Научная статья на тему 'Основные направления экономико-статистического исследования отечественного рынка труда'

Основные направления экономико-статистического исследования отечественного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления экономико-статистического исследования отечественного рынка труда»

5. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года, ст.3. - СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года, ст. 2 - СПС КонсультантПлюс.

И.А. Полякова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Современный этап социально-экономического развития в мировом масштабе во многом определяется состоянием одного из ключевых факторов общественного производства - человеческого фактора.

Возрастание его роли в общественном производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских учёных, согласно которым, начиная с 1929 г. главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде "труд-земля-капитал" является трудовой фактор.

Инвестиции в трудовые ресурсы становятся сегодня долгосрочным фактором конкурентоспособности и отражают роль рынка труда в эволюционном экономическом процессе, который, в свою очередь, является важнейшим звеном национальной и мировой цивилизации.

Эффективность управления занятостью во многом определяется тем, насколько развитой является инфраструктура рынка труда. Последняя представляет собой совокупность экономических, правовых и административных институтов, организаций и видов деятельности, регулирующих рынок труда и способствующих выполнению его функций. Часть таких институтов, организаций и видов деятельности, специализированных на сборе, обработке и анализе информации о текущем и перспективном состоянии рынка труда, составляет информационноаналитическую инфраструктуру рынка труда.

Базовым элементом последней является система государственной статистики на федеральном, ведомственном и региональном уровнях.

Переход к рыночной экономике в России обусловил значительные изменения как в системе показателей статистики рынка труда, так и в методологии их исчисления Численность занятых отражается в единовременном отчёте №1-МП "Об основных показателях деятельности малого предприятия за год".

Изучение численности занятых по секторам и отраслям экономики осуществляется на основе балансов трудовых ресурсов, составляемым на 1 июля, 1 января и в среднем за год. В этом виде отчётности обобщается информация предприятий, получаемая из текущих статистических данных предприятий по труду, а также информация налоговой инспекции о численности занятых индивидуальной трудовой деятельностью, работающих по найму у отдельных граждан, и численности работников, учитываемой в централизованном порядке. Источником информации о численности безработных являются данные служб занятости, в частности: карточка №1 — персонального учёта гражданина, ищущего занятие; карточка №2 — обратившегося в службу занятости за консультацией; "Отчёт о трудоустройстве и занятости населения", который ежемесячно представляется в органы государственной статистики.

Учитывая то обстоятельство, что не все безработные обращаются в службы занятости, в них фиксируется только численность официально зарегистрированных безработных на конец периода: месяца, квартала, года.

Кроме указанных выше источников статистической информации, в 90-е годы 20 века также были организованы новые для российской экономической деятельности источники получения информации, в частности:

- в соответствии с резолюцией 15-й Международной конференции статистиков труда введена и постоянно совершенствуется информация о забастовочном движении;

- выборочные обследования заработной платы работников в разрезе профессий, должностей и величины отработанного времени;

- сведения о просроченной задолженности по заработной плате работников (ежемесячно);

- затраты на рабочую силу (один раз в 2 года, согласно рекомендаций МОТ);

- система статистического наблюдения за трудовой миграцией.

Реформирование российской экономики выдвинуло новые требования к качественному уровню и оперативности статистической информации. Для реализации этих требований необходима разработка и внедрение в отечественную статистическую практику современных, учитывающих мировой опыт, подходов к организации сбора и обработки статистической информации. Эти подходы должны базироваться на оптимальном сочетании сплошных обследований и широком использовании несплошного статистического наблюдения, основу которого составляет выборочный метод.

Внедрение выборочной методологии в статистическую практику РФ вызвано необходимостью осуществления качественного статистического наблюдения. Для этого Федеральной службой государственной статистики России последние 13 лет, то есть с 1992 года осуществляется целенаправленная деятельность по разработке методологии и инструментальных средств выборочного наблюдения и их внедрения в отечественную статистическую практику.

В частности, выборочное обследование населения по проблемам занятости в настоящий момент является основным источником статистической информации о качественном составе рабочей силы, размерах и структуре фактической безработицы, причинах незанятости, способах поиска работы и его продолжительности.

Обследование населения по проблемам занятости является единственным источником информации, на базе которого возможно проведение следующих действий:

- производить одновременный учёт занятых, безработных и экономически неактивного населения, согласно критериям, разработанным Международной организацией труда;

- оценить реальные размеры числа безработных как в разрезе хозяйствующих субъектов РФ, так и по регионам и по стране в целом;

- учитывать качественный состав рабочей силы, структуру фактической безработицы - причины незанятости, способы поиска занятия и др.;

- косвенно оценить размеры и структуру неформальной занятости.

Обследования населения по проблемам занятости (обследования рабочей силы) по методологии МОТ проводились в Российской Федерации в период с 1992 по 1998 г. один раз в год (в 1995 г. было проведено два обследования). Методология формирования выборочной сети домашних хозяйств была разработана НИИ статистики Госкомстата РФ. В качестве основы выборки были использованы материалы переписи населения 1989 г., а в 1995 г. — материалы микропереписи населения 1994 г.

При определении размера выборки ставилась задача обеспечения представительности данных по основным показателям на уровне субъектов Российской Федерации. В 1992-1994 гг. обследовалось около 600 тыс. человек в воз-

расте 15-72 лет, или 0,55% населения этого возраста. В 1995 г., в связи с ограничением объемов финансирования Федеральной программы статистических работ, размеры выборки были уменьшены до 170 тыс. человек обследуемого возраста (0,15%). Такое уменьшение выборки существенно ограничило перечень разрабатываемых показателей на региональном уровне.

В 1997 г., в связи с присоединением Российской Федерации к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) МВФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1226), была поставлена задача перевода обследования населения по проблемам занятости (обследования рабочей силы) на квартальную периодичность, т.к. ССРД МВФ предписывает по статистике рынка труда публикацию данных о занятости и безработице с квартальной периодичностью. Предложения об основных направлениях перехода на ежеквартальное проведение обследования населения по проблемам занятости были рассмотрены и одобрены в августе 1998 г. на заседании коллегии Госкомстата России.

Ввиду ограниченности размеров финансирования была разработана модель организации обследований населения по проблемам занятости на основе независимых (непересекающихся) квартальных выборок, обеспечивающих представительные итоги в целом по России — ежеквартально, по субъектам России — на основе объединения четырёх квартальных выборок.

Одним из источников финансирования затрат, связанных с переводом обследования рабочей силы на квартальную периодичность, были определены средства Займа Мирового банка (МБРР) Правительству Российской Федерации № 4185-Ки, предусмотренные частью Проекта «Бюро экономического анализа» (БЭА). В течение 1998-1999 гг. претерпели значительные изменения все направления работ, связанные с проведением выборочных обследований.

По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом относительной вариации показателя «уровень безработицы» и заданной степени относительной точности по этому показателю:

- не более 1,5%-я стандартная относительная ошибка выборки — в целом по России при уровне статистической надежности р-0,95, t= 1,96;

— 5%-я стандартная относительная ошибка выборки — по ряду крупных и средних регионов и 8-10%-я — для небольших по численности населения регионов при уровне статистической надежности р=0,9, t= 1,645, а также общей численности населения в регионе.

Размер квартальной выборки гарантирует получение представительных итогов в пределах заданной степени точности и разрезов разработки в целом по Российской Федерации. По субъектам Российской Федерации представительные итоги по основным показателям обеспечивает совокупность четырех квартальных выборок.

Выборка. В результате реализации новой модели выборки ее объем в расчете на квартал составляет 64-65 тыс. человек в обследуемом возрасте (примерно 0,06% населения этого возраста), что обеспечивает задачу получения представительных данных по основным характеристикам рынка рабочей силы в целом по России и по отдельным крупным регионам. В расчете на год выборочный массив составляет 250-260 тыс. человек (0,22% населения обследуемого возраста), что позволяет получить достаточно надежную информацию по основным показателям занятости и безработицы в региональном разрезе. При этом, начиная с 2000 г., объединение четырех квартальных выборок осуществляется ежеквартально по принципу «скользящей средней».

Для опросов населения выборка должна быть тщательно организована с тем, чтобы представлять все население. Оценки, получаемые по материалам выбороч-

ных обследований, имеют определенную погрешность в силу того, что основаны на выборке. Чем больше выборка, тем меньше ошибка. Вместе с тем размеры выборки определяют стоимость обследования. В этой связи при построении выборки решается важнейшая задача — получения репрезентативных данных при наименьших размерах выборки.

Для обследований населения по проблемам занятости организация выборки в регионах России позволяет получить представительные данные, применимые ко всему населению региона в определенных разрезах разработки.

Отбор единиц наблюдения для опросов населения по проблемам занятости производится на федеральном уровне математическими методами в соответствии с методикой, утвержденной Госкомстатом России. При этом применяется двухступенчатая организация выборки.

На первой ступени из основы выборки систематически отбираются счетные участки переписи или микропереписи. Сформированная на этой ступени выборка представляет основу выборки по структурным соотношениям определенных показателей (пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения) и по наибольшему числу их сочетаний.

На второй ступени в отобранных счетных участках случайно отбираются домашние хозяйства (переписные листы, составленные на домашние хозяйства).

Домашние хозяйства, отобранные на второй ступени процедуры выборки, подлежат опросу и включаются в список, выдаваемый интервьюеру. В целях сохранения представительности выборки эти домашние хозяйства не могут быть произвольно заменены другими. Поэтому очень важно, чтобы интервьюеры смогли объяснить опрашиваемым, почему им необходимо получить интервью именно у них, и убедить их сотрудничать.

Программа обследования. При подготовке к квартальным обследованиям был пересмотрен состав показателей опросного листа при сохранении преемственности основных понятий и определений.

В частности, в новом вопроснике расширен блок вопросов, характеризующих дополнительную работу как в обследуемую неделю, так и в течение месяца, предшествующего обследуемой неделе, введен дополнительный блок вопросов для всех респондентов о занятости производством сельскохозяйственной продукции в личном подсобном сельском хозяйстве и производстве в домашнем хозяйстве, промышленных товаров и услуг для реализации.

Предусмотрен дополнительный вопрос о продолжительности отсутствия на основной работе для лиц, имевших в обследуемую неделю вынужденные административные отпуска.

Таким образом, информация о занятости в квартальном обследовании значительно расширена и представлена следующими основными показателями:

- сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; гражданство; уровень образования; общее число членов домохозяйства; родственные отношения в домохозяйстве;

- наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась;

- признаки, характеризующие основную работу: вид экономической деятельности; место и вид работы (предприятие, фермерское хозяйство, предпринимательская деятельность без образования юридического лица, работа по найму у физических лиц); занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество привлекаемых наемных работников (для работодателей); вид трудового договора и других;

- сведения о второй работе: наличие дополнительной работы; классификация по статусу занятых; вид экономической деятельности; место и вид работы (предприятие, фермерское хозяйство, предпринимательская деятельность без образования юридическою лица, работа по найму у физических лиц); занятие (профессия, должность); вид трудового договора; количество фактически отработанного времени на дополнительных работах;

- поиск работы незанятыми лицами: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, к которой безработный готов приступить; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия побезработице;

- прошлая деятельность лиц, незанятых в обследуемую неделю (безработных и экономически неактивных): наличие когда-либо ранее работы у незанятых; вид деятельности и занятие (профессия, должность) по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости; причины, по которым незанятые оставили последнееместо работы; наличие специальности (профессии) у незанятых, не имеющих опыта работы;

- дополнительные сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус: причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе;

- занятость производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве: занятость в обследуемую неделю производством продукции в личном подсобном хозяйстве, включая производство продукции для собственного потребления; основной вид производимой сельскохозяйственной продукции и отработанное время в обследуемую неделю в личном подсобном сельском хозяйстве; занятость производством в домашнем хозяйстве промышленных товаров или услуг для получения дохода или обмена; основной вид производимых в домашнем хозяйстве промышленных товаров и услуг и отработанное время на выполнение этих работ.

Разработка дополнительной информации по результатам квартальных обследований позволила производить расчеты занятости в личном подсобном хозяйстве при составлении баланса трудовых ресурсов на региональном уровне. Раньше такие расчеты производились только в целом по России с использованием косвенных источников информации.

На базе приведенных положений была создана многоцелевая выборка, основанная на информационном массиве Всероссийской переписи населения 2002 г., который используется в качестве базового, начиная с 2005 года. Автор считает, что приведенные положения могут применяться для разработки эталонного инструментария отбора респондентов, что позволит формировать под выборку для организации проведения обследований различной тематики. Такой подход исключает отбор одних и тех же респондентов для различных обследований либо значительно сокращает частоту повторных обращений. В рамках этой работы должны быть определены методы и реализованы процедуры статистического взвешивания для распространения результатов обследования бюджетов домашних хозяйств на генеральную совокупность.

Использование в статистике домашних хозяйств актуальной информации, полученной в результате обработки переписных материалов, само по себе будет способствовать улучшению итогов обследований.

Отчётным периодом, по отношению к которому проводится изучение положения опрашиваемых лиц на рынке труда, является последняя неделя месяца, отобранного для обследования. Так, в 1992-1995 и 1997-1998 годах — октябрь ме-

сяц, а в 1995 и 1996 — март месяц. С 1999 г. обследование проводится с квартальной периодичностью на последнюю неделю второго месяца квартала.

В качестве единицы наблюдения принимается "домашнее хозяйство" — важнейший и относительно новый субъект хозяйствования для российской экономики. Домашнее хозяйство — особая структурная единица, образующая в контексте системы национального счетоводства отдельный сектор институциональных единиц. Сектор "Домашние хозяйства" охватывает индивидов и группы индивидов как потребителей, а также предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства её владельца.

По данным обследования населения по проблемам занятости по состоянию на последнюю неделю августа 2004г., численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила 73,6 млн человек, или 66,0% общей численности населения этого возраста. В их числе 68,5 млн человек классифицировались как занятое население, 5,1 млн человек — как безработные с применением

70

60

50

40

30

20

10

0

I Занятое население

□ Безработные по методологии МОТ

август

2004 г.

Рис. 1. Численность занятого населения и безработных в Российской Федерации,

млн человек [1]

критериев МОТ.По сравнению с августом 2003г. численность занятого населения увеличилась на 1152 тыс. человек (на 1,7%) при снижении численности безработных на 661 тыс. человек (на 11,5%). Уровень безработицы снизился с 7,8% в августе 2003г. до 6,9% в августе 2004 г., что отражает рис. 1.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце августа 2004 г. на учете в органах государственной службы занятости состояло 1,6 млн безработных. По сравнению с августом 2003г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 74 тыс. человек, или на 4,8%. В августе 2004г. общая численность безработных превышала численность зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) в 2,8 раза.

В общей численности безработных 1,3 млн человек составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 1,2 млн человек — лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала, такое же количество безработных не имели опыта трудовой деятельности. По сравнению с августом 2003 г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, увеличилась на 0,7 процентных пункта. Среднее время поиска работы без-

работными в августе 2004 г. составило 8,2 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более в августе 2004 г. имели 38% безработных.

8%

□ увольнение по собственному желанию

□ высвобождение, сокращение персонала

□ окончание срока временной, сезонной работы

□ по состоянию здоровья, личным причинам

□ выход на пенсию в отставку

□ увольнение по собственному желанию

□ другое

26%

Рис. 3. Состав безработных, имеющих опыт работы по обстоятельствам незанятости в августе 2004 года [1]

Средний возраст безработных в августе 2004 г. составил 33,8 года, занятого населения — 39,5 года. Молодежь до 25 лет составляет 32% среди безработных и 12% — среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5 % и 10%. Почти 11% безработных имели высшее образование и 19% — среднее профессиональное. Среди занятых это соотношение составило, соответственно, 24% и 25% (рис. 2).

Исходя из вышеизложенного следует, что сбор информации об экономически активном населении и его составляющих с квартальной периодичностью позволил проследить сезонные колебания показателей занятости и безработицы. Важным является то, что разработанная модель квартальных обследований по независимым квартальным выборкам позволяет производить средние оценки по последовательным годовым периодам, в которых устранено влияние фактора сезонных колебаний, и тем самым отслеживать складывающиеся тенденции на рынке труда.

Организация обследований рабочей силы с квартальной периодичностью обеспечила необходимую информационную базу для более точных средних годовых оценок трудовых затрат на производство товаров и услуг в соответствии с требованиями СНС, так как проводимое ранее в межсезонный период ежегодное обследование не позволяло в полной мере учесть трудовые затраты в отраслях с сезонным характером производства и связать их с понятием «границы производства» в контексте СНС.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости. М. Госкомстат, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.