УДК 94(47).084.8
Краско Г. Г.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦСЛУЖБ И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В СССР (1945-1954 гг.)
Вторая мировая война является важным этапом в жизни мирового сообщества. После её окончания во внутри- и внешнеполитической деятельности государств стали активно использоваться возможности национальных спецслужб. Разведывательные и контрразведывательные органы ведущих мировых держав прошли в первые послевоенные годы стадию глубокой реорганизации и оказались втянутыми в борьбу между новыми мировыми лидерами - СССР и США. Во внешнеполитической деятельности западных стран отчетливо проявилась тенденция к использованию сил и средств своих спецслужб для оказания влияния на внутриполитическую обстановку в СССР. По мнению автора, масштабы проводимой иностранными спецслужбами работы, её деструктивный характер наиболее показательно проявились в их информационно--пропагандистской работе, а также поддержке очагов вооружённой борьбы внутри Советского Союза, которые оказывали негативное влияние на обстановку в западных регионах страны на протяжении первого послевоенного десятилетия.
Ключевые слова: разведка, контрразведка, спецслужба, антисоветское вооружённое подполье, пропагандистская работа, внутриполитическая обстановка, холодная война.
Вторая мировая война по праву рассматривается в качестве переломного этапа в жизни мирового сообщества в ХХ столетии. В отечественной и зарубежной историографии послевоенному периоду посвящено значительное количество разных по форме, содержанию и исторической ценности исследований. Однако некоторые страницы отечественной истории остаются недостаточно изученными. Представляется, что к числу таковых можно отнести и деятельность таких специфических государственных институтов как специальные службы, для которых этот период истории также стал рубежным. Причем это положение в полной мере относится и к отечественным, и зарубежным разведывательным и контрразведывательным органам.
Во все времена и во всех государствах такие институты, как спецслужбы, всегда создавались и функционировали для решения специфических задач и получения конкретных результатов, достичь которых обычными средствами и методами было невозможно либо экономически нецелесообразно. Противоборство между спецслужбами разных стран никогда не было самоцелью их деятельности. После окончания войны силы, средства, формы и методы деятельности спецслужб стали активно использоваться во внутри- и внешнеполитической деятельности государств. Функции разведывательных и контрразведывательных органов уже выходили за пределы исключительно добывания представляющей
интерес для обеспечения национальной безопасности своих стран информации. Они активно вовлекались в политическую борьбу между новыми мировыми лидерами - СССР и США, противоречия между которыми резко обострились после разгрома Германии1.
С целью организации эффективной работы в новых геополитических условиях в первые послевоенные годы стадию глубокой трансформации пережили разведывательные и контрразведывательные органы ведущих мировых держав, которые ранее являлись союзниками СССР по антигитлеровской коалиции (Великобритании, США, Франции, ФРГ)2. Ещё одним трендом послевоенного периода стало доминирование США в вопросах развития спецслужб западных европейских стран. Их силы, средства и территория всё активнее задействовались американскими партнерами в интересах обеспечения национальных интересов США.
1 Щит и меч Отечества. Минск, 2006. С. 188.
2 БНД // Agentura.ru [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.agentura.ru/dossier/german/bnd/ (Дата обращения : 17.03.2013); Отдел 85. О том, как немецкая разведка боролась с нацистами в своих рядах // Lenta.ru [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://lenta.ru/articles/2010/03/22/bnd. (Дата обращения: 28.01.2016); Центральное разведывательное управление США / / Энциклопедия разведки и шпионажа [Электронный ресурс]. 2004. URL: http://spy.hwworld.ru/usa.html. (Дата обращения: 24.02.2010); Faligot R. La Piscine: les services secrets français, 1944-1984. Paris, 1985.
Жесткая конфронтация бывших союзников, характер новых вызовов и угроз, исходивших от деятельности спецслужб иностранных государств, требовали постоянной оптимизации системы обеспечения безопасности советского государства. На протяжении исследуемого периода одно из основных мест в ней занимали органы государственной безопасности. Однако советская спецслужба, функционально осуществлявшая защиту государства от внешних и внутренних угроз, в первые послевоенные годы оставалась, прежде всего, одним из основных механизмов системы государственного принуждения. По мнению автора, вплоть до 1953 г. приоритеты в содержании деятельности органов государственной безопасности определялись интересами партийной номенклатуры и лично И. Сталина по сохранению и стабилизации политического режима. В результате этого значительные силы и средства советских спецслужб были отвлечены на решение задач, по определению не входивших в компетенцию разведывательных и контрразведывательных органов. В результате реальные и потенциальные угрозы СССР, исходившие от деятельности западных спецслужб и организаций, как представляется, не были должным образом своевременно оценены.
В свою очередь, для дестабилизации обстановки в Советском Союзе с целью последующего развала этого многонационального государственного образования страны Запада использовали широкий арсенал доступных им сил и средств. В исследуемый период их выбор был обусловлен рядом факторов. По мнению автора, среди наиболее важных из них возможно выделить следующие:
1. Вариантность развития геополитической обстановки в мире на завершающем этапе Второй мировой войны и в первые годы после её окончания.
2. Рост военного потенциала и авторитета советского государства.
3. Наличие в Советском Союзе достаточно эффективной системы обеспечения государственной безопасности, в частности жесткого контрразведывательного и пограничного режимов.
4. Сохранение в СССР внутренних противоречий, вызванных недостатками существовавшей политической системы, а также тяжелыми экономическими последствиями войны.
С учетом изложенного, основные силы специальных служб западных государств и организаций по дестабилизации внутриполитической обстановки в СССР в исследуемый период были в значительной мере сконцентрированы на участии в информационно-пропагандистской работе, направленной на дискредитацию советской политической системы, а также поддержке и инспирировании очагов вооружённой борьбы внутри Советского Союза.
К активизации информационного противоборства между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, закономерно, привели различия между их идеологическими установками и рост напряжённости во взаимоотношениях. Специальные службы иностранных государств и подконтрольные им организации практически сразу после окончания войны активизировали это направление своей работы. В рамках реализации доктрины директора ЦРУ А. Даллеса западные специалисты интенсивно разрабатывали формы и методы информационно-пропагандистской работы, совершенствовали практику деструктивного информационного воздействия и целенаправленного информационного давления на граждан и государственные институты Советского Союза и стран народной демократии. Однако в первые послевоенные годы у США и их союзников выбор вариантов информационно-
психологического воздействия на своего главного противника - СССР на его же территории был ограничен. В качестве наиболее доступных и эффективных методов информационного противоборства зарекомендовали себя распространение в социалистических странах печатных пропагандистских материалов и транслирование на их территорию радиопередач.
В частности, в послевоенные годы западные центры широко применяли для преодоления «железного занавеса» полученный ещё в период Первой мировой войны опыт по использованию в информационно-
пропагандистской работе аэростатов. СССР и страны народной демократии в 50-ых гг. прошлого столетия столкнулись с нашествием воздушных шаров, доставлявших на их территорию пропагандистскую печатную продукцию. В рамках национальных программ вооружений их разрабатывали США, Франция, ФРГ, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция. Типовой аэростат, используемый для
заброски агитационных материалов, был способен доставить в пункт назначения около 2,5 тысяч экземпляров листовок, газет или бро-шюр3. Этот способ транспортировки пропагандистских материалов настолько хорошо себя зарекомендовал, что с помощью воздушных шаров функционеры западных государств пытались переправлять через границу радиоприемники, средства полиграфической печати (наборы шрифтов, печатные станки и др.), а также проводить разведку местности на углублении на территорию противника до нескольких сотен километров.
Для оказания деструктивного влияния на население СССР специальные службы и организации иностранных государств активно использовали возможности радиовещания. Этот сегмент активно развивался в 50-х гг. прошлого столетия. Например, в городах Витебск и Орша можно было слушать такие радиостанции, как «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Освобождение», «Наша Россия». В нескольких километрах от центра столицы БССР г. Минска к названным выше добавлялись «Свободная Россия», «Мадрид», «Ватикан».
В качестве ещё одного важного аспекта в организации работы иностранных спецслужб по оказанию информационно-
пропагандистского воздействия на население Советского Союза представляется возможным рассматривать использование в этой деятельности эмигрантов и советских граждан, которые по различным причинам оказались за пределами СССР в годы войны (военнослужащие, попавшие в плен; лица, принудительно угнанные и выехавшие в добровольном порядке на работы в Германию и другие страны; узники концентрационных лагерей и иные категории). Их счёт шёл на миллионы. Перемещенные лица и эмигранты, проживавшие на территории ФРГ, Франции, Великобритании, Канады, США и других западных стран, активно использовались спецслужбами и подконтрольными им организациями иностранных государств для подготовки пропагандистских материалов. Акценты, как правило, делались на негативных момен-
тах советской действительности, произвольной трактовке и искажении международных событий и процессов. В частности, в первые послевоенные годы на территории западных государств существовало несколько десятков белорусских эмигрантских организаций. Так, на территории американской, английской и французской зон оккупации Германии (позднее - ФРГ) в первые послевоенные годы функционировало более десятка таких структур: «Белорусский освободительный комитет», «Комитет освобождения Белоруссии», «Белорусская межлагерная рада», «Белорусский центральный допомоговый комитет», «Белорусский комитет» и другие. Характерно, что наибольшее количество белорусских эмигрантских структур в исследуемый период действовало опять же в США, Великобритании и Франции.
Однако только пропагандисткой работой их деструктивная деятельность не ограничивалась. С учетом массового характера перемещений, происходивших после окончания войны, спецслужбы США, Великобритании и других западных стран принимали непосредственное участие в создании организационных структур эмигрантов из СССР и стран народной демократии, а также использовались каналы репатриации и реэмиграции для направления на территорию СССР своих агентов4.
Деструктивный характер пропагандистской деятельности государственных и специальных органов западных стран не ограничивался подготовкой тенденциозных материалов. В случае необходимости силы и средства информационно-пропагандистской деятельности использовались для доведения прямых указаний внутренним противникам советской политической системы, в том числе сторонникам силовых сценариев борьбы с советской властью. Однако появление самого феномена антисоветского вооружённого подполья не следует рассматривать как результат инспирированного исключительно иностранными государствами вмешательства во внутренние дела СССР. Представляется очевидным, что спецслужбы иностранных государств опера-
3 Применение аэростатов в интересах информационно-психологического воздействия на противника / / Военные материалы [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://warfiles.ru/show-64354-primenenie-aerostatov-v-interesah-informacionno-psihologicheskogo-vozdeystviya-na-protivnika.html. (Дата обращения: 30.10.2015).
4 Краско Г. Г. О некоторых вопросах организации
информационно-психологического воздействия в период «холодной войны» / / Социально-психологические аспекты обеспечения национальной безопасности: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 3-4 декабря 2015 г.: в 2 т. Минск, 2016. Т. 1. С. 214.
тивно реагировали на обострение отдельных внутренних противоречий в Советском Союзе, которые, кстати, были легко прогнозируемы. Например, на территории Полоцкой области БССР, пораженной деятельностью структур антисоветского вооружённого подполья, на протяжении первых послевоенных лет отмечался рост преступности, а на руках у населения оставалось большое количество оружия5. Названные обстоятельства, как представляется, объективно содействовали росту недовольства социалистической действительностью и появлению очагов вооружённого сопротивления.
Автор полагает, что в первые послевоенные годы на все элементы внутриполитической обстановки в Советском Союзе в большей степени влияли процессы и события, происходившие в самой стране. В частности, после окончания войны внутриполитическая жизнь не претерпела существенных изменений: сохранилась, сформированная в 20 -30-е гг. политическая система, а также прежние методы борьбы с инакомыслием. В самом советском обществе, уставшем от тягот и лишений военного времени, нарастала социально-психологическая напряжённость, обусловленная предельным напряжением сил, которое было вызвано интенсивным восстановлением разрушенного хозяйства, низким уровнем жизни и отсутствием ожидаемых перемен в общественно-политической жизни.
В свою очередь, всё это не могло остаться вне поля зрения иностранных разведывательных органов. Необходимо отметить и то, что западные спецслужбы использовали конкретные наработки нацистов. Так, в годы Великой Отечественной войны немецкое командование неоднократно предпринимало попытки создания единого антибольшевистского фронта на оккупированной советской территории, активно вовлекая в его ряды местное население. Предпринятые в период оккупации германским военно-политическим руководством пропагандистские мероприятия по созданию всевозможных политических организаций, национальных воинских формирований в составе вермахта и войск СС преследовали цель сплотить все антисовет-
ские силы, деморализовать военнослужащих Красной Армии, стимулировать дезертирство её солдат и офицеров, а также спровоцировать в советском тылу братоубийственную войну6.
Это обстоятельство, как представляется, в значительной мере способствовало тому, что, например, на территории западных районов БССР сразу же после их освобождения от немецко-фашистских захватчиков появилось большое количество антисоветских вооружённых групп и формирований. Например, в Видзовском районе Полоцкой области БССР действоала рейдовая банда «Рокоса». Кроме того, наряду с некоторыми другими районами республики, на территории которых проживали этнические литовцы, Видзовский район входил в шестой округ образованного в 1944 г. Верховного Комитета Освобождения Литвы. В том же году был окончательно сформирован Виленский округ польской «Армии Крайовой», северное соединение которой объединяло Браславский, Дисненский, Поставский и Свенцянский обводы7. В приграничных районах с Латвийской ССР с весны 1947 г. действовала антисоветская вооружённая организация «Латвийские демократичные партизаны». Кроме того, на территории БССР структуры антисоветского вооружённого подполья были представлены и другими крупными польскими, литовскими, латышскими и, в меньшей степени, белорусскими вооружёнными структурами, чего не было в иных регионах Советского Союза.
Отдельные структуры антисоветского вооружённого подполья открыто или под прикрытием легенд организовывались и укомплектовывались немецкой агентурой, которая позже использовалась и другими западными странами, материально обеспечивались. Отдельные их организаторы и участники были непосредственно связаны с немецкими спецслужбами (состояли в штате либо, как правило, являлись агентами разведывательных и контрразведывательных органов про-тивника)8. Это, как представляется, содействовало живучести террористических проявле-
5 Государственный архив Витебской области. Фонд 1. Оп. 2. Д. 281. Справки партийных органов в ЦК КПБ и обкому партии по выполнению постановления ЦК КП(б)Б от 13.06.1949 г. «О недостатках и мерах улучшения работы органов милиции БССР». Л. 10.
6 Зверев Ю. В. «Русские» формирования вермахта и войск СС на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1944 гг.)»: автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. Минск, 2002. С. 10.
7 Валаханович И. А. Антисоветское подполье на территории Беларуси в 1944-1953 гг. Минск, 2002. С. 63-64, 120.
8 Валаханович И. А. Антисоветское подполье. С. 4.
ний в советском послевоенном обществе. Характерной чертой деятельности наиболее подготовленных и опасных участников подполья было жесткое следование мерам конспирации и собственной безопасности. Они старались избегать прямых боевых столкновений, наносивших значительные потери, были мобильными и подготовленными. В результате, даже при подавляющем превосходстве советской силовой машины борьба со структурами антисоветского вооружённого подполья даже на территории Белорусской ССР затянулась более чем на десятилетие. Поэтому не случайно, что антисоветское вооружённое подполье, рассматривалось в качестве одного из основных факторов, дестабилизировавших внутриполитическую обстановку в стране.
О преемственности немецких спецслужб военного и послевоенного периода, а также их тесной связи с США может свидетельствовать тот факт, что в 1946 г. американские оккупационные власти создали на подконтрольной им территории Германии «Организацию Гелена», которую доверили возглавить специалисту по противодействию советским спецслужбам генерал-майору вермахта Р. Гелену. В годы войны он возглавлял 12 отдел Генерального штаба «Иностранные армии Востока», а в 1956 г. стал первым руководителем новой разведывательной службой ФРГ - БНД. После войны востребованными оказались и другие сотрудники нацистской разведки и контрразведки, в т.ч. проходившие ранее службу в СС, СД и гестапо9. Логично, что западные партнеры новой немецкой спецслужбы проявляли интерес не только к кадровому аппарату нацистских спецслужб, но и к завербованной ими агентуре. И тех, и других они использовали в условиях изменившейся международной обстановки для решения своих задач.
Таким образом, во внешнеполитической деятельности США и других западных стран в течение первых послевоенных лет проявилась тенденция к использованию сил и средств национальных спецслужб для оказания влияния на внутриполитическую обстановку в СССР. При организации своей деятельности, направленной на причинение ущерба интересам Советского Союза, они учитывали нерешённые внутренние проти-
9 Отдел 85. О том, как немецкая разведка боролась с нацистами в своих рядах...
воречия советского государства и общества. Масштабы проводимой спецслужбами и организациями иностранных государств работы, её деструктивный характер наиболее показательно проявились в их информационно-пропагандистской работе, а также деятельности по поддержке очагов вооружённой борьбы внутри Советского Союза, которые оказывали негативное влияние на обстановку в западных регионах страны на протяжении первого послевоенного десятилетия.
В свою очередь, советским органам государственной безопасности, несмотря на имевшиеся недостатки в организации и содержании их работы, обусловленные особенностями политической системы, в первые послевоенные годы удалось не допустить критического уровня дестабилизации внутриполитической обстановки в стране, переживавшей тяжёлый период ликвидации последствий немецкого вторжения. Однако, по мнению автора, систематическое отвлечение политическим руководством страны сил и средств советских спецслужб на решение задач, не связанных напрямую с разведкой и контрразведкой (участие в различных проверках отдельных категорий советских граждан, интеграция в систему органов государственной безопасности органов милиции и др.), негативно влияло на своевременность и эффективность противодействия стратегическим и тактическим замыслам западных государств и их спецслужб на этом направлении их деятельности.
Источники и литература
БНД // Agentura.ru [Электронный ресурс]. 2013. URL:
http://www.agentura.ru/ dossier/german /bnd/ (Дата обращения: 17.03.2013). Валаханович И. А. Антисоветское подполье на территории Беларуси в 1944-1953 гг. Минск, 2002. Государственный архив Витебской области. Фонд 1. Оп. 2. Д. 281. Справки партийных органов в ЦК КПБ и обкому партии по выполнению постановления ЦК КП(б)Б от 13.06.1949 г. «О недостатках и мерах улучшения работы органов милиции БССР». Зверев Ю. В. «Русские» формирования вермахта и войск СС на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1944 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. Минск, 2002.
Краско Г. Г. О некоторых вопросах организации информационно-
психологического воздействия в период «холодной войны» / / Социально-психологические аспекты обеспечения национальной безопасности: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 3-4 декабря 2015 г.: в 2 т. Минск, 2016. Т. 1. С. 212-215. Отдел 85. О том, как немецкая разведка боролась с нацистами в своих рядах // Lenta.ru [Электронный ресурс]. 2016. URL:
http://lenta.ru/articles/2010/03/22/bnd. (Дата обращения: 28.01.2016). Применение аэростатов в интересах информационно-психологического
воздействия на противника / / Военные материалы [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://warfiles.ru/show-64354-primenenie-aerostatov-v-interesah-informacionno-psihologicheskogo-vozdeystviya-na-protivnika.html. (Дата обращения: 30.10.2015).
Центральное разведывательное управление США / / Энциклопедия разведки и шпионажа [Электронный ресурс]. 2004. URL: http://spy.hwworld.ru/ usa.html. (Дата обращения: 24.02.2010).
Щит и меч Отечества. Минск, 2006.
Faligot R. La Piscine: les services secrets français, 1944-1984. Paris, 1985.
Краско Геннадий Геннадьевич, профессор Института национальной безопасности Республики Беларусь, кандидат исторических наук (Институт национальной безопасности Республики Беларусь, Минск, Беларусь); e-mail: gena-krasko@mail.ru.
MAIN DIRECTIONS OF FOREIGN SPECIAL SERVICES AND ORGANIZATIONS ACTIVITIES AIMED AT DESTABILIZING DOMESTIC POLITICAL SITUATION IN THE USSR
World War II is an important stage in the life of the world community. After its end the capabilities of national special services came to be widely used by the state governments in the implementation of their domestic and foreign policy. During the early post-war years intelligence and counter-intelligence agencies of the world's leading powers underwent significant reforms and got involved in the struggle between the world's new leaders - the USSR and the USA. At that time foreign policy of Western countries could be characterized by an extensive use of secret services' resources for influencing the USSR's domestic political situation. To the author's knowledge, the scale of foreign special services activity and its destructive character could be most evidently seen in propaganda as well as in support of armed fight flashpoints within the Soviet Union which exerted negative influence on the situation in the western regions of the country during the early post-war decade.
Key words: intelligence, counter-intelligence, special service, anti-Soviet armed underground, propaganda activities, domestic political situation, the Cold War.
Gennady G. Krasko, professor, Candidate of Historical Sciences (The National Security Institute of the Republic of Belarus, Minsk, Belarus); e-mail: gena-krasko@mail.ru.