Научная статья на тему 'Основные направления государственной политики как фактор развития инновационной экономики'

Основные направления государственной политики как фактор развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / STATE / VENTURE CAPITAL / INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахумова О. В.

Становление инновационной экономики требует привлечения финансовых ресурсов и формирования эффективного рынка венчурных инвестиций, успешное становление и функционирование которого будет обусловливать устойчивость научно-технологического и экономического развития страны. В работе раскрываются приоритеты государственной политики, показывается роль рисковых инвестиций в развитии предприятий региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тахумова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy as a factor in the innovation economy

Formation of innovative economy demands attraction of financial resources and formation of the effective market of venture investments, successful formation and which functioning will cause stability of scientific and technological and economic development of the country. In work pri-orities of a state policy reveal, the role of brave investments in development of the enterprises of regional economy is shown.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной политики как фактор развития инновационной экономики»

ОСНОВНЫЕ HAПPAБЛЕHИfl ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

ТАХУМОВА О.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: takhumova@rambler.ru

Становление инновационной экономики требует привлечения финансовых ресурсов и формирования эффективного рынка венчурных инвестиций, успешное становление и функционирование которого будет обусловливать устойчивость научно-технологического и экономического развития страны. В работе раскрываются приоритеты государственной политики, показывается роль рисковых инвестиций в развитии предприятий региональной экономики.

Ключевые слова: государство; венчурный капитал; инновационная экономика.

Formation of innovative economy demands attraction of financial resources and formation of the effective market of venture investments, successful formation and which functioning will cause stability of scientific and technological and economic development of the country. In work pri-orities of a state policy reveal, the role of brave investments in development of the enterprises of regional economy is shown.

Keywords: state; venture capital; innovative policy.

Коды классификатора JEL: O31, O38.

В настоящее время государственная политика в области инновационного развития направлена на вливание государственного капитала в российскую экономику. Это должно способствовать развитию инновационных технологий, привлечению внутренних и иностранных инвестиций, созданию общероссийской инновационной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование института венчурных инвестиций, создание и продвижение новых технологий и т.д.

Такие меры связаны с необходимостью преодолеть зависимость социально-экономического состояния России от конъюнктуры мирового рынка нефти, повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке высокотехнологичной продукции, а также перейти от экспортноориентированной сырьевой экономики к инновационному типу развития.

Одним из направлений политики государства, которое связано с инвестированием в венчурные фонды, является символический капитал. Такой подход, на наш взгляд, позволит рассмотреть венчурные фонды и роль государства в их формировании и функционировании с точки зрения их конкурентоспособности на рынке инвестиций и способности привлекать финансовые ресурсы в инновационные проекты за счет использования символической составляющей общественно-экономических отношений государства и частного бизнеса.

В самом общем виде символический капитал проявляется в репутации, узнаваемости, известности, знаках достоинства, высоких социальных статусах и как разновидность социального имеет две особенности: во-первых, он связан с категориями восприятия субъектов и, во-вторых, не является непосредственно наблюдаемым.

Однако, говоря о различных видах капитала, необходимо отметить, что все они имеют социальную природу, поскольку связаны с восприятием, приданием смысла и передачей определенных знаков и символов и соответствующей им расшифровки, раскодирования. Следовательно, каждый из них оказывает воздействие на другой.

Рынок венчурных инвестиций не остался в стороне. Будучи простимулированным как внешними, так и внутренними причинами, государство более чем заинтересовано в развитии этого рынка, поскольку именно его успешное становление и функционирование будет обусловливать успех научно-технологического и экономического развития государства. Поэтому именно государство является одним из наиболее активных инвесторов и стратегических разработчиков: оно определяет инновационную политику, инвестирует государственный экономический капитал, формирует стратегии и приоритетные направления развития и т.д.

Вопрос участия государства в формировании инновационной системы изучался Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий. Исследование показало, что больше половины опрошенных

© О.В. Тахумова, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

38

О.В. ТАХУМОВА

специалистов в этой области (59%) согласны с тем, что роль государства и общественных организаций в формировании инновационной инфраструктуры должна быть усилена. Притом что треть (30%) опрошенных респондентов считает, что существующее «разделение труда» между общественным и частным секторами является равновесным и дальнейшее увеличение влияния государства не представляется необходимым.

Помимо того, что государство выступает соинвестором в этой области, некоторые исследователи считают, что государственная политика должна быть дополнена механизмами и схемами прямого стимулирования потребителей. Распределение символического капитала через механизм государственно-частного партнерства применительно к венчурным инвестициям происходит через такие организации, как ОАО «Российская венчурная компания» и сеть региональных венчурных фондов, сформированных с участием государственного капитала.

Источник формирования венчурного фонда является признаком, определяющим социально-экономическую дифференциацию между венчурными фондами. Это объясняется тем, что, во-первых, доступ к государственным финансовым ресурсам позволяет существенно снизить риски инвестора за счет диверсификации как источников формирования фонда, так и потенциальной возможности инвестирования большего количества инновационных проектов. Во-вторых, государственно-частные венчурные фонды имеют доступ к информационным базам, в которых может быть представлена информация о текущих инновационных разработках, ведущихся при государственной поддержке, и аналитический материал о перспективах отрасли, а также возможность предоставления привилегированного доступа венчурным фондам с государственным участием к инновационным проектам. В-третьих, государственный ресурс позволяет использовать такую составляющую социально-экономических отношений, как «надежность». Говоря об этом, нельзя не отметить тот факт, что наличие этого статуса хоть и позволяет этим фондам пользоваться различными привилегиями, но не исключает и их прямой зависимости от «материнской» компании в случае изменения доверия к последней. В продолжение нашего анализа можно предположить, что такие фонды получают соответствующее материнской компании отношение к себе со стороны других агентов.

Объективированное состояние символического капитала напрямую связано с необходимостью публичного показа, декларирования своей позиции в некотором пространстве социально-экономических отношений.

Согласно российскому законодательству венчурный фонд представляет собой закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых инвестиций, управление которым осуществляется управляющей компанией. В российской практике в состав управляемых ими активов могут входить фонды акций, фонды облигаций, смешанные фонды, фонды управления пенсионными резервами и т.д. Следовательно, управление венчурными фондами является лишь частью продуктовой линейки управляющей компании. Каждая управляющая компания имеет свой интернет-сайт, на котором представлена различная информация о деятельности компании: от периодических аналитических материалов и стоимости инвестиционных паев до актуальной позиции в существующих рейтингах. Именно интернет-сайты являются источником, из которого любой желающий может извлечь первичную информацию, на основании которой впоследствии будет сформировано некоторое общее представление и мнение об управляющей компании.

В целом, можно отметить, что государственное участие в венчурных фондах дает таким фондам возможность пользоваться дефицитными ресурсами, определяет их «привилегированный» статус, что, несомненно, лежит в основе любой стратификации - неравенства. Неравный доступ к различным ценным ресурсам предполагает деление агентов изучаемой нами отрасли на группу «ведущих на рынке» и «ведомых на рынке».

Таким образом, венчурные фонды представляются нам реализацией социально-экономических отношений государства и частного бизнеса. Они являются тем институтом, в котором сталкиваются различные интересы и стратегии. Результатом этой борьбы многие считают монополизацию рынка венчурных инвестиций, что может негативно сказаться на его конкурентной составляющей, а следовательно, и на эффективности его функционирования. В то же время, учитывая сложившуюся атмосферу недоверия инновационных компаний к венчурным фондам, можно предположить, что проанализированный нами процесс инвестирования государством символического капитала является инструментом повышения доверия участников инновационной инфраструктуры как к государству, так и к венчурным фондам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев А.Л. Проблемы и перспективы роста инновационно-промышленного потенциала региона. М.: ТЕИС, 2008.

2. Золотухина А.В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. М.: КРАСАНД, 2010.

3. Местников А.А. Развитие рынка венчурных инвестиций: социологический подход / Автореф. канд. социол. н.

Москва, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.