Научная статья на тему 'Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в приграничных регионах'

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в приграничных регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2304
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МОДЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / NEAR-BORDER TERRITORIES / SMALL ENTREPRENEURSHIP / STATE SUPPORT / MODELS OF COOPERATION / SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крукле Владлена Анатольевна

В статье рассмотрены основные направления и особенности государственной поддержки малого предпринимательства в приграничных регионах. Цель разработать комплекс мероприятий по регулированию и государственной поддержке малого предпринимательства приграничных территорий. В работе широко используются общепризнанные международные принципы развития приграничного сотрудничества. В основе применяемых методов лежит диалектический подход к изучению особенностей формирования и развития предпринимательства в приграничных территориях. Обоснованы методические подходы к выявлению ключевых факторов и механизмов государственного регулирования и поддержки развития внешнеэкономического потенциала в малом бизнесе приграничных территорий, включающих не только ресурсное и институциональное обеспечение, но и формирование обоснованной концепции и вытекающих из нее мероприятий по обеспечению эффективного развития внешнеэкономической деятельности малых предприятий. Результаты исследования имеют как теоретическую так и практическую значимость, и могут использоваться при дальнейшей разработке теоретических и практических вопросов по регулированию и государственной поддержке малого предпринимательства приграничных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крукле Владлена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF STATE SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN NEAR-BORDER REGIONS

Main direction and peculiarities of state support of small entrepreneurship in near-border regions are discussed in the article. The goal of the research is to develop a set of actions on regulations and state support of small entrepreneurship in near-border regions. The basis of applied methods is dialectic approach to study of formation and development’s peculiarities of entrepreneurship in near-border regions. Methodical approaches to identifying of key factors and mechanisms of state regulations and support of foreign economic potential development of small business in near-border territories are proved. Such approaches include both resource ant institutional supply and development of concept and actions on effective development of small enterprises’ foreign economic activities. Research results have both theoretical and practical value and could be utilized in further studies of theoretical and practical problems of regulation and state support of small entrepreneurship in near-border territories.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в приграничных регионах»

УДК 353.8: 338.242.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ

Крукле В.А.

В статье рассмотрены основные направления и особенности государственной поддержки малого предпринимательства в приграничных регионах.

Цель - разработать комплекс мероприятий по регулированию и государственной поддержке малого предпринимательства приграничных территорий.

В работе широко используются общепризнанные международные принципы развития приграничного сотрудничества. В основе применяемых методов лежит диалектический подход к изучению особенностей формирования и развития предпринимательства в приграничных территориях.

Обоснованы методические подходы к выявлению ключевых факторов и механизмов государственного регулирования и поддержки развития внешнеэкономического потенциала в малом бизнесе приграничных территорий, включающих не только ресурсное и институциональное обеспечение, но и формирование обоснованной концепции и вытекающих из нее мероприятий по обеспечению эффективного развития внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Результаты исследования имеют как теоретическую так и практическую значимость, и могут использоваться при дальнейшей разработке теоретических и практических вопросов по регулированию и государственной поддержке малого предпринимательства приграничных территорий.

Ключевые слова: приграничные территории, малое

предпринимательство, государственная поддержка, модели сотрудничества, особая экономическая зона.

MAIN DIRECTIONS OF STATE SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN NEAR-BORDER REGIONS

Krukle V.A.

Main direction and peculiarities of state support of small entrepreneurship in near-border regions are discussed in the article.

The goal of the research is to develop a set of actions on regulations and state support of small entrepreneurship in near-border regions.

The basis of applied methods is dialectic approach to study of formation and development’s peculiarities of entrepreneurship in near-border regions.

Methodical approaches to identifying of key factors and mechanisms of state regulations and support of foreign economic potential development of small business in near-border territories are proved. Such approaches include both resource ant institutional supply and development of concept and actions on effective development of small enterprises’ foreign economic activities.

Research results have both theoretical and practical value and could be utilized in further studies of theoretical and practical problems of regulation and state support of small entrepreneurship in near-border territories.

Keywords: near-border territories, small entrepreneurship, state support, models of cooperation, special economic zone.

Федеральные, региональные и муниципальные органы власти должны всячески поддерживать законное, инновационное предпринимательство, поскольку его становление и развитие - это важное условие устойчивого

экономического роста. Формирование правовой среды - залог успешного решения многих проблем в контексте основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства. Эта поддержка оказывается на всем протяжении жизненного цикла предпринимательских структур, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.

Таким образом, существуют определенные подходы к формированию системы государственной поддержки предпринимательства, которые определяются на федеральном уровне, являются универсальными и не учитывают территориальную специфику. Однако практическая их реализация непременно связана с учетом особенностей тех или иных регионов, что относится и к приграничным регионам.

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в приграничных регионах представлены на рис. 1.

Среди наиболее важных направлений следует выделить создание и развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства.

В определенной мере это связано с потребностью в развитии транспортных и других видов коммуникаций, инженерной инфраструктуры, обеспечивающей общие условия для осуществления предпринимательской деятельности. Без такого развития будет сохраняться проблема относительно низкой инвестиционной привлекательности предпринимательских структур для частных инвесторов[1, с.114].

С точки зрения обеспечения развития предпринимательства, к наиболее существенным проблемам, на наш взгляд, также можно отнести недостаточный уровень инвестиционной и инновационной активности. В свою очередь, это приводит к изношенности материально-технической базы ряда организаций, несоответствию качества производимой продукции и оказываемых услуг предъявляемым ценам на них, использованию устаревших технологий.

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

V

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОХОДИТЬ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, СЕРТИФИКАЦИИ, СДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОЙ И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ

ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рис. 1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в приграничных регионах

Развитие всех составляющих инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности определяет возможности решения широкого круга проблем, создавая предпосылки для повышения инвестиционной и инновационной активности, роста качества кадрового и информационного обеспечения, снижения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства [2,с.73]. Возможные направления развития инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности включают:

- помощь в регистрации осуществляющих предпринимательскую деятельность организаций и разработке их учредительных документов;

- предоставление предпринимателям на льготных условиях земельных участков, зданий, помещений и оборудования;

- формирование сети кадровых агентств, занимающихся подбором, подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров;

- увеличение объемов оказания аудиторских, юридических, консалтинговых, рекламных, страховых услуг;

- совершенствование системы информационного обслуживания предпринимательской деятельности;

- помощь в составлении бизнес-планов, оценке инвестиционных проектов, проведении маркетинговых исследований на соответствующих рынках;

- финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, в том числе предоставление льготных кредитов, инвестиционных средств, отсрочек платежей и т.д.

Важную роль, которую играет инфраструктура поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства, подтверждает практика развитых стран. Например, в США в 1953 г. создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). В функции этого органа входит осуществление всего комплекса мероприятий по поддержке малого бизнеса (оказание финансовой помощи, технических и консультационных услуг, содействия в получении

государственных заказов и др.).

В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и малого в особенности [3, с.18]. Она включает совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих

организаций, которые осуществляют регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса.

В задачи инфраструктуры предпринимательства, на наш взгляд, должно входить:

- создание условий для устойчивого функционирования и развития системы малых предприятий, действующих в рамках различных форм собственности;

- максимальный учет потребностей предпринимательских структур, исходя из их отраслевой и функциональной специализации;

- действенная координация и мониторинг деятельности элементов инфраструктуры на различных уровнях государственного управления, в том числе предоставление доступа к информационным сетям, решение кадровых вопросов, финансовое и налоговое консультирование и т.п.

Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности обслуживает либо весь процесс воспроизводства, либо его определенную фазу (производство, распределение, обмен, потребление) [4, с.49]. В совокупности объекты инфраструктуры, преобразуя свои соответствующие традиционные элементы, а также создавая новые специальные составляющие по обслуживанию предпринимательства, содействуют формированию благоприятной предпринимательской среды.

Что касается приграничных регионов, основной особенностью поддержки предпринимательства в них является исключительная значимость создания условий для эффективного развития внешнеэкономической деятельности малых предприятий [6, с. 68].

Решение этой задачи требует формирования обоснованной концепции и вытекающих из нее мероприятий, обеспечивающих сбалансированность разносторонних интересов, пересекающихся в этой сфере. Иначе говоря, достижение конечной цели стимулирования развития малого

предпринимательства в приграничном регионе, в том числе внешнеэкономической составляющей его деятельности, должно осуществляться посредством согласования многообразных, зачастую разнонаправленных и переплетающихся экономических и социальных интересов, как отечественных, так и иностранных.

В связи с этим, крайне важным представляется обеспечение в приграничных регионах стабильной и привлекательной для инвесторов предпринимательской среды, в которой будут воплощаться в жизнь долгосрочные проекты, основанные на привлечении финансовых средств из различных источников. Например, в основу развития малого предпринимательства в таком приграничном регионе, как Калининградская область, должно быть положено взаимовыгодное сотрудничество, учитывающее и формирующее эффективный баланс интересов ряда групп, включающих:

во-первых, действующих в Российской Федерации (на федеральном и региональном уровне) и международных (в Евросоюзе, прилегающих государствах, других странах);

во-вторых, экономических субъектов хозяйствования, различных социальных групп населения, органов власти, неправительственных организаций;

в-третьих, представителей традиционных направлений

предпринимательской деятельности и новых отраслей экономики.

В рамках перспективы развития предпринимательства в рассматриваемом регионе особый интерес представляют проекты, выгодные, как российской стороне (в том числе и Калининградской области), так и зарубежным партнерам. Например, связанные с использованием портов, переработкой янтаря, производством отдельных видов сельскохозяйственной продукции, развитием курортной сферы на морском побережье и т.д.

Для иностранных инвесторов Калининградская область интересна не только и не столько как территория для размещения экспортоориентированных производств, но и как место извлечения выгоды при решении задач логистики. Это вызвано тем, что удобно расположенный регион позволяет получать беспошлинный доступ на российский рынок, так как область входит в единое экономическое пространство России.

Сбалансированный учет всех трех компонентов (интересы общефедеральные, региональные и международные) позволяет создать основу для устойчивого развития малого предпринимательства в приграничных территориях и регионе в целом [5, с.275]. Стратегия сочетания интересов позволяет опираться не только на развитие новых производств или исключительно на восстановление имеющегося потенциала, а эффективно сочетать оба подхода. Она позволяет предприятиям области ориентироваться на различные рынки - региональный, российский, зарубежный. В рамках стратегии сочетания интересов можно ожидать более интенсивного притока инвестиций - как отечественных, так и зарубежных, и реализации не пассивного (исходящего из макроэкономических тенденций), а активного сценария развития предпринимательства.

Одним из инструментов, позволяющих обеспечить реализацию потенциала приграничного сотрудничества и развитие предпринимательства в Калининградской области, в настоящее время рассматривается функционирование Особой экономической зоны (ОЭЗ).

Ее предтечей было создание в регионе Свободной экономической зоны (СЭЗ «Янтарь»), согласно распоряжению Председателя Верховного Совета РСФСР от 03.06.1991 г. №1356-1«О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области». В 1996 году статус Особой экономической зоны был закреплен федеральным законом от 22.01.1996 г. №13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Однако в силу разного рода причин приграничное сотрудничество в рамках данной

правовой основы не позволило обеспечить ожидаемые темпы социальноэкономического развития региона. Это вызвало необходимость приведения существовавшего режима ОЭЗ в соответствие с реалиями.

В результате проведенной работы на региональном и федеральном уровне был разработан и принят Федеральный закон 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», вступивший в действие 01.04. 2006 г. Вместе с тем, отдельные положения Федерального закона № 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохраняют свое действие в отношении предприятий, которые осуществляли внешнеэкономическую деятельность в период до 2006 года [6, с.990]. Действие переходного периода

предусматривается до 01.04.2016 г. То есть старым предприятиям предоставлено 10 лет переходного периода, чтобы внести коррективы в свою деятельность и подготовиться к отмене таможенных льгот.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ, ОЭЗ в Калининградской области представляет собой территорию, «на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны». Указанный Федеральный закон нацелен на создание в области новой структуры экономики с наращиванием капиталоемкости предприятий и созданием новых ориентированных на экспорт производств.

В целях решения поставленных задач, для предпринимательских структур, имеющих официальный статус резидентов ОЭЗ Калининградской области, применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Первые 6 лет - по ставке 0%, с 7 по 12 годы - 50% от установленной ставки в Российской Федерации на соответствующий период. Все остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Юридическое лицо, за некоторыми исключениями, которые оговорены в рассматриваемом Федеральном законе, имеет право получить статус резидента ОЭЗ при условии соответствия следующим требованиям:

- создано в соответствии с законодательством РФ и прошло государственную регистрацию в Калининградской области;

- производит товары и оказывает услуги исключительно на территории Калининградской области;

- осуществляет инвестиции на территории Калининградской области;

- представленный им инвестиционный проект предполагает осуществление капиталовложений на сумму не менее 150 млн. рублей и отвечает иным требованиям, которые установлены Федеральным законом № 16-ФЗ.

При определении указанного выше объема капитальных вложений не разрешается учитывать безвозмездную передачу и возмездную передачу имущества, в том числе с предоставлением рассрочки платежа на срок более чем три года.

Действующий в ОЭЗ режим свободной таможенной зоны (СТЗ) предусматривает, что зарегистрированные на территории Калининградской области юридические лица и индивидуальные предприниматели при совершении импортных сделок освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также применения мер нетарифного регулирования. Исключение составляют подакцизные товары и товары, находящиеся в специальном перечне, установленном Правительством РФ распоряжением от 31.032006 г. №186.

Разрешается использовать ввезенные товары, отчуждать и передавать в аренду на территории СТЗ без взимания дополнительных таможенных платежей, налогов и сборов.

В случае вывоза товаров с территории СТЗ на территорию Российской Федерации, они подлежат таможенному оформлению в обычном порядке с

уплатой таможенных пошлин, налогов и сборов, рассчитанных от стоимости ввезенных деталей и помещенных под таможенный режим СТЗ (а не от стоимости готовой продукции, если она появится в результате производства). Если же осуществлять вывоз товаров (готовой продукции) заграницу, то данная операция освобождается от уплаты таможенных пошлин.

Вышеизложенное показывает, что на территории Калининградской области, созданы довольно привлекательные экономические условия для предпринимательской деятельности. Использование льгот, предоставляемых в ОЭЗ, дает возможность предпринимательским структурам с российским и иностранным участием выстраивать более успешную, конкурентоспособную модель ведения бизнеса.

Также в Калининградской области расположена туристско-рекреационная особая экономическая зона. Туристско-рекреационная зона «Куршская коса» была создана постановлением правительства Российской Федерации от 03.02.2007 года № 73 «О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» и соглашением между правительством РФ, правительством Калининградской области и администрацией Зеленоградска. На участке площадью 67 кв. км планируется развивать экологический, оздоровительный, водный, велосипедный, экскурсионный виды туризма.

Запланированы следующие параметры финансирования проекта туристско-рекреационной ОЭЗ на период до 2016 года:

- объем внебюджетных инвестиций - 5,82 млрд. руб.;

- бюджетные средства - 1,8 млрд. руб., в том числе: 1,5 млрд. руб. - за счет федерального бюджета и 0,3 млрд. руб. - за счет бюджета области.

Предполагается, что на территории ОЭЗ будут возведены следующие объекты: детский оздоровительный центр, международный экологический лагерь, международный образовательный центр, планерная школа, закрытый

аквапарк, гостиницы на 4000 мест, яхт-клубы, пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.

Вместе с тем, следует отметить, что практика создания ОЭЗ в Российской Федерации до настоящего времени не оправдала всех возлагаемых надежд. Так, анализ, проведенный Счетной палатой РФ относительно использования в 2011 году и первом полугодии 2012 года мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование в РФ особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития, доказывает крайне низкую их эффективность. В среднем по стране экономический эффект от создания ОЭЗ составляет 0,68%. Эти проблемы характерны и для ОЭЗ Калининградской области. Не случайно, Минэкономразвития РФ ставило вопрос о закрытии туристско-рекреационной ОЭЗ «Куршская коса». Правительству Калининградской области удалось доказать, что целесообразно продлить действие этого проекта, но дальнейшая его судьба зависит от реального привлечения запланированных объемов частных инвестиций.

Учитывая вышеизложенное, представляется более перспективным развитие предпринимательства в приграничных территориях Калининградской области в рамках модели, реализуемой во взаимодействии между странами Евросоюза. Европейская практика приграничного сотрудничества предполагает постепенную интеграцию стран и территорий в европейское сообщество.

Данная модель способствует активизации приграничного и межтерриториального взаимодействия между территориальными сообществами, предпринимательскими структурами, органами власти двух и более государств.

Государственное регулирование этих процессов, по нашему мнению, целесообразно базировать на следующих основных принципах:

- использование разнообразных инструментов регулирования, соответствующих многообразию связей приграничных территорий;

- жесткий контроль приграничной политики федеральными, региональными и местными властями, ее «встроенность» в общегосударственную политику;

- обеспечение развития приграничного сотрудничества от стадий контактов по обмену информацией до создания систем согласования деятельности сопредельных территорий, их совместного развития;

- содействие процессу расширения и углубления внешнеэкономических связей, протекающему в результате тенденций глобализации.

Все вышеизложенное определяет специфику развития предпринимательства в приграничных территориях и регионах и обусловливает выбор приоритетных направлений его поддержки. К важнейшим из таких направлений относится формирование условий и факторов предпринимательской среды, благоприятных для развития предпринимательства, в том числе его малых форм.

Список литературы

1. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (региональный аспект) // Проблемы теории и практики управления. 2004. №2. С. 111-117.

2. Государственная поддержка малого предпринимательства на

региональном уровне, мониторинг предпринимательства//

Предпринимательство в России. 1997. № 3. С.67-73.

3. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России //Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №1. С.17-20.

4. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2009. № 7. С. 47-55.

5. Koshcheev S. V. Organization-economic mechanizm of forming innovative systems (health-resort sector case-study) // European researcher. 2011. №3. P. 274275.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Koshcheev S. V. Formation of innovative clusters in tourism // European researcher. 2011. №6. P. 989-993.

7. Alla Yu. Baranova, Tatyana P. Levchenko. Estimation of qualitative and quantitative characteristics interrelation, having an impact on amount of tourists in hospitality industry // European researcher. 2011. №1. P. 66-71.

References

1. Aborneva O. Problemy teorii ipraktiki upravlenija, no. 2 (2004): 111-117.

2. Predprinimatel'stvo v Rossii, no. 3 (1997): 67-73.

3. Lebedeva S.Yu. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, no. 1 (2008):17-20.

4. Koshcheev S. V. European researcher, no. 3 (2011): 274-275.

5. Koshcheev S. V. European researcher, no. 6 (2011): 989-993.

6. Alla Yu. Baranova, Tatyana P. Levchenko. European researcher, no. 1 (2011): 66-71.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Крукле Владлена Анатольевна, директор

Калининградский институт экономики - филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» ул. К. Маркса, 17, г. Калининград, 236022, Россия e-mail: vkrukle@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Krukle Vladlena Anatolevna, director

Kaliningrad Institute of Economics - St. Petersburg University of Management and Economics

17, K. Marksa street, Kaliningrad, 236022, Russia e-mail: vkrukle@mail.ru

Рецензент:

Левченко Татьяна Павловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.