решения управленческих задач. Ключевые принципы:
- Моделирование.
- Оптимизация.
- Анализ данных.
Инновационный менеджмент. Основная идея: Управление инновациями как ключевым фактором успеха в условиях динамично меняющейся среды. Ключевые принципы:
- Поиск и внедрение новых идей.
- Развитие творческого потенциала сотрудников.
- Управление рисками.
Важно понимать, что различные концепции менеджмента не являются взаимоисключающими, а скорее дополняют друг друга. Эффективное управление предполагает комплексный подход и гибкое применение различных принципов и методов. Список использованной литературы:
1. Stewart R. C. Managing and organizations. 2021.
2. Hayes J. Theory and practice of change management. 2021.
3. James M. The little book big management theories. 2017.
© Тагангылыджова Г., 2024
Тачмухаммедова А.,
Преподаватель,
Туркменский государственный институт экономики и управления.
г. Ашгабад, Туркменистан
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Аннотация
Эффективное управление организацией предполагает комплексное и сбалансированное использование всех функций менеджмента в данной статье речь пойдет про основные моменты и функции менеджмента.
Ключевые слова:
мотивация, функции менеджмента
Функции менеджмента - это основные виды управленческой деятельности, направленные на достижение целей организации. Традиционно выделяют следующие основные функции:
1. Планирование:
Планирование - это краеугольный камень эффективного менеджмента. Оно закладывает фундамент для всех остальных функций и определяет направление развития организации. Процесс планирования включает в себя:
- Анализ текущей ситуации. Оценка сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды (SWOT-анализ), анализ рынка, конкурентов, внутренних ресурсов.
- Прогнозирование. Предвидение будущих тенденций и изменений, которые могут повлиять на организацию.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »
ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500
№4 / 2024
Постановка целей и задач. Определение желаемого результата деятельности организации и конкретных шагов для его достижения. Цели должны быть SMART: Specific (конкретные), Measurable (измеримые), Achievable (достижимые), Relevant (релевантные) и Time-bound (ограниченные по времени).
Разработка стратегий и планов. Определение путей достижения целей, разработка планов действий, включающих распределение ресурсов, сроки выполнения и ответственных лиц.
Распределение ресурсов. Определение необходимых ресурсов (финансовых, материальных, человеческих) и их распределение для выполнения планов.
Виды планирования:
Стратегическое планирование. Определение долгосрочных целей и общей стратегии развития организации.
Тактическое планирование. Разработка планов для достижения конкретных целей в рамках стратегии.
Оперативное планирование. Планирование повседневной деятельности организации.
Организация - это процесс создания структуры, которая обеспечивает эффективное выполнение планов. Основные задачи организации:
- Разделение труда. Разбиение работы на отдельные задачи и распределение их между сотрудниками в соответствии с их квалификацией и способностями.
- Формирование организационной структуры. Определение иерархии управления, подразделений и взаимосвязей между ними.
- Подбор и расстановка персонала. Поиск и отбор сотрудников, обладающих необходимыми навыками и знаниями, а также их распределение по должностям.
- Определение полномочий и ответственности: Четкое определение прав и обязанностей каждого сотрудника и подразделения.
- Координация деятельности подразделений. Обеспечение согласованной работы всех подразделений организации для достижения общих целей.
Виды организационных структур:
Линейная структура. Простая иерархическая структура с прямым подчинением.
Функциональная структура: Структура, основанная на разделении труда по функциям (производство, маркетинг, финансы).
Матричная структура. Структура, сочетающая элементы линейной и функциональной структур.
Дивизиональная структура. Структура, основанная на разделении организации на автономные подразделения (дивизионы).
Мотивация. Мотивация - это процесс побуждения людей к действиям для достижения целей организации. Основные задачи мотивации:
Анализ потребностей и мотивов работников. Выявление того, что побуждает сотрудников к эффективной работе (материальные потребности, потребность в признании, самореализации).
Разработка системы мотивации. Создание системы поощрений и наказаний, которая будет стимулировать работников к достижению целей организации.
Поощрение и наказание. Применение различных методов поощрения (премии, повышение в должности) и наказания (выговор, увольнение) для поддержания дисциплины и стимулирования эффективной работы.
Формирование корпоративной культуры. Создание атмосферы, которая способствует высокой мотивации и вовлеченности сотрудников. Теории мотивации:
Маслоу. Иерархия потребностей (физиологические, безопасности, принадлежности, признания,
самореализации).
Герцберг. Двухфакторная теория (гигиенические факторы и мотивирующие факторы). Макклелланд. Теория потребностей (власти, успеха, принадлежности). Методы мотивации:
Материальные. Заработная плата, премии, бонусы, льготы.
Нематериальные. Признание, похвала, возможности для развития, интересная работа, участие в принятии решений.
Контроль. Суть: Мониторинг выполнения планов и корректировка деятельности организации. Задачи:
- Установка стандартов и показателей.
- Сбор информации о результатах деятельности.
- Анализ отклонений от планов.
- Принятие корректирующих мер.
Примеры. Анализ финансовой отчетности, проведение аудита, оценка эффективности работы сотрудников. Взаимосвязь функций: Функции менеджмента тесно взаимосвязаны и осуществляются в определенной последовательности, образуя цикл управления. Например, планирование является основой для организации, мотивация необходима для эффективного выполнения планов, а контроль позволяет оценить результаты и внести корректировки в планы.
Дополнительные функции. В зависимости от конкретной ситуации, могут выделяться дополнительные функции менеджмента, такие как:
Коммуникация. Обмен информацией между участниками организации.
Принятие решений. Выбор оптимального варианта действий из нескольких альтернатив.
Лидерство. Влияние на поведение людей для достижения целей.
Управление изменениями. Адаптация организации к изменяющимся условиям внешней среды. Эффективное управление организацией предполагает комплексное и сбалансированное использование всех функций менеджмента. Список использованной литературы:
1. Stewart R. C. Managing and organizations. 2021.
2. Hayes J. Theory and practice of change management. 2021.
3. James M. The little book big management theories. 2017.
© Тачмухаммедова А., 2024
Тяшлиев Эзиз
Преподаватель,
Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПОВЕДЕНИЯ Аннотация
В этой статье рассматривается поведенческие тесты поведения, экономические деятельности и отношения между людьми и организациями, финансовые риски, экономические взаимодействия людей, экспериментальная моделирования аналогичных ситуаций, распределение совокупного