ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ КНР В
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН
Белый Г.В.
Цель статьи - провести анализ основных направлений деятельности Китая по закреплению своих позиций в Арктике. Интерес к Арктике обусловлен, во-первых, наличием в регионе обширных запасов нефтегазовых ресурсов, объемы которых намного превосходят запасы других известных месторождений данных видов топлива, а, во-вторых, многократно меньшей протяженностью арктического транспортного маршрута вдоль российского побережья в северных широтах по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал. Закрепление позиций в Арктике является составной частью внешней политики Пекина и отражением его амбиций относительно превращения КНР из регионального лидера в мирового.
Ключевые слова: Арктический совет, Северный морской путь, «Сюэлун», Индерлея, Суэцкий канал, нефтегазовые ресурсы.
MAIN AREAS OF CHINA'S ECONOMIC EXPANSION IN THE ARCTIC REGION
Belyi G.
The purpose of the article - to analyze the main activities in China to consolidate its position in the Arctic. Interest in the Arctic due to, firstly, the presence in the region of vast oil and gas reserves, the volumes of which are far superior to other stocks known deposits of these fuels, and, secondly, many times less than that of the Arctic transport route along the Russian coast in northern latitudes compared to traditional sea through the Suez Canal. Securing positions in the Arctic is part of Beijing's foreign policy and a reflection of his ambitions about turning China from a regional leader in the world.
Keywords: the Arctic Council, the Northern Sea Route, Xu Lyng (Snow Dragon), Inderlee, Suez Canal, oil and gas resources.
В настоящее время экспертами отмечается возросший интерес неарктических стран к многочисленным залежам природных ресурсов, которые содержит в себе акватория Северного Ледовитого океана. По подсчетам специалистов, в данном регионе находится около трети всех мировых запасов нефти и газа, что превращает Арктику потенциальной главной сырьевой базой планеты. По предположениям Геологической службы США, там находится около 30% неразведанных запасов природного газа и 13% нефти, а также золото, серебро, никель, хром, титан, вольфрам, уголь и алмазы [2].
Кроме того, через арктические воды пролегает наиболее короткий путь, связывающий Азию с Европой - одним из приоритетных регионов осуществления своей внешнеэкономической политики. Свободный ото льдов в летнее время российский Северный морской путь открывает Китаю, как стране-экспортёру, «новые врата в Европу и Северную Америку». По экспертным оценкам, путь из Шанхая в Гамбург вдоль российского побережья на 6 400 км короче традиционного маршрута через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Специалистами отмечается также, что из-за нападений пиратов страховые взносы за проход через Аденский залив выросли в десять раз. Важность поиска наиболее оптимальной с точки зрения времязатратности транспортной артерии обусловлена тем фактом, что между Европой и бурно развивающейся Восточной Азией осуществляется наибольшее число контрактов, связанных с грузоперевозками [6].
Приведенные два обстоятельства и обуславливает заинтересованность данных государств в закреплении своих позиций в северных широтах, которая выражается в финансировании различных исследовательских программ в арктическом регионе, а также наращивании своих транспортных мощностей. О своих арктических стратегиях уже заявили Республика Корея и руководство Евросоюза, о планируемых мерах по изучению арктического региона высказались должностные лица Индии и Японии. Но наибольшую активность на данном направлении проявляет Пекин, для которого получение частичного контроля над арктическими широтами позволит реализовать амбиции укрепления своего международного статуса и превращения уже не в регионального, но в одного из мировых лидеров. Как сказал в 2010 г. сотрудник Даляньского морского университета Ли Чжэнфу: «Тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики» [2].
Одно из направлений экономической экспансии КНР в Арктику связано с проведением климатических и экологических исследований в северных широтах, которые Китай успешно проводит уже несколько лет. По утверждению китайских официальных лиц, целью данных исследований является изучение тенденции изменения окружающей и влияние изменения экологии на глобальные климатические трансформации в целях повышения потенциала Китая в противодействии последствиям климатических перемен. Однако,
под видом обыкновенных научных экспедиций китайцы намерены заниматься сбором данных о состоянии местной транспортной инфраструктуры (главным образом российской), природных условиях и ледовой обстановки региона (в целях дальнейшего определения технических характеристик будущих национальных ледоколов), а также объемах арктической сырьевой базы. Впервые Китай начал заниматься полярными исследованиями еще в 1984 г. Обращает на себя внимание тот факт, что Китай не собирается довольствоваться научными выводами о состоянии местной экологии экспедиций других стран, а собирается проводить исследования собственными силами, что является подтверждением приведенного тезиса.
Еще летом 2004 г. на Шпицбергене, где ведется основная добыча арктического природного газа, была открыта первая научная китайская станция «Хуанхэ чжань». На этом объекте есть 4 научно-исследовательские лаборатории, несколько служебных и жилых помещений. До 2008 г. с этой станции были проведены 8 подводных исследований с использованием специального глубоководного приспособления собственного производства. По словам главы Канцелярии по полярным исследованиям при Государственном океанологическом управлении КНР Цюй Таньчжоу, в дальнейшем продолжится активизация Китая на данном направлении [1].
Для реализации своих арктических инициатив Пекину необходимы надежные партнеры, совместно с которыми Китай стремится проводить свою линию экспансии. С этой целью китайцы заняты продвижением своей позиции на переговорных площадках, главным образом в рамках Арктического совета (АС), куда входят Канада, Россия, Дания, Финляндия, Исландия, Швеция, Норвегия и Соединенные Штаты. Недавно КНР смогла получить статус наблюдателя, которого они добивались для себя сравнительно долгое время. Для китайской стороны получение такого статуса открывает китайцам широкий спектр возможностей для дипломатических маневров.
Специалисты отмечают, что подобное достижение китайцев обусловлено их стремлением налаживать экономические связи с отдельными членами АС. Так, в конце 2011 г. представитель Дании в рассматриваемой организации заявил, что его страна желает видеть КНР в списке наблюдателей при АС [5]. По мнению экспертов, данное заявление связано с тем, что Дания пыталась таким образом обеспечить себя китайскими инвестициями в датскую арктическую инфраструктуру. Возможность инвестирования в объекты соответствующей инфраструктуры Китай предлагал и Канаде, однако на условиях международной юрисдикции канадского Северо-Западного прохода, в акватории которого находится значительное количество интересующих Пекин полезных ископаемых. Однако для канадской стороны подобные условия не являются отвечающим национальным интересам, поэтому китайско-канадский диалог в отношения получения китайцами статуса наблюдателя пока зашел в тупик. Кроме того, Китай предлагал финансовую помощь Исландии, которую ощутимо затронул мировой экономический кризис, а также Норве-
гии, с которой Китай развивает активное сотрудничество в области проведения полярных экспедиций и судостроении.
В настоящее время среди надежных партнеров Китая на арктическом направлении можно выделить Финляндию и Норвегию. Что касается Хельсинки, то можно говорить об экономическом сотрудничестве, построенном на заинтересованности китайской стороны в размещении на финских верфях проектов строительства своих ледовых судов. Так, планируется выпуск нового китайского ледокола, который по своим характеристикам должен превзойти имеющийся в настоящее время у китайцев единственный ледокол «Сюэлун».
Норвежско-китайские отношения также базируются на обмене судовыми технологиями. Однако развитие норвежско-китайского сотрудничества представляет более серьезную ситуацию в контексте российских интересов, так как и Осло, и Пекин заинтересованы в выдавливании РФ из Арктики и придании международного статуса основополагающей российской транспортной артерии в регионе Северного морского пути.
Последний тезис обусловлен общим подходом китайской администрации к определению юридического статуса всего арктического региона в целом. Так, помощник министра иностранных дел КНР Ху Чжэнъюэ призвал полярные страны отказаться от «интересов прибрежных стран» в пользу «интересов всего человечества» [2]. Иными словами, в случае истощения мировых запасов нефти и газа сырьевая база Арктики должна стать достоянием всего человечества, а не нескольких государств, включая Россию, имеющих выходы в северные моря. Подобная позиция идет вразрез с российскими национальными интересами, так как при рассматриваемом варианте Россия потерпит колоссальные убытки в экономическом плане, а также будет лишена юрисдикции над кратчайшим путем между Европой и Азией.
Но главным направлением реализации китайской арктической стратегии связано с созданием мощного национального ледового флота, без которого освоение природных ископаемых Северного Ледовитого океана невозможно. За прошедшие годы китайцы испробовали три поколения судов - в первые годы использовалось обычное судно "Сянъянхун-10" полным водоизмещением 13 тыс. тонн [3]. С 1986 г. уже применялось несколько раз полноценное, предназначенное для проведения научно-исследовательских работ судно «Цзиди» («Полюс»), закупленное в Финляндии. В 1994 г. его сменил ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон»), приобретенный в 1993 г. у Украины, который используется по настоящее время [3]. В 2010 г. китайским руководством был принят план по созданию за пять лет полноценного ледового флота. Осенью 2011 г. представитель Государственного океанологического управления КНР Цинь Вэйцзя сообщил, что в Китае собственными силами намерены построить полярный научно-исследовательский ледокол вместимостью до 90 чел. По опубликованной информации, судно будет способно ходить во льдах толщиной до 4,5 м, будет оборудовано необходимыми для проведения наводных и подводных исследовательских работ роботами и батискафами [4].
Особое внимание заслуживает позиция Китая на арктическом направлении по отношении к России. Несмотря на официальную линию руководства КНР, которая заключается в провозглашении исключительной важности для китайцев установления партнерских и дружеских связей с Москвой, официальный Пекин негативно относится к любым попыткам РФ активизировать свою экономическую деятельность в Арктике [4]. Это отношение озвучил профессор Го Пэйцин из Китайского университета океана, заявивший, что споры в Арктике по поводу прав на шельф - это «вызов, который бросают международному порядку и международному праву Россия и некоторые другие государства после окончания холодной войны» [4]. Пекин с беспокойством следит и за российскими претензиями на большую часть арктической территории, в частности, отрицательно воспринял установку российского флага на дне Северного Ледовитого океана в 2007 г
Настороженность вызывают также китайские попытки навязать российской стороне свое участие в модернизации транспортной инфраструктуры в российской части Арктики. Китайцы активно участвуют в различных научных конференциях, организуемых в том числе российскими научными институтами и государственными федеральными и региональными организациями. На этих конференциях китайская сторона вносит предложения по предоставлению своих услуг по расширению портовых мощностей российских прибрежных городов в регионе, по софинансированию связанных
проектов по улучшению навигации вдоль Севморпути [4].
Допуск китайских национальных компаний к проведению подобного рода деятельности совместно с российскими предприятиями, выгодный на первый взгляд, чреват для России ситуацией, при которой китайская сторона по результатам совместной работы может потребовать для себя права частичного владения основными активами Северного морского пути, а затем и интернационализации маршрута. Эксперты приводят пример аналогичного спора между Великобританией и Норвегией в 1951 г. относительно политической принадлежности транспортного коридора так называемой «Ин-дерлеи». Тогда Международный суд ООН признал, что рассматриваемый маршрут принадлежит Осло, так как норвежская сторона целиком и полностью оборудовала и развила данную артерию, на основании чего был вынесен вердикт, что Лондон не имеет прав претендовать на названный транзитный коридор.
Подводя итоги, следует заметить, что амбиции Китая в случае их практической реализации несут серьезные угрозы для российской экономической безопасности. В скором времени Китай может стать конкурентом России, как и в области ледоколостроения, так и в области распределения природных ресурсов Севера. Интерес к российским месторождениям у Пекина обусловлен близостью их расположения к китайским границам. Учитывая то обстоятельство, что наибольшее количество полезных ископаемых в мире располагается в Арктике и российский арктический сектор наиболее крупный, Китай будет стремиться уменьшить влияние России в регионе и ограничить российский суверенитет над местной сырьевой базой.
Литература:
1. В будущие пять лет Китай планирует провести 5 антарктических и 3 арктических исследований // По материалам Агенства Синьхуа. М., 2011. [Электронный ресурс] URL: http://russian.chma. org.cn/news/txt/2011-09/28/content_23509893.htm (дата обращения: 16.01.2012)
2. Гамилльшег Х. Северный морской путь: новая арктическая стратегия // Официальный сервер Die Presse. М., 2010. [Электронный ресурс] URL: http://diepresse.com/home/politik/aussenpolitik/543493/ Nordpassage_Chinas-neue-ArktisStrategie?from=suche.intern.portal (дата обращения 16.01.2012)
3. Китай хочет самостоятельно построить полярный ледокол // Русская служба Агенства Синьхуа, Russian.news.cn. М., 2011. [Электронный ресурс] URL: http://russian.news.cn/science/2011-10/07/c_131178101.htm (дата обращения: 16.01.2012)
4. Самсонов А. Китай готовится к «битве за Арктику». М, 2011. [Электронный ресурс] URL: http://istoriya-ru.ucoz.ru/blog/ kitaj_gotovitsja_k_quot_bitve_za_arktiku_quot/2011-10-04-187 (дата обращения 16.01.2012)
5. Сибли Р. Китай вступает в арктическое уравнение // Официальный сервер издания The Vancouver Sun. М., 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.vancouversun.com/news/China+enters+ Arctic+equation/5625478/story.html (дата обращения: 16.01.2012)
6. Эксперт: Арктические стратегии северных стран имеют много общего. Сравнительный анализ // Официальный сервер ИА «Regnum». М., 2011. [Электронный ресурс] URL: www.regnum.ru/ news/polit/1405473.html (дата обращения: 16.01.2012).