Л. В. Чуй ко, г, Омск
Основные направления городской ломовой резьбы
Западной Сибири
Архитектурная основа, которую обрамляли резные украшения, на всей огромной терри гори и Западной Сибири имела сходные черты, восходящие к общерусской традиции. Документы и натурные материалы городской жилой застройки XVIII начала XX в, свидетельству-
“128-
ют, что во всех старых западносибирских городах строились простые по форме и конструкции сооружений, происходящие от древнерусского сруба-клети.
Сохранялась и традиционная система расположения резных украшений деревянного жилища, которые особенно активно использовались во второй половине XIX в, и 1900-1910~х гг. Типичные места расположения домовой резьбы повсеместно о ста кались прежними; для создания декоративных композиций использовались традиционные виды русской народной резьбы - плоскорельефная, рельефная и пропильная, причем обычным приемом являлось их одновременное применение.
Тем не менее каждый город Западной Сибири в это время имел свое индивидуальное «лицо»; в создании «портрета» огромную роль играл облик жилой застройки, резной декор которой был основным отличительным признаком. Художественно-образные традиции домовой резьбы городов Западной Сибири складывались под влиянием многих факторов, своеобразие которых обусловило заметные различия местных вариантов домовой резьбы. При этом помимо связи с общерусской архитектур но-декоративной традицией большое значение имел ряд объективных причин, кагорые необходимо учитывать при анализе и классификации резного убранства деревянных Сооружений. Основными среди них являются следующие:
* исторически сложившаяся функция города;
* постоянное воздействие ведущих архитектурных стилей XVIII-XIX нв. (барокко, классицизм, ампир, модерн) и неостилей, представленных в каменной архитектуре официальных зданий и особняков;
* творчество профессиональных архитекторов, работавших в Сибири или для Сибири;
■ широкое распространение архитектурно-художественной информации через книгоиздательскую продукцию и периодическую печать;
* миграционные процессы российского и регионального масштаба, обусловившие взаимовлияния в домовой резьбе разных городов. Огромное значение для развития художественных традиций городской домовой резьбы имели социокультурные аспекты. Гак, в старейших промышленно-экономических центрах Западной Сибири
- 129-
Тюмени, Тобольске и Томске, где в XVIII в, активно развивалась торговая деятельность, быстро сформировалось купеческое сословие. Ото обстоятельство, в свою очередь, обусловило появление красивых п нарядных сооружений - особняков и доходных домов, придававших облику города особый оттенок. Это отмечала в своей основной работе
Н.Х. Шайхтдинова* говоря о типе деревянного сибирского «палаццо» [4, с. 32].
В деревянной архитектуре Тюмени это впечатление Создавалось благодаря обилию рельефной резьбы с выраженными барочными мотивами.
В Тобольске, получившем и 1796 г. статус центра Тобольской губернии. важную роль играли взаимоотношения представителей крупной торговли с дворянством и чиновничеством^ что способствовало повышению культурного уровня и эстетических запросов купечества 13, с. 68-69]. Деревянные особняки и добротные дома зажиточных владельцев украшала замечательная резьба, где можно было встретить и сложные узоры с мелким растительным орнаментом, выполненные в пропильной технике (накладной и ажурной), и крупные объемные детали [К с, 191]. Тобольская домовая резьба отличается красотой, оригинальностью и чувством меры, придающим декоративным композициям подлинное изящество.
Исключительно благоприятные условия для развития архитектурной резьбы сложились в Томске, единственном городе Западной Сибири, где в конце XIX в. существовали два высших учебных заведения: университет и технологический институт. Культурная жизнь Томска развивалась очень интенсивно, одной из ее особенностей па рубеже XIX XX вв. и в первые десятилетия XX в. было постоянное присутствие профессиональных архитекторов, получивших прекрасное столичное образование (в основном петербургское, в Академии художеств и Институте гражданских инженеров) и работавших как для Сибири в целом, так и для города, в котором они жили. В их числе были широко известный А.Д. Крячков (1S76-1950), Ф.Ф. Гут. К.К. Лыгин, В.Ф. Оржешко. Это сказалось как на архитектурном ландшафте города, который приобрел прекрасные деревянные особняки, построенные по их проектам, так и на общем художественном уровне застройки (последнее во многом было связано с повышением профессиональной культуры столяров и резчиков, которых готовили
130-
на месте, в томских ремесленных учил и шах) [2, с. 103 105].
Для домовой резьбы Томска этот времени характерно обращение к развитому «кружевному» декору в іехтшкс ажурном пропильной резьбы, придающему зданиям вид сказочных теремов, что в целом соответствовало принципам убранства в «русском стиле». который получил широкое распространение в отечественном деревянном зодчестве с 1870-х по 1910-е гг
Природные ус шипя, в которых формировались старейшие западносибирские і о рола, к первую очередь наличие в непосредственном соседстве oipoMEibtx іееньїх массивов. обеспечивали как б.шопрня і-иые по меркам Сибири климатические условия, так и первоклассный строительный материал.
На художественные характеристики домовой резьбы Омска во многом повлиял характер ос ионною назначения города, заложенного в I 7U' і <в качестве ВОЄННОГО форпоста), а затем ставшего крупным военно-административным цел і ром и печально известным местом каторги. В составе среднего класса населения іначительное место принадлежало шодям, находящимся на государственной службе военным h чиновникам. Официальные деловые аспекты определяли течение жизни города, ее обстановку и »мошюнальную окраску, Объективные природные условия дополняли своеобразие социокультурной характеристики. Стоящий на равнине, соседствующий с казахстанской степью Омск был открыт сильным ветрам. Жесткий резко континентальный климат, пыльные бури летом и метели с колючим снегом 'зимой подвергали деревянные постройки суровым испытаниям. В такой среде единственный рациональным вариантом домовой резьбы был ют, который и сформировался в Омске: резной декор редко выступает за пределы силуэта архитектурной основы, не ои стоит от плоскости на сколько-нибудь значительное расстояние и не образует крупных объемных и ажурных фрагментов. Выполненный обычно в технике накладной пропильной резьбы, лаконичный и вы-ра зи тельный, он более веет напоминает узоры позумента на форменном платье.
Новосибирск (до 1925 Повониколаевск). ставший городом в 1903 г„ не имел давних традиций домовой резьбы, так как его зарождение было связано со строительством железнодорожной станции «Обі,» И возведением МОСТа. В 1&97 Г. введенного В строи. После і I ого
-131-
развитие города пошло быстрыми темпами, и уже через десять лет Новониколаевск превратился в значительный промышленно-экономический центр. Конструктивная основа большинства домов бы:jti здесь типична для западносибирского городского жилища, а в мотивах резного декора и приемах резьбы проступают черты сходства с общерусской ломовой резьбой и обнаруживается значительное влияние резного декора соседних городов, более всего Тюмени и Томска,
В конце XIX в., благодаря открытию Транссибирской магистрали* її сибирскую провин пню стала быс гро доходить самая разнообразная архитектурная информация* Она содержалась в альбомах образцов, сборниках конкурсных проектов, специальных периодических паданиях (упомянем хотя бы о журнале «Зодчий», органе Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге), популярных руковол-ствах для любителей. Здесь можно было най ги все - от стилевой архитектурной декорации каменных зданий до примеров декоративного оформления садовых беседок и заборов. Нет сомнений, что заказчики из числа образованных горожан обращались к этим источникам, ;i мастера-резчики умело приспосабливали обрашы к конкретному случаю. Диапазон интерпретаций был при этом неисчерпаемым. Однако, сопоставляя перечисленные выше факторы и учитывая приемы исполнения резных украшений, можно отчетливо выделить в разнообразии западносибирской домовой резьбы основные направления фо рмирования худож ест неї \ и о-образ 11 ых ре ш єни й:
• «скульптурный» рельеф;
• «кружевной» правильной узор;
• пропильной накладной «позумент»;
• смешанный вариант.
Домовая резьба Западной Сибири отражает движение отечественного художественного процесса на протяжении трех столетий в замечательных формах, где официальный стиль переходит в сферу народного искусства и осуществляется «перевод» его на другой художественны й язык, дающий иногда поразительные но оригинальности и красо le интерпретации и сочетания.
Классифицировать домовую резьбу можно по многим особенностям например, по стилевым; по мотивам и семантике орнамента; но социальной принадлежности заказчика; по ^некультурным признакам; по периодам развития и т.д. Каждая система даст значимые ре-132-
зультаты, которые помогут дополнить представление об ^той много-гра иной и гл у бо ко й об л асти н аро: ш ой ] _оро,; *с ко й ку; 1 ьту р ы, которо е до сих пор не может считаться исчерпывающим. Необходимы еще большие и напряженные усилия исследователей и всех заинтересованных лиц, чтобы картина развития домовой резьбы в городах огромного западносибирского региона обрела необходимую целостность^
Литература
1. Кириллов, В.В, Тобольск / В,В. Кириллов, - М.: Искусство, 19К4. -С. 191.
2. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 3 897. - С. 103-3 05.
3. Резун, Д.Я. Городские ярмарки Сибири XVIII - первой половины XIX в. / Д.Я. Резун. 0,11. Беседина. - Новосибирск: Наука, 1992. -С, 68-69,
4. Ш&йхтдшювщ Н.Х. Деревянная резьба Тюмени / П,Х. Хайхтдн-нова. - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1988. - С. 32.