Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА ГОСУДАРСТВА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионина Марина Владимировна

В статье рассматриваются на основе нормативных документов основные направления государственной цифровизации. Предпринята попытка концептуального осмысления перспективных направлений, связанных с внедрением цифровых технологий в органы государственной власти. Автором также сформулировано понятие цифровой экосистемы государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ионина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF DIGITALIZATIONOF THE STATE: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses the main directions of state digitalization on the basis of regulatory documents. An attempt is made to conceptualize the promising directions associated with the introduction of digital technologies in public authorities. The author also formulated the concept of the digital ecosystem of the state

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 33

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ионина Марина Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: ioninaspb@mail.ru

В статье рассматриваются на основе нормативных документов основные направления государственной цифровизации. Предпринята попытка концептуального осмысления перспективных направлений, связанных с внедрением цифровых технологий в органы государственной власти. Автором также сформулировано понятие цифровой экосистемы государства

Ключевые слова: цифровая экосистема государства; цифровая экономика; цифровые технологии; цифровые компетенции; цифровые услуги

THE MAIN DIRECTIONS OF DIGITALIZATION OF THE STATE: PROBLEMS AND PROSPECTS

Ionina Marina V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of the Research Department, e-mail: ioninaspb@mail.ru

The article discusses the main directions of state digitalization on the basis of regulatory documents. An attempt is made to conceptualize the promising directions associated with the introduction of digital technologies in public authorities. The author also formulated the concept of the digital ecosystem of the state

Keywords: digital ecosystem of the state; digital economy; digital technologies; digital competencies; digital services

Для цитирования: Ионина М.В. Основные направления государственной цифровизации: проблемы и перспективы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 60-66.

Фактором, послужившим мощным толчком к полномасштабной цифровизации государства, стало послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г., в котором было предложено «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения - цифровой экономики» [1]. Это повлекло за собой глубокие изменения в различных секторах экономики и социальной сферы, требующих создания правового поля и нормативного регулирования цифровой среды, разработки и распространения цифровых технологий, формирования цифровых компетенций как для потребителей услуг, так и для поставщиков, которыми могут выступать и государственные органы власти, и представители бизнеса. Кроме того, потребовалось внедрение программ и систем с использованием элементов искусственного интеллекта, высокоскоростной обработки большого объема данных в бизнес-структурах, в государственных компаниях и в органах государственного управления, что определило фундаментальные преобразования во всех сферах жизни и деятельности общества.

Реализация цифровой стратегии государства обусловлена достижением целей по укреплению безопасных цифровых систем и их интеграции в единую платформу, доступностью новых цифровых сервисов для граждан, снижением издержек и развитием бизнеса, стимулированием конкуренции.

Оптимизация государственных услуг ведется по двум направлениям - это комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (моносервисы) [2].

Государственная информатизация в России в настоящее время переходит на новый уровень: вместо разрозненных отдельных информационных систем федеральных ведомств, региональных органов власти и государственных сервисов должна появиться единая цифровая экосистема государства (ЦЭГ), что может стать не только драйвером экономического роста, но и основой для сохранения экономического и технологического суверенитета.

В настоящее время понятие ЦЭГ не нашло своего законодательного закрепления, в связи с чем автором предлагается собственное определение данного понятия: цифровая экосистема государства - это совокупность среды, системы и культуры общественной жизни, являющаяся отправной точкой любого цифрового взаимодействия, включающая в себя конгломерат заинтересованных сторон, опирающихся в своей деятельности на информационные сервисы и бизнес-процессы, формирующих благоприятную среду для расширения возможностей в экономической, политической, социальной сферах, использующих дистанционные каналы (цифровые технологии) для снижения террито-

риальных барьеров и обеспечения потребностей в получении всего спектра услуг в нашей стране.

Цифровая трансформация государства направлена на создание сбалансированных регуляторных условий для участников цифровых рынков - безопасной цифровой среды, развития национальных экосистем и платформ и развития национальной экономики [3].

Экосистема создает основу для государственно-частного партнерства при цифровизации различных отраслей экономики, предоставляя возможность присоединения множеству сторон-

них разработчиков - создателей новых продуктов - приборов, инструментов и новых цифровых услуг [4].

Основополагающие документы цифровой трансформации государства представлены на рис. 1.

Согласно данным правовым документам, составляющим архитектуру и принципы функционирования ЦЭГ, основными, образно говоря, столпами принципа трансформации государства являются: информационное общество, цифровая экономика и информационная инфраструктура, которые охватывают пять сквозных тем: технологическую

Рис. 1. Документы цифровой трансформации государства [2; 5]

интеграцию, кибербезопасность, новые технологии, геополитическое позиционирование, формирование правового поля и модернизацию нормативной базы (рис. 2).

Информационное общество (ИП). Согласно Указу Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» ИП представляет собой «общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан» [5]. Информационное общество фокусируется на цифровых технологиях и осуществляет деятельность, связанную с производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний в рамках, очерченных правительством, гражданским обществом и средствами массовой информации и разделено на четыре сферы:

1. Электронное правительство (ЭП) (е^оуегп-шеп1:) - правительство, предоставляющее в режиме онлайн государственные и муниципальные услуги и осуществляющее взаимодействие в электронном формате с органами государственной власти, гражданами, организациями с использованием внутренних информационно-технологических процессов и систем. ЭП использует цифровые технологии как

неотъемлемую часть стратегии модернизации -создания экосистемы цифрового правительства. ЭП осуществляет планомерную работу по повышению качества и уровня доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предоставляет возможность их получения по принципу «одного окна», обеспечивает межведомственное электронное взаимодействие, а также повышение открытости деятельности государственных органов и участие граждан в принятии государственных решений [6].

Ключевой детерминантой преобразований можно обозначить функциональную совместимость обмена информацией и перекрестную доступность взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Рассматривая структуру электронного правительства можно выделить три достаточно пространные категории взаимодействия:

а) предоставление государственных электронных услуг гражданам, бизнес-сообществу. Осуществляется посредством онлайн-порталов, открывающих доступ к информации и возможность выполнения комплекса административных процедур. Государственные онлайн-порталы объединяют правительственную информацию и услуги для частных лиц (62С) и бизнеса (62Б);

б) хранение данных, поскольку инфраструктура

Рис. 2. Цифровая экосистема государства [2; 5]

ЭП состоит из ряда цифровых правительственных систем, включая межведомственные информационные системы, программно-аппаратную инфраструктуру;

в) вовлечение граждан и организаций в формирование ЦЭГ. Заключается в получении обратной связи от участников, потребителей услуг и в мониторинге данной информации с целью повышения качества государственных услуг, оказываемых в электронном виде [2]. Мониторинг качества государственных услуг как механизм обратной связи для сбора информации о качестве предоставления услуг в виде ответов на онлайн-опросы, петиций пользователей, сообщений о перебоях в обслуживании позволяет оперативно реагировать на любую сложившуюся ситуацию и принимать решения по скорейшему устранению возникшей проблемы, а также дает возможность на основе полученных отзывов и предложений совершенствовать качество и формы предоставления услуг.

2. Медиа, т.е. средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемое ими медиапространство - способствует взаимодействию гражданского общества и СМИ в формировании свободной информационной среды. «Полнота и объективность информации, предоставляемой СМИ, влияет на создание политической и правовой культуры в стране. Следовательно, СМИ как институт гражданского общества выполняет функции по информированию населения, формированию общественного мнения, повышению правовой и политической культуры граждан, созданию возможности для самоорганизации граждан» [7].

3. Цифровые права - цифровая защита основных прав человека в режиме онлайн: свобода использования электронных устройств и коммуникационных сетей, в частности сети Интернет, защита прав интеллектуальной собственности, прав связанных с конфиденциальностью и безопасным хранением личных данных, защита пользователей и борьба с нелегальным контентом (копии заблокированных сайтов, сайты-двойники, распространение фейков в социальных сетях и т.д.).

4. Управление Интернетом - определяется как разработка и применение правительством, частным сектором, гражданским обществом и техническим сообществом, в рамках соответствующих функций, общих и взаимодополняющих принципов, норм, правил, процедур принятия решений, регулирующих развитие и использование Интернета [8]. Думается, следует обратить внимание и выделить две основные модели управления Интернетом:

- многосторонняя модель, представляющая собой совместные усилия правительства, частного сектора, технического сообщества и гражданского общества;

- государственная модель, в которой все процессы, и решения принимаются в основном без участия заинтересованных сторон.

Управление Интернетом затрагивает ряд воп-

росов государственной политики, включая торговлю, гражданские свободы, кибербезопасность и суверенитет, а также многосторонние меры реагирования на незаконную деятельность, например утечка данных, мошенничество. Многосторонний подход к управлению Интернетом гарантирует, что ни одна из заинтересованных сторон не сможет монополизировать контроль.

Цифровая экономика. Согласно правовым документам цифровая экономика это - «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых, по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [3]. Цифровая экономика исследует роль цифровых технологий в повышении экономических возможностей, конкурентоспособности и эффективности торговли, а также глобальной экономической интеграции. Цифровая экономика оценивает возможности и барьеры внедрения цифровых финансовых услуг, электронной коммерции и цифровой торговли, способна анализировать сильные и слабые стороны локальной цифровой технологии, цифровой кадровый резерв и среду технологических стартапов. В рамках цифровой экономики можно выделить:

1. Цифровой кадровый резерв, который предполагает «наличие квалифицированных кадров, и в целом, формирования модели компетенций служащих, которая отвечала бы современным вызовам» [2] и поддерживала рост и развитие цифровых экосистем в стране. Предназначение цифрового кадрового резерва - «непрерывное развитие участников кадрового резерва в области цифровой трансформации и информационных технологий; оценка профессиональных и личностных компетенций; получение индивидуального паспорта компетенций с персональными рекомендациями по их развитию; трудоустройство в органы власти и бюджетные организации, реализующие проекты цифровой трансформации» [2]. Цифровой кадровый резерв формируется различными высококлассными специалистами - это выпускники вузов, ученые, техники и специалисты в информационной сфере, предприниматели и политики. В пул цифровых талантов могут также включиться профессионалы в области цифровых медиа (маркетологи, влиятельные лица в социальных сетях, журналисты и проч.). «Новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечении массовой цифровой грамотности и персо-нализации образования» [2]. Квалифицированный цифровой кадровый резерв способствует построению сильной, конкурентоспособной на глобальном

уровне цифровой экономики и может проложить путь к цифровой трансформации страны.

2. Среда технологических стартапов, т.е. объединения компаний или групп людей, ориентированных на создание инновационных продуктов и быстрое развитие высокотехнологичной индустрии в целом, в том числе локальных цифровых технологий, «вносящих вклад в экономическое развитие, которое выражается в быстром росте и внедрении инноваций и технологий, развитии новых отраслей экономики, создании новых рабочих мест» [9]. Представляется, что среда технологических стар-тапов является одним из показателей роста технологического прогресса в стране. Перспективная, конкурентная стартап-среда способна привлечь иностранные инвестиции, стимулировать квалифицированных ИТ-специалистов развиваться в рамках страны, не покидая ее пределов. К стимулирующим и мотивирующим факторам можно отнести не только уровень заработной платы, но и возможность участвовать в масштабных проектах, мероприятиях грантового финансирования, выполнять интересные, перспективные задачи, при этом большое значение играет комфортная рабочая среда, в том числе возможность удаленной работы.

3. Цифровая торговля. В узком смысле - это предоставление услуг и доставка товаров с использованием сети Интернет. В широком понимании цифровая торговля включает в себя предоставление широкого спектра цифровых услуг, таких как облачное хранилище и программное обеспечение, банковские платформы и платформы электронной коммерции, цифровой мультимедийный контент, а также аппаратное обеспечение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). С помощью цифровой торговли осуществляется «взаимодействие через электронные банковские сервисы, информационно-коммуникационные и социальные сети, а также широкий спектр различных бизнес-моделей» [10], формируя вокруг себя торговую экосистему.

4. Электронная коммерция (electronic commerce) - деятельность, связанная с продажей или покупкой физических товаров или услуг с использованием онлайн-сервисов посредством сети Интернет. Электронная коммерция может осуществляться через цифровые платформы: формальные - Amazon, Wildberries, Ozon и неформальные - Facebook, Whatsapp.

5. Цифровые финансовые услуги - это использование денежных средств через цифровые платежи, сбережения и другие инструменты в сети Интернет и финансовые услуги (платежи, кредит, страхование, сбережения, консультации), предоставляемые с помощью цифровых каналов (мобильные телефоны, Интернет). Данные услуги могут предлагаться целым рядом поставщиков - от банков до множества небанковских финансовых учреждений, таких как микрофинансовые организации, поставщики цифровых кредитов и платежей,

поставщики технологий и эмитенты электронных денег. Хорошо спроектированные продукты создаются и пилотируются целевыми пользователями и работают в среде, для которой в приоритете защита прав потребителей.

Информационная инфраструктура. Относится к ресурсам, которые отвечают за формирование и поддержание работоспособности цифровой экосистемы государства, ИТ-архитектура которой включает в себя такие составляющие, как бизнес-архитектура, технологическая архитектура, телекоммуникационная инфраструктура. Информационную инфраструктуру можно разделить на четыре составляющих:

1. Инфраструктура подключения, которая относится к основополагающим компонентам, таким как волоконно-оптические линии и вышки сотовой связи, широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и беспроводные технологии сетей связи. Инфраструктура подключения может также включать инновационные технологии и модели развертывания.

2. Безопасность, функциональность, совместимость, конкурентоспособность - основные особенности развития телекоммуникационного рынка. Открытость для участия, государственное стимулирование и конкурентная среда формируют условия роста числа доступных цифровых сервисов и улучшения их качества и безопасности, при этом государство может избежать затрат на массовую разработку и продвижение прикладных сервисов, создавая среду для участия малого и среднего бизнеса, поддержки российских производителей сервисов, приборов и устройств [4].

3. Доступность цифровых услуг, т.е. способность выполнять разные функции: делать различия между группами населения, учитывая их экономический статус, наличие инвалидности, возраст или другие факторы, влияющие на возможность использования цифровых услуг. Следует отметить, что уязвимые группы населения часто не могут в полной мере участвовать в цифровой экосистеме. Для людей с ограниченными возможностями информационные государственные службы, по мнению автора, могут учитывать, например, инклюзивные элементы дизайна, предоставление услуг через веб-сайты или порталы, голосовые интерфейсы, поддержку в чате.

4. Цифровая грамотность. Подразумевает способность получать доступ к информации, находить нужную, создавать информацию путем набора текста с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической, социальной и политической жизни страны. Цифровая грамотность включает такие компетенции, как компьютерная грамотность, грамотность в области ИКТ, информационная и медиаграмотность, кибергигие-на, т.е. способность человека оставаться в безопасности в Интернет-пространстве с помощью определенного набора действий (рутинных процедур)

для повышения сетевой безопасности и работоспособности систем. Медийная (информационная) грамотность - способность осуществлять поиск и критически оценивать имеющуюся информацию (данные, новостные статьи, репортажи и т.д.), включает в себя также и умение пользоваться поисковыми системами [2].

Следует обратить особое внимание, что все составляющие цифровой экосистемы государства пересекаются обозначенными выше сквозными темами:

1. Технологическая интеграция. Она подразумевает единство и совместимость данных и тесную связь с уже существующими платформами обработки данных. Необходимо обозначить платформенные решения для государственных органов и для бизнеса, это:

- «Гособлако», или Государственная единая облачная платформа (ГЕОП), которая предназначена для всех участников проекта ЦЭГ, строится на общей ИТ-инфраструктуре и в общем контуре информационной безопасности с использованием единой интегрированной среды разработки [6];

- «Единая информационная платформа Национальной системы управления данными» («ЕИП НСУД») - федеральная государственная информационная система в инфраструктуре ЭП, предназначенная для систематизации государственных информационных систем, реестров и баз данных, автоматизации процессов управления данными и т.д. [11]. Модель «ЕИП НСУД» предполагает взаимодействие четырех систем в общей архитектурной схеме: «ЕИП НСУД», система межведомственного электронного взаимодействия, цифровой профиль и федеральные ресурсы населения;

- новая облачная система. Предназначена для компаний, переходящих с иностранных сервисов. Облако от российского оператора призвано стать альтернативой наиболее популярным зарубежным облачным сервисам - Amazon, Google Cloud и Microsoft Azure и другим, которые объявили о приостановке своей деятельности на территории России [6].

2. Кибербезопасность - защита информационно-коммуникационных систем и информации от повреждения, несанкционированного использования. Эффективная политика в отношении кибербезопасности, по мнению автора, требует разработки стратегии, а также возложении обязанностей по ее реализации на государственные органы исполнительной власти, которые призваны организовывать и вести деятельность в направлении защиты информации и предотвращения кибератак. Кибербезопасность в цифровой экономике включает в себя меры, которые защищают потребителей и электронные системы от киберугроз, обеспечивая стабильность финансовой системы и платформ электронной коммерции [6].

3. Новые технологии. Термин «новая технология» охватывает облачные вычисления, искус-

ственный интеллект (А1), Интернет вещей (1оТ), блокчейн, 5С и другие технологии. Думается, государственные услуги могут быть улучшены с помощью новых технологий, таких как реестры, поддерживаемые блокчейном, и предоставление электронных услуг гражданам на основе искусственного интеллекта.

4. Геополитическое позиционирование. В санкциях, принятых в отношении России от недружественных стран, существует частичный запрет на поставки высокотехнологической продукции, необходимой для создания и поддержки функционирования ИТ-инфраструктуры. Существуют и риски открытого программного обеспечения (ПО), которое используется в госучреждениях, поскольку геополитические тенденции разных стран демонстрируют случаи изменения лицензионного соглашения зарубежных вендоров. С учетом проводимой в Российской Федерации политики им-портозамещения взят курс на постепенный отказ от зарубежных технологий для обеспечения технологической безопасности и независимости объектов критической информационной инфраструктуры, переход на отечественное ПО [12].

5. Формирование правового поля и модернизация нормативной базы. По мнению автора, требуется оперативное регулирование нормативно-правовой базы и правовых документов, регламентирующих функционирование ЦЭГ, а также создание правовых основ и принципов взаимодействия инфраструктуры электронного правительства с коммерческими системами для глобальной интеграции платформ бизнеса и государства в единую систему и поддержания качественной конкуренции на российском рынке, соблюдение интересов потребителей и поставщиков экосистем, платформ. Требуется создание гибкой системы правового регулирования цифровой экономики, снятие первоочередных барьеров для развития современных технологий и ведения бизнеса в таких сферах, как гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат [2].

В заключение следует подчеркнуть, что главным принципом успешного внедрения цифровой экосистемы государства является функционирование в тесной взаимосвязи всех ее составляющих: информационного общества, цифровой экономики, информационной инфраструктуры - трех столпов ЦЭГ. Важно особо отметить, что внедрение новых технологий радикальным образом меняет роль человека в бизнес-процессах, повышает производительность труда и создает новые ценностные предложения для потребителей.

Одним из направлений эффективной реализации «Стратегии цифровой трансформации», «Проектов цифрового развития», как было отмечено ранее, является формирование цифрового кадрового резерва, для которого недостаточно базовых компетенций. Требуются определенные

личностные характеристики, важные для достижения масштабных целей и задач, поставленных руководством страны в сфере цифрового развития.

Все условия функционирования ЦЭГ могут и должны стать не только драйвером экономического роста, но и основой сохранения экономического и технологического суверенитета страны.

Библиографический список:

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения: 22.08.2022).

2. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: 22.08.2022).

3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: https:// www.economy.gov.ru (дата обращения: 22.08.2022).

4. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Яси-новская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнес-информатика. 2017. № 4 (42). С. 17-28.

5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» //

СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/716705 70/?ysclid=l803nbz1c5697934270 (дата обращения: 22.08.2022).

6. Официальный сайт аналитического агентства «TAdviser» URL: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 18.08.2022).

7. Тишкова А.С. Роль СМИ в формировании гражданского общества // Молодой ученый. 2019. № 42 (280). С. 159-161.

8. Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: https://ru.unesco. org (дата обращения: 18.08.2022).

9. Толмачев Д.Е., Чукавина К.В. Технологическое предпринимательство в российских регионах. Образовательные и географические траектории основателей стартапов // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 2. С. 420-434.

10. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/dmi/workgroup/Pages/default.aspx (дата обращения: 18.08.2022).

11. Официальный сайт Национальной системы управления данными URL: https://nsud.gosuslugi.ru/ifp/ portals (дата обращения: 15.08.2022).

12. Указ Президента РФ от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». URL: https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1535747/ (дата обращения: 18.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.