УДК 343 .816 ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДЯТЛОВ,
ББК 67.409.021к94 кандидат экономических наук, доцент,
Д99 доцент кафедры социально-гуманитарных
и естественнонаучных дисциплин (Псковский филиал Академии ФСИН России),
e-mail: [email protected] © Дятлов Ю. Н., 2015
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Реферат: в статье рассмотрены возможные пути решения проблемы экономичной эксплуатации специального оперативно-служебного автотранспорта уголовно-исполнительных инспекций. Актуальность темы обусловлена тем, что транспортные расходы являются значительной частью расходов уголовно-исполнительных инспекций, величина которых зависит как от многих субъективных (обеспечение надлежащего уровня нормирования, планирования, учета и контроля транспортных расходов, выбор рациональных маршрутов и приемов вождения штатными и внештатными водителями), так и объективных (отдаленность расположения мест контроля за поведением осужденных, уровень развития дорожной инфраструктуры и др.) факторов.
Основное внимание в статье уделено вопросам экономии моторного топлива, что обусловлено наибольшим удельным весом его стоимости в структуре транспортных расходов уголовно-исполнительных инспекций. При этом выделены следующие направления снижения данных расходов: построение рациональных маршрутов выезда при выполнении мероприятий по контролю за поведением осужденных; использование приемов экономичного вождения оперативно-служебных автомобилей; применение технических средств контроля расхода топлива.
В целях рационального использования служебных автотранспортных средств, сокращения необоснованных пробегов автомобилей сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций рекомендуется составлять план контроля (надзора) за поведением осужденных. Он поможет проанализировать расположение адресов, по которым требуется выезд, и определить очередность посещений мест жительства, работы, учебы подучетных лиц, проверки осужденных в общественных местах и т. п.
Кроме того, предлагается использовать секторную модель маршрутизации, алгоритм реализации которой предусматривает условное деление каждого административно-территориального образования на несколько секторов по границам магистральных улиц (дорог), уточнение маршрута перемещения сотрудника уголовно-исполнительной инспекции по выбранному сектору с учетом адресов контроля за поведением осужденных (надзора), принятых по согласованию у других сотрудников.
Наиболее простые способы снижения расхода горюче-смазочных материалов (на 3-10 %) в процессе эксплуатации специального оперативно-служебного автотранспорта основываются на соблюдении элементарных правил экономичного вождения. В статье в качестве примеров приводятся такие из них, как изучение предстоящего маршрута движения, обеспечение рациональной энергозагруженности автомобилей, соблюдение экономичного режима вождения, снижение аэродинамического сопротивления и массы транспортных средств.
Среди дополнительных мер рассматривается возможность установки на автомобили, по которым систематически наблюдается превышение фактического расхода топлива над нормативным, автономных или спутниковых систем контроля расхода топлива, а также проведения со штатными и внештатными водителями инструктажей по вопросам экономичной эксплуатации служебного автотранспорта, правильного заполнения первичной учетной документации, доведения до их сведения результатов анализа расхода автомобильного топлива и моторного масла по отдельным автомобилям и их группам.
Ключевые слова: транспортные расходы, экономия, уголовно-исполнительные инспекции, специальные оперативно-служебные автомобили, контроль за поведением осужденных, маршрут выезда, расход моторного топлива, секторная модель маршрутизации, экономичное вождение, технические средства контроля расхода топлива.
Повышение эффективности процесса исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и мер уголовно-правового характера в ус-
ловиях, когда места жительства и работы осужденных, как правило, существенно рассредоточены по административному району юрисдикции уголовно-исполнительной инспекции (УИИ), требует
многочисленных выездов и передвижений ее сотрудников на значительные расстояния. В связи с этим транспортные расходы являются неотъемлемой частью расходов УИИ, величина которых варьирует в зависимости от многих факторов, в том числе от региональных особенностей расположения УИИ (городская местность с развитой сетью дорог или сельский район с отдаленным расположением друг от друга населенных пунктов и слаборазвитой дорожной инфраструктурой).
Следует отметить, что в соответствии с Порядком организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденным распоряжением ФСИН России от 5 декабря 2014 г. № 234-р, транспортные средства используются штатными и внештатными водителями, за которыми закреплено транспортное средство и которым разрешена его эксплуатация. При этом под термином «водитель» понимается ответственное лицо, управляющее транспортным средством, стоящим на балансе учреждений и органов УИС. За одним служебным автомобилем может быть закреплено не более четырех водителей. Возможно закрепление одного водителя одновременно не более чем за тремя транспортными средствами [4].
В связи с существенным ростом автопарка УИИ в течение 2012-2014 гг., увеличением числа их внештатных водителей, а также ухудшением экономической ситуации в стране вопросы экономии расходов на содержание специального оперативно-служебного автотранспорта, стоящего на балансе УИИ, приобретают актуальный характер. Следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством предусмотрена ответственность должностных лиц, виновных в использовании служебной автомобильной техники не по назначению, сверхнормативном пробеге транспортных средств, бесхозяйственном использовании горючесмазочных материалов и т. п.
К основным расходам на содержание служебного автотранспорта УИИ относят затраты на моторное топливо и смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, обязательное страхование автогражданской ответственности, обследование технического состояния (диагностику) автомобилей, в том числе при государственном техническом осмотре, а также на обеспечение предрейсового медицинского осмотра штатных и внештатных водителей, стоянки служебного автотранспорта. При этом наибольший удельный вес в них занимают затраты на горюче-смазочные материалы. В связи с этим рассмотрим основные направления снижения расходов УИИ на моторное топливо, к которым, на наш взгляд, следует отнести следующие:
- построение рациональных маршрутов выезда при выполнении мероприятий по контролю за поведением подучетных лиц (осуществлению надзора);
- использование приемов экономичного вождения сотрудниками, управляющими служебным автотранспортом;
- применение технических средств контроля расхода топлива и мониторинга эксплуатации служебного автотранспорта.
В целях рационального использования служебных автотранспортных средств, сокращения необоснованных пробегов автомобилей (сверхдальних, по бездорожью и др.) рекомендуем сотрудникам УИИ составлять план контроля (надзора) за поведением осужденных предварительно на каждый рабочий день, в который намечается выезд. Исходной базой для его подготовки должен являться план мероприятий по исполнению приговоров, соблюдению законности и предупреждению правонарушений со стороны осужденных.
Предлагаемый план контроля за поведением осужденных поможет сотруднику УИИ проанализировать расположение адресов, по которым требуется выезд, и наметить очередность посещений мест жительства, работы, учебы подучетных лиц, проверки осужденных в общественных местах и т. п. Форма и содержание плана может определяться сотрудником УИИ в произвольной форме так, чтобы можно было оценить своевременность посещений подучетных лиц, оптимизировать маршрут движения, рационально распределить свое рабочее время. В табличную форму плана контроля целесообразно включать следующие графы: «Порядковый номер», «Адрес», «Содержание мероприятия» и «Отметка о выполнении». При этом перечень и периодичность выполнения мероприятий определяются в соответствии с требованиями Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы [2, 3]. Данные мероприятия планируются на конкретный рабочий день таким образом, чтобы протяженность маршрута перемещения сотрудника УИИ была минимальной и позволяла осуществить необходимое количество посещений.
Для оптимизации служебных выездов сотруднику УИИ следует предварительно проработать маршрут своего перемещения в течение рабочего дня. Для этого выбираются близлежащие места контроля за поведением осужденных (надзора): адреса места жительства, работы осужденных и др. При необходимости изучается карта населенного пункта, административного района или области, на которую можно нанести планируемый маршрут и
разобраться в его рациональности. Следует также учитывать качество дорог и их загруженность. Как правило, наименьший общий пробег служебного автотранспорта дают кольцевые маршруты.
При планировании количества посещений на отдельный рабочий день следует исходить из продолжительности рабочего дня и примерной оценки затрат времени, требуемых для выполнения мероприятий по контролю за поведением осужденных (надзору). Необходимо также учитывать затраты времени на проезд с учетом региональных особенностей расположения УИИ.
В целях сокращения пробега оперативно-служебного автотранспорта, снижения расходов УИИ на горюче-смазочные материалы предлагаем использовать секторную модель маршрутизации. Алгоритм ее реализации предусматривает:
а) определение перечня потенциальных мест контроля за поведением осужденных (надзора) в конкретном административно-территориальном образовании (его части) на основе согласования предварительного варианта плана контроля, составленного отдельным сотрудником УИИ, с другими сотрудниками, которые планируют служебные выезды в данном направлении;
б) деление каждого административно-территориального образования (города) на несколько секторов по границам магистральных улиц (дорог). В одном секторе может находиться несколько населенных пунктов (микрорайонов, кварталов). На данном этапе деление будет условным, так как предполагается, что границы секторов будут меняться;
в) анализ плотности мест контроля за поведением осужденных (надзора) по каждому выделенному сектору. Возможно свободное изменение границ секторов в зависимости от смещения плотности адресов и их кучности. При этом выделенные сектора могут выходить за пределы границ административных территорий, так как наибольшее значение имеет расположение мест посещений, а не границы;
г) уточнение маршрута перемещения сотрудника УИИ по выбранному сектору с учетом адресов контроля за поведением осужденных (надзора), принятых у других сотрудников, корректировка плана контроля.
В процессе оптимизации плана контроля за поведением осужденных по отдельным рабочим дням сотруднику УИИ целесообразно составить рациональный маршрут перемещения, то есть порядок посещения требуемых адресов с минимальными транспортными расходами. По возможности следует передать другому сотруднику, планирующему выезд по близлежащим адресам с целью
контроля за поведением осужденных (надзора), отдельные адреса, посетить которые данному сотруднику будет более удобно. Необходимо стараться намечать выезды в такое время дня, когда интенсивность движения транспорта на дорогах (особенно в городской местности) снижается.
Использование секторной модели маршрутизации позволит сотруднику УИИ планировать выезд в течение рабочего дня в определенный сектор административно-территориального образования, что обеспечит более плотную работу по покрытию территорий.
Наиболее простые способы снижения расхода моторного топлива основываются на соблюдении элементарных правил экономичного вождения транспортных средств, таких как:
- изучение предстоящего маршрута движения. Перед выездом следует подробно рассмотреть маршрут предстоящей работы, выбрать направление движения с минимальным количеством оживленных перекрестков, переездов, светофоров, поворотов, объездов и т. п. В случае поездки по незнакомому маршруту необходимо осведомиться о дорожных условиях (состояние дороги, интенсивность движения транспорта в различное время, допустимый скоростной режим, возникновение автомобильных пробок, наличие светофоров, железнодорожных переездов и т. п.), а также очередности посещения планируемых мест контроля за поведением осужденных (надзора) и способах подъезда к ним;
- обеспечение рациональной энергозагруженности автомобиля, что будет способствовать снижению расхода топлива. Не следует включать без необходимости кондиционер, обогрев заднего стекла, внешнее и внутреннее освещение и т. п.;
- соблюдение экономичного режима вождения. Следует избегать резких стартов и торможений, движения на низших передачах, осуществлять их своевременное переключение, максимально использовать инерцию катящегося автомобиля (движение «накатом»), не допускать излишнего буксования колес, соблюдать скоростной режим, установленный Правилами дорожного движения, учитывать погодные условия;
- снижение аэродинамического сопротивления и массы транспортного средства. Необходимо перед началом движения очищать автомобиль от снега, льда, не открывать без необходимости окна в движущемся автомобиле, не перевозить лишний груз (ненужные вещи) и др.
Систематическое соблюдение сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций указанных приемов экономичного вождения может обеспечить сокращение расхода топлива в процессе экс-
плуатации автотранспортных средств на 3-10 % [1, с. 12-18].
Осуществление режима экономии топлива и смазочных материалов возможно только на технически исправном автомобиле, при своевременном проведении его технического обслуживания, использовании рекомендуемого заводами-изготовителями автотранспортных средств моторного топлива и масел. При этом на оперативно-служебные автомобили, по которым систематически наблюдается превышение фактического расхода топлива над нормативным, целесообразно устанавливать современные технические средства контроля, среди которых может быть выбран один из следующих вариантов:
- автономный датчик расхода топлива (расходомер), позволяющий получать данные по расходу топлива и времени работы двигателя. Необходимо учитывать, что данный вариант имеет сравнительно высокую стоимость, требует вмешательства в топливную систему, что может быть неприемлемо для автомобилей, находящихся на гарантии, не позволяет контролировать фактические объемы заправки и слива топлива. Применение автономных датчиков расхода топлива (расходомеров) на служебных автомобилях может снизить расход топлива в среднем на 2-3 % за счет повышения достоверности его учета [5];
- автономная система контроля расхода топлива, которая регистрирует уровень топлива в топливных баках, значение пробега, скорость движения и время работы двигателя, позволяет с помощью считывающего устройства получать данные с автономного регистратора, анализировать их и формировать отчеты, используя специальное программное обеспечение для компьютера;
- система спутникового мониторинга транспортных средств ГЛОНАСС с минимальным набором измеряемых параметров: пробег, время работы на холостом ходу и стоянки. На их основе лицом, ответственным за эксплуатацию транспортных средств в учреждении, с помощью специализированного программного обеспечения может проводиться сопоставление пробега транспортного средства и нормативного расхода топлива. Данный способ контроля расхода топлива не требует подключения дорогостоящего оборудования, удобен для объективного и обоснованного списания горюче-смазочных материалов;
- система контроля расхода топлива в составе спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать множество параметров: пробег, расход топлива, маршрут и график движения, фактическое время работы автомобиля, местоположение транспорта в любой момент времени, состояние его технических узлов и др.
Варианты, предусматривающие установку автономных и спутниковых систем контроля расхода топлива, могут включать в себя различные технические элементы, что влияет на уровень их стоимости. В них могут использоваться либо дополнительные датчики уровня топлива емкостного или ультразвукового типа (с тарировкой топливного бака), либо специальные устройства для снятия показаний со штатного датчика уровня топлива или CAN-шины, поддерживающей необходимый стандарт передачи данных об уровне или расходе топлива.
Возможный эффект от внедрения системы ГЛОНАСС мониторинга эксплуатации оперативно-служебного автотранспорта заключается в следующем: сокращение пробега - до 10-15 %, экономия горюче-смазочных материалов, снижение расходов на эксплуатацию автомобильной техники -до 20 %, повышение дисциплины водителей, увеличение межремонтного периода эксплуатации техники, сокращение затрат на техническое обслуживание, уменьшение нецелевого использования транспортных средств [6].
Использование спутниковых систем мониторинга будет также способствовать оперативному прибытию служебных автомобилей в места контроля за поведением подучетных лиц кратчайшим маршрутом, обоснованию корректировки норм расхода топлива, принятых для списания в учреждении, определению оптимального режима эксплуатации транспортных средств.
Одной из мер, направленных на сокращение транспортных расходов, может стать проведение не менее одного раза в квартал с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, управляющими оперативно-служебными автомобилями, инструктажей по вопросам экономичной эксплуатации служебного автотранспорта, правильного заполнения первичной учетной документации, доведения результатов анализа расхода автомобильного топлива и моторного масла по отдельным автомобилям и их группам.
Наряду с экономным расходованием средств, выделяемых на содержание и эксплуатацию специальных оперативно-служебных автомобилей, важным направлением снижения транспортных расходов уголовно-исполнительных инспекций является сокращение суммарного пробега служебного автотранспорта. Для этого требуется качественное проведение сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций необходимых профилактических мероприятий, направленных на снижение числа нарушений порядка и условий отбывания наказания подучетными лицами, что позволит сократить связанные с данными нарушениями дополнительные транспортные расходы.
Список литературы
1. Громаковский А. А. Хитрые способы экономить топливо. СПб., 2009. 74 с.
2. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 // Рос. газ. 2009. 14 авг.
3. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы : приказ Минюста России от 11 окт. 2010 г. № 258.
4. Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы : распоряжение ФСИН России от 5 дек. 2014 г. № 234-р // СПС «КонсультантПлюс».
5. Руководство по энергосбережению на автомобильном транспорте. Р 3112199-0337-95 : утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России 23 нояб. 1994 г. // СПС «КонсультантПлюс».
6. Службы экстренного реагирования / Компания ИБС-А, 2011. URL: http://www.ibs-a.ru/monitoring/industry_solutions/first_responders.php (дата обращения: 03.03.2015).
YURIY NIKOLAEVICH DYATLOV,
phd in economics, associate professor, associate professor of the social-humanitarian and natural-science disciplines department
(Pskov вranch of the Academy of the FPS of Russia),
e-mail: [email protected] © Dyatlov Yu. N., 2015
MAIN AREAS OF ECONOMY OF TRANSPORTATION COSTS OF PENAL INSPECTIONS
Annotation: in the article, possible solutions to the problem of economic operation of special service vehicles of penal inspections are dealt with. Relevance of the theme stems from the fact that transportation costs make up a significant part of expenses of penal inspections, the amount of which depends on many subjective factors (providing an appropriate level of regulation, planning, record keeping and control of transportation costs, the rational choice of routes and methods of driving by staff and freelance drivers) as well as some objective factors (remoteness of places monitoring the convicts' behavior, the level of development of road infrastructure, etc.).
In the article, main attention is paid to the issues of saving motor fuel, due to its largest proportion in the structure of transport costs of penal inspections. The following areas of reducing these costs are highlighted: construction of rational exit routes for monitoring the convicts' behavior; use of economical driving techniques; application of technical means to control fuel consumption.
For the purpose of rational use of service vehicles and of reducing unreasonable vehicle mileage, the employees of penal inspections are recommended to plan control (supervision) of the convicts' behavior. It will help analyze the location of addresses, which are to be visited and determine the sequence of visits to the places of residence, work, and study of the persons monitored as well as checking the convicts in public places, etc.
In addition, it is proposed to use for routing a sector model with its algorithm, which involves conventional division of each administrative-territorial unit into several sectors on the borders of the main streets (roads), clarification of the route of a penal inspection employee in the selected sector with regard to the addresses of control over the convicts' behavior (supervision), agreed upon with the other employees.
The easiest ways to reduce the consumption of fuels and lubricants (by 3-10 %) in the operation of special service vehicles are based on observing the basic rules of economical driving. The article gives some examples of these ways such as the study of the upcoming traffic route, compliance with economical driving modes, ensuring rational energy consumption of vehicles, reducing aerodynamic resistance and weight of vehicles.
The following additional measures are considered: installation of autonomous or satellite fuel consumption control systems on vehicles, which regularly allow for the excess of the actual fuel consumption over the regulations; instructing the staff and freelance drivers on the economic operation of service vehicles, correct filling of primary records; bringing to them the results of analysis of engine fuel and oil consumption of individual vehicles and groups of vehicles.
Key words: transportation costs, economy, penal inspections, special operational official cars, control of the convicts' behavior, exit route, consumption of motor fuel, pie model of routing, economical driving, engineering controls of fuel consumption.
References
1. Gromakovskiy A. A. Khitrye sposoby ekonomit' toplivo [Clever ways to economise fuel]. St. Petersburg, 2009, 74 p.
2. Prikaz Minyusta Rossii ot 20 maya 2009 g. № 142 «Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii ispol-neniya nakazaniy i mer ugolovno-pravovogo kharaktera bez izolyatsii ot obshchestva» [The Order of the Russian Ministry of Justice from May, 20th, 2009, № 142 «On approval of Instruction for the organization of execution of punishment other alternative sanctions»]. Unpublished.
3. Prikaz Minyusta Rossii ot 11 oktyabrya 2010 g. № 258 « Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii is-polneniya nakazaniya v vide ogranicheniya svobody» [The Order of the Russian Ministry of Justice from October, 11th, 2010, № 258 «On approval of the Instruction for the organization of the penalty execution in the form of restriction of liberty»]. Unpublished.
4. Rasporyazhenie FSIN Rossii ot 5 dekabrya 2014 g. № 234-r «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii deyatel'nosti po avtotransportnomu obespecheniyu v uchrezhdeniyakh i organakh ugolovno-ispolnitel'noy sis-temy» [The Order of the of FPS of Russia from December, 5, 2014, № 234-r «On approval of road transport provision organization in institutions and authorities of the penal system»]. Unpublished.
5. Rukovodstvo po energosberezheniyu na avtomobil'nom transports. R 3112199-0337-95. Utverzhdeno Departamentom avtomobil'nogo transporta Mintransa Rossii 23 noyabrya 1994 g. [Guidelines for energy economy of road transport P 3112199-0337-95. Approved by the Department of Road Transport of the Ministry of Transport of Russia from November, 23, 1994]. Unpublished.
6. Sluzhby ekstrennogo reagirovaniya [Immediate Response Service]. Kompaniya IBS-A - Company IBS-A, 2011. Available at: http://www.ibs-a.ru/monitoring/industry_solutions/first_responders.php (Accessed 14 March 2015).