Научная статья на тему 'Основные мотивационные аспекты туристической деятельности'

Основные мотивационные аспекты туристической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3120
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПУТЕШЕСТВИЕ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ЦЕЛЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / МОТИВ / THE TOURISM / JOURNEY / TOURIST MOTIVATION / NEED / PURPOSE / DECISION MAKING / MOTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луганская Елена Васильевна

Потребность человека в отдыхе от рутинных будней и работы, приводит к принятию решения о смене обстановки и проведению свободного времени вне дома. Туристическая мотивация является важнейшим компонентом принятия решения о путешествии в жизни человека. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы. Понимание мотивов потенциальных туристов имеет большое значение при проектировании, составлении и организации процесса реализации туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные мотивационные аспекты туристической деятельности»

Луганская Елена Васильевна

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612584265)

Основные мотивационные аспекты туристической деятельности

Аннотация

Потребность человека в отдыхе от рутинных будней и работы, приводит к принятию решения о смене обстановки и проведению свободного времени вне дома. Туристическая мотивация является важнейшим компонентом принятия решения о путешествии в жизни человека. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы. Понимание мотивов потенциальных туристов имеет большое значение при проектировании, составлении и организации процесса реализации туристского продукта.

Annotation

Need of the person in rest from stale week and work, brings about decision making about change the situation and undertaking of free time outside of building. The tourist motivation is a most important component decision making about journey in lives of the person. The tourist motives as defining component of the demand must be prescribed in base of activity tourist firms. Understanding motive potential tourist is of great importance when designing, formation and organizations of the process to realization of the tourist product.

Ключевые слова: туризм, путешествие, туристическая мотивация, потребность, цель, принятие решения, мотив.

Key words: the tourism, journey, tourist motivation, need, purpose, decision making, motive.

Туризм стал неотъемлемой частью и необходимостью жизни человека. Стремление человека к многообразию впечатлений приводит к четкому решению провести свободное время вне дома, рассчитывая при помощи смены места снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой и окружающим миром. Чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристического назначения и характера деятельности во время путешествия? Мотивация путешествия и выбора туристического продукта является одним из основных моментов позволяющих получить ответы на эти вопросы.

Туристическая мотивация - важнейшая составляющая системы туристической деятельности. Туристическая мотивация может быть определена как побуждение человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т.д.[ 1]/

Потребность является наиболее важным элементом мотивации. Потребности - очень подвижные, меняющиеся в пространстве и времени явления, в их дифференциации отражаются важнейшие черты жизнедеятельности индивидов. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребность является источником активности личности [2]. Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, желаниях), побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче, чем потребность [3].

На протяжении всей истории существования туризма его потребности трансформировались. В советские времена путешествия и туризм связывались не только с ожиданиями необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, но и с восприятием исторической и преродно-

______________________________________96

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 2

эстетической реальности. Ранее преобладали культурные и психологические мотивы, люди путешествовали, чтобы познакомиться с культурой других стран, посмотреть на мир, отдохнуть от рутины и привычного ритма жизни. На данный момент туристы, помимо знакомства с культурой другой страны, стремятся больше узнать о быте людей, повседневной жизни, привычках, обычаях, традициях [4].

По мнению доктора исторических наук, профессора В.А. Квартальнова не все туристские мотивы, могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать. Он предложил классификацию туристских мотивов по двум основаниям: цель путешествия и интересов различных туристских групп. Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристических мотивов.

В зависимости от цели путешествия потребности условно можно классифицировать следующим образом:

1. Отдых:

снять стресс, накопленный за определенный период времени;

сменить обстановку и природно-климатические условия;

побыть в окружении других людей; познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;

побыть в новом для себя роли - получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и уход;

получить удовольствие от новых ощущений; потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.

2. Познание:

увидеть достопримечательности и явления природы;

познакомиться с достижениями культуры, науки и техники;

посетить исторические места и сооружения; сделать уникальные фотографии, снять видеофильм.

3. Развлечение:

посетить аттракционы и аквапарки; посетить известные театры, цирки, казино, кабаре и т.д.;

посетить карнавалы, фестивали национальные праздники;

посетить в качестве болельщика крупные спортивные состязания и игры.

4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, а лечение - различную функциональную нагрузку. В зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

o оздоровительный - общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);

o лечение в качестве сопутствующей программы, т.е. не как основная цель;

лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники и т.п.).

5. Паломничество: праздновании культовых обрядов; самосовершенствование и утверждение в сане и определенного положения в общине;

познание духовного "нового", получение заряда духовной энергии [5].

Существуют так же доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.

1. Возраст. Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор.

2. Образование. Этот фактор инициирует позывы увидеть непосредственно явления, достопримечательности, культурно-зрелищные события.

3. Социальная принадлежность. Оказывает существенное влияние на мотивацию выбора отдыха. Выделяют следующие социальные группы:

рабочие и служащие они составляют значительное число туристов, как правило, из-за монотонной работы они стремятся к активному отдыху);

учащиеся и студенты (они составляют подавляющую часть групп познавательного туризма); пенсионеры;

фермеры и работники подсобных хозяйств (они редко могут позволить себе путешествия в связи с отсутствием четко регулируемого отпуска).

4. Менталитет. Определяется в основном воздействием общества, в котором человек проводит большую часть своего времени, что, в свою очередь, зависит от уровня образования и занимаемого в обществе положения. Обычно во время отдыха имеет место стремление к восполнению недостающих эмоций и ощущений.

5. Конфессия. Представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям и удовлетворяют их познавательные и духовные интересы соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов и молитв.

97

6. Доход. Играет в туризме существенную роль. Турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия исходя из их стоимости и своих материальных возможностей.

7. Работа. Ее вид, характер, напряженность оказывают влияние на формирование мотивов выбора путешествия, так как именно на работе человек проводит большую часть времени, подвержен сильному влиянию вида трудовой деятельности и трудового коллектива.

8. Отпуск. Его наличие, продолжительность, а также дотации к отпуску влияют на мотивацию путешествия и выбор туристского продукта. Отсутствие отпуска лишает человека возможности совершать длительные туры, оставляя ему лишь маршруты выходного дня.

9. Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек, имеющий какой-либо недуг, постарается выбрать путешествие, дающее возможность лечения, оздоровления, принятия процедур.

10. Численность туристской группы. Существуют индивидуальные туры или малая группа (до 10 человек) и группа более 30 человек.

11. Географическое направление. На выбор географического направления в значительной степени влияет подготовленность туриста, в том числе сведения, полученные им из учебной, популярной и другой литературы, средств массовой информации, образующие фундамент его географических, краеведческих и страноведческих знаний.

12. Сезонность. Туристские ресурсы в силу их географического положения и климатических особенностей обладают сезонной привлекательностью. Выделяют сезоны:

"высокий" - период, наиболее благоприятный для отдыха в конкретной местности в определенное время;

"средний" - период, когда отдых возможен, но при менее комфортных условиях, чем в "высокий" сезон;

"низкий" - относительно неблагоприятный период для отдыха в конкретном месте в определенное время.

13. Активность. Туризм предполагает пассивный и активный отдых. Активность на работе генерирует желание спокойного отдыха и, наоборот, умственный труд - необходимость физической нагрузки, эмоциональной встряски и т. д. [6]

Специфические интересы различных туристских групп позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста.

1. Природные и климатические мотивы. Рель 9

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 2

еф местности, растительность, температура воздуха и т. д. чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т. д.

2. Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла и другие составляют культурное наследие страны.

3. Экономические мотивы. Охватывают стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия и т. д.

4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. [7]

Выявление, знание и использование туристских мотивов должны стать важнейшей стратегией туристского предприятия, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынков. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый и взаимодополняющий подход: с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов потребителя, ориентация на них производства, адресность турпродукта; с другой -активное воздействие на существующие мотивы, их формирование. Понимание мотивов потенциальных туристов имеет большое значение при проектировании, составлении и организации процесса реализации туристского продукта. Поэтому важно установить мотивации потенциальных туристов, чтобы предоставить на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени будет соответствовать ожиданиям потребителя.

Таким образом, понимание и использование туристских мотивов, знание различных моделей путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского продукта, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского направления.

1.Щитова Н.А. География образа жизни: теория и практика регионального исследования. - Ставрополь, 2005. С. 27.

2.Маслоу А. Мотивация личности. СПб.: Питер, 2006. 352 с.

3.Психология. Словарь /Под. ред. А.В. Петровского, М.Г Ярошевского. М. : Политиздат, 1990. 494 с.

4.Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский дом Герда, 2007. 576 с.

5.Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: Избр. Произведения: В 4-х т. М.: Финансы и статистика, 2002.

6.Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и

статистика, 2007. 336 с. : ил.

7. Чабан В. С. Социокультурные мотивации и практики различных социальных групп модернизирующийся России в сфере отдыха и туризма. Ростов н/Дону: РГПУ, 2006. 6 с.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.