Научная статья на тему 'Основные направления эволюции банковской системы Китая'

Основные направления эволюции банковской системы Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ / CHINA'S BANKING SYSTEM / ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ / FOREIGN BANKS / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ БАНКИ / GOVERNMENT BANKS / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / CENTRAL BANK / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ / BANKING OPERATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебаненко Елена Николаевна

В последнее десятилетие банковская система КНР стремительно развивается. Поставлена задача достижения ее конкурентоспособности на мировом уровне, и ведущие банки Китая уже вошли в десятку крупнейших банков мира. Однако тенденции развития, которые демонстрирует банковский сектор в настоящее время, во многом схожи с направлениями модернизации банковской системы Китая в первой половине XX в. В этой связи представляется интересным рассмотреть вопросы формирования банковской системы Китая в период ее становления. В статье излагаются предпосылки становления банковской системы Китая, освещается деятельность национальных кредитных учреждений, осуществлявших операции до появления коммерческих банков, анализируется негативная роль иностранных банков, действовавших на территории страны в начале XX в. Согласно выводам автора статьи, банковская система находилась под влиянием традиционных для Китая методов ведения бизнеса, и только в 1930-х гг. под влиянием изменения законодательной базы была сформирована двухуровневая банковская система, которая стала развиваться по западноевропейскому образцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of China’s Banking System in the Last Decade

The article relates that China’s banking system has grown rapidly in the last decade, with its leading banks entering the top ten places in the world. Moreover, the trend of competitive development that the banking sector has shown is similar to the course of modernization which that sector underwent in the first half of the twentieth century. In this context, the paper considers the formative period of China’s banking system. This historical section analyzes the pre-requisites for entering China’s banking system, highlights the national credit agencies, covers operations performed before the establishment of its commercial banks, and describes the negative role played by foreign banks in the country at the start of the twentieth century. In conclusion, the review states that prior to around the 1930s the banking system was completely under the influence of traditional Chinese business practices. But after that period of time, western European models were adopted, and a two-tier banking system — including the attendant legal framework — started to develop.

Текст научной работы на тему «Основные направления эволюции банковской системы Китая»

указывает, что предпочтение первого или второго варианта предопределяется чувствами как свойством психики субъекта, принимающего решение, и что не существует совершенно объективных предпочтений.

Теория принятия решений формирует методическую основу для выбора рациональных решений субъектом в условиях неопределенности. Базовый принцип теории принятия решения формулируется следующим образом: из множества альтернатив субъекту, принимающему решение, следует выбрать такую возможность, которая максимизирует ожидаемую им полезность.

Субъект в процессе принятия решения оперирует субъективными вероятностями. Представления об этих вероятностях могут формироваться у него под воздействием результатов статистической обработки опытных данных, физических экспериментов, моделирования или экспертных заключений. Этот факт необходимо учитывать страховщику при согласовании условий страховой сделки с клиентом.

Литература

1. Кини Р. Теория принятия решений: Исследование операций. М.: Мир, 1981. Т. 1. Разд. 1: Методологические основы и математические методы. 560 с.

2. Исследование операций: В 2 т. / Пер. с англ.; под ред. m Дж. Моудера, С. Элмаграби. М.: Мир, 1981. Т. 1. 712 с. °

3. Пшеничникова С. Н. Сопоставительные характеристики < экономического развития России и бывших социалистических стран на современном этапе структурной транс- i= формации // Известия Санкт-Петербургского универси- < тета экономики и финансов. 2011. № 2. С. 23-32. ^

References °

ш

1. Kini R. Teoriya prinyatiya resheniy: Issledovanie operatsiy. ^ [The theory of decision-making: Operations research]. Mos- о cow, Mir Publ., 1981. Vol. 1. Section 1. 560 p.

2. Mouder J., Elmagraby S., eds. Issledovanie operatsiy [Opera- 3 tions Research]. In 2 vols. Trans. from Engl. Moscow, Mir ^ Publ., 1981. Vol. 1. 712 p. (Eng. ed.: Moder J. J., Elmaghra- > by S. E., eds. Handbook of Operations Research: Foundations ^ and Fundamentals. 1978).

3. Pshenichnikova S. N. Sopostavitel'nye kharakteristiki ekono-micheskogo razvitiya Rossii i byvshikh sotsialisticheskikh stran na sovremennom etape strukturnoy transformatsii [Comparative characteristics of the economic development of Russia and former socialist countries at the present stage of structural transformation]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo Univer-siteta Ekonomiki i Finansov [Proceedings of the St. Petersburg University of Economics and Finance], 2011, no. 2, pp. 23-32.

Основные направления эволюции банковской системы Китая

The Evolution of China's Banking System in the Last Decade

УДК 336.71(510)

Чебаненко Елена Николаевна

соискатель Санкт-Петербургского государственного университета 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Chebanenko Elena Nikolaevna

Universitetskaya Embankment 7-9,

St. Petersburg, 199034, Russian Federation

В последнее десятилетие банковская система КНР стремительно развивается. Поставлена задача достижения ее конкурентоспособности на мировом уровне, и ведущие банки Китая уже вошли в десятку крупнейших банков мира. Однако тенденции развития, которые демонстрирует банковский сектор в настоящее время, во многом схожи с направлениями модернизации банковской системы Китая в первой половине XX в. В этой связи представляется интересным рассмотреть вопросы формирования банковской системы Китая в период ее становления.

В статье излагаются предпосылки становления банковской системы Китая, освещается деятельность национальных кредитных учреждений, осуществлявших операции до появления коммерческих банков, анализируется негативная роль иностранных банков, действовавших на территории страны в начале XX в. Согласно выводам автора статьи, банковская система

находилась под влиянием традиционных для Китая методов ведения бизнеса, и только в 1930-х гг. под влиянием изменения законодательной базы была сформирована двухуровневая банковская система, которая стала развиваться по западноевропейскому образцу.

The article relates that China's banking system has grown rapidly in the last decade, with its leading banks entering the top ten places in the world. Moreover, the trend of competitive development that the banking sector has shown is similar to the course of modernization which that sector underwent in the first half of the twentieth century. In this context, the paper considers the formative period of China's banking system. This historical section analyzes the pre-requisites for entering China's banking system, highlights the national credit agencies, covers operations performed before the establishment of its commercial banks, and describes the negative role played by foreign banks in the country at the start of the twentieth century. In conclusion, the review states that prior to around the 1930s the banking system was completely under the influence of traditional Chinese business practices. But after that period of time, western European models were adopted, and a two-tier banking system — including the attendant legal framework — started to develop.

Ключевые слова: банковская система Китая, иностранные банки, правительственные банки, Центральный банк, банковские операции

Keywords: China's banking system, foreign banks, government banks, central bank, banking operations

Успехи экономического развития, которые Китай демонстрирует на протяжении последних двух десятилетий, стали объектом пристального внимания мирового научного сообщества. Экономическая система КНР смогла без существенных потерь преодолеть последствия мирового кризиса. При этом финансовая система, которая явилась первопричиной кризиса и оказалась слабым звеном экономик развитых стран, в Китае демонстрировала устойчивый рост. К настоящему времени издано немало работ, посвященных экономической системе КНР, однако финансовая система страны изучена недостаточно, а труды по истории ее становления в России отсутствуют.

Банковская система в Китае начала формироваться относительно поздно по сравнению с западными странами: первый банк был открыт только в конце XIX в. До учреждения первого коммерческого банка в стране действовали прообразы кредитных учреждений: пяо-хао — переводные конторы и цяньджуан — меняльные лавки. Уже к началу I тыс. н. э. в Китае проводились все основные банковские операции: прием депозитов, предоставление кредитов, выпуск банкнот, обмен денег и денежные переводы. Переводные конторы впервые появились в провинции Шаньси на севере Китая, отсюда их второе название: «шаньсийские банки». Они стали проводниками банковского дела и бухгалтерского учета во всей стране.

С течением времени переводные конторы стали осуществлять все основные банковские операции, но бизнес по внутренним денежным переводам остался для них главенствующим. За свои услуги шаньсийские банки взимали 2-6% от суммы перевода, а в случае перевода денег в пределах провинции процент был значительно ниже [1, с. 80].

При наличии большого числа отделений не было необходимости перевозить наличные деньги, что давало возможность переводным конторам поддерживать значительные объемы средств, которые можно было использовать для предоставления кредитов.

Цяньджуан появились во второй половине XVIII в. и в отличие от пяохао до конца XIX в. не имели широкой филиальной сети. Большинство меняльных лавок вели локальный бизнес и занимались операциями по обмену денег, выпуском банкнот и учетом векселей местных предпринимателей. Для активного поиска новых клиентов в штате состояли специальные опытные сотрудники, предлагавшие фирмам услуги по предоставлению кредита. Круглосуточный режим работы меняльных лавок, предоставляемые ими услуги привлекали клиентов, и до того, как Китай стал страной, открытой для международной торговли, они доминировали в финансовом секторе Китая. Большинство китайских торговцев, особенно те, кто занимался внешней торговлей, обращались в меняльные лавки за финансированием.

Переводные конторы и меняльные лавки вели бизнес в соответствии с деловыми традициями и этическими нормами того времени. Кредиты, которые они предоставляли, были в основном необеспеченными (так называемые персональные кредиты). Они предоставлялись заемщикам исходя из возможностей их бизнеса и личной репутации. Только предприниматели, испытывавшие трудности с получением кредита, должны были предоставлять обеспечение. В традиционном понимании китайских предпринимателей предоставление обеспечения при получении кредита рассматривалось как неблагоприятный знак их кредитного статуса. Клиенты чувствовали себя оскорбленными, если от них требовали залог.

Даже в тех редких случаях, когда исконные финансовые институты Китая требовали залог, правила его предоставления отличались от западных. Все вещи, которые представляли ценность для кредитора, могли приниматься в качестве обеспечения, даже если они не имели рыночной стоимости. Цель состояла не в том, чтобы путем продажи залога покрыть убытки, а в том, чтобы связать заемщика обещанием вернуть долг.

Персональный кредит был обычным явлением в деловом мире Китая, имел огромное значение и существовал в течение длительного времени. Однако по мере количественного роста и географической экспансии коммерции недостатки такого рода деловой практики проявлялись все отчетливее. Бизнес усложнялся, и кредиторы испытывали огромные трудности при оценке надежности предоставленного кредита только на основе персональной репутации.

Несмотря на знание своей клиентуры, отказ от использования обеспечения подвергал бизнес меняльных лавок большому риску. Банкротство клиента часто вело к банкротству меняльной лавки, иногда даже вызывая эффект домино, приводивший в итоге к финансовому кризису.

Меняльные лавки и переводные конторы предоставляли услуги только торговцам и богатым или хотя бы зажиточным физическим лицам. Многие получали отказ в получении кредита из-за деловой практики этих финансовых институтов. В Китае не существовало учреждений, куда большинство китайцев могли бы инвестировать свои небольшие сбережения с целью получения дохода или обратиться за кредитом.

Со второй половины XIX в. в Китай начинают проникать иностранные банки.

Промышленная революция на Западе способствовала росту производства и поиску новых рынков. Правящая в Китае династия Цин (1644-1911) проводила политику его изоляции от внешнего мира, но военные поражения страны в XIX в. привели к подписанию ряда договоров, включавших пункт об открытии портов для ведения внешней торговли, продиктованный стремлением иностранных государств получить доступ на китайский рынок.

Первые портовые города были открыты в 1842 г. До этого момента внешняя торговля была развита слабо, и местные финансовые институты практически не проводили операций по ее кредитованию. После подписания договоров иностранные предприниматели остро нуждались в специальных учреждениях, которые помогли бы им в решении проблем финансирования торговли и обмена валюты. Для того чтобы удовлетворить эти запросы, иностранные банки начали открывать филиалы в портовых городах. Первой в 1845 г. открыла филиалы в Кантоне и Гонконге «Oriental Bank Corporation». К концу 1931 г. на территории Китая действовали 44 иностранных банка, предлагавшие услуги своим клиентам и содействовавшие осуществлению внешней торговли.

Иностранные банки при поддержке правительств своих стран оказывали сильное влияние не только на банковскую систему Китая, но и на китайскую экономику и политику. Иностранные банки создавались в соответствии с законодательством стран происхождения, которое имело свою специфику в каждой из них, и не подчинялись национальным законам Китая. Одним из первых шагов в деятельности иностранных кредитных учреждений стала монополизация операций по кредитованию внешней торговли: до 90% ее финансирования приходилось на долю иностранных банков [2, с. 9].

В условиях отсутствия в Китае сложившегося национального денежного обращения широкое распространение получила иностранная валюта. Одним из важных ресурсов иностранных банков служила эмиссия денежных знаков, которая осуществлялась в нарушение суверенитета страны. Особенно широко выпуском банкнот занимались японские, английские и французские банки. На долю иностранных банков приходилось в разные периоды времени и по разным оценкам от 30 до 70% от общего количества выпущенных банкнот.

Вслед за внешней торговлей иностранные банки распространили свою монополию на валютные операции и валютную котировку. Так, вплоть до середины 1930-х гг. обменный курс иностранной валюты на финансовом рынке Китая фактически устанавливала HSBC («Hong Kong and Shanghai Banking Corporation»). Более того, HSBC манипулировала курсом при приближении выплат по государственным ценным бумагам.

Тот факт, что валютная котировка устанавливалась иностранными банками, лишал Китай возможности проводить самостоятельную валютную политику. Курсы валют, которые во всех странах являются объектом пристального внимания со стороны правительства, в Китае определялись иностранными банками и валютными спекулянтами.

Кредиты иностранных банков стали важным источником средств для китайского правительства, нуждавшегося в них для выплаты контрибуций в соответствии с мирными договорами. При этом кредиты иностранных банков обеспечивались таможенными поступлениями Китая, доходами от продажи соли и другими бюджетными поступлениями. Неспособность китайского правительства погасить предоставленные кредиты привела к тому, что иностранные банки получили контроль над источниками бюджетных доходов Китая. С 1854 по 1941 г. вся международная торговля велась на условиях, установленных иностранными государствами. Политическое влияние иностранных государств было прямо пропорционально их способности кредитовать Пекин. Политическая власть в Китае исходила из интересов иностранных банков.

Иностранные банки были более заинтересованы в получении быстрой прибыли от финансирования торговли, чем в требующем долгосрочных вложений развитии промышленности Китая. Сложные деловые традиции и процедуры, с которыми иностранные банки знакомы не были, создавали естественный барьер для их работы с местными клиентами. Отсутствие законов, гарантирующих возврат кредитов, и возможности оценить кредитоспособность китайских компаний делали риски кредитования чрезвычайно высокими. В итоге деятельность иностранных банков в Китае не способствовала развитию экономики страны и приводила к дестабилизации денежной системы.

Новые финансовые запросы, возникшие в результате изменения экономических условий в Китае, требовали создания современных банковских учреждений. После десятилетий коммерческих контактов с другими странами и горького опыта военных поражений в Китае все в большей мере осознавали преимущества индустриализации перед кустарными методами производства. Правительство создавало современные предприятия для производства коммерческих товаров. В начале 1870-х гг. частные инвесторы также стали вкладывать средства в создание промышленности. За период с 1840 по 1922 г. в Китае было создано 953 современных предприятия [3, с. 41].

В отличие от кустарных производств современная ^ индустрия требовала значительных капиталов на ^ длительный период времени. Банковские учреж- < дения старого типа не были способны оказывать ^ соответствующие банковские услуги новой китай- о ской экономике. к

Ухудшающееся финансовое положение правитель- ^ ства не позволяло направлять необходимые объемы 2 средств на осуществление новых проектов. Возможности традиционных финансовых институтов Китая ^ были также ограничены. ^

Предложения по созданию современного кредит- х ного института звучали в Китае с начала 1860-х гг. з В результате после преодоления сопротивления кон- ^ сервативных сил в правительстве в 1897 г. был открыт < первый китайский банк — Императорский банк Китая, 1 организованный как акционерное общество и располагавший самым большим уставным капиталом в финансовой системе Китая. Работа в банке велась не в соответствии с национальными традициями, а согласно положениям ИБВО.

Банк получил право эмиссии денег, а также занимался финансированием международной торговли и предоставлял кредиты различным иностранным торговым фирмам. Первые банкноты банк выпустил в 1898 г. И хотя объем выпуска отставал от выпуска иностранных банков, китайские банкноты получили доступ в экономику.

Правительство создавало банки с государственным участием, целью которых было финансирование наиболее значимых отраслей экономики Китая.

В 1908 г. был создан Банк коммуникаций, находившийся в подчинении Министерства финансов. В момент создания его задача состояла в изыскании средств для выкупа железной дороги Пекин—Ханькоу. В дальнейшем Банк коммуникаций финансировал железнодорожное строительство, телеграф, почту, речного транспорт и получил право на выпуск банкнот.

В 1912 г. был учрежден Банк Китая, который до 1928 г. выполнял функции Центрального банка.

Начиная с 1909 г. в провинциях местные правительства создавали провинциальные банки на месте правительственных меняльных лавок, через которые распространялись металлические и бумажные деньги. Провинциальные банки проводили типичные банковские операции: привлекали вклады, предоставляли кредиты, учитывали векселя. В большинстве банков правительству принадлежала только часть капитала, однако благодаря участию правительства банки проводили эмиссию в неограниченном размере, что ставило под угрозу их финансовую устойчивость.

Китайское правительство поощряло создание частных банков, предоставляя им государственную поддержку. Первый частный банк в Китае был создан в 1906 г. в Шанхае. В начале XX в. в стране были учреждены три частных банка.

В 1911 г. в Китае произошла буржуазная революция, была свергнута династия Цин и к власти пришло республиканское правительство. К этому времени в стране осуществляли операции 17 коммерческих банков.

После революции современные банки стали быстро распространяться по территории Китая. Центральное и местные правительства признали их полезными для решения проблем китайской экономики и в качестве источника средств для своих расходов. Многие местные правительства организовали собственные банки. Международная обстановка в этот период также способствовала процветанию китайских банков. Первая

мировая война освободила китайских предпринимателей от конкуренции и способствовала развитию китайской промышленности. Западные страны не могли поставлять товары потребительского спроса в Китай в необходимых объемах, в то время как спрос на них возрастал. В 1918 г. действовали 60 китайских банков, их совокупный капитал составлял 34 млн юаней.

Однако банки были слабо связаны с экономикой, практически не занимались кредитованием национальной промышленности и не могли потеснить традиционные китайские учреждения, число которых в 1918 г. составляло 3000 с капиталом 169 млн юаней. Эти учреждения определяли лицо кредитной системы Китая на низовом уровне.

Развитие частных банков активно шло в первое десятилетие после революции. Доля правительственных банков сократилась с 65% в 1912 г. до 18% в 1925 г. Ресурсы банков были истощены в результате обслуживания запросов властей. Банки воспринимались как неистощимый источник средств и широко использовались для эмиссии, что вело к банкротству банков с правительственным участием.

В 1925 г. в Китае действовали 137 банков с 400 отделениями. Крупнейшими банковскими центрами являлись: Шанхай (30 банков), Пекин (25 банков), Тянь-дзин (13 банков). Ежегодно появлялись 10-12 новых банков, 90% банков, созданных с 1916 по 1925 г., были частными [4, с. 153].

Банковское дело в Китае считалось весьма выгодным, поэтому некоторые провинции даже ограничивали количество банков, не разрешая учредить в городе новый банк, пока не будет закрыт старый.

В банковской сфере Китая через экспансию нескольких крупных банков проходили процессы концентрации. В 1927 г. на долю 9 крупнейших банков приходилось 35% совокупного капитала банковской системы, что составляло 61 млн юаней. Остальные банки располагали совокупным капиталом в размере 113,25 млн юаней, в среднем на один банк приходилось всего лишь 750 тыс юаней, а их совокупные активы составляли 70% всех банковских активов [5, с. 65].

Дальнейшая экспансии банков была сдержана политическими беспорядками в период гражданской войны в Китае. После революции, с 1921 по 1928 г., в стране произошли 11 внутренних войн. Чтобы защитить себя от их последствий, банки ограничивали свое присутствие крупными городами или иностранными концессиями. В конце 1925 г. более 2/3 банков было сосредоточено в десяти крупнейших городах.

Находившаяся в процессе формирования банковская система была чрезвычайно неоднородна. Действовавшие в Китае банковские учреждения можно условно разделить на два типа.

1. Банки, организованные по западноевропейскому образцу. Это в первую очередь крупнейшие Банк Китая, Банк коммуникаций, так называемые три южных и четыре северных банка.

2. Банки, руководствовавшиеся в своей практике исконно китайскими традициями ведения банковского бизнеса. Их деятельность в основном была сосредоточена на обменных операциях. Между меняльными конторами и такими банками трудно провести различие.

Неоднородность банковских учреждений частично можно объяснить имевшими место процессами концентрации и общей нехваткой капитала в банковской системе в целом.

Китайские банки того времени нельзя назвать финансовыми центрами страны, аккумулирующими капитал и

распределяющими его в соответствии с потребностями экономики. Поскольку большинство банков по размеру своих капиталов были небольшими, они стремились проводить операции, не требовавшие значительного объема средств, и использовать капитал максимально продуктивным образом. Это в первую очередь были операции по размену национальной валюты. После обменных операций на втором месте по важности стояли не кредитные операции, как в западноевропейских банках, а собственная предпринимательская деятельность, которая была весьма разнообразной и распространялась на все сферы хозяйственной жизни. Банки имели в собственности предприятия, шахты, пароходства, золотые прииски, участки земли. В предпринимательскую деятельность обычно вкладывалась значительная часть капитала. Кредитование собственных предприятий осуществлялось в первую очередь, в то время как кредиты клиентам банков предоставлялись по остаточному принципу. Только банки, организованные по западному образцу, не вели предпринимательскую деятельность.

Основные операции банков сводились к выпуску банкнот, обмену, приему депозитов, предоставлению кредитов, работе с ценными бумагами.

В 1927 г. к власти пришло правительство националистов (Гоминьдан) во главе с Ян Шикаем.

В качестве официальной идеологии Гоминьдана выступило учение Сунь Ятсена — организатора и руководителя Гоминьдана. Главным условием экономического развития Китая Сунь Ятсен считал модернизацию, проведение которой возможно при условии сотрудничества государства и частного капитала. В руках государства должны находиться важнейшие сферы экономики, опираясь на которые государство может направлять развитие страны. Правительство националистов восприняло идеи Сунь Ятсена о развитии государственного капитализма и проводило политику, направленную на развитие государственного и ограничение частного капитала.

Создание устойчивой финансовой системы рассматривалось как основа развития китайской экономики. На повестку дня встал вопрос о создании Центрального банка. Решение о его учреждении было принято в 1928 г. Капитал банка распределили между правительством и частными инвесторами.

Банк напрямую подчинялся правительству. Как государственный банк он получил ряд привилегий, включая выпуск банкнот, чеканку и выпуск в обращение монет, а также выполнял функции депозитария и являлся фискальным агентом правительства. Он заменил Банк Китая и Банк коммуникаций в качестве главного агента по внешним и внутренним займам. Банк Китая был реорганизован в банк, специализирующийся на управлении иностранной валютой, в то время как Банк коммуникаций сфокусирован на развитии промышленности.

С приходом к власти правительства Гоминьдана усилилось регулирование банковской деятельности. Был принят ряд соответствующих законов и указов.

В 1927 г. при Министерстве финансов правительство создало специальный офис для надзора за финансовой сферой — Бюро финансового надзора. В его обязанности входили разработка финансовых законов и ежегодное изучение операций и активов всех банков, страховых и трастовых компаний и других финансовых институтов. Кроме того, бюро имело право в случае необходимости проверить любой банк. В августе 1928 г. бюро было преобразовано в Департамент по денежному обращению Министерства финансов.

До 1929 г. деятельность банков регулировалась Генеральным банковским положением и Положением о регистрации банков, изданными Министерством доходов династии Цин в 1908 г. В 1928 г. Министерство финансов издало новый закон о банках, а в 1929 г. правительство выпустило положение о регистрации банков. В соответствии с этими документами, все финансовые институты следовало зарегистрировать в Министерстве финансов и оплатить регистрационный сбор, размер которого зависел от величины капитала банка.

Правительство Китая осознавало необходимость построения современной банковской системы, которая могла бы содействовать экономическому развитию страны и была способна выдержать конкуренцию с иностранными банками. В этих целях шло постоянное совершенствование банковского законодательства.

В 1931 г. был принят новый закон о банках. Закон вводил новые требования к банкам, включая требования по капиталу, ответственность акционеров, сферу деятельности и даже часы работы. Банки обязаны были предоставлять отчеты о своей деятельности в Министерство финансов.

В соответствии с законом, банк — это учреждение, которое выполняет одну из следующих операций: прием вкладов и предоставление ссуд, учет векселей, осуществление залоговых операций. Дополнительно к этим операциям банк мог осуществлять куплю-продажу золота и серебра, ценных бумаг, проводить подписку на ценные бумаги, принимать ценности на хранение, а также заниматься денежными переводами на основе инкассовых и платежных поручений. Закон ограничил собственную предпринимательскую деятельность банков, запретив им заниматься торговлей, быть акционерами других коммерческих предприятий, а также приобретать недвижимость кроме как для собственных целей. Принятие этого закона дало толчок к дальнейшему развитию банковской системы Китая на основе рыночных принципов и западноевропейских стандартов.

Война с Японией, начавшаяся в 1937 г., потребовала значительных расходов, что вызвало необходимость покрытия дефицита бюджета за счет денежной эмиссии. Если к началу войны с Японией в обращении находились бумажные деньги на 1,407 млрд юаней, то к 1945 г. — 600 млрд. Денежные знаки в неоккупиро-ванных районах Китая обесценились в 2000-2500 раз [6, с. 31-32].

Для укрепления финансового положения правительством были предприняты усилия по стабилизации национальной валюты. В 1942 г. в целях централизации эмиссии правительственные банки были лишены права выпуска банкнот. Эта функция сохранялась только за Центральным банком.

В 1947 г. финансовое положение страны стало критическим, и правительство запретило хождение иностранных банкнот и операции с золотом. Эти меры вызвали закрытие меняльных лавок и банков, занимавшихся в основном спекуляцией.

В обстановке тяжелого финансово-экономического кризиса происходили банкротства китайских банков. Нестабильной работе способствовала распыленность банковского капитала. В создавшихся условиях банки не имели необходимого запаса прочности, чтобы противостоять финансовым шокам. Капитал среднего банка составлял 1-2 млн юаней, мелкого — 200300 тыс. В то же время иностранные банки, обладая значительным капиталом, развивали свою деятельность. Общая сумма капитала всех китайских банков

в 1939 г. составляла 434 млн юаней, а капитал 30 ино- ^ странных банков, действующих в Шанхае, оценивался ^ в 834 млн юаней [7, с. 36]. <

В результате сфера деятельности китайских банков ^ сузилась. Они занимались в основном кредитовани- о ем торгово-промышленных предприятий и экспор- к та. Однако дальнейшему развитию этих операций ^ препятствовала высокая инфляция. Снизилось также 2 значение частных банков в экономике. Если в начале XX в. население старалось размещать депозиты ^ в иностранных банках, то в 1940-х гг. основная масса ^ депозитов была переведена в Центральный банк. Так, х в 1932 г. на долю частных депозитов в частных банках з приходилось 56% от совокупного объема депозитов ^ банковской системы, на долю правительственных бан- < ков — 37%, на долю Центрального банка — 8%, то 1 в 1945 г. депозиты Центрального банка в возросли до 71%. Доля правительственных банков составила 27%, доля частных банков упала до 2% [8, с. 195].

В период правления Гоминьдана усилилось присутствие государства в банковской сфере. В 1935 г. в результате реорганизации Банка Китая и Банка коммуникаций доля правительства в их капитале была увеличена. В силу своей длительной истории эти банки были более влиятельными, чем Центральный банк, поэтому прямой контроль над ними правительства косвенно усиливал позиции Центрального банка на финансовом рынке.

В начале 1930-х гг. были созданы другие банки с правительственным участием: Фермерский банк Китая, Центральный траст, Банк почтовых переводов и сбережений. Учрежденный в 1933 г. сельскохозяйственный банк четырех провинций в 1935 г. был реорганизован в Фермерский банк, предназначенный для предоставления кредитов фермерам. Банк почтовых переводов и сбережений был создан как банковский департамент почты Китая. В 1930 г. он был реорганизован и получил независимый статус. Цель банка — способствовать переводу платежей от китайских эмигрантов за рубежом их родственникам в сельских районах Китая. Банк почтовых переводов и сбережений использовал почтовые отделения в качестве своих агентов и занимал уникальную позицию по дополнению неадекватной структуры обычных банков, чья деятельность обычно ограничивалась городскими территориями. Центральный траст был учрежден для управления закупками вооружений за рубежом от имени правительства и позже превращен в специальное агентство для управления главным образом контролируемой государством торговлей. Центральный кооперативный банк создан после Второй мировой войны для кредитования сельскохозяйственных предприятий.

В 1936 г. 70% совокупных активов банковской системы Китая находились под прямым контролем правительства.

В сентябре 1939 г. для координации деятельности правительственных банков была создана Совместная администрация. Она работала под управлением совета, состоявшего из главы правительства, представителей Центрального банка, некоторых министерств и всех правительственных банков. Администрация должна была координировать все виды операций банков: регулировать выпуск банкнот, организацию займов, привлечение в страну золота и серебра, но большая часть ее работы сводилась к проверке кредитов, предоставленных банками. После войны существование администрации часто мешало, а не помогало проведению рациональной кредитной политики. В 1948 г. администрация была упразднена,

^ чтобы дать Центральному банку свободу в разработке

^ собственной кредитной политики.

< В 1930-1940-е гг. происходило расширение функ-¡| ций Центрального банка, росло его значение в эко-

9 номике.

<

ск Центральный банк явился организатором центрах лизованной клиринговой системы. ш До войны правительственные, частные и иностранные банки составляли три независимые раздельные ^ группы. Каждая имела отдельную клиринговую си-^ стему во главе с банком Китая, поскольку он являлся х членом всех трех групп и служил в качестве агента для з межгрупповых расчетов. Централизованной системы ^ клиринга не существовало. В 1940-х гг. централизме зованную клиринговую систему Центрального банка х начали создавать сначала в крупных городах, а после 1946 г. клиринговые функции Центрального банка осуществлялись уже на национальной основе.

В 1940-х гг. Центральный банк стал активно использовать в своей политике учет векселей. Учетная ставка определялась Совместной администрацией правительственных банков. Поскольку в ее состав входили представители министерств и банков, заинтересованных в расширении кредитования со стороны Центрального банка, они поддерживали низкую процентную ставку. В этих условиях операции по учету векселей использовались банком с целью получения прибыли.

Операции на открытом рынке являлись традиционным для Центрального банка инструментом. Он проводил их не только с ценными бумагами: в период войны банк активно развивал операции с золотом, валютой и сырьевыми товарами. Центральный банк использовал золотовалютные запасы для импорта необходимого стране сырья. Такие товарные операции помогали не только вывести с рынка излишнюю ликвидность, но и обеспечить необходимыми товарами национальную промышленность, дополнить товарное предложение на рынке.

В 1940-х гг. получила развитие система обязательного резервирования, предусмотренного законом о Центральном банке 1935 г. Однако эта норма вступила в действие лишь в 1940 г., с принятием положения по контролю над частными банками, и применялась только к ним.

Таким образом, в 1940-х гг. в Китае сложилась двухуровневая банковская система. Были созданы банки, которые в настоящее время составляют основу банковской системы КНР: Банк Китая, Банк коммуникаций, Сельскохозяйственный банк. Интересно отметить,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что задачи по модернизации банковской системы на основе западноевропейской модели, поставленные в Китае в 1930-1940-х гг., созвучны вопросам, которые решаются руководством КНР в настоящее время. КНР активно использует международный опыт для построения современной банковской системы, способной конкурировать с мировыми лидерами банковского дела.

Литература

1. Авенариус Г. Г. Эмиссия китайских банков и контроль коммерческих обществ // Вестник Маньчжурии. 1926. № 11-12.

2. Болдырев Б. Г. Кредитно-денежная система Китая в годы господства иностранных держав. 1840-1948: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.: 1963.

3. Linsun Cheng. Banking in Modern China: Entrepreneurs, Professional Managers and the Development of Chinese Banks (1897-1937). Cambridge, 2003.

4. Штейн В. М. Туземный и иностранный капитал в банковом деле Китая // Экономическое обозрение. 1926. Июль.

5. Зыков А. Денежное обращение Китая в период японо-китайской войны 1937-1945 гг. // Деньги и кредит. 1946. № 8-9.

6. Прокушин И. Иностранные банки в Китае // Деньги и кредит. 1947. № 5.

7. Chou Shun-Tsin. The Chinese Inflation (1937-1949). N.Y, 1963.

References

1. Avenarius G. G. Emissiya kitayskikh bankov i kontrol' kom-mercheskikh obshchestv [Emission of Chinese banks and control of commercial companies]. Vestnik Man'chzhurii, 1926, no.11-12, pp. 80-92.

2. Boldyrev B. G. Kreditno-denezhnaya sistema Kitaya v gody gospodstva inostrannykh derzhav 1840-1948: Avtoref. dis. dokt. ekon. Nauk . [The monetary system of China during the rule of foreign powers, 1840-1948: Synopsis Doct. econ. diss.]. Moscow, 1963. 16 p.

3. Linsun Cheng. Banking in modern China: entrepreneurs, professional managers and the development of Chinese banks, 1897-1937. Cambridge, 2003. 41 p.

4. Shteyn V. M. Tuzemnyy i inostrannyy kapital v bankovom dele Kitaya [Native and foreign capital in the banking business of China]. Ekonomicheskoe obozrenie, 1926, July, p. 153.

5. Zykov A. Denezhnoe obrashchenie Kitaya v period yapono-kitayskoy voyny 1937-1945 g. [Money circulation in China during the Sino-Japanese War 1937-1945]. Den'gi i kredit, 1946, no. 8-9, pp 31-32.

6. Prokushin I. Inostrannye banki v Kitae [Foreign banks in China]. Den'gi i kredit, 1947. no. 5, p. 36.

7. Chou Shun-Tsin. The Chinese inflation 1937-1949. New-York, 1963. 195 p.

Издания СПбУУиЭ

Bibliographical reference of Saint-Petersburg University of Management and Economics teachers and employees works (2010-2011) from the funds of the University Library. — SPb.: Publishing House of SPbUME, 2012. — 106 p.

The Bibliography reflects results of the research and education activities carried out by teachers and staff members of the Saint-Petersburg University of Management and Economics in 2010-2011. It includes details of publications available in the stock of the University Library, namely: scientific monographs, textbooks and manuals, including electronic editions, collections of scientific papers, materials of conferences, and etc., issued by the Publishing House of SPbUME and other publishing houses. The content of the bibliography is arranged taking into account types and nature of papers; references in each section are listed according to the alphabetical order of the publications' names.

The Bibliography is made in compliance with the rules and standards of the Russian Federation and is intended for all categories of users.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.