Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА'

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
мотивация / функции менеджмента

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тачмухаммедова А.

Эффективное управление организацией предполагает комплексное и сбалансированное использование всех функций менеджмента в данной статье речь пойдет про основные моменты и функции менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА»

решения управленческих задач. Ключевые принципы:

- Моделирование.

- Оптимизация.

- Анализ данных.

Инновационный менеджмент. Основная идея: Управление инновациями как ключевым фактором успеха в условиях динамично меняющейся среды. Ключевые принципы:

- Поиск и внедрение новых идей.

- Развитие творческого потенциала сотрудников.

- Управление рисками.

Важно понимать, что различные концепции менеджмента не являются взаимоисключающими, а скорее дополняют друг друга. Эффективное управление предполагает комплексный подход и гибкое применение различных принципов и методов. Список использованной литературы:

1. Stewart R. C. Managing and organizations. 2021.

2. Hayes J. Theory and practice of change management. 2021.

3. James M. The little book big management theories. 2017.

© Тагангылыджова Г., 2024

Тачмухаммедова А.,

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления.

г. Ашгабад, Туркменистан

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Аннотация

Эффективное управление организацией предполагает комплексное и сбалансированное использование всех функций менеджмента в данной статье речь пойдет про основные моменты и функции менеджмента.

Ключевые слова:

мотивация, функции менеджмента

Функции менеджмента - это основные виды управленческой деятельности, направленные на достижение целей организации. Традиционно выделяют следующие основные функции:

1. Планирование:

Планирование - это краеугольный камень эффективного менеджмента. Оно закладывает фундамент для всех остальных функций и определяет направление развития организации. Процесс планирования включает в себя:

- Анализ текущей ситуации. Оценка сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды (SWOT-анализ), анализ рынка, конкурентов, внутренних ресурсов.

- Прогнозирование. Предвидение будущих тенденций и изменений, которые могут повлиять на организацию.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№4 / 2024

Постановка целей и задач. Определение желаемого результата деятельности организации и конкретных шагов для его достижения. Цели должны быть SMART: Specific (конкретные), Measurable (измеримые), Achievable (достижимые), Relevant (релевантные) и Time-bound (ограниченные по времени).

Разработка стратегий и планов. Определение путей достижения целей, разработка планов действий, включающих распределение ресурсов, сроки выполнения и ответственных лиц.

Распределение ресурсов. Определение необходимых ресурсов (финансовых, материальных, человеческих) и их распределение для выполнения планов.

Виды планирования:

Стратегическое планирование. Определение долгосрочных целей и общей стратегии развития организации.

Тактическое планирование. Разработка планов для достижения конкретных целей в рамках стратегии.

Оперативное планирование. Планирование повседневной деятельности организации.

Организация - это процесс создания структуры, которая обеспечивает эффективное выполнение планов. Основные задачи организации:

- Разделение труда. Разбиение работы на отдельные задачи и распределение их между сотрудниками в соответствии с их квалификацией и способностями.

- Формирование организационной структуры. Определение иерархии управления, подразделений и взаимосвязей между ними.

- Подбор и расстановка персонала. Поиск и отбор сотрудников, обладающих необходимыми навыками и знаниями, а также их распределение по должностям.

- Определение полномочий и ответственности: Четкое определение прав и обязанностей каждого сотрудника и подразделения.

- Координация деятельности подразделений. Обеспечение согласованной работы всех подразделений организации для достижения общих целей.

Виды организационных структур:

Линейная структура. Простая иерархическая структура с прямым подчинением.

Функциональная структура: Структура, основанная на разделении труда по функциям (производство, маркетинг, финансы).

Матричная структура. Структура, сочетающая элементы линейной и функциональной структур.

Дивизиональная структура. Структура, основанная на разделении организации на автономные подразделения (дивизионы).

Мотивация. Мотивация - это процесс побуждения людей к действиям для достижения целей организации. Основные задачи мотивации:

Анализ потребностей и мотивов работников. Выявление того, что побуждает сотрудников к эффективной работе (материальные потребности, потребность в признании, самореализации).

Разработка системы мотивации. Создание системы поощрений и наказаний, которая будет стимулировать работников к достижению целей организации.

Поощрение и наказание. Применение различных методов поощрения (премии, повышение в должности) и наказания (выговор, увольнение) для поддержания дисциплины и стимулирования эффективной работы.

Формирование корпоративной культуры. Создание атмосферы, которая способствует высокой мотивации и вовлеченности сотрудников. Теории мотивации:

Маслоу. Иерархия потребностей (физиологические, безопасности, принадлежности, признания,

самореализации).

Герцберг. Двухфакторная теория (гигиенические факторы и мотивирующие факторы). Макклелланд. Теория потребностей (власти, успеха, принадлежности). Методы мотивации:

Материальные. Заработная плата, премии, бонусы, льготы.

Нематериальные. Признание, похвала, возможности для развития, интересная работа, участие в принятии решений.

Контроль. Суть: Мониторинг выполнения планов и корректировка деятельности организации. Задачи:

- Установка стандартов и показателей.

- Сбор информации о результатах деятельности.

- Анализ отклонений от планов.

- Принятие корректирующих мер.

Примеры. Анализ финансовой отчетности, проведение аудита, оценка эффективности работы сотрудников. Взаимосвязь функций: Функции менеджмента тесно взаимосвязаны и осуществляются в определенной последовательности, образуя цикл управления. Например, планирование является основой для организации, мотивация необходима для эффективного выполнения планов, а контроль позволяет оценить результаты и внести корректировки в планы.

Дополнительные функции. В зависимости от конкретной ситуации, могут выделяться дополнительные функции менеджмента, такие как:

Коммуникация. Обмен информацией между участниками организации.

Принятие решений. Выбор оптимального варианта действий из нескольких альтернатив.

Лидерство. Влияние на поведение людей для достижения целей.

Управление изменениями. Адаптация организации к изменяющимся условиям внешней среды. Эффективное управление организацией предполагает комплексное и сбалансированное использование всех функций менеджмента. Список использованной литературы:

1. Stewart R. C. Managing and organizations. 2021.

2. Hayes J. Theory and practice of change management. 2021.

3. James M. The little book big management theories. 2017.

© Тачмухаммедова А., 2024

Тяшлиев Эзиз

Преподаватель,

Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова

Ашхабад, Туркменистан

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПОВЕДЕНИЯ Аннотация

В этой статье рассматривается поведенческие тесты поведения, экономические деятельности и отношения между людьми и организациями, финансовые риски, экономические взаимодействия людей, экспериментальная моделирования аналогичных ситуаций, распределение совокупного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.