Научная статья на тему 'Основные направления формирования эффективной организационной культуры государственной службы современного российского общества'

Основные направления формирования эффективной организационной культуры государственной службы современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / MOTIVATION OF LABOUR / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ETHICAL CODE / ИМИДЖ / IMAGE / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / STYLE OF LEADERSHIP / ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ / THE SINERGIE EFFECT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ким Дмитрий Михайлович

В статье утверждается, что становление государственной службы в нашей стране во многом зависит от организационной культуры, административных норм, ценностей и т.п. В этой связи автор анализирует проблемы разработки этического кодекса чиновников, конструирования имиджа государственной службы, стиля поведения должностных лиц и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions of the Formation of the Effective Organizational Culture of Public Administration in Modern Russian Society

It is stated that the public administration formation in our country much depends on the organizational culture, administrative norms, values, etc. In this connection the author analyses the problems of the ethical codex of officials, the moulding of the public administration image, the style of behavior of individuals, occupying important positions, etc.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования эффективной организационной культуры государственной службы современного российского общества»

философию общения в экзистенциализме как звенья одной линии в истории европейской философии. Парадокс в том, что философы-экзистенциалисты часто не считали нужным ссылаться на Фейербаха, хотя его идеи отчетливо проступают в их теоретических построениях. В своей статье мы хотели показать роль Л. Фейербаха - оригинального мыслителя и новатора, стоявшего у истоков неклассического философствования, в формировании антропологических подходов в экзистенциализме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ясперс К. Философия в будущем // Феномен человека: Антология. М.: Высш. школа, 1993. С. 207-221.

2. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 134-204; Он же. Против дуализма тела и души, плоти и духа // Там же. Т. 1. С. 211-238; Он же. Сущность христианства // Там же. Т. 2. С. 7-405.

3. Чупров А.С. Родовая сущность человека в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. 232 с.

4. Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах. М.: Мысль, 1967. 240 с. С. 155.

5. Луман Н. Дифференциация. М.: Изд-во "Логос", 2006. 320 с.

6. Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. школа, 1993. 175 с.

7. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М., СПб.: Университетская книга, 2000. 416 с. С. 102

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

9. Фромм Э. Искусство любить. СПб.: Азбука-классика, 2004. 224 с.

10. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М.: Айрис-пресс, 2005. 352 с.

11. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.

12. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 207.

13. См.: Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л.: Лениздат, 1976. 240 с. С. 237.

14. Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек: Антология. Сост. М. Гуревич. М.: Высш. школа, 1995. С. 124-155.

10 марта 2009 г.

ББК С01

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Д.М.

Исследователи отмечают, что процесс становления по-настоящему эффективной и организационно слаженной государственной службы для любой страны является длительным и сложным, требующим пристального внимания со стороны государства и общественности. Особенно актуальным данный процесс стал для современной России, в которой государственная служба пока не представляет собой органически единого, сбалансированного и социально эффективного института, пройдя лишь начальную стадию своего становления [1, с. 90]. Одними из важнейших факторов

Ким Дмитрий Михайлович - соискатель кафедры социологии Северо-Кавказской академии государственной службы, генеральный директор ООО "Химстроймонтаж", 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, е-шаП: [email protected], т. 8(863)2409719.

Ким

влияния на становление типа организационной культуры государственной службы, который следует учитывать при разработке и внедрении организационной культуры, являются цивилизационный и национальный факторы. Г. Морган в связи с этим отмечает: "Несмотря на то, что все современные общества имеют много общего между собой, не стоит упускать из поля зрения межнациональные различия в культуре и ни в коей мере не следует считать их менее важными; история сформировала много различий в социальных характеристиках национального понимания смысла жизни, а также в национальном стиле жизни

Kim Dmitry - post-graduate student of the sociology department of the North-Caucasus Academy of Public Administration, general director of the Enterprise with Limited Liability "Chimstroymontazh", 70 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, е-mail: [email protected], ph. +7(863)2409719.

и философии организации и управления" [2, с. 140]. Во взглядах российских государственных служащих наблюдается известная крайность, противоречивость. Так, к примеру, модель эффективной государственной власти, по мнению опрошенных государственных служащих, весьма амбивалентна: с одной стороны, ее базовые составляющие касаются эффективного менеджмента (наличие сильного лидера отметили 42,2 % опрошенных, высокопрофессиональной команды - 53,7, отлаженной системы контроля исполнения принятых решений - 31,5, хорошо организованной системы кадровой работы - 27,8 %. С другой стороны, отмечается авторитарный характер управления; факторы, определяющие демократический стиль управления были оценены весьма низко: взаимопонимание общества и власти - 10,3 %; наличие конструктивной оппозиции - 3,9 поддержка власти со стороны бизнеса - 8,3; эффективное и качественное информационное воздействие на избирателей - 3,8 % [1, с. 90-91].

Сказанное подтверждает актуальность задачи дальнейшего совершенствования системы государственной службы, глубокого изучения основ ее функционирования и путей повышения эффективности. Важнейшим фактором, влияющему на тип, характер, динамику развития организационной культуры государственной службы, как уже отмечалось, является цивилизационный фактор. Для его анализа в социологическом плане используем теорию институциональной матрицы, представленную в работах такие исследователей, как К. Поланьи, Д. Норт, С.Г. Кирдина и др. [3-6]. По мнению Д. Норта, институциональная матрица как комплекс взаимоувязанных формальных и неформальных правил и ограничений определяет содержание и динамику экономических и политических институтов каждого конкретного общества [4, с. 147-148]. Более широкая трактовка понятия институциональной матрицы дана С.Г. Кирдиной, которая понимает под данным термином устойчивую, исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества [5, с. 17]. Выступая в качестве архе-типической "пра-формы", предопределяющей содержание и функционирование всех основных социетальных сфер, а также обеспечивающей социальную интеграцию, институциональная матрица, по мнению С.Г. Кирдиной,

может быть двух видов, обозначенных X- и У-матрицами, соответствующими восточной и западной типам цивилизации. Противоречивость и неэффективность современной организационной культуры государственной службы является следствием того институционального конфликта, который вытекает из присущей российскому обществу модели организационной культуры, организационного поведения и управления, соответствующих институциональной матрице восточного типа, модернизация которой по типу институциональной матрицы западного типа осуществляется без учета особенностей российской организационной культуры, имманентно присущих ей в соответствии с ее институциональной природой и историей.

Очевидно, что специфическая модель государственной службы в России сложилась на протяжении исторического развития российской государственности, управленческих структур и процедуры управления как таковой [7]. Специфика модели государственного управления, согласно мнению отечественного исследователя, характеризуется следующими признаками: мобилизация и перераспределение ресурсов по ключевым направлениям; наличие централизованных контрольных структур; автономность низовых подразделений (кластерные структуры); сосуществование стабильного и нестабильного состояния системы управления; неправовой характер государства и управления [8]. Низкая эффективность и несостоятельность в современных условиях такой модели управления уже доказана временем и длительным кризисом как отражением нестабильности общественного развития и его основных социальных институтов.

Наша позиция заключается в том, что необходимость организационного изменения, вытекающая из кризисного состояния государственной службы, ее дисфункциональности, дезинтегративности, определяет потребность в формировании адекватной современной ситуации организационной культуры государственной службы, которая должна основываться на имманентно присущих ей в силу ее институциональной природы (в соответствии с теорией институциональных матриц, основные положения которой мы разделяем) особенностей. Но при этом следует учитывать эффективность отдельных элементов институциональной матрицы иного типа, внедрение которых должно происходить постепенно,

осторожно, с обязательной диагностикой происходящих изменений и прогнозированием их последствий для всей системы государственного управления. Центральным звеном в системе новой организационной культуры государственной службы должна стать миссия организации (утерянная после известных событий 80-90-х годов), на основе которой и строится система взаимосвязанных целей и задач деятельности государственных служащих, определяющая в свою очередь цели и задачи всей системы государственного управления, а также степень ее конкурентоспособности и адаптивности в отечественном и мировом социально-политическом пространстве.

Организационная культура государственной службы имеет свои глубокие корни, связанные с историческим прошлым российского государства и особенностями становления системы его управления, менталитета российского народа и т.д., что дает право предполагать столкновение с рядом трудностей при организационном изменении в системе государственной службы и прогнозировать довольно длительный срок завершения данного процесса. Обозначим те ключевые моменты, которые, на наш взгляд, следует учесть при разработке стратегии организационного изменения в системе государственной службы.

Полагаем, что стратегия формирования эффективной организационной культуры государственной службы должна учитывать следующие моменты.

1. Необходимость достижения фундаментальных, долгосрочных целей часто приводит к игнорированию текущих интересов организации, субъективных потребностей, целей, интересов его работников, что вызывает сопротивление и нежелание содействовать достижению поставленных долгосрочных целей со стороны работников, даже с учетом присущей россиянам на уровне общественной ментальности "жертвенности", коммунитарно-сти. Соответственно, особое внимание должно быть уделено системе мотивации труда работников государственной службы, в основе которой находится прежде всего мотивация карьерного роста.

2. Отсутствие в современном российском обществе господствующей морали определяет необходимость разработки и принятия этического кодекса как одного из механизмов воздействия на поведение и мораль госслужащих [9]. Кодекс определяет

сущность, специфику моральных принципов и норм в системе государственной службы, выступает дополнительным инструментом регулирования служебных отношений в профессиональной среде государственных служащих, которые не охватили в своем регулировании нормативные правовые акты. Кодекс может выступать также своеобразным критерием для определения профессионализма государственных служащих. В силу своей нравственной природы кодекс может выполнять также воспитательные и образовательные функции. Следует учитывать, что этический кодекс должен соответствовать политической и правовой системе общества, иначе все его принципы так и останутся на уровне декларации, как это часто и происходит в России.

3. Еще один важный момент, на который следует обратить внимание при формировании стратегии организационной культуры государственной службы, касается имиджа государственной службы в Российской Федерации. Ее современный имидж имеет во многом негативный характер, поскольку государственная служба символизирует собой власть и властные отношения. Отрицательный имидж российского "чиновничества" ведет, как отмечают Л. Бурганова и С. Батайкина, к недоверию к власти, вызывает социальную дезорганизацию, фрустрацию и апатию [10]. Мы считаем, что основной задачей при формировании организационной культуры государственной службы должно стать исследование современного состояния имиджа государственной службы в обществе и поиск мер по формированию положительного имиджа. Не последнюю роль в этом играет культура организации, изменение которой в соответствии с ситуацией способно привести к изменению и самой организации и отношения к ней.

4. Стратегия формирования организационной культуры государственной службы должна исходить из взаимосвязи ценностей организации и стиля руководства. Ценности составляют ядро организационной культуры. В свою очередь организационная культура и ее система ценностей сильно связаны со стилем руководства, так как власть, которой наделен руководитель, предоставляет ему особые преимущества в формировании организационных ценностей и стиля поведения [2, с. 157]. Управленческая деятельность работников государственной службы на

современном этапе страдает отсутствием поощрения самостоятельности, инициативности, креативности подчиненных с одновременным поощрением дисциплинированности, исполнительности, а также низкой степени культуры и практики делегирования полномочий. Вместе с тем современная система управления остро нуждается в творческих, инициативных, самостоятельных личностях, способных вывести на новый, достаточно высокий уровень развития российское общество, что актуализирует управленческие проблемы организационной культуры и организации всей системы государственной службы в целом.

5. В основе сотрудничества множества людей находится эффект синергии, возникающий в результате сотрудничества и заключающийся в приросте совместной дополнительной энергии людей, превышающей сумму индивидуальных усилий [11]. А. Маслоу определяет синергизм как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу, а культуры с высоким уровнем синергизма, по его мнению, отличаются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, в то время как низкий уровень синергизма приводит к конфликтам, упадку морали и дестабилизации общества [12]. Этот эффект синергии выступает в качестве еще одного важного момента, который должен лечь в основу разработки страте -гии формирования организационной культуры государственных служащих современного российского общества.

Таким образом, для России на современном этапе нет более актуальной задачи, чем формирование специального социально-профессионального слоя государственных служащих, способных гарантировать высокую эффективность и безупречность работы органов государственной власти, уважение со стороны граждан к государственной власти и ее субъектам, закону и законности, профессионалов в области организационного развития, способных создать эффективную организационную культуру, соответствующую современному государству и обществу с его историческими корнями, ментальными особенностями и долгосрочным стратегическим целям общественного развития. Это в совокупности и должно стать стержнем миссии организационной культуры государственной службы, которая включает:

- соответствие организационной культуры, ее норм и ценностей современным тенденциям общественного и мирового развития;

- обеспечение интересов государства и общества, консенсуса между ними и эффективного сотрудничества в рамках дальнейшего развития демократизации, гуманизации общества;

- возрождение российского государства, его силы, мощи, конкурентоспособности, что возможно на основе отказа от политики полного забвения исторически обусловленных и апробированных, зафиксированных на глубоком подсознательном уровне особенностей национальной культуры, национального менталитета, национальной организационной культуры и сохранения основ национальной идентичности посредством формирования и поддержания единой организационной культуры, в которой сочетались бы преимущества национальной модели организационной культуры и современной модели организационной культуры западного типа.

Эффективная организационная культура обеспечивает подготовку конкурентоспособных государственных служащих, имеющих явное преимущество по сравнению с другими госчиновниками благодаря личностному и профессиональному потенциалу, способных выдерживать конкуренцию, преодолевать препятствия, закреплять успешность и сделать собственную карьеру нормой и примером для других. С этой целью в системе государственной службы в рамках профессиональной и организационной социализации как основной функции организационной культуры должны поощряться и воспитываться такие качества, как способность к прогнозированию, системному видению карьерного процесса и организационного развития в целом, непрерывному образованию как системе постоянного самосовершенствования на профессиональном и духовном уровне и др. Современная Россия в очередной раз стоит перед проблемой формирования, воспитания нового общества, нового типа гражданина, личности, работника, государственного служащего, что предполагает и формирование нового типа организационной культуры, поскольку современное общество -общество "организаций". Поэтому велика роль культуры, сложившаяся в них.

ЛИТЕРАТУРА 1. Игнатов В.Г., Охотский Е.В., Понеделков А.В. Организация государственной службы Российской Федерации. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2006. 95 с.

2. Морган Г. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития / Пер. с англ., под ред. Н. Лапиной. М.: Вершина, 2006. 416 с.

3. Polanyi K. The Livelihood of Man / Ed. by H.W. Pearson. N.Y.: Academic Press, 1977. 335 p.

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. 185 с.

5. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 13-23.

6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000. 213 с.

7. Сероусов А.В. Правовая ответственность государственного служащего и предпринимателя

в современной России. Ростов н/Д: Антей, 2007. 136 с. С. 68.

8. Прохоров А.П. Русская модель управления. М., 2006. 416 с.

9. Курбанов Р. Формирование нравственности и морали государственных служащих в Российской Федерации // Власть. 2008. № 1. С. 31-32.

10. Бурганова Л., Батайкина С. Конструирование имиджа государственной службы средствами массовой информации (Опыт эмпирического исследования) // Власть. 2008. № 3. С. 42.

11. Зинченко Г.П. Социология управления. Учеб. по-соб. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2003. 220 с. С. 112.

12. Маслоу А. Маслоу о менеджменте: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 416 с. С. 58.

24 февраля 2009 г.

ББК 87

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МИРОВИДЕНИЕ

Э.Н. Богданова

Существуют разные философские концепции управления человеческим социумом. Каждая из них отражает и выражает определенные аспекты существования и развития многомерного, внутренне дифференцированного, многослойного общества. Несомненно, что китайская философия управления заслуживает самого пристального внимания и изучения с точки зрения ее вклада в мировой опыт социального управления. В последние годы интерес к ней значительно возрос, особенно с развитием синергетического подхода к вопросам управления сложными системами.

По своей сути философия Китая си-нергична. На связь восточной философии управления с положениями современной синергетики указывают современные исследователи [1, 2]. Так, известный российский востоковед Т.П. Григорьева отмечает, что «...современная наука, синергетика, почти по всем параметрам сближается с восточными учениями. "Ключевые идеи" синергетики: "самоорганизация, открытые системы, нелинейность" - все это присуще и восточной мудрости, суть которой в непротивопоставлении одного другому, в следовании естественному

Богданова Элина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе Института экономики и управления (г. Пятигорск), 357502, г. Пятигорск, ул. Московская, 51, e-mail: [email protected], тел. 8(8793)326687.

порядку» [1, с. 240-241]. Идея о возможном синтезе культур Востока и Запада через синергетику была высказана в свое время одним из основателей синергетического движения в России С.П. Курдюмовым. Эта идея, с точки зрения С.П. Курдюмова, становится правдоподобной именно благодаря тому, что синергетика и Восток непостижимым образом оказались имманентно связанными друг с другом. Восточный принцип недуальности мышления, синтетического и взаимодополнительного понимания противоположностей переоткрывается синергетикой в таких ее представлениях, как "порядок через хаос", "единство через разнообразие", "устойчивость через неустойчивость" и т.д. [2].

Мы полностью разделяем это мнение и полагаем, что формирование новой философской основы управления человеческим социумом, адекватной действительности, возможно только на основе синергетического мировидения. Аргументируем взаимосвязь основных принципов и идей китайской философии и синергетики.

Древние китайцы считали, что миром правит закон перемен: нет ничего постоянного, всему есть противоположность, всюду

Bogdanova E l i n a — candidate of economy, associate professor, prorector of educational work of the Institute of Economics and Menegement, 51 Moskovs-kaya Street, Pyatigorsk, 357502, e-mail: [email protected], ph. +7(8793)326687.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.