Научная статья на тему 'Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Узбекистане'

Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СПОРТ / ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБНОСТИ / СПРОС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ходжанов Азиз Рахимович

В данной статье освещается проблема государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Узбекистане»

Therefore, it is clear that language teaching will be successful if you manage to interest the students and make them tempt to study. This is an axiom that does not need to be proved, it needs to be only followed and to use for this purpose all available resource of tools that every teacher has.

References

1. Passov E.I. Foreign language lesson at High School. M.: Prosvesheniye, 1988.

2. Whitney N. Open Doors. Your Questions Answered...Oxford University Press, 1994.

3. Gurvich P.B. About four general methodological organization principles of foreign language teaching. Foreign languages at school,2004. № 1.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В УЗБЕКИСТАНЕ Ходжанов А.Р.

Ходжанов Азиз Рахимович - доцент, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства г.Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье освещается проблема государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: государственная политика, спорт, экономика, потребности, спрос.

Законом республики Узбекистан определены основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта, предусматривающие государственную поддержку развития физической культуры и спорта; обеспечение права каждого на свободный доступ к занятиям физической культурой и спортом, а также жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом; содействие развитию физической культуры и спорта среди инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями, а также групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите; и другие.

Также законом предусмотрены способы государственной поддержки развития физической культуры и спорта, включающие обеспечение участия спортсменов в спортивных мероприятиях, создания условий для использования физкультурно-спортивными организациями материально-технических и информационных ресурсов; содержания физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности; строительства новых и реконструкции действующих баз и центров спортивной подготовки и другие [1]. За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и в Узбекистане. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств - с другой, свидетельствуют о том, что спорт должен научиться самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов. Долгое время спорт и экономика рассматривались даже на Западе как две отдельные отрасли. Считалось, что спорт - это хобби, свободное времяпровождение, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. Сегодня все кардинально изменилось: в спорте можно заработать неплохие

деньги, разумеется, в условиях жесткой конкуренции, но и традиционные ресурсы спорта становятся все более ограниченными. Вследствие этих процессов становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных экономистах, управленцах, юристах, социологах. Это касается всех его сфер: спорта для зрителей, профессионального спорта, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления. Спорт нуждается в людях, которые могли бы, например, рассчитать стоимость строительства бассейна или проведения крупного спортивного события и не обладали при этом отрывочными знаниями о финансах, менеджменте, маркетинге, а разбирались в спортивной продукции, организациях, культуре спорта.

Сегодня многие хотят знать, насколько эффективно были использованы выделенные средства и могли бы они быть применены еще лучше для других целей. Другими словами, прежде чем принять решение о реализации спортивного проекта, необходимо рассмотреть альтернативные варианты, например организация выставок, строительство школ, больниц, спортивных комплексов и т.д.

Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена необходимостью определения экономического эффекта на спорт. Также это подтверждается тесным взаимодействием экономики страны и спорта.

Целью данной работы является основные направления государственной экономической политики в спортивной жизни страны.

Спорт и экономика в современном обществе тесно связаны между собой. Спорт оказывает значительное экономическое воздействие, например, посредством инновационных спортивных продуктов, соревнований и объектов. Правительство поощряет инновации и спортивные исследования с целью помочь спортсменам добиться лучших результатов и стимулировать участие в спорте. Но поддержание спортивного сектора также имеет общественную пользу для укрепления здоровья людей, совершенствования их культур, активного проведения досуга. Следует также отметить влияние физкультуры и спорта на экономическую сферу жизни государства и общества - на внешнеэкономические связи на качество рабочей силы, туризм и другие показатели экономической системы.

Основными направлениями программы определены «дальнейшее совершенствование законодательства, направленного на развитие системы организации и управления сферы физической культуры и спорта, укрепление материально-технической базы этой сферы, строительство современных спортивных комплексов, оснащение их современным спортивным оборудованием и инвентарем», и т.п.

Среди задач программы - организация физической активности населения, в том числе учащихся и студентов, проведение спортивных мероприятий, отбор и подготовка талантливых спортсменов среди молодежи.

Источниками финансирования программы станут средства Фонда развития детского спорта при Государственном комитете Узбекистана по физической культуре и спорту, средства внебюджетного Фонда развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов, средства госбюджета, местных бюджетов, спортивных федераций (ассоциаций), клубов, зарубежных инвесторов, обществ физической культуры и спорта, а также спонсорские средства юридических и физических лиц.

Таким образом, социальная политика в Узбекистане на всех этапах рыночных реформ включает в себя достаточно широкий круг вопросов, в числе которых -регулирование доходов населения, обеспечение занятости и формирование новых трудовых отношений, социальная защита и поддержка отдельных категорий и групп населения, развитие здравоохранения, физической культуры и спорта, образования.

Список литературы

1. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., № 5, ст. 37; 2010 г., № 17, ст. 130; 2011 г., № 9, ст. 84.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В УЗБЕКИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА Кудратова Л.А.

Кудратова Лола Абдувасиевна - преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г.Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: закономерность процесса функционирования и развития физической культуры и спорта в условиях современного рынка, состояние маркетинговых услуг и особенности их проявления в сфере физической культуры и спорта Узбекистана. Ключевые слова: маркетинговые услуги, физическая культура, рынок, факторы.

Маркетинговые услуги физической культуры и спорта Узбекистана мало изучены, важно привлечь к научному анализу достояние спортивной науки стран, которые на протяжении продолжительного времени развивают сферу физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений с использованием системы маркетингового механизма.

Данная статья посвящена анализу состояния, проблем и перспектив функционирования и развития сферы физической культуры и спорта в Узбекистане на этапе формирования экономики рыночного типа.

Можно утверждать, что в Узбекистане, как и в других странах, процесс функционирования и развития сферы физической культуры и спорта в современных условиях предопределяется действием большой совокупности факторов. Определение их полного перечня и характера влияния каждого из них на процесс формирования и развития рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта является довольно сложной научной задачей.

Оно еще больше усложняется, учитывая специфику переходного общества, политическая, социально-экономическая и другие сферы которого характеризуются нестабильностью, отсутствием четко очерченных тенденций функционирования и развития.

Учитывая это, следует, по мнению автора, ограничить сферу научного анализа факторами, которые во все времена и во всех странах наибольшей мерой определяют закономерности развития общества в целом, а также его составных включительно со сферой физической культуры и спорта [1].

С учетом изложенного, в работе рассмотрены две группы факторов, которые в настоящее время влияют, и на протяжении продолжительного времени будут предопределять специфику рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта в Узбекистане:

I группа - факторы, которые имеют объективную природу;

II группа - факторы субъективного характера.

Действие первой группы факторов вытекает из особенностей социальной среды, в которой действуют физкультурно-спортивные организации, специфики ее параметров (политических, экономических, правовых и т.п.). Субъективные факторы отражают специфику общественного сознания. Исходя из предмета исследования, нас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.