Научная статья на тему 'Основные направления городской домовой резьбы Западной Сибири'

Основные направления городской домовой резьбы Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
261
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления городской домовой резьбы Западной Сибири»

Л. В. Чуй ко, г, Омск

Основные направления городской ломовой резьбы

Западной Сибири

Архитектурная основа, которую обрамляли резные украшения, на всей огромной терри гори и Западной Сибири имела сходные черты, восходящие к общерусской традиции. Документы и натурные материалы городской жилой застройки XVIII начала XX в, свидетельству-

“128-

ют, что во всех старых западносибирских городах строились простые по форме и конструкции сооружений, происходящие от древнерусского сруба-клети.

Сохранялась и традиционная система расположения резных украшений деревянного жилища, которые особенно активно использовались во второй половине XIX в, и 1900-1910~х гг. Типичные места расположения домовой резьбы повсеместно о ста кались прежними; для создания декоративных композиций использовались традиционные виды русской народной резьбы - плоскорельефная, рельефная и пропильная, причем обычным приемом являлось их одновременное применение.

Тем не менее каждый город Западной Сибири в это время имел свое индивидуальное «лицо»; в создании «портрета» огромную роль играл облик жилой застройки, резной декор которой был основным отличительным признаком. Художественно-образные традиции домовой резьбы городов Западной Сибири складывались под влиянием многих факторов, своеобразие которых обусловило заметные различия местных вариантов домовой резьбы. При этом помимо связи с общерусской архитектур но-декоративной традицией большое значение имел ряд объективных причин, кагорые необходимо учитывать при анализе и классификации резного убранства деревянных Сооружений. Основными среди них являются следующие:

* исторически сложившаяся функция города;

* постоянное воздействие ведущих архитектурных стилей XVIII-XIX нв. (барокко, классицизм, ампир, модерн) и неостилей, представленных в каменной архитектуре официальных зданий и особняков;

* творчество профессиональных архитекторов, работавших в Сибири или для Сибири;

■ широкое распространение архитектурно-художественной информации через книгоиздательскую продукцию и периодическую печать;

* миграционные процессы российского и регионального масштаба, обусловившие взаимовлияния в домовой резьбе разных городов. Огромное значение для развития художественных традиций городской домовой резьбы имели социокультурные аспекты. Гак, в старейших промышленно-экономических центрах Западной Сибири

- 129-

Тюмени, Тобольске и Томске, где в XVIII в, активно развивалась торговая деятельность, быстро сформировалось купеческое сословие. Ото обстоятельство, в свою очередь, обусловило появление красивых п нарядных сооружений - особняков и доходных домов, придававших облику города особый оттенок. Это отмечала в своей основной работе

Н.Х. Шайхтдинова* говоря о типе деревянного сибирского «палаццо» [4, с. 32].

В деревянной архитектуре Тюмени это впечатление Создавалось благодаря обилию рельефной резьбы с выраженными барочными мотивами.

В Тобольске, получившем и 1796 г. статус центра Тобольской губернии. важную роль играли взаимоотношения представителей крупной торговли с дворянством и чиновничеством^ что способствовало повышению культурного уровня и эстетических запросов купечества 13, с. 68-69]. Деревянные особняки и добротные дома зажиточных владельцев украшала замечательная резьба, где можно было встретить и сложные узоры с мелким растительным орнаментом, выполненные в пропильной технике (накладной и ажурной), и крупные объемные детали [К с, 191]. Тобольская домовая резьба отличается красотой, оригинальностью и чувством меры, придающим декоративным композициям подлинное изящество.

Исключительно благоприятные условия для развития архитектурной резьбы сложились в Томске, единственном городе Западной Сибири, где в конце XIX в. существовали два высших учебных заведения: университет и технологический институт. Культурная жизнь Томска развивалась очень интенсивно, одной из ее особенностей па рубеже XIX XX вв. и в первые десятилетия XX в. было постоянное присутствие профессиональных архитекторов, получивших прекрасное столичное образование (в основном петербургское, в Академии художеств и Институте гражданских инженеров) и работавших как для Сибири в целом, так и для города, в котором они жили. В их числе были широко известный А.Д. Крячков (1S76-1950), Ф.Ф. Гут. К.К. Лыгин, В.Ф. Оржешко. Это сказалось как на архитектурном ландшафте города, который приобрел прекрасные деревянные особняки, построенные по их проектам, так и на общем художественном уровне застройки (последнее во многом было связано с повышением профессиональной культуры столяров и резчиков, которых готовили

130-

на месте, в томских ремесленных учил и шах) [2, с. 103 105].

Для домовой резьбы Томска этот времени характерно обращение к развитому «кружевному» декору в іехтшкс ажурном пропильной резьбы, придающему зданиям вид сказочных теремов, что в целом соответствовало принципам убранства в «русском стиле». который получил широкое распространение в отечественном деревянном зодчестве с 1870-х по 1910-е гг

Природные ус шипя, в которых формировались старейшие западносибирские і о рола, к первую очередь наличие в непосредственном соседстве oipoMEibtx іееньїх массивов. обеспечивали как б.шопрня і-иые по меркам Сибири климатические условия, так и первоклассный строительный материал.

На художественные характеристики домовой резьбы Омска во многом повлиял характер ос ионною назначения города, заложенного в I 7U' і <в качестве ВОЄННОГО форпоста), а затем ставшего крупным военно-административным цел і ром и печально известным местом каторги. В составе среднего класса населения іначительное место принадлежало шодям, находящимся на государственной службе военным h чиновникам. Официальные деловые аспекты определяли течение жизни города, ее обстановку и »мошюнальную окраску, Объективные природные условия дополняли своеобразие социокультурной характеристики. Стоящий на равнине, соседствующий с казахстанской степью Омск был открыт сильным ветрам. Жесткий резко континентальный климат, пыльные бури летом и метели с колючим снегом 'зимой подвергали деревянные постройки суровым испытаниям. В такой среде единственный рациональным вариантом домовой резьбы был ют, который и сформировался в Омске: резной декор редко выступает за пределы силуэта архитектурной основы, не ои стоит от плоскости на сколько-нибудь значительное расстояние и не образует крупных объемных и ажурных фрагментов. Выполненный обычно в технике накладной пропильной резьбы, лаконичный и вы-ра зи тельный, он более веет напоминает узоры позумента на форменном платье.

Новосибирск (до 1925 Повониколаевск). ставший городом в 1903 г„ не имел давних традиций домовой резьбы, так как его зарождение было связано со строительством железнодорожной станции «Обі,» И возведением МОСТа. В 1&97 Г. введенного В строи. После і I ого

-131-

развитие города пошло быстрыми темпами, и уже через десять лет Новониколаевск превратился в значительный промышленно-экономический центр. Конструктивная основа большинства домов бы:jti здесь типична для западносибирского городского жилища, а в мотивах резного декора и приемах резьбы проступают черты сходства с общерусской ломовой резьбой и обнаруживается значительное влияние резного декора соседних городов, более всего Тюмени и Томска,

В конце XIX в., благодаря открытию Транссибирской магистрали* її сибирскую провин пню стала быс гро доходить самая разнообразная архитектурная информация* Она содержалась в альбомах образцов, сборниках конкурсных проектов, специальных периодических паданиях (упомянем хотя бы о журнале «Зодчий», органе Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге), популярных руковол-ствах для любителей. Здесь можно было най ги все - от стилевой архитектурной декорации каменных зданий до примеров декоративного оформления садовых беседок и заборов. Нет сомнений, что заказчики из числа образованных горожан обращались к этим источникам, ;i мастера-резчики умело приспосабливали обрашы к конкретному случаю. Диапазон интерпретаций был при этом неисчерпаемым. Однако, сопоставляя перечисленные выше факторы и учитывая приемы исполнения резных украшений, можно отчетливо выделить в разнообразии западносибирской домовой резьбы основные направления фо рмирования худож ест неї \ и о-образ 11 ых ре ш єни й:

• «скульптурный» рельеф;

• «кружевной» правильной узор;

• пропильной накладной «позумент»;

• смешанный вариант.

Домовая резьба Западной Сибири отражает движение отечественного художественного процесса на протяжении трех столетий в замечательных формах, где официальный стиль переходит в сферу народного искусства и осуществляется «перевод» его на другой художественны й язык, дающий иногда поразительные но оригинальности и красо le интерпретации и сочетания.

Классифицировать домовую резьбу можно по многим особенностям например, по стилевым; по мотивам и семантике орнамента; но социальной принадлежности заказчика; по ^некультурным признакам; по периодам развития и т.д. Каждая система даст значимые ре-132-

зультаты, которые помогут дополнить представление об ^той много-гра иной и гл у бо ко й об л асти н аро: ш ой ] _оро,; *с ко й ку; 1 ьту р ы, которо е до сих пор не может считаться исчерпывающим. Необходимы еще большие и напряженные усилия исследователей и всех заинтересованных лиц, чтобы картина развития домовой резьбы в городах огромного западносибирского региона обрела необходимую целостность^

Литература

1. Кириллов, В.В, Тобольск / В,В. Кириллов, - М.: Искусство, 19К4. -С. 191.

2. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 3 897. - С. 103-3 05.

3. Резун, Д.Я. Городские ярмарки Сибири XVIII - первой половины XIX в. / Д.Я. Резун. 0,11. Беседина. - Новосибирск: Наука, 1992. -С, 68-69,

4. Ш&йхтдшювщ Н.Х. Деревянная резьба Тюмени / П,Х. Хайхтдн-нова. - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1988. - С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.