Научная статья на тему 'Основные направления деятельности центральной психолого-медикопедагогической комиссии и её роль в развитии инклюзивного образования в Республике Крым'

Основные направления деятельности центральной психолого-медикопедагогической комиссии и её роль в развитии инклюзивного образования в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырева Виктория Эдуардовна, Болдырев Виталий Викторович

В статье раскрывается роль центральной психолого-медико-педагогической комиссии в становлении и развитии инклюзивного образования в Республике Крым, основные направления работы и взаимодействие с Инклюзивным ресурсным центром

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдырева Виктория Эдуардовна, Болдырев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности центральной психолого-медикопедагогической комиссии и её роль в развитии инклюзивного образования в Республике Крым»

12

УДК 37.01+37.02

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Болдырева В.Э. преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВПО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь. Болдырев В.В. учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Симферополь, Республика Крым

В статье раскрывается роль центральной психолого-медико-педагогической комиссии в становлении и развитии инклюзивного образования в Республике Крым, основные направления работы и взаимодействие с Инклюзивным ресурсным центром.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, Инклюзивный ресурсный центр, специальные условия, формы обучения и воспитания.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №73-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" определяет понятие «инклюзивное образование», как возможность получения образования для всех с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого.

Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в социуме, обеспечения их полноценного и эффективного участия в жизни общества, возможность реализации себя в различных видах профессиональной и социальной деятельности является получение ими качественного и полноценного образования.

Поэтому, реализация права на получение образования любого ребёнка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,

рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития.

Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья - физического лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии - устанавливается или подтверждается только психолого-медико-

педагогической комиссией. В коллегиальном заключении психолого-медико-педагогической

комиссии также определяются специальные условия, необходимые для получения образования детьми с особенностями психофизического развития.

Таким образом, Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. Ш73-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" определяет чрезвычайно важную роль, которую психолого-медико-педагогическая комиссия играет в определении стратегии и тактики обучения ребенка с теми или иными особенностями здоровья.

Центральная психолого-медико-

педагогическая комиссия Республики Крым является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения Республики Крым, осуществляющего обучение, «Крымский

республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения».

В Центре работают опытные педагоги (психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги, реабилитологи, педагоги дополнительного образования) и врачи (невропатолог, педиатр, психиатр, офтальмолог), которые оказывают коррекционную и консультационную помощь детям, имеющим какие-либо нарушения психофизического, речевого развития или отклонения в поведении, их родителям и педагогам.

В структуре Центра функционирует три отдела, которые тесно взаимодействуют между собой: -Центральная психолого-медико-педагогическая

комиссия (ЦПМПК).

-Отдел психолого-педагогической коррекции и реабилитации.

-Инклюзивный ресурсный центр.

Основной задачей ЦПМПК является своевременное выявление детей с особенностями в психофизическом развитии и их тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с целью подготовки по результатам обследования рекомендаций по организации их обучения и воспитания, оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

В Республике Крым активно развиваются формы взаимного сотрудничества центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, которые функционируют в каждом районе республики. Для активизации деятельности с каждой из них заключены договоры о сотрудничестве. С целью развития системы сопровождения инклюзивного образования, специалисты Центра внедряют модель взаимодействия ЦПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений, которых сегодня в Крыму насчитывается свыше тысячи.

Если у ребёнка наблюдаются какие-либо нарушения в психофизическом развитии или поведении, специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по результатам диагностики и наблюдений рекомендуют родителям обратиться в территориальные психолого-медико-педагогические комиссии или ЦПМПК для более детального обследования и определения готовности ребенка к обучению в общеобразовательной школе, выбора формы получения образования и определения образовательной программы, которую ребенок может освоить.

13

По результатам психолого-медико-педагогического обследования, специалисты ЦПМПК, учитывая особенности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, помогают родителям определить форму получения образования и программу обучения с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей каждого

обратившегося ребёнка.

В образовательных учреждениях Республики Крым существуют разные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья - в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с различными нарушениями (специальные школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, дошкольные учебные учреждения комбинированного типа, дошкольные учебные учреждения компенсирующего типа, специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных учреждениях), различные формы обучения на дому, инклюзивное обучение.

Возможность обучаться вместе со сверстниками, посещать с ними один детский сад или школу, жить в своей семье - неотъемлемое право каждого ребёнка и обязанность государства по отношению к нему.

Поэтому, инклюзивное образование, как система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на качественное образование по месту жительства семьи и предусматривающая обучение ребенка с особыми потребностями в условиях образовательной организации, учитывая его индивидуальные особенности развития, становится всё более востребованной.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья всё чаще обращаются в ЦПМПК с желанием обучать своего ребёнка в общеобразовательном учреждении по месту жительства.

И тогда проводится совместное обследование ребёнка специалистами ЦПМПК и Инклюзивного ресурсного центра, целью которого является развитие и внедрение практики инклюзивного образования, организация системы поддержки и комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в Республике Крым.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования, учитывая психофизические особенности и индивидуальные потребности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, специалисты ЦПМПК определяют его возможности (в зависимости от состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование.

В рекомендациях, разработанных

специалистами ЦПМПК для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, указываются образовательная программа, которую он может

освоить, определяются специальные условия для получения образования, формы и методы психолого-медико-педагогической помощи, направленность коррекционной работы со специалистами общеобразовательного учреждения - логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом для успешного освоения образовательной программы и социальной адаптации в коллективе.

Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья это такие условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя:

-использование специальных адаптированных для каждого обучающегося образовательных программ, методов и приёмов обучения и воспитания, специальных, в соответствии с особенностями развития ребёнка, учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

-применение специальных технических средств обучения, необходимых для восприятия учебного материала (коллективного и индивидуального пользования);

-предоставление услуг ассистента

(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

-систематическое и регулярное проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми;

-обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и др.

По результатам комплексного обследования специалисты ЦПМПК совместно со специалистами инклюзивного ресурсного центра, исходя из интересов ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, участвуют в выборе образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику; определяют оптимальную для ребёнка с особенностями в развитии форму включения в среду сверстников (частичная инклюзия, постепенное включение в процесс инклюзивного обучения, инклюзивное обучение и воспитание); срок, в том числе диагностический, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в образовательном учреждении; потребность в сопровождении (наличие ассистента).

Педагоги ЦПМПК совместно со специалистами Инклюзивного ресурсного центра проводят консультации для родителей по вопросам включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс, рассказывают об условиях, необходимых для успешной адаптации ребенка в образовательном учреждении.

Специалисты Инклюзивного ресурсного центра на основании рекомендаций ЦПМПК помогают родителям и педагогам выбрать наиболее оптимальный индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с учетом индивидуальных потребностей, особенностей и возможностей здоровья ребенка, разрабатывают коррекционную часть индивидуальной программы развития ребёнка с обязательной опорой на его сильные стороны, оказывают помощь в выборе необходимых условий включения ребенка:

14

материально-технического обеспечения, архитектурной доступности, психолого-педагогического

сопровождения и кадрового обеспечения образовательного процесса.

Всего в условиях инклюзивного обучения в регионах Республики Крым в 2016/2017 учебном году получают

образование 517 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практику инклюзивного обучения и воспитания в республике реализует 261

образовательная организация.

Организовано 85 групп в 56 дошкольных

учреждениях и 361 класс в 205 общеобразовательных учреждениях, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии по адаптированным образовательным программам с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка. В штатное расписание образовательных организаций введено 97 ставок тьютора, 75 из которых открыты в общеобразовательных школах.

Основными направлениями деятельности ЦПМПК по развитию инклюзивного образования в Республике Крым можно выделить следующие:

-своевременное выявление детей,

нуждающихся в создании специальных условий для получения качественного образования с учётом особенностей физического или психологического развития;

-проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

-определение образовательной программы, условий обучения и воспитания, исходя из интересов ребёнка, в образовательном учреждении, реализующем инклюзивное образование;

-подготовка рекомендаций по оказанию комплексной психолого-медико-педагогической

помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, направлений коррекционно-развивающей работы со специалистами общеобразовательных учреждений;

-определение специальных условий, в том числе средовых, включения ребенка в процесс инклюзивного образования, необходимого

специального оборудования;

-выбор образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику;

-определение оптимальной для ребёнка с особенностями в развитии формы и срока

инклюзивного обучения, в том числе диагностического; потребность в сопровождении ассистента;

-проведение консультаций для родителей по вопросам включения ребенка с ограниченными

возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс инклюзивного обучения.

Таким образом, Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия в тесном сотрудничестве с Инклюзивным ресурсным центром не только имеет широкий круг задач, обязанностей и полномочий по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, но и служит эффективным и действенным инструментом развития инклюзивных процессов в образовании Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.