УДК 314(470.621) ББК 60.7 Н-18
Нажева Рузана Аслановна, кандидат исторических наук доцент кафедры истории государства и права факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)525128
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)
(рецензирована)
В статье рассмотрены основные направления демографической политики государственной власти РА в постсоветский период. Проанализированы характерные особенности демографического развития региона. Выявлены и обоснованы региональные целевые программы законодательной и исполнительной властей по выходу из демографического кризиса.
Ключевые слова: Советский Союз, Россия, Республика Адыгея, депопуляция населения, демографическая политика, федеральные законы, государственные органы, Концепция демографического развития
Nazheva Ruzana Aslanovna, Candidate of History, assistant professor of the Department of History of the State and Law of the Faculty of Information Systems in Economics and Law, Maikop State Technological University, tel.: (8772) 525128.
MAIN TRENDS OF THE DEMOGRAPHIC POLICY IN THE REPUBLIC OF ADYGHEA (90-s of XX - the beg. of XXI)
(reviewed)
The article considers the main trends of the population policy of the state government of the RA in the post-Soviet period. The characteristics of the demographic development of the region have been analyzed. Regional target programs of legislative and executive powers to overcome the demographic crisis have been identified and justified.
Keywords: the Soviet Union, Russia, the Republic of Adyghea, depopulation, demographic policy, federal laws, state agencies, the Concept of demographic development.
В конце XX-начале XXI вв. мировое сообщество столкнулось с такими явлениями, как демографический кризис, демографический переход, депопуляция населения. Проблемы
демографического развития приобретают первостепенную важность в условиях современной социально-экономической реальности, определяемой расширением глобализации и укреплением общества. Это определяется тем, что в каждой стране действует закон соответствия социальноэкономического и демографического развития общества. В результате развала Советского Союза произошли существенные сдвиги не только в политической, но и в социально-экономической и демографической сферах. Это было обусловлено негативным воздействием целого ряда факторов. Прежде всего - социально-экономический кризис, который привел к росту заболеваемости значительной части населения, вынужденный характер миграционных потоков внутри страны и неконтролируемый рост внешней трудовой миграции [4].
Демографическая ситуация в целом по России и ее субъектам потребовала целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья и снижения смертности. Перспективы демографического развития Республики Адыгея относятся к числу важнейших вопросов, определяющих будущее республики на ближайшие десятилетия. Успех любого государства почти
во всех его сферах тесно связан с его демографическим развитием, обеспечивающим общественное воспроизводство человеческого потенциала. То есть, состояние населения является одним из важных индикаторов социально-экономического развития государства, что обусловливает важность государственного регулирования демографических процессов. С учетом этого государственные органы в регионе, принимают ряд мер направленных на стабилизацию сложившейся демографической ситуации:
- реализовать законы Республики Адыгея, регулирующие вопросы охраны здоровья населения, социальной защиты, материнства, детства, образования;
- разработать и внедрить целевые программы и мероприятия по профилактике социальнообусловленных, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, противодействию наркомании, дорожно-транспортному травматизму, по обеспечению жильем, улучшению условий и охраны труда, содействию занятости населения, организации отдыха и оздоровления детей;
- реализовать приоритетные национальные проекты;
- оказать различные виды государственной поддержки гражданам, имеющим детей.
Вместе с тем для дальнейшей стабилизации ситуации и создания предпосылок
демографического роста необходим переход к более эффективным и финансово обеспеченным действиям.
Ряд федеральных законов, принятых в последнее десятилетие, направлен на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, на защиту интересов семьи и детей, а также детей группы риска - сирот и оставшихся без попечения родителей [1].
В средствах массовой информации и законодательных органах власти активно обсуждаются идеи создания «гендерных фондов» на предприятиях и введение системы материнского капитала. Однако «основным ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции населения» [3], стала «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденная в 2001 г. Целью Концепции является стабилизация численности населения в Республике Адыгея и формирование предпосылок к последующему демографическому росту путем повышения рождаемости и снижения смертности. Реализация Концепции предполагает: объединение и координацию совместных действий исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Республики Адыгея; разработку нормативных правовых актов, направленных на улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея; эффективное использование средств, выделяемых на реализацию целевых программ, в том числе и на выполнение мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов.
Демографическая политика в отношении улучшения здоровья и сокращения смертности во всех демографических группах сводится к разработке и реализации мер по регулированию потребления алкоголя; сокращению бедности и совершенствованию системы здравоохранения. Так, в настоящее время в республике принят и действует ряд целевых программ, направленных на решение приоритетных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения -«Охрана территории республики от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ», «Анти-Спид», «Создание системы бионкологического благополучия», «Вакцинопрофилактика».
Проблемам сложившейся демографической ситуации и способам их преодоления были посвящены специальные парламентские слушания в Совете Республики, состоявшиеся в г. Майкопе
1 декабря 2005 г. Участники парламентских слушаний определили демографическое положение в Адыгее как стабильно кризисное. Причинами его негативного развития были названы «продолжительный системный кризис, который переживает республика вместе ос всей страной; утрата населением устойчивости традиционного образа жизни: остановка производственных мощностей; рост безработицы; низкие доходы и бедность значительной части населения; изменение ценностных предпочтений в среде молодежи; инертность демографической политики органов местного самоуправления и государственной власти субъекта и Российской Федерации в целом; социально-экологические проблемы» [2].
С целью остановить процесс естественной убыли населения, обезлюдения территорий было принято решение уже в следующем году разработать и утвердить Концепцию демографического развития Адыгеи до 2015 г. [5] как «базового документа для проведения активной законодательной, экономической, социальной и культурной политики, направленной на демографический подъем». Участники слушаний обратили внимание республиканских властей на тот факт, что часть демографических проблем могла бы быть решена и на уровне самой республики. В частности, путем передачи средств трудящихся на содержание детских домов, семьям-опекунам и усыновителям. В качестве рекомендаций по преодолению кризисной демографической ситуации были предложены разнообразные меры как законодательного, так и практического характера. Отмечалась необходимость подготовки и утверждения республиканской целевой программы «Жилье - молодым семьям» на 20072011 гг., которая предусматривала бы дифференциацию льготного кредитования строительства и приобретения жилья молодыми семьями с учетом рождения первого, второго и третьего ребенка. В качестве рекомендаций законодательного характера указывалось на подготовку законопроектов, предусматривавших увеличение ежемесячного пособия на ребенка в 2 раза; повышение размера государственной социальной помощи малоимущим гражданам и семьям, имеющим детей, на их оздоровление и подготовку к очередному учебному году не менее чем в 3 раза [7]. Органам местного самоуправления и записи актов гражданского состояния рекомендовалось обеспечить возрождение оправдавших себя в прошлом традиций торжественной регистрации новорожденных с вручением ценных подарков молодым родителям; проведение конкурсов «Вместе дружная семья» [6].
Следует отметить, что начавшаяся в Республике Адыгея с 1992 г. депопуляция населения получила неоднозначные оценки специалистов, предложивших ее видение как демографической катастрофы и демографического кризиса. При этом осмысление демографического развития в категориях «демографической катастрофы» выводит на первый план внешние причины, обусловившие собою резкое сокращение численности населения страны [8]. Начиная с 2001 г., демографическая статистика фиксирует некоторое увеличение численности населения по Южному федеральному округу [10], относительный рост его рождаемости и снижение смертности. Среди причин такого положения дел нередко указываются особенности репродуктивного поведения коренного населения региона, а также интенсивный миграционный приток, пришедшийся на 1990 - начало 2000-х гг.
Отмеченные тенденции характерны и для Республики Адыгея, где наблюдается увеличение численности титульного этноса, как за счет незначительного повышения рождаемости, так и за счет репатриантов. Хотя в целом общая направленность демографического развития республики совпадает с общероссийской и отмечена выравниванием репродуктивного поведения горожан и сельских жителей, ориентацией подавляющего большинства населения на создание семьи современного типа. Анализ показателей естественного движения населения более многочисленных национальностей, проживающих в Адыгее, показывает, что рождаемость коренной национальности возросла по сравнению с 2005 г. на 6,8 %, а рождаемость у русских снизилась на 3,0 % [9]. При этом смертность в 2005 г. в Адыгее была выше на 15,1 %, чем в целом
по Южному Федеральному округу, и на 27 % выше, чем в Карачаево-Черкесской республике, но ниже, чем по Российской Федерации в целом, на 5,6 % и по Краснодарскому краю - на 2,6 % [11].
В результате предпринятых мер, показатель продолжительности жизни в Адыгее заметно снизился, но, вместе с тем, остается достаточно высоким в общероссийском масштабе. Средняя продолжительность жизни в Адыгее составляет 68,05 лет, это выше, чем в среднем по Российской Федерации на 2,75 лет.
Несмотря на миграционную привлекательность, механический прирост населения не может полностью компенсировать его естественную убыль, тем более что в нем начинает преобладать удельный вес лиц пожилого возраста. В Адыгее, как и в остальных российских регионах, решение проблем демографической ситуации связывается с необходимостью принятия активной демографической политики, регулируемой государством и находящей отражение в Концепции демографического развития Республики Адыгея [12].
В результате принятых мер в регионе было организовано эффективное использование денежных средств, выделяемых Республике Адыгея в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию республиканских целевых программ. Приняты целенаправленные меры по стимулированию рождаемости через увеличение расходов на финансирование семьи, материнства и детства, поддержку малоимущих семей, установление более высоких размеров денежных пособий при рождении третьего и последующих детей, увеличены суммы выплат на ежемесячное содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) и воспитывающихся в приемной семье и т.д. В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения: реализовываются конституционные права граждан на получение бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея.
Таким образом, в Республике Адыгея органами законодательной и исполнительной властей были предприняты существенные меры по выходу из демографического кризиса. В итоге за последние два десятилетия в регионе наблюдается снижение смертности и естественной убыли населения, рост рождаемости, дальнейшее снижение младенческой смертности, увеличение продолжительности жизни населения, а также возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей общества.
Литература:
1. Беданоков Н.А. Демографическая ситуация в Адыгее. // Текущий архив Госкомстата по РА.
2. Демографический ежегодник России: статистический сборник. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике. Москва, 1997.
3. Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года: распоряжение Правительства Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 2001. №40. Ст. 3873.
4. Демографическая ситуация в Адыгее: динамика, проблемы, перспективы. // Текущий архив Госкомстата по РА.
5. Рекомендации парламентских слушаний в Совете Республики Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея на тему: «Демографическая ситуация в Республике Адыгея: проблемы и пути их решения». // Советская Адыгея. 2006. 11 янв.
7. Рыбаковский Л.Л., Захарова О.Д. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. / Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. Москва: Центр демографии ИСПИ, 1997.
8. Хорев Б.С., Безденежных Т.И., Гаврина А.Б. Общие и региональные особенности демографических процессов в современной России. Санкт-Петербург: Гуманитарные знания, 1994.
10. Хорев Б.С. О современной демографической ситуации в России. // Диалог. 1998. №4.
11. Краснодарское водохранилище: благо или зло? / А.Х. Шеуджен [и др.] // Земля адыгов (Адыгэмэ яч1ыгу). 2-е изд. Майкоп: Адыгея, 2004.
12. Ионцев В.А. Переживает ли Россия демографическую катастрофу? // Демографический кризис: механизмы преодоления. Москва: РАГС, 2002.
References:
1. Bedanokov N.A. The demographic situation in Adyghea // The current archive of the RA State Statistics Committee.
2. Demographic Yearbook of Russia: a statistical digest / State com. Of the RF statistics. Moscow,
1997.
3. Concepts of demographic development of the Russian Federation up to 2015: resolution of the Government of the Russian Federation // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2001. № 40. Art. 38 73.
4. Demographic situation in Adyghea: dynamics, problems and prospects // The current archive of the RA State Statistics Committee.
5. Recommendations of the parliamentary hearings in the Council of the Republic State Council-Khase of the Republic of Adyghea: “The demographic situation in the Republic of Adyghea: problems and solutions ” //Soviet Adyghea. 2006. January, 11.
7. Rybakovsky L.L., Zakharova O.D. The demographic situation in Russia: geopolitical aspects / Institute of Social and political research of the RAS. Moscow: Center for Demography ISPR, 1997.
8. Horev B.S., Bezdenezhnykh T.I., Gavrina A.B. General and regional characteristics of demographic processes in modern Russia. St. Petersburg: The humanities, 1994.
10. Horev B.S. On the current demographic situation in Russia // Dialogue. 1998. № 4.
11. Krasnodar Reservoir: good or evil? / A.H. Sheudzhen [et al.] // Land of the Circassians (Адыгэмэ ячЫгу). 2nd ed. Maikop: Adyghea, 2004.
12. Iontsev V.A. Whether Russia is going through a demographic catastrophe? // Demographic Crisis: coping mechanisms. Moscow: RACS, 2002.