог

Ю. А. Кочунов, Е. С. Волгин

Уральский государственный университет путей сообщения, Российская Федерация, 620034, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

Для цитирования: Кочунов Ю. А., Волгин Е. С. Основные направления и методы совершенствования поддерживающих конструкций контактной сети железных дорог // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 1. - С. 84-95. 001: 10.20295/1815-588Х-2020-1-84-95

Аннотация

Цель: Оценить существующие и перспективные направления по усовершенствованию и увеличению надежности поддерживающих конструкций контактной сети железных дорог, возможность применения полимерных композитных материалов при изготовлении консолей, а также их работоспособность. Методы: Проведен анализ статистических данных состояния поддерживающих устройств контактной подвески. Результаты: Проанализировано состояние консолей, находящихся в распоряжении «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД», рассмотрены причины нарушения нормальной работы поддерживающих конструкций. Описаны консоли, выполненные из полимерных композитных материалов отечественных производителей, определены их достоинства и недостатки, а также выявлены перспективы применения таких конструкций на контактной сети железных дорог России. Практическая значимость: Результаты работы могут быть использованы при разработке консолей из полимерных композитных материалов для контактной сети железных дорог, а также в качестве теоретического материала для студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: Контактная сеть железных дорог, консоли, изоляторы, отказы, полимерные композитные материалы, стеклопластик, электрическая прочность, механическая прочность, эксплуатация.

Контактная сеть (КС) железной дороги - это часть тяговой сети железной дороги, предназначенная для обеспечения токосъема и состоящая из контактной подвески, экранирующих и усиливающих проводов, опор, поддерживающих устройств и фиксирующих конструкций [1]. Поддерживающие устройства закрепляют провода КС в определенном положении относительно оси пути, уровня головки рельса, земли и других сооружений. Для этих целей используют консоли, кронштейны, фиксаторы, жесткие (ригели) и гибкие поперечины [2].

В статье проведен анализ состояния консолей, находящихся в распоряжении «Трансэнер-

го» - филиала ОАО «РЖД», выявлены причины нарушения нормальной работы поддерживающих конструкций, а также перспективы усовершенствования и возможность изготовления консолей из полимерных композитных материалов (ПКМ).

На основании ежегодных анализов работы «Трансэнерго» определено общее количество нарушений нормальной работы КС и из них выделены отказы консолей (рис. 1) [3]. На рис. 2 представлена диаграмма соотношения отказов консолей и изоляторов от общего количества устройств КС. На ней видно, что консоли выходят из строя в среднем около 6,5 %, а

E-i

э

£

1200 1000 800 600 400 200 0

m (Я К H

О

25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

94-1 94-1 983

866 881 878 ^735 828 846 730

641 606 574 551 552 52:

156 176 155 146 87 116 143 136 157 147 125 95 115 117- 95

О— .53 ф 47 -Ù- =*2 Jm —iV^ -fa Jto

:со= :сс- :со: :í;oí :ос :ocí :ocí :ск: :cii :ci: :í;i= :gi- :ch :oií :or :ois Год

Рис. 1. Общее количество нарушений нормальной работы КС: 1 - общее количество отказов за год; 2 - количество отказов консолей; 3 - количество отказов изоляторов

20,0 18.6 20,1 19,5 20,0 21,2 -û-1 -Ш

K;0 17,7 16,0 14,0 15,7 13,8/ SJ7,3 Л4,0

Si 1,8 Д 1 1,6 P Л 10,1

6,1 5,3 5,1 7,4 6,5 6,0 \ 5 7,7 8,3 6,8

;,з ^2,9

-2

юс? :сс- :сс: :ccí :сс iccs ;сс; :cic :cii :ci: :ci? :ci- :ci: :cií :cr :cis Год

Рис. 2. Соотношение отказов консолей и изоляторов от общего числа нарушений КС:

1 - консоли; 2 - изоляторы

отказы изоляторов составляют 17 % от общего числа отказов устройств КС.

Отметим, что консоли являются элементом поддерживающей конструкции, в которую также входят изоляторы. Отказов изоляторов существенно больше, чем отказов консолей (см. рис. 1 и 2). Таким образом, отказы поддерживающих конструкций составляют примерно 23 % от общего числа нарушений нормальной работы КС железных дорог.

С целью уменьшения повреждений поддерживающих конструкций выполняют проверку и регулировку консолей. При проверке оценивают состояние консоли, ее тяг, сварные соединения,

крепежные узлы и степень коррозии металла. Обращают внимание на положение валиков, шплинтов, наличие гаек, степень их затяжки. Резьбовые части покрывают антикоррозионной смазкой. На железобетонной опоре проверяют расстояние от ее вершины до хомута тяги консоли, которое должно быть не менее 200 мм. Проверяют крепления к консоли фиксатора, бугеля, узлы соединения изолятора с бугелем и несущим тросом, усиливающим или питающим проводом. В седле проверяют крепление плашки, соединение провода [4]. Выполняют диагностику изоляторов, осмотры и дефектировку фиксирующих элементов, покраску металличе-

ских частей и др. Это лишь небольшой перечень работ, который выявляет и предотвращает развитие дефектов консолей и изоляторов [5].

Повышение надежности устройств КС и консолей, в частности, - одна из актуальных задач для «Трансэнерго». В «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия развития РЖД) основным направлением инновационной деятельности является внедрение современных конструкций из ПКМ.

Опыт использования таких материалов на КС железных дорог достаточно большой, но в основном он связан с внедрением полимерных изоляторов. Вопрос применения ПКМ для изготовления комплексной поддерживающей конструкции, обладающей требуемой механической и электрической прочностью, до сих пор актуален. Такие консоли позволят отказаться от изоляторов, облегчат поддерживающую конструкцию, тем самым уменьшится нагрузка на опору, значительно повысится стабильность несущего троса, что является необходимой предпосылкой надежности КС при высоких скоростях движения поездов. Использование консолей из ПКМ

приведет к большей безопасности производства работ под напряжением [6].

Проведя литературный обзор, можно сказать, что консоли из ПКМ достаточно давно применяются в Европе, например на участках лесовозной железной дороги Тюрингервальдбан и Штрасенбан Гота [7], Ле Мур (Западные Альпы) [8], однако эти участки маломощные и развиваются как туристические. Кроме железных дорог, подобные конструкции можно встретить на КС трамвайных и троллейбусных линий [9].

Отечественные разработки в данной области представлены организациями «Универсал-контактные сети», Нанотехнологическим центром композитов «НКЦ», ВНИИЖТ, МГУПС (МИИТ), ОАО «РОСНАНО» [6, 10-13].

Одним из основных материалов для изготовления поддерживающих конструкций может быть стеклопластик, производство которого возможно методом пултрузии - непрерывной вытяжки профиля постоянного сечения путем протяжки пропитанных полимерным связующим армирующих стекломатериалов через нагретую формообразующую фильеру (рис. 3) [14], а также методом намотки стеклянного ровинга (рис. 4).

Рис. 3. Процесс изготовления стеклопластикового стержня методом пултрузии

К шпулярнику

Рис. 4. Технологический процесс мокрой намотки стеклянного ровинга

Используя параметры материала, габариты, схемы приложения и величины нагрузок, представленные в [6, 12], был проведен сравнительный расчет полимерных консолей в программе РОЦиБ, которая позволяет осуществить аналитические исследования механической составляющей конструкций любой формы. Интерфейс достаточно простой и понятный даже для начинающего пользователя [15]. На первом

этапе создается модель (схема) конструкции, далее задаются технические характеристики материала, из которого она изготовлена. Программа позволяет оценить и построить эпюры: максимального изгибающего момента; поперечных, продольных сил; перемещения; реакций в сечении стержней.

На рис. 5 и 6 представлены расчетные схемы.

Рис. 5. Общая схема обратной полимерной консоли при нагрузке ^

а

б

Рис. 6. Эпюры моментов М (а), продольных сил N (б) и перемещений А (в) из цельного профиля

в виде стержня при нагрузке ^

Сравнительные расчеты произведены для консоли из цельного стержневого профиля, трубчатого профиля и для комбинированного варианта, в котором некоторые элементы выполнены в трубчатом исполнении, а другие в стержневом. При этом нагрузки, действующие на консоль, одинаковы.

Первым этапом анализа является изучение конструкции, выполненной из цельного профиля в виде «Стержень» при отрицательной нагрузке от воздействия результирующей нагрузки на несущий трос. Для остальных исследований схемы выглядят аналогично, изменяется лишь величина рассматриваемого показателя, результаты представлены в табл. 1, из которой видно, что более перспективным вариантом является комбинированное использование стержневых и трубчатых стеклопластиковых профилей при

изготовлении консолей. Однако данные расчеты несут лишь рекомендательный характер.

В ходе изучения конструкции отечественной консоли для КС железных дорог можно выделить следующее:

- разработчиками были выбраны трубчатые стеклопластиковые профили сечением 70х7,5 мм и 80х7,5 мм (такие профили являются унифицированными и на них можно применять стандартную арматуру КС [16]). На рис. 7 представлен общий вид полимерной консоли;

- основные виды испытаний и нормативные значения для полимерных консолей изложены в [6]. Электрические параметры материала полностью соответствуют заявленным требованиям, параметрам правил устройства электроустановок (ПУЭ) и специализированным ГОСТ;

ТАБЛИЦА 1. Сравнительные результаты расчета композитной консоли

Профиль Нагрузка, Р, Н Вид эпюры Показатели

«Стержень» «Труба»

Диаметром 70 мм 2500 М, Н 625 625

N, Н 5463,3 5463,3

А, мм 5,4 8,7

5000 М, Н 1250 1250

N, Н 10 926,6 10 926,6

А, мм 10,8 16,7

Диаметром 60 мм 2500 М, Н 625 625

N, Н 5463,3 5463,3

А, мм 10,02 14

5000 М, Н 1250 1250

N, Н 10 926,6 10913,6

А, мм 20,05 28,2

Комбинированная консоль диаметром 70 мм с использованием в качестве траверс «Стержень», в качестве тяг и подкоса «Трубу» 2500 М, Н 625

N, Н 5468,75

А, мм 5,4

5000 М, Н 1250

N, Н 10 937,3

А, мм 10,8

Рис. 7. Общий вид композитной консоли с фиксатором на опоре КС: НТ - несущий трос; КП - контактный провод; РТ - рессорный трос

- проверка механической прочности консоли в сборе проведена на стенде по схемам, показанным в [6], по результатам которых определено, что при приложении нагрузки повреждения элементов консолей и фиксаторов не зафиксированы; смещения узлов крепежной арматуры не обнаружены. Однако при прямом нагруже-нии прогиб стержня консоли не соответствует требованиям 1/100 длины элемента [6]. При обратном нагружении стержень фиксатора не отвечает требованиям, в частности, он не проходит испытания на устойчивость. Это можно объяснить тем, что выбран трубчатый профиль. Например, заменив трубчатые на цилиндрические стержни или используя несколько подко-

сов (тяг), можно добиться более жесткой конструкции [9].

Опытные образцы композитных консолей установлены на испытательном кольце на полигоне в Щербинке (рис. 8).

Частичную информацию о полимерных композитных консолях можно получить в передвижном выставочно-лекционном комплексе (ПВЛК) ОАО «РЖД», вагон «Нанотехнологии», ОАО «РОСНАНО» [17]. Основные преимущественные характеристики консолей из ПКМ рассмотрены в [10].

Несмотря на положительный эффект, показанный полимерными консолями при эксплуатации на полигоне в Щербинке, следует учи-

Рис. 8. Опытная эксплуатация композитной консоли

ТАБЛИЦА 2. Климатические данные предполагаемых мест установки консолей из ПКМ

Место установки Гололедный район Ветровой район Снежный район Зона степени загрязнения атмосферы Температурный район, t, °С (+/-) Относительная влажность воздуха, %

Соликамск II-III II VI VII I 36/-45 86

Магнитогорск III-IV III IV VI I 40/-41 78

Верхний Баскунчак III III I VI II 45/-37 83

Феодосия III III I-II IV III 38/-25 82

Красная Поляна IV V VII IV III 38/-23 83

ВСМ-1 I II III-IV IV II 36/-37 85

Примечание. Указаны участки центральной и южной частей России с точки зрения рационального способа доставки и проведения технического контроля консолей из ПКМ в опытной эксплуатации.

тывать незначительное влияние механических вательно, реальные показатели работоспособ-и электрических нагрузок, а также степени за- ности консолей из ПКМ можно получить либо грязнения атмосферы в данном районе. Следо- через длительный срок, либо при установке в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более суровых условиях эксплуатации, например в районах с сильно загрязненной атмосферой, вблизи химических или металлургических предприятий. На основании [4, 5, 18, 19] определены основные климатические зоны и выбраны наиболее сложные эксплуатационные участки (табл. 2). Опытная эксплуатация в этих районах показала бы более подробные функциональные данные работоспособности консолей из ПКМ. В табл. 2 указан участок высокоскоростной магистрали (ВСМ-1) «Окуловка-Мстинский мост», где достигается максимальная скорость пассажирского состава 250 км/ч (6 мая 2009 г. был установлен абсолютный рекорд скорости движения для Российских железных дорог - 281 км/ч) [20]. Участок ВСМ-1 относится к Медведевской дистанции электроснабжения, климатические данные которого также взяты из [4].

Заключение

В результате проведенных исследований определено, что повреждаемость консолей и применяемых на них изоляторов выражается в достаточно большом количестве отказов - суммарно 23 % от общего числа нарушений нормальной работы КС электрифицированных железных дорог. Одним из решений по уменьшению отказов может быть применение консолей, выполненных из ПКМ. Использование комбинированных конструкций консолей (стержневые и трубчатые профили) может привести к повышению их механической прочности. Применение консолей из ПКМ позволит получить эффект за счет существенной экономической эффективности. Несмотря на все достоинства новых конструкций, необходимо более подробное изучение их работоспособности путем опытной эксплуатации в условиях (районах) повышенной сложности.

Библиографический список

1. ГОСТ 12393-2013. Арматура контактной сети железной дороги линейная. Общие технические условия. - М. : Стандартинформ, 2013. - 26 с.

2. Контактная сеть и воздушные линии. Нормативно-методическая документация по эксплуатации контактной сети и высоковольтных воздушных линий : справочник. - М. : Департамент электрификации и электроснабжения Министерства путей сообщения Российской Федерации ; Трансиздат, 2001. -512 с.

3. Анализ работы Трансэнерго по итогам 2016 года. «Трансэнерго» - филиал ОАО «РЖД». - М. : ОАО «РЖД», 2017. - 93 с.

4. Контактная сеть и воздушные линии: иллюстрированное пособие по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети и воздушных линий. - М. : Департамент электрификации и электроснабжения ОАО «Российские железные дороги» ; Трансиздат, 2006. - 296 с.

5. Правила содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи. - Утв. распоряжением от 25 апреля 2016 г. № 753р (в ред. распоряжений ОАО «РЖД» от 02.08.2017 г. № 1540р, от 16.04.2019 г. № 736р). - М. : ОАО «РЖД», 2016. - 134 с.

6. Лукьянов А. М. Разрабатываем полимерные консоли / А. М. Лукьянов, Ю. Г. Чепелев, А. Н. Бардин // Мир транспорта. - 2016. - № 3 (64). - С. 60-71.

7. Кисслинг Ф. Контактные сети электрифицированных железных дорог : проектирование, расчет, сооружение, монтаж, эксплуатация / Ф. Кисслинг, Р. Пушманн, А. Шмидер. - 1-е изд. - М. : Сименс Россия, 2018. - 1176 с. - (SIEMENS. Indenuity for life.)

8. Железная дорога Ля Мюр (Гренобль, Франция). -URL : http://gidtravel.com/country/france/Geleznay_ doroga_La-Mur_dp9910.html (дата обращения : 25.01.2020 г.).

9. Кочунов Ю. А. Анализ производства кронштейнов контактной сети трамвайных линий, выполненных из полимерных композитных материалов / Ю. А. Кочунов, С. А. Чебаков // Транспортное дело России. - 2018. - № 5. - С. 120-123.

10. Каталог продукции НЦК. - URL : http://www. nccrussia.com/ru/products/220-konsol-kontaktnoj-seti-rzhd.html (дата обращения : 24.01.2020 г.).

11. Нанотехнологии на железнодорожном транспорте : каталог. - М. : РОСНАНО «Железнодорожная отрасль», ОАО «РЖД». 2013. - 32 с. - URL : https://docplayer.ru/27775070-Nanotehnologii-na-zheleznodorozhnom-transporte-nanotechnology-for-

railway-transport-stroim-novuyu-industriyu-fostering-a-new-industry.html (дата обращения : 24.01.2020 г.).

12. Предварительный национальный стандарт. Консоли из полимерных материалов для контактной сети железных дорог. Методы испытаний. - М. : Стандартинформ, 2014. - 14 с.

13. Кочунов Ю. А. Применение композитных материалов для изготовления поддерживающих конструкций линий продольного электроснабжения / Ю. А. Кочунов // Транспорт Урала. - 2014. - № 1 (40). - С. 7680.

14. Кленин Ю. Г. Опыт создания конструкций из композиционных материалов для автодорожной и городской инфраструктуры / Ю. Г. Кленин // Материалы Междунар. конференции «Композиты СНГ». Роза Хутор Сочи, 2012. - URL : http://ciscomposites. com/ru/archive/2012 (дата обращения : 24.01.2020 г.).

15. Построение эпюр в «Полюсе». - URL : http://al-vo.ru/mekhanika/postroenie-epyur-v-polyuse.html (дата обращения : 28.02.2020 г.).

16. Альбом КС-160.6.1-10. Консоли изолированные горизонтальные, фиксаторы, схемы установки, типоразмеры и таблицы применения. - СПб. : ЗАО «Универсал-контактные сети», 2010. - 164 с.

17. Передвижной выставочно-лекционный комплекс (ПВЛК) ОАО «Российские железные дороги». -URL : https://www.rusnano.com/about/press-centre/ news/20130425-fiop-obnovlena-ekspozitsiya-vagona-nanotekhnologii (дата обращения : 24.01.2020 г.).

18. СП 20.13330.2011. Нагрузки и воздействия. -Актуализир. ред. СНиП 2.01.07-85*. Офиц. изд. - М. : Минрегион России, 2016. - 86 с.

19. СП 131.13330.2012. Строительная климатология. - Актуализир. ред. СНиП 23-01-99*. Офиц. изд. -М. : Минрегион России, 2011. - 120 с.

20. Пролетел соколом. Высокоскоростной электропоезд «Сапсан» поставил спринтерский рекорд // Российская газета. - Федеральный вып. № 83 (4907). -2009. - URL : https://rg.ru/2009/05/12/sapsan.html (дата обращения : 24.01.2020 г.).

Дата поступления: 14.01.2020 Решение о публикации: 23.01.2020

Контактная информация:

КОЧУНОВ Юрий Александрович - канд. техн. наук, доцент; yukochunov@mail.ru ВОЛГИН Евгений Сергеевич - аспирант; EvgenVolgin007@yandex.ru

Basic trends and methods of improvement

for supporting structures of the railroad catenary system

Yu. А. Kochunov, E. S. Volgin

Ural State University of Railway Transport, 66, Kolmogorov ul., Yekaterinburg, 620034, the Sverdlovsk region, Russian Federation

For citation: Kochunov Yu. A., Volgin E. S. Basic trends and methods of improvement for supporting structures of the railroad catenary system. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2020, vol. 17, iss. 1, pp. 84-95. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-1-84-95

Summary

Objective: To evaluate current and perspective trends on safety improvement of supporting structures for the railroad catenary system, applicability of polymer composite materials in the production of consoles as well as their efficiency. Methods: Statistical data analysis of the catenary supporting structures was carried out. Results: The condition of consoles available to "Transenergo" - the subsidiary of OAO "Russian Railways" was analyzed, reasons for correct operation failures were considered. Consoles produced from domestic polymer composite materials were described. Their strengths and weaknesses were determined. Application prospects of the above-mentioned structures for the Russian railroad catenary

system were pointed out. Practical importance: The obtained results might be used in elaboration of consoles produced from polymer composite materials for the railroad catenary system and as theoretical material for students of higher educational institutions.

Keywords: Railroad catenary system, consoles, insulators, rejection, polymer composite materials, glass fiber reinforced plastic, electric strength, mechanical strength, maintenance.

References

1. GOST 12393-2013. Armatura kontaktnoy sety zheleznoy dorogy lineynaya. Obshchaya tekhnicheskiye usloviya [GOST 12393-2013. Contact system line armature. General technical specifications]. Moscow, Stan-dartinfrom Publ., 2013, 26 p. (In Russian)

2. Kontaktnaya set i vozdushniye linii. Normativno-metodicheskaya dokumentatsiya po ekspluatatsii kontaktnoy sety i vysokovoltnykh vozdushnykh liniy. Spravochnik [Catenary system and overhead lines. Regulatory and guidance documentation on operation and maintenance of catenary system and overhead lines. Reference guide]. Moscow, Departament elektrifikatsii i elektrosnabzhe-niya Ministerstva putey soobshcheniya Rossiyskoy Federatsii [Department for electrification and electricity supply of the Ministry of Railways of the Russian Federation], Transizdat Publ., 2001, 512 p. (In Russian)

3. Analiz raboty Transenergo po itogam 2016 goda ["Transenergo"performance analysis according to the results of 2016]. "Transenergo" - filial OAO "RZhD" [ "Transenergo" - subsidiary of OAO "Russian Railways'"]. Moscow, ОАО "Russian Railways" Publ., 2017, 93 p. (In Russian)

4. Kontaktnaya set i vozdusniye linii. Illustrirovan-noye posobiye po tekhnicheskomu obsluzhivaniyu i re-montu kontaktnoy sety i vozdushnykh liniy [Catenary system and overhead lines. Illustrated aid on maintenance and repair of catenary system and overhead lines]. Moscow, Departament elektrifikatsii i elektrosnabzheniya ОАО "Rossiyskiye zhelezniye dorogy" [Department for electrification and electricity supply of the Ministry of Railways of the Russian Federation], Transizdat Publ., 2006, 296 p. (In Russian)

5. Pravila soderzhaniya kontaktnoy sety, pitayush-chikh liniy, otsasyvayushchikh liniy, shuntiruyushchikh liniy i liniy elektroperedachy [Maintenance rules for catenary system, feed lines, feeder lines, shunt lines and power transmission lines]. Utverzhdeny rasporyazhe-

niyem ot 25 aprelya 2016 g. no. 753r. V redaktsii Raspory-azheniy OAO "RZhD" ot 02.08.2017. Approved by the Order dated April 25th 2016 N 753r. Received by OAO "Russian Railways" editorial board in August 2nd 2017 no. 1540r, dated 16.04.2019 no. 736r. Moscow, OAO "Russian Railways" Publ., 2016, 134 p. (In Russian)

6. Lukyanov A. M., Chepelev Yu. G. & Bardin A. N. Razrabatyvaem polimerniye konsoly [The design of polymer cantilever beams]. Mir transporta [The world of transport], 2016, no. 3 (64), pp. 60-71. (In Russian)

7. Kissling F., Pushmann R. & Schmider A. Kontakt-niye sety elektrifitsirovannykh zheleznykh dorog: proek-tirovaniye, raschet, sooruzheniye, montazh, ekspluatat-siya [Catenary systems for the electrified railroad: design, calculation, construction, installation work, running]. 1st edition. Moscow, Siemens Russia Publ., 2018, 1176 p. (SIEMENS. Ingenuity for life). (In Russian)

8. Zheleznaya doroga La Mur [La Mur railway] (Grenoble, France). Available at: http://gidtravel.com/country/ france/Geleznay_doroga_La-Mur_dp9910.html (accessed: 25.01.2020). (In Russian)

9. Kochunov Yu. A. & Chebakov S. A. Analiz proiz-vodstva kronshteinov kontaktnoy sety tramvainykh liniy, vypolnennykh iz polymernykh kompozitnykh materia-lov [Production study of brackets for tramline catenary, made from polymer composite materials]. Transportnoye delo Rossii [Transport business of Russia], 2018, no. 5, pp. 120-123. (In Russian)

10. Katalogproduktsii NTsK [Nanotechnology Center of Composites Product catalogue]. Available at: http://www.nccrussia.com/ru/products/220-konsol-kon-taktnoj-seti-rzhd.html (accessed: 24.01.2020). (In Russian)

11. Nanotekhnologii na zheleznodorozhnom transporte [Nanotechnologies for railway transport]. Moscow, ROS-NANO "Railwaty Branch", OAO "RZhD", 2013. 32 p. Available at: https://docplayer.ru/27775070-Nanoteh-nologii-na-zheleznodorozhnom-transporte-nanotechno-logy-for-railway-transport-stroim-novuyu-industriyu-

fostering-a-new-industry.html (accessed: 24.01.2020). (In Russian)

12. Predvaritelniy natsionalniy standart. Konsoli iz polimernykh materialov dlya kontaktnoy sety zheleznykh dorog. Metody ispytaniy [Preliminary national standard. Polymer consoles for railway catenary system. Testing methods]. Moscow, Standartinform Publ., 2014, 14 p. (In Russian)

13. Kochunov Yu.A. Primeneniye kompozitnykh materialov dlya izgotovleniya podderzhivayushchikh kon-struktsiy liniy prodolnogo elektrosnabzheniya [Application of composite materials in the production of supporting structures for direct power transmission lines]. Transport Urala [Ural Transport], 2014, no. 1 (40), pp. 76-80. (In Russian)

14. Klenin Yu. G. Opyt sozdaniya konstruktsiy iz kompozitsionnykh materialov dlya avtodorozhnoy i gorodskoy infrastruktury [Production of composite structures for road-transport and urban infrastructure]. Mate-rialy Mezhdunarodnoy konferenstii "Kompozity SNG" [Proceeding of the International conference "Composites of the CIS"]. Roza Khutor Sochi, 2012. Available at: http://ciscomposites.com/ru/archive/2012 (accessed: 24.01.2020). (In Russian)

15. Postroeniyeepyurv "Polyuse"[Constructionofdia-grams in "Polus"]. Available at: http://al-vo.ru/mekhanika/ postroenie-epyur-v-polyuse.html (accessed: 28.02.2020). (In Russian)

16. Albom KS-160.6.1-10. Konsoly izolirovanniye gorizontalniye, fiksatory, skhemy ustanovky, tiporazmery i tablitsy primeneniya [KS-160.6.1-10 manual. Isolated horizontal consoles, locking pins, installation diagrams, standard sizes and application charts]. Saint Petersburg, ZAO "Universal-kontaktniye sety" ["Universal catenary systems"], 2010, 164 p. (In Russian)

17. Peredvizhnoy vystovochno-lektsionniy kompleks (PVLK) OAO "Rossiyskiye zhelezniye dorogy" [Mobile exhibition and lecture complex (PVLK) of OAO "Russian Railways"]. Available at: https://www.rusnano. com/about/press-centre/news/20130425-fiop-obnov-lena-ekspozitsiya-vagona-nanotekhnologii (accessed: 24.01.2020). (In Russian)

18. SP 20.13330.2011. Nagruzky i vozdeistviya. Ak-tualizirovannaya redaktsiya SNiP2.01.07-85*. [SP [Set of Rules] 20.13330.2011. Loads and effects. Revised edition of SNiP [Construction Norms and Regulations] 2.01.07-85*]. Official publication. Moscow, Minregion Rossii [Ministry of regional development of the Russian Federation] Publ., 2016, 86 p. (In Russian)

19. SP 131.13330.2012. Stroitelnaya klimatologiya. Aktualizirovannaya redaktsiya SNiP 23-01-99* [SP [Set of Rules] 131.13330.2012. Building climatology. Revised edition SNiP [Construction Norms and Regulations] 2301-99*]. Official publication. Moscow, Minregion Rossii [Ministry of regional development of the Russian Federation] Publ., 2011, 120 p. (In Russian)

20. Proletelsokolom. Vysokoskorostnoypoezd "Sap-san" postavil sprinterskiy record [Flew like a falcon. High-speed electric train "Sapsan" broke sprint record]. Rossiyskaya gazeta, Federal issue no. 83 (4907), 2009. Available at: https://rg.ru/2009/05/12/sapsan.html (accessed: 24.01.2020). (In Russian)

Received: January 14, 2020 Accepted: January 23, 2020

Author's information:

Yury A. KOCHUNOV - PhD in Engineering, Associate Professor; yukochunov@mail.ru Evgeny S. VOLGIN - Postgraduate Student; EvgenVolgin007@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.