Научная статья на тему 'Основные направления деятельности МИД турецкой Республики по развитию отношений с ФРГ (2009-2014 гг. )'

Основные направления деятельности МИД турецкой Республики по развитию отношений с ФРГ (2009-2014 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЕЦКО-ГЕРМАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / А. ДАВУТОГЛУ / СИРИЙСКИЙ ВОПРОС / ЕС / TURKISH-GERMAN COOPERATION / STRATEGIC DIALOGUE / DAVUTOGLU / SYRIAN ISSUE / EU

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюпова Н.И.

В статье рассмотрены основные двусторонние визиты министров иностранных дел Турции и ФРГ. Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу стал «главным архитектором» нового курса внешней политики Турции. Особый интерес уделяется возможным мерам по разрешению сирийского вопроса. Отдельно рассматривается вопрос вступления Турции в ЕС и позиция ФРГ по этому вопросу. В заключении дается характеристика интересов и ожидаемых результатов обеих стран от развития стратегического диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ACTIVITIES OF THE FOREIGN MINISTRY OF THE REPUBLIK OF TURKEY ON THE DEVELOPMENT OF RELATIONS WITH THE FEDERAL REPUBLIK OF GERMANY (2009-2014)

The article describes the main bilateral visits of the Foreign Ministers of Turkey and Germany. Minister of Foreign Affairs Ahmet Davutoglu was the “chief architect” of a new foreign policy of Turkey. Of particular interest is given to possible measures to resolve the Syrian issue. Separate issue of Turkey's accession to the EU and the German position on this issue. In conclusion, the characteristic of interest and the expected results of the two countries on the development of a strategic dialogue.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности МИД турецкой Республики по развитию отношений с ФРГ (2009-2014 гг. )»

Исторические науки и археолгия

УДК 94. 327

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИД ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ С ФРГ (2009-2014 гг.)

Аюпова Н. И.

В статье рассмотрены основные двусторонние визиты министров иностранных дел Турции и ФРГ. Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу стал «главным архитектором» нового курса внешней политики Турции. Особый интерес уделяется возможным мерам по разрешению сирийского вопроса. Отдельно рассматривается вопрос вступления Турции в ЕС и позиция ФРГ по этому вопросу. В заключении дается характеристика интересов и ожидаемых результатов обеих стран от развития стратегического диалога.

Ключевые слова: турецко-германское сотрудничество, стратегический диалог, А. Давутоглу, сирийский вопрос, ЕС.

THE MAIN ACTIVITIES OF THE FOREIGN MINISTRY OF THE REPUBLIK OF TURKEY ON THE DEVELOPMENT OF RELATIONS WITH THE FEDERAL REPUBLIK

OF GERMANY (2009-2014)

Aiupova N.I.

The article describes the main bilateral visits of the Foreign Ministers of Turkey and Germany. Minister of Foreign Affairs Ahmet Davutoglu was the "chief architect" of a new foreign policy of Turkey. Of particular interest is given to possible measures to resolve the Syrian issue. Separate issue of Turkey's accession to the EU and the German position on this issue. In conclusion, the characteristic of interest and the expected results of the two countries on the development of a strategic dialogue. Keywords: Turkish-German cooperation, strategic dialogue, Davutoglu, the Syrian issue, the EU.

Отношения между Турцией и Германией многообразны и исторически мотивированы. Турция и ФРГ сотрудничают в самых разнонаправленных сферах: политической, экономической, военной и социальной. ФРГ является давним союзником и продолжает быть первостепенным торговым партнером Турции. Германия - страна, в которую идет самый большой экспорт из Турции. В 2013 г. Турция в экспорте Германии заняла 6 место, а в импорте - 7. Двусторонний объем торговли Турции по данным на 2014 г. достиг 38 млрд. дол. В Турции действует почти 6 000 фирм с немецким капиталом. В период с 2002 по 2014 гг. количество капиталовложений, пришедших из Германии в Турцию, достигло более чем 7,8 млрд. дол. Номинальное число турецких предприятий в Германии по данным 2014 г. составляет 80 000 фирм с оборотом 40 млрд. евро. Данные предприятия обеспечивают возможность занятости примерно 40 тысячам людей. В период с 2002 по 2014 гг. (включая октябрь) количество прямых

капиталовложений, пришедших из Турции в Германию, достигло 1,7 млрд. дол. [12].

Современные турецко-германские

отношения обусловлены взаимным интересом. Турция стала региональной державой и для Евросоюза действительно «ключевой страной» и к региону Средиземноморья, и в целом к мусульманскому миру. Турция, считающая себя «ключевой страной» Востока, видит Германию как «ключевую страну» Евросоюза [2]. Важными факторами турецко-германских отношений выступают турецкая диаспора, численность которой уже превышает 3 млн. человек (причем 1 575 000 - граждане Германии), немецкие туристы, приблизительно 5 млн. которых каждый год посещают Турцию, и более 15 тысяч германских граждан, обосновавшихся в Турции [17].

2009 год по причине выборов в Германии для Турции стал критическим, так как Ангела Меркель, лидер германской христианско-демократической партии, ведущей пропаганду против Турции, вновь стала канцлером ФРГ. Тем не менее, двусторонние отношения между Турцией и Германией поддерживались в конструктивном ключе благодаря регулярным двусторонним визитам как на уровне лидеров государств, так и на уровне министров иностранных дел, в ходе которых проводились

консультации с широким спектром тем. Министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле нанес очень плодотворные и позитивные визиты в Турцию в 2009 г., 2010г. (6-8 января и 28-19 июля), 2011 г. и 2013 г. (20 апреля). Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу посетил ФРГ в 2009 г (15-17 июня), 2010 г (8-9 октября), 2011 г (1-5 декабря), 2012 г. (3-5 февраля и октябрь), 2013 г (22 августа), 2014 г (31 января - 2 февраля). Однако не все визиты были освещены в СМИ.

Ахмет Давутоглу, турецкий министр иностранных дел с 1 мая 2009 по 28 августа 2014 гг., стал «главным архитектором» нового курса внешней политики. Его монография «Стратегическая глубина» -

основополагающий для турецкого

внешнеполитического курса труд. А. Давутоглу стал постоянным партнером ФРГ по переговорам. Первый свой визит в ФРГ в качестве главы МИДа А. Давутоглу совершил 15-17 июня 2009 г. по приглашению министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера [9]. Министр А. Давутоглу во время своего очередного визита в ФРГ 1 -5 декабря 2011 г. встретился с президентом ФРГ, а также посетил и провел встречи в традиционно наиболее заселенных турками городах (Гамбург, Франкфурт, Мюнхен, Берлин и Кельн), встретился в городской администрации с представителями 8 турецких и 1 греческой семей, пострадавших от рук праворадикальной группы, действовавшей в Германии в 2000-2006 гг. Министр в ходе визита был принят президентом ФРГ Христианом Вульфом и провел переговоры с министром внутренних дел Гансом-Петером Фридриком и министром иностранных дел Гидо Вестервелле [10]. В 2012 г. глава МИДа Турции посетил ФРГ по случаю 48 мюнхенской конференции по вопросам безопасности, а в октябре того же года и в 2013 г. во время визита в Берлин провел переговоры с Г. Вестервелле [6].

Во время визитов Гидо Вестервелле в Турецкую Республику в основе повестки дня были региональные и международные вопросы, в частности, сирийский, и вопрос членства Турции в ЕС [7]. Лишь одной из многих целей состоявшегося 1-2 июля 2011 г. визита федерального министра иностранных дел Гидо Вестервелле в Турцию стала перезагрузка германо-турецких отношений. Встречи в Анкаре и Стамбуле, переговоры с министром иностранных дел Турции Ахметом

Давутоглу вскоре после парламентских выборов в Турции свидетельствовали об укреплении германо-турецких отношений. Это был первый визит зарубежного лидера в Турцию после состоявшихся 12 июня 2011 г. парламентских выборов. С одной стороны, подобный визит закреплял германские интересы на Босфоре, с другой стороны, сообщал турецкой элите о признании третьей подряд победы правящей ПСР во главе с премьер-министром Реджепом Т. Эрдоганом.

Переговоры между главами

внешнеполитических ведомств Германии и Турции проходили на «хорошем уровне понимания и последовательности в оценке ситуации в кризисных районах арабского мира». Гидо Вестервелле заявил, что Турция играет в регионе ключевую стратегическую роль, подчеркнув при этом ее двоякую миссию: «один из новых сильных научных центров мира» и «мост к исламскому миру». Судя по оценкам немецкой прессы, визит высокого германского гостя был в своем роде уникальным, ибо не турецкая сторона призывала немцев содействовать скорейшему вступлению Турции в Евросоюз, а наоборот. Идея визита Вестервелле в Турцию в определенной мере противоречила декларациям Меркель и продолжала линию президента ФРГ. Визит Г. Вестервелле обозначил новую веху не только в германо-турецких, но и в турецко-европейских отношениях, так как он начал перезагрузку в свете новой роли Турции в регионе, имея в виду сирийский и ливийский вектор ее влияния. Оценка руководством Турции действий сирийского и ливийского режима и конкретные акции страны, направленные на поддержку демократических сил Сирии и Ливии, определяли ее актуальное лидирующее положение и побуждали страны Запада отказаться от прежних требований, выполнение которых обеспечивало Анкаре место в Евросоюзе [1].

В том же году 13 октября министр иностранных дел ФРГ Г. Вестервелле провел в Турции серию переговоров, в которых участвовали премьер-министр Р. Эрдоган, министры А. Давутоглу и Э. Багыш. Визит тематически продолжал идею перезагрузки германо-турецких отношений, как была обозначена предыдущая поездка Г. Вестервелле в Турцию, проходившая 1 -2 июля 2011 г. Тематика встреч состояла из трех пунктов: актуальная ситуация на Севере

Африки и Ближнем Востоке; присоединение Турции к ЕС; запуск совместного германо-турецкого культурного проекта в Стамбуле. Встречи в Анкаре и Стамбуле, переговоры с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу вскоре после парламентских выборов в Турции стали знаком укрепления тесных германо-турецких отношений. В известной степени визит Г. Вестервелле обогатил их: вместе со своим турецким коллегой Ахметом Давутоглу Вестервелле принял участие в церемонии открытия в Стамбуле Академии Tarabya [2].

В многолетней истории турецко-германских отношений период 2013-2014 гг. можно рассматривать как новый этап - этап создания механизма стратегического диалога двух стран. Под стратегическим диалогом между Турцией и ФРГ понимается диалог на высшем уровне между Турцией и ФРГ с целью обсуждения широкого спектра международных и двусторонних вопросов, включая аспекты региональной и глобальной безопасности, между этими двумя странами. Турция и ФРГ, отмечавшие в 2013 г. 250-летие дипломатических отношений, начали выводить сотрудничество на «стратегический» уровень [16]. Еще в сентябре 2009 г. до выборов в Германии кандидат на пост премьера-министра от социал-демократов Франк-Вальтер Штайнмайер подчеркнул важность отношений с Турцией и в особенности развитие стратегического диалога министров иностранных дел Турции и ФРГ посредством регулярных переговоров [11, с. 361]. Тесные связи между Турцией и Германией характеризуются как «уникальное сотрудничество». Согласно дипломатическим источникам, между странами отмечается еще большее укрепление отношений и тесный диалог после Арабской весны, а также сотрудничество в сфере экономики [14]. Выражение «стратегический диалог» в двусторонних отношениях Турции и Германии появлялось в повестке дня и ранее. Все официальные встречи, проведенные в последние годы, постоянно определялись как «стратегический диалог». Каждая из двух стран имеет свои интересы в этом сотрудничестве. Турция, считая Германию своим «адвокатом» в ЕС, признает, что стране не избежать немецкой поддержки. При этом Турция понимает, что в глобальной и региональной политике Германии она является важным политическим и

экономическим актором. Здесь стоит вспомнить высказывание президента А. Гюля, что две страны - Германия и Турция - имеют две самые здоровые экономики в Европе. Официальный визит канцлера Меркель 25 февраля 2013 г. со многих точек зрения был очень важным. Был запущен процесс продвижения отношений еще на один шаг. Германия, не особо поддерживающая сирийскую политику Турции, снова отправила на территорию Турции ракетную систему обороны «Patriot». В продолжение этого визита 12 мая 2013 г на уровне министров иностранных дел был разработан механизм стратегического диалога (МСД),

направленный на достижение «стратегических параметров» и теоретической перспективы отношений двух стран. Первые переговоры были проведены в Берлине в упомянутое время, а вторые - в Стамбуле 19-20 июня 2014 г. [12].

Остановимся подробнее на каждой из встреч.

11-12 мая 2013 г. между двумя странами были проведены переговоры под сопредседательством министров иностранных дел Турции и Германии Ахмета Давутоглу и Гидо Вестервелле. Переговоры состоялись в гостевом доме МИД в Вилла Борсиге.

Благодаря соглашению между двумя близкими союзническими странами были достигнуты договоренности по созданию «механизма стратегического диалога». Целями диалога стали более близкое сотрудничество по региональным и глобальным проблемам, прежде всего по Ближнему Востоку, продвижение двусторонних отношений, распространяющихся на широкие сферы, преодоление некоторых имеющихся различий взглядов [17].

После переговоров министров было подписано совместное коммюнике по созданию механизма стратегического диалога. В документе отмечается, что министерства Турецкой Республики и Федеративной Республики Германия «признают важность увеличивающегося двустороннего

сотрудничества в контексте отношений между Турцией и ЕС, оценивая пользу для каждой из сторон»; а также «тесные и развивающиеся экономические отношения между странами -торговыми и деловыми партнерами - на протяжении многих лет благодаря вкладу инвестиций каждой из сторон» [16]. Согласно коммюнике, обе стороны обновили

«обязательства по преобразованию и укреплению тесного сотрудничества в политике и безопасности, в особенности внутри двусторонних и международных организаций, направленного на

продолжительные и крепкие отношения», а также «выражают важность увеличения сотрудничества по вопросу борьбы с организованной преступностью,

насильственным экстремизмом и террором» [16].

В документе выделяется шесть основных пунктов по созданию механизма стратегического диалога. В первых двух пунктах речь идет о том, что форумы по созданию механизма стратегического диалога будут организовываться поочередно в Турции и Германии минимум один раз в год под председательством министров иностранных дел Федеративной Республики Германия и Турецкой Республики. Дополнительно к ежегодному форуму на уровне министров иностранных дел минимум один раз в год будут проводиться консультации на уровне советников министерств иностранных дел/государственных секретарей с целью подготовки и наблюдения за реализацией механизма стратегического диалога. Согласно третьему и четвертому пунктам в рамках стратегического диалога министров иностранных дел по совместному решению появится ряд экспертных рабочих групп, в каждой из которых будет

сопредседательствовать турецкое и немецкое высокопоставленные лица. Рабочие группы, наряду с двусторонними и международными проблемами, будут заниматься вопросами, касающимися ЕС, миграционных потоков, угроз национальной и международной безопасности, миграции как фактора социально-экономического развития и другими. Первые пять рабочих групп будут работать над проблемами двусторонних отношений, политикой безопасности, борьбой с террором, партнерством с Европой, а также над региональными и международными вопросами. Экспертные рабочие группы самостоятельно будут определять повестку дня и собираться в случае необходимости. Пятый пункт посвящен постоянной поддержке стратегического диалога на протяжении года посредством организации серии регулярных межминистерских консультаций по экономике, энергетике и окружающей среде, а также проблемам внешней политики и политики

безопасности, борьбы с терроризмом, консульскими вопросами, вопросами культуры, научно-исследовательскими,

европейскими, трудовыми и социальными. Помимо этого могут создаваться дополнительные консультативные форумы при участии других необходимых министерств / ведомств. В последнем пункте коммюнике подчеркивается, что «обе стороны с удовольствием встречают инициативу, имеющую своей целью увеличение числа акторов гражданского и молодежного сообществ» [16].

Механизм стратегического диалога, выдвинутый на высших уровень двусторонних отношений, воспринимается дипломатами как шаг к еще более тесному сотрудничеству двух стран. После подписания совместного коммюнике была организована пресс-конференция с участием обоих министров. Повестка дня включала следующие пункты: проблемы турок, проживающих в Германии, прежде всего вопросы, касающиеся адаптации и применения строгого визового режима, средства более эффективной борьбы против курдской рабочей партии и других организаций, Сирия, процесс вхождения Турции в ЕС. Что касается последнего пункта, то здесь турецкая сторона ожидала от Германии большей поддержки в вопросе обсуждения срока.

Давутоглу сообщил о желании углубить отношения Германии и Турции во всех сферах, тем самым, обратив их в самые тесные в мире. Особый акцент министр сделал на увеличение немецких инвестиций в Турцию: «Мы желаем развития инфраструктуры и инвестиций в Германии со стороны Турции. В связи с этим мы решили усилить экономический механизм». Министр также заявил о желании освобождения от визового контроля и начала процесса по вхождению в ЕС. Давутоглу заверил своего коллегу, что с обязательным решением кипрского вопроса возможно вывести турецко-германские отношения на новую парадигму [15]. Делая отсылку к турецким гражданам, живущим в Германии, он сказал: «Отношения Турции и Германии -это отношения не государств, а отношения, переплетающиеся между нашими народами» [14]. Ни между какими обществами не наблюдаются такого рода отношения. Учитывая и этот факт, на встрече в октябре 2012 г. премьер-министр Турции и канцлер ФРГ Англела Меркель достигли

договоренности по приведению в действие этого механизма. Говоря о создании механизма стратегического диалога между Турцией и Германией, министр иностранных дел Турции подчеркнул следующее: «Это новая страница между Турцией и Германией, первый шаг. Я уверен, этот исторический шаг положительным образом повлияет не только на будущее стратегическое сотрудничество между Турцией и Германией, но и на европейское будущее, международную безопасность, стабильность и мир» [5]. Глава внешнеполитического ведомства Турции заявил журналистам, что ксенофобия может быть препятствием для действий Турции по вступлению в ЕС. «Мы обеспокоены ростом ксенофобии и правых настроений после экономического кризиса в Европе. ЕС начался как мирный проект, но события последних лет являются источником беспокойства для всех нас» [15]. Касательно сирийского вопроса, Давутоглу заявил, что международное сообщество должно выработать единую позицию по этому вопросу. «Риски для безопасности как Турции, так и других стран-соседей Сирии в связи с конфликтом в Сирии растут», - сказал он, указав на то, что в Турции и Иордании находятся тысячи сирийских беженцев. ООН пора соотнести свою позицию по отношению к сирийской проблеме с реальной обстановкой в регионе, отметил турецкий министр.

На встрече в Берлине Гидо Вестервелле заверил своего турецкого коллегу Ахмета Давутоглу в том, что Германия стремится к серьёзному углублению отношений с Анкарой и намерена активизировать переговорный процесс о вступлении Турции в Евросоюз. По словам немецкого министра, уже в ближайшее время в этом вопросе «будет открыта новая глава». Спустя два года без особого прогресса в данном переговорном процессе Берлин посылает «чёткий сигнал» Анкаре, обещая Турции стратегическое партнёрство. Как особо подчеркнул глава МИД ФРГ, затянувшийся штиль в переговорах о вступлении Турции в ЕС не соответствует интересам Берлина. За минувшие пятнадцать лет политическое и экономическое развитие Турции являет собой «впечатляющую историю успеха», считают в Берлине. Именно поэтому Германия, как отмечает министр, намерена развивать равноправное партнёрство с Турцией [4]. Вестервелле принес свои соболезнования и назвал варварским

террористический акт в приграничном с Сирией турецком городе Рейханлы, унесший жизни более 40 человек. «Германия в это тяжелое время находится вместе с Турцией», -отметил глава МИД ФРГ, подчеркнув, что необходимо как можно скорее найти и привлечь к ответственности организаторов теракта [3].

Следует указать на возникшее между министрами иностранных дел разногласие: использовалось или нет химическое оружие в Сирии. Германия подходит к этой теме более осторожно и Вестервелле в своем заявлении предлагал не торопиться Давутоглу. Глава внешнеполитического ведомства ФРГ, защищая свою позицию, сообщил, что «наша красная черта - химическое оружие». Его турецкий коллега, в свою очередь, заявил, что «нашей красной чертой не должно быть только химическое оружие. Для нас красная черта - это продолжение общественного наказания» [3]. На совещании турецкой стороной была предоставлена информации о том, что режимом Асада используется химическое оружие. На что Вестервелле предложил передать эту информацию в секретную службу ФРГ, которая, внимательно изучив ее, даст оценку.

Вторая встреча по установлению механизма стратегического диалога прошла в Стамбуле во дворце Чираган 19-20 июня 2014 г. под председательством министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера (Вестервелле покинул пост в связи с онкологическим заболеванием) и министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу. Переговоры были закрыты для прессы. 19 июня 70 высокопоставленных правительственных представителей в составе пять рабочих групп провели переговоры в рамках встречи по стратегическому диалогу. Между специалистами двух стран произошел взаимный обмен по двусторонним отношениям, региональным и

международным вопросам, Европейскому партнерству, политике безопасности, борьбе с терроризмом. 20 июня переговоры с участием министров иностранных дел завершились. Встреча министров продолжалась примерно 20 минут. После чего между делегациями под председательством министров были проведены переговоры и оба министра вышли к прессе. Давутоглу сделал следующее заявление: «Турецкая сторона должна разработать документ по борьбе с любой

террористической и жестокой организацией, включая ИГИЛ». Так же глава МИД Турции отметил, что «благодаря пяти рабочим группам, созданным на сегодняшний день, мы сделали еще один шаг в направлении еще большего развития отношений». Первая группа занималась двусторонними

отношениями, вторая - ЕС и европейским партнерством, третья - борьбой с террором, четвертая - международной безопасностью, а пятая - региональными и международными вопросами [13]. Министры на протяжении двух дней изучали отчеты этих групп по проделанной работе. Глава МИД Турецкой Республики выразил уверенность в обеспечении большого вклада в будущие отношения посредством работы экспертных групп. Глава внешнеполитического ведомства Турции отметил усиление политической, экономической и культурной инфраструктуры двусторонних отношений, а также, подчеркивая членство Турции в ЕС как стратегическую цель, отметил ожидание от Германии, как передовой страны в ЕС, вклада в продвижение этого процесса. Затронув тему нахождения стран в очень динамичной международной конъюнктуре, он сказал: «Между кризисами и в такой динамичной конъюнктуре Турция совместно с Германией планируют развитие совместных перспектив посредством консультаций по Каспийскому бассейну, Ближнему Востоку, региону Черного моря, Восточной Европе, Балканам. Все это является важным с точки зрения как интересов Турции и Германии, так и с точки зрения стабильности и постоянного мира в Евразии и на Ближнем Востоке. ...Я верю, что членство Турции в ЕС внесет большое значение с точки зрения экономического динамизма и стратегического влияния. Для Турции ЕС - стратегическая цель. Мы никогда не откажемся от этой цели. Главным пунктом во всей нашей внешней политике является приход в ЕС» [13].

Благодаря механизму стратегического сотрудничества между правительствами Турции и ФРГ ожидается принятие совместных решений по политическим, экономическим, социальным и техническим вопросам, что приведет к укреплению двустороннего сотрудничества [18, с. 137]. Турецко-германский механизм стратегического диалога - это качественно новая и долгосрочная консультационная платформа между двумя странами. Однако встречаются и оценки

одностороннего характера данного диалога. Подписанное соглашение, рассматриваемое с обеих сторон как «новый ход», будет более выгодно ФРГ, нежели Турции. Более корректно сказать, ФРГ вынуждена идти на сближение с Турцией. Это связано, в первую очередь, со значительным обострением ситуации в ближневосточном регионе и крайне непростыми событиями в Сирии. Берлин надеется через Турцию поучаствовать в решении сирийского вопроса. В приоритете турецко-германских отношений по-прежнему остается немецкий капитал с его региональными интересами.

Таким образом, рассмотрев основные направления деятельности МИД Турецкой Республики по развитию отношений с ФРГ в период с 2009 по 2014 гг., несмотря на приход к власти канцлера ФРГ Ангелы Меркель, лидера германской христианско-демократической партии, ведущей пропаганду против Турции, следует отметить поддержание двусторонних отношений в конструктивном ключе благодаря регулярным визитам первых лиц государства, а также активизацию турецко-германских связей на уровне глав внешнеполитических ведомств во многом с турецкой стороны под влиянием министра иностранных дел Ахмета Давутоглу (2009-2014 гг.) и его фундаментального труда «Стратегическая глубина». Вывод турецко-германских отношений на «стратегический уровень» и создание механизма стратегического диалога безусловно положительным образом повлияет как на будущее стратегическое сотрудничество между Турцией и Германией в политической, экономической, социальной, технической, культурной сферах, так и на европейское будущее и международную безопасность.

Список литературы

1. Берг И.С. Визит главы МИДа ФРГ Г. Вестервелле в Турцию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=12921#more-12921 (дата обращения: 20.10.2016)

2. Берг И.С. Визит Г. Вестервелле в Турцию: цели, задачи, итоги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=13464#more-13464 (дата обращения: 20.10.2016)

3. Давутоглу: Необходимо выработать единую позицию по кризису в Сирии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aze.az/news_davutoglu_neobhodimo_vyir_91752.html (дата обращения: 20.10.2016)

4. Так нужен нам берег турецкий? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=9345&Itemid=13 (дата обращения: 20.10.2016)

5. Almanya ile stratejik diyalog mekanizmasi. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akparti.org.tr/site/haberler/almanya-ile-stratejik-diyalog-mekanizmasi/44457#1 (дата обращения: 12.10.2016)

6. Davutoglu A. 2013 yilina girerken di§ politikamiz. S. 15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/site_media/html/butce_2013.pdf (дата обращения: 12.10.2016)

7. Di§ Politika Kronolojisi. 2010. Ekim. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/ekim_.tr.mfa (дата обращения: 20.10.2016)

8. Di§ Politika Kronolojisi. 2014. Ocak. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/ocak_.tr.mfa (дата обращения: 20.10.2016)

9. Di§ Politika Kronolojisi. 2009. Haziran. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/haziran.tr.mfa (дата обращения: 20.10.2016)

10. Di§ Politika Kronolojisi. 2011. Aralik. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/aralik_.tr.mfa (дата обращения: 20.10.2016)

11. Genç S., Çelebi B. Türkiyenin Almanya Politikasi 2009 // Türk di§ politikasi yilligi 2009. Ankara, 2011. S. 355-380.

12. Türkiye-Almanya Federal Cumhuriyeti Siyasi Îli§kileri. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/turkiye-almanya_-siyasi-iliskileri.tr.mfa (дата обращения: 20.10.2016)

13. Türkiye-Almanya Stratejik Diyalog Mekanizmasi Toplantisi. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.haberler.com/turkiye-almanya-stratejik-diyalog-mekanizmasi-6177064-haberi/ (дата обращения: 20.10.2016)

14. Türkiye - Almanya Stratejik Diyalog Mekanizmasi'nin ilk toplantisi Berlin'de gerçekleçtirildi. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/turkiye-almanya-stratejik-diyalog-mekanizmasi_nin-ilk-toplantisi-berlin_de-gerceklestirildi.tr.mfa (дата обращения: 18.10.2016)

15. Türkiye ile Almanya arasinda Stratejik Diyalog Mekanizmasi kurulmasina yönelik ortak bildiriyi imzalayan Di§i§leri Bakani Ahmet Davutoglu ve Almanya Di§i§leri Bakani Guido Westerwelle, gündeme dair önemli açiklamalarda bulundu. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.haberexen.com/disisleri-bakani-ahmet-davutoglu-304780h.htm (дата обращения: 20.10.2016)

16. Türkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi ile Almanya Federal Cumhuriyeti Diçiçleri Bakanligi Arasinda Stratejik Diyalog Mekanizmasi Kurulmasina ïliçkin Ortak Bildiri, 12 Mayis 2013, Berlin. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.mfa.gov.tr/turkiye-cumhuriyeti-disisleri-bakanligi-ile-almanya-federal-cumhuriyeti-disisleri-bakanligi-arasinda-stratejik-diyalog-mekanizma.tr.mfa (дата обращения: 20.10.2016)

17. Türkiye ve Almanya'dan 'stratejik' hamle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. dw. com/tr/t%C3%BCrkiye-ve-almanyadan-stratejik-hamle/a-16801398 (дата

обращения: 15.10.2016)

18. 2013'te Türkiye: Siyaset, hukuk ve insan haklari, di§ politika, ekonomi, egitim. ístanbul: Seta. 2013. №74. 196 s.

Об авторе

Аюпова Наиля Иршатовна - аспирант кафедры зарубежного регионоведения и локальной истории, преподаватель кафедры восточных языков и лингвокультурологии, Институт международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, aupovani@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.