Научная статья на тему 'Основные направления финансирования здравоохранения региона в условиях усиления реализации страховых принципов его организации'

Основные направления финансирования здравоохранения региона в условиях усиления реализации страховых принципов его организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ОДНОКАНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / FINANCING SOURCES FOR HEALTHCARE / BUDGETARY FUNDS / SINGLE-SOURCE MODEL / OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева О.В., Такмазян А.С., Отришко М.О.

Сложившийся уровень финансового обеспечения не удовлетворяет потребностям здравоохранения в полном размере, при этом ресурсы количественного роста финансирования исчерпаны. Сделан вывод о важности дальнейшей реализации страховых принципов функционирования отрасли, так как переход к преимущественно одноканальной модели финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования является прогрессивным, но не разрешившим весь комплекс финансовых проблем направлением реформирования здравоохранения. Требуются качественно новые подходы к финансовому обеспечению регионального здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A current level of financial support does not satisfy the needs of healthcare in full, and with that, the possibilities of quantitative increase for the financing sources are exhausted. A conclusion has been made that a further fulfillment of insurance principles of the industry funding is important, as the transition to mostly single-source financing model via the obligatory medical insurance funds is a progressive healthcare reformation trend, although it has not solved the entire set of financial problems. Essentially new approaches to financial support of healthcare in the region are required.

Текст научной работы на тему «Основные направления финансирования здравоохранения региона в условиях усиления реализации страховых принципов его организации»

Андреева О.В.,

к.э.н., доцент кафедры РГЭУ (РИНХ) Такмазян А. С.,

к.э.н., доцент кафедры РГЭУ (РИНХ) Отришко М. О.,

к.э.н., доцент кафедры РГЭУ (РИНХ)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА

В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ СТРАХОВЫХ ПРИНЦИПОВ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Сложившийся уровень финансового обеспечения не удовлетворяет потребностям здравоохранения в полном размере, при этом ресурсы количественного роста финансирования исчерпаны. Сделан вывод о важности дальнейшей реализации страховых принципов функционирования отрасли, так как переход к преимущественно одноканальной модели финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования является прогрессивным, но не разрешившим весь комплекс финансовых проблем направлением реформирования здравоохранения. Требуются качественно новые подходы к финансовому обеспечению регионального здравоохранения.

Ключевые слова: источники финансирования здравоохранения, бюджетные средства, одноканальная модель, обязательное медицинское страхование

Andreeva O. V., Takmazyan A.S., Otrishko M.O.

MAIN TRENDS IN HEALTHCARE FINANCING IN THE REGION IN RESPONSE TO A REINFORCED FULFILLMENT OF INSURANCE PRINCIPLES OF HEALTHCARE ARRANGEMENT

A current level of financial support does not satisfy the needs of healthcare in full, and with that, the possibilities of

quantitative increase for the financing sources are exhausted. A conclusion has been made that a further fulfillment of insurance principles of the industry funding is important, as the transition to mostly single-source financing model via the obligatory medical insurance funds is a progressive healthcare reformation trend, although it has not solved the entire set of financial problems. Essentially new approaches to financial support of healthcare in the region are required.

Keywords: financing sources for healthcare, budgetary funds, single-source model, obligatory medical insurance.

Современная политика государства по передаче государственных функций субъектам РФ, децентрализации расходных полномочий, в том числе в сфере здравоохранения, должна повысить эффективность и результативность бюджетных расходов, так как приближает власть к населению, разрешает более полно и глубоко учитывать предпочтения населения.

Несмотря на значительные изменения, предпринятые в последние годы по развитию финансового механизма здравоохранения, проблемы функционирования отрасли по-прежнему являются одними из самых острых в системе финансового обеспечения социальной сферы России.

Уровень финансового обеспечения здравоохранения не удовлетворяет потребностям отрасли в полном размере, что приводит к низкому уровню качества предоставляемой медицинской помощи, увеличению числа платных медицинских услуг, чтобы компенсировать имеющийся дефицит финансовых ресурсов за счет средств пациентов, что в результате может оказывать в значительной мере негативное влияние на состояние здоровья населения. Думается, что рационально изыскивать другие финансовые пути сохранения здоровья нации.

Несмотря на хорошие общеэкономические показатели, в Ростовской области, как и в целом по всей России, до сих пор прослеживаются последствия демографического кризиса, начавшегося в 90-х годах прошлого столетия. Однако за последние годы наблюдается положительная тенденция изменения демографических показателей.

Таблица 1 - Демографические показатели Ростовской области на 1 января 2010-2015 гг.

(составлена авторами. Источник: Официальный портал Правительства Ростовской области.

Информация о демографической ситуации в Ростовской области по итогам 2015 года. _URL: www.donland.ru;http://www.statdata.ru)_

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Численность населения на 1 января соответствующего года, человек 4284775 4275223 4260643 4280517 4245532 4242080

Родившихся всего, человек 46607 46519 49715 50019 51392 42864

Умерших всего, человек 62879 60840 59376 58392 59740 49153

Число детей, умерших до 1 года, человек 354 352 443 412 403 296

Естественная убыль, человек -16272 -14321 -9661 - 8373 -8348 -6289

Темпы уменьшения численности населения области замедляются (табл. 1). Если в течение 2007 года численность постоянно проживающих на Дону граждан сократилась на 17,1 тысяч человек, то за 2015 год - на 6,08 тысяч человек.

За 2015 год число родившихся составило 42 864 человек. Это на 8528 младенцев меньше, чем в предыдущем году, но при этом значительно уменьшилось число детей, умерших в возрасте до 1 года. Общее число умерших по итогам 2015 года уменьшилось на 10 587 человек. В результате таких изменений сократился разрыв между рождаемостью и смертностью, уровень младенческой смертности составил 8 человек на 1000 родившихся.

Вместе с тем в Ростовской области по-прежнему наблюдается естественная убыль населения, однако ее темпы заметно уменьшились. Число лиц старше трудоспособного возраста увеличивается: по прогнозам экономистов, через 23 года на двух человек трудоспособного возраста будет приходиться один человек старше трудоспособного возраста. Это оказывает колоссальную нагрузку на работающее население области. Так-

же, несмотря на рост уровня рождаемости, сохраняется его отставание от уровня смертности.

Система здравоохранения Ростовской области на начало 2015 года включала в себя 660 медицинских учреждений, в том числе 524 врачебных амбула-торно-поликлинических и 128 больничных. За последние пять лет число больничных медицинских учреждений уменьшилось на 6,7%.

Необходимо обратить внимание, что в системе здравоохранения области сделан упор на развитии амбулаторной и поликлинической помощи. В связи с этим проводится поэтапное реформирование сети медицинских учреждений и замена части объемов стационарного сектора амбулаторным.

Количество врачей и медицинского персонала в Ростовской области на

начало 2015 года составила 16,3 тыс. человек1.

В области осуществляются мероприятия, направленные на повышение обеспеченности медицинских организаций кадрами. В Ростовской области по состоянию на 01.01.2015 самая низкая укомплектованность врачебными кадрами (при среднеобластном значении -76,0%) отмечалась в г. Новошахтинске -47,0%, Каменском районе - 47,4%, г. Донецке - 57,0%, г. Каменске-Шахтинском - 58,0%, г. Зверево - 58,1%, г. Гуково - 59,0%, Обливском районе -62,7%, Орловском районе - 63,0%.

Запланированные мероприятия предусматривают развитие системы целевой контрактной подготовки специалистов, подготовку врачей за счет средств областного бюджета в интернатуре, ординатуре, выплату стипендий, финансовое обеспечение подготовки и переподготовки врачей, государственную поддержку в приобретении жилья и улучшении жилищных условий молодым специалистам, осуществление единовременных денежных выплат выпускникам медицинских вузов, прибывающим на работу в территории с низкой укомплектованностью и обеспеченностью врачебными кадрами, а также единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей для медицинских работников, прибывших на работу в сельскую местность. За счет областных средств в сельские районы области в 2015 году были привлечены 130 медицинских работников, которые получили единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей. В результате укомплектованность врачебных штатов выросла с 76% в 2014 году до 80% в 2015.

Одной из проблем, существовавшей до 2012 года в системе здравоохранения области, была нехватка коечных

1 Статистический ежегодник: Ростовская область в цифрах 2014 : статистический сборник. Ростов н/Д, 2015.

мест в стационарах. В 2012 году проделана масштабная работа по оптимизации коечной сети, акцент был сделан на развитии и оптимизации стационарза-мещающей помощи, т.е. увеличении коек дневного пребывания.

В 2013-2015 годах уже продолжено преобразование коечной сети в рамках программы модернизации отрасли. Так, в прошедшем году оптимизировано 354 койки круглосуточных стационаров районных и городских больниц, из которых 201 койка перепрофилирована в койки дневного пребывания при стационаре. В государственных учреждениях здравоохранения в 2015 году оптимизировано 78 круглосуточных коек, из которых 45 переведены в стационары дневного пребывания. Оптимизация сети медицинских учреждений направлена на увеличение мощности дневных стационаров и создание условий рационального использования коечного фонда. В результате оптимизации коечного фонда число дней работы койки в году 329, а средняя длительность лечения больного в стационаре - 12. Это, в свою очередь, дало возможность снизить затраты на дорогостоящую круглосуточную койку, максимально исключить непрофильную госпитализацию.

Реформированию подверглась и ресурсная база учреждений отрасли здравоохранения. Были отремонтированы более 135 объектов, нуждающихся в капитальном ремонте. Позитивным моментом является и то, что в 2012 году было закуплено 3 модульных врачебных амбулатории и около 100 модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Их почти все установили в отдаленных и малодоступных территориях области. В 2013 году учреждения здравоохранения региона получили более 18 тыс. единиц современного высокотехнологичного оборудования. В 2015 году в рамках дальнейшей модернизации отрасли проведены капитальные ремонты в медицинских учреждениях 8 муниципальных

образований и в 3 государственных учреждениях здравоохранения. В области сохранены все фельдшерско-акушерские пункты (1029) и врачебные амбулатории (185). В медицинские учреждения области поступили 73 единицы дорогостоящего оборудования и 15 единиц автотранспорта.

Одним из актуальных вопросов, который находится под постоянным вниманием правительства Ростовской области и Правительства Российской

Федерации, является обеспечение достойного уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, и в частности медицинских работников. К 2018 году в Ростовской области предусматривается поэтапное повышение заработной платы работников здравоохранения. Так, по всем категориям медицинского персонала происходит увеличение уровня заработной платы из всех источников финансирования.

Таблица 2 - Средняя заработная плата медицинских работников медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования

в Ростовской области (составлена авторами. Источник: Доклад министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю. Быковской «Об итогах реализации государственной программы Ростовской области

«Развитие здравоохранения» в 2015 году и этапах развития на 2016 год» от 17.02.2016 г. _URL: www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=125270&mid=130587&itemId=244)_

Медицинский персонал Рост в 2014 году по отношению к 2013 г., % Рост в 2015 году по отношению к 2014 г., % Размер средней заработной платы в 2015 г., тыс. руб.

Врачи 116,8 105,2 36,7

Средний медицинский персонал 113,5 105,0 21,3

Младший медицинский персонал 123,6 108,0 14,2

Вместе с тем в 2015 году наблюдается замедление темпов роста заработной платы всех категорий медицинских работников.

Позитивными моментами в развитии здравоохранения области является и то, что в 2012-2015 годах в медицинских учреждениях области активно внедрялись современные телекоммуникационные и информационные технологии, которые повышают качество за счет доступности получаемой медицинской помощи.

Необходимо отметить, что с 2013 года на Дону активно пропагандируются и параллельно реализуются мероприятия по воспитанию здорового образа жизни у жителей области. На сегодняшний день в Ростовской области функционируют 20 центров здоровья. В 2012 году инициативный проект донских медиков «Тихий Дон - здоро-

вье в каждый дом!» реализовывался под лозунгом «75-летию области -75-летнюю среднюю продолжительность жизни!»1

Проблемы в области здравоохранения определены неразвитостью системы профилактики заболеваний, несбалансированностью объемов финансовых ресурсов и предоставляемых государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, а также недостаточным ростом объемов добровольного медицинского страхования. Финансовые ресурсы здравоохранения Ростовской области формируются за счет средств областного бюджетов, а также бюджета ТФОМС.

1 Полищук Т.А. Тихий дон - здоровье в каждый дом. URL: www.donetsk-ro.donland.ru

Рисунок 1 - Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Ростовской области (составлен авторами)

В общей сложности с учетом нение было направлено 42,5 млрд руб., в

средств фонда обязательного медицинско- том числе средства федерального и об-

го страхования в 2015 году в здравоохра- ластного бюджета - 24,7 млрд руб.

Таблица 3 - Расходы областного бюджета Ростовской области _на ^ здравоохранение в 2015 году1, тыс. руб._

Расходы Утвержденные бюджетные назначения Исполнение бюджетных назначений Процент исполнения

Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, %

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 24655460,0 100 24584136,7 100 99,7

Стационарная медицинская помощь 4225321,9 17,14 4190021,2 17,04 99,2

Амбулаторная помощь 1377304,9 5,59 1367304,7 5,56 99,3

Санаторно-оздоровительная помощь 230741,7 0,94 229220,9 0,93 99,3

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 272290,1 1,10 272290,1 1,11 100,0

Санитарно-эпидемиологическое благополучие 10411,2 0,04 10410,9 0,04 100,0

Другие вопросы в области здравоохранения 18539390,2 75,19 18514888,9 75,31 99,8

1 Составлено авторами. Источник: официальный портал Правительства Ростовской области. URL: www.donland.ru

В области с 2012 года развивается тенденция перехода на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования, удельный вес которых в общей стоимости Территориальной программы ОМС в 2015 году составил более 82%, ТФОМС направлено на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС 34 473 млн руб.

В состав финансового обеспечения включаются расходы на: заработную плату; начисления на оплату труда; приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, реактивов и химикатов; оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований; оплату услуг связи; оплату программного обеспечения; приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Важнейший документ, определяющий будущее донского здравоохранения, - государственная программа Ростовской области «Развитие здравоохранения», по результатам реализации которой к 2020 году планируется достичь

улучшения организации и повышения качества оказания медицинской помощи жителям Ростовской области, сохранения и укрепления здоровья жителей Ростовской области, увеличения продолжительности их жизни.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, перечисляемые в ФФОМС в 2015 году, составили 16 038 282,4 тыс. руб. - они отражены как в средствах областного бюджета, так и во внебюджетных источниках. По итогам 2015 года не освоено 857 505,7 тыс. руб. По причине экономии в сумме 823 343,7 тыс. руб. и в связи с незавершением работ по реконструкции областной клинической больницы.

Что касается внебюджетных источников финансирования медицинской помощи, то до настоящего времени они не получили большого развития, хотя, на наш взгляд, роль финансовых ресурсов частных медицинских организаций, участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования в Ростовской области, может быть достаточно весомой.

Таблица 4 - Источники финансовых ресурсов, направленных на реализацию

государственной программы Ростовской области _«Развитие здравоохранения» в 2015 г.1__

Источники финансирования Предусмотренные расходы Фактические расходы Процент выполнения, %

Всего 43 324 517,6 42 487 236,2 101,97

В том числе областной бюджет 22 412 071,8 22 364 416,7 100,21

Безвозмездные поступления в областной бюджет, из них: - средства федерального бюджета - средства ФФОМС 2 302 714,9 2 237 714,9 65 000,0 2 315 904,3 2 251 858,0 65 000,0 99,43 99,37 100,00

Местные бюджеты 20 902,8 13 295,2 157,22

Внебюджетные источники 34 627 110,5 33 831 902,4 102,35

1 Составлена авторами. Источник: Доклад министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю. Быковской «Об итогах реализации государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения» в 2015 году и этапах развития на 2016 год» от 17.022016 г. URL: www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=125270&mid=130587&itemId=244

Таблица 5 - Финансовые ресурсы частных медицинских организаций, участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования в Ростовской области (составлена авторами. Источник: Доклад министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю. Быковской «Об итогах реализации государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения» в 2015 году и этапах развития на 2016 год» от 17.02.2016 г. URL: www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=125270&mid=130587&itemId=244)

Показатели 2014 г. 2015 г. Темпы роста, % 2016 г. Темпы роста, %

Количество медицинских организаций, участвующих в территориальной программе ОМС в Ростовской области 202 225 111,4 239 106,2

Количество частных медицинских организаций, участвующих в территориальной программе ОМС в Ростовской области 23 33 143,5 35 106,1

Доля частных медицинских организаций, участвующих в территориальной программе ОМС в Ростовской области, в общем количестве медицинских организаций, % 11,4 14,7 128,9 14,6 99,3

Финансовые ресурсы частных медицинских организаций, руб. 520,7 929,5 178,5 1328 142,9

В течение рассматриваемого периода объем финансовых ресурсов частных медицинских организаций, участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования в Ростовской области, увеличился в 2,5 раза. Только за счет увеличения государственного финансирования решить все накопившиеся проблемы в здравоохранении не представляется возможным.

Проведенный анализ современного состояния системы финансового обеспечения здравоохранения позволил выявить факторы, сдерживающие ее развитие.

Система здравоохранения по-прежнему характеризуется дефицитом финансовых ресурсов; низкой материально-техническая базой учреждений здравоохранения; высоким уровнем госпитализации населения. Проведенные преобразования (увеличение амбулаторной помощи и снижение объемов стационарной), на наш взгляд, нельзя однозначно оценить как положительные, так как замена стационаров амбу-

латорными учреждениями в области может не позволить населению получить в полной мере необходимую медицинскую помощь и не обеспечить равнодоступность бесплатной помощи каждому члену общества. Проводимая реструктуризация системы здравоохранения была обусловлена прежде всего недостаточностью финансовых ресурсов. Вместе с тем ресурсы экстенсивного роста объемов финансового обеспечения здравоохранения исчерпаны в условиях общеэкономической нестабильности, требуются качественно новые подходы к финансовому обеспечению здравоохранения области для решения основной задачи - повышения качества и доступности медицинской помощи. Один из ключевых - это дальнейшая реализация страховых принципов функционирования отрасли. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 3 декабря 2015 года отмечено, что «...со следующего года российское здравоохранение полностью переходит на страховые принципы...» С целью развития страховых принципов в

здравоохранении Ростовской области органами власти определены основные направления их реализации:

- внедрение оплаты медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационара на основе федеральных клинико-статистических групп;

- безусловное соблюдение страховых принципов, заложенных в Тарифное соглашение на 2016 год;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- усиление контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования;

- конкретизация задач страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных и некоторые другие.

Однако считаем необходимым дополнить этот перечень такими направлениями, как:

1) расширение числа государственных (муниципальных) учреждений, вовлеченных в систему обязательного медицинского страхования, при условии применения адекватных методов государственного финансового контроля;

2) привлечение большего числа частных медицинских организаций, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;

3) усиление заинтересованности медицинских работников в повышении качества услуг;

4) совершенствование методики оценки эффективности реализации государственной программы развития здравоохранения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А.С. Актуальные вопросы внедрения и развития преимущественно одноканальной модели финансирования медицинских учреждений // Финансовые исследования. - 2015. - № 2 (47). -С. 89-98.

2. Андреева О.В., Такмазян А.С. Особенности организации обязательного медицинского страхования в современ-

ной России // Научные труды SWorld. -2013. - Т. 28. - № 2. - С. 28-31.

3. Беседовский С.Г., Жаркова Ю.С., Цой Р.А., Щемелев С.Н. Проблемы финансирования бюджетных учреждений здравоохранения // Финансовые исследования. - 2015. - № 1 (46). - С. 129-137.

4. Боргер Л.С., Швецова А.А., Ермолаева Е.В. Обязательное медицинское страхование: достоинства и недостатки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. - № 1. -С. 188.

5. Головина Е.И. Особенности функционирования системы обязательного медицинского страхования: региональный аспект // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - № 3. -С. 46-49.

6. Доклад министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю. Быковской «Об итогах реализации государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения» в 2015 году и этапах развития на 2016 год» 17.02.2016 г. / Официальный портал Правительства Ростовской области. - Режим доступа: www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx ?pageid=125270&mid=130587&itemId= 244

7. Зайков С.Н. Проблемы и перспективы реформирования обязательного медицинского страхования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2014. - № 3 (113). -С. 180-185.

8. Ивайкина И.В. К вопросу об оценке реализации программных документов в России // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 5 (112). - С. 47-51.

9. Информация о демографической ситуации в Ростовской области по итогам 2015 года / Официальный портал Правительства Ростовской области. -Режим доступа: www.donland.ru

10. http://www.statdata.ru

11. Ляховненко О.С. Одноканаль-ное финансирование здравоохранения

России через систему обязательного медицинского страхования: достоинства и недостатки // Архитектура финансов: геополитические дисбалансы и потенциал развития национальных финансовых систем : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. 2015. - С. 669-673.

12. Мазурова С.А. Реализация мероприятий по совершенствованию финансирования подведомственных учреждений в сфере здравоохранения // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2016. - № 1-1. - С. 370-372.

13. Крайнова А.М., Исакова Э.А. Источники финансирования здравоохранения РФ // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. -Т. 6. - № 1. - С. 191.

14. Отришко М.О. Развитие источников финансирования учреждений здравоохранения в современных условиях // Экономические науки. - 2015. -№ 128. - С. 106-109.

15. Панурин В.Н., Савченко И.И., Сидорова Н.Г. Экономико-правовые аспекты противоречий российской модели обязательного медицинского страхования // Экономические науки. - 2016. -№ 4 (137). - С. 26-29.

16. Полищук Т.А. Тихий дон -здоровье в каждый дом. - Режим доступа: www.donetsk-ro.donland.ru

17. Романов Д.Г. Создание новых страховых продуктов как направление повышения социальной эффективности социальной защиты // Экономические науки. - 2016. - № 2 (135). - С. 86-90.

18. Романов Д.Г. Социальная защита населения: экономическое содержание и объективная необходимость // Финансовые исследования. - 2015. -№ 2 (47). - С. 99-107.

19. Романова Т.Ф., Андреева О.В., Богославцева Л.В., Отришко М.О. Финансовый аспект развития российской системы здравоохранения в условиях бюджетных реформ : моногр. / Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ). - Ростов н/Д,

2014. - 308 с.

20. Саадуева М.М. Оценка действующей в России модели финансирования системы здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-1 (61-1). -С. 854-856.

21. Статистический ежегодник: Ростовская область в цифрах 2014 : Статистический сборник. - Ростов н/Д,

2015.

22. Шатонов А.Б., Борисов В.В. Использование методов кластерного анализа для исследования развития отраслей региональной экономики Российской Федерации (на примере добровольного медицинского страхования) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 22 (304). - С. 54-64.

23. Ширшов В.Ю. Современные принципы осуществления обязательного страхования в России // Финансовые исследования. - 2015. - № 1 (46). -С. 192-197.

24. Эфендиева И.С. Совершенствование деятельности фондов обязательного медицинского страхования в контексте развития системы финансирования расходов на здравоохранение в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016.

- Т. 2. - № 4. - С. 102-105.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Andreeva O.V., Samojlova K.N., Takmazjan A.S. Aktual'nye voprosy vnedrenija i razvitija preimushhestvenno odnokanal'noj modeli finansirovanija medicinskih uchrezhdenij // Finansovye issledovanija. - 2015. - № 2 (47). - S. 89-98.

2. Andreeva O.V., Takmazjan A.S. Osobennosti organizacii objazatel'nogo medicinskogo strahovanija v sovremennoj Rossii // Nauchnye trudy SWorld. - 2013.

- T. 28. - № 2. - S. 28-31.

3. Besedovskij S.G., Zharkova Ju.S., Coj R.A., Shhemelev S.N. Problemy finansirovanija bjudzhetnyh uchrezhdenij zdra-

voohranenija // Finansovye issledovanija. -

2015. - № 1 (46). - S. 129-137.

4. Borger L.S., Shvecova A.A., Er-molaeva E.V. Objazatel'noe medicinskoe strahovanie: dostoinstva i nedostatki // Bjul-leten' medicinskih internet-konferencij. -

2016. - T. 6. - № 1. - S. 188.

5. Golovina E.I. Osobennosti funkcionirovanija sistemy objazatel'nogo medicinskogo strahovanija: regional'nyj aspekt // Jekonomika i biznes: teorija i praktika. - 2016. - № 3. - S. 46-49.

6. Doklad ministra zdra-voohranenija Rostovskoj oblasti T.Ju.Bykovskoj «Ob itogah realizacii gosudarstvennoj programmy Rostovskoj oblasti «Razvitie zdravoohranenija» v 2015 godu i jetapah razvitija na 2016 god» 17.02.2016 g. Oficial'nyj portal Pravitel'st-va Rostovskoj oblasti. - URL: www.donland.ru/Donland/Pages/View.asp x?pageid=125270&mid=130587&itemId= 244

7. Zajkov S.N. Problemy i perspek-tivy reformirovanija objazatel'nogo medicinskogo strahovanija // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 3 (113). -S. 180-185.

8. Ivajkina I.V. K voprosu ob ocenke realizacii programmnyh doku-mentov v Rossii // Sibirskaja finansovaja shkola. - 2015. - № 5 (112). - S. 47-51.

9. Informacija o demograficheskoj situacii v Rostovskoj oblasti po itogam 2015 goda // Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. - URL: www.donland.ruhttp://www.statdata.ru

10. Ljahovnenko OS. Od-nokanal'noe finansirovanie zdravoohranen-ija Rossii cherez sistemu objazatel'nogo medicinskogo strahovanija: dostoinstva i nedostatki // Arhitektura finansov: geo-politicheskie disbalansy i potencial razvitija nacional'nyh finansovyh system : sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2015. - S. 669-673.

11. Mazurova S.A.Realizacija meroprijatij po sovershenstvovaniju fi-nansirovanija podvedomstvennyh uchrezhdenij v sfere zdravoohranenija // Nauka XXI veka: aktual'nye napravlenija razvitija. - 2016. - № 1-1. - S. 370-372.

12. Krajnova A.M., Isakova Je.A. Istochniki finansirovanija zdravoohranenija RF // Bjulleten' medicinskih internet-konferencij. - 2016. - T. 6. - № 1. - S. 191.

13. Otrishko M.O. Razvitie isto-chnikov finansirovanija uchrezhdenij zdravoohranenija v sovremennyh uslovijah // Jekonomicheskie nauki. - 2015. - № 128.

- S. 106-109.

14. Panurin V.N., Savchenko I.I., Sidorova N.G. Jekonomiko-pravovye aspekty protivorechij rossijskoj modeli objazatel'nogo medicinskogo strahovanija // Jekonomicheskie nauki. - 2016. - № 4 (137). - S. 26-29.

15. Polishhuk T.A. Tihij don - zdo-rov'e v kazhdyj dom. - URL: www.donetsk-ro.donland.ru

16. Romanov D.G. Sozdanie novyh strahovyh produktov kak napravlenie pov-yshenija social'noj jeffektivnosti social'noj zashhity // Jekonomicheskie nauki. - 2016.

- № 2 (135). - S. 86-90.

17. Romanov D.G. Social'naja zash-hita naselenija: jekonomicheskoe soderzhanie i ob#ektivnaja neobhodimost' // Finansovye issledovanija. - 2015. - № 2 (47). - S. 99-107.

18. Romanova T.F., Andreeva O.V., Bogoslavceva L.V., Otrishko M.O. Fi-nansovyj aspekt razvitija rossijskoj sistemy zdravoohranenija v uslovijah bjudzhetnyh reform: monografija / Rostovskij gosudar-stvennyj jekonomicheskij universitet (RINH). - Rostov-na-Donu, 2014. - 308 s.

19. Saadueva MM. Ocenka dejst-vujushhej v Rossii modeli finansirovanija sistemy zdravoohranenija v uslovijah objazatel'nogo medicinskogo strahovanija // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015.

- № 8-1 (61-1). - S. 854-856.

20. Statisticheskij ezhegodnik: Ros-tovskaja oblast' v cifrah 2014/ Statisticheskij sbornik. - Rostov-na-Donu, 2015.

21. Shatonov A.B., Borisov V.V. Ispol'zovanie metodov klasternogo analiza dlja issledovanija razvitija otraslej region-al'noj jekonomiki Rossijskoj Federacii (na primere dobrovol'nogo medicinskogo strahovanija) // Finansovaja analitika: problemy i reshenija. - 2016. - № 22 (304). - S. 54-64.

22. Shirshov V.Ju. Sovremennye principy osushhestvlenija objazatel'nogo strahovanija v Rossii // Finansovye issledovanija. - 2015. - № 1 (46). - S. 192-197.

23. Jefendieva I.S. Sovershenstvo-vanie dejatel'nosti fondov objazatel'nogo medicinskogo strahovanija v kontekste razvitija sistemy finansirovanija rashodov na zdravoohranenie v Rossijskoj Federacii // Jekonomika i upravlenie: problemy, reshenija. - 2016. - T. 2. - № 4. - S. 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.