Научная статья на тему 'Основные направления гуманизации наказания за совершение экономических преступлений в Республике Казахстан'

Основные направления гуманизации наказания за совершение экономических преступлений в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / FREEDOM / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОСТУПОК / ECONOMIC CRIMES / OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тинистанова Салтанат Сайдахметовна

В данной работе рассматриваются основные направления гуманизации наказания за совершения экономических преступлений в Республике Казахстан. Материалы работы можно использовать на практических занятиях и при самостоятельной работе студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic ways of humanization of punishment for committing economic crimes in the republic of Khazahstan

The article describes the basic ways of humanization of punishment for committing economic crimes in the Republic of Kazakhstan. Materials of this research can be used during tutorial classes and students independent work

Текст научной работы на тему «Основные направления гуманизации наказания за совершение экономических преступлений в Республике Казахстан»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тинистанова

Салтанат Сайдахметовна

Кандидат исторических наук, доцент. Заместитель декана по учебной и воспитательной работе юридического факультета Жетысуйского государственного университета имени И.Жансугурова

Saltanat S. Tinistanova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Deputy Dean in educational and upbringing of the law faculty of I. Zhansugurov Zhetysuisk State University

e-mail: [email protected]

УДК 347.191.3

Основные направления гуманизации наказания за совершение экономических преступлений в Республике Казахстан

Basic ways of humanization of punishment for committing economic crimes in the republic of Khazahstan

В данной работе рассматриваются основные направления гуманизации наказания за совершения экономических преступлений в Республике Казахстан. Материалы работы можно использовать на практических занятиях и при самостоятельной работе студентов.

Ключевые слова и словосочетания: свобода, предпринимательская деятельность, экономические преступления, наказание, преступление, проступок.

The article describes the basic ways of humanization of punishment for committing economic crimes in the Republic of Kazakhstan. Materials of this research can be used during tutorial classes and students independent work.

Key words and word combinations: freedom, entrepreneurial activity, economic crimes, punishment, crime, offence.

Основными экономическими правами и свободами человека в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права.

В Конституции Республики Казахстан (статья 26) указано:

1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

4. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается» [1].

Преступные посягательства в сфере экономики, чаще всего связаны с деятельностью предпринимательских структур, в том числе, совместных предприятий либо банковских учреждений. В настоящее время, после окончания периода господства в экономике государственной монополии на собственность, в условиях возникновения принципиально новых субъектов хозяйствования, развития частной предпринимательской, коммерческой, банковской деятельности уголовное законодательство призвано, во-первых, обеспечивать соблюдение конституционных норм и иного законодательства (прежде всего - гражданского),

регулирующих рыночные отношения, и, во-вторых, пресекать злоупотребления свободой экономических отношений как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих хозяйствующих субъектов.

Признание свободы экономических отношений не означает отказ от их государственного регулирования. Более того, именно в условиях отказа от государственной монополии на собственность, когда собственник больше не является контролером, такой контроль превращается в гаранта общественных интересов, интересов потребителей, законных прав и интересов предпринимателей.

Экономические преступления это преступления против собственности и преступления в сфере экономической деятельности, нарушение авторских и смежных с ними прав [2].

Существуют следующие подвиды экономических преступлений:

-Преступления против собственности делятся на корыстные (корыстно насильственные и корыстно ненасильственные).

- Некорыстные посягательства против собственности (угон транспортного средства, уничтожение чужого имущества).

Преступления в сфере экономической деятельности делятся на 3 группы:

1. Преступления на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности. Незаконное предпринимательство.

2. Преступления, посягающие на финансовые интересы государства (уклонение от уплаты налогов)

3. Преступления, посягающие на отношения в сфере финансовой и кредитной деятельности (незаконное получение кредита, фальшивомонетничество) [3].

Содержащиеся в новом Уголовном кодексе нормы ответственности за преступления в сфере экономической деятельности ориентированы на защиту свободы предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства; объединяя в самостоятельную главу преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, закон исходит из общности видового объекта посягательства.

По новому Уголовному кодексу, принятому в 2014 г., предусмотрены 35 статей (Незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность; Лжепредпринимательство; Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров; Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой; Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем; Незаконное получение кредита или нецелевое использование бюджетного кредита; Нецелевое использование денег, полученных от размещения облигаций; Монополистическая деятельность; Незаконное использование товарного знака; и др.) [4].

Само понятие «преступления в сфере экономической деятельности» является относительно но-вым, поскольку в науку и практику оно вошло с принятием нового Уголовного кодекса РК и сегодня является названием главы 8 Уголовного кодекса, в которую включены составы преступлений, базирую-щиеся на использовании экономического механизма и должностного положения субъекта преступления.

Главой государства подписан закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей декриминализации преступлений в сфере экономической деятельности». Как указывается, закон направлен на либерализацию уголовной политики в отношении экономических преступлений [5].

Документ предусматривает внесение изменений и дополнений в 10 статей Уголовного кодекса. Сужается сфера применения статьи, предусматривающей уголовную ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (статья 193 УК).

Также предлагается исключить лишение свободы из санкций 2-х статей: внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений (ч.2 ст. 203 УК РК); утрата документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг (ст. 205-1 УК РК).

Документом из категории средней тяжести в категорию небольшой тяжести переводится ряд составов преступлений: нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг (ст. 202 УК РК); ложное банкротство (ст. 217 УК РК); незаконная банковская деятельность (ч.1 ст. 191 УК РК).

Расширяется перечень альтернативных лишению свободы наказаний в 5-ти составах преступлений, вводятся такие виды наказаний, как исправительные работы и ограничение свободы.

Статья об ответственности за нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг переводится из числа формальных в материальные преступления.То есть, уголовная ответственность будет наступать

не с момента начала общественно-опасного деяния, а с момента наступления последствий в виде причинения крупного ущерба.

Кроме того, уголовная ответственность по ст. 219 УК (об ответственности за представление заведомо ложных сведений о банковских операциях) будет наступать только в случае причинения крупного ущерба.

Как указывает первый заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан И. Меркель, должна существенно измениться система наказаний. Арест должен стать новым видом наказания, а не только мерой пресечения, как сейчас. Наказанием в системе уголовного законодательства станет и штраф, но не дополнительным, а основным.

- Штраф станет универсальным видом наказания, сказал Меркель, за проступки - от 25 до 50 МРП, за преступления - от 500 до 1000 МРП. При этом штрафы будут увеличены на 50-70% по всем санкциям. В случае уклонения от уплаты штрафа, назначенного за совершение уголовного проступка, он заменяется привлечением к общественным работам, за совершение преступления - заменяется лишением свободы. Все это позволит переориентировать правоприменительную практику, в том числе и судебную, на применение в большей степени штрафных санкций.

При этом совокупный размер удержаний из заработка осужденных не всегда сопоставим со степенью тяжести совершенного ими преступления, подчеркнул Меркель, а итоговая сумма, уплачиваемая в доход государства, значительно меньше штрафа, который мог бы быть назначен. В новой редакции исправительные работы исполняются путем ежемесячного перечисления от 20 до 40% заработка осужденного в доход государства [6].

За уголовные проступки устанавливаются пределы от 25 до 500 МРП. За преступления - от 500 до 10 000 МРП.

Общественные работы как наиболее мягкий вид наказания предлагается ввести только за уголовные проступки. Это означает выполнение не требующих высокой квалификации бесплатных общественно-полезных работ, организуемых местными исполнительными органами, как правило, в общественных местах. Устанавливаются на срок от 60 до 300 часов. В случае уклонения от общественных работ их заменяют арестом из следующего расчета: сутки ареста за 4 дня общественных работ [7].

Арест назначается только за проступки. Предусматривает строгую изоляцию от общества на весь срок наказания, а он устанавливается на срок до 6 месяцев.

Ограничение свободы назначается за совершение преступлений как альтернатива лишению свободы на срок до 7 лет. В целях исключения имеющейся на сегодня схожести условного осуждения и ограничения свободы содержание последнего также изменено: дополнено обязанностью выполнения бесплатных общественных работ в течение всего срока наказания. Отбывается по месту жительства, без изоляции от общества. Кроме того, впервые устанавливается так называемый пробационный (испытательный) контроль за осужденным, который включает исполнение им определенных обязанностей. Об институте пробации специалисты из разных стран говорили весьма одобрительно. В случае злостного уклонения от отбывания наказания ограничение свободы заменяется лишением свободы на тот же срок.

Лишение свободы. В этой части УК РК существенно не меняется. Как безальтернативная мера наказания лишение свободы осталось в 40% санкций УК, в основном - за тяжкие и особо тяжкие преступления.

По коррупционным преступлениям в обязательном порядке вносится представление президенту РК о лишении осужденного наград, званий, классных чинов.

Лишение права занимать определенную должность, заниматься определенными видами деятельности -эта мера стала дополнительным видом наказания. Основные концептуальные изменения - введение пожизненного запрещения занимать педагогические должности или заниматься работой с несовершеннолетними для тех лиц, которые осуждены за преступления в отношении детей и подростков.

Аналогично предложено ввести запрет на занятие государственных должностей лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений.

Что касается других положений общей части Уголовного кодекса, то впервые в Казахстане предложено ввести освобождение от уголовной ответственности под залог. Суд условно освобождает от уголовной ответственности, когда поручитель вносит залог, кратный максимальному размеру штрафа по этой санкции.

Применение распространяется на лиц, впервые совершивших уголовный проступок или преступление небольшой и средней тяжести, - объяснял первый заместитель Генпрокурора РК, - при условии, что санкция, назначенная судом за их совершение, - штраф. Если в течение испытательного срока виновный не совершит иного правонарушения, то сумма возвращается поручителю.

Уголовный кодекс РК принятый в переходный период развития нашего государства, в целом выдержал испытание времени. Его основополагающие положения в современных условиях способны служить достаточной правовой базой для охраны утвердившихся в нашем государстве общественных отношений. Как бы мы критично не оценивали уголовный закон, его действие способствовало становлению новых социально-политических и экономических отношений. При всех достоинствах уголовного законодательства РК ему не удалось избежать и недостатков.

Любой закон государства не совершенен, как не совершенен и сам человек, принимающий законы. Жизнь не стоит на месте, и за всеми ее изменениями нужно следить и адекватно реагировать, устраняя образующиеся проблемы в действующем уголовном законодательстве [8].

В этой связи профессор И.И. Рогов совершенно верно отмечает, что «состояние конституционной законности в стране во многом зависит от качества действующих законов и стабильности национальной нормативно-правовой базы. Материалы конституционного производства свидетельствуют о том, что некоторые законы принимаются без должной концептуальной проработки, нередко противоречат друг другу, а необоснованно часто вносимые в них изменения порождают нестабильность действующего законодательства и правоприменительной практики» [9].

Проведенный анализ юридической литературы, уголовного законодательства РК и правоприменительной практики приводит нас к выводу о том, что значительное количество преступлений небольшой тяжести, предусмотренных 7 главой Особенной части УК, следует перевести в сферу административной либо гражданско-правовой ответственности, значительно усилив при этом размеры штрафных санкций. На это обстоятельство неоднократно указывал в своих научных трудах профессор И.Ш. Борчашвили, говоря о том, что бороться с экономическими преступлениями выгоднее и эффективнее с помощью экономических санкций [10].

По этому поводу С. Калмурзаев отмечает: «говоря о незначительных преступлениях, так называемой «мелочевке», хотелось бы отметить, что более половины преступлений, подследственных органам финансовой полиции, относятся к преступлениям небольшой тяжести, где максимальное наказание предусматривает до двух лет лишения свободы, а часть из них вовсе не предусматривает наказания, связанного с лишением свободы. По этим делам при наличии предусмотренных законом обстоятельств мы должны принимать решения о прекращении дел (примирение сторон, деятельное раскаяние в связи с изменением обстановки)».

Уже приняты законодательные предложения по дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и повышению уровня защищенности интересов частного бизнеса, особенно малого и среднего.

Во-первых, исключается такая мера наказания, как лишение свободы лиц, совершивших экономические преступления независимо от их тяжести, в случае, если они добровольно возместят причиненный ими ущерб.

Во-вторых, увеличиваются размеры ущерба, при причинении которого наступает уголовная ответственность за экономические преступления. Например, при причинении ущерба организации или государству уголовное дело будет возбуждаться при сумме ущерба 10 000 МРП (15 120 000 тенге), а не 1 000 МРП (1 512 000 тенге), как в настоящее время. Это важный шаг по значительному сокращению количества возбуждаемых уголовных дел в сфере экономики, и, как следствие, снижению административного давления на бизнес.

В-третьих, повышение размеров ущерба не ослабит возможности государства по противодействию экономической преступности, поскольку одновременно значительно усиливается административная ответственность за совершение подобных правонарушений путем увеличения размеров штрафов. Более того, за совершение административных правонарушений в сфере экономики штрафы будут исчисляться не в фиксированных суммах с привязкой к МРП, а в процентном соотношении от причиненного ущерба или от незаконно полученного дохода. Такой подход позволит, наряду с взысканием с виновного причиненного ущерба, определить ему взыскание, адекватное содеянному.

В-четвертых, за совершение отдельных экономических преступлений будет предусмотрено наказание в виде штрафа как альтернатива лишению свободы, а в тех санкциях, где оно уже предусмотрено - увеличатся его размеры [11].

В целом, эти законодательные предложения направлены на улучшение бизнес-климата и исключения вмешательства силовых структур в предпринимательскую деятельность.

Нам представляется, что законодатель в борьбе с экономическими преступлениями недостаточно использует экономические санкции, которые могут быть применены в рамках гражданского и административного права, а также в рамках уголовного и налогового законодательства. Отсюда следует, что без достаточных оснований были криминализированы такие преступления, как воспрепятствование

законной предпринимательской деятельности, незаконное получение и нецелевое использование кредита и др.

Установление ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности призвано обеспечить уголовно-правовую охрану гарантированной Конституцией Республики Казахстан свободы экономической деятельности в рамках уголовного закона.

Начиная с 2011 года, прошло 3 этапа гуманизации экономических преступлений: законами 2011 г.(от 18 января и 9 ноября) и 2013 года(от 13 июня).

Этими законами декриминализированы такие деяния, как обман потребителей, регистрация незаконных сделок по природопользованию.

В десятки раз увеличены «пороги» уголовной ответственности, начиная с которых определяются значительный, крупный, особо крупный ущерб и размер.

К примеру, пороговое значение значительного размера по статье «Незаконное предпринимательство» увеличено со 100 до 1000 МРП, крупного размера - с 500 до 10 000 МРП, особо крупного размера - с 2 000 до 20 000 МРП. Тоже самое касается большинства преступлений в сфере экономики.

Таким образом, самый огромный пласт экономических правонарушений перестал быть уголовно-наказуемым.

Законами 2011 года лишение свободы исключено из санкций по 12 составам экономических преступлений, в 3 составах оно снижено.

Законом 2013 года лишение свободы исключено из санкций по 4 составам, снижен срок лишения в одной.

В новом Уголовном кодексе дополнительно к ранее принятым мерам декриминализированы 2 состава: «заведомо ложная реклама» и «утрата документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг».

14 составов экономических преступлений переведены в разряд уголовных проступков.

Это значит, что по этим деяниям срок давности привлечения к уголовной ответственности сократился до 1 года. Их совершение не повлечет судимости.

Такой подход, наряду с другими положениями нового УК, решает задачи снижения «тюремного населения».

Библиографический список:

1 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями) // ИС Параграф, 2015.

2 Большой юридический словарь / Под ред. проф. А. Я. Сухарева.- 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 858 с.

3 Борчашвили И.Ш. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, виды, ответственность. - Алматы, 2007. - 188 с. 4 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 14 июля 2014 года // ИС Параграф, 2015.

4 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 14 июля 2014 года // ИС Параграф, 2015.

5 Закон от 13 июня 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей декриминализации преступлений в сфере экономической деятельности» // ИС Параграф, 2015.

6 Меркель И. Появятся уголовные проступки//Наша газета, 2015.

7 Меркель И. Уголовные проступки - главные новшества Уголовного кодекса // zakon. kz.

8 Абдиров Н.М. Мы готовы принимать решения, которые будут работать на будущее //Казахстанская правда, 2011г. 17 мая.

9 Рогов. И.И. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан». // Казахстанская правда, 2008.г. 28 июля.

10 Борчашвили И.Ш. В РК уголовное наказание за часть финансово-экономических преступлений заменят альтернативным // www.newskaz.ru/economy.

11 Калмурзаев С. Бороться до чистой победы //газ. «Каз.правда». - 2008. - 29 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.