2013 Географический вестник 4(27)
Социальная и экономическая география
СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
УДК 911.3
М.Д. Шарыгин
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрываются теоретический потенциал общественной географии и направления его реализации в учебном процессе высшей школы.
Ключевые слова: общественная география; фундаментальные исследования; территориальная организация общества; социально-экономическое районирование; территориальная общественная система; регион; территориальное планирование и управление.
Общеизвестная триада «фундаментальные исследования, прикладные изыскания и подготовка кадров» представляет собой целостную систему научного знания. Развитие этой системы происходит за счет взаимосвязанного и взаимообусловленного функционирования каждой составляющей, результатом которого является синергетическая эффективность изменения окружающего мира. Реализация научного потенциала триады не менее актуальна и в системе образования, которое дает приращение знаний и расширение компетенций учащейся молодежи.
Не исключая необходимости прикладных знаний, прогресс в науке и образовании в основном обеспечивают фундаментальные дисциплины. Фундаментализация образования, в частности общественно-географического, ведет к познанию теорий, концепций, парадигм, учений, а также законов, закономерностей и принципов пространственной организации общества в сочетании с окружающей природной средой. Фундаментализация играет важную роль в развитии географического мышления, расширении кругозора, повышении культуры. Она способствует подготовке специалиста мыслителя, стратега, новатора.
Базисным направлением фундаментализации общественно-географического образования является уточнение и обогащение понятийно-терминологического аппарата социально-экономической географии как научной, так и учебной дисциплины. В первую очередь желательно определиться с названием науки. С 70-х гг. XX в. экономическая география стала официально называться «экономическая и социальная география», что в определенной степени соответствовало потребностям общественного развития. Появилась научная специальность 11.05.02 - экономическая и социальная география, которая впоследствии обогатилась за счет дополнения «и политическая география».
Современная специальность 25.00.24 - экономическая, социальная, политическая и рекреационная география существенно расширяет рамки исследовательского поля и одновременно ведет к «атомизации» определения науки. Нет гарантий, что перечень дисциплин в ближайшее время не пополнится за счет включения культурной, конфессиональной, поведенческой, экологической, медицинской, инвестиционной и иной географии. Тенденция фиксации в названии науки отдельных исследовательских направлений чревата потерей базисного предмета познания, а с ним и статуса научной и престижа учебной дисциплины. Появилась острая потребность в емком названии науки, отражающем ее объектно-предметную сущность, теоретико-методологическую основу и прикладную направленность.
Ситуация с названием науки не остается без внимания и реакции ученых, о чем свидетельствуют острые выступления на конференциях и полемические публикации географов [3; 16-18; 25 и др.]. Среди множества предложений наиболее приемлемыми являются следующие: общественная география, гуманитарная география, география человека, география человека и общества. Я полагаю, что правопреемником социально-экономической географии должна стать общественная география, синтезирующая научные направления и сохраняющая теоретически накопленные знания. Признание общественной географии как научной и учебной дисциплины внесет существенные изменения в учебные планы вузов, квалификацию кадров, учебно-методическое обеспечение, переименование кафедр и т.д.
®* Шарыгин М. Д., 2013
Шарыгин Михаил Дмитриевич, Заслуженный деятель науки РФ, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-экономической географии Пермского государственного национального исследовательского университета; Россия 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; [email protected]
4
Социальная и экономическая география
Введение в учебный план общественной географии повлечет не только смену названий читаемых дисциплин, но и их содержание. Такие дисциплины, как «Введение в общественную географию», «Общественная география: основы науки», «Современные проблемы общественной географии», должны раскрыть обновленную понятийно-терминологическую систему, подходы и методы общественно-географического познания. Для этого необходимы обобщающие теоретикометодологические исследования (развитие идей Ю.Г. Саушкина и других ученых [13; 22]), методологическое и методическое обеспечение (в русле работы З.Е. Дзениса [6]), расширение понятийно-категориального аппарата (дополнение словаря Э.Б. Алаева [1]), подготовка и издание учебников и учебных пособий, прообразом которых может стать учебник, написанный коллективом ученых [5].
В лекционных курсах и на специальных семинарах предстоит раскрыть фундаментальную основу общественной географии и в первую очередь исходные понятия: объект, аспект, предмет науки. В качестве варианта предлагается следующая триада: объект - ойкумена, аспект - пространственный, предмет - территориальная общественная система [23]. Ойкумена - это заселенная человеком часть географической оболочки Земли, на которой происходит жизнедеятельность людей и формируются организационные структуры общества. Она включает в себя жизненное пространство человеческого общества, его территориальные системы в сочетании с окружающей природной средой.
Специфика общественно-географического изучения ойкумены заключается в пространственном аспекте познания. Данный аспект появляется в таких понятиях, как «социально-географическое пространство», «территория», «акватория», «геосистема», «территориальная общественная система», «регион», «локалитет», «место» и т.д. Пространственный аспект заложен в самой географии как науке и учебной дисциплине, традиционно учитывающей пространственное разнообразие и пространственные сочетания, глобальную универсальность и региональную уникальность.
Пространственно-временная организация ойкумены реализуется в форме территориальных общественных систем, в которых взаимосвязанно и взаимообусловленно сочетаются сферы жизнедеятельности людей, включенные в процессы общественного развития и воспроизводства. Эти системы функционируют в составе единого социально-географического пространства страны и мира, отличаются открытостью и перетоком людей, товаров, услуг, информации.
Территориальные общественные системы характеризуются сложной внутренней структурой, антропоцентричностью, синергизмом и управляемостью. Их следует рассматривать в двух аспектах: гносеологическом и онтологическом. Гносеологический аспект заключается в представлении систем как концептуальной модели, формализованного аналога иерархически структурированных регионов и населенных пунктов. В онтологическом аспекте территориальная общественная система - это сущностное, реальное функционирование стран, регионов, поселений.
Фундаментализация образования «требует» включить в структуру учебной дисциплины «Введение в общественную географию» разделы, раскрывающие основные категории науки: географическое (социально-географическое) пространство и время, географические системы и структуры, территория и акватория, города и регионы, системы расселения и производства, территориальное планирование и управление и др. Знание категориального аппарата позволяет глубже познать концепции, теории, учения и парадигмы в теоретических дисциплинах на старших курсах («Учение о территориальных общественных системах», «Общественная география: основы науки», «Современные проблемы общественной географии»).
Общественная география имеет сложную внутреннюю структуру, что находит отражение в учебном процессе. В учебный план включены такие «дочерние» дисциплины, как «География населения с основами демографии», «География промышленности», «География транспорта», «География сельского хозяйства», «Политическая география», «Рекреационная география», «Культурная география» и т.д. По всем этим и другим «дочерним» дисциплинам, к сожалению, отсутствуют современные учебники и учебные пособия.
Общественная география как интегральная дисциплина преподается на разных территориальных уровнях: география мира, стран и регионов. Конструктивность читаемых курсов и качество учебнометодической литературы во многом зависят от фундаментальности методологических основ. Методология включает принципы, подходы, методы и приемы познавательной деятельности. Совокупность принципов включает следующие: системности, территориальности, комплексности, перспективности и др. На основе этих принципов определяются методологические подходы. Наиболее распространенными являются такие подходы, как пространственный, ноосферный, антропоцентрический, этногенетический, геоэкологический, геополитический, проблемный, социогуманистический, типологический, кибернетический и др.
Современный и перспективный этапы фундаментализации общественно-географического образования должны характеризоваться совершенствованием методики преподавания и методики
Социальная и экономическая география
территориальных исследований. Появляется потребность модернизации таких традиционных методов, как метод районирования, типологии, энергопроизводственных циклов, картографический, математикогеографический, пространственного анализа, синтеза и диагностики, геоинформационной систематизации и др.
Важным направлением фундаментализации общественно-географического образования является включение в учебный процесс основ теории географического пространства и времени и принципиальных положений теоретической географии. Несмотря на невосприятие теоретической географии отдельными учеными, в некоторых университетах читается специальный одноименный курс. В нем раскрываются такие свойства географического пространства и времени, как континуальность простирания и развития, дискретность организации и восприятия, а также процессы стягивания и диффузии, концентрации и рассеивания веществ, энергии, информации.
Формализованное представление о географическом пространстве и времени приобретает конкретное содержание при «проецировании» их на территориальную и акваториальную поверхность. В результате «проецирования» реально проявляются территориальные и акваториальные системы городов и регионов, социально-экономические и логистические узлы, транспортно-коммуникационные сети и др.
Теория географического пространства и времени на формализованном уровне с использованием математических методов может стать базовой для дальнейшей разработки теорий пространственной (территориальной) организации общества, социально-экономического районирования и территориальных общественных систем.
Истоком теории территориальной организации общества явились теоретические положения размещения производительных сил, расселения населения, территориальной организации производственной и социальной инфраструктуры. В конце XX столетия появилась обобщающая работа по территориальной организации общества [21], а в начале XXI в. были сформулированы элементы общей теории территориальной организации общества [19], что нашло отражение в учебном процессе. Более того, были опубликованы первые учебные пособия [10; 24], которые могут стать предметом профессионального обсуждения.
Теория территориальной организации общества становится «стержнем» фундаментализации общественной географии и общественно-географического образования. Она включает континуальнодискретные свойства социально-географического пространства и времени, закономерности территориальной организации жизнедеятельности людей, процессы регионообразования и социально-экономического районирования, механизм территориального планирования и управления.
Теоретические положения территориальной организации общества должны стать доминирующими и целеориентирующими в системе общественно-географического образования. Они излагаются в учебной дисциплине «Территориальная организация общества» и пронизывают все курсы учебного плана. Среди них: дисциплины по районированию («Социально-экономическое районирование», «Экономико-географическое районирование», «Эколого-экономическое районирование»), «Учение о территориальных общественных системах», «Территориальное планирование», «Региональное управление» и др.
Особое место в системе высшего образования традиционно отводилось экономическому районированию, которое имело мощный теоретический базис [например, 8; 9]. В современных условиях постиндустриального развития наиболее актуальным становится социально-экономическое районирование, осуществляемое на основе анализа, синтеза и диагностики всех видов общественных связей. При этом учитываются территориальный потенциал, циклический ход исторического и перспективного развития, социально-экономическая целостность территории, сила тяготения к центрам, интересы населения, транспортно-коммуникационное единство и др. Районирование проводится на разных территориальных уровнях, что позволяет внести конструктивные предложения по совершенствованию административно-территориального устройства страны и ее регионов.
К сожалению, это направление в науке оказалось на «обочине» общественно-географических исследований, о чем свидетельствует отсутствие теоретико-методологических работ, учебников и учебных пособий. Перед географами-обществоведами встала неотложная задача восполнить этот пробел и обосновать современную систему социально-экономических регионов, объективно функционирующих на разных территориальных уровнях.
Современный регион должен представлять целостную территориальную общественную систему, конкретно реализованную в социально-географическом пространстве и времени. «Дцрами» регионов должны стать человек и территориальные общности людей. Главной целью их формирования и функционирования является повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в благоприятной экологической среде, на основе устойчивого экономического развития.
Социальная и экономическая география
Категория «регион» является основополагающей в районном направлении географии и в системе общественно-географического образования. Теоретико-методологическое обоснование развития и познания регионов раскрывается в совокупности учебных дисциплин: «Регионоведение»,
«Региональная экономика», «Региональная политика», «Региональное управление», «Экономическая и социальная география России» и др. По каждой из этих дисциплин имеются учебники и учебные пособия, написанные географами-обществоведами и конкурентами - экономистами. Позитивно оценивая учебно-методическое обеспечение, следует отметить, что большинство изданий уже устарело и не отражает современный (тем более перспективный) уровень общественного развития страны и мира. Появилась острая потребность обновления учебно-методической литературы с учетом новых концептуальных идей, изложенных в научных изданиях [например, 2; 11; 12; 15].
Особо следует отметить, что регион стал предметом (объектом) междисциплинарных исследований и вовлечен в учебный процесс ряда факультетов: экономического, экологического, юридического, социологического, политологического, филологического и др. При этом в орбиту изучения вовлекаются отдельные стороны и свойства региона, вследствие чего регион трактуется как экономическая (квазикорпорация), или политическая (квазигосударство), или социальная (социум), или иная адекватная система. Такой подход позволяет глубже раскрыть отдельные сектора и структуры региона, но одновременно нарушается его целостность и сбалансированность, разрушаются эмерджентные свойства, теряется эффект синергизма.
Наиболее полное представление о регионе дает географическая концепция (и конструкция) территориальной общественной системы, синтезирующая природно-ресурсную, социальную, экономическую, политическую, культурную, духовную, инфраструктурную, рекреационную и другие подсистемы. Важным интеграционным компонентом каждого региона выступает территория (акватория), выполняющая функции субстрата, консолидации, ресурса и среды жизни. Отсюда вытекает актуальность учения о территориальных общественных системах, которое должно стать базисным во всех региональных дисциплинах.
Важным направлением фундаментализации общественно-географического образования является его обогащение идеями и концепциями физической и общей географии. Особенно актуальны открытые в физической географии законы и закономерности пространственной организации географической оболочки, теория физико-географического районирования, учение о ландшафтах. Реализация их в учебном процессе существенно повышает теоретический уровень образования, способствует целостному восприятию географического пространства и времени, позволяет более качественно оценить природную среду жизни людей и природно-ресурсный потенциал социально-экономического развития стран и регионов.
Сопряженное изучение естественно- и общественно-географических дисциплин дает более полное представление о географической оболочке и ойкумене и одновременно стимулирует формирование общей географии. Интеграция физической и социально-экономической географии привела к созданию общей географии, которая «цементирует» всю систему географических направлений. Она становится фундаментальной наукой с собственным методическим инструментарием, который позволяет успешно решать пространственно-временные проблемы развития и организации природных, общественных и природно-общественных систем. Особенно конструктивны общегеографические теории организации географического пространства, ноосферы, географического поля, интегральных геосистем, географического районирования, процессов взаимодействия природы и общества [20].
Знаменательным событием стало включение в учебный план интегральной дисциплины «История, теория и методология географии», в которой раскрываются теоретико-методологические основы науки; издана учебно-методическая литература по этой дисциплине [4; 7; 14], которая, несмотря на субъективность отдельных суждений, отражает новый этап в развитии науки и подготовки профессиональных географов.
Не меньшее значение для фундаментализации общественно-географического образования может иметь специальный курс «Метагеография», раскрывающий объектно-предметную сущность науки, общегеографические законы, математические методы синергетики, формализованные модели геопространства и геосистем. Этот курс развивает географическое мышление, расширяет кругозор и прививает вкус к теоретическим исследованиям. Для повышения роли курса в процессе фундаментализации образования необходимо его обеспечение учебно-методической литературой.
В системе общественно-географического образования престижное место занимает научно-исследовательская деятельность. Она включает аудиторную и внеаудиторную работу студентов по написанию рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных проектов, выступления на теоретических семинарах и научных конференциях, участие в выполнении грантов и хоздоговорных тем. Положительно оценивая качество квалификационных работ, нетрудно заметить тенденцию снижения теоретических и методологических исследований. Большинство работ носит практический
Социальная и экономическая география
характер с фактическим изложением материала. Редкостью становятся фундаментальные работы, в которых присутствуют новые идеи, творческий поиск, «полет» мысли. Сложившаяся ситуация вызывает тревогу за будущее общественной географии и ее научных школ.
Определенным шагом в процессе оздоровления ситуации может стать выполнение рекомендации Ассоциации российских географов-обществоведов по обязательному включению теоретикометодологических глав или разделов во все квалификационные работы. Вместе с этим необходимо создать условия для реализации интеллектуального потенциала студентов, магистров и аспирантов, всемерно поддерживая теоретические исследования. Важную роль в активизации интереса к этим исследованиям может сыграть предлагаемая система направлений фундаментализации всего общественно-географического образования.
Библиографический список
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983. 350 с.
2. Воронин В.В., Жичкин Ю.В., Шарыгин МД. Территориальная организация региональной социоэкономики. Самара, 2013. 609 с.
3. Гладкий Ю.Н. Гуманитарная география. Научная экспликация. СПб., 2010. 664 с.
4. Голубчик М.М., Евдокимов С.В., Максимов Г.А., Носонов А.М. Теория и методология географической науки: учеб. пособие. М., 2005. 463 с.
5. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л., Носонов А.М., Макар С. В. Экономическая и социальная география. Основы науки: учебник. М., 2003. 400 с.
6. Дзенис З.Е. Методология и методика социально-экономгеографических исследований. Рига, 1980. 262 с.
7. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: учебник. М., 2004. 400 с.
8. Колосовский H.H. Теория экономического районирования. М., 1969. 336 с.
9. Колотиевский А.М. Вопросы теории и методики экономического районирования. Рига, 1967. 251 с.
10 .Култашев Н.Б. Введение в теорию территориальной организации общества: конспект лекций. Тверь, 1993. 52 с.
11.Никольский А.Ф. Теория устойчивого развития и вопрос глобальной и национальной безопасности. Иркутск, 2012. 358 с.
12.Россия и ее регионы: интеграционный потенциал, риски, пути перехода к устойчивому развитию. М., 2012. 490 с.
13.СаушкинЮ.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1973. 559 с.
14.СаушкинЮ.Г. История и методология географической науки. М., 1976. 423 с.
15.Синергии пространства: региональные инновационные системы, кластеры и перетоки знаний / отв. ред. А.Н. Пилясов. М.; Смоленск, 2012. 760 с.
16. Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика. Смоленск, 2011. 608 с.
17.Теория социально-экономической географии: спектр современных взглядов. Ростов н/Д, 2010. 166 с.
18. Теория социально-экономической географии: современные состояние и перспективы развития: материалы междунар. науч. конф. / под ред. А.Г. Дружинина, В.Е. Шувалова. Ростов н/Д, 2010. 476 с.
19.Ткаченко A.A. Территориальная организация общества: элементы общей теории // География на рубеже тысячелетий. СПб., 2005. С. 169-173.
20. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география: вопросы теории и методологии. Пермь, 2007. 494 с.
21. Хорее Б. С. Территориальная организация общества. М., 1983. 320 с.
22. Чистобаев А.И., Шарыгин МД. Экономическая и социальная география: новый этап. Л., 1990. 319с.
23.Шарыгин М.Д. Современные проблемы экономической и социальной географии: учеб. пособие. Пермь, 2004. 427 с.
24.Шарыгин МД, Столбов В.А. Территориальная организация общества: учеб. пособие. Пермь, 2011. 288 с.
25.Эволюция общественно-географической мысли: материалы Междунар. науч. конф. СПб.; Ростов н/Д, 2012. 340 с.
Социальная и экономическая география M.D. Sharygin
THE BASIC DIRECTIONS OF FUNDAMENTALIZATION OF HUMAN-GEOGRAPHIC EDUCATION
The article reveals theoretical potential of human geography and directions of its realization in educational process in high school.
Key words: human geography; fundamental researches; territorial organization of society; social and economic regionalization; territorial human system; region; territorial planning and management.
Mikhail D. Sharygin, Doctor of Geography, Professor, Head of Department of Socio-Economic Geography, Perm State University; 15 Bukireva, Perm, Russia 614990; [email protected]
УДК 911.3
T.A. Балина, Н.И. Морсковатых ТУБЕРКУЛЕЗ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Проводится комплексное географическое исследование заболеваемости туберкулезом на территории России и Пермского края в контексте общемировой ситуации, предложены основные направления региональной политики в области решения данной проблемы.
Ключевые слова: туберкулез; уровень заболеваемости населения; профилактика; региональная политика.
Проблема туберкулеза в Российской Федерации является очень острой и актуальной. В большинстве развитых стран мира это заболевание можно считать давно забытым, и случаи инфицирования носят единичный характер. Однако в нашей стране туберкулез все еще носит массовый характер, от него ежегодно умирают тысячи людей. Мероприятия по борьбе с туберкулезом в РФ на протяжении многих лет осуществляются на основе научно обоснованных методик с использованием достижений российского и зарубежного опыта, имеют государственную поддержку на всех уровнях власти, включая Правительство Российской Федерации, руководства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но по ряду причин проблема заболеваемости туберкулезом остается достаточно острой для многих регионов страны, особенно ярко она выражена на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Пермский край не является исключением, здесь произошло «наложение» природных, экономических, социальных и исторических причин, что привело к высокому уровню заболеваемости и смертности: ежегодно в крае более 600 человек умирают от туберкулеза.
Данную проблему изучают представители разных наук, но именно география призвана провести комплексное географическое исследование заболеваемости туберкулезом на территории России и ее регионов в контексте общемировых тенденций, выявить причинно-следственные связи этого явления, его территориальную специфику, предложить основные направления государственной и региональной политики в области решения данной проблемы.
По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние несколько лет показатели заболеваемости туберкулезом в России заметно выросли. Так, в 2010 г. распространенность туберкулеза в РФ составила 190 тыс. случаев (136 больных на 100 тыс. человек населения), тогда как в 2007 г. туберкулезом болело 164 тыс. наших соотечественников (115 больных). Таким образом, рост составил 16%. При этом только запрошлый (2012) год болезнь унесла жизни 26 тыс. пациентов (18 смертей на 100 тыс. человек населения).
Коэффициент выявления инфекции в России в 2005 г. составлял 83%, а к 2010 г. он снизился до 73%. Коэффициент излечения россиян от туберкулеза в 2010 г. составил 55%, что также ниже более ранних показателей: 58% в 2005 г. и 68% в 2000 г. (аналогичный показатель для мира в целом в 2009 г.
* Балина Т. А., Морсковатых Н.И., 2013
Балина Татьяна Анатольевна, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии Пермского государственного национального исследовательского университета; Россия 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; [email protected]
Морсковатых Наталья Игоревна, соискатель кафедры социально-экономической географии Пермского государственного национального исследовательского университета; Россия 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; [email protected]