Научная статья на тему 'Основные направления, формы и методы предупреждения преступленийнесовершеннолетних, в том числе женского пола, органами внутренних дел'

Основные направления, формы и методы предупреждения преступленийнесовершеннолетних, в том числе женского пола, органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунц Елена Владимировна

Рассматриваются основные направления, формы и методы предупреждения преступлений несовершеннолетних, в том числе женского пола, органами внутренних дел. Анализируется статистика данного вида преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления, формы и методы предупреждения преступленийнесовершеннолетних, в том числе женского пола, органами внутренних дел»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 36 (174). Право. Вып. 22. С. 94-98.

Е. В. Кунц

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

предупреждения преступлений несовершеннолетних,

В ТОМ ЧИСЛЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Рассматриваются основные направления, формы и методы предупреждения преступлений несовершеннолетних, в том числе женского пола, органами внутренних дел. Анализируется статистика данного вида преступлений.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, несовершеннолетние, несовершеннолетние женского пола, органы внутренних дел.

Развитие негативных процессов и явлений, интенсивно проявляющихся в сферах семейнобытовой и молодежного досуга, было предопределено предыдущими этапами развития общества и государства, прежде всего крупными просчетами в формировании и реализации политики по отношению к семье, молодежным проблемам, бытовой сфере. Эти просчеты, в свою очередь, послужили базой для воспроизводства негативных процессов и явлений в других сферах жизни общества. Это выражалось, например, в том, что многие годы приоритетными считались обязанности семьи и гражданина перед государством, зачастую в ущерб обязанностям и правам государства перед ними. Воспитание в семье считалось менее значимым и эффективным, чем воспитание в учебных заведениях1.

Проблема воспитания детей становится особенно сложной, когда они вступают в подростковый период своего развития, что актуализирует и конкретизирует задачу их подготовки к выполнению основных социальных ролей, в частности профессиональной ориентации, которая включает в себя не только выбор конкретного вида деятельности, но и подготовку к выполнению физического или умственного труда. Исследование, проведенное в муниципальных образовательных учреждениях Челябинска, показало следующие результаты: с родителями планы на будущее подростки обсуждают чаще, чем со сверстниками, — 61 %, со взрослыми посторонними людьми — 25 %, с отцом эти планы обсуждаются гораздо реже (26,7 %), чем с матерью (67,2 %)2.

Принятая распоряжением Правительства РФ Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.3 предусматривает следующие мероприятии, направленные на укрепление семьи: создание предпосылок для повышения рождаемости; всестороннее укрепление института семьи как фор-

мы гармоничной жизнедеятельности личности; создание условий для самореализации молодежи; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка.

В последнее время дети отдаляются от семьи. Особенно это крайне отрицательно сказывается на девочках и девушках, которые очень сильно переживают семейные разлады. Их нравственное выздоровление протекает всегда гораздо сложнее, чем у несовершеннолетних мужского пола, а в некоторых случаях оно вообще невозможно. Вот почему семье и семейному воспитанию должно быть отведено особое место в профилактической деятельности государства. От его эффективности во многом зависят тенденции преступности в целом, преступности среди женщин, рецидивной преступности. Общество должно приложить максимум усилий для того, чтобы дети росли в полной семье, получали любовь и внимание, чувствовали надежную родительскую заботу. Конечно, результаты такой деятельности станут заметны не сразу, для этого потребуются большое терпение и значительные финансовые затраты. Но в данном случае следует согласиться с мнением Ю. М. Антоняна: «Когда преступление совершает женщина, общество несет гораздо более ощутимый нравственный ущерб, чем когда это делает мужчина»4.

Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна быть разработка долговременных социальных программ. Большие надежды в этом плане связываются с разработанной Правительством РФ комплексной программой «Дети России», в которой усилен механизм национального внимания к проблемам детей. Эта федеральная программа была утверждена Указом Президента РФ от 18 августа

1994 г. и имеет статус президентской программы. Первоначально срок ее действия заканчивался в

1995 г., затем были определены дополнительные мероприятия на 1996-1997 гг. по утвержденным ранее целевым программам, а также разработаны новые федеральные целевые программы. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. утверждена целевая федеральная программа «Дети России» на 2007-2010 гг. В ее состав входят подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». Целями указанной Программы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К сожалению, реализация Программы в силу экономических причин испытывает определенные трудности.

В законодательстве Российской Федерации уделяется немало внимания вопросам правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций. Вместе с тем следует признать, что дестабилиза-ционные процессы в политической и социальной сферах, происходящие в нашей стране, способствуют нарастанию проблем, связанных с воспитанием несовершеннолетних. Так, мощным фактором преступности несовершеннолетних лиц женского пола является неблагополучная семья, нарушение прав детей в области образования, оздоровления.

Впервые внимание к положению детей в обществе было обращено в принятой Лигой наций в 1924 г. Женевской декларации, призывающей мужчин и женщин всего мира создавать условия для нормального духовного и физического развития детей.

После окончания второй мировой войны в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН, а в 1948 г. принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту государством семьи — естественной и основной ячейки общества. Кроме того, п. 2 ст. 25 Декларации посвящается праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству5. Здесь же говорится о том, что дети, родившиеся в браке или вне его, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

В 1966 г. был принят международный пакт о гражданских и политических правах, в котором повторялось положение о праве семьи на за-

щиту со стороны общества и государства. Ст. 24 этого пакта адресована детям, имеющим право на такие меры защиты, которые требуются в их положении (как малолетних) со стороны семьи, общества и государства6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 г., не только повторял ранее закрепленные положения, но и обращал внимание на «несамостоятельных детей и их воспитание»7.

В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. Одним из достоинств указанного нормативного правового акта является равенство прав всех без исключения детей независимо от их пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. В указанном акте имелось самостоятельное положение, посвященное воспитанию детей в семье: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности»8.

В 1989 г. была принята Конвенция ООН «О правах ребенка». Данный международный правовой акт предусматривает перечень всех прав ребенка. Такой широкий спектр прав и способов их реализации обеспечивает в полной мере полноценное развитие и создание всех условий для воспитания детей в семье.

Вопросами антиобщественного поведения несовершеннолетних, в том числе женского пола, занимаются криминологи, психологи, педагоги. Существует точка зрения о том, что вопросы предупреждения преступлений несовершеннолетних женского пола должны быть предметом специального изучения в целях обеспечения борьбы не только с их уголовно наказуемыми деяниями, но и с аморальными поступками9. Не утратило силу высказывание А. С. Макаренко и в настоящее время: «В деле перевоспитания нет ничего труднее, чем перевоспитание девочек». Педагоги подчеркивают, что отрицательное влияние общественных пороков на мальчиков является поверхностным, непродолжительным, а у девочек оно глубоко затрагивает их духовную сферу и физиологию.

Объективно следует признать, что противоправное поведение несовершеннолетних лиц женского пола вызывает тревогу, представляет серьезную социальную опасность. Общеизвестно, что роль матери в семье имеет первостепенное значение. Следовательно, предупреждая антиобщественное поведение несовершеннолетней правонарушительницы, мы преследуем сразу несколько целей: во-первых, мы корректируем ее личность; во-вторых, адаптируем ее к социальной жизни; в-третьих, способствуем созданию в будущем нормальной семьи. Исследования социологов подтверждаются результатами нашего исследования о том, что семья — это социальная группа, в которой совершается больше всего насилия. Жизненные тяготы ожесточают людей, многие вымещают свои обиды на самых близких и слабых.

По данным официальной статистики, в 2002 г. в России совершена 791 тыс. преступлений, связанных с насилием в семье. Из них в 641 тыс. случаев насилие было направлено против девочек и женщин и в 17 тыс. случаев — против детей. Ежегодно в семьях родители избивают около 2 млн детей, 10 % из этого числа гибнут, около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством и более 50 тыс. уходят из дома10. Самыми распространенными преступлениями в отношении несовершеннолетних являются вовлечение в занятие проституцией, производство порнографии, торговля наркотиками. В 2006 г. более 80 тыс. детей стали жертвами преступлений. Из них подверглись сексуальным домогательствам 9 678. Возбуждено 10 тыс. уголовных дел против недобросовестных родителей, 37,4 тыс. человек лишены родительских прав. За вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность в 2007 г. привлечено 4 308 человек11.

Мы считаем, что в каждом муниципальном районе и городском округе необходимо создавать рабочие группы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Целью их деятельности будет выявление несовершеннолетних лиц, в том числе женского пола, находящихся в социально опасных условиях. В круг мероприятий таких групп будут также входить профилактическая работа с неблагополучными семьями, подростками, состоящими на учете в органах внутренних дел, отделе образования; использование разнообразных форм адресной работы: беседы, трудоустройство и вовлечение в учебу; применение мер прокурорско-

го реагирования, в первую очередь в отношении взрослых, ставящих детей в тяжелые условия. Назрела необходимость в принятии региональных законов о системе органов защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Челябинской области, об основах организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Челябинской области, в которых следует четко прописать роль и обязанность каждого субъекта системы профилактики.

Уберечь детей «группы социального риска» от вовлечения в преступную деятельность — задача не только школы, правоохранительных органов, но и каждого взрослого человека. Каждое третье правонарушение совершается несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают. Для организации досуга детей как нельзя лучше подходят спортивные занятия. Ведь именно спорт дает возможность продемонстрировать свою силу, познать успех, заработать авторитет среди сверстников. Для детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаются специальные группы по различным видам спорта. Для того чтобы ребенок понял, что спорт представляет собой прекрасную альтернативу праздному времяпрепровождению, необходимо в каждом дворе, в каждой школе создавать условия для спортивных занятий. Не должны простаивать во внеурочное время школьные спортзалы, в полном объеме должны работать спортклубы по месту жительства.

По мнению некоторых ученых, законы в нашей стране имеют декларативный характер, в связи с чем борьба с преступностью является недостаточно эффективной. Они предлагают ужесточить наказание. С мнением данной группы ученых мы не согласны, поскольку действующее в России законодательство отвечает реалиям жизни и является вполне эффективным. Естественно, как и любое демократическое государство, Россия должна стремиться к сокращению числа преступлений. Однако главное внимание должно быть обращено на профилактику правонарушений. Лучше предупредить преступление, чем потом быть вынужденным за него карать. Для этого и нужны новые законы. Необходимы законы о профилактике правонарушений, об участии граждан в правоохранительной деятельности. Мы предлагаем принудительно лечить алкоголиков и наркоманов, вести

административный надзор за теми, кто вернулся из мест лишения свободы.

В 2005 г. была принята общегосударственная программа профилактики правонарушений. Она включает в себя четыре уровня: субъект РФ, город с районным делением, город без районного деления и сельское поселение. Смысл системы — объединить усилия государственных, в том числе правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, экстремизмом и другими противоправными проявлениями. За 5 месяцев 2007 г. в стране сократилось на 63 % количество актов терроризма, почти на 18 % — убийств и покушений на них, свыше 18 % — разбоев, почти на 15 % — грабежей. А ведь до этого все прошедшее десятилетие преступность только нарастала12.

Процесс предупреждения преступности не имеет самостоятельной эффективной правовой базы на федеральном уровне. Действующие правовые нормы рассредоточены по различным отраслям законодательства, зачастую противоречивы и фрагментарны. Поэтому, несмотря на достигнутые успехи, государственные институты, органы местного самоуправления, общественность, обладая колоссальным потенциалом по предупреждению преступности, действуют разрозненно и малоэффективно. На сегодняшний день в большинстве субъектов РФ приняты комплексные программы профилактики правонарушений, однако их успешная реализация возможна лишь при условии достаточного финансирования.

В стране сегодня действует 3639 учреждений социального обслуживания граждан. Они работают с лицами, утратившими социальные связи: несовершеннолетними, вернувшимися из воспитательных колоний и спецучреждений и не имеющими жилья; психически больными, представляющими социальную опасность; одинокими стариками и инвалидами; лицами, страдающими алкоголизмом и наркоманией. За два года действия программы профилактики правонарушений органы внутренних дел поставили на учет более 390 тыс. несовершеннолетних, среди них около 180 тыс. были привлечены к административной ответственности. По инициативе МВД России, постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N° 272 образована правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В ряде областей созданы межведомственные службы оказания помощи семье и детям. Работают социальные службы экстренного реагирования. В некоторых регионах вводятся должности инспекторов по делам несовершеннолетних и по работе с неблагополучными семьями. Органами внутренних дел выявлено около 98 тыс. подростков, входящих в группы антиобщественного, экстремистского характера. На учете состоят 302 неформальных молодежных объединения общей численностью свыше 10 тыс. человек, около 150 из них считаются склонными к агрессивным действиям12.

Следует, на наш взгляд, восстановить народные дружины. В России к работе с населением привлечено свыше 26 тыс. товариществ собственников жилья и домовых комитетов. Развивается институт добровольных общественных объединений правоохранительной направленности, напоминающих добровольные народные дружины, действовавшие в 70-80-е гг. прошлого века. В таких объединениях отсутствуют жесткое централизованное управление, диктат милиции, строго определенные рамки и условия. На первом плане — содействие сотрудниками милиции и органам местного самоуправления в поддержании правопорядка, обеспечении личной и имущественной безопасности граждан. Данная практика должна быть обобщена в федеральном законе. Если человек добровольно в некоторых случаях рискует собой ради общественного порядка и безопасности, государство должно гарантировать ему социальную, материальную защищенность, медицинское обслуживание или лечение. Система профилактики преступлений требует финансовых вложений. Лучше сегодня вложить в перевоспитание трудных подростков 10 тыс. р., чем потом тратить огромные средства на содержание заключенных.

Таким образом, на законодательном уровне необходимо разработать эффективную систему мер, направленных на успешное решение вопросов профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних, в том числе женского пола.

Примечания

1 См.: Ревин, В. П. Современные проблемы изучения и организации борьбы с преступлениями в сферах семейнобытовых и досуговых отношений : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 3.

2 Автор приводит результаты личного исследования, проведенного в марте 2008 г.

3 Собрание законодательства РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.

4Антонян, Ю. М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 17-19.

5 См.: Международные акты о правах человека : сб. док. М., 2000. С. 43.

6 Там же. С. 24.

7 Там же. С. 45.

8 Там же. С. 49.

9 См.: Усманова, Л. Ф. Криминологические проблемы изучения преступности среди несовершеннолетних женского пола // Актуальные вопросы советского права (теория и практика). Казань, 1985.

10 Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. Н. К. Асановой. М., 2002. С. 81.

11 Российская газета. 2007. 2 августа.

12 Российская газета. 2007. 27 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.