Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕОФФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕОФФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРНЫЙ СПИСОК / ДЕОФФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / АНТИОФФШОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЕНЕФИЦИАРНЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ / МЕХАНИЗМ ДЕОФФШОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бестужева Елена Владимировна

В работе анализируются проблемы практической реализации законодательства в сфере правового регулирования механизма оффшоризации и разрабатываются научно-практические рекомендации по деоффшоризации российской экономики в контексте активизации международного сотрудничества, учета специфики извлечения прибыли бизнес-структурами при различных схемах оффшорного взаимодействия и минимизации его негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY OF DEOFFSHORIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper analyzes the problems of practical implementation of legislation in the field of legal regulation of the offshoring mechanism and develops scientific and practical recommendations on deoffshorization of the Russian economy in the context of enhancing international cooperation, taking into account the specifics of profitmaking by business structures under various schemes of offshore interaction and minimizing its negative consequences.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕОФФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336.22

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕОФФШОРИЗАЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бестужева Елена Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, зам. директора по научной работе Королёвского филиала Международного юридического института

THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY OF DEOFFSHORIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Bestuzheva E. V.

candidate of Legal Sciences, associate Professor, deputy Director for scientific work of the Korolev branch International Law Institute

АННОТАЦИЯ

В работе анализируются проблемы практической реализации законодательства в сфере правового регулирования механизма оффшоризации и разрабатываются научно-практические рекомендации по деоффшоризации российской экономики в контексте активизации международного сотрудничества, учета специфики извлечения прибыли бизнес-структурами при различных схемах оффшорного взаимодействия и минимизации его негативных последствий.

ANNOTATION

The paper analyzes the problems of practical implementation of legislation in the field of legal regulation of the offshoring mechanism and develops scientific and practical recommendations on deoffshorization of the Russian economy in the context of enhancing international cooperation, taking into account the specifics of profit-making by business structures under various schemes of offshore interaction and minimizing its negative consequences.

Ключевые слова: оффшорный список, деоффшоризация экономики, антиоффшорное законодательство, бенефициарный владелец, механизм деоффшорного регулирования.

Key words: offshore list, deoffshorization of the economy, antioffshor legislation, beneficial owner, deoffshor regulation mechanism.

Одним из существенных, сдерживающих развитие особых экономических зон (ОЭЗ) факторов, является деятельность оффшорных зон. Комфортное налогообложение, отсутствие жестких правил предоставления отчетности, высокий уровень конфиденциальности, позволяющий обезопасить капитал от незаконных посягательств не только сторонних компаний, но и государственных структур - все это небольшие финансовые гавани, через которые удобно вести бизнес и увеличивать дивиденды. К этому инструменту организации экономической деятельности прибегают все страны мира, и Россия входит в их число.

Вывод доходов из национальной юрисдикции означает уменьшение прибыли государства. Именно поэтому страны ведут борьбу с оффшорными зонами и налоговыми гаванями.

Большинство стран сталкивается с тем, что многие национальные корпорации имеют подконтрольные компании в оффшорных зонах. Это приводит, в первую очередь, к снижению налоговых поступлений, а также к развитию теневой экономики. Исходя из этого применяются меры по деоффшоризации экономики.

Борьба с выводом налоговой базы за счет улучшения администрирования и закрытия

налоговых лазеек - это новый тренд российского законодательства. Налогообложение доходов компаний, зарегистрированных в оффшорах - один из важнейших стратегических шагов в этой борьбе. Такие меры активно поддерживаются другими странами и международными организациями [2].

Борьба России с утечкой денежных средств из страны производится по двум направлениям:

• развитие национальных особых экономических зон с целью создания наиболее привлекательного инвестиционного климата для внутренних и иностранных инвесторов;

• усовершенствование антиоффшорного законодательства. Именно это направление позволит уменьшить негативное влияние деятельности оффшоров на развитие ОЭЗ.

В последнее время в России был принят ряд нормативных актов, направленных на воспрепятствование использованию оффшорных компании российским бизнесом. Также наблюдается всплеск различных инициатив по этой проблеме на международном уровне. Рассмотрим основные правовые акты, регулирующие применение оффшоров отечественными предпринимателями.

Важное значение в так называемом «антиоффшорном» регулировании играют списки

оффшорных зон, которые применяются в России более 10 лет и составляются различными государственными органами. Нередко их называют «черными списками». В России подобные списки составляются Центральным банком и Министерством финансов РФ.

Согласно статье 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ, кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, в порядке, определяемом Банком России. Во исполнение данной нормы 7 августа 2003 года Указанием Центрального банка №1317-У был утвержден перечень оффшорных зон [5].

Указанный перечень делит все юрисдикции на три категории с понижением респектабельности и доверия от первой к третьей группе в целях дифференциации порядка установления корреспондентских отношений с банками указанных в перечне стран.

К первой категории относятся наиболее респектабельные юрисдикции, среди них: Нормандские острова, Остров Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Черногория и другие.

Во вторую включены большинство «классических оффшоров», в частности Белиз, Британские Виргинские Острова, ОАЭ, Сейшелы, Сент-Винсент, а также США (штаты Делавер и Вайоминг) и другие.

К третьей категории относятся наиболее «одиозные» по мнению Центробанка оффшорные юрисдикции: Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Обращаем внимание, что в указанном перечне ЦБ РФ отсутствуют такие популярные у российского бизнеса юрисдикции как Панама, Кипр и Люксембург.

Перечень оффшорных зон Центрального банка РФ используется исключительно в целях регулирования деятельности российских банков и распространяется только на них.

13 ноября 2007 года Министерством финансов России был принят свой список оффшорных зон, утвержденный Приказом №108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» [4].

В настоящее время список Минфина включает в себя 40 государств, в том числе основные оффшорные территории (Белиз, Британские Виргинские острова, Доминика, Маршалловы острова, Панама, Сент-Винсент, Сейшелы и другие), также многие низконалоговые юрисдикции (Гонконг, ОАЭ, Мальта и другие).

Список Минфина имеет важное значение в двух основных случаях:

- во-первых, при получении российской организацией дивидендов от иностранной компании. К дивидендам, полученным российскими организациями при условии владения не менее 1/2 капитала организации, платящей дивиденды в течение как минимум одного года, применяется ставка налога на прибыль ноль процентов. Однако она применяется только в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в рассматриваемый список оффшорных зон Минфина РФ. Если же нулевая ставка налога на прибыль не применяется, то доход российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций облагается по ставке 13% (пп.2 п.3 ст. 284 НК РФ).

- во-вторых, согласно положениям статьи 105.14 Налогового кодекса РФ сделки с резидентами оффшорных зон являются контролируемыми, если сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. рублей. Такие сделки контролируются налоговыми органами согласно положениям раздела V.! Налогового кодекса РФ, в частности, на предмет соответствия цены сделки рыночному уровню.

Следующим важнейшим событием в антиоффшорном регулировании в РФ является изменение 2013 года в законодательстве о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ были внесены изменения в Закон от 07.08.01 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступили в силу с июля 2013 года.

Данными изменениями в российское законодательство впервые было введено понятие бенефициарного владельца - физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом -юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В части выявления истинных бенефициаров, согласно пункту 1 статьи 6.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №2 115-ФЗ, юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений [6].

23 декабря 2016 года вступил в действие Федеральный Закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором ужесточены

требования к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации о бенефициарных владельцах [1].

Необходимо отметить, что, во-первых, расширена сфера действия Закона № 115-ФЗ, в результате чего, он регулирует отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

Во-вторых, в Закон № 115-ФЗ добавлена новая статья 6.1 «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах», согласно которой у физических и юридических лиц появятся новые права и обязанности.

В соответствие с изменениями, юридические лица обязаны:

1. располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев;

2. регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

3. хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о мерах, принятых по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, не менее пяти лет со дня получения такой информации;

4. представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о мерах, принятых по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Юридические лица вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

В-третьих, в КоАП РФ добавлена новая статья 14.25.1 «Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах», согласно которой неисполнение юридическим

лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о мерах, принятых по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, определенных законодательством РФ, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. руб.;

• на юридических лиц в размере от 100 до 500 тыс. руб. [3].

В 2014 году произошло знаменательное событие для российского законодательства. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 N 376-ФЗ [7], иначе говоря, «антиоффшорный» закон.

Согласно новому закону, использование оффшоров в России стало бессмысленным в связи с тем, что теперь появилась необходимость задекларировать всю цепочку проведенной операции.

Как известно, основная причина использования оффшоров - это даже не столько льготное налогообложение, сколько возможность сокрытия бенефициарных владельцев, утаить которых теперь закон об оффшорных зонах не позволяет. Таким образом, начиная с 1 января 2015 года, лица, которые являются владельцами зарубежных компаний или принимают в них долевое участие, должны незамедлительно сообщить об этом в налоговую службу. При этом данное предписание касается не только тех компаний, которые расположены в оффшорных зонах, а и резидентов любых других территорий.

Отдельно следует отметить само понятие «контролируемая иностранная компания» - КИК. Под данным понятием, согласно статье 25.14 НК РФ, подразумевается организация, которая не является налогоплательщиком в российский бюджет, но контролируется им. Контролирующим данную компанию органом будет считаться физическое или юридическое лицо, которое владеет определенной частью пакета акций этой компании, с 2016 года этот размер установлен как 25%.

Теперь российские компании, владеющие указанным уставным капиталом в иностранном бизнесе, должны предоставлять отчет о прибыли, которая превысила 50 миллионов рублей. Начиная с 2017 года, данный показатель опустится до 30 миллионов, а к 2020 - и вовсе к 10 миллионам.

В случае несоблюдения данного предписания антиоффшорный закон предусматривает наказание. Самым минимальным штрафом будет сумма в 100 тысяч рублей. А в качестве максимальной меры пресечения незаконных

действий избрано тюремное заключение сроком на 6 лет. Дополнительно отмечается, что налоговым резидентом в РФ считается лицо, которое пребывает на территории страны более 183 дней из 12 месяцев налогового периода. Соответственно, данный закон не распространяется на тех российских граждан, которые проживают за рубежом.

Таким образом, на сегодняшний день единственный законный способ владения оффшором без заявления о владельце -иммиграция. Но здесь возникает другой вопрос. Став гражданином любой развитой страны, к примеру, США или Великобритании, данному гражданину придется задекларировать в полном объеме весь доход, который он получает по всему миру. Здесь же следует отметить, что оформление второго гражданства без отказа от российского никак не влияет на обязательства гражданина перед российским налоговым законодательством. Единственным способом сохранить

конфиденциальность сведений является выезд в страну, где совершенно отсутствует подоходный налог. В данный момент к ним относятся Монако и ОАЭ, вопрос только в том, что ни один бизнесмен не может и не хочет проживать постоянно в этих странах. Отсюда можно сделать вывод: в ближайшие годы оффшорные схемы ожидает еще большее падение, что только на руку отечественной экономике.

Помимо внесенных изменений в законодательство о противодействии незаконным финансовым операциям, в Российское таможенное законодательство также внесены

«антиоффшорные» поправки.

Согласно пункту 1 статьи 86 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ, уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию, в соответствии с частью 3 статьи 87 настоящего Федерального закона;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза [8].

В вышеназванный Федеральный закон была введена новая часть 12 статьи 86 (Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013 N 134-ФЗ). В соответствие с этими дополнениями уполномоченному экономическому оператору откажут в предоставлении специальных упрощений, перечисленных в части 1 статьи 86 указанного закона в случае, если:

1) уполномоченным экономическим оператором осуществляется ввоз в Российскую Федерацию товаров, отправителем либо продавцом которых выступает юридическое лицо, зарегистрированное в оффшорной зоне;

2) если оплата товаров, ввозимых уполномоченным экономическим оператором в Российскую Федерацию, осуществляется путем проведения финансовых операций через оффшорные зоны.

Очевидно, что во многих случаях вести деятельность напрямую от имени оффшорной компании, невыгодно. Целесообразно

дополнительно использовать компании, зарегистрированные в низконалоговых и так называемых «оффшорных» юрисдикциях, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогообложения и которые не включены в перечни оффшорных зон.

Что касается основных «антиоффшорных» инициатив международного уровня, следует упомянуть о ратификации Россией Конвенции ОЭСР (Организации экономического

сотрудничества и развития) «О взаимной административной помощи по налоговым делам». Данная Конвенция ратифицирована одновременно со вступлением в силу Федерального закона «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» от 04.11.2014 № 325-ФЗ.

В соответствии с Конвенцией стороны (то есть государства или иные территории) оказывают административную помощь друг другу по налоговым делам. Причем такая помощь может включать и меры, предпринимаемые судебными органами.

Административная помощь состоит в: 1) обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок и участии в налоговых проверках за границей; 2) помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер и вручении документов.

Согласно ст. 4 Конвенции «Стороны обмениваются любой информацией, которая предположительно является значимой для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция».

Конвенция предусматривает три возможных механизма обмена налоговой информацией.

При обмене информацией по запросу (ст. 5 Конвенции), запрашиваемое государство

предоставляет запрашивающему государству любую информацию, упомянутую в статье 4, относительно отдельных (то есть конкретных, указанных в запросе) лиц или операций. Если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого государства, недостаточно для удовлетворения запроса о предоставлении информации, это государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего государства запрашиваемой информацией.

При автоматическом обмене информацией (ст. 6 Конвенции) две или более стороны могут автоматически обмениваться информацией в зависимости от категорий дел и в соответствии с процедурами, которые определяются по взаимной договоренности этих сторон.

В случае спонтанного обмена информацией (ст. 7 Конвенции) сторона без предварительного запроса направляет другой стороне имеющуюся у нее информацию, если:

— первая из упомянутых сторон имеет основания полагать, что возможны налоговые потери в другой стороне;

— лицо, ответственное за уплату налогов, получает снижение размера налога или освобождение от уплаты налога в первой из упомянутых сторон, которое может повлечь увеличение размера налога или налоговой ответственности в другой стороне;

— торговые сделки между лицом, подлежащим налогообложению в стороне, и лицом, подлежащим налогообложению в другой стороне, проводятся через одну или более стран таким образом, что происходит снижение размера подлежащего уплате налога в одной или в другой стороне, или в обеих;

— сторона имеет основания полагать, что сохранение размера подлежащего уплате налога может являться следствием искусственного перераспределения прибыли в рамках группы компаний;

— информация, направленная в первую из упомянутых сторон другой стороной, позволяет получить информацию, которая может являться необходимой для определения размера налоговой ответственности в последней стороне.

Таким образом, приоритетными

инструментами механизма деоффшорного регулирования в Российской Федерации являются следующие:

1) ограничительного характера (ужесточение ответственности за несоблюдение налогового законодательства РФ; ведение реестра бенефициарных владельцев организаций);

2) по улучшению инвестиционного климата в РФ (уточнение понятия «холдинговая структура»; усиление правовой защиты собственности и противодействие рейдерству);

3) по адаптации участия страны в международных инициативах по вопросам правового регулирования публичности движения капитала, заключение соглашений об обмене

информацией по налоговым делам, гармонизация антиоффшорной и налоговой политики в рамках ЕАЭС, что позволит усилить контроль и обеспечить сокращение масштабов использования оффшорных юрисдикций российскими бизнес-структурами.

Список литературы

1. Гостева М. Суконкина М. Ужесточены требования к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации о бенефициарных владельцах». М.: аудиторско-консалтинговая группа БДО Юникон. - Режим доступа к изд.: http://www.klerk.ru/buh/articles/447453/

2. Каломбо М.В., Кулешо В.Ю. Актуальные проблемы деоффшоризации российской экономики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: Сб. ст. по матер. XXII междунар. науч. -практ. конф. N° 4(66). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 47-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.06.2021) [Электронный ресурс]: по состоянию на 05.06.2021 // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34661/21990c54bfdcd5e358b3d610e3fa0267592f0a25 /

4. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.10.2020) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» [Электронный ресурс]: по состоянию на 05.06.2021 // Информационно-правовая система «Консультант-Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_73100/4a32fa878af996f0b5994ea86e0e1f223 8211e0f/

5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ [Электронный ресурс]: по состоянию на 05.06.2021 // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW/

6. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ [Электронный ресурс]: по состоянию на 05.09.2021 // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW/

7. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 N 376-ФЗ [Электронный ресурс]: по состоянию на 05.10.2021 // Информационно-

правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 171241/

8. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ [Электронный ресурс]: по состоянию на 02.07.2021 (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 171241/

FACTORS INFLUENCING THE REPLENISHMENT OF THE REVENUE SIDE OF THE REGIONAL BUDGETS OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

IN MODERN CONDITIONS

Petrovna Krysina Olesya

post graduate

Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Khabarovsk

ANNOTATION

The article analyzes the factors affecting the execution of the revenue part of the regional budgets of the regions of the Far Eastern Federal District and current trends in the regulation of regional budget revenues in general.

Key words: budget potential, regional budget, budget revenues, tax revenues

In modern conditions, the impact of COVID-19 on the economy still remains significant, despite the apparent overcoming of certain negative trends. Current trends in the development of the economy and business determine the main aspects of replenishing the revenue side of regional budgets. In modern conditions, it is important to identify the most risky factors affecting now and able to influence the replenishment of the revenue side of regional budgets in the future.

The development of the budgetary and financial system in the Russian Federation is defined in the National Security Strategy as one of the most important priorities for achieving national security proper [1]. The Economic Security Strategy also states the need to reform the Russian economy to a new technological way. Thus, the issues of ensuring budget management and the growth of the budget potential of territories within the framework of revenue execution are particularly relevant at the present stage.

Achieving the goals of sustainable budgetary development and efficient use of resources presuppose

the existence of an effective revenue base of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. As part of the current reforms, the role of the territories of the constituent entities of the Russian Federation as elements of the country's economy is increasing, their importance in achieving federal goals.

The budget system is one of those elements of the economy that are influenced by many economic and social factors, this is especially true for the revenue side of the budgets of the subjects of the Russian Federation. The vulnerability of the revenue part of the budgets of the subjects of the Russian Federation is associated with the influence of many different factors. The Far Eastern Federal District includes 11 subjects of the Russian Federation. The budget system of the macroregion and the structure of the revenue part of budgets are influenced, among other things, by the sectoral structure and specialization of the economy. Figure 1 shows the structure of production in the Far Eastern Federal District by industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.