12
УДК 37.01+37.02
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Болдырева В.Э. преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВПО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь. Болдырев В.В. учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Симферополь, Республика Крым
В статье раскрывается роль центральной психолого-медико-педагогической комиссии в становлении и развитии инклюзивного образования в Республике Крым, основные направления работы и взаимодействие с Инклюзивным ресурсным центром.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, Инклюзивный ресурсный центр, специальные условия, формы обучения и воспитания.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №73-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" определяет понятие «инклюзивное образование», как возможность получения образования для всех с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого.
Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в социуме, обеспечения их полноценного и эффективного участия в жизни общества, возможность реализации себя в различных видах профессиональной и социальной деятельности является получение ими качественного и полноценного образования.
Поэтому, реализация права на получение образования любого ребёнка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,
рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития.
Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья - физического лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии - устанавливается или подтверждается только психолого-медико-
педагогической комиссией. В коллегиальном заключении психолого-медико-педагогической
комиссии также определяются специальные условия, необходимые для получения образования детьми с особенностями психофизического развития.
Таким образом, Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. Ш73-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" определяет чрезвычайно важную роль, которую психолого-медико-педагогическая комиссия играет в определении стратегии и тактики обучения ребенка с теми или иными особенностями здоровья.
Центральная психолого-медико-
педагогическая комиссия Республики Крым является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения Республики Крым, осуществляющего обучение, «Крымский
республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения».
В Центре работают опытные педагоги (психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги, реабилитологи, педагоги дополнительного образования) и врачи (невропатолог, педиатр, психиатр, офтальмолог), которые оказывают коррекционную и консультационную помощь детям, имеющим какие-либо нарушения психофизического, речевого развития или отклонения в поведении, их родителям и педагогам.
В структуре Центра функционирует три отдела, которые тесно взаимодействуют между собой: -Центральная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ЦПМПК).
-Отдел психолого-педагогической коррекции и реабилитации.
-Инклюзивный ресурсный центр.
Основной задачей ЦПМПК является своевременное выявление детей с особенностями в психофизическом развитии и их тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с целью подготовки по результатам обследования рекомендаций по организации их обучения и воспитания, оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
В Республике Крым активно развиваются формы взаимного сотрудничества центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, которые функционируют в каждом районе республики. Для активизации деятельности с каждой из них заключены договоры о сотрудничестве. С целью развития системы сопровождения инклюзивного образования, специалисты Центра внедряют модель взаимодействия ЦПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений, которых сегодня в Крыму насчитывается свыше тысячи.
Если у ребёнка наблюдаются какие-либо нарушения в психофизическом развитии или поведении, специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по результатам диагностики и наблюдений рекомендуют родителям обратиться в территориальные психолого-медико-педагогические комиссии или ЦПМПК для более детального обследования и определения готовности ребенка к обучению в общеобразовательной школе, выбора формы получения образования и определения образовательной программы, которую ребенок может освоить.
13
По результатам психолого-медико-педагогического обследования, специалисты ЦПМПК, учитывая особенности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, помогают родителям определить форму получения образования и программу обучения с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей каждого
обратившегося ребёнка.
В образовательных учреждениях Республики Крым существуют разные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья - в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с различными нарушениями (специальные школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, дошкольные учебные учреждения комбинированного типа, дошкольные учебные учреждения компенсирующего типа, специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных учреждениях), различные формы обучения на дому, инклюзивное обучение.
Возможность обучаться вместе со сверстниками, посещать с ними один детский сад или школу, жить в своей семье - неотъемлемое право каждого ребёнка и обязанность государства по отношению к нему.
Поэтому, инклюзивное образование, как система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на качественное образование по месту жительства семьи и предусматривающая обучение ребенка с особыми потребностями в условиях образовательной организации, учитывая его индивидуальные особенности развития, становится всё более востребованной.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья всё чаще обращаются в ЦПМПК с желанием обучать своего ребёнка в общеобразовательном учреждении по месту жительства.
И тогда проводится совместное обследование ребёнка специалистами ЦПМПК и Инклюзивного ресурсного центра, целью которого является развитие и внедрение практики инклюзивного образования, организация системы поддержки и комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в Республике Крым.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования, учитывая психофизические особенности и индивидуальные потребности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, специалисты ЦПМПК определяют его возможности (в зависимости от состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование.
В рекомендациях, разработанных
специалистами ЦПМПК для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, указываются образовательная программа, которую он может
освоить, определяются специальные условия для получения образования, формы и методы психолого-медико-педагогической помощи, направленность коррекционной работы со специалистами общеобразовательного учреждения - логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом для успешного освоения образовательной программы и социальной адаптации в коллективе.
Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья это такие условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя:
-использование специальных адаптированных для каждого обучающегося образовательных программ, методов и приёмов обучения и воспитания, специальных, в соответствии с особенностями развития ребёнка, учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
-применение специальных технических средств обучения, необходимых для восприятия учебного материала (коллективного и индивидуального пользования);
-предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
-систематическое и регулярное проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми;
-обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и др.
По результатам комплексного обследования специалисты ЦПМПК совместно со специалистами инклюзивного ресурсного центра, исходя из интересов ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, участвуют в выборе образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику; определяют оптимальную для ребёнка с особенностями в развитии форму включения в среду сверстников (частичная инклюзия, постепенное включение в процесс инклюзивного обучения, инклюзивное обучение и воспитание); срок, в том числе диагностический, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в образовательном учреждении; потребность в сопровождении (наличие ассистента).
Педагоги ЦПМПК совместно со специалистами Инклюзивного ресурсного центра проводят консультации для родителей по вопросам включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс, рассказывают об условиях, необходимых для успешной адаптации ребенка в образовательном учреждении.
Специалисты Инклюзивного ресурсного центра на основании рекомендаций ЦПМПК помогают родителям и педагогам выбрать наиболее оптимальный индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с учетом индивидуальных потребностей, особенностей и возможностей здоровья ребенка, разрабатывают коррекционную часть индивидуальной программы развития ребёнка с обязательной опорой на его сильные стороны, оказывают помощь в выборе необходимых условий включения ребенка:
14
материально-технического обеспечения, архитектурной доступности, психолого-педагогического
сопровождения и кадрового обеспечения образовательного процесса.
Всего в условиях инклюзивного обучения в регионах Республики Крым в 2016/2017 учебном году получают
образование 517 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практику инклюзивного обучения и воспитания в республике реализует 261
образовательная организация.
Организовано 85 групп в 56 дошкольных
учреждениях и 361 класс в 205 общеобразовательных учреждениях, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии по адаптированным образовательным программам с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка. В штатное расписание образовательных организаций введено 97 ставок тьютора, 75 из которых открыты в общеобразовательных школах.
Основными направлениями деятельности ЦПМПК по развитию инклюзивного образования в Республике Крым можно выделить следующие:
-своевременное выявление детей,
нуждающихся в создании специальных условий для получения качественного образования с учётом особенностей физического или психологического развития;
-проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
-определение образовательной программы, условий обучения и воспитания, исходя из интересов ребёнка, в образовательном учреждении, реализующем инклюзивное образование;
-подготовка рекомендаций по оказанию комплексной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, направлений коррекционно-развивающей работы со специалистами общеобразовательных учреждений;
-определение специальных условий, в том числе средовых, включения ребенка в процесс инклюзивного образования, необходимого
специального оборудования;
-выбор образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику;
-определение оптимальной для ребёнка с особенностями в развитии формы и срока
инклюзивного обучения, в том числе диагностического; потребность в сопровождении ассистента;
-проведение консультаций для родителей по вопросам включения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс инклюзивного обучения.
Таким образом, Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия в тесном сотрудничестве с Инклюзивным ресурсным центром не только имеет широкий круг задач, обязанностей и полномочий по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, но и служит эффективным и действенным инструментом развития инклюзивных процессов в образовании Республики Крым.