Научная статья на тему 'Основные направления деятельности мвф и необходимость ее реформирования в условиях финансовой глобализации'

Основные направления деятельности мвф и необходимость ее реформирования в условиях финансовой глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1284
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности мвф и необходимость ее реформирования в условиях финансовой глобализации»

Ефременко И.Н. ст. преподаватель кафедры «Международные финансово-кредитные отношения»,

РГЭУ «РИНХ», к.э.н.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рост взаимозависимости среди национальных государств означает, что сейчас все более широкий круг вопросов сильнее, чем в прошлом, затрагивает все больше стран. Несомненно, глобализация нарушила национальный подход к формированию международной финансовой системы с сохранением относительной автономии стран, что потребовало достижения нового уровня развития сотрудничества государств. Усиление влияния глобализационных процессов выявляет необходимость создания международных организаций, обладающих элементами наднациональности, способных решать проблемы глобального характера. Две наиболее важные и самые трудные из них заключаются в том, каким образом укрепить глобальную финансовую систему, чтобы сделать ее в меньшей степени подверженной финансовым кризисам и укрепить ее способность справляться с кризисами, когда они наступают, — и как вести дальше борьбу с бедностью в странах с низкими доходами.

А.А. Моисеев отводит главенствующую роль в решении глобальных проблем международным организациям универсального характера, какими являются Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. «Наиболее ярко элементы наднациональности, - утверждает А.А. Моисеев, -проявляются при осуществлении программ структурных преобразований, разрабатываемых МВФ совместно с МБРР. Наднациональный характер деятельности Фонда и Банка проявляется также и в их деятельности по урегулированию долговой проблемы стран-членов» [1]. Дж. Сорос в своей работе «Реформирование глобального капитализма» (Reforming Global Capitalism) отмечает, что, «говоря о необходимости реформирования международной финансовой архитектуры, мы в первую очередь имеем в виду роль международных финансовых институтов, особенно Международного валютного фонда и Всемирного банка» [2].

Мировая экономика и международная финансовая система в наши дни сильно расходятся с планами, намечавшимися на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.,

когда были созданы Международный валютный фонд и Всемирный банк. Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг., имевший разрушительные последствия для целого ряда стран, наглядно выявил необходимость реформирования международной финансовой системы.

Поскольку сегодня мир достиг столь высокого уровня интеграции и многие крупные системообразующие страны с формирующейся рыночной экономикой стали более открытыми для потоков капитала, система в целом более подвержена присущим всем рынкам переменам в настроениях. Как реакция на глобальные кризисы последних десятилетий и достаточно низкая эффективность их прогнозирования в современных условиях развития высоко интегрированных финансовых систем резко усилилась критика в адрес международных финансовых организаций. При этом в ее центре оказался именно Международный валютный фонд. Критика фокусируется на следующих аспектах его деятельности:

- Недооценка возможности быстрого распространения кризиса с одних стран на другие. В частности Фонд оказался не готов принять решительные меры по недопущению особо разрушительного характера финансового кризиса в России как с точки зрения воздействия на российскую экономику, так и международной финансовой системы.

- Неэффективность рекомендованных МВФ программ преодоления кризиса: большинство из них были рассчитаны на преодоление макроэкономического кризиса и предполагали резкое повышение процентных ставок и бюджетные ограничения, не учитывая такие структурные факторы, как неустойчивость банковской системы, изъяны в системе корпоративного управления, чрезмерная зависимость банков от привлечения краткосрочных финансовых ресурсов и т.д.

- Отрицание необходимости принятия немедленных мер для приостановки оттока капитала и начала переговоров по реструктуризации долга в момент кризиса.

- Растущая политизация и чрезмерная идеологизация МВФ.

Важным катализатором изменения роли МВФ в международной финансовой архитектуре может стать позиция США как основного акционера Фонда (см. рис. 1).

20,0 18,0 _ 16,0 ї 14,0

Л ’

г

І 12,0

>5

Ф

I 10,0

0

г 8,0 £

Ф

1 6,0

т

4.0

2.0 0,0

17,5

6,3

6,1

-5,0-

-5,0-

3,3

3,3

-3,0-

-3,0-

Германия

Франция

Соединенное

Королевство

Саудовская

Аравия

Канада

Рис.

1. Государства-члены с 10 наибольшими квотами (в % от общей суммы квот)

Основным критиком МВФ выступает Конгресс США, который в ноябре 1998 г. санкционировал учреждение Консультационной комиссии по международным финансовым институтам. Комиссию возглавил Алан Х. Мелцер, профессор экономики Университета Карнеги-Меллона и научный сотрудник Американского института предпринимательства. В марте 2000 г. комиссия направила в Конгресс доклад с острой критикой в адрес международных финансовых институтов и предложениями радикальных структурных изменений в этих институтах. Комиссией были сформулированы 12 основных замечаний в адрес Фонда, основная идея которых заключается в следующем [5]:

- Функцией МВФ должно стать предотвращение финансовых кризисов и разрастания тех из них, которые все же возникают. Предотвращение кризисов не означает, что МВФ будет продолжать «перекупать» всех кредиторов, или выдавать крупные ссуды на поддержание искусственных обменных курсов, или диктовать политику, которой должны следовать страны-клиенты. Займы МВФ не должны тратиться на структурные реформы в финансовых институтах государств-получателей. Фонд должен давать рекомендации, но их не следует увязывать с оказанием помощи. Фонд также должен отслеживать причины и выявлять характер (краткосрочный или системный) проблем платёжных балансов государств.

- Миссия банков развития - Всемирного банка и региональных банков развития -должна включать в себя четыре элемента: содействие социально-экономическому

развитию (в том числе реформирование национальных финансовых институтов);

25

США

повышение качества жизни; сокращение бедности; обеспечение поставки товаров и услуг для населения на глобальной и региональной основе.

- Необходимо предпринять шаги для решения проблемы дублирования функций между Всемирным банком и региональными банками развития.

Рекомендации комиссии расходятся с основными подходами к реформированию МВФ, однако они могут оказать определенное влияние на формирование политической окраски происходящих процессов.

Выполняя решения стран Большой семерки, для разработки конкретных предложений о реформировании глобализирующейся финансовой системы в 1999 г. была создана «Группа 20», объединившая «большую семерку» ведущих экономических держав и крупнейшие страны с развивающейся и переходной экономикой, включая Россию. В рамках ее работы были предложены следующие направления реформирования деятельности МВФ [6]:

- реформирование кредитной деятельности МВФ, в т.ч. увеличение кредитной базы за счет привлечения средств мирового рынка ссудных капиталов;

- детализация и расширение круга вопросов взаимоотношений МВФ со странами-

членами в следующих направлениях: повышение уровня информационной

прозрачности их экономического состояния; выработка, принятие и распространение кодексов «надлежащей» практики, укрепление национальных финансовых систем и т.д.;

- изменение отдельных структурных элементов, пересмотр концептуальных установок по отдельным требованиям МВФ к практической деятельности государств-членов и т.д.

Действительно, обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности, предотвращение финансовых кризисов требует реформирования и самой структуры МВФ, а также используемого им инструментария. За последние годы произошел ряд событий, в результате которых у международных финансовых институтов появились значительно более мощные инструменты, прежде всего финансовые, позволяющие реагировать на кризисы и помогать странам успешно защищаться от них.

Так, Международный валютный фонд (МВФ) призывает страны применять более гибкие механизмы регулирования обменного курса, уходить от искусственного его поддержания, которое может привести к наращиванию краткосрочной внешней

26

задолженности и возникновению других слабых мест, способных вызывать столь разрушительные последствия при кризисе. Наметился переход на более гибкие режимы, делающие саму систему более эластичной. Но, наверное, решающей и наиболее перспективной переменой стала революция в области информационной прозрачности: та информация, которую входящие в МВФ страны обязаны выносить на рынки, стала намного качественнее, гораздо более комплексной и своевременной, чем когда-либо раньше.

В конце 1990-х гг. МВФ ввел механизмы, призванные помочь странам преодолеть последствия внезапной утраты доверия рынка и предотвратить «цепную реакцию» — распространение финансовых кризисов на страны, проводящие обоснованную экономическую политику. МВФ также предоставляет кредиты для содействия странам в решении проблем платежного баланса, вызванных стихийными бедствиями, последствиями вооруженных конфликтов и не зависящим от них временным сокращением экспортных поступлений (или временным увеличением расходов на импорт зерновых).

Одновременно с созданием новых механизмов для решения новых задач происходила ликвидация механизмов, в которых более не было необходимости. Так, в начале 2000 г. Исполнительный совет начал процесс пересмотра механизмов. По итогам этого пересмотра были отменены четыре устаревших механизма. В результате рассмотрения Советом изменений других нельготных механизмов было принято решение:

- скорректировать условия договоренностей о кредите «стэнд-бай» и механизма расширенного кредитования МВФ, чтобы устранить стимулы для использования государствами ресурсов МВФ в течение чрезмерно длительного периода или в чрезмерно больших суммах;

- подтвердить возможность использования механизма расширенного кредитования МВФ только в случаях очевидной потребности в более долгосрочном финансировании;

- усилить мониторинг программ, поддерживаемых МВФ, после истечения их срока, особенно когда непогашенные кредиты, полученные государством-членом, превышают определенный уровень.

Был также осуществлен ряд других важных преобразований, которые должны

27

позволить механизмам МВФ играть более действенную роль в поддержке усилий государств-членов по предотвращению и урегулированию кризисов и способствовать более эффективному использованию ресурсов МВФ. Так, МВФ учреждает механизм торговой интеграции для содействия смягчению краткосрочного негативного воздействия либерализации торговли на малые развивающиеся страны, когда они переходят к более конкурентным международным условиям.

МВФ также регулярно делится с государствами-членами своим опытом и знаниями, оказывая техническую помощь и проводя обучение по широкому кругу областей, включая деятельность центрального банка, денежно-кредитную и курсовую политику, налоговую политику и администрацию и официальную статистику (см. рис. 2). Цель этой работы состоит в том, чтобы способствовать совершенствованию процесса разработки и осуществления экономической политики государств-членов, в том числе путем повышения квалификации персонала ответственных учреждений, таких как министерства финансов и центральные банки. Техническая помощь дополняет рекомендации по экономической политике и финансовую помощь МВФ государствам-членам; на ее долю приходится приблизительно 20 процентов административных затрат МВФ.

латинская Америка и Карибский бассейн; 10%

Рис. 2. Техническая помощь МВФ по регионам, 2001 г.

Колоссальный рост объема международных операций скорее всего будет и в

дальнейшем приводить к усилению потенциальных внешних шоков, грозящих

странам, и, следовательно, к возрастанию потребностей в финансировании.

Некоторые страны имеют возможность обращаться для финансирования временных

дисбалансов. Однако в последние годы МВФ стал свидетелем резкого увеличения

потребности в финансовой поддержке в странах со средними доходами, многие из

которых имеют лишь ограниченный доступ к международным финансовым рынкам,

28

причем исследования МВФ показывают, что доля этих стран в глобальной экономике может резко возрасти (см. рис. 3).

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

— □ 2000 □ 2025 □ 2050

страны с низкими доходами

страны со средними доходами

страны с высокими доходами

Рис. 3. Прогнозируемая доля мирового ВВП стран с различными

категориями доходов [11]

Еще одним источником спроса на ресурсы МВФ может стать старение населения развивающихся стран. В ближайшие десять-двадцать лет эти страны будут получать выгоды благодаря оттоку капитала из развитых стран, где запасы сбережений стареющего населения будут продолжать расти, а уровень инвестиций будет снижаться параллельно с сокращением рабочей силы. Однако впоследствии такие оттоки капитала могут прекратиться из-за дефицита государственной пенсионной системы и расходования средств пенсионерами (см. рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ развивающиеся страны □ развитые страны

Население в возрасте старше 80 лет в 2050

Население в возрасте старше 60 лет в 2050

Население в возрасте старше 80 лет в 1999

Население в возрасте старше 60 лет в 1999

0 400 800 1200 1600 2000

млн. чел.

Рис. 4. Численность населения в возрасте старше 60 и 80 лет в развитых и развивающихся странах, млн чел. [12]

В силу других тенденций будущие потребности в ресурсах МВФ могут сократиться. В последние годы многие развивающиеся страны увеличили запасы своих международных резервов, стремясь защитить себя от потенциальных кризисов, и произошел сдвиг в сторону более гибких курсовых режимов, что также может

уменьшить распространенность валютных кризисов (см. рис. 5).

1600 п

1993 2002

млрд. долл

Рис. 5. Запасы международных резервов развитых и развивающихся стран, млрд

долл. США [11]

-5

Кроме того, International Country Risk Guide показывает, что, несмотря на сохраняющийся значительный разрыв между развивающимися и развитыми странами, качество институтов улучшается (см. рис. 6).

Рис. 6. Оценка качества институтов в развитых и развивающихся странах на базе индекса «International Country Risk Guide»

Это может способствовать сокращению спроса на ресурсы МВФ, поскольку страны, имеющие более качественные институты, привлекают более «безопасные» формы инвестиций (такие как прямые иностранные инвестиции), пользуются большим доверием рынка и обладают большими возможностями для принятия непопулярных мер по предотвращению кризисов.

МВФ играет центральную роль в дебатах, посвященных определению направлений трансформации мировой финансовой архитектуры, в силу ряда причин, особенно в связи с почти всеобщим членством в этой организации, куда входит более 180 стран [11], и ее основной целью - гарантировать прочность и стабильность

3 Индекс, измеряющий степень «политического риска». 100 — наиболее высокий показатель.

международной валютной системы. В этом контексте МВФ ежегодно проводит консультации по экономической политике и надзор за ее осуществлением правительством каждой из стран-членов. В ходе этих ежегодных консультаций, которые проводятся в соответствии со Статьей IV, МВФ вступает в широкий политический диалог с правительствами стран-членов, пытаясь решать и предвосхищать конкретные проблемы, связанные с поддержкой определенного уровня финансовой стабильности.

В этой связи можно определить основные векторы развития мировой финансовой архитектуры: открытость и подотчетность, укрепление финансовых систем и привлечение частного сектора к управлению экономическим кризисом и его разрешению, именно МВФ играет наиболее активную роль во всех трех направлениях.

В области открытости и подотчетности можно говорить о необходимости достижения определенной степени открытости в экономической деятельности правительств стран-членов МВФ. Во-вторых, речь идет об открытости взаимодействия МВФ с правительствами стран-членов. И, в-третьих, имеется в виду открытость частного финансового сектора на мировом рынке.

В последнее время все более часто звучит тезис о необходимости МВФ более жестко требовать предоставление отдельными странами точных и своевременных данных об их основных экономических и финансовых показателях. Так, в этом направлении МВФ создал новый добровольный стандарт данных для стран-членов, по которому правительства могут открыто предоставлять информацию рынкам, своему народу и кому бы то ни было [3]. В настоящее время страны соблюдают стандарт МВФ, известный как специальный стандарт распространения данных, или ССРД4, на добровольной основе [11].

Что касается открытости взаимодействия МВФ с правительствами стран-членов, то основным достижением можно считать публикации МВФ гораздо большего количества документов, таких как протоколы о намерениях, подписанные со странами, которые получают поддерживаемые Фондом и финансируемые Фондом

4 Для того чтобы представлять данные по ССРД, во-первых, необходимо, чтобы ключевые данные, такие как информация о резервах иностранной валюты, представлялись на регулярной, предсказуемой и своевременной основе. Во-вторых, все эти данные должны быть доступны всем. В-третьих, они должны собираться, обобщаться и передаваться достоверным способом. Представляемые параметры приводятся на Web-сайте МВФ. В дополнение к информации о финансовом положении правительства страны должны также представлять определенную информацию об обязательствах центральных банков, об экономическом росте, об инфляции, об изменениях цен и так далее. МВФ в настоящее время пересматривает стандарт данных, возможно, в дальнейшем будет сделан больший акцент на данные, касающиеся положения частного финансового сектора.

программы корректировки [8]. Так, детали обязательств Кореи, Индонезии и Таиланда перед МВФ в рамках этих программ теперь можно найти в Интернете.

Необходимо также отметить, что в прошлом МВФ не осуществлял систематического надзора за качеством управления и регулирования финансового сектора, который только в недавнем прошлом стал стандартным элементом надзора МВФ в соответствии со Статьей IV. Надзор действительно является основной задачей МВФ [4]. Он имеет существенное значение для успешного процесса стабилизации. Эта роль по надзору и содействию стабилизации составляет смысл существования МВФ в большей степени, чем оказываемая им финансовая помощь. За последние годы слишком много внимания уделялось финансированию и недостаточно стабилизации. Основная трудность заключается в обеспечении постоянного участия государств-членов в диалоге по вопросам об экономической политике с МВФ. Этот диалог может (и чаще всего так и происходит) поддерживаться превентивными программами и механизмами раннего выявления проблем.

Чем быстрее реагирует страна на рекомендации и предупредительные меры в рамках сотрудничества, тем легче должен быть ее доступ к ресурсам. Если какое-либо государство-член игнорирует рекомендации МВФ, тогда на передний план должны выходить доклады в соответствии со Статьей IV (которые в настоящее время, как правило, обнародуются), прозрачность данных (которая в настоящее время в основном систематизирована) и анализ, проводимый участниками частных рынков.

Для управления глобальной политической экономией необходимы учреждения, учитывающие изменения в соотношении экономических сил в международной системе. Для эффективного выполнения своей функции МВФ необходимо будет адаптироваться, чтобы решать задачи, обусловленные семью ключевыми экономическими факторами, которые приводят к коренным изменениям экономической карты мира и концентрации экономических сил.

- Новая технология. Под влиянием расширения экономики, основанной на знаниях, и усиления конкуренции новая технология одновременно способствует повышению производительности и активизации экономической глобализации и взаимодействия.

- Потоки частного капитала. В настоящее время эти потоки преобладают в глобальной экономике, стимулируя экономический рост и иногда усиливая

32

экономические кризисы в случае внезапного оттока капитала.

- Изменение глобального демографического баланса. Население развитых стран стареет, а развивающиеся страны характеризуются высоким процентом населения в трудоспособном возрасте. Этот сдвиг приведет к увеличению притока капитала в страны с более молодым населением и повышению темпов экономического роста в развивающихся странах.

- Влияние стран с формирующимся рынком. Их доля в глобальном объеме производства и торговли существенно возросла и, согласно прогнозам, будет продолжать увеличиваться в первой половине XXI века.

- Повышение роли Азии в глобальной экономике. Три из четырех стран с крупнейшим в мире ВВП (оцененным по паритету покупательной способности (ППС) — Китай, Индия и Япония — находятся в Азии.

- Усиление регионализма. Поскольку структурные изменения в МВФ происходят медленными темпами, начались новые обсуждения в поддержку региональных валютных механизмов.

- Повышение прозрачности и подотчетности деятельности правительств, компаний и международных организаций. Растущий международный консенсус между разработчиками экономической политики, политическими деятелями и другими руководящими кругами подчеркивает то решающее значение, которое избиратели придают демократии, правам человека, прозрачности и подотчетности. Для МВФ это означает необходимость усиления парламентского надзора и большей открытости программ, поддерживаемых ресурсами МВФ.

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: проводимые

реформы деятельности МВФ в условиях все возрастающего влияния

глобализационных процессов должны охватывать следующие сферы:

- Укрепление финансовых секторов в целях: укрепления юридических и

нормативных основ, а также основ надзора для банков; обзора требований к минимальному собственному капиталу для банков и финансовых учреждений; разработки комплекта основных международных стандартов бухгалтерского учета, завершения работы над основными принципами надлежащего корпоративного управления; отказа от режимов валютного курса, уязвимых перед спекулятивной

атакой; обеспечения более свободного поступления своевременных финансовых

33

данных на рынки. В этом направлении необходимо повышать эффективность взаимодействия с Базельским комитетом по банковскому надзору по совершенствованию стандартов регулирования.

- Принятые в международной практике стандарты и кодексы надлежащей практики:

деятельность МВФ необходимо дополнять работой БМР, Всемирного банка и других учреждений, устанавливающих нормы и работающих над международными стандартами в таких сферах, как бухгалтерский учет и аудит, банкротство, корпоративное управление, регулирование фондового рынка ценных бумаг и системы платежей и расчетов. Чтобы помогать странам проводить оценку соблюдения стандартов, сотрудники МВФ, совместно с правительствами,

приступили в 1999 г. к подготовке экспериментальных страновых докладов о

соблюдении странами стандартов и кодексов, обращая основное внимание на

сферы, представляющие непосредственный операционный интерес для МВФ. Некоторые страны решили опубликовать эти доклады.

- Поощрение открытости и публикации данных, прозрачность и подотчетность

МВФ: улучшение предоставления информации участникам рынков и широкой общественности является центральным элементом реформы международной финансовой системы. Оно также является краеугольным камнем недавно

начавшейся и продолжающейся реформы самого МВФ.

- Вовлечение частного сектора в предотвращение и преодоление кризисов: наибольшая часть международных финансовых потоков приходится на долю частных потоков. Это говорит о том, какую важную роль может сыграть частный сектор, содействуя предотвращению и преодолению финансовых кризисов. Кризисы можно предотвратить, а изменчивость частных потоков можно уменьшить благодаря усовершенствованной оценке риска и более тесному и частому диалогу между странами и частными инвесторами. Такой диалог может также помочь расширить участие частного сектора в преодолении уже наступивших кризисов, в том числе путем реструктуризации частного долга.

На многочисленные перемены и кризисы последних десятилетий основные международные финансовые институты отреагировали расширением круга своих обязанностей и добавлением новых кредитных фондов и программ. В этих условиях реформирование международных финансовых институтов необходимо для того,

34

чтобы повысить экономическую стабильность, увеличить информационные потоки,

стимулировать развитие экономики, поддержать институциональные реформы,

сократить бедность и обеспечить региональные и мировые поставки товаров и услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). - М.: Омега - Л, 2006. С. 24, 27.

2. Сорос Дж. Открытое общество. Преобразование мирового капитализма / Перевод с английского к.э.н. С. Афонцева. - Нью-Йорк: Общественные отношения, 2000. - Глава 10.

3. Карин Лиссакерс «МВФ и реформирование мировой финансовой структуры» // Электронный журнал Государственного Департамента США. - 2004. - №7. - Вып. 12. Новая глобальная финансовая архитектура.

4. Каким образом следует изменить деятельность МВФ? // Финансы & развитие сентябрь 2004

5. Мелцер Алан Х. Реформирование международных финансовых институтов: план обеспечения финансовой стабильности и экономического развития // Электронный журнал Государственного Департамента США. - 2004. - №7. - Вып. 12.

6. Суэтин А.А. Роль МВФ в создании архитектуры международной финансовой системы // Аудитор, № 11, 2004. - С. 51-54.

7. Факторы, определяющие будущий облик МВФ // Финансы & развитие, сентябрь 2004.

8. An Interview With Timothy Geithner, Senior Fellow at the Council on Foreign Relations and Former U.S. Under Secretary of the Treasury for International Affairs. The IMF and the World bank: addressing financial crises and development / An Electronic Journal of the U.S. Department of State, Vol. 6, No. 1, February 2001

9. Bergsten F. (2000), Reforming the International Financial Architecture, Testimony before the Committee on Banking and Financial Services, United States House of Representatives, March 23

10.The role of the IMF in a changing global economic environment. Deutsche Bundesbank. Monthly Report, September 2000, p. 21.

H.Web-сайт Международного Валютного Фонда в сети Интернет - www.imf.org

12.Web-сайт Организации объединенных наций в сети Интернет - www.un.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.