Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ЮЖНОГО УРАЛА В НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ЮЖНОГО УРАЛА В НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / следственный аппарат / правоохранительные органы / преступность / надзор за законностью / правопорядок / методика расследования / исторические параллели.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салмина Светлана Юрьевна

В статье автором проанализированы основные направления деятельности органов прокуратуры на Южном Урале в начале 1990-х годов. В процессе подготовки статьи автором были изучены материалы Объединенного Государственного Архива Челябинской области, ведомственные архивы прокуратуры Челябинской области и Главного Управления внутренних дел по Челябинской области. Скрупулезный анализ документов позволил составить представление о том, какие приоритетные задачи стояли перед региональной прокуратурой в описываемый период времени, а также о путях и методах их решения. Особый интерес представляет статистика преступности того времени, которой оперировало руководство прокуратуры области, расставляя приоритеты следственной и надзорной деятельности. При изложении материала автором проведены исторические параллели описываемого периода времени и начала 1920-х гг., когда на Южном Урале наблюдался рост экономической и общеуголовной преступности, безработица, беспризорность и безнадзорность подростков, пополнявших ряды криминалитета и другие схожие проблемы. Исторический анализ основных направлений деятельности прокуратуры Южного Урала позволяет лучше осмыслить современное состояние правоохранительных органов и их приоритетные задачи на данном этапе общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ЮЖНОГО УРАЛА В НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-497-501 САЛМИНА Светлана Юрьевна,

NIION: 2018-0076-9/23-752 кандидат педагогических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-9-752 доцент кафедры экономической

теории и регионального развития ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», e-mail: salmina_1969@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ЮЖНОГО УРАЛА В НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ

Аннотация. В статье автором проанализированы основные направления деятельности органов прокуратуры на Южном Урале в начале 1990-х годов. В процессе подготовки статьи автором были изучены материалы Объединенного Государственного Архива Челябинской области, ведомственные архивы прокуратуры Челябинской области и Главного Управления внутренних дел по Челябинской области. Скрупулезный анализ документов позволил составить представление о том, какие приоритетные задачи стояли перед региональной прокуратурой в описываемый период времени, а также о путях и методах их решения. Особый интерес представляет статистика преступности того времени, которой оперировало руководство прокуратуры области, расставляя приоритеты следственной и надзорной деятельности. При изложении материала автором проведены исторические параллели описываемого периода времени и начала 1920-х гг., когда на Южном Урале наблюдался рост экономической и общеуголовной преступности, безработица, беспризорность и безнадзорность подростков, пополнявших ряды криминалитета и другие схожие проблемы. Исторический анализ основных направлений деятельности прокуратуры Южного Урала позволяет лучше осмыслить современное состояние правоохранительных органов и их приоритетные задачи на данном этапе общественного развития.

Ключевые слова: прокуратура, следственный аппарат, правоохранительные органы, преступность, надзор за законностью, правопорядок, методика расследования, исторические параллели.

SALMINA Svetlana Yurievna,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and Regional Development, Chelyabinsk State University

MAIN AREAS OF ACTIVITY OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE SOUTH URAL IN THE EARLY 1990S

Annotation. In this article, the author analyzes the main activities of the prosecutor's office in the Southern Urals in the early 1990s. In the process of preparing the article, the author studied the materials of the Joint State Archive of the Chelyabinsk region, departmental archives of the Prosecutor's Office of the Chelyabinsk region and the Main Department of Internal Affairs in the Chelyabinsk region. A thorough analysis of the documents allowed us to get an idea of what priority tasks the regional prosecutor's office faced during the described period of time, as well as ways and methods of solving them. Of particular interest is the crime statistics of that time, which was operated by the leadership of the prosecutor's office of the region, prioritizing investigative and supervisory activities. In presenting the material, the author draws historical parallels between the described time period and the beginning of the 1920s, when there was an increase in economic and ordinary crime in the Southern Urals, unemployment, homelessness and neglect of teenagers who joined the ranks of criminals and other similar problems. The historical analysis of the main activities of the Prosecutor's Office of the Southern Urals makes it possible to better understand the current state of law enforcement agencies and their priority tasks at this stage of social development.

Key words: prosecutor's office, investigative apparatus, law enforcement agencies, crime, supervision of legality, law and order, investigation methodology, historical parallels.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Анализ основных направлений развития прокуратуры Южного Урала в начале 1990-х гг., предпринятый на основе изучения архивных материалов, представляет несомненный интерес для понимания современных процессов функционирования правоохранительных структур, в частности, прокуратуры. В начале 1990-х гг. на фоне кризисных явлений в экономике и политической жизни в стране многократно возрос уровень общеуголовной и экономической преступности. На оперативной обстановке, состоянии законности и правопорядка отрицательно сказались общая нестабильность социально-политической ситуации в стране и регионе, нарастающие трудности на потребительском рынке, вызванные ими рост напряженности во взаимоотношениях людей на производстве и в быту, ослабление трудовой и общественной дисциплины.

25 января 1990 г. состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Челябинской области под председательством прокурора области Роберта Валентиновича Голубева, где были намечены основные направления деятельности прокуратуры на предстоящий период. С основным докладом на коллегии выступал заместитель прокурора области, начальник следственного управления областной прокуратуры Виталий Иванович Воробьев. Прежде всего, он отметил доминирующий характер корыстной преступности, которая в то время составляла 54,8% от всех зарегистрированных преступлений, а также значительный рост организованных преступных группировок [1]. По данным правоохранительных органов, в то время на территории Челябинской области действовало 98 организованных преступных группировок общей численностью до 520 человек [1]. Отвечая на риторический вопрос о том, как работала прокуратура в столь сложной обстановке, В.И. Воробьев призвал коллег говорить только о том, что непосредственно зависит от них, не ссылаясь на объективные трудности: «Мы должны честно и откровенно проанализировать, все ли мы делаем из того, что именно в наших силах» [3].

В числе факторов, дестабилизирующих обстановку, способствующих росту преступности и ее организованных форм, на коллегии были названы обострение кризисных явлений в экономике, острый дефицит товаров и услуг, трудности в социальной и духовной сфере, ослабление дисциплины и личной ответственности. В связи с этим аппарат прокуратуры существенно изменил стиль работы, сделав акцент на оказании помощи и изучении опыта, накопленного непосредственно на местах. Члены коллегии призывали прокуроров проявлять больше инициативы и творчески подходить к решению назревших проблем соблюдения

законности, укреплять дисциплину и организованность, повышать ответственность за порученное дело.

Для этого в каждом городе и районе были определены основные направления деятельности прокуратуры на предстоящий период. В качестве одной из первоочередных задач значилось усиление надзора за раскрываемостью преступлений. Правоохранительным органам требовалось объединить усилия и направить их на борьбу с организованной и рецидивной преступностью, а также с тунеядством, пьянством и другими проявлениями антисоциального поведения. Необходимым условием, способствующим повышению авторитета органов прокуратуры, оставалась защита чести и достоинства граждан, трудовых коллективов, активная и открытая поддержка их справедливых требований, изложенных в письменных, устных обращениях или в иной форме.

Год спустя, на заседании коллегии прокуратуры области, состоявшемся в декабре 1990 г., были подведены итоги реализации намеченных ранее мероприятий. Прокурор Челябинской области был вынужден констатировать устойчивый рост преступности, начавшийся с 1988 г. Об этом красноречиво свидетельствовала статистика. Если в 1987 г. по области было зарегистрировано 25563 преступления, то в 1988 г. их число составило уже 30077, а в 1989 г. - и вовсе 36934 преступления [6]. По мнению прокурора области, в 1990 г. работа по раскрытию преступлений несколько улучшилась, однако, несмотря на принимаемые меры, преступность продолжала расти. За 11 месяцев 1990 г. число умышленных убийств на территории области по сравнению с предыдущим годом увеличилось с 32 до 353, тяжких телесных повреждений - с 936 до 1166, грабежей - с 1988 до 1996 гг., разбойных нападений - с 353 до 403, уголовно наказуемых хулиганских проявлений - с 2194 до 2331 [6]. Каждое восьмое хулиганство было совершено несовершеннолетними [6].

Таким образом, предварительные данные позволяли прокурору области предположить, что по итогам 1990 г. преступность достигнет уровня 1983-1984 гг. Именно в это время на территории региона было отмечено наибольшее число преступных проявлений за последние 20 лет [6]. Прогноз оказался оптимистичным, так как в 1990 г. по области было зарегистрировано 40704 преступления, их рост по сравнению с предыдущим годом составил 10,2% [6]. Как впоследствии отмечало руководство прокуратуры, это был рекордный показатель за многие предыдущие десятилетия [6]. Число тяжких преступлений увеличилось на 13,3%, остались нераскрытыми 17 тысяч преступлений [6].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

В 1990 г. рост преступности произошел в 37 городах и районах области. Наибольший рост по сравнению с предыдущим годом отмечался в Уйском (на 73,1%), Октябрьском (на 57,9%), Куна-шакском (на 54,8%), Нагайбакском (на 51,5%) районах, в городе Карабаше (на 48,7%), а также в Аргаяшском, Брединском, Каслинском районах, городах Златоусте, Копейске и Миассе (от 23% и более) [2]. В областном центре преступность увеличилась в шести районах, в целом, на 11,2%, в Магнитогорске - во всех районах - в целом, на 12,5% [2]. Руководство прокуратуры области вынуждено было признать, что советские правоохранительные органы, общественные организации и формирования, трудовые коллективы оказались не готовы к решению задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. «При всех экономических и материальных потрясениях ничто так остро не переживается обществом, как наступление преступности», -говорилось на заседании коллегии [4].

Рост преступности отмечался в сфере торговли и бытового обслуживания, промышленном секторе, на транспорте, в строительстве, кредитно-финансовой системе, внешнеэкономической деятельности. Также увеличились масштабы коррупции, вымогательства и поборов, широкий размах приобрела контрабанда и незаконные валютные операции. Особую опасность представляло сращивание государственного и хозяйственного аппарата с организованной преступностью. По мнению руководства областной прокуратуры, вновь созданные коммерческие банки действовали практически без всякого контроля со стороны государства. При осуществлении многочисленных крупных финансово-кредитных операций с государственными, кооперативными и совместными предприятиями они допускали «грубые» нарушения действующего законодательства, нанося значительный ущерб экономике страны и региона.

В этой связи руководство прокуратуры области считало необходимым уделить повышенное внимание надзору за законностью в деятельности банковских учреждений, принятию мер по усилению ответственности банковских работников за совершение финансовых преступлений. Р.В. Голубев неоднократно отмечал, что эффективность предупреждения и пресечения правонарушений зависит от того, как будет «поставлена работа правоохранительных органов, в том числе, прокуратуры» [4]. Каждой территориальной прокуратуре было необходимо принять организационные меры по повышению уровня раскрываемости экономических преступлений, устранению бюрократической волокиты, а также по обучению кадров для успешной работы в новых условиях.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Заместитель прокурора Челябинской области И.Н. Филатов, отдавший работе в прокуратуре ни один десяток лет, вынужден был признать, что «воистину «золотой век» наступает для тех, кто совершает преступления в «белых перчатках» -всевозможных махинаторов, мошенников, бизнесменов, бурная деятельность которых протекает при фактическом бессилии налоговой и финансовой инспекции» [5]. Руководство прокуратуры области справедливо полагало, что в целях активизации борьбы с преступностью следует усилить надзор за деятельностью всех правоохранительных органов и служб, которые занимаются борьбой с преступлениями в сфере экономики. Так как именно на них возлагалась основная обязанность по перекрытию каналов хищений, бесхозяйственности, злоупотреблений, противозаконных натуральных обменов, финансовых и других сделок, наносящих ущерб государству.

И.Н. Филатов сетовал на то, что в массовом сознании не случайно нарастает неуверенность в способности властных структур обеспечить защиту прав человека, его имущественных и жизненных интересов. По его выражению, «перед валом разрастающейся организованной преступности правоохранительные органы на сегодняшний день выглядят, по крайней мере, малоубедительно» [5]. В этой обстановке от работников прокуратуры требовалось «новое мышление, психология, совершенно иной подход к решению вопросов, возникающих в повседневной практике» [4]. Прокуроры должны были быть готовы сами и готовить следователей к расследованию уголовных дел с неизвестной ранее спецификой. Так, на коллегии говорилось о том, что «пробивает себе дорогу такой вид посягательства на жизнь человека, как наёмное убийство. Причем, платежные ставки становятся все более и более весомыми - от нескольких до десятков тысяч рублей» [5]. В 1990 г. в прокуратуру начали поступать материалы, связанные с противоправной деятельностью кооперативов и совместных предприятий, в дальнейшем их число продолжало увеличиваться.

Несмотря на сложную оперативную обстановку, а также на то обстоятельство, что зачастую следователям не хватало практического опыта, многим из них удалось добиться минимальной прекращаемости уголовных дел. Так, в городе Копейске, который всегда отличался неблагоприятной криминогенной обстановкой, из 73 оконченных дел 70 было направлено в суд. В городе Кор-кино из 34 было прекращено лишь 5 дел, и таких примеров было немало. Они свидетельствовали о том, что даже в столь сложных условиях можно было добиться максимальных положительных результатов.

Анализ становления и развития органов прокуратуры позволяет провести определенные исторические параллели. Так, начало 1990-х во многом напоминало первую половину 1920-х гг. с их финансовыми проблемами, дефицитом людских и материальных ресурсов, всплеском всех видов преступности и так далее. Так же, как и тогда, в начале 1990-х гг. страну захлестнуло уличное хулиганство, и Южный Урал не являлся в этом отношении исключением. Поскольку существовала реальная опасность стать жертвами преступников, добропорядочные граждане всерьез опасались выходить на улицы, посещать общественные места и магазины, отпускать детей в детские учреждения.

Крайне негативное влияние на общественный порядок оказывало наличие массовой безработицы. Обычные обыватели, оставшиеся без каких-либо перспектив и средств к существованию, быстро деградировали, пополняя ряды криминалитета. Трудоустройство людей, освободившихся из мест лишения свободы, представляло особую сложность, они быстро становились лицами без определенного места жительства, также являясь питательной средой для совершения различного рода правонарушений. Прокуратура области отмечала, что, если в ближайшее время не будут созданы специальные учреждения по ресоциализации данной категории лиц, их число будет расти.

Весной 1990 г. на Южный Урал прибыла бригада из Генеральной прокуратуры, которая ознакомилась с деятельностью правоохранительных органов, государственных и общественных организаций, направленной на борьбу с хулиганством. В работе бригады принимали участие старший научный сотрудник ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка А.А. Растегаев, прокурор управления по рассмотрению уголовных дел в судах В.В. Кольцов, старший прокурор управления по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел Прокуратуры СССР А.В. Петровский [7].

Исходя из непростой оперативной обстановки, правоохранительными органами региона с учетом многочисленных предложений трудовых коллективов, администрации предприятий и общественных организаций принимались меры по совершенствованию организации профилактики правонарушений. По решениям местных Советов народных депутатов в 15 городах и районах области были созданы и эффективно функционировали рабочие отряды содействия милиции (РОСМ). В 1990 г. их общая численность составила 160 человек [7]. По данным прокуратуры, ежедневно в охране правопорядка участвовали

100-120 членов РОСМ. Наиболее стабильно такие отряды работали в Ленинском и Трактороза-водском районах города Челябинска, городах Златоусте, Копейске и Миассе. По инициативе прокуратуры в области был сформирован так называемый фонд «Правопорядок». Одним из основных источников его финансирования стали денежные отчисления и техническая помощь трудовых коллективов. Средства фонда позволили привлекать для охраны общественного порядка в наиболее крупных городах области - Челябинске, Златоусте и Магнитогорске до 50 штатных сотрудников милиции ежедневно.

Тем не менее, число лиц, задержанных в области за мелкое хулиганство, в первом полугодии 1990 г. возросло по сравнению с предыдущим 1989 г. с 19,9 тыс. до 20,5 тыс. человек [7]. Также на 13,5% увеличилось число выявленных нарушителей антиалкогольного законодательства [7]. Если в 1989 г. их количество составляло 65,4 тысячи человек, то в 1990 г. - уже 82,4 тыс. человек [6]. В 1990 г. уличная преступность в области возросла на 6,8% по сравнению с предыдущим годом [6]. При этом темпы ее роста в ряде городов были значительно выше среднеобластных показателей. Среди выявленных преступников каждый шестой не занимался общественно полезным трудом, каждый четвертый был ранее судимым, почти половина правонарушителей в момент совершения преступления находилась в состоянии алкогольного опьянения, каждый третий совершил преступление в группе.

Таким образом, несмотря на предпринимаемые меры по организации профилактики различного рода правонарушений, повышение качества расследования преступлений и рост профессионализма следственного аппарата прокуратуры и других правоохранительных органов уровень преступности на Южном Урале в 1990 г. был чрезвычайно высок и, по сути, превысил рекордные показатели за последние двадцать лет. Архивные документы свидетельствуют о том, что к 1995 г., когда экономика страны и региона достигла определенной стабилизации, ситуация начала улучшаться, и количество преступлений пошло на спад. Но именно в начале 1990-х гг. были заложены основы методики расследования преступлений с неизвестной ранее спецификой. Несмотря на многочисленный кадровые проблемы, сложился компетентный следственный аппарат. Опыт, полученный работниками прокуратуры в этот непростой для истории страны период, в дальнейшем позволил им успешно работать в условиях многозадачности и успешно решать назревшие профессиональные проблемы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Список литературы:

[1] Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф.276. Оп.6. Д. 1624. Л. 3.

[2] Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф.276. Оп.6. Д. 1624. Л. 11.

[3] Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф.276. Оп.6. Д. 1624. Л. 39.

[4] Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф.276. Оп.6. Д. 1624. Л. 49.

[5] Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф.276. Оп.6. Д. 1624. Л. 50.

[6] Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф.276. Оп.6. Д. 1624. Л. 56.

[7] Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф.276. Оп.6. Д. 1624. Л. 63.

Spisok literatury:

[1] Ob"edinennyj gosudarstvennyj а^м ^е!у-аЬ^^ оЬ^к Р276. Ор.6. D. 1624. L. 3.

[2] Ob"edinennyj gosudarstvennyj а^м ^е^-abinskoj oblasti. F.276. Ор.6. D. 1624. L. 11.

[3] Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv ^е^-аЬ^^ oblasti. F.276. Ор.6. D. 1624. L. 39.

[4] Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv ^е^-abinskoj oblasti. Р276. Ор.6. D. 1624. L. 49.

[5] Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv ^е^-abinskoj oblasti. F.276. Ор.6. D. 1624. L. 50.

[6] Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv ^е^-abinskoj оЬ^к F.276. Ор.6. D. 1624. L. 56.

[7] Ob"edinennyj gosudarstvennyj а^м ^е^-abinskoj oblasti. F.276. Ор.6. D. 1624. L. 63.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.