ББК 79(2) ЗОЇ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К НОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
В.В. Жариков
Кафедра «Экономика и управление» ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором А.П. Романовым
Ключевые слова и фразы: алгоритм формирования; адаптивное поведение; внутренние рынки; матричная структура; мониторинг и прогнозирование финансового состояния; промышленное предприятие.
Аннотация: Рассмотрены предпосылки и алгоритм формирования адаптивного поведения промышленных предприятий в конкурентной среде, предложена матричная структура управления по товарам с «внутренними рынками» и методика прогнозирования пороговых объемов продаж.
Системные преобразования экономики России привели к формированию новых экономических отношений субъектов хозяйствования с внешним окружением. Взаимодействие предприятий с внешней средой требует выработки адаптивного поведения в конкурентной среде, что является условием устойчивого развития. Спад объемов производства, обусловленный снижением платежеспособного спроса на товары и услуги, изменения вертикали управления отраслями народного хозяйства, дефицит или отсутствие долгосрочных инвестиций, невозможность быстрой адаптации к новым условиям хозяйствования и перестройки мышления управленческих кадров, неразвитость рыночной инфраструктуры являются реальными условиями функционирования промышленных предприятий.
В сложившихся условиях отечественные предприятия вынуждены функционировать и развиваться в принципиально новых экономических условиях. При этом в ближайшие годы им предстоит выйти на устойчивый режим функционирования в условиях конкуренции, что потребует формирования адаптивного поведения в динамично меняющейся внешней среде [1].
Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, работа в условиях конкуренции и в нестабильной внешней среде требуют от предприятий переосмыслить стратегию поведения. В условиях конкурентных отношений требуется пересмотр применявшихся методологических представлений и методов решения технико-экономических проблем развития промышленных предприятий с выбором эффективных организационных структур и оптимизации основного капитала.
Адаптивное поведение промышленных предприятий (1111) формируется под воздействием неопределенности внешней среды и внутренних проблем, возникающих в связи с изменением взаимоотношений с внешним окружением. По признаку адаптации к конкурентной среде все ПП нами разделены на три группы.
1 Предприятия с высокой адаптивной способностью. К ним можно отнести ПП, которые могут быстро перестраивать бизнес-процессы, выходить на различные рынки с разными по назначению товарами ( предприятия малого бизнеса, машиностроительные предприятия с универсальным оборудованием и др.). При этом на реинжиниринг не требуется значительных капитальных вложений -проводится техническое перевооружение и при необходимости частичная переподготовка кадров.
2 Предприятия со средним потенциалом адаптации к конкурентной среде. Эти предприятия при переходе на производство даже новых марок или новых видов продукции не требуют замены основных технологий, но требуют значительных капитальных вложений и проведения реконструкции производства с переналадкой и заменой оборудования, с переподготовкой большей части ПП. В эту группу можно отнести ПП машиностроения с поточным производством (автомобильные заводы и другие специализированные предприятия).
3 Предприятия с низкой степенью адаптации. К таким можно отнести большинство предприятий военно-промышленного комплекса, которым необходимо менять специализацию, основные технологии производства для выхода на новые рынки с новой продукцией. Организация производства новой продукции на таких предприятиях требует значительных объемов капитальных вложений, глубокой реконструкции или расширения производства с заменой всего комплекса технологического оборудования и переобучением персонала. При этом меняются не только потребители продукции этих предприятий, но и поставщики ресурсов. Внутри предприятия изменяются большинство технологических процессов и маршрутов, структура производственного цикла.
Нами определены две формы адаптивного поведения ПП: активная, когда предприятие участвует в формировании внешней среды путем проведения маркетинговых исследований, использования брэндов, заключения долгосрочных договоров с потребителями продукции и на этой основе заключение договоров с поставщиками ресурсов, и пассивная, при которой предприятия не участвуют в формировании внешней среды, а лишь приспосабливаются к ней [2].
В качестве критерия оценки адаптивности предприятия к внешней среде нами принята эффективность производственной системы, количественными показателями которой могут служить интегральные.
1 Рост цены предприятия, который определяется как разность между ценой на конец и начало расчетного периода. При этом цена предприятия £ определяется по формуле
£ = т N К/100,
где т - количество акций акционерного общества, шт.; N - номинальная цена акции, руб.; К - курс акций, определяемый отношением дивиденда Б к банковскому проценту г:
К = Б/г.
Тогда
£ = т NБ/(г-100).
2 Рентабельность:
- активов Ла = Пб 100/А
- капитала Як = Пб 100/К, где Пб - балансовая прибыль, руб.; А, К - соответственно стоимость активов и вложенного капитала, руб.
Данные интегральные показатели позволяют судить об эффективной адаптации предприятия к внешним условиям в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Важнейшим условием реализации адаптивного поведения ПП в конкурентной среде является формирование механизма реализации адаптивного поведения ПП в конкурентной среде, элементы которого можно сгруппировать в шесть основных групп:
- повышение конкурентоспособности товаров, формирование брэндов, использование мерчендайзинга и бенчмаркета;
- оценка использования производственных ресурсов;
- проведение реинжиниринга с приведением в соответствие с изменениями организационной структуры, повышение организационной культуры;
- управление персоналом с обеспечением мотивации труда;
- разработка и внедрение инноваций с инвестиционным обеспечением;
- формирование системы безопасности предприятия.
Формирование адаптивного поведения промышленных предприятий процесс сложный. Нами предложен алгоритм формирования адаптивного поведения ПП в конкурентной среде, который показан на рис. 1, из которого видно, что формирование системы адаптивного поведения ПП основывается на маркетинговых исследованиях и стратегическом анализе.
Маркетинговые исследования:состояние, тенденции
Ресурсу товары Цены География. рынков ресурсов и товаров Продвижение товаров Выявление проблей
Стратегическая диагностика деятельности ПП
Анализ внешней среды Ана-гшэ внутренних возможностей ДнцЛИЭ иоірнхзжиоет^й див ер пг'фик ЛіЩ-їи иидап деятельно сти Анализ лрэетожкосгей ри ффсїри tcLiH а цкн товара Днмиі иннов&циоНно- икве^тмционьшх возможностей
Стратегический выбор направлений деятельности
Уточнение миссии Разработка альтерн атетвкых стратегий Оценка реализации стратегий Выбор оптималькой стратегии
~~ 1 І ——р—
Формирование системы адаптивного поведения ПП в конкурентной среде
ФррмирОМ-ки* фулхщіонзлмкей подсистемы; -анализ результатов деятельности; -форниров ание резерв ов; -планирование и реализация вУжвцйнкых рнйырвов ; -контроль и регулирование. Формирование подсистемы й6й£пЁченик: -информационного; -организационного г - кадрового; -методического: -инноиациокнс-гс г -инвестиционного; -мотивационного.
Рис. 1 Алгоритм формирования системы адаптивного поведения ПП в конкурентной среде
В условиях адаптивного поведения повышение эффективности деятельности предприятия базируется на новых формах и методах хозяйствования. Переход на новые методы требует проведения реинжиниринга, что, в свою очередь, требует модернизации структуры управления. Известны линейная, матричная, функциональная, дивизиональная и адаптивная структуры управления.
Нами предложена при перепланировке бизнес-процессов матричная продуктовая структура управления с «внутренними рынками» (рис. 2).
В предложенной структуре управления управляющие по товарам отвечают полностью за создание, производство и сбыт продукции, ее послепродажное обслуживание. При этом часть финансовых средств, в размере оговоренного процента, перечисляется высшему уровню менеджмента на его содержание. Высший уровень управляющих определяет стратегию развития предприятия и координирует действия управляющих по товарам. Функциональные отделы и обслуживающие службы работают по договорам с управляющими по товарам. Таким образом «центры доходов», «центры расходов», «центры прибыли» и «центры инвестиций» находятся в товарных группах, а это является мощным мотивационным фактором. При этом центры ответственности находятся на пересечении интересов управляющих по товарам и исполнителями работ. Предложенная матричная структура управления предприятием отличается от широко применяемой тем, что в ней исключается двойное подчинение исполнителей и взаимодействие внутренних подразделений основано на рыночных отношениях. Данная структура управления сочетает в себе преимущества крупного предприятия (эффект масштаба производства) и гибкость малого предприятия, так как в пределах одного товара при наличии ресурсов можно своевременно отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Одним из основных направлений адаптивного поведения машиностроительного предприятия является гибкость производства, которая определяется, прежде всего, соотношением специального высокопроизводительного и универсального оборудования.
Анализ производственной программы ОАО «Тамбовполимермаш» за 1998 -2004 годы показал значительные колебания трудоемкости по группам технологического оборудования (табл. 1).
Минимальная (постоянно находящаяся в общем объеме) трудоемкость в анализируемом периоде дает основание для применения специализированного оборудования, в количественном выражении определяемого по формуле
М'С = Ті тт / Fд К
Тогда количество универсальных станков, Ніу можно определить по формуле
■іїіу = (Ті тах - Ті ттУ-^д КЬ
где ^д - действительный годовой фонд времени работы одного станка, ч; Кі - коэффициент интегрального использования оборудования.
Высший уровень управления
£
Функциональные отделы Обслуживающие службы
Управляющие по товарам SO in еч
Рис. 2 Матричная структура управления по
товарам с организацией «внутренних рынков»: - центры ответственности (внутренние рынки); 1-6 - товары
Отклонения трудоемкости производственной программы
Трудоемкость, нормо-часы Разница между
Г руппа станков базовая, с 1999 года, Тшп максимальная, 1998-2004 гг., Ттах максимальной и базовой трудоемкостью, нормо-часы
Токарная 80542,94 134990,229 54447,289
Фрезерная 15б00,207 3188б,907 16286,7
Расточная 5473,57 1б033,29 10559,72
Сверлильная бб59,7б 12517,038 5857,278
Строгальная 1б9б,008 2495,82 799,812
Долбежная 34,9б 155,48 120,52
Протяжная 755,4 1533 777,6
Шлифовальная и доводочная 4871,27б б952,938 2081,662
Зубо-резьбообраба- тывающая 7924,587 15974,042 8049,455
Если оборудование не задействовано в работе, то его можно считать технологически необходимым. Излишнее оборудование необходимо реализовать.
Базой адаптивного поведения предприятия являются финансовые ресурсы. При формирования стратегии развития во избежание стратегического разрыва необходим прогноз пороговых значений объемов продаж. Нами предложена методика прогнозирования пороговых значений объемов продаж на основе математического метода сеток и компьютерной программы. Предложенная программа позволяет определить порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия во времени, что дает возможность прогнозировать финансовое положение предприятия.
Для производителя представляет интерес объем продаж во времени с учетом изменения таких параметров как розничная цена, постоянные годовые издержки, себестоимость продукции, переменные издержки на единицу выпускаемого изделия и определения математической зависимости, описывающей конъюнктуру данного продукта на рынке с целью возможного прогнозирования точки безубыточности и запаса финансовой прочности. Для этого надо перейти от плоской системы координат к пространственной. По осям: Х откладываются объемы продаж, У - затраты, прибыль, 2 - время с разбивкой периода исследования (кварталы, полугодия, годы). В этом случае точка безубыточности рассматривается как многокритериальная математическая зависимость [3]
Е = / (0, ^, 5, V, О,
где 0 - объем продаж, шт. (руб.); ^ - годовые постоянные издержки фирмы, руб.; 5 - оптовая цена фирмы, руб.; V - переменные издержки на единицу изделия, руб.; t - время, год (квартал, месяц, день).
Полученные математические зависимости порога рентабельности по продукции ОАО «Пигмент» за период с 2000 по 2004 годы
Цвет красителя Полученная математическая зависимость
Зеленый 3 2 у = а + Ьх + сх + ё 1п х / х а = -1,6е + 09; Ь = 798577,21; с = -0,0389; ё = 1,862е + 14
Желтый у = а + Ьх2 + сх0,5 а = 11441481; Ь = 0,95199; с = -340987,8
Красный у = а + Ь(1п х)2 + с 1п х + ёв~х а = 4,65е + 0,8; Ь = 8054744,1; с = -1,224е + 08; ё = -8,93е + 869
Голубой у = ^1 а + Ьв~х а = 399,55; Ь = 3,48е + 870
Примечание: х - годы; у - пороговые объемы продукции.
Таблица 3
Прогноз порога рентабельности по видам красителей на ОАО «Пигмент» в 2005-2007 годах
Объемы производства красителя в будущем, т 2005 2006 2007
Зеленый 22 22,7 24
Желтый 25 28 32
Красный 10 15 18
Г олубой 18 19,5 21
На основе полученных математических зависимостей определен прогноз пороговых значений по видам продукции ОАО «Пигмент».
Из вышесказанного следует, что на основе математического моделирования по отобранным математическим зависимостям можно прогнозировать во времени пороговые значения объемов продаж, а с учетом спроса ориентировочно можно определять и запас финансовой прочности.
Таким образом, формирование адаптивного поведения промышленных предприятий является комплексной проблемой, решение которой позволит на основе изучения конъюнктуры рынка переориентировать стратегию предприятия с выживания на экономический рост. При этом основными направлениями адаптации предприятий к изменениям во внешней среде являются:
- перепланировка бизнес-процессов с приведением в соответствие структуры управления предприятием;
- оптимизация структуры парка технологического оборудования;
- мониторинг и прогнозирование финансового состояния предприятия.
1 Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление / В.Г. Ели-феров, В.В. Репин. - М.: ИНФРА-М, 2005. -319 с.
2 Масленникова, Н.П. Менеджмент в инновационной сфере / Н.П. Масленникова, А.В. Желтенков. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. - 536 с.
3 Жариков, В. В. Моделирование технико-экономических процессов на промышленных предприятиях / В.В. Жариков // Организатор производства. № 2 (21). - М.: «Экономика и финансы», 2004. - С. 45-48.
Main Trends in Industrial Enterprises Adaptation to New Economic Situation
V.V. Zharikov
Department of Economics and Management, TSTU
Key words and phrases: formation algorithm; adaptive behavior; domestic markets; matrix structure; monitoring and forecasting; industrial enterprise; financial situation.
Abstract: Background and algorithm of formation of adaptive behavior of industrial enterprises in competitive media are considered; matrix structure of managing products in domestic markets and the method of forecasting marginal sales level are proposed.
Hauptrichtungen der Adaptierung der Industriebetriebe zu den neuen okonomischen Wirtschaftsbedingungen
Zusammenfassung: Es sind die Voraussetzungen und Algorithmen der Formie-rung des Adaptievverhaltens der Industriebetriebe im Konkurrenzmedium betrachtet. Es ist die Matrixstruktur der Warensteuerung mit den “Innenmarkten” und die Methodik der Prognostizierung der Schwellenumsatzvolumina vorgeschlagen.
Orientations generales de l’adaptation des entreprises industrielles pour de nouvelles conditions industrielles
Resume: Sont examines les conditions et l’algorithme de la formation du com-portement adaptatif des entreprises industrielles dans un milieu concurrenciel, est pro-posee la structure matricielle de la gestion des marchandises avec les «marches inte-rieurs» ainsi que la methode de la prevision du seuil des volumes des ventes.